Загрузить PDF
Загрузить PDF
Умение находить рифмы помогает написать по-настоящему восхитительные стихи. Но что, если вершиной вашего мастерства в поиске рифм является рифма “cat” и “hat” (да, в этой статье мы будет использовать в качестве примера английские слова)? Что, если вы ломаете голову над поиском рифмы к слову “orange”? А как и что нужно делать, чтобы из списка рифмующихся слов составить стих? Вот несколько шагов для начала вашего пути к становлению мастером рифмовки.
-
1
Прежде чем выбирать что-то одно, учтите все варианты. Помогает, если угодно, банальный перебор букв. Например, если вам нужно подобрать рифму к слову “fog,” то выглядеть это будет примерно так: “aog, bog, cog, dog, eog, … zog”. Вам останется лишь выписать существующие слова (“bog,” “cog,” “dog”) и выбрать из них то, которое кажется вам наиболее подходящим. Если этот метод не сработает, есть резон изменить строку целиком.
- Перебирая буквы, не забывайте, что порой одна буква (вроде R и L), добавленная к короткому слову, может его полностью изменить. Например, в качестве рифмы к слову «cat» можно взять и слово «bat», и «brat», и «fat», и «flat», и «frat»… Такая вот небольшая хитрость.
-
2
Прячьте рифмы в словах подлиннее. Используйте весь потенциал слогов, чтобы составить более сложные слова, подходящие по рифме. Да, первых букв порой мало. Например, “frog” и “clog” — вполне нормальные слова, рифмующиеся со словом «bog». Но ничуть не хуже с ним рифмуются и многосложные слова вроде “bullfrog” или “epilogue.”
-
3
Выбирайте только лишь подходящие слова. Если ничего не подходит, попробуйте заменить ключевое слово синонимом или и вовсе изменить схему рифмы в строке-другой. Например, можно заменить слово “mist” словом “fog” (что то «туман», что это), однако следует помнить, что рифму следует использовать не ради рифмы, а ради того, чтобы сделать песню или стих лучше.
-
4
Воспользуйтесь неточными рифмами. Собственно, есть точные и неточные рифмы. Первые — это те, в которых звуки и комбинации оных совпадают. Слова “moon” и “spoon” — точные рифмы, так как в них содержатся и долгий звук “o”, и звук “n.” Неточные рифмы, они же — диссонирующие, это такие, в которых гласный или согласный звук создают как бы это рифмы, существенно упрощая вам работу.
- Так, слову “moon” можно подобрать неточную рифму словами “on”, “schooner” или “groom”, а то и даже “gong”. Диссонирующие рифмы делают стих более сложным и интересным, чем точные рифмы.
-
5
Загляните в словарь рифм. Купить надежный словарь рифм — решение, в общем-то, верное. Поверьте, это не жульничество, это просто работа со словарем! К тому же, так вы еще и собственный словарный запас увеличите, что впредь позволит вам сочинять стихи быстрее и лучше.
-
6
Используйте рифму, чтобы развивать стих. Видите ли, использование рифмы позволяет писателями и музыкантам выделять в своих произведениях какие-то слова или образы, усложнять свои произведения с художественной точки зрения, добавлять им цвет и, так сказать, текстуру. Верно и то, что использование рифмы ради использования рифмы — это не путь мудрости.
Реклама
-
1
Пишите свободно. Итак, перед вами белый лист бумаги, который хотелось бы заполнить стихами. Что делать? Правильно, поначалу стоит вообще избегать рифм. Если вы будете пытаться сразу же выжать из себя рифмы, то застрянете на уровне «Чапай — наливай». Уж лучше писать свободно, записывая все, что приходит в голову. Начните писать, излагать образы и вести нить размышления — нужную форму всему этому вы придадите потом.
-
2
Найдите направляющую строку. Итак, какое-то время вы писали. Что теперь? Теперь переверните лист или откройте новый текстовый документ, а затем запишите там первой строчкой самую-самую вашу любимую строчку из всего, что вы только что записали потоком сознания. Чем она вас привлекла? Чем хороша? Используйте ее в качестве ориентира при работе над стихом, попробуйте развить мысль или образ, в ней содержащийся.
- Часто бывает так, что последняя строка, вынесенная потоком сознания, становится хорошим началом для стиха. Есть повод перечитать последние строки, не так ли?
