Как правильно составить аналитический отчет

Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования того или иного вопроса по завершении определенного планового этапа. Перед составлением данного документа необходимо разобраться в особенностях его структуры и требованиях к оформлению. Структура отчета достаточно проста, но знание нюансов во многом облегчит его составление.

Структура

Чтобы составить отчет грамотно и быстро, нужно соблюдать очередность таких составляющих:

  • титульный лист;
  • содержание отчета;
  • введение;
  • основная часть документа (аналитический и проектный раздел);
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

аналитический отчет

Как написать аналитический отчет?

Титульный лист содержит в себе сведения об исполнителе. Он является первой страницей работы, ее «лицом». В содержании описывается структура отчета и номера страниц каждого раздела. Во введении необходимо привести аргументы в пользу выбора темы, актуальности исследования, перечислить используемые для изучения проблемы методы и способы. Во вступлении приводят анализ источников, которые были использованы при изучении темы. Важно не забыть о целях и задачах, поставленных в ходе работы над аналитическим отчетом.

Основная часть отчета, как правило, содержит несколько разделов и подразделов, логически связанных между собой. В каждой главе или пункте понятно и четко должен быть выражен материал. Нельзя забывать о ссылках на использованную литературу.

Выводы о проделанной работе выносятся в заключение. Надо не просто перечислить итоги исследования, но и дать разъяснения по каждому из них. Список использованных источников составляется по алфавиту. Аналитический отчет за год может содержать приложения, в них включают большие информационные блоки, каждый из которых должен сопровождаться ссылкой в тексте. К отчету прилагают документы и источники, используемые при его составлении: таблицы, диаграммы, схемы, графики и другие.

аналитический отчет воспитателя за год

Анализ проблемы

Основным секретом правильного составления аналитического отчета является проведение глубокого анализа определенной проблемы. Описание его итогов должно быть ясным и подкрепленным аргументацией. Проведя параллели, сравнив явления, можно сделать качественные выводы по проведенному исследованию. Соблюдение простых советов поможет составить интересный и достоверный аналитический отчет по ФГОС в кратчайшие сроки.

Как поставить цель?

Цель необходимо формулировать кратко и как можно точнее. В смысловом отношении она выражает главную задачу, которая стоит перед специалистом, и ожидаемые результаты. Например, педагогическая цель должна быть направлена на развитие ребенка, появление ожидаемого результата необходимо оценить и измерить. Конкретизировать и развить цель помогают задачи – это действия для её реализации, которые в отчете перечисляют по порядку. Таким образом, процесс достижения цели делится на этапы. Они сформулированы как задачи: освоение технологии, создание системы работы, мониторинга и другие действия.

аналитический отчет воспитателя по фгос

Методические рекомендации

В аналитическом годовом отчете должны быть отражены все направления деятельности, предусмотренные рабочими планами и журналами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или педагога) включает качественные и количественные показатели по каждому виду работ. В нем могут сочетаться несколько видов анализа.

  • Сравнительный – сопоставление явлений, единых по природе и общим характеристикам. Сравнивать требуется внешние, внутренние признаки и условия эффективности.
  • Анализ структуры позволяет выявить роль и значение одного или нескольких факторов для успешного функционирования структуры.
  • Корреляционный – это установление зависимости одного элемента от другого. Взаимосвязь может возникать в ситуации, в процессе или системе. “Корреляция” переводится с латинского как “взаимная зависимость явлений”.
  • Функциональный – это характеристика объекта с точки зрения его функций и выявление их взаимосвязи.
  • Системный – позволяет выявить структуру и способы взаимосвязи объектов.
  • Детерминационный позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами.
  • Критический анализ – это выявление плюсов и минусов деятельности или личности.

аналитический отчет психолога

Аналитическая часть отчета

Аналитическая часть описывает результаты труда. Для педагога это саморазвитие, развитие педагогики в теории и практике, итоги образования воспитанников.

В отчете предоставляется результат и критерии его оценки. Среди последних выделяют процессуальные и результативные показатели. К процессуальным относят:

  • осуществление профессиональной деятельности;
  • реализацию собственного профессионального потенциала;
  • организацию видов деятельности и общения;
  • средства воздействия, способствующие или препятствующие достижению цели.

К результативным показателям относят достигнутые итоги в количественном и качественном измерении. Они приоритетны в оценке эффективности деятельности. Поэтому автору отчета требуется соотнести достигнутые результаты с предметом проектирования.

Проектная часть

В проектной части указываются проблемные ситуации, трудности, с которыми специалист столкнулся в процессе своей деятельности. Расписываются направления и этапы по совершенствованию работы, проблема, тема, объект и предмет следующего отчетного периода.

В заключительной части оценивается собственная аналитическая деятельность, отмечаются направления для саморазвития, планируется самосовершенствование в профессиональном направлении.

аналитический отчет педагога

Аналитический отчет педагога

Значимость преподавателя подтверждается во время аттестации. Это мероприятие позволяет установить уровень квалификации педагога. Чтобы предоставить профессиональному сообществу итоги своего труда, приходится составлять аналитический отчет учителя. Оценка результатов профессиональной деятельности может осуществляться и в межаттестационном периоде.

Аналитическим отчетом педагога является документ, обобщающий результаты профессиональной деятельности за определенный период. Данная форма позволяет системно изучить собственную деятельность, ее эффективность, откорректировать работу, открыть новые возможности для саморазвития. В отчете педагог анализирует итоги работы и ее эффективность. Результаты своего труда оцениваются в соответствии с поставленными в периоде целями и задачами. Цель аналитического отчета – проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя за истекший период.

Отчет психолога

Профессиональная деятельность психолога, так же как и педагога, требует постоянного анализа собственных действий и особенностей людей, с которыми он работает. Проделанные выводы позволяют специалисту спроектировать следующие шаги для совершенствования своей работы. Аналитический отчет психолога является вторичным и основывается на общих данных, полученных на базе оперативного или текущего анализа проведенных мероприятий.

Объектом отчета выступает деятельность психолога: обследования, профилактика, диагностика, исследовательские, коррекционные, развивающие мероприятия. Предметом является анализ профессиональных действий, изучение свойств или показателей.

Составляя отчет, педагог-психолог должен соблюсти принципы анонимности и конфиденциальности, то есть он предоставляет информацию в виде общих результатов. Анализ выполненных задач предполагает описание возникающих затруднений, проблем, которые, как правило, становятся задачами на новый учебный период. Новые средства анализа позволяют прописать перспективы дальнейшей трудовой деятельности.

аналитический отчет за год

Справки и заключения

К аналитическому отчету психолога прилагается статистическая справка за отчетный период, установленный в организации. Данные в виде заключений и итогов по видам деятельности являются дополнением к служебной документации. Заключения по направлениям работ могут включать:

  • индивидуальную психодиагностику;
  • групповую психодиагностику;
  • индивидуальную развивающую или коррекционную работу;
  • групповую развивающую или коррекционную работу.

Заключение можно составить в свободном виде или на основе стандартных форм.

Годовой отчет воспитателя

Аналитический отчет воспитателя за год содержит следующие разделы:

  • Общая характеристика группы.
  • Итоги по выполнению образовательных программ. Деятельность по подготовке к школе и ее приоритеты. Формирование детской личности. В процессе каких видов деятельности достигаются поставленные цели? Это разнообразная игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность. Направления работы для воспитателя.
  • Аналитический отчет воспитателя за год должен содержать ответ на вопрос о том, чего удалось достигнуть в плане физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей.
  • Мероприятия с детьми и их краткая характеристика.
  • Отчет об итогах работы с детьми. Деятельность по проектам.

По каким критериям оценивается отчет?

  1. Обоснована ли актуальность темы? Должны присутствовать нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы, доказательства необходимости ее разработки.
  2. Обоснована ли проблема, противоречия, на разрешение которых направлен аналитический отчет? Цель отчета, иерархия задач.
  3. Оценка содержания отчета. Общекультурное, методологическое, нормативно-правовое обоснование, эффективность в социально-экономическом плане и психолого-педагогическое основание.
  4. Система партнерских взаимодействий.
  5. Результаты, их анализ и оценка, соотношение с целями, задачами и прогноз.
  6. Уровень информационной культуры представления результатов. Как оформлен аналитический отчет ДОУ?
  7. Перспективность и применимость отчета на практике в профессиональной деятельности.

аналитический отчет по фгос

Аттестация и защита аналитического отчета

Защита отчета может быть формой проведения аттестации. Выступление займет от 10 до 15 минут, плюс ответы на вопросы экспертов. Что надо включить в доклад?

