Как правильно составить административное исковое заявление в суд

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 125 КАС РФ

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Что такое административный иск

Административное исковое заявление (административный иск) – это документ, с которым заинтересованное лицо обращается в суд с требованием о защите в порядке административного судопроизводства своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений. В том числе обратиться в суд за защитой заинтересованное лицо вправе, если, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Это следует из ч. 1 ст. 4, ст. 124 КАС РФ.

Административное исковое заявление может содержать требования (ч. 1 ст. 124 КАС РФ):

  • о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом;
  • о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Административный иск может содержать и иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений (ч. 2 ст. 124 КАС РФ).

Административный иск нужно составить в соответствии с требованиями, которые установлены КАС РФ. К иску должны быть приложены документы, предусмотренные законодательством.

В отдельных случаях дела в порядке административного судопроизводства, установленном КАС РФ, рассматриваются не на основании административного искового заявления, а на основании иных обращений. Например, дела о вынесении судебного приказа рассматриваются в порядке гл. 11.1 КАС РФ на основании заявления о вынесении судебного приказа (ст. 123.2 КАС РФ).

1.1. Кто может подать административный иск

По общему правилу административный иск подает сам административный истец. Это может быть (ч. 2, 3 ст. 38 КАС РФ):

1)                    лицо, чьи права, свободы, законные интересы подлежат защите. В частности, это могут быть российские, иностранные и международные организации, физические лица, в том числе граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства;

2)                    обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо.

Административное исковое заявление может быть подано несколькими административными истцами (ч. 1 ст. 41 КАС РФ).

Кроме того, граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе подать в суд коллективное административное исковое заявление в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц (ч. 1 ст. 42 КАС РФ).

В некоторых случаях административный иск в интересах административного истца подает прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо или гражданин. Также прокурор и некоторые иные лица вправе подавать административный иск в пользу неопределенного круга лиц (ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ст. 40 КАС РФ).

1.2. К кому предъявляется административный иск

Административный иск предъявляется к административному ответчику. Это лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникшему из административных или иных публичных правоотношений, либо лицо, в отношении которого обратился в суд административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции (ч. 4 ст. 38 КАС РФ). Административное исковое заявление может быть подано к нескольким административным ответчикам (ч. 1 ст. 41 КАС РФ).

Административными ответчиками могут быть (ч. 5 ст. 38 КАС РФ):

  • органы государственной власти, иные государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • избирательные комиссии, комиссии референдума;
  • иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • должностные лица, государственные и муниципальные служащие;
  • граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях. Эти лица могут быть административными ответчиками в случаях, установленных КАС РФ.

2. Какой срок установлен для обращения в суд с административным иском

Единого (общего) срока для обращения с административным иском нет. Срок для обращения в суд с административным иском зависит от того, по какому основанию вы этот иск подаете. Например:

1)                    по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки:

  • по общему правилу обратиться в суд с административным иском вы можете в течение трех месяцев со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ);
  • при оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа или организации, наделенных публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего по общему правилу административный иск можно подать в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ);
  • административный иск о признании незаконными решений ФССП России, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подан в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ);

2)                    по административным делам о признании нормативного правового акта недействующим, которые рассматриваются в порядке гл. 21 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ);

3)                    по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, которые рассматриваются по правилам гл. 26 КАС РФ, по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение (ч. 2 ст. 250 КАС РФ).

Если вы пропустили срок на обращение в суд, вместе с административным иском подайте заявление о восстановлении срока. К заявлению приложите документы, подтверждающие уважительность этих причин (ч. 2 ст. 95 КАС РФ). Учтите, что сам по себе факт пропуска срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено отдельное ходатайство о восстановлении срока или нет (п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 138 КАС РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).

Если причины пропуска срока суд признает уважительными, он восстановит срок (кроме случаев, когда восстановление этого срока не предусмотрено – см., например, ч. 2 – 7 ст. 240 КАС РФ). В ином случае суд откажет в удовлетворении административного иска (ч. 1 ст. 95, ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ).

3. В какой суд подать административный иск

Дела, которые подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства, установленном КАС РФ, разрешаются судами общей юрисдикции, в том числе мировыми судьями. В некоторых случаях они разрешаются Верховным Судом РФ (ст. 17 КАС РФ).

Чтобы определить, в какой суд нужно подавать административный иск, последовательно установите:

  • какой категории судов подсуден ваш спор;
  • конкретный суд, в котором будет рассматриваться спор.

Если вы подадите административный иск не в тот суд, вам его вернут (п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ). Если административное дело будет принято к производству с нарушением правил подсудности и это выяснится при его рассмотрении, суд передаст дело на рассмотрение другого суда (п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ).

3.1. Как определить, какой категории судов подсудно дело

По общему правилу административный иск вы подаете в районный суд. Именно он будет рассматривать дело в качестве суда первой инстанции (ст. 19 КАС РФ).

Однако есть ряд категорий дел, которые:

  • подсудны мировым судьям;
  • подсудны военным судам;
  • подсудны Верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов;
  • подсудны Верховному Суду РФ.

Если ваше дело относится к какой-либо из категорий, перечисленных в ст. ст. 17.1 – 21 КАС РФ, иск подавайте в соответствующий суд.

3.2. Как определить конкретный суд

По общему правилу административный иск к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (ч. 1 ст. 22 КАС РФ).

Однако есть ряд случаев, для которых действуют специальные правила, в том числе:

1)                    если в соответствии с правилами ст. 23 КАС РФ для данной категории административных исков установлена исключительная подсудность, административное исковое заявление подавайте в соответствии с этими правилами;

2)                    административный иск об оспаривании решения ФССП России, принятого в автоматическом режиме, подавайте в суд по месту совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо по месту ведения исполнительного производства, по которому принято оспариваемое решение (ч. 1.1 ст. 22 КАС РФ);

3)                    если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 22 КАС РФ);

4)                    административный иск к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, по общему правилу подается в суд по месту жительства гражданина или по адресу организации (ч. 3 ст. 22 КАС РФ);

5)                    встречный административный иск предъявляйте в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления (ч. 2 ст. 26 КАС РФ);

6)                    в случаях, установленных ст. 24, ч. 1 ст. 26 КАС РФ, вы можете выбрать суд из нескольких доступных вариантов. Например, административный иск к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или адресу одного из них по выбору административного истца.

4. Как подготовить пакет документов в суд

Для этого следуйте процедуре:

1)                    составьте административное исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 125 КАС РФ и подпишите его. Дополнительные требования к исковому заявлению могут быть установлены в зависимости от категории дела. Например, такие требования установлены для административных исковых заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч. 2 ст. 220 КАС РФ).

Подписать административный иск может, например, руководитель вашей организации или ее представитель по доверенности, если в ней оговорено такое полномочие (ч. 5 ст. 54, п. 1 ч. 2 ст. 56, ч. 1 ст. 125 КАС РФ).

Административный иск в электронном виде может быть подписан простой электронной подписью (ч. 2.2 ст. 45 КАС РФ). Подписать административный иск усиленной квалифицированной электронной подписью нужно в следующих случаях:

  • административный иск вы подаете посредством систем электронного документооборота участников судебного процесса (ч. 2.3 ст. 45 КАС РФ);
  • в административном исковом заявлении изложено ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 9 ст. 125 КАС РФ).

По общему правилу судья возвращает административное исковое заявление, если оно не подписано или подписано лицом, не имеющим на это полномочий (п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ);

2)                    подготовьте приложения к административному исковому заявлению согласно ст. 126 КАС РФ, в том числе это:

  • документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

Если вы не направляли другим лицам, участвующим в деле, копии административного иска и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, представьте в суд копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);

  • документы, подтверждающие уплату госпошлины (например, платежное поручение) либо право на получение льготы по ее уплате, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого (п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, если вы как административный истец по данной категории административных дел, не освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). Такие документы вы можете представить в том числе в форме надлежащим образом заверенной копии (ч. 2 ст. 70 КАС РФ). Предоставление подлинников обязательно по требованию суда и в некоторых других случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 70 КАС РФ;
  • доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия вашего представителя, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась (п. 6 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
  • документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются (п. 6.1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

В случаях, предусмотренных КАС РФ, вы должны представить иные документы (п. 7 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). В том числе требования о составе документов, которые необходимо приложить к административному иску, могут быть предусмотрены нормами разд. IV КАС РФ, который устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел. Например, если вы подаете административный иск об оспаривании нормативного правового акта, вы должны указать сведения о применении к вам этого акта или о том, что вы являетесь субъектом отношений, регулируемых этим актом. К административному иску вы должны приложить документы, которые подтверждают эти обстоятельства, а также копию оспариваемого нормативного правового акта (п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 209 КАС РФ).

К административному иску рекомендуем прилагать заверенные копии документов. На практике, как правило, достаточно, чтобы документы заверил руководитель организации или ее представитель по доверенности, если в доверенности оговорено такое полномочие (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2021 N 88а-15469/2021).

Если административный иск и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям КАС РФ, судья оставит административный иск без движения. Об этом он вынесет определение (ч. 1 ст. 130 КАС РФ). Если в срок, установленный в определении, вы не устраните указанные судьей недостатки, вам вернут административный иск (п. 7 ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 130 КАС РФ).

4.1. Как направить копию административного искового заявления административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле

Административные истцы, которые не обладают государственными или иными публичными полномочиями, могут самостоятельно направить административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и копии приложений к такому заявлению, которые у них отсутствуют. Если вы этого не сделали, приложите эти копии к административному исковому заявлению, которое подаете в суд в бумажном виде (количество копий должно соответствовать числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости должны быть также копии для прокурора), либо подайте административный иск и приложения к нему в электронной форме. Суд сам направит необходимые копии ответчику и заинтересованным лицам при подготовке административного дела к судебному разбирательству. Это следует из п. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38, ч. 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126, п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС РФ.

По общему правилу направить (передать) копии административного искового заявления и приложений к нему нужно таким способом, который позволит суду убедиться в том, что адресат их получил (ч. 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). Например, можно:

  • направить их заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление с отметкой о вручении вы приложите к административному иску (ч. 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). Также рекомендуем составлять опись вложения, чтобы подтвердить, копии каких именно документов вы направляли. Письмо административному ответчику и иным лицам, участвующим в деле, рекомендуем направлять по их адресам, указанным в ЕГРЮЛ (в ЕГРИП, если получатель – ИП), а дополнительно – и по другим их адресам, о которых вам известно;
  • вручить лично административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле, либо их представителям, уполномоченным получать корреспонденцию. Для этого подготовьте копии документов в двух экземплярах. Один из них вы вручите адресату (его представителю), а на втором попросите его поставить отметку о получении. Экземпляр с этой отметкой вы приложите к административному иску.

По общему правилу полномочия представителя получателя должны быть подтверждены доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ).

Полномочия также могут явствовать из обстановки (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Например, сдать копии документов вы можете в канцелярию или иное подразделение, отвечающее за прием входящей корреспонденции (как правило, органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют подобные подразделения). При получении от вас документов сотрудники канцелярии (иной аналогичной службы) проставляют на вашем экземпляре отметку установленного образца.

Если специализированного подразделения у получателя нет, вы можете вручить копии документов сотруднику получателя. Если доверенность на получение корреспонденции он вам представить не может, рекомендуем проследить, чтобы в отметке о получении на вашем экземпляре документов он указал свою должность, дату получения и входящий номер, а также проставил оттиск печати (штампа).

Если административное исковое заявление вы подаете в электронном виде, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вы можете направить лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством его официального сайта (ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

Административные истцы, которые обладают государственными или иными публичными полномочиями, обязаны самостоятельно направлять административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле, копию административного искового заявления, а также копии приложенных к нему документов, которые отсутствуют у ответчика и других участвующих в деле лиц. Направлять копии указанных заявления и документов необходимо таким способом, который позволит суду убедиться в том, что адресат их получил. В частности, направить их можно заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38, ч. 7 ст. 125 КАС РФ).

5. Как уплатить госпошлину

Для того чтобы правильно уплатить госпошлину, следуйте процедуре:

1)                    определите сумму госпошлины в соответствии с п. 1 ст. 333.19 и ст. 333.20 НК РФ. Например, для организаций госпошлина составит:

  • 4 500 руб. Госпошлину в таком размере организация должна уплатить, в частности, за подачу административного иска об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (пп. 6, 6.1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
  • 2 000 руб. Госпошлину в таком размере организация должна уплатить за подачу административного иска о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Для расчета госпошлины можно воспользоваться сервисом “Калькуляторы”, ссылку на который вы найдете на главной странице СПС “КонсультантПлюс”.

При уплате госпошлины вы можете воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством о налогах и сборах (ч. 1 ст. 104 КАС РФ).