-
3
Подумайте, какой формат больше подходит вашему произведению. Если вы хотите написать стихотворение, то вам нужно знать, как именно они пишутся, а затем выбрать именно тот способ, который вам больше по душе.
- Героические двустишия — стихотворение, рифмующееся каждые две строки. В этом стиле творили многие поэты, от Мильтона и до Фредерика Сайдела. Такой формат — это эпичность и тяжеловесность.
- Четверостишия могут рифмоваться простейшим образом (ABAB) или иначе. Баллады и песни, как правило, пишутся именно четверостишиями, так что это хороший формат для рассказа историй, в том числе и под музыку.
- Вилланель – стихотворение, состоящее из 19 строк: пяти трехстиший и одного завершающего четверостишия. Средние строки всех трехстиший рифмуются между собой. Первая и третья строки первого трехстишия по очереди повторяются в последних строках последующих трехстиший (рефрен), а также в третьей и четвертой строках завершающего четверостишия. Такая схема вызывает у читателей чувство неизбежности.
- Сонеты состоят из 14 строк, образующих два четверостишия-катрена и 2 трехстишия-терцета, где на одну строку приходится порядка 10 слогов. В качестве авторов, знаменитых своими сонетами, можно назвать Петрарку (АВВА) и Шекспира (АВАВ). Сонеты часто основаны на риторических темах или «спорах», где, так сказать, «поворот сюжета» происходит строке на 8-й.
-
4
Используйте рифмы, чтобы сделать стихотворение сложнее и интереснее. Рифма должна служить стиху, а не наоборот. Рифма ради рифмы — не путь мудрости, равно как и попытка начать стих в надежде на то, что-де «рифма сама придет». Не придет, ну если только не что-то вроде «Чапай-наливай» – но вы и сами понимаете, что чести такая рифма никому не сделает.
- Пол Малдун, поэт из Ирландии, рифмует очень интересным образом. Его поэма “The Old Country”[1]
– признанный шедевр среди сонетов, в котором мастерски использованы глухие и необычные рифмы:- Every runnel was a Rubicon / and every annual a hardy annual / applying itself like linen to a lawn. / Every glove compartment held a manual.
- Пол Малдун, поэт из Ирландии, рифмует очень интересным образом. Его поэма “The Old Country”[1]
-
5
Ищите вдохновение в современной лирике. Сложно писать по-современному, когда не читали никого, кроме Шекспира, да и то давно. Нет ни малейшего смысла в том, чтобы не пускать в свое творчество и современные веяния. Поищите современных поэтов, вдохнувших новую жизнь в понятие рифм:
- Майкл Роббинс в своей поэме “Alien vs. Predator” создал длинную строку из необычных и ассоциативно-музыкальных рифм:
-
He’s a space tree / making a ski and a little foam chiropractor. / I set the controls, I pioneer / the seeding of the ionosphere. / I translate the Bible into velociraptor.[2]
-
He’s a space tree / making a ski and a little foam chiropractor. / I set the controls, I pioneer / the seeding of the ionosphere. / I translate the Bible into velociraptor.[2]
- Энжи Млинко славится тем, что может прилично срифмовать даже самые простые слова, вроде «potatoes» и «tattoos», что отчетливо заметно в ее поэме “The Grind”:[3]
- spooning up Aphrodite / to Greek porticoes, and our potatoes, / and plain living which might be / shaken by infinitesimal tattoos.
- Поэма “Casualty”[4]
, написанная Шимусом Хини, удивительно легко читается, хотя и написано удивительно богатым, ярким и образным языком:- And raise a weathered thumb / Towards the high shelf, / Calling another rum / And blackcurrant, without / Having to raise his voice
- Дэвид Тринидад — поэт, который часто пишет о поп-культуре шестидесятых годов, доказал свое мастерское владение стилем вилланеля, написав “Chatty Cathy Villanelle”:
-
Our flag is red, white and blue. / Let’s make believe you’re Mommy. / When you grow up, what will you do?[5]
-
Our flag is red, white and blue. / Let’s make believe you’re Mommy. / When you grow up, what will you do?[5]
Реклама
- Майкл Роббинс в своей поэме “Alien vs. Predator” создал длинную строку из необычных и ассоциативно-музыкальных рифм:
-
1
Сперва придумайте хорошую мелодию. Строго говоря, куда проще будет сперва придумать музыку, а потом слова, а не наоборот — по-крайней мере, о том говорит опыт множества композиторов, которым проще сперва придумать музыку, а уж потом — придумать тему, рифмы и найти слова, которые бы к ней подошли.