  1. Анализ рекомендаций с прошлой аттестации.
  2. Проблема, ее формулировка и актуальность со ссылками на новые документы.
  3. Объект – то, что будет исследоваться, реальность (уровень знаний, воспитанность, образовательный процесс и т. д.).
  4. Предмет – то, с помощью чего влияют на изменение объекта (методы обучения, деятельность, задания, подходы и т. д.).
  5. Формулировка темы должна включать в себя предмет и объект, показывая их взаимосвязь.
  6. Цель – результат, который ожидается, конкретный и простой (создание условий).
  7. Задачи (действия по достижению цели).
  8. Гипотеза (требуется не всегда, иногда просто запланированный результат) – научное обоснование способа достижения цели, идея, центральная мысль.
  9. Стратегия и механизмы по достижению целей. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или учителя) предполагает рассказ о том, что педагог делал на протяжении всего периода до аттестации для достижения цели. Это самый большой и главный пункт. Здесь необходимо рассказать обо всех своих действиях и показать, что работа выполнялась в системе.
  10. Результат, т. е. то, что получено фактически. Параметры и критерии для оценки результата определяет сам специалист, составляющий отчет (они заявляются в цели).
  11. Общественные выступления по теме, печатные труды и другое предоставление опыта.
  12. Заключение, выводы: достигнута ли цель, в какой степени, что сделано, что доказано, какова значимость работы.

Аналитический отчет является очень важным документом, который поможет проанализировать рынок и собственную деятельность на его фоне. Благодаря аналитическому отчету добивались успеха уже очень много разных компаний. Аналитический отчет нужен в почти любой сфере, где есть конкуренция.

А поскольку она является очень важной составляющей рыночных отношений, в которых находится наша страна, то данный документ составляют почти все корпорации.

Аналитический отчет является залогом успешной конкурентности любой компании, независимо от ее рода деятельности.

Человек может быть учителем, преподавателем и этот документ будет не только помогать повышать общий престиж какой-то школы или университета, но и от качества его составления порой зависит успешность работы конкретного специалиста.

Давайте же более детально разберемся в том, зачем нужен такой необходимый документ.

Аналитический отчет – что это такое и как его составить в разных профессиях

Что такое аналитический отчет?

Кажется, что сложно это сделать? Понять, что такое аналитический отчет, очень просто. Достаточно просто проанализировать сам термин.

Первое слово в нем – это аналитический. От какого оно произошло? Правильно, анализ. Значит, аналитический отчет – это доклад о том, какие выводы имеет анализ чего-то.

Что же такое анализ? Это разбор составляющих на части и нахождение закономерностей как внутри этой системы, так и за ее пределами. Все это так абстрактно и отдаленно от реальности, что давайте более детально разберемся в этом на примере.

Анализ рынка включает в себя установление основных движущих сил, которые определяют доминирующие тенденции в нем, а также то, какие факторы влияют на существование этих сил.

Кроме этого анализ рынка включает в себя такие моменты, как взаимодействие одной действующей силы с другой и какие результаты получаются в результате.

Вся совокупность полученной информации систематизируется и подается в форме отчета, который показывает наглядно весь объем полученной информации. Собственно, вот вам первый толчок в мир аналитических отчетов.

Функции аналитического отчета

Зачем нужно составлять аналитический отчет? Разве от него есть какой-нибудь толк? Да, в начале статьи говорится о том, что без него не может существовать компания.

Но ведь это размытые фразы. В начале статьи достаточно редко говорится конкретика, это уже прерогатива основной части.

Поэтому давайте более детально разберемся, для чего нужен аналитический отчет? Итак, функции аналитического отчета.

  • Наглядность.
  • Анализ.
  • Инновационность.

1. Наглядность. Поскольку в аналитическом отчете имеется огромное количество графиков, схем и диаграмм, то можно судить о его наглядности. Вся информация находится перед человеком, как на ладони, что позволяет быстрее принимать правильное решение.

2. Анализ. Получается немного тавтологическая функция, но именно благодаря аналитическим отчетам осуществляется анализ эффективности работы определенного специалиста или предприятия. С работником все ясно.

Если он неправильно справляется со своими функциями, то его можно выгнать. Но это случается редко. Как правило, определяются ошибки его деятельности и всей организации в целом, которые в дальнейшем исправляются.

3. Инновационность. Да, инновации ценятся в любой компании. И ничего удивительного здесь нет, так как внедрение чего-то нового в большом количестве случаев сопряжено с определенными прорывами. Естественно, это происходит не всегда. Инновации должны вводиться в те сферы, которые в них нуждаются. Только в этом случае от них есть толк. И аналитический отчет позволяет наглядно продемонстрировать, что и как работает.

Аналитический отчет воспитателя

Аналитический отчет воспитателя за год обычно составляется в конце отчетного периода. Он выполняет функцию проверки определенного специалиста, как он справляется со своими обязанностями. Аналитический отчет воспитателя направлен на узнавание сильных и слабых сторон человека, который занимается детьми.

Данный документ очень сложный, так как требует огромного количества графической, табличной и другого рода элементов наглядности. Форма относительно свободная, но при этом важно понимать, что аналитический отчет должен быть максимально детализированным.

То есть, он должен учитывать огромное количество аспектов, которые включает работа воспитателем. Например, данный специалист должен привести графики успешности проведения учебной работы, связанной с освоением малышами определенных навыков, количество заболевших детей, отношения между ними в группе.

Желательно даже провести анализ самых групп в детском саду для повышения эффективности работы с ними в дальнейшем.

Все это нужно не только красиво расписать, но и наглядно продемонстрировать, со всеми доказательствами. Аналитический отчет воспитателя за год является очень сложным документом как в моральном, так и в производственном плане.

Для этого нужно приноровиться и желательно анализировать деятельность в течение всего года, а не за несколько дней до начала отчетного периода.

Аналитический отчет психолога

Аналитическая работа психолога ничуть не легче воспитательской. В какой-то степени даже труднее. Содержание аналитического отчета психолога всецело зависит от организации, в которой работает данный специалист.

Например, если он работает в школе, то в зону его компетенции входят такие пункты, как результативность повышения успеваемости отдельных учеников, снижение конфликтов между ними. Последний пункт очень сроден корпоративной психологии, где также нужно налаживать оптимальный микроклимат в рабочей обстановке.

Если же деятельность психолога является классической, то его работа будет в этом случае заключаться в том, чтобы показать наглядно эффективность работы с клиентами, подробную статистику работы с ними.

Особо важное внимание следует уделить таким показателям, как возраст, пол, профессию и тип психологических проблем, с которыми сталкивается клиент.

Все это в совокупности поможет устроить более эффективную работу с клиентами психолога в дальнейшем.

Ну а там, как говорилось ранее, следует больше внимания уделить индивидуальным требованиям к работе данного специалиста, которые оговариваются непосредственно на основном рабочем месте. Аналитический отчет психолога в разных организациях может быть совершенно разным.

Аналитический отчет учителя

А как же дела обстоят с педагогами? Основная сфера, в которой требуется аналитический отчет – это естественно, педагогика.

Ведь от эффективности проведения учебно-воспитательной работы со стороны учителя зависит успех определенной школы или иного типа учебного заведения не только в микрорайоне, но и на районном или даже городском уровне. А все это престиж, который в дальнейшем нередко перетекает в самые настоящие деньги.

Умение составлять аналитический отчет педагога прекрасно поможет в дальнейшем правильно организовать свою учебную деятельность. Пункты различны для разных учителей, но универсальные – это стандартные пол, возраст и так далее.

Что такое ФГОС?

Если вы не знаете, что такое ФГОС, то вы никогда не имели дело с государственными стандартами, которые распространяются на огромное количество разных сфер человеческой жизни и в том числе, образовательные учреждения, в которых нужно составлять аналитический отчет воспитателя по ФГОС.

Вообще, сам документ аналитического отчета должен соответствовать данным стандартам. И это хорошо, так как стандартизированность позволяет целому спектру разных работников общаться на одном языке.

Аналитический отчет по ФГОС

Как составить аналитический отчет по ФГОМ? Составление аналитического отчета – дело нетрудное. Нужно просто соблюдать требования, которые предусмотрены государственными стандартами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС, по сути, ничем особо не отличается.

В какой-то степени, если следовать стандартам, то даже проще, так как они являются опорой для вас при создании действительно качественного продукта. Где же можно найти требования к аналитическим отчетам со всеми стандартами?

Разобраться со всем можно в интернете. Нужно просто включить поиск документов и набрать “как составить аналитический отчет по ФГОС”. Там будет выдано множество методологических рекомендаций.

Ничего сложного в этом нет, можно понять требования всего за несколько минут, которые вы потратите для того, чтобы это все прочитать.

Аналитический отчет ДОУ

Что такое ДОУ? Аналитический отче ДОУ – что это такое? Многие люди вообще не знают, что это за аббревиатура, хотя понимание данного термина необходимо, если вы собираетесь составлять аналитический отчет данного учреждения.

Но как же расшифровывается эта аббервиатура? Очень просто – дошкольное образовательное учреждение. Проще говоря, ДОУ – это детский садик, в котором дети могут развлекаться и получать нужные в школе навыки. Аналитический отчет за год – дело обыденное в этих учреждениях.

Как составить аналитический отчет ДОУ?

Дошкольное образовательное учреждение имеет свои специфические особенности при составлении аналитического отчета. Их важно учитывать. Данная задача не очень сложная. Важно, чтобы вы реализовывали ее.

Если же вам нужно составить аналитический отчет детского сада, то в интернете можно найти образцы, где подробно, в табличной форме, указывается на то, какие требования имеет дошкольное образовательное учреждение к аналитическим отчетам.

Но опять же, не забывайте о том, что требования, предъявленные в этом разделе, могут отличаться от тех, которые имеет определенный детский сад. Если вы не будете иметь это в виду, то у вас может не получиться составить качественный аналитический отчет.

Ведь качество определяется не только объективными показателями типа государственных стандартов, но и индивидуальными, такими как составления аналитического отчета для определенного детского садика или любого другого образовательного учреждения.

Необходимо понимать, что только человек, который понимает специфику составления аналитических отчетов в определенном учреждении, может это сделать. Если же вы плохо разбираетесь во всех нюансах, которые сопровождают вашу деятельность, то составление аналитического отчета – не ваше дело. И вас жаль, если данная задача была на вас возложена.

Как может составить аналитический отчет учителя?

Составление аналитического отчета учителем – задача похожая на пункт с педагогом. Но при этом последнее понятие является более широким, поэтому составление аналитического отчета учителем имеет ряд особенностей.

В целом, нужно особое внимание уделить анализу такого показателя, как успеваемость и поведение. Другим педагогам, таким как преподавателям в университете, данный показатель не имеет настолько большого значения, так как ученики в высших учебных заведениях уже более ответственны.

А задачей школы является не только вложить нужные ребенку знания, согласно школьной программе, но и обеспечить максимально эффективное взросление ребенка и его социализацию. Аналитический отчет учителя не легче и не сложнее, чем остальные.

Выводы.

В этой статье мы разобрались, какие моменты следует учитывать при составлении аналитического отчета дошкольного образовательного учреждения, а также других отчетов, связанных с педагого-психологической деятельностью.

Кроме всего, мы разобрались, зачем вообще нужен аналитический отчет, что поможет осознать весь смысл, которые дает эта работа.

Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА

2.1.  
 Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по
изучению и обобщению новационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет,
что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее
выполнения.

2.2.    Условия использования этой формы описания опыта:

а)
использование в процессе сбора материала об опыте разных источников и методов исследования, что позволяет получать
разнохарактерный материал, требующий установления связей и зависимостей;

б)
недостаточная доказанность продуктивности обобщаемого опыта, что требует
дальнейшего более глубокого изучения;

в)
недостаточная научная обоснованность и объяснимость опыта, согласно целям его
исследования. Аналитический отчет позволяет сохранять проблемность материала
и его открытость для дальнейшего исследования.

2.3.    В Аналитическом отчете главное заключается в выборе
вида анализа материала, собранного при изучении опыта. Это может быть сравнительный, проблемный, критический,
корреляционный, системный и другие виды анализа
. Важно, чтобы вы владели
в совершенстве выбранным видом и данный вид помогал понимать полученный
материал.

2.4.    Примерный план написания Аналитического отчета:

1.    Краткая характеристика новационного опыта (описание
новации, истории ее появления, представление автора).
2.    Теоретическое обоснование (объяснение) опыта.
3.    Описание применяемых методов (видов) анализа.
4.    Анализа материала и его результатов.
5.    Выводы по возможности использования данного новационного
опыта в массовой практике.

2.5.    Аналитический отчет пишется строгим научным языком, в
нем используются таблицы, графики, схемы, что не только является средством
предъявления и описания опыта, