Сейчас менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в IT и отличным способом развития soft & hard skills. На рынке уже тысячи менторов по различным тематикам. Но где же найти этого эксперта, который подскажет верный путь, поможет решить рабочую задачу, составить план развития или прокачать новый навык?
Кто такой ментор?
Ментор — это эксперт в своей области, который помогает другому человеку строить карьеру, развивать скиллы и избегать типичных ошибок. Другими словами, это наставник, который добился успеха и готов делиться свои опытом с другим человеком.
«Спасибо, что показал, как созданное нами может изменить мир!»
Марк Цукерберг после смерти своего наставника Стива Джобса.
Ментором может быть как ваш руководитель или старший товарищ на текущем месте работы, так и специалист из другой компании. Главное, чтобы у этого человека был большой опыт в вашей сфере:
- Занимал такую же позицию (или выше на пару ступеней) в вашей или другой компании;
- Работает в той компании, в которую вы хотите попасть;
- Работал/запускал/развивал похожий продукт на ваш.
Ментор поможет достичь цели или решить проблему быстрее и с меньшими потерями. Ведь все это он проходил уже на своем опыте, сам много раз ошибался и теперь знает как сделать лучше и быстрее, набив как можно меньше шишек.
Площадки менторов
Разберем самые крупные в России площадки по менторству и наставничеству, в которых я менторю сам и могу их рекомендовать. На этих площадках можно найти ментора по тематике: программирование, продакт/проджект менеджмент, дизайн, аналитика, продажи, маркетинг, развитие бизнеса, карьера, поиск работы и т.д.
Getmentor – открытое сообщество IT-наставников
Некоммерческая площадка от Георгия Могелашвили, разработчик из Shopify, ex-Booking. За свою работу площадка не берет никакой комиссии, оплаты за участие и прочих обязательных взносов и вознаграждений ни от менторов, ни от менти. Но есть возможность задонатить на развитие площадки 🙂
- Количество менторов: 400+;
- Бесплатные менторы: есть, много;
- Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
- Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора, оставляете заявку на сайте и он с вами связывается;
- Доп. плюшки: отсутствуют.
Telegram-бот для поиска менторов от Анны Булдиной, автора популярного telegram-канала No Flame No Game про продакт-менеджмент. Бот помогает менторам и менти находить друг друга.
- Количество менторов: 800+, самое большое количество менторов на рынке РФ;
- Бесплатные менторы: есть, много;
- Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
- Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора и связываетесь с ним в telegram;
- Доп. плюшки: отсутствуют.
Solvery.io – обучение IT 1 на 1 с наставником
Коммерческая площадка от Антона Волкова и Маши Конопелько. Площадка активно развивается как в РФ, так и на зарубежном рынке, привлекает инвестиции и партнерства с крупными компаниями. Сейчас активно развивают свой youtube-канал и проводят там бесплатные трансляции с менторами.
- Количество менторов: 800+;
- Бесплатные менторы: нет, но есть менторы с низким прайсом (до 1000р за занятие);
- Комиссия: площадка берет комиссию;
- Помощь в подборе ментора: есть, менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
- Доп. плюшки: telegram-бот напомнит о предстоящем занятии; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; скидки за покупку сразу нескольких занятий; можно купить подарочный сертификат на консультацию.
Эйч. Сервис развития карьеры
Коммерческая организация, которая в первую очередь ориентируется на помощи с трудоустройством, релокацией и ростом в карьере. Помимо менторских консультаций, также есть услуги по составлению резюме и сопроводительного письма для самых ленивых 🙂 Параллельно ребята развивают сервис для поиска работы БУДУ.
- Количество менторов: 200+;
- Бесплатные менторы: нет;
- Комиссия: площадка берет комиссию;
- Помощь в подборе ментора: менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
- Доп. плюшки: все занятия записываются и вы сможете их пересмотреть; менеджер напомнить о занятии и заранее вышлет ссылку на zoom; в стоимость одной консультации входит неделя общения с ментором; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; можно купить подарочный сертификат на консультацию.
Менторская площадка от Михаила Грекова (Product Manager, автор telegram-каналов Продуктовошная и Про удобство). Самая молодая площадка из перечисленных, но активно развивающаяся. Помимо менторства также есть онлайн-курсы.
- Количество менторов: 80+;
- Бесплатные менторы: есть, но за них придется разово заплатить 1000р площадке;
- Комиссия: площадка берет комиссию;
- Помощь в подборе ментора: есть возможность оставить заявку на подбор ментора или самостоятельно выбрать и оплатить консультацию;
- Доп. плюшки: выдают сертификат после 5 занятий с ментором; возврат денег, если за первые 15 мин консультации поняли, что ментор не подходит.
Другие сервисы по подбору менторов
- United Mentors – бизнес-менторство;
- Клуб менторов – Развиваем бизнесы и их основателей;
- Experum – менторы и эксперты для вас и вашего бизнеса;
- Miranna – платформа индивидуального обучения для женщин;
- Менторская программа МГУ;
- Менторская программа РЭШ;
- Менторская программа НИУ ВШЭ;
- Айти менторы от Антона Назарова.
Помимо специализированных площадок, вы также можете искать ментора в социальных сетях (linkedin или facebook), на обучении в онлайн-школах (у нас в ProductStar.ru есть менторы по продакт менеджменту), на форумах или офлайн/онлайн конференциях для айтишников.
Делитесь в комментариях своим опытом о работе с менторами или наставниками. Прибегали к услугами менторов? Помог ли ментор в решении вашей задачи?
Наставничество помогает расти в карьере, строить прочные отношения с окружающими и получать удовлетворение от жизни ментору и подопечному. Разбираемся, как работает менторинг, где найти наставника и как им стать
- Кто это
- Кому подойдет
- Виды
- Обязанности
- Фазы
- Как стать
- Как найти
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор (наставник) — это опытный профессионал, источник знаний и ответов в различных сферах. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто становится ментором
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Виды наставников
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Коуч
Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.
Тренер
Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.
Фасилитатор
Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Ментор:
- предлагает свою экспертизу и время;
- фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
- поддерживает менти словами и действиями;
- терпеливо и внимательно слушает;
- дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
- советует без конкретного алгоритма действий;
- предлагает поддержку со стороны;
- хранит договоренности и секреты;
- уважает время подопечного;
- открыт, честен, надежен и заботлив.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Менти:
- формулирует цели обучения;
- выделяет время и силы на свое развитие;
- открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
- готовится к каждой встрече;
- задает вопросы;
- запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
- объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
- уважает и благодарит ментора;
- готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
- не разглашает договоренности;
- уважает время наставника.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
Запись встречи рэпера Diddy со своим наставником — миллиардером Реем Далио. Посмотрите, как ментор дает советы, а подопечный делится мыслями и страхами
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
- давайте развернутые ответы и комментарии;
- не перебивайте наставника;
- используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
- интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
- обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
- не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
- выделяйте достаточно времени на встречи;
- выполняйте свои обещания;
- уважайте наставников, подопечных и их границы;
- признавайте и исправляйте свои ошибки;
- вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
- хвалите партнера наставничества за достижения и действия;
- указывайте на положительные черты характера, например, настойчивость или целостность;
- хвалите перед другими людьми;
- благодарите;
- пишите обнадеживающие письма или голосовые сообщения;
- говорите, как собеседник вам помог.
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Фото: Jo Szczepanska / Unsplash
Чтобы использовать этот навык:
- узнайте, что для вас важно;
- определите свои сильные и слабые стороны;
- выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
- поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
- точно опишите ваши способности в текущей ситуации.
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
- Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
- Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
- Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
- Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
- Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
- Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
- Открыто делитесь своими целями и страхами.
- Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
- Не ждите конкретного совета.
- Делитесь своими ошибками и неудачами.
- Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
- Поощряйте своего наставника или подопечного.
- Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
- «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли
- «Наставничество 101: Что нужно знать каждому лидеру», Джон Максвелл
- «Элементы стиля». Уильям Странк-младший и Элвин Брукс Уайт
- «Как добраться до Да», Роджер Фишер и Уильям Ури
- «Книга решений: 50 моделей стратегического мышления», Микаэль Крогерус и Роман Чеппелер
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Время на прочтение
3 мин
Количество просмотров 45K
Грамотный наставник играет большую роль в пути к успеху. Но как найти ментора, как вести себя с ним? Об этом рассказывают бывший госсекретарь США, основатели нескольких успешных стартапов и один из лучших авторов New York Times.
1. Речь о человеке, не о должности
«Для меня наставничество жизненно необходимо. Я приписываю большую часть своего успеха тому, что у меня было много отличных менторов, людей, к которым я могла придти и у которых могла спросить совета», — пишет Алекса фон Тобель, основатель и глава сервиса для финансового планирования LearnVest.com. Алекса отмечает, что важны знания и личные качества наставника: если ваш ментор не думает наперёд или же не самый честный человек, то он сам станет проблемой.
2. Не надо ждать отношений — наставничество имеет разные формы
«Маленький совет от меня: не надо обязательно искать человека, с которым вы можете выстроить отношения, но ищите того, к кому вы сможете придти и задать простой вопрос, кто сможет легко ответить вам по почте», — советует Джанет Мок, автор New York Times. Когда у вас есть конкретный вопрос к конкретному человеку, которому вы доверяете, вы можете просто задать его — а отсутствие тесных взаимоотношений снимает с вашего наставника давление.
3. Не привязывайтесь к кофе и обедам: будьте гибким
Чем в работе мамы в возрасте от 35 до 45 лет, когда работают, отличаются от мужчин? Мамы хотят проводить время дома с детьми после работы. Неважно, на какое мероприятие их пригласили — для них важнее семья. «Поэтому я не могу думать, как 29-летний одинокий парень. Я должен думать о том, как привлечь свою целевую аудиторию», — говорит Кевин Конрой Смит, основатель The Number Project. Кевин советует не подходить к людям так, как удобно вам: сделайте встречу удобной для другого человека. Не всем нужен ваш кофе. Будьте гибким.
4. В дополнение к поиску ментора смотрите направо и налево
Женева С. Томас, основатель и главный редактор Jawbreaker.nyc, советует приглядеться к вашим коллегам: «Девушка около вас может нанять вас же на работу в течение пяти лет, или она может иметь контакты с крупным брендом, чьи спонсорские доллары вам нужны. Это маленькая планета, отношения очень важны!»
5. Ваши менторы обычно находят вас (не наоборот)
«Мои наставники нашли меня за работой. Мой начальник был моим ментором, когда я получил первую работу на полную ставку в 25 лет. Мой первый босс буквально научил меня делать заказ в ресторане — потому что я была чёрной девочкой из города Инглвуд, Калифорния, и я никогда в жизни не ела суши, не была в Mr. Chow, не ходила в ресторан на Родео Драйв в Беверли Хиллз, но для новой работы я должна была ходить в эти места на встречи. Он купил мне мою первую подарочную карту в Barney’s: помню, я думала „Что такое Barney’s?“ — рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. „Люди думают, что менторы спускаются с небес как ангелы с крыльями и говорят “Я твой ментор». Это не так, это обычно кто-то, кто помогает вам в определенных аспектах жизни и заботятся о вас”.
6. Не надо всегда искать того, кто похож на вас
Кондолиза Райс, директор Global Center for Business and the Economy в Стэнфордском университете советует не искать ментора, который будет похож на вас. «Если бы я искала черную женщину, специалиста по Советским странам, я бы до сих пор ждала», — говорит бывший госсекретарь США. «Большая часть моих наставников были белыми пожилыми мужчинами, потому что именно они преобладают в моей сфере».
7. Не просите карту — спрашивайте о том, как ориентироваться
«Быть ментором — это значит верить в кого-то и заботиться настолько, чтобы делиться своими знаниями. Мои наставники не всегда имели ответы на все вопросы, но они могли делиться мудростью и опытом. Когда я встречаю человека, которого хочу видеть своим ментором, я прошу его рассказывать мне истории. Я хочу сидеть рядом и услышать так много историй из жизни, сколько смогу», — рассказывает Скутер Браун, основатель School Boy Records. «Я рассказываю наставникам, что происходит в моей жизни, и спрашиваю: „Есть что-то в вашей жизни, о чём вы можете рассказать, чтобы помочь мне?“ Я хочу учиться на ошибках прошлого. Я хочу учиться на успехе».
8. Учитесь не только брать, но и отдавать
Менторство должно помогать обеим сторонам, считает главный операционный директор Charm & Chain Джейми Рутенберг. «Во многих аспектах моей карьеры менторство и идея расширения возможностей друг друга было ключевым фактором успеха. И мне нравится быть наставником для других людей, делиться опытом, давать людям учиться на моих ошибках и успехе».
9. Наставничество — не спасательный жилет
Вы не можете заставлять людей спасать себя, не нужно обращаться к ментору только тогда, когда у вас всё идёт очень плохо. Менторство должно быть взаимовыгодным. «Если вы ищете кого-то, от кого хотите помощи, но ничего не даёте взамен — это не круто,» — рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. Вы должны сами что-то привнести в жизнь вашего наставника. «Моя наставница никогда не платил за обед со мной — я оплатила каждый обед, потому что я ценю её».
Какой совет вы можете дать?
Кто был вашим наставником? Был ли человек или люди, которые сильно повлияли на вас как на личность и как на профессионала? Расскажите о своём опыте в комментариях.
Идея менторства не нова: Сократ был учителем Платона, тот был наставником Аристотеля, а Аристотель — ментором Александра Македонского. Сегодня менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в любой профессии и одним из самых действенных способов развития soft skills — гибких навыков вроде креативности и умения работать в команде. Согласно исследованию Американского общества обучения и развития, 75% руководителей компаний считают, что менторство сыграло важную роль в получении их должности. Если у вас еще нет наставника, «Цех» рассказывает, зачем он вам и как с ним работать.
Что такое менторство
Ментор — это профессионал, который безвозмездно делится своим опытом, помогает подопечному развиваться и решать возникающие проблемы. Он обладает глубоким знанием его сферы деятельности и знает, как достичь в ней успеха. Главное правило хорошего наставника —дать менти (от англ. «mentee» — тот, с кем работает ментор) удочку, а не рыбу: задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Ментор только способствует развитию протеже, но все действия менти предпринимает сам.
У кого были менторы
«Спасибо, что показал, как созданное нами может изменить мир», — написал Марк Цукерберг после смерти своего наставника Стива Джобса. На Западе менторство давно и успешно работает, хотя в России еще не особенно прижилось.
Вот еще несколько успешных примеров наставничества: соучредитель сайта Flickr Катерина Фейк была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy — крупнейшей онлайн-площадки для продажи хендмейда и винтажных вещей. Али и Хади Партови, предприниматели из Кремниевой долины, были менторами Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, основателей облачного сервиса хранения данных Dropbox. У самого Стива Джобса на раннем этапе развития наставником был Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple. CEO Google Эрик Шмидт был наставником для его основателей — Сергея Брина и Ларри Пейджа.
Перечислять можно очень долго. Шмидт в своей книге «Как работает Google» писал: «Даже если СЕО — суперзвезда, ему все равно нужен ментор. Ведь и у победителей Олимпиады есть тренеры».
Как это работает
Менторство — это процесс взаимодействия и партнерства. Чаще всего это длительная совместная работа, но, возможно, вы решите поставленную задачу за цикл коротких встреч с наставником. Работа происходит через обсуждение конкретных вопросов, которые пытается решить подопечный. Например, ментор может объяснить, как наладить отношения на работе, получить повышение или справиться со сложной задачей во время обучения.
Иметь ментора — это большое преимущество. Он может направить поток ваших мыслей в нужное русло, показать возможности, которых вы сами не замечаете. Качественные менторские отношения могут помочь вам добиться успеха в конкурентной среде. По
данным Forbes, сотрудники, у которых есть наставники, получают повышение в пять раз чаще, чем те, у кого их нет.
Практика наставничества очень разнообразна: работать с ментором можно как лично, так и через специальные программы (о них читайте ниже). Также менторинг может быть полезен для бизнеса: некоторые компании делают его частью корпоративной культуры или приглашают ментора для работы над определенным проектом. Исследование, проведенное компанией Endeavor, показало, что у 30% основателей самых успешных стартапов в Нью-Йорке за последние 10 лет были менторы.
Что НЕ делает ментор
- не ведет себя как начальник
- не выдает готовое решение по запросу
- не решает краткосрочные задачи вроде «научиться делать презентации в PowerPoint»
- не работает как психотерапевт
Как работать с ментором
Главное правило работы с ментором — активность: перед первой встречей необходимо самостоятельно сформулировать вопросы и задачи, и не ждать, когда наставник придёт и сам что-то предложит. Ментор не должен угадывать, что от него нужно. Важно ценить его время, чем больше пользы вы можете получить за одну встречу с наставником, тем качественнее ваше сотрудничество.
Менторство и коучинг
Сегодня в России больше говорят о коучинге, чем о менторстве. Эти практики объединяют общие принципы и процессы, но основаны на разных типах взаимоотношений. Коучинг — это профессиональный вид деятельности; коучинговым практикам можно научиться, в коучинг часто приходят из психологии, консалтинга, HR. Коуч может вести несколько подопечных из совершенно разных сфер деятельности, ментор же продолжает заниматься своим основным делом, либо помогает менти, «выйдя на пенсию». Коучинг, в отличие от менторства, всегда оплачивается, причем очень хорошо.
Личный опыт: менти
Джиргала Бадмаева, участница менторской программы МГУ
О менторской программе я узнала из соцсетей, но сначала не решилась подать заявку на участие, все откладывала. Причиной этому был незнакомый формат: страшно разговаривать со взрослыми успешными людьми один на один. В 2017 году я стала участником Школы Технологий и Инноваций на базе физического факультета нашего университета. Организаторы, как оказалось, курируют еще и менторскую программу. Плюс ко всему, в рамках школы мы работали с экспертами, которые и были менторами. Так я поняла, что работать с наставником круто, нужно и совсем не страшно.
У меня довольно специфическая специальность — японский язык/политология, поэтому главным критерием для меня был похожий бэкграунд ментора. Поиск был недолгим: я нашла наставника, который окончил мой факультет и успешно работал в своей области.
Я пришла с довольно типичной задачей: узнать, если жизнь после выпуска? Что делать, если то, что ты изучаешь, очень нравится, но нет представления о том, как это все можно превратить во что-то практическое и нужное? Ментор откликнулся очень быстро, за что ему большое спасибо! Встречи были очными, в формате обычной беседы. Я задавала интересующие вопросы, просила совета, мы что-то обсуждали, сравнивали свой опыт обучения на факультете.
Нужно сказать, что с наставником мне повезло. Он оказался очень дружелюбным и отзывчивым человеком. В начале мне не давали расслабиться мысли о том, что я отнимаю время у занятого человека, задаю глупые вопросы, я боялась произвести плохое впечатление.
Отбросьте такие мысли — мой совет! Ментор пришел, чтобы помочь вам, что-то посоветовать, поделиться своими мыслями и идеями, а не оценивать вас. К тому же, важно понимать, что менторство — это всегда двусторонний процесс. И вы, менти, пришли, чтобы чему-то научить ментора. Спустя два года мы поддерживаем связь. Забавно еще то, что недавно мы встретились уже не как ментор и менти, а как потенциальный работодатель и кандидат.
Владимир Огарев, замгендиректора сети клиник «Мама Папа Я»
У меня было два ментора. С первым я познакомился в НИУ ВШЭ через менторскую программу, а со вторым — когда на работе меня попросили выстроить деловые отношения с новым партнёром. Тогда у нас возникли сложности из-за несогласия о сотрудничестве на типовых условиях. Мне нужно было интегрировать в наш бизнес-процесс непростого человека, да так, чтобы это всё работало.
К первому ментору я обратился, потому что мы трудились в схожих областях. Мне было интересно, как можно достичь карьерных высот в структуре, где мне этого не давали. Мы встречались в кафе за завтраками, я рассказывал о своих сложностях. Ментор рекомендовал мне ознакомиться с кратким содержанием некоторых книг и, если что-то заденет за живое, прочитать полностью. Вскоре я «разрешил себе» озвучить свои мысли о сотрудничестве в новом статусе. Партнёр предложил мне должность, и я стал заместителем директора. Нужно разрешать своим смелым предположениям реализовываться — это урок трансформации мышления. Затем обстоятельства сложились благоприятно, и я ушёл в другое дело. Нужно было превратить стартап в прибыльный и масштабируемый бизнес.
Ко второму ментору я пришел уже в новой роли. Мне необходимо было понять, как использовать багаж моих связей и умение находить контакты нужных людей. Я хотел понять, как сделать потребителями услуг нашей компании тех, у кого еще не было о нас никакого представления. Обычно мы с наставником встречались вечером в офисах наших компаний или общались, пока ехали в машине. Каждый раз это был разговор без купюр — задача, проблема, что я вижу на данный момент. Ментор задавал мне гениальные вопросы про людей, преодоление будоражащих сознание препятствий и советовал, с помощью каких ресурсов это можно разрешить. Я доволен нашим результатом.
Менторы: зачем им это нужно
Николай Козак, ментор Mentor Network, заместитель гендиректора Leroy Merlin Russia
В моем случае все началось, во-первых, из-за многолетнего увлечения спортом, собственным развитием и блоггингом, а во-вторых, с позитивного опыта в бизнесе. На каком-то этапе я понял, чтобы достичь очень высоких результатов, нужно думать еще о ком-то. Дальше все просто: я стал использовать в работе с командой и менти то, что помогло мне двигаться вперёд.
Я очень люблю людей. Люблю чувствовать удовольствие, гордость и энергию от побед своих менти. Развивая других, ты развиваешься сам. Очень важно не только брать, но и отдавать — это помогает миру становиться чуть-чуть лучше.
В чем состоит главная трудность менторства? Понять и принять, что все люди разные. Иногда человеку не нужно развитие, но все люди заслуживают, чтобы их любили и уважали.
У меня больше успешных кейсов, чем неудач: кто-то пробежал первый марафон, кто-то начал свой бизнес, создал семью, нашёл работу, успешно прошёл испытательный срок или произнёс первую речь перед большой аудиторией. Очень приятно, когда люди благодарят и рекомендуют тебя своим знакомым и близким.
Полина Хабарова, ментор в MentorNetwork фонда «Рекурсия», HR-директор и директор по трансформации бизнеса КРОК
Менторы, на самом деле, получают ничуть не меньше пользы от сотрудничества, чем менти. При своей не очень большой практике наставничества я собрала множество инсайтов и интересных советов от своих подопечных. Общение с человеком из другого окружения расширяет представление о происходящем. Существует такой феномен как фильтр-баббл (явление, при котором поисковые системы выдают пользователю информацию с учетом данных о его предпочтениях — Прим. «Цеха»), и менторство помогает выйти за пределы своего «фильтра».
Чтобы работа с ментором была максимально продуктивной, очень важно понимать, почему вы обращаетесь к конкретному человеку. Причем не на уровне «загуглил и увидел много упоминаний» — нужно четко понять, с какими задачами поможет этот ментор, в чем его сильные стороны, на что вы ориентируетесь при выборе: личность, карьерный путь или определенный кругозор, которого вам не хватает.
Еще один важный момент в менторском общении — абсолютная честность. Первую встречу лучше построить в формате открытого диалога: обсудить, почему каждый сейчас готов инвестировать в это свое время.
Юстиния Хохлова, ментор проекта My Mentor, координатор коммуникационной группы Zero Waste Switzerland in Geneva
Для меня наставничество — это возможность подсказать человеку более короткий путь к цели, поддержать, помочь советом и, когда это актуально, контактами. Это, в целом, альтруистическая мотивация, но если пытаться докопаться до чего-то еще, то это возможность не терять связь с молодым поколением, видеть, как у человека горят глаза и быть причастным к его успехам.
Запросы менти бывают разными, от весьма абстрактных: в каком направлении развиваться, что делать после института, до очень конкретных: как успевать и работать, и учиться, и вести личные проекты. Чем конкретнее запрос, тем очевиднее результат взаимодействия. Однако в поиске себя наставник тоже может очень сильно помочь.
С одной моей подопечной мы сосредоточили внимание на проработке приоритетов и планировании научной деятельности. Я всегда уделяю большое внимание анализу искренних интересов человека, что ему действительно нравится делать. Так получилось и в этот раз. Мне кажется, что нам удалось более чётко сформулировать план профессионального развития и очертить области, которые занимают много времени, не принося достаточной эмоциональной отдачи.
Самое сложное — не давать готовых советов исходя исключительно из своего опыта и внимательно анализировать контекст, в котором находится менти. Иначе легко попасть в ловушку собственных предпочтений и ожиданий от карьеры и жизни. Поэтому для меня самое сложное, но одновременно и самое интересное — это постоянно отстраняться и придерживаться нейтральности.
Где найти ментора
Для поиска ментора существуют специальные сервисы и программы, некоторые из них созданы на базе университетов. Для участия в программе нужно оформить заявку и заполнить анкету на сайте. Подать заявку можно на встречу с конкретным ментором или воспользоваться сервисом подбора. При согласии наставника вам высылают контакты друг друга, и вы продолжаете общаться самостоятельно.
Менторские программы для студентов:
Студенты часто нуждаются в поддержке и советах опытных коллег при выборе карьерной траектории: менторские программы в университетах помогают найти наставника среди выпускников, добившихся успехов в своих профессиональных областях.
Менторские программы для всех:
- Проект Mentor-Network Фонда Рекурсия. Собирает на одной площадке опытных экспертов, готовых безвозмездно делиться опытом и помогать своим протеже в личном и профессиональном развитии. Проект реализуется при содействии Фонда Рекурсия — благотворительного фонда поддержки студенческих образовательных и научных программ. Фонд создан по инициативе выпускников МГУ им. Ломоносова по принципу краудфандинга и «юридически независим от каких-либо крупных корпораций или частных спонсоров, а также не связан с политическими организациями». С 2017 года к проекту присоединилась ВШЭ.
Менторские программы для бизнеса:
Найти ментора для бизнеса можно в бизнес-акселераторах или напрямую в профессиональном сообществе. Займитесь нетворкингом, напишите желаемому наставнику в фейсбуке. Если ваш проект действительно интересный, ментор вряд ли откажется помочь вам.
- Бизнес — акселератор МГУ для стартапов. Программа поддержки стартапов предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки: резидентам предоставляются посевные инвестиции от фондов — партнёров, предлагается помощь в разработке бизнес-модели, обучение и консультации у менторов.
Анастасия Котлякова
«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.
#статьи
- 30 мар 2023
-
0
Что такое менторство
Рассказываем подробно: как это устроено, зачем нужно и где искать хорошего наставника.
Фото: Thomas Barwick / Getty Images
Всюду ищет великую красоту, работает над разумностью потребления.
Когда люди решают сменить специальность, заняться карьерой и освоить новые навыки, они чаще всего приходят на курсы или решаются на самообразование по книгам и роликам на YouTube. Однако есть ещё один эффективный способ вырасти в профессии, освоить хард- и софт-скиллы — найти своего ментора.
Вместе с действующими менторами Августом Вилакией и Ольгой Лопатиной, менти Егором Белановским и Наталией Тот разбираемся:
- чем наставничество в дизайне и разработке отличается от онлайн-курсов и общения в чатах;
- кто такие менти и что именно делают менторы;
- зачем это нужно опытным профессионалам, миддлам и джунам;
- чего ожидать от сессий;
- где искать ментора.
Менторство — это способ неформального обучения. Тот, кто учится, находится не в образовательной системе и не сидит за партой: ему помогает развиваться партнёр — более опытный специалист в той сфере, в которой ученик хочет стать профессионалом.
Менторство не предполагает, что обучаемый будет осваивать темы по какой-то утверждённой методологии, сдавать экзамены и получать диплом. Этот процесс — наставничество, взаимодействие и решение конкретных запросов подопечного.
Наставника называют ментором (mentor на английском), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Ментор, ведущий бэкенд-разработчик мобильного приложения «Альфа-Банка».
— Возможно, вы уже слышали, как важно иметь наставника, особенно в сфере IT. В последние десять лет концепция менторства стала очень популярна: одно исследование показало, что более 70% компаний из Fortune 500 активно инвестируют в систему наставничества и развивают в том или ином виде менторские программы для своих сотрудников. Буквально в каждой крупной технической (я могу говорить только за них) компании, как в России, так и за рубежом, есть какие-то возможности менторинга сотрудников старшими сотрудниками.
Ментор — профессионал, который передаёт свои знания, умения и практический опыт другому, менее опытному или начинающему специалисту. Он не просто учит пользоваться программами или объясняет термины: ментор может ввести в профессию, показать специфику рабочих процессов и даже отношений в какой-то сфере, составить план развития и вдохновить.
Главное для ментора — экспертиза в своей сфере и готовность делиться знаниями. При этом наставник вовсе не обязательно топовый и знаменитый дизайнер или программист с множеством наград и сертификатов: он может быть всего на один грейд или на одну позицию старше подопечного — главное, что он уже прошёл ту ступень, к которой ученик стремится, и он уже умеет то, что тот хочет освоить.
Таким образом, ментор — это одновременно:
- Практик, который помогает учиться и даёт советы, какими инструментами пользоваться.
- Проводник в профессию, который показывает, как она устроена.
- Карьерный консультант, который корректирует шаги подопечного.
- Бадди, который может выслушать и поддержать.
- Вдохновляющий пример для подражания.
Наставничество — это не отдельная работа, а дополнительная роль, и ментором может быть любой действующий профессионал.
Менти — человек, который хочет развиваться и осваивать что-то новое в конкретной области, но ему не хватает знаний и понимания, как именно ему стоит проходить путь из точки А в точку Б. Поэтому он обращается за поддержкой к ментору.
Но менти — не обычный ученик, который выполняет упражнения. Он может сам ставить задачи и управлять процессом.
Как правило, менторинг длится долго, от нескольких месяцев до нескольких лет. Наставник и подопечный могут составить график регулярных консультаций или встречаться, когда у менти появляется конкретный вопрос, — они регулируют это сами.
Цель менторинга определяет менти, а ментор подсказывает, как её достичь теми методами, которыми владеет сам. Он может помогать с конкретными задачами: например, разобраться в плакатной типографике или научиться писать качественные комментарии к коду. И поддерживать большие стремления: попасть на работу в компании мечты или стать лидером сообщества.
Для этого ментор:
- сосредотачивается на целях и задачах менти;
- советует, что изучать, читать и смотреть;
- предлагает варианты решений, но не даёт конкретного руководства к действиям;
- поддерживает и обсуждает трудности;
- даёт структурированную и развивающую обратную связь.
Обратная связь от ментора не равно инструкция и оценка «отлично» или «двойка». Это в первую очередь объяснения, что было сделано хорошо, а что можно подкорректировать. Обратная связь — это то, что помогает менти расти.
Ментор, продуктовый дизайнер в «Альфа-Банке», влюблена в дизайн интерфейсов.
— Когда я начала заниматься дизайном, я не ограничилась только учёбой на курсах и просмотром видео о том, как пользоваться Figma. Я решила найти себе ментора, который мог бы помочь мне научиться продуктовому подходу. Мой ментор был не дизайнером, а продакт-оунером, который ранее работал в дизайне. До сих пор считаю, что продуктовый подход — один из ключевых факторов, который повлиял на моё развитие в дизайне.
Чтобы стать хорошим дизайнером, нужно много практики. Поэтому, когда я присоединилась к «Альфе», я с радостью начала участвовать в их внутренней программе менторства. Мне помог коллега Руслан: я очень хотела поработать с мобильным приложением для своего продукта, но все мои проекты были B2B для десктопа. На нашей первой встрече Руслан дал мне план развития и список литературы для изучения. Это был первый шаг к мечте — и уже через полгода я работала с мобильной версией моего продукта.
Менторство — совместная работа, а не управление менее компетентным специалистом. Поэтому менти следует быть активным участником, самостоятельно определять свои проблемы и пробелы, не воспринимать ментора как начальника, честно рассказывать о своих неудачах и успехах.
А главное, что должен делать менти — это определять свои интересы, цели и желаемую точку Б, которую он достигнет с помощью ментора.
- Менти должен быть открыт для новых идей и готов учиться. Он должен понимать, что менторство — это процесс двустороннего обмена знаниями и опытом, и надо быть готовым выслушивать советы и рекомендации своего ментора.
- Менти должен проявлять активность и инициативу. Он должен уметь задавать вопросы, формулировать свои цели и планировать свои действия.
- Менти должен доверять своему ментору и уважать его опыт и знания. Он должен быть готов принимать критику и советы от ментора и понимать, что менторство — это отношение, основанное на взаимном уважении и доверии.
- Менти должен быть готов к изменениям в своей жизни и карьере и понимать, что менторство может помочь ему адаптироваться к новым условиям и требованиям. Он должен быть готов к тому, что ментор может предложить ему неожиданные идеи и подходы к решению проблем.
Изображение: Jeremy Lobdell / Dribbble
— Менторство может происходить в разных форматах ― от классического наставничества один на один до группового менторства, где один ментор ведёт свою группу из нескольких менти с похожими целями и запросами. На мой взгляд, есть два очень важных момента, которые нужно принять во внимание, если вы намерены попробовать занятия с наставником:
- Чётко определите пул вопросов/задач/целей, которые вы хотите вынести на обсуждение с ментором и над которыми хотите сфокусированно и последовательно работать. Вопросы в формате «Как мне жить?» или «Как мне построить карьеру?», очевидно, слишком широкие и не дадут ментору достаточно информации, чтобы предложить советы и спланировать ваш путь развития. А вот пример грамотно и чётко сформулированного запроса ментору: «У меня Х лет опыта, вот мой технический стек. Раздумываю, как лучше построить карьеру, чтобы оказаться в FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google)».
- Хотите получить максимум от занятий с ментором? Делайте их частью своей повседневной жизни! Не обязательно цепляться за одного ментора ― можно пробовать свои силы на разных платформах и участвовать в бесплатных сессиях с разными людьми. Так вы узнаете разные точки зрения на ваш вопрос. Главное ― не забывать про менторские сессии на долгое время. Бывает же так: идёшь, идёшь по своей дороге, а потом ― раз! ― и понимаешь, что пошёл куда-то не туда. Регулярные встречи с менторами помогут вам оставаться на правильном пути и развиваться в нужном направлении.
Одни люди предпочитают получать знания и навыки традиционно — в школах и на курсах, по инструкциям и книгам. Но есть и те, кому такой метод не подходит, и они выбирают наставничество.
- Ментор показывает такие нюансы работы и источники информации, которые знакомы только людям «внутри» профессии.
Менти, продуктовый дизайнер, занимается мобильными и десктоп-приложениями. До этого был графическим дизайнером. Профессионально развивается под руководством ментора.
— Я хотел пройти курс «Практикума» «Дизайнер интерфейсов», чтобы структурировать свои знания. Прочитал программу, посмотрел записи вебинаров, поспрашивал знакомых, кто проходил этот курс. Понял, что он совсем для новичков. Пытался найти что-то для не начинающих, а продолжающих, но не получилось. Поэтому выбрал ментора, чтобы задавать ему точечные вопросы и развиваться индивидуально.
- Ментор может стать полезной ролевой моделью, реальным и понятным примером, как можно развиваться и становиться успешным в конкретном деле.
Менти, менеджер по партнёрскому маркетингу в американском IT-стартапе. Планирует постепенный переход в продуктовый маркетинг.
— Ментор ― это человек, который уже добился карьерных успехов, о которых ты сам мечтаешь. И с высоты своего опыта он может помочь тебе добиться того же.
- Наставник как человек, уже прошедший по определённому пути, помогает менти осознанно спланировать своё развитие за некий отрезок времени. Например, подсказывает, в каких конференциях участвовать, за какими экспертами следить, какие навыки подтянуть, а на какие технологии не распылять свой ресурс. Менторство — тот самый способ учиться на чужих ошибках.
— Я очень люблю самостоятельное обучение и верю, что это один из главных драйверов карьерного роста. Неважно, в какой функции и индустрии ты работаешь: чтобы вырасти в классного специалиста, нужно постоянно оттачивать навыки и развивать бизнес-кругозор.
Ментор помогает ускорить этот процесс. Ментор может подсказать, какие образовательные ресурсы помогут именно тебе добиться твоих собственных карьерных целей. Кроме того, ментор расскажет о своих ежедневных задачах, взаимодействии с другими отделами и сложностях, о которых не говорят работодатели. Ментор может вовлечь тебя в классные мини-проекты для закрепления навыков, подсказать, как улучшить твоё резюме, и в целом поддержать на профессиональном пути.
Словом, ментор ― это путеводная звезда в карьере, особенно для молодого специалиста или для тех, кто меняет профессию.
- Это ключ к расширению нетворкинга. Если у наставника и менти хорошие партнёрские отношения, то первый с высокой вероятностью делится своими контактами и даже даёт рекомендации.
— Я какое-то время назад разбирался в теме менторства и сохранил себе список исследований и важных статей о его эффективности. Вот такие есть цифры:
- У 25% сотрудников, записавшихся на программу менторства, были изменения в зарплате. Среди тех, кто не участвовал, зарплата повысилась только у 5%.
- Те, кто пользуется услугами менторов, получают продвижение на работе в пять раз чаще, чем те, у кого нет наставников.
- Менторы, в свою очередь, в шесть раз чаще получают продвижения в карьере.
- Менторство помогает сделать глубокий аудит своей позиции, навыков, приоритетов и перспектив. Профессиональный наставник выявляет слабые места в компетенциях, поведении, решениях, даёт рекомендации, что предпринимать. А поскольку он не друг и не близкий человек, то делает это беспристрастно, не боясь задеть чувства менти.
— Обратная связь по работе и портфолио ― это только одна из тех вещей, на которые я помогаю найти ответы своим менти. Я также поддерживаю и мотивирую тех, кто сталкивается с проблемами коммуникации, выгоранием или ищет свой вектор развития. Я убеждена, что каждый может допускать ошибки, сомневаться в своих силах или сталкиваться с рабочими конфликтами, и поэтому взгляд со стороны помогает моим менти достичь новых высот.
- Ментор сосредоточен только на своём подопечном, в отличие от преподавателя в университете или тренера, который работает с группой студентов. Поэтому у него есть возможность внимательно слушать, погружаться в ситуацию, задавать правильные вопросы и мотивировать. И как следствие — ускорять продвижение менти к цели.
Ультимативная цель занятий с ментором ― получить буст, некий толчок и руководство, как достигать поставленные цели и решать сложные задачи за более короткий промежуток времени. Говоря метафорично, то путь, пройденный с ментором, в разы короче и эффективнее, чем путь, пройденный в одиночку. Именно поэтому к помощи менторов обращаются и начинающие специалисты, и даже опытные профессионалы.
- Работа с наставником, который показывает другую роль или роль изнутри — это достаточно безболезненный способ примериться к ним, чтобы понять: «то» или «не то».
- А ещё ментор решает конкретные проблемы: показывает, как работать с инструментами, советует, как оформить портфолио и что говорить на собеседовании.
— Я не знал, каких знаний мне не хватает, чтобы назвать себя продуктовым дизайнером и претендовать на позиции. Не знал, какие у меня проблемы, что не так с портфолио и почему так много отказов, хотя кейсы в портфолио нормальные.
Сначала я пошёл на единоразовую консультацию к дизайн-лиду из «Яндекса» с этими вопросами. Она мне подсветила, что улучшать. Затем нашёл сервис Duo Sapiens и обратился туда. Там мне подобрали ментора, которого я мучил вопросами, а он советовал, что изучать.
Пользу от менторства получает не только подопечный, но и сам наставник. Как правило, исключительно материальная мотивация — получить оплату за сессию — не работает. Вовлечёнными и заинтересованными менторами люди становятся, когда хотят:
Передать свои знания и оставить наследие.
Приобрести хорошую репутацию и уважение в своей среде.
Получить новый опыт, свежий взгляд со стороны и поддерживать в тонусе собственные навыки.
Потренироваться в принятии решений и коммуникации. Давать обратную связь и критику — это трудно!
Оценить готовность быть в роли тимлида.
— Бывает, что разработчики долго сидят на своих проектах и частенько перестают выходить за свой стек. И менторинг помогает углубиться в другие технологии. Плюс участие в менторинге позволяет опытным разработчикам расширить свою сеть контактов, наладить связи с молодыми талантами и другими профессионалами в индустрии. Это может привести к возможностям для сотрудничества, обмена опытом и даже карьерным взлётам.
Знаком с историей, где один тимлид Сергей привёл в Andersen пачку своих знакомых и менти разработчиков — больше 50 человек за девять месяцев! Он заработал кучу денег на реферальных бонусах, 18 000 долларов. Сергей не думал о том, чтобы зарабатывать на менти, просто знал, что многим из них не нравится их текущая работа, а в Andersen ему всё нравилось, и он приглашал их. Так этот парень сделал рекорд по количеству приведённых людей в компанию, и ему даже предложили попробовать себя в роли директора по развитию нового филиала.
Наверное, чаще всего люди приходят в менторство, потому что компания, в которой они работают, просит их поддержать новых сотрудников. Возможно, это начинает нравиться, они регистрируются на открытых платформах и продолжают. Ещё это дополнительный доход: если программист работает в Google, то менторская сессия с ним может стоить 250 долларов за час.
Я стал ментором совершенно случайно благодаря своему каналу в Telegram, где я делюсь своими знаниями и опытом в разработке, рассказываю, как пытаюсь устроиться в крупную западную техническую компанию, решаю сложные задачи по программированию и даю советы по карьере в IT. Некоторые читатели стали обращаться ко мне с вопросами и просили совета по своим проектам и карьерному росту. Я был рад помочь им и дать свою экспертизу, а со временем заметил, что часто общаюсь с одними и теми же людьми, которые регулярно задают мне вопросы и обсуждают свои проблемы. Так я понял, что стал ментором для них и что моё знание и опыт в программировании могут быть полезны для других.
Потом я зарегистрировался на ADPList и опубликовал ссылку в своём LinkedIn. Теперь ко мне всё время кто-то записывается на менторинг.
— Менторинг также приносит мне личное удовольствие, особенно круто прокачивает софт-скиллы. Я менторю на платформе ADPList — получаю дополнительный бонус в виде общения о дизайне на английском.
Для меня менторство означает обмен знаниями и опытом между людьми, которые находятся на разных уровнях своей карьеры или жизни. Я стремлюсь помочь своим подопечным раскрыть свой потенциал, осознать свои цели и научиться принимать правильные решения. Это важно для моего личного и профессионального развития: когда помогаю другим людям, я улучшаю свои навыки общения, лидерства и наставничества. А ещё работа с моими подопечными помогает мне получить новые идеи и подходы к решению своих задач.
А впервые я задумалась о менторстве, когда ко мне начали обращаться коллеги и начинающие дизайнеры за советом через мой профиль в социальной сети. Я поняла, что я могу помочь им, ответить на их вопросы, и решила специально выделить время для менторства. Сейчас это занимает у меня полтора часа в неделю.
Как правило, наставник и подопечный встречаются или созваниваются регулярно, по расписанию. Во время сессии не происходит чистая трансляция знаний от ментора к менти или односторонняя критика кейсов ученика. Это в первую очередь диалог, выстроенный из чётких вопросов и конструктивной обратной связи.
— У меня есть пошаговый план подготовки к сессии, делюсь:
- Узнаю о менти. Если мы встречаемся с менти в первый раз, узнаю о его профессиональном опыте и интересах. Смотрю социальные страницы, кейсы, портфолио.
- Определяем цели сессии. Прошу менти сформулировать, какие конкретные вопросы или проблемы будем обсуждать. Планирую сессию вокруг этих вопросов, и вместе устанавливаем цели, которые хотим достичь.
- Готовлю материалы.Это может быть список литературы, учебные материалы или дизайн-кейсы.
- Составляю план: если это первая сессия, то мы знакомимся, договариваемся о целях работы. План составлять важно, это помогает удерживать разговор на правильном пути и не отклоняться от темы.
- Готовлюсь к вопросам. Думаю заранее об ответах на возможные вопросы, которые менти может задать во время сессии.
И самое главное — хорошее настроение и позитив.
Менторство всегда начинается с диагностики, причём взаимной. Наставник и подопечный рассказывают о себе, об ожиданиях и очерчивают определённый круг вопросов и задач, с которыми будут работать. Но самое важное — составляют план развития на период, несколько недель или год.
На каждой следующей встрече они обсуждают прогресс и вопросы, которые появились или которые были запланированы давно. При этом важно понимать: менти должен обладать базовыми знаниями в теме. Ментор — не школьный учитель, который даёт теорию под диктовку и проверяет тесты.
Часто ментор рекомендует дополнительную литературу или видео, даёт ссылки и другие материалы. Но изучать их — исключительно задача менти: проверять и устраивать экзамен наставник не станет.
— На первую сессию менторства обязательно нужно выбрать тему и подготовить свои вопросы. Дальше можно составить план на ближайшие занятия. После каждой сессии ментор присылает свои наработки и полезные материалы для изучения. Сейчас я занимаюсь с ментором из продакт-менеджмента, для которой я провожу анализ бренда и рынка и составляю коммуникационную стратегию. Это потрясающая возможность попрактиковаться в том, к чему нет доступа на настоящей работе.
— К сессии я готовлю вопросы, которые остались после самостоятельного изучения темы. Или на которые я сам не смог найти ответы: возможно они где-то есть, но до них надо добраться. Или когда я что-то не понял и хочу узнать, как у ментора это было в практике.
Если вопросов нет, а такое случалось, то мы вместе разматываем клубок моих незнаний, фокусируемся на чём-то одном и копаем.
Домашка выглядит как «собрать удачные примеры презентации макетов в портфолио», «провести исследование и собрать выводы в презентацию». На разборе обсуждаем ошибки в процессе исследования, плюс ментор даёт советы, как делать лучше и что говорить клиенту и бизнесу.
Изображение: Lola Kekenadze / Dribbble
— Есть ещё одна интересная форма менторства — мастермайнд-группы. Несколько людей объединяются для обмена идеями, знаниями и опытом, чтобы достичь свои индивидуальные и коллективные цели. Этот вид менторства позволяет участникам использовать коллективную мудрость и разнообразить опыт, решать проблемы, создавать стратегии и расти вместе — как профессионалы и как личности.
Основной принцип в том, что каждый участник обязан делиться своими знаниями, опытом и контактами с остальными. В свою очередь, каждый получает доступ к ресурсам и опыту других участников. Такое взаимное сотрудничество позволяет каждому извлечь максимум пользы из знаний, собранных группой. Конечно, это не в прямом смысле менторинг, потому что не один на один. Но это и не просто чат, где люди пишут, что угодно. Это именно процесс, где каждый человек знает, что происходит в жизни у другого, и вы на протяжении лет развиваетесь вместе. Я сам состою уже несколько лет в мастермайнде с ребятами-разработчиками: каждый из нас учит разные технологии, у всех разный бэкграунд, разные страны, но мы созваниваемся и все одновременно получаем больше опыта.
Если вы джун в крупной компании, то вашим ментором может стать коллега, причём необязательно из вашей команды. Однако, если задача — найти эксперта-наставника в «открытом поле», на это потребуются время и силы.
Главное — это определить область и свои запросы. После этого можно заняться поиском того, чья карьера вдохновляет и чьи ценности кажутся резонирующими с вашими. Например, если ваша цель — выступать на крупных IT-конференциях, то и искать следует среди тех, чьи выступления вы смотрите. А ценности можно «проверить» по социальным сетям и публикациям в медиа.
Распространённые способы поиска наставника — это специальные платформы, профильные сообщества и чаты.
- Solvery
- «Эйч»
- No Flame No Game
- Duo Sapiens
- Women in Tech
- GetMentor
- «Айти Кадр»
- miranna
— Вообще, я долго ментора не искал. Я подписан на канал Макса Десятых, и когда он анонсировал свой сервис Duo Sapiens, я понял, что ментора надо искать там. Посмотрел, какие менторы есть на Solvery, но не нашёл ответа, как именно проходят занятия и развитие в целом. А вот на коротком созвоне с Максом Десятых — он проводит их перед тем, как подобрать тебе ментора, — я эти ответы получил.
— Моего первого ментора — digital-маркетолога — я нашла на платформе solvery.io. В свою очередь, эту платформу мне посоветовал один карьерный консультант. Я люблю учиться, но у меня была проблема — отсутствие стратегии обучения, а также невозможность попрактиковать полученные знания.
Затем я набралась смелости и подала заявку на Women in Tech Russia — бесплатную программу наставничества для девушек в IT-сфере, которая длится три месяца. Мне очень повезло с ментором — им стала Оля, продуктовый дизайнер в топовом российском банке. Меня очень вдохновляет её пример. Я планирую переход в продуктовый маркетинг, и так как опыт в маркетинге у меня уже есть, моя главная задача — разобраться, как работают продуктовые команды.
Понимать основы дизайна, уметь говорить с дизайнерами на одном языке очень важно для маркетолога. Один из примеров — веб-сайт компании. Я отвечаю за партнёрский маркетинг, и для роста компании важно находить новых партнёров, особенно агентства и сервис-провайдеры. Поэтому я инициировала пересмотр страницы сайта, посвящённой партнёрству с нами. Проанализировала пару десятков аналогичных страниц в нашей индустрии, нашла бенчмарк и нарисовала в Figma три варианта для утверждения менеджментом. Оля посмотрела мои предложения и дала фидбэк. Благодаря этому я смогла быстрее и эффективнее договориться с дизайнерами и разработчиками об изменениях. Мы выбрали наиболее подходящий вариант и сейчас претворяем его в жизнь.
- ADPList
- MentorCruise
- Lunchclub
- Pair Up
- The Futur
- The Mentoring Club
— Если вы можете говорить на английском, я бы посоветовал для поиска менторов:
- Присоединиться к онлайн-сообществу cscareerhub.com. У них есть Discord-сервер, где много общения и много ребят, которые готовы созваниваться, советовать что-то.
- Платформы для разработчиков с опытом Interviewing.io и Exponent. Здесь можно оплатить менторские сессии со специалистами из западных технологических компаний.
«Своего» ментора можно встретить в сообществах и чатах — по маркетингу, дизайну, разработке, управлению командами и так далее. Если чувствуете достаточно смелости, можете написать напрямую тому участнику, чьи ответы в дискуссиях вам нравятся и чей профессионализм вас вдохновляет.
А ещё, поскольку менторство становится всё более популярно, в чатах можно встретить прямые объявления классных дизайнеров и разработчиков о поисках менти.
Изображение: @super_scheme / Telegram
Научитесь: Наставничество и управленческий коучинг
Узнать больше