- Многим авторам песен помогает напевать бессмысленные слоги или даже насвистывать, придумывая мелодию. Это создает своего рода базу, которую потом можно заполнить словами.
- Работайте так, как вам лучше. Боб Дилан, которого многие считают величайшим автором песен, сперва писал слова, и только потом — музыку.
-
2
Научитесь «переворачивать», показывая ее с новой стороны. Между прочим, очень популярный и полезный прием в кантри-музыке, без которого редко какая хорошая песня обходится. Суть проста: используйте в тексте фразу, а потом — еще раз, но уже в как бы слегка ином значении.
- В песне Кейси Мусгрейвс “Blowing Smoke” есть фраза “blowing smoke”, которая используется нескольких разных контекстах. Так, она относится к официантке, которая курит во время перерыва, а также как намек на то, что однажды та уволится. Соответственно, фраза указывает и на привычку, и на работу. Так вот легко и просто меняется значение слов, остающихся прежними.
-
3
Используйте как можно меньше слов. Не надо перегружать строки словами, иначе пропеть песню вы не сможете… да и никто не сможет. Используйте слова с умом, придирчиво. Поверьте, простая и быстрая рифма может сделать песню куда лучше сложной и замысловатой.
- В песне “The Butcher” Леонард Коэн описывает использование наркотиков быстрой и впечатляющей рифмой:
- I found a silver needle. I put it into my arm. / It did some good, did some harm.
- В песне “The Butcher” Леонард Коэн описывает использование наркотиков быстрой и впечатляющей рифмой:
-
4
Автоматические формы — ваши друзья. Писатель Уильям Берроуз изобрел метод работы нед текстом, заключавшийся в как бы «обрезании рифмующихся слов и фраз и выбрасывании их в мешок». Попробуйте творить в этом же ключе, выбирая случайные фразы и составляя из них причудливые коллажи. Музыка это вполне допускает.
- Группа The Rolling Stones использовала этот прием для песни “Casino Boogie”:
-
One last cycle, thrill freak Uncle Sam / Pause for business, so you’ll understand.[6]
-
One last cycle, thrill freak Uncle Sam / Pause for business, so you’ll understand.[6]
Реклама
- Группа The Rolling Stones использовала этот прием для песни “Casino Boogie”:
-
1
Слушайте бит и найдите свой «флоу». Вслушивайтесь в музыку, на которую хотите положить слова, запоминайте звук и проникайтесь ритмом, чтобы найти свой стиль, свой флоу. Если в обычных песнях сперва пишут мелодию, то в хип-хопе все начинается именно в поиска флоу.
- Некоторые реперы тоже используют прием с “бессмысленными словами”, только уже без слов, используя просто лишь звуки. Попробуйте что-то такое, сделайте запись — пусть это будет звучать глупо, польза может быть немалой.
- Хороший реп — это флоу и хорошие рифмы. Нельзя терять бит, но если уж вы его теряете, то пусть так — не надо пытаться исправить положение слишком затейливыми рифмами.
-
2
Читайте фристайл. Тут принцип аналогичен с тем, о котором мы рассказывали, призывая начинать работу над стихами с потока сознания. Фристайл поможет вам начать и найти строчку, из которой может получиться песня. Впрочем, всегда можно записать непосредственно фристайл (как это делает Riff Raff) и объявить его полноценной песней.
-
3
Научитесь правильно использовать анжабеман (перенос). Нет такого правила, что рифма обязательно должна стоять в конце каждой строки, и особенно нет его в хип-хопе. И рифмующиеся слова не обязательно должны стоять в конце предложения. Играйте с рифмами, расставляйте их по своему усмотрению, встраивайте их и пропускайте, чтобы сделать флоу разнообразным. Хороший реп — это вовсе не обязательно «по рифме в конце каждой строчки».
