Как правильно найти в тексте имя существительное

Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении

Что такое существительное простыми словами

Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.

Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.

4 типа существительных по значению

Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.

Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:

  1. Они обозначают вещества.
  2. Если эти вещества делить на части, у частей будут те же свойства, что и у целого.

Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.

В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.

Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?

А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.

Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.

У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.

Постоянные признаки существительных

Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.

Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.

Склонение. Их три:

  1. Первое – мужской и женский род с окончаниями -а, -я: мама, папа, бабушка, дедушка.
  2. Второе – мужской род с нулевым окончанием и все существительные среднего рода: дом, гром, палец, солнце.
  3. Третье – женский род с нулевым окончанием (у этих слов еще всегда мягкий знак): мышь, тушь, кровь, ночь, боль, роль, моль.

Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.

У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.

Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.

Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.

Про мертвеца и куклу

Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.

Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.

То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.

Непостоянные признаки

Эти признаки меняются.

Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.

Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.

Запоминалочка падежей

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.

Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.

В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.

Начальная форма существительного

Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.

Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.

Синтаксическая роль

Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:

    : Ученик спит. : Школа – наш дом (дом – сказуемое, отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем?»). : Стучу (чем?) молотком. : Иду (куда?) в школу (это обстоятельство места).

  1. Несогласованное определение: кораблик (какой?) с флажком.

На заметку

Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.

Что такое имя существительное в русском языке?

Узнаем, что такое имя суще­стви­тель­ное в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Части речи

Все сло­ва рус­ско­го язы­ка в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми рас­пре­де­ля­ют­ся по боль­шим лексико-грамматическим клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

Части речи делят­ся на само­сто­я­тель­ные и служебные.

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Служебные части речи не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния и не назы­ва­ют ни пред­ме­тов, ни при­зна­ков, ни действий.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка рас­смот­рим сло­ва, кото­рые назы­ва­ют предмет.

Существительное как часть речи

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, кото­рое выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ски в фор­мах рода, чис­ла и паде­жа. Если к тако­му сло­ву мож­но задать вопро­сы кто это? или что это?, зна­чит это имя существительное:

  • кто?чело­век, пат­ри­от, сын, хозя­ин;
  • что?дело, резуль­тат, радость, белиз­на.

Стих про существительное

Имена суще­стви­тель­ные называют

  • кон­крет­ные пред­ме­ты (теле­ви­зор, калит­ка);
  • части пред­ме­тов (экран, дно, руко­ят­ка);
  • назва­ния лиц (чело­век, рабо­чий, врач);
  • живот­ных (заяц, бел­ка, тигр);
  • рас­те­ния (клен, гвоз­ди­ка, хвощ);
  • явле­ния при­ро­ды (снег, дождь, раду­га);
  • при­зна­ки (белиз­на, шири­на);
  • дей­ствия (бой, ходь­ба, пла­ва­ние);
  • состо­я­ния (сон, дрё­ма, болезнь)

Имя существительное это

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак имен существительных.

Одушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нечто живое и отве­ча­ют на вопрос кто?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и явле­ния нежи­вой при­ро­ды, рас­те­ния, сово­куп­ность живых существ и отве­ча­ют на вопрос что?

Следует пони­мать, что эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия может не сов­па­дать с раз­ли­че­ни­ем живо­го и нежи­во­го в природе.

В язы­ке к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным относятся

  • назва­ния игру­шек, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (Мальвина, Золушка, робот);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (ладья, туз);
  • назва­ния мифи­че­ских существ (фея, русал­ка, Кощей).

Собственные и нарицательные имена существительные

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нарицательные.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным отно­сят­ся наиме­но­ва­ния отдель­ных пред­ме­тов, кото­рые выде­ля­ют­ся из ряда одно­род­ных (име­на, отче­ства, фами­лии, гео­гра­фи­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские назы­ва­ния, назва­ния лите­ра­тур­ных и музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кар­тин, жур­на­лов, орга­ни­за­ций, исто­ри­че­ских собы­тий и т.д.):

  • Тарас Михайлович Бурый;
  • Венера
  • Куликовская бит­ва
  • «Война и мир» и пр.

