Что такое транспортные расходы?
Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:
- документальное оформление;
- экономическое обоснование.
Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.
Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале «Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль».
Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:
- продавцом товара;
- покупателем.
При этом транспортировка может производиться следующими лицами:
- самим продавцом;
- покупателем с использованием собственного автотранспорта;
- сторонней компанией, с которой заключает договор или продавец, или покупатель.
Далее рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.
Подробнее о том, как учитывают транспорные расходы продавец и покупатель, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».
Какие документы необходимо иметь при доставке товара?
Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:
- счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
- товарную накладную по форме ТОРГ-12;
- прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).
ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.
ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:
- о сторонах сделки;
- перевозимых ТМЦ;
- дополнительных документах;
- транспортном средстве, осуществляющем доставку;
- пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
- дате доставки груза;
- прочие данные.
При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.
Скачать форму транспортной накладной
Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.
Именно с ТТН чаще всего связаны претензии контролирующих органов. Ознакомиться с основными спорными моментами и найти аргументы для спора с проверяющими вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:
- номер ТТН;
- дату ее составления;
- информацию о товаре;
- реквизиты участников сделки;
- прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Скачать форму 1-Т
Оказание транспортных услуг: документальное подтверждение
Рассмотрим, какие первичные документы следует использовать в ситуации, когда фирма оказывает транспортные услуги по обеспечению заказчика транспортными средствами и спецтехникой при этом для исполнения договоров со своими заказчиками она привлекает другую организацию (собственника транспортного средства), с которой у нее заключен длительный договор на оказание транспортных услуг
Акт оказания транспортных услуг
Гражданский кодекс (ст. 779-782 ГК РФ) не содержит специальных положений о том, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего и в силу статьи 783 Гражданского кодекса для этой цели подлежат применению общие положения о подряде (ст. 702-729 ГК РФ).
Так, сторонам предоставлена возможность (п. 2 ст. 720 ГК РФ) удостоверить приемку оказанных услуг путем составления акта либо иного документа (пост. Восьмого ААС от 03.06.2015 № 08АП-2965/15).
Таким образом, для обоснования факта оказания услуг по обеспечению организации транспортными средствами можно составить акт оказанных услуг.
Как указывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям закона «О бухгалтерском учете» (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 19.01.2015 № 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 № 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 № 03-03-06/1/5002).
Форма акта оказанных услуг может быть согласована сторонами договора в качестве приложения к договору. В акте оказанных услуг необходимо подробно указать виды предоставленных транспортных средств, количество отработанных часов и другие необходимые данные. Подписание акта будет свидетельствовать о том, что стороны договора подтверждают указанные в акте данные.
Другие документы, подтверждающие оказание транспортных услуг
По разъяснениям Минфина России (информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012), с 1 января 2013 года (даты вступления в силу Закона № 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее — Постановление Госкомстата № 78)), не являются обязательными к применению. При этом организация вправе использовать для оформления хозяйственных операций унифицированные формы первичных учетных документов либо формы документов, разработанные самостоятельно (письма Минфина России от 04.02.2015 № 03-03-10/4547, от 27.05.2014 № 03-03-10/25243).
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (помимо Закона № 402-ФЗ).
Например, необходимость оформления путевого листа при перевозке грузов продиктована нормой закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее — Устав)). Поэтому составление его является обязательным.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава).
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, в частности, для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими, в частности, грузовые автомобили (пп. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — Приказ № 152)). Заметим, что среди обязательных реквизитов путевого листа нет отметок заказчика услуг и отрывных талонов.
Из приведенных положений Устава и Приказа № 152 следует, что путевые листы необходимы той организации, сотрудники которой фактически осуществляют работы на транспорте или спецтехнике. Путевые листы подтверждают, что техника работала, а не простаивала, а также являются документальным обоснованием расходов на ГСМ. В рассматриваемом случае главное лицо, заинтересованное в наличии путевых листов, — это организация — собственник транспортных средств (в рассмотренном ранее примере — организация 2). Организации — конечному заказчику путевые листы, по сути, не нужны. Для подтверждения факта оказанных услуг ей также достаточно иметь акты оказанных услуг.
Обратим внимание на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда (пост. Девятого ААС от 19.01.2016 № 09АП-56934/15). Причиной данного судебного разбирательства между налогоплательщиком и налоговым органом послужил следующий факт. Заказчик транспортных услуг включил затраты в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и принял к вычету НДС на основании документов, по которым исполнитель услуг не отразил доход от реализации и не исчислил НДС к уплате. Поэтому, устанавливая реальность совершения хозяйственных операций, суд затребовал у заказчика путевые листы, справки расчета за выполненные работы (услуги) (по форме ЭСМ) с указанием отработанных машино-часов (так как из представленных актов оказанных услуг невозможно было установить фактический объем и характер оказанной исполнителем услуги). В них не были указаны транспортные средства, количество отработанных часов, объекты, на которых производились работы. Похожая ситуация рассматривалась в постановлении другого суда (пост. ФАС ВВО от 09.08.2013 № Ф01-10185/13).
Таким образом, можно сделать вывод, что если для подтверждения расходов составляется только акт оказанных услуг, то в нем необходимо отразить более подробно информацию об оказанных услугах. Либо можно составить подробный отчет к акту. При этом важно, чтобы документы имели обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
В рассмотренном ранее примере стороны договоров определили, что помимо актов оказанных услуг составляются сменные рапорты.
Формы рапортов о работе строительных машин и механизмов (№ ЭСМ-1 — о работе башенного крана, № ЭСМ-3 — о работе строительной машины (механизма) при почасовой оплате, № ЭСМ-4 — о работе строительной машины (механизма) при выполнении задания на сдельные работы), а также указания по их применению (далее — Указания) утверждены ранее упомянутым Постановлением Госкомстата № 78. Применение данных форм в настоящее время не является обязательным.
Из Указаний следует, что все приведенные формы рапортов применяются в специализированных организациях для учета работы строительных машин и механизмов и являются основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Эти документы также подтверждают расход ГСМ. Результаты работы и простоев строительной машины (механизма) отражают на оборотной стороне рапорта и подтверждают подписью и штампом заказчика. Рапорты составляют в одном экземпляре.
То есть составлять указанные рапорты могут только организации, которые фактически оказывают услугу по предоставлению транспортных средств, начисляют заработную плату машинистам (водителям) и учитывают расходы на ГСМ. В рассмотренном ранее примере только организация 2 может составлять такие рапорты, а организация 1 этого делать не должна. Кроме того, подписывать указанные рапорты и заверять их штампом должна организация — конечный заказчик, так как только она является потребителем услуг по работе техники и может заполнить все необходимые поля рапортов. Услуги по предоставлению техники рапорты не подтверждают.
То же самое можно сказать о справке по форме № ЭСМ-7 «Справка о выполненных работах (услугах)», которая используется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами. Данная форма выписывается на каждый рапорт № ЭСМ-1, ЭСМ-3 (путевой лист строительной машины № ЭСМ-2) на основании указанных в них данных. Форму составляют в одном экземпляре, в обязательном порядке заверяют печатью заказчика и передают в бухгалтерию организации-исполнителя, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты.
Таким образом, из прямого прочтения Указаний следует, что форма № ЭСМ-7 (или аналогичная) хотя и заверяется организацией-заказчиком, но фактически используется организацией — собственником спецтехники для выставления счета организации-заказчику. То есть оригиналы рапортов и справок должны быть у организации 2. По мнению авторов, наличие у заказчиков данных документов для подтверждения расходов не требуется. Порядка заполнения рапортов и справки для ситуаций, аналогичных рассмотренной в статье, Указаниями не предусмотрено.
Поэтому, по мнению авторов, в рассматриваемой ситуации для документального подтверждения расходов как для организации 1, так и для конечного заказчика достаточным будет иметь акты оказанных услуг, максимально отражающие характер оказанных услуг, либо акты оказанных услуг с приложением к ним подробных отчетов. Подтверждением тому служит арбитражная практика (пост. ФАС ПО от 21.10.2010 по делу № А49-442/2010, ФАС УО от 11.11.2010 № Ф09-8930/10-С2, ФАС ЗСО от 01.07.2008 № Ф04-3677/2008(6731-А46-26), от 05.03.2007 № Ф04-231/2007(31203-А70-25), ФАС МО от 03.09.2008 № КА-А40/8214-08).
Актуальная бухгалтерия
Подписка Разместить:
Образец акта об оказании транспортных услуг
Если вам нужно сформировать акт об оказании транспортных услуг, который вы прежде никогда не делали, посмотрите приведенный ниже пример, пояснения и комментарии к нему – с их учетом вы без особых проблем сделаете свой документ.
- Первым делом напишите в бланке наименование акта, присвойте ему номер (при необходимости), поставьте место и дату его составления.
- Обязательно отметьте, к какому договору он является приложением, также указав его номер и дату.
- Следующую часть акта сформируйте по типу договора:
- укажите название организаций,
- должности и ФИО сотрудников, которые участвуют в составлении акта,
- если считаете важным, можете внести и более подробные реквизиты (ИНН, ОГРН, КПП предприятий и т.д.).
- Далее следует разбить акт на несколько пунктов. В них напишите, что часть договора, касающаяся оказания транспортных услуг, выполнена в полном объеме и в обозначенное время.
- Также, если средства, которые были прописаны в договоре, как оплата за данные услуги уже переведены, это тоже нужно отметить (их надо вписать как цифрами, так и прописью, обязательно указав, с НДС работают организации или без).
- Если считаете необходимым, можете дополнить документ и другими сведениями, имеющими значение в вашем конкретном случае (например, о маршруте движения транспортного средства, остановках и т.п.).
- Также обязательно обозначьте все приложения к данному акту (это могут быть путевые или маршрутные листы и проч.).
- В завершение обязательно напишите, что стороны претензий друг к другу не имеют и все работы выполнены в полном объеме, а также подпишите документ с обеих сторон.
Разъяснения Минфина: расходы на перевозку груза подтвердит транспортная накладная
В подтверждение заключения договора перевозки груза согласно законодательству необходимо составление транспортной накладной по установленной форме. Таким образом, такая накладная необходима и для документального подтверждения расходов на перевозку грузов в целях налогообложения прибыли. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110.
Как указали финансисты, к налоговому учету принимаются обоснованные и документально подтвержденные расходы. При этом под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством. В частности, на основании статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом формы «первички» разрабатываются и утверждаются компаниями самостоятельно, кроме случаев, когда на основании других федеральных законов уполномоченными органами установлены обязательные к применению первичные документы и их формы.
Между тем на основании пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением правительства от 15.04.2011 № 272 таким обязательным к применению документом является транспортная накладная, составляемая грузоотправителем. Форма документа приведена в Приложении № 4 к Правилам перевозки грузов.
Напомним, одним из основных документов, подтверждающих факт заключения договора перевозки и доставки груза от продавца к покупателю, является транспортная накладная. Этот документ привлекает к себе немало внимания сотрудников налоговой службы.
ТТН (товарно-транспортная накладная) – это первичный сопроводительный документ, который необходимо выписывать, если грузоотправитель передает товар покупателю путем перевозки транспортным средством. ТТН нужна не только в тех случаях, когда присутствует третья сторона (автотранспортная организация). Накладную, сопровождающую груз во время его транспортировки, надо составлять, если функцию автоперевозки берет на себя грузоотправитель.
Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль.
ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете — накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства. Накладная служит для учета движения ТМЦ, для списания их у продавцов и оприходования у грузополучателей, а в сфере оборота алкоголя только ТТН выступает обязательным сопроводительным документом, подтверждающим легальность производства и оборота алкоголесодержащей продукции (Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).
Налоговые риски
Следует учитывать, что содержание акта оказанных услуг должно не только формально отвечать требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, но и свидетельствовать о реальном оказании организации услуг по перевозке и факте несения ею соответствующих расходов (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 21.03.2011 N Ф10-740/2011 по делу N А23-3022/10А-13-146).
Судьи неоднократно исходили из того, что акта оказанных услуг, не содержащего сведений, детально характеризующих транспортную операцию, и не устанавливающего реальность ее совершения, недостаточно для подтверждения расходов на перевозку груза автомобильным транспортом (смотрите, например, определения ВАС РФ от 21.01.2013 N ВАС-14647/12, от 25.04.2012 N ВАС-4429/12, постановления ФАС Центрального округа от 23.01.2013 N Ф10-5065/12 по делу N А64-5348/2011, от 22.11.2012 N Ф10-3336/11 по делу N А54-5660/2010, ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 по делу N А05-8135/2011).
Реальность осуществления перевозки грузов в данном случае наряду с актом могут удостоверять, например, надлежащим образом оформленные:
1. Транспортные накладные (смотрите, например, письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@).
Учитывая, что транспортная накладная по умолчанию не является первичным учетным документом, ее отсутствие в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не может однозначно свидетельствовать о невозможности признания организацией расходов на перевозку грузов, но с высокой долей вероятности приведет к возникновению налогового спора;
2. Путевые листы.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава автомобильного транспорта).
Путевой лист оформляется, в том числе, индивидуальными предпринимателями на транспортные средства, используемые для осуществления перевозок грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152).
Осуществление перевозок грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).
Так, например, в путевом листе грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 Устава).
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов (Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).
Это означает, что для целей налогообложения путевой лист используется в качестве документа, обосновывающего расходы перевозчика на приобретение горюче-смазочных материалов, обоснованность начисления амортизации транспортного средства и заработной платы водителю.
Кроме того, в том случае, когда договор перевозки груза предусматривает оплату услуг перевозчика по повременному тарифу, путевой лист подтверждает и обоснованность расчетов за перевозки грузов (письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228). Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику.
Таким образом, путевой лист является первичным учетным документом преимущественно для перевозчика. Поэтому, по нашему мнению, для организации-заказчика в рассматриваемой ситуации наличие путевых листов и (или) отрывных талонов (их копий) не является обязательным для учета расходов на перевозку, ведь, как мы поняли из вопроса, за услуги по перевозке с организации взимается фи ксированная плата. Однако наличие указанных документов (их копий) способствует минимизации налоговых рисков.
Данная позиция находит подтверждение и в материалах судебной практики (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 11.11.2010 N Ф09-8930/10-С2 по делу N А60-5762/2010-С6, ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 по делу N А49-442/2010, ФАС Московского округа от 03.09.2008 N КА-А40/8214-08, от 05.07.2007 N КА-А41/6086-07, ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2008 N А05-9477/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26), от 05.03.2007 N Ф04-231/2007(31203-А70-25)).
В то же время есть и примеры судебных решений, в которых судьи посчитали, что необходимым условием для подтверждения транспортных расходов заказчика является наличие, в том числе, путевых листов (смотрите, например, постановления Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу N А33-15933/2008, ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А55-14580/07);
3. Заявки на перевозки, акты сверки расчетов и иные документы.
Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2010 по делу N А53-1962/2010 достаточными доказательствами выполнения перевозки суд посчитал заявки и акты с указаниями количества рейсов, цены рейса, фамилии водителя, осуществлявшего перевозку, марки и номера автомобиля, подписанные сторонами без замечаний к качеству оказанных услуг, платежные поручения о частичной оплате оказанных услуг (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2010 N Ф07-11409/2010 по делу N А42-8914/2009, от 29.04.2010 N Ф07-1290/2010 по делу N А05-6342/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2010 по делу N А17-8322/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 по делу N А63-2767/2010, ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5214/10-С5 по делу N А76-12705/2009-2-755, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2010 по делу N А27-21652/2009, ФАС Дальневосточного округа от 24.11.2009 N Ф03-6328/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N 18АП-1900/2009).
К сведению:
Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, в частности в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 1, пп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом переход на указанный специальный налоговый режим осуществляется предпринимателями добровольно (п. 2 ст. 346.44 НК РФ). Соответственно, предприниматель, оказывающий услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, может и не иметь патента на осуществление этого вида деятельности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
ИА ГАРАНТ
Организация, находящаяся на общей системе налогообложения и занимающаяся строительством, регулярно обращается к ИП с просьбой о предоставлении услуг по транспортировке груза. Договор на транспортные услуги с данным ИП отсутствует. Заявка ИП на оказание услуг по транспортировке груза подается в устной форме. ИП осуществляет грузоперевозки на транспорте, который находится в его собственности, патент на грузоперевозки у него отсутствует. В актах, которые ИП представляет организации, указаны наименование и стоимость предоставленной услуги. Путевые листы также отсутствуют. Должны ли в данном случае отношения между сторонами быть закреплены договором? Есть ли риск у организации при учёте данных транспортных расходов, оформленных таким образом, в расчёте по налогу на прибыль?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Отношения между организацией и индивидуальным предпринимателем в рассматриваемой ситуации должны быть закреплены договором перевозки грузов, который должен быть заключен в простой письменной форме.
В данном случае нельзя исключать риска предъявления претензий налоговыми органами относительно правомерности признания организацией расходов на перевозку грузов при формировании налогооблагаемой прибыли вследствие их ненадлежащего документального подтверждения.
Обоснование позиции:
Согласно ст.4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию РК от 30 апреля 2015 года №546, перевозка грузов оформляется товарно-транспортными накладными (ТТН), а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания.
В соответствии с положениями Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода за исключением расходов, не подлежащих вычету.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Согласно п.3 ст.190 НК РК налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.
Согласно Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
Приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» утверждена форма Р-1 «Акт выполненных работ (оказанных услуг)».
Таким образом, товарно-транспортная накладная является основным документом, подтверждающим осуществление услуги по перевозке грузов перевозчиком, а также подтверждающим документом услуг перевозки, наличие которого обязательно для целей отнесения на вычеты наряду с актом выполненных работ (оказанных услуг) по форме Р-1. Кроме того, между организацией-получателем транспортной услуги и транспортной организацией должен быть составлен договор, в котором должны быть отражены предмет сделки, цена, стоимость, условия сделки и другие обязательные и дополнительные условия договора. Для целей налогового учета также необходима счет-фактура.
Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?
Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:
- Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
- Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.
Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:
- Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
- Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).
В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:
- В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
- Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).
Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:
- Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
- Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй — продавцу, третий — покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.
О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».
Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?
Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123).
Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:
- Можно оформить ТТН в 4 экземплярах, где покупатель заполняет только транспортный раздел. После этого указанные документы передаются перевозчику для заполнения поставщиком товарного раздела. Заполнив ТТН, поставщик передает 3 экземпляра перевозчику. Приняв груз, покупатель оставляет себе один экземпляр, а остальные 2 вручает перевозчику, на основании которых тот составляет акт.
- Если покупатель составляет ТН, то он должен указать себя в качестве грузополучателя и грузоотправителя. Оформляется такая ТН в 2 экземплярах — один остается у покупателя, другой передается транспортной организации.
Итоги
Транспортные расходы встречаются практически в любой хоздеятельности. Наличие всех необходимых подтверждающих документов имеет большое значение и для поставщиков, и для покупателей, поскольку позволяет сократить расходы по уплате налога на прибыль.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Акт об оказании транспортных услуг – это документ, являющийся приложением к заключённому договору оказания услуг, подтверждающий фактическое исполнение обязательств контрагентов.
Файлы для скачивания:
Транспортные услуги
Под транспортными услугами принято понимать различные перевозки. Речь может идти как о перевозках грузов, так и о перевозке пассажиров. Используемые транспортные средства значения не имеют. Это могут быть: легковые или грузовые автомобили, автобусы, спецтехника. Важен сам факт перевозки тех или иных объектов. По своей юридической природе сделка относится к оказанию услуг, то есть одна сторона соглашения обязуется осуществить перевозку, а другая в свою очередь оплатить мероприятие.
Правовая регламентация такого рода правоотношений содержится в статье 779 Гражданского кодекса РФ.
Распространение
Договор оказания транспортных услуг имеет широчайшее распространение в различных сферах общества, в том числе не связанных с предпринимательской деятельностью. Организации пользуются услугами перевозки в рамках исполнения условий договора поставки и в других случаях.
Роль акта
В юридическом смысле любой договор является лишь выражением намерений сторон совершить те или иные действия. В нашем случае речь идёт об исполнении обязательств в рамках соглашения об оказании транспортных услуг. Акт будет подтверждать выполнение условий обеими сторонами договора. В большинстве случаев контрагенты пренебрегают составлением этого документа, однако он может пригодиться в случае возникновения разногласий в будущем. Один из контрагентов может попытаться уличить другого в недобросовестности. Акт выступит доказательством в судебном разбирательстве, так как на нём присутствуют подписи обеих сторон соглашения.
Также настоящий акт относится к бухгалтерской учётной документации. На его основании бухгалтер сможет списать денежные средства, выделенные на оплату услуг исполнителя, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу предприятия. Законностью проведения процедуры может заинтересоваться налоговый орган.
Кто пишет официальную бумагу
Закон не возлагает обязанность по составлению акта на конкретную сторону соглашения. Этот момент контрагенты решают в индивидуальном порядке. По общему правилу документ пишет исполнитель, так как процедура проводится в первую очередь в его интересах. Сотрудник организации, составляющий акт, должен обладать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками работы с официальными бумагами.
Следует отметить, что не всегда именно составитель оставляет свой автограф в документе. Для подписания акта потребуется право подписи, которое должно подтверждаться соответствующей официальной бумагой. Это может быть устав общества или оформленная доверенность. То же самое касается и представителя со стороны заказчика.
Что следует отразить в акте
В настоящий момент практика в сфере взаимоотношений между контрагентами в рамках договоров оказания услуг выработала определённый перечень положений, которые должны найти своё закрепление в акте. К ним относят:
- утверждение, что обе стороны договора исполнили свои обязательства в полном объёме со ссылкой на заключённое соглашение;
- подтверждение того, что контрагенты не имеют взаимных претензий.
Форма документа
На сегодняшний день органы государственной власти не требуют от компаний составлять акт об оказании транспортных услуг с использованием общеобязательных унифицированных бланков. По этой причине официальная бумага пишется в свободной форме. Следует помнить, что свободная форма документа также подразумевает соответствие определённым требованиям:
- деловой стиль языка;
- чёткая структура акта;
- обозначение реквизитов;
- подписи представителей сторон.
Написать акт рекомендуется на фирменном бланке фирме, так как на нём по умолчанию обозначены её реквизиты. Также имеется возможность воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, однако в таком случае сведения о компании придётся прописывать вручную.
Что касаемо исполнения текста, то здесь всё стандартно. Допускается использовать один из двух стандартных способов: рукописный при помощи синей или чёрной шариковой ручки и машинописный с помощью компьютерных средств. Выбор лежит на плечах представителя со стороны исполнителя. Отметим, что способ написания при условии наличия автографов представителей сторон не влияет на юридическую силу акта.
Объясняем, как правильно составить акт
По своей структуре официальная бумага делится на 4 части: обозначение реквизитов, сведения о контрагентах, условия акта и подписи уполномоченных лиц. Начать следует с реквизитов.
В шапке документа указываем, что настоящий акт является приложением к заключённому договору оказания транспортных услуг, ссылаемся на него. Далее оставляем дату и место составления официальной бумаги.
Переходим к обозначению сведений о контрагентах. В качестве допустимого минимума достаточно будет указать наименования организаций со ссылкой на их организационно-правовые формы, ФИО представителей и документы, дающие право подписи. Прописывать ИНН, ОГРН, юридический адрес и прочие данные необязательно, так как они уже отражены в заключённом договоре.
Ниже по документу по пунктам утверждаем следующие положения:
- исполнитель в полной мере выполнил условия заключённого договора оказания транспортных услуг;
- заказчик оплатил выполнение услуг исполнителем (ссылаемся на платёжное поручение) в полном объёме;
- стороны не имеют взаимных претензий.
Примерный образец
На этом составление акта практически закончено. Осталось лишь заверить его подписями (с расшифровкой) представителей контрагентов. Как только все автографы будут проставлены, официальную бумагу можно передавать в бухгалтерию для осуществления юридически значимых учётных действий. После использования акт подлежит хранению в архиве организации в течение установленного законом срока, по истечению которого документ может быть уничтожен за ненадобностью.
Как составить идеальный акт на оказание услуг
Расходы в бухгалтерском и налоговом учете можно списать на основании правильно оформленной первичной документации. И если с товарными накладными все более-менее понятно, то с актами на оказание услуг нередко возникают проблемы. В статье эксперт поделится советами о составлении идеального акта.
Факт оказания услуг или выполнения работ отражается в акте. Лишь в одном случае законодательство разрешает не составлять акт — в случае передачи имущества в аренду (письма Минфина РФ от 15.06.2015 № 03-07-11/34410 и от 24.03.2014 № 03-03-06/1/12764). Если в договоре на аренду нет требования ежемесячно выставлять арендатору акт на оказание услуг, подтвердить расходы можно на основании акта передачи имущества. Чтобы подстраховаться, в договоре лучше прописать отдельной строкой, что стороны не подписывают ежемесячные акты.
Организации и ИП вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных документов. Также они могут воспользоваться унифицированными формами. Для принятия расходов по услугам или работам не существует унифицированной формы. Поэтому такой акт должна разработать компания, оказывающая услуги. Заказчику нужно обязательно проверить такой документ на соответствие всем требованиям законодательства. Ниже разберем основные признаки идеального акта.
Обязательные реквизиты
Так как акт является первичным документом, в нем должны присутствовать все обязательные реквизиты, поименованные в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 2 ст. 9):
- название документа. Здесь можно прописать общее название – акт об оказанных услугах – или указать вид услуги прямо в заголовке документа — акт об оказании услуг по разработке макета;
- дата составления;
- наименование исполнителя;
- описание оказанных услуг (выполненных работ);
- стоимость. На практике принято указывать стоимость цифрами и прописью в рублях и копейках. Компании на ОСНО также в акте указывают сумму НДС;
- должности лиц, которые подписывают акт со стороны исполнителя и заказчика;
- личные подписи лиц, совершивших сделку.
Закон о бухучете не содержит требования об указании в первичке заказчика. Но безопаснее включить его наименование в акт, чтобы было ясно, кому оказаны услуги. В противном случае у налоговиков возникнут вопросы и сомнения.
Закон о бухучете предписывает указание не только денежных измерителей, но и натуральных. То есть, помимо стоимости услуги, следует указать ее измерение в натуральном выражении (часы, сутки, количество вагонов и т.п.). Если услугу невозможно измерить, можно не указывать натуральную величину (право выбора прописано в пп.5 п. 2 ст. 9 402-ФЗ).
Содержание услуги
Описание услуги — важная часть акта, ведь именно по ее содержанию можно определить правомерность списания суммы в расходы предприятия.
Чем подробнее будет изложена суть услуги (работы), тем безопаснее для налогоплательщика. У налоговой службы вероятнее всего возникнут вопросы, если вместо описания услуги, они увидят краткую фразу «Услуги по договору № __ от __».
Судебная практика относительно описания услуг не всегда складывается в пользу компаний. Суды поддерживают налоговиков и требуют детального описания (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2014 № А42-7952/2012, Уральского округа от 06.09.2013 № А76-16958/2012 округов).
Если не принять во внимание эти доводы, есть риск потерять часть расходов (налогоплательщик не сможет уменьшить облагаемую базу на такие затраты).
Но есть и положительные судебные решения. Суды разрешают принять расходы, если подробное описание услуги есть в договоре (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.05.2016 № А32-6796/2014). Минфин РФ также придерживается этой позиции (письмо от 09.04.2014 № 02-06-10/16186).
В акте целесообразно указать подробное описание услуги, номер и дату договора, период оказания услуги. Например, так: услуги по организации доставки товара за май 2016 года согласно договору № 1 от 01.01.2016.
Также нужно следить за тем, чтобы дата акта соответствовала периоду оказания услуги. Если в акте прямо сказано, что услуга за август, акт нужно датировать этим месяцем. При выставлении такого акта в сентябре расходы нужно принять в месяце их фактического совершения — в августе.
Такую позицию поддерживает Минфин РФ (письмо от 27.07.2015 № 03-03-05/42971). Руководствоваться этим письмом ФНС рекомендовала и всем инспекциям (письмо от 21.08.2015 № ГД-4-3/14815@).
Данные, указанные в акте, должны совпадать с информацией в договоре
Наименование услуги и стоимость, указанные в договоре, должны быть идентичны подобным показателям в акте на оказание услуг. Если в договоре речь идет об услугах по доставке и выгрузке товаров, в акте тоже стоит отметить это же наименование. Если указать в наименовании транспортные услуги, у налоговиков могут возникнуть вопросы.
Подобная ситуация несоответствия может сложиться из-за повышения цен на услуги (в договоре одна цена, в акте – другая). В случае увеличения стоимости необходимо оформить дополнительное соглашение к основному договору.
Право подписи акта
В крупных компаниях право подписи первичных документов чаще всего доверяется уполномоченным лицам. Их имена не указаны в договоре оказания услуг. Чтобы подтвердить полномочия подписантов, следует запросить у заказчика соответствующие приказы или доверенности.
В акте также нужно указать ФИО лица, которое ставит свою подпись. Дополнительным преимуществом станет указание реквизитов приказа на право подписи или доверенности.
Проверить полномочия директора, указанного в договоре, можно самостоятельно с помощью выписки из ЕГРЮЛ.
Оттиск печати не обязателен
Печать не относится к обязательным реквизитам первички, а с 07.04.2015 от ее использования и вовсе можно отказаться (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ). На практике же печать служит весомым доказательством совершения сделки.
Именно поэтому отсутствие печати в акте со стороны исполнителя лучше подтвердить какими-либо документами. Это может быть письмо исполнителя об отказе от печати в произвольной форме или копия устава.
Кроме того, соответствующую отметку об отсутствии печати можно сделать в акте на оказание услуг.
Согласование формы акта в договоре
Чтобы акт соответствовал всем требованиям законодательства, его бланк можно согласовать в договоре. При необходимости в бланк можно внести недостающие реквизиты и уже после этого подписать договор.
Если форма акта не зафиксирована в договоре, нужно тщательно проверять акт на соответствие букве закона. При выявлении неточностей лучше переделать акт.
Скачать образец акта об оказании услуг
Скачать образец акта на выполнение работ
Эксперт сервиса Норматив
Рогачева Е. А.
Вы индивидуальный предприниматель, договор на грузоперевозку между вами и предприятием (физическим лицом) уже заключен. Для того что бы подтвердить тот факт, что груз (товар) перевезен и передан Заказчику в полном объеме, а последний не имеет претензий по качеству выполненной работы, рекомендуется составить соответствующий документ. В нашем случае он называется Акт выполненных работ грузоперевозки для ИП. Образец ничем не отличается от аналогичных приемо-сдаточных документов, с тем лишь различаем, что в качестве услуги обозначаем «Грузоперевозка», либо «Транспортные услуги».
Правовая сторона вопроса
Нюансы, …
- Унифицированной формы такого документа не существует;
- Закон не требует обязательного составления акта.
Так должен ли вообще такой документ сопровождать сделку по перевозке товара или оборудования ИПешником? Однозначно, да! И для этого есть пара веских причин.
- Во-первых, вам нужен первичный документ, закрывающий сделку. Таковы требования налогового кодекса (операции должны подтверждаться первичкой ст. 252 НК РФ). Именно подписанный акт впоследствии, вы передадите бухгалтеру, и он будет служить подтверждением завершения сделки и основанием получения оплаты за оказанные услуги по договору от Заказчика.
- Во-вторых, согласно статье 720 ГК РФ Заказчик обязан принять работу и в случае выявления недостатков сразу же сообщить об этом Исполнителю. Впоследствии, например, если дело дойдет до суда, Заказчик может ссылаться на факт некачественно произведенной работы (услуги) лишь в том случае, если это будет подтверждено документально. Т.е. недостатки должны быть обозначены в каком-либо сопроводительном документе. При таких видах сделок, этим документов и служит обозначенный акт.
Вывод: Акт выполненных работ по грузоперевозкам нужен обеим сторонам сделки, служит первичной документации при закрытии сделки между предприятиями и подтверждает факт либо качественно произведенной перевозки со стороны ИП, либо фиксирует выявленные недостатки, со сроками их устранения.
Бумага подписывается обеими сторонами в момент принятия-передачи груза, после чего она сдается в бухгалтерию контрагентов и храниться в течение установленного законом периода.
Кто и как составляет
Бланк акта выполненных работ по транспортировке грузов целесообразно разработать и составлять самому Исполнителю – Индивидуальному предпринимателю, с учетом всех нюансов процесса и особенностей перевозимых грузов.
Тем не менее форму документа возможно придется согласовать с Заказчиком, а в случае если контрагент крупное предприятие, то неизбежно придется учитывать пожелания и требования последнего.
Основные правила составления и заполнения (как оформить)
Закон разрешает составлять такой документ в свободной форме, указывая лишь на то, что в нем должны присутствовать обязательные реквизиты.
Давайте вспомним какие это реквизиты:
- Верхняя часть заполненной формы должна содержать заголовок с указанием порядкового номера и со ссылкой на номер и дату договора, заключенного между сторонами сделки;
- Далее указывается место и дата составления документа;
- Описательная часть включает реквизиты сторон сделки, таблицу с описанием количества и ценой проведенных работ (услуг),
- В Нижней части бумаги указывается ответственные лица (руководители сторон, либо уполномоченные на проведения сделки представители).
Образец акта выполненных работ без НДС.
Правильно выставляем счет
Как правильно выставить счет на оплату от ИП, как безошибочно его оформит и в каком виде отправить плательщику? Для начала скажем, что документ не является обязательным и первичным, т.е. предъявляется Заказчику по согласованию сторон.
Счет на оплату не имеет специальной формы и может быть разработан самим ИПэшником. Тем не менее в бланке должны присутствовать полные банковские реквизиты, согласно которым контрагент сможет провести платеж за предстоящую перевозку его товара.
Все реквизиты
- Номер счета и дата его составления;
- Данные контрагентов – коды, ИНН, полные банковские реквизиты Исполнителя, необходимые для проведения платежа;
- Информация об услуге по грузоперевозки, со ссылкой на договор и указанием суммы платежа, с учетом налога или без НДС, в зависимости от типа налогообложения.
- Подпись руководителя от ИП.
Представляем образец заполнения счета на оплату.
Порядок проведения сделки
- Заказчик и Исполнитель обозначают детали сотрудничества однократной, ли постоянной транспортировки товара,
- Заключается договор на перевозку обозначенных грузов.
- Исполнитель выставляет счёт по договору, предает его Заказчику в бумажном, или электронном виде,
- Последний, проводит платеж по указанным реквизитам и уведомляем об этом Исполнителя,
- После поступления денег, Исполнитель осуществляет перевозку товара в соответствии с указанными в договоре условиями.
Как выставить счет на оплату от ИП в том случае, если контрагенты договорились о взаиморасчётах после завершения процесса перевозки? В этом случае счет выставляется в момент подписания сдаточного акта и оплачивается в установленные договором сроки.
Федор Попов, юрист-правовед