- В песне “Duel of the Iron Mic” исполнитель GZA создает мощный перенос в строках, используя разрывы и паузы в бите:
- I ain’t particular, I bang like vehicular / homicides, on July 4th in Bed-Stuy
- В песне “Duel of the Iron Mic” исполнитель GZA создает мощный перенос в строках, используя разрывы и паузы в бите:
-
4
Вдохновляйтесь рифмами признанных мастеров хип-хопа. Слушайте великих и учитесь, учитесь, учитесь. В частности, послушайте:
- Nas, который взошел на сцену еще подростком со своим классическим альбомом Illmatic, в котором можно найти следующие строки:
-
It drops deep as it does in my breath / I never sleep, cause sleep is the cousin of death.[7]
-
It drops deep as it does in my breath / I never sleep, cause sleep is the cousin of death.[7]
- Eminem, чьи изысканные и качественные рифмы и принесли ему славу и признание:
-
I’m Slim, the Shady is really a fake alias / to save me with in case I get chased by space aliens.[8]
-
I’m Slim, the Shady is really a fake alias / to save me with in case I get chased by space aliens.[8]
- Rakim, один из самых влиятельных MC хип-хопа:
-
Even if it’s jazz or the quiet storm / I hook a beat up, convert it into hip-hop form.[9]
-
Even if it’s jazz or the quiet storm / I hook a beat up, convert it into hip-hop form.[9]
Реклама
- Nas, который взошел на сцену еще подростком со своим классическим альбомом Illmatic, в котором можно найти следующие строки:
Советы
- Обращайте внимание на количество слогов в каждой строке. Вам не нужны строки с разным количеством слогов.
- Запишитесь на уроки поэзии или написания песен.
- Вы можете купить словарь рифм в магазине, он может сильно помочь вашим рифмам. Впрочем, его и онлайн найти можно.
- Попросите друзей и вашу семью вам помочь.
- Старайтесь не брать слова со странными окончаниями, иначе вы не найдете к нему рифмы.
Реклама
Предупреждения
- Если вы пишете песню, то не пользуйтесь уже давно известными и всем использованными рифмами (например, высоко, далеко, легко).
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 47 924 раза.
Была ли эта статья полезной?
Хорошие нетривиальные рифмы – практически обязательное условие при написании стиха, тем более если автор намеревается создать шедевр. Стихи чаруют читателя не только своим содержанием, но и формой: четким элегантным ритмом, к месту употребленными словами и оборотами речи, и, конечно же, хорошо подобранной рифмой.
На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и «любовь-кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.
Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.
Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.
Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».
Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
Вместо имения вымыты
Местоимения “вы”, “мы”, “ты”.
Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.
Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
А ты думал – я тоже такая (А),
Что можно забыть меня (В),
И что брошусь, моля и рыдая (А),
Под копыта гнедого коня (В).
Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.
Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.
Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».
Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.
Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».
Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.
Гипердактилическая рифма – такая, в которой ударение падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».
Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.
Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.
Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».
Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.
Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.
Как подбирать рифму к слову. Примеры рифм. Как найти рифму. Подбор рифмы. Способы, которыми можно подобрать интересную рифму. Многие неумение подбирать оправдывают тем, что они «так чувствуют».
Не опасаясь надоесть, опять хочу поднять голос в защиту интересной рифмы. Рифма – опора поэтической ткани, её основа. Недаром Маяковский специально ставил в конце строк лишь самые важные по смыслу слова стихотворения. К сожалению, каких высот ни достигают люди в умении писать, в подборе рифмы до сих пор многие ведут себя очень робко и закостенело.
А ведь всегда есть возможность как-то разнообразить привычную рифму! Вот, например, нужно подобрать рифму к глаголу «убрал». Что всплывает в памяти прежде всего? Скорее всего, «украл» (как варианты – «наврал» или «удрал»). Но идти по такому простому пути имеет смысл, когда эти слова подходят по своему содержанию. Или если стихотворение построено на народных мотивах и типично народной лексике и напоминает народную песню: самому простому, напевному параллельному способу рифмовки соответствуют и самые простые грамматические (в данном примере глагольные) рифмы. Таким образом, обращение к самому простому пути здесь обосновано и логично.
В противном случае лучше не спешить и подобрать что-нибудь пооригинальнее. Например, в стихотворении с тонкими, изящными сравнениями и яркими метафорами никакие «навралы» и «удралы» не покатят, нужна рифма неожиданная и интеллектуальная. Если вы сторонник точной рифмы, можно не опускаться до рифмоида, а использовать современные «новые рифмы», в том числе рифмы с усечением и замещением. Для «убрал» это существительные «бра» (усечение «у» и «л»), «брань» (усечение «у» с замещением «л» на мягкое «н») и «аврал» (замещение «у» на «а», согласные же б/в фонетически близки). Довольно неплохо будет смотреться рыцарское «забрало» и игривое легкомысленное «ра-ра-ра». Не столь точно – «игра» (б/г не могут считаться особо близкими, хотя отчасти созвучны), но и это вполне нормально, особенно если хорошо подходит по смыслу.
Для меня «новые рифмы» – это как хороший шахматный ход для знатока шахмат, я их ценю за интеллектуальные усилия, связанные с подбором, и за относительную свободу от догмы. (Абсолютной свободы и быть не должно, иначе поэзия из искусства выродится в графоманию.)
Рифмы ассонансные, бедные, одногласные, т.е. приблизительные, основанные на грубом, явном несовпадении очень далёких друг от друга согласных при совпадении только ударной гласной («убРал – наКал») обычно производят самое жалкое впечатление и режут слух. Конечно, как и в любом правиле, даже здесь бывают исключения. Например, в уже упоминавшемся случае с народной окраской стихотворения окажется к месту и только подчеркнёт народность звучания однократно употреблённая ассонансная рифма.
Лично для меня извинением грамматических и ассонансных рифм может служить также крайняя незаменимость их с точки зрения содержания, смысла, идеи произведения, когда любое другое слово, кроме этого, уводит в сторону или придаёт иную, нежелательную эмоциональную окраску. (Разумеется, речь не идёт о случаях явного поэтического бессилия, когда своё неумение думать и подбирать автор оправдывает тем, что он «так чувствует» или ему «так пришло свыше».)
Однако никогда не надо и «навязывать» своему стихотворению рифму ради рифмы, «пристёгивая» к нему слово оригинальное, редкое и красивое, но совершенно неподходящее по идейному замыслу и лексическому окружению. Оно будет смотреться инородно, нелепо, уводить в сторону от предыдущей мысли и вызывать другие, ненужные ассоциации. Даже поиски оригинальности не смогут вас оправдать, если ради неожиданности звучания вы пожертвуете элементарной логикой. Но в случае, когда использованная вами неожиданная рифма не уводит в сторону от идейного замысла, не затеняет смысл, не утяжеляет конструкцию, не звучит слишком заумно и т.д., вы можете смело вводить её в ткань стиха.
Сейчас развелось много поэтических гурманов, вздрагивающих от любой, даже оправданной грамматической рифмы, от любого рифмоида и слишком непонятной для них «новой рифмы». Для таких людей важно искусство ради искусства, и точную, неожиданную, но ненужную по смыслу рифму они всегда предпочтут ловкой, находчивой, изобретательной «новой рифме» и уместному в каком-то конкретном случае рифмоиду, поскольку вообще не считают их поэзией. Всё новое они оптом относят к «авангарду» и «бреду» и призывают остановиться на достижениях XIX века. Поэзия для них – это красота и идеальная гармония, а гармонию они чувствуют лишь в буквальном совпадении. Как правило, подобные ценители рифмы слишком заигрываются и ради красоты часто злоупотребляют совершенно инородными по смыслу словами, специально выкопанными из словаря, звучащими неорганично, неуместно и темно, заумно.
Я же считаю так: точная рифма – хорошо, редкая и точная – очень хорошо, смелая и новая – прекрасно, в вашей же власти в каждом конкретном случае искать, подбирать слово, играя его звучанием и значением, при этом не теряя головы и выбирая то, что подойдёт именно здесь. Рифма уместна всякая, но – важно понимать, какая когда уместнее. Музыка тоже уместна всякая, но никто не будет играть на балалайке на выступлении джазистов или исполнять спокойную, умиротворяющую колыбельную на концерте тяжёлого рока.
Говоря о способах подбора интересной рифмы, следует помнить, что предударное и заударное пространство (т.е. слог перед ударным и непосредственно за ним) в последние десятилетия перестало быть «табу» для эксперимента. Уже нет нужды сильно напрягаться, соблюдая и в этих местах точность рифмы. Однако если рифма основана на замещении, усечении, передвижении («сПЛЕТни – ПЕТЛи»), раздвижении («заМШ – заМуЖ»), к тому же не совсем точна, куда как мелодичнее будет звучать стихотворение, если подобрать «новую рифму» с совпадением на конце («покЛОНниКА – ЛОМКА»).
Ищите яркие, оригинальные, ещё никем не замеченные соответствия. Ройтесь в речевых россыпях – богатейших россыпях русского слова! – и радуйтесь своей находке, как радуются грибники. Будьте находчивы, изобретательны, остроумны, чувствуйте слово и его возможности, пробуйте его на вкус, цвет и запах, переворачивайте и так и сяк в поисках новых неисследованных граней. Живите речью!
Превращайте свои тренировки в игру на неожиданные созвучия – пусть они будут как можно дальше от грамматических рифм. Это можно делать даже при прогулке с детьми или с друзьями: пригодится вам и позабавит всех.
Тот, кто ценит звуковое богатство, которое придаёт стихотворению рифма, будет безудержно рассыпать её вокруг при первой возможности! Ведь есть ещё начальная рифма, когда рифмуются слова как в конце, так и в самом начале парных строк; и смежные рифмы (в конце строки и в начале следующей); и неравносложные, с разным количеством послеударных слогов (вроде «дВЕСТИ – изВЕСТИя»); и разноударные, с ударением на разных слогах от конца («ничьИ – разбОйничьи»). Сколько возможностей в рифме диссонансной («маг – мог», «ОДЕТа – АфрОДИТа»)! А какая прелесть составная рифма – свежая, вкусная, рассыпчатая! У Маяковского «шаГИ КОня – ГИКАнье» или «не ТОЛЬКО – за сТОЛИКОм», у Пастернака «гусТОЙ – с ленью ТОЙ» – потрясающе свободно, раскованно и интересно.
Любите рифму, поэты! Это всё равно что любить музыку, потому что без хорошей рифмы, как и без размера и ритма, нет поэзии. (Не будем в данном случае вспоминать о верлибре, это совсем другая поэзия.) Цените и точность, и неожиданность рифмы, не забывая про её уместность в контексте окружающих слов. Хорошие рифмы должны быть вашими крыльями, они подвластны только тем, кто уверенно держится на Пегасе! Никогда не забывайте о рифме, ограничивая себя тем, как вам «услышался» голос Бога или как «требует душа» (обычно оправдываются: «я чувствовал именно это, только эти слова отражают то моё состояние»). Это очень безвольное и паршивенькое оправдание собственной слабости как поэта. Но не нужно и ставить рифму на пьедестал и поклоняться ей. Если для вас рифма на первом месте, значит, смысл, содержание, т.е. сама жизнь – на последнем.
15.02.19 г.
Ещё о том, как подобрать рифму: «Рифма: в помощь поэту» и «О богатых и бедных рифмах».
Как подбирать рифму к слову. Примеры рифм. Как найти рифму
Мы окружены рифмами и рифмованными строчками — место поэтов в современном мире заняли авторы песен. По мнению литературного критика Дэвида Каплана, деятельность авторов-песенников привела к тому, что мы живём в эпоху рифм, которые застревают у нас в голове вместе с популярными треками. В качестве подтверждения слов Каплана можно вспомнить Боба Дилана, который в 2016 году получил Нобелевскую премию по литературе за свои стихи.
Написать текст к песне нелегко — рифмы получаются идиотскими, в строчках не хватает смысла. Тем не менее не стоит думать, что лирика ограничена рифмами. Автор журнала Flypaper, Шарлотта Йейтс, дает три совета для тех, кто хочет узнать, как придумать текст для песни. По мнению Шарлотты, эти рекомендации помогут сдвинуть сочинение лирики с мертвой точки и облегчат написание текстов. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки.
Меняй схемы
Те, кто хотят понять, как написать текст для песни, зачастую забывают, что строки песен обычно пишутся по определённым паттернам, которые называют схемой рифм. Строки, чьи последние слова рифмуются друг с другом, обозначают буквами: первая строка — A, вторая — B и т.д. Если строка не рифмуется, ее обозначают X.
Вот несколько распространённых шаблонов (чем-то напоминает структурные шаблоны песен, используемые в аранжировке):
- AABB — смежная рифма, куплетный слог, в котором каждые две строки рифмуются между собой;
- ABAB — перекрестный слог, противопоставление, в котором строки рифмуются между собой через одну;
- AAAA — монорифма, каждая строка рифмуется с предыдущей и всеми остальными;
- ABBA — кольцевая рифма, в рамках четверостишия между собой рифмуются первая и последняя строка, а также вторая и третья.
Помимо этого, в песнях часто встречаются схемы XAXA, AXXA и AAXA.
Для тех, кто ищет ответ на вопрос как написать текст для песни, но не имеет в этом достаточно опыта, полезно записывать используемые схемы и придумывать слова, держа их перед собой. Скорее всего это будут стандартные схемы, приведённые выше, но на их основе вы можете придумать более интересные варианты. Если вы часто пишете четверостишия, попробуйте выйти из зоны комфорта и увеличить количество строк до шести. Если в четверостишиях рифмуются все строки, то возможно стоит добавить хотя бы одну не рифмующуюся строчку. К примеру, так сделала Джони Митчелл в песне «Both Sides Now», заменив паттерн AAAA на AAAX:
Rows and floes of angel hair
And ice cream castles in the air
And feather canyons everywhere
I’ve looked at clouds that way
Рифма не обязана стоять в конце каждой строки — её можно вставить в середине. Некоторые авторы удлиняют строки текста, чтобы внести интересный для слушателя дисбаланс в ритм. К примеру, так сделала Адель в «Hello»:
Hello from the outside (A)
At least I can say that I’ve tried (A)
To tell you I’m sorry for breaking your heart (B)
But it don’t matter; it clearly doesn’t tear you apart (B) anymore
Нет ничего идеального
Там, где лирика музыкального театра является такой же частью сюжета, как и сценарий, современная песенная классика часто предпочитает аутентичность и разговорный реализм вместо использования так называемых «идеальных» рифм. Современные авторы стремятся сделать лирику простой и естественной, поэтому используйте весь доступный вам спектр рифм и лексикон. Не надо воспринимать все буквально: речь идет не о том, чтобы все ваши рифмы были идеальными, а о том, чтобы вы не боялись использовать любые, даже самые простые рифмы, если это оправдано.
Спектр рифм условно можно разделить на 5 видов:
- Идеальные рифмы — слова заканчиваются на одинаковые гласные или согласные: любовь — морковь, fat — cat;
- Точные — согласные или гласные в словах совпадают, отчего рифмы и слова звучат очень похоже: дышит — слышит, white — ride;
- Приблизительные, неточные — буквенных совпадений нет или они не точные, слова больше похожи по своему звучанию, а не написанию: навстречу — сеча, way — paid;
- Ассонансы — любые согласные в слове, совпадающие по звуку гласные: blow — throat;
- Консонансы — любые гласные в слове, совпадающие по звуку согласные: hand — end;
На самом деле видов рифм намного больше, но в большинстве текстов авторы прибегают к использованию именно этих разновидностей (подробнее о видах рифм можно прочитать здесь).
Зная все виды рифм, вам будет проще писать тексты и рифмовать строки без потери смысла. К тому же, вы сможете акцентировать внимание слушателей на определённых моментах. Хорошим примером использования разных видов рифм и расстановки акцентов служит песня Chainsmokers «Closer»:
So baby pull me closer
In the backseat of your Rover
That I know you can’t afford
Bite that tattoo on your shoulder
Pull the sheets right off the corner
Of the mattress that you stole
From your roommate back in Boulder
We ain’t ever getting older
Полагайтесь на звучание
Не обращайте внимания на то, как рифмы выглядят на бумаге — написать текст для песни, преследуя только красоту буквенных сочетаний не выйдет. Играйте словами вслух, перебирайте сочетающиеся слова и фразы, запоминайте понравившийся результат. Если рифма отлично звучит, обязательно используйте ее.
Имея на руках пачку отлично звучащих рифм, вам будет проще написать лирику к следующей песне. Достаточно собрать воедино найденные рифмы, расставить их по строкам и вложить в это смысл, чтобы получить достойный и запоминающийся текст.
В качестве примера, вспомните текст Оскара Хаммерстайна II к песне «Oh, What a Beautiful Morning». Строка «The corn is as hight as an elephant’s eye» отлично легла в лирику и запомнилась миллионам слушателей. Хитрость в том, что эта строка не была придумана Хаммерстайном — идиома о кукурузе на высоте уровня глаз слона существовала задолго до появления самой песни, Хаммерстайн просто оценил рифму и нашел ей отличное применение.
Другой яркий пример того, как рифмы отстойно выглядят на бумаге, но отлично ложатся на музыку — легендарная «Smells Like Teen Spirit»:
A mulatto
An albino
A mosquito
My libido
В этих строках не так много смысла, но в контексте песни они звучат превосходно. При этом Кобейн не выдумал их специально, а просто собрал воедино несколько слов из журнала, который читал во время написания текста.