Если административных истцов больше одного, общая сумма госпошлины распределяется между ними и уплачивается ими в равных долях. Если среди таких истцов есть освобожденные от уплаты госпошлины, то размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству освобожденных от ее уплаты лиц. Оставшуюся часть уплачивают административные истцы, не освобожденные от уплаты, в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ);

2)                    уплатите госпошлину. Как правило, уплатить госпошлину нужно до подачи административного иска. Документ об уплате госпошлины вы должны приложить к административному иску (пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). По вашему ходатайству (с учетом вашего имущественного положения) вам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины. Также с учетом вашего имущественного положения может быть уменьшен размер госпошлины или вас могут освободить от ее уплаты (ч. 2 ст. 104 КАС РФ, п. 2 ст. 333.20, п. 1 ст. 333.41 НК РФ).

Реквизиты для уплаты госпошлины вы можете узнать в канцелярии суда, в который вы подаете административный иск, или на его сайте.

Госпошлину за вас может заплатить иное лицо.

6. В каком виде подать административный иск

Административный иск можно подать на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (ч. 2 ст. 45 КАС РФ).

В бумажном виде административный иск вы можете подать непосредственно в суд или отправить по почте. Направлять иск по почте рекомендуем почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу суда, который вы можете найти на его сайте. Так вы сможете подтвердить, какие именно документы вы отправляли и когда. Перед тем как вы будете подавать административный иск, рекомендуем изучить правила подачи документов на сайте конкретного суда.

В электронном виде административный иск и документы к нему можно подать, в частности (ч. 2.1 ст. 45 КАС РФ):

  • через единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • через информационную систему ГАС “Правосудие”. Подача документов осуществляется через личный кабинет пользователя, созданный в разделе “Подача процессуальных документов в электронном виде” официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС “Правосудие” (https://sudrf.ru/) (п. п. 1.4, 2.1.1 Порядка подачи электронных документов в суды общей юрисдикции, п. п. 1.4, 2.1.1 Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде).

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ “О введении в действие КАС РФ”).

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска
и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие “административный иск”, не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

1. Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц

Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

4. Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

7. Перевод жилого помещения в нежилое

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое

8. Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

9. Оспаривание решения об отказе
в выдаче разрешения на строительство

Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

11. Компенсация за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

12. Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

13. Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

14. Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

15. Обжалование действий органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

16. Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Административный иск об оспаривании решения органа власти — это требование, поданное в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений. Рассказываем, как правильно его составить.

В административном исковом производстве не решается вопрос о последствиях, к которым приведет принятие решения, совершение действия или бездействие публичного субъекта.

В соответствии со статьей 124 КАС РФ административный иск в арбитражный суд, суды общей юрисдикции подают для:

Такие дела рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, военными, арбитражными (зависит от предмета спора или истца).

При этом следует учитывать положения статьи 22 КАС РФ о том, что такое заявление подается по месту нахождения ответчика. Если район его нахождения не совпадает с территорией осуществления его полномочий, то подается в соответствии с районом осуществления полномочий.

В исполнительном производстве — по месту совершения исполнительских действий, или мер принудительного исполнения, или ведения исполнительного производства.

В вопросе определения требований к административному иску по КАС РФ следует руководствоваться статьей 125 кодекса.

Составляется как самостоятельный процессуальный документ, обязательно в письменной форме. Содержит:

В качестве образцов административных исковых заявлений в суд предлагаем использовать наши:

В Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга

Административный истец:

Клубтэкаева Клара Карловна

ул. Морская, д. 9, литер А, кв. 155, г. Санкт-Петербург, 197229

Телефон: +7 (812) 123-43-21

Электронная почта: ipkkk@po4ta.ru

Административный ответчик:

Общество с ограниченной ответственностью «Клабтк.ру»

ул. Правды, д. 1, г. Санкт-Петербург, 123456

Телефон: +7 (812) 321-12-34

Электронная почта: info@companyabs.ru

22.04.2023

Административное исковое заявление о признании незаконным бездействия Государственной инспекции труда

03.03.2023 я обратился в Государственную инспекцию труда по г. Санкт-Петербургу с обращением во вопросу _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________.

Ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

По истечении 30 дней с момента регистрации письменный ответ Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу по существу поставленных в обращении вопросов не получен, а Государственная инспекция труда не уведомила меня о продлении срока рассмотрения обращения.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бездействие Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу при рассмотрении моего обращения нарушает мои права и свободы, а именно: _______________________________________

____________________________________________________________________________________.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 5 гражданин при рассмотрении обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Считаю, что единственной возможностью восстановления моих нарушенных прав и свобод является обращение в суд с настоящим заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гл. 22 КАС РФ,

ПРОШУ:

1. Признать незаконным бездействие Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу по непредоставлению ответа на обращение от 03.03.2023.

2. Обязать Государственную инспекцию труда по г. Санкт-Петербургу предоставить ответ на мое обращение от 03.03.2023.

Приложения:

1. Уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

4. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя.

5. Доверенность на представителя.

6. Документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора.

__________________ К.К. Клубтэкаева

Обращаются лично или через представителя (с обязательным приложением соответствующей доверенности).

КАС РФ предусматривает случаи, когда участие представителя в таком процессе является обязательным (например, статья 209 кодекса). Кроме того, предъявляет специальные требования к представителю — адвокат или лицо, имеющее высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (статья 55 КАС РФ).

Приложение №2

 к Распоряжению Администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия

№536 от 05.09. 2019г.

ОБРАЗЕЦ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

                                 В _______________________ районный суд <1>

                                 (вариант: Мировому судье ___________________________

                                 судебного участка N ____ <1>)

                                 Административный истец: __________________

                                                             (Ф.И.О. или  наименование)

                                 _________________________________________,

                                      (место жительства или пребывания/ место нахождения,

                                  сведения  о государственной регистрации)

                                 _________________________________________,

                                          (дата и место рождения)

                                 телефон: ____________, факс: ____________,

                                 адрес электронной почты: _________________

                                 Представитель административного истца:

                                 __________________________________________

                                           (наименование или Ф.И.О., сведения о высшем

                                  юридическом образовании, с учетом ст. ст. 54 – 57

                                   Кодекса административного судопроизводства

                                   Российской Федерации)

                                 адрес: __________________________________,

                                 телефон: _____________, факс: ___________,

                                 адрес электронной почты: _________________

                                 Административный ответчик: _______________

                                                              (наименование

                                 __________________________________________

                                  территориального органа Фонда социального

                                      страхования Российской Федерации)

                                 адрес: __________________________________,

                                 телефон: ___________, факс: _____________,

                                 адрес электронной почты: _________________

                                 Госпошлина: ___________________ рублей <2>

Административное исковое заявление <3>

(кратко – существо требований по иску)

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное исковое заявление может быть подано в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

    Пример:

    “___”________  ____  г. административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности  орган  (или  вышестоящему  в  порядке подчиненности лицу), а именно: ____________________________________________, была подана жалоба на              (наименование органа или Ф.И.О.                       должностного лица)

Решение  административного  ответчика  от  “___”________  ____  г. N ___, в результате  рассмотрения  которой  Решение  административного  ответчика от “___”________   ____   г.  N  ___  было  оставлено  в  силе,  а  жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: __________________________.

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

Пример:

(вариант:

В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Решение административного ответчика от “___”________ ____ г. N ___ не подавалась.)

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в ст. 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. п. 1 – 5, 8 и 9 ч. 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении другой стороной понесенных по административному делу судебных расходов (государственная пошлина, издержки, связанные с рассмотрением административного дела), то указывается ссылка на ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Также по общему правилу указываются ссылки на ст. ст. 124 – 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющие форму и содержание административного искового заявления, а также перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению.

Пример содержания требований к административному ответчику, а при предъявлении административного иска к нескольким административным ответчикам – требования к каждому из них <3>:

    На основании вышеизложенного и руководствуясь ________________________,

 (указать ссылку на  нормативный правовой акт)

ст.  ст.  124  –  126, 218 – 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

прошу:

  1. Признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от “__”_______ ____ г. N ___ о ___________________________________.
  2. Обязать административного ответчика ______________________________.
  3. Обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере ________ (__________) рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в размере ________ (__________) рублей.

Согласно ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Административное исковое заявление подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

“___”________ ____ г.

    Административный истец (представитель):

    ___________________

         (подпись)

——————————–

Информация для сведения:

<1> Подсудность административных дел определяется в соответствии со ст. ст. 17.1 – 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

<2> Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, определяются в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предусмотрены ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям предусмотрены ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

<3> Согласно ч. 1 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Согласно ч. 2 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Дата создания материала: 25-09-2019. История изменений

Добавить комментарий