Собственные имена существительные

Нарицательные суще­стви­тель­ные явля­ют­ся обоб­щен­ны­ми назва­ни­я­ми ряда одно­род­ных пред­ме­тов без ука­за­ния их инди­ви­ду­аль­ных особенностей.

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет по зна­че­нию назы­ва­ют сло­ва этой части речи, выде­ля­ют груп­пы существительных:

Конкретные име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты и явле­ния действительности.

Они соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми числительными:

  • два дома
  • три гара­жа.

Абстрактные (отвле­чен­ные) суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют дей­ствие или при­знак в отвле­че­нии от его про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля признака.

Обозначаемые ими поня­тия нема­те­ри­аль­ны, их нель­зя уви­деть, изме­рить или потро­гать. О них мож­но толь­ко раз­мыш­лять, их мож­но опи­сать или проанализировать.

Вещественные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют веще­ства, мате­ри­а­лы, лекар­ства, пище­вые про­дук­ты, хими­че­ские эле­мен­ты и соеди­не­ния и др.

Собирательные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сово­куп­ность одно­род­ных пред­ме­тов как еди­ное целое.

Для них харак­тер­ны суф­фик­сы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.

Род существительных

Грамматическая кате­го­рия рода явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком существительных.

  • сест­ра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
  • ста­рик — люб ой ста­рик , седой ста­рик ;
  • озер о — наш е озер о , глу­бок ое озер о .

Слова этой части речи рас­пре­де­ле­ны по родам с учё­том окон­ча­ний в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Мужской род

1. суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый и мяг­кий соглас­ный и нуле­вым окончанием

2. неко­то­рые суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола

3. суще­стви­тель­ные, име­ю­щие оце­ноч­ные суф­фик­сы, с окон­ча­ни­ем -о/-е, -а

4. суще­стви­тель­ное «под­ма­сте­рье».

Женский род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я

2. суще­стви­тель­ные с осно­вой на мяг­кий соглас­ный и «ж», «ш» с нуле­вым окончанием

Средний род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -о/-е

2. суще­стви­тель­ные на -мя

3. суще­стви­тель­ное «дитя».

Общий род

1. суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие людей обо­е­го пола по качествам

2. неко­то­рые име­на собственные

У слов, име­ю­щих толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется.

Род и число имен существительных

Число имен существительных

У имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Число явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной кате­го­ри­ей суще­стви­тель­ных, кото­рая выра­жа­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии сопо­ста­ви­мых форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • доро­га — дорог и
  • погон — погон ы
  • сло­во — слов а
  • лошадь — лошад и

Большинство суще­стви­тель­ных изме­ня­ют­ся по чис­лам. Ряд слов этой части речи име­ет фор­мы един­ствен­но­го или толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • злость (ед. ч.)
  • уми­ле­ние (ед. ч.)
  • день­ги (мн. ч.)
  • кани­ку­лы (мн. ч.)

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

косвенные падежи

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

  • суще­стви­тель­ные мно­же­ствен­но­го чис­ла (пери­ла, деба­ты, про­во­ды);
  • суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные спо­со­бом пере­хо­да при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий (набе­реж­ная, запя­тая, ска­зу­е­мое, под­ле­жа­щее, сла­га­е­мое).

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Склонение имен существительных

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Морфологические признаки имени существительного

I. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти. Начальная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го числа.

II . Постоянные признаки:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или собирательное;
  • род
  • скло­не­ние

III . Непостоянные признаки:

  • чис­ло
  • падеж

Видеоурок

Имя существительное как часть речи

Имя существительное как часть речи

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.

  • к одушевленным лексемам подходит вопрос «кто?»: мужчина, заяц, гном;
  • к неодушевленным – «что?»: дерево, камень, ненависть.

Собственные и нарицательные имена существительные

  • Собственные – названия единичных предметов, лиц, которые выделяют их из ряда однородных: имена, фамилии, клички, названия городов, планет. Все собственные имена существительные пишутся с прописной буквы, не считая, конечно, тех слов, которые стоят в начале предложения. Дмитрий Петрович, собака Шарик, кинотеатр «Октябрь», планета Земля.
  • Нарицательные – названия однородных предметов: цветок, конфета, мышь.

Падежи имён существительных

Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.

Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Тв.п.

П.п.

Склонение имён существительных

Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.

1-е склонение

  • Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
  • Например: Вася, дедушка, мама, обжора

2-е склонение

  • Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
  • Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо

3-е склонение

  • Существительные ж.р. с нулевым окончанием
  • Например: Жизнь, тишь, степь

Несклоняемые

  • Существительные иноязычного происхождения без окончания
  • Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне

Разносклоняемые

  • Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
  • Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя

Адъективное склонение

  • Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
  • Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое

Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.

Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.

Роды имён существительных

Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.

Род существительных определяется путём подстановки слов:

  • он, мой – кот (мужской род),
  • она, моя – кошка (женский род),
  • оно, моё– дитя (средний род.

Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.

Число имён существительных

Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.

У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.

Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.

[spoiler title=”источники:”]

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suschestvitelnoe-chto-eto

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html

https://bingoschool.ru/manual/chto-takoe-imya-sushhestvitelnoe/

[/spoiler]

Подборка правил: имя существительное

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Одушевленные и неодушевленные

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник,сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода,тетрадь, автобус).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть) кто? что?
  • Родительный падеж (нет) кого? чего?
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями, в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Морфологический разбор

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.

Подборка правил: имя существительное

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также Читать далее

Как помочь детям учить буквы?

Детки возрастом 1,5-2 года, даже не научившись говорить, могут уже запоминать буквы. Читать далее

Подборка правил: причастие

Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы). Читать далее

Ребёнок пишет неграмотно! Заметки в помощь родителям!

В тетради по русскому языку вашего чада все больше замечаний красной пастой? И даже в обычном слове присутствуют ошибки? Читать далее

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор. Читать далее

Источник статьи: http://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-imeni-sushhestvitelnogo/

Морфология

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Части речи

Имя существительное – самая большая часть нашей речи.

Почти каждое второе слово в ней – имя сущ.

И это понятно. Человек с рождения жадно смотрит и хочет знать, что его окружает, что существует вокруг него.

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях рода, числа и падежа. Отвечает на вопросы кто? или что? Значение предметности понимается широко.

Имя существительное служит для обозначения:

— Конкретных предметов окружающей действительности: тайга , океан , лайнер , айсберг , якорь .
— Живых существ: птица , медведь , человек , Лёша , пассажир .
— Фактов, событий и явлений: утро , отпуск , каникулы , спектакль , облачность .
— Качеств, свойств, действий и состояний: смелость , доброта , отдых , чтение , уборка , молотьба .

Морфологические признаки имён существительных

Существительное обладает категориями рода, числа и падежа , которые служат средством выражения категориального грамматического значения предметности. Род является постоянным признаком существительного, а число и падеж — переменными. Кроме того, существительные распределяются по лексико-грамматическим разрядам.

Имена существительные собственные и нарицательные

Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:

1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.

2. географические названия

3. астрономические названия

4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер — французский ученый, ампер — единица силы электрического тока.

Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля — суша, Земля — планета Солнечной системы).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

Число имен существительных.

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные):молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.

2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.

3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.

4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.

5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.

6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.

2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.

3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, буднии др.

4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.

5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольникии др.

Падежи имен существительных

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.

Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?

Падеж Вспомогательное слово Вопросы Предлоги
Именительный Это Кто?
Что?
Родительный Нет Кого?
Чего?
Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для
Дательный Дать Кому?
Чему?
К, по
Винительный Вижу Кого?
Что?
На, за, под, в, во, через, про
Творительный Доволен Кем?
Чем?
Над, за, под, перед, с, со, между
Предложный Говорить О ком?
О чём?
В, о, об, на, при

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

1. найти слово, к которому относится данное существительное;

2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

Склонение имен существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
м. р. с окончаниями -а, -я

Например: папа Коля.

ж. р. с окончаниями -а, -я

Например: ваза, няня

Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.

Например: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце

Разносклоняемые имена существительные.

Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

Морфологический разбор имени существительного

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное,
б) одушевленное или неодушевленное,
в) род,
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор (образец).

Про доброе дело говори смело.

I. Дело – сущ., обознач. предмет, (что?)
II. Н.ф. – дело.
Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р. II cкл.;
непост.призн.: в винит. пад., в ед. ч.
III. Говори (про что?) про дело.

Повтори материал по интерактивным таблицам.

Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/ctobyucitsabylolegce/nacalnaa-skola/russkij-azyk/ima-susestvitelnoe

Adblock
detector

Урок русского языка в 6 классе (программа и
учебник С.И. Львовой)

Тема урока: «Имя существительное в тексте»

Цель урока: Сформировать у учащихся
представление о  роли имени существительного в текстах разных типов и стилей
речи

Задачи:

показать на конкретных примерах, как
использовать существительные, являющиеся терминами, при создании описательных
текстов научного стиля;

познакомить учащихся с приёмом раскрытия темы
текста посредством исключительно имён существительных и определений к ним;

повторить знания о выразительных средствах
языка и их роли ;

углубить представления учащихся о сравнении и
способах его выражения, в которых активно участвуют формы имён существительных;

способствовать развитию умения определять тему
текста, основную мысль, делить текст на части и пересказывать его;

тренировать учащихся в нахождении сравнений,
выраженных разными способами, в тексте и определении их роли;

на конкретных примерах продемонстрировать, как
односоставное предложение с подлежащим – существительным в начале текста может
играть роль зачина и определять тему текста;

способствовать развитию творческих
способностей учащихся посредством написания сочинения-миниатюры, в котором
зачин является односоставным предложением с главным членом подлежащим;

развивать мыслительные способности учащихся,
умение обобщать, делать выводы.

Оборудование урока: учебники «Русский язык. 6
класс» Ч.1, авторы –

С.И. Львова, В.В. Львов; тетради, доска, м

Ход урока

Объявление учителем темы, целей и задач урока.
В конце урока мы должны будем ответить на вопросы (они записаны на обратной
стороне доски):

1)       Какие имена существительные
необходимо использовать при создании текстов научного стиля?

2)       Можно ли раскрыть тему текста,
используя только существительные и определения к ним?

3)       Какие способы выражения сравнения вам
известны?

4)       Какую роль может играть предложение
из одного лишь существительного в начале текста?

5)       Какие существительные помогают
пишущему передать своё отношение к какому-то явлению, предмету?  (спрошу вас
завтра
)

Проверка домашнего задания. Часть  учащихся
выполняли упр. 356, описывали строение микроскопа, используя рисунок и опорные
слова. Заслушиваем 1 учащегося. Вывод: без имён существительных невозможно дать
точное описание предмета в научном стиле.

Остальные работали над упр. 357, составляли
словарик литературоведческих терминов, приводили примеры. Вывод: имена
существительные, являющиеся терминами, преимущественно употребляются в текстах
научного стиля.

Но не только в научном стиле активно
используются имена существительные. Прочитаем текст упр. 358, определим стиль
речи (художественный). Какую роль играют существительные в этом тексте?
Познакомимся с теоретической информацией перед упр. 358. Вернёмся к упражнению,
найдём в тексте зачин (Пролетает со свистом паровоз), объясним, почему тема
раскрывается исключительно именами существительными и определениями к ним?
Какой эффект при этом достигается? Вывод: используя только имена сущ., можно
создать текст-описание и при этом передать быстро сменяющиеся события.

Закрепим знания об этой особенности сущ.,
выполнив упр. 359. прочитайте про себя, подготовьтесь читать вслух. Выделите в
тексте зачин (Чудная картина), какое средство языка используется в нём (эпитет),
какое отношение автора к изображаемому он выражает (восхищение…)? В чём
особенность развёртывания описания в этом тексте? (описание развёртывается при
помощи имен сущ.). Задание 2 упр.359 (морфологический разбор 3 выделенных
существительных)  выполняют у доски 3 ученика, в тетради по 1 на выбор.

Итак, мы выяснили, что имена сущ. необходимы
нам при создании текстов-описаний как научного стиля, так и художественного.
Причём художественное описание может быть создано исключительно на основе
существительных и определений к ним. Какое значение ещё имеют существительные
при создании текстов-художественных описаний? Чтобы ответить на этот вопрос,
обратимся к теоретической информации на стр. 157. Сначала бегло просмотрите
текст и определите его тему. Озаглавьте. Внимательно прочитайте и сформулируйте
основную мысль текста (языковой основой сравнения является имя
существительное). На сколько основных частей можно разделить текст? Кратко
перескажите текст.

Из упр. 360 выпишем 3-е предложение, вставим и
объясним пропущенные буквы, расставим недостающие знаки препинания и объясним
их,  выполним синтаксический разбор. Какую роль играет сравнение в этом
предложении?

Устно выполним упр. 361. Потом 362 по
алгоритму: 1. Прочитай предложение. 2. Назови существительное, употреблённое в
творительном падеже. 3. Имеет ли оно значение сравнения? 4. Если имеет,
замените его сравнительным оборотом.

Откройте стр. 112, изложение  «Макс
озорничает». Бегло просмотрите знакомый вам текст и в 3 абзаце назовите
сравнения и определите, в какой форме они употреблены (картечью, как из
пожарной кишки, словно лёгкую тростиночку, как лошадь таракана). С какой целью
использует писатель В. Бианки эти сравнения? (чтобы точнее и образнее передать
действия слона, нарисовать яркую картину происходящего).

Следующий этап нашего урока – написание
сочинения-миниатюры. Этот вид работы тоже будет связан с использованием имён
существительных. Вы увидите, как существительное может помочь в написании
сочинения. Но сначала выполним упр. 368. Прочитаем выразительно тексты. Запишем
в тетради только первые предложения этих текстов, выделим в них грамматическую
основу и сделаем вывод о том, что общего в этих 3 текстах? (в начале каждого
текста – односоставное предложение с одним главным членом подлежащим, выраженным
существительным). Какую роль играет это предложение в начале текста? Прочитаем
теоретическую информацию выше упр. Сделаем вывод: Какую роль играет
односоставное предложение в начале текста?

Выполняем упражнение 369. Сочинение –
миниатюра. Дополнительное условие – использовать сравнения, выраженные
различными способами.

Зачитываем сочинения.

Итак, подведём итоги нашего урока. Вернёмся к
вопросам, заданным в его начале и ответим на них.

А ещё одной очень важной ролью имени
существительного вы познакомитесь дома, выполнив упр. 370 и прочитав
теориетическую информацию на стр. 161.

Если останется время, составляем синквейн
(пятистрочие, выражающее отношение каждого к изученному материалу.) строится по
следующей схеме:

Строка 1: существительное, обозначающее тему.

Строка 2: два прилагательных, ёмко и
исчерпывающе её характеризующих.

Строка 3: описание действия тремя глаголами.

Строка 4: афоризм, крылатое выражение,
обозначающее личное (эмоциональное) отношение ученика к теме.

Строка 5: синоним темы.

Надо найти все имена существительные в тексте.

Сизокрылый орел всем птицам царь.

Гнезда он вьут на скалах и на старых дубах.

Летает высоко, видит далеко.

На солнце орел смотрит, не мигает.

Нос у орла серпом, когти крючком.

Крылья длинные, грудь молодецкая.

В облаках орел летает, добычу сверху высматривает.

На этой странице находится вопрос Надо найти все имена существительные в тексте?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 1 – 4 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой “3”: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

  • число;
  • падеж;

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма – птица (единственное число, именительный падеж – кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя – моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 – сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы – сущ. (что?).
  2. Н. ф. – шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 75,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 238,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 56,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 207,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 167,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 63,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 159,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 107,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 81,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 522,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 557,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 505,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 676,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 587,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 470,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 117,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 340,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Добавить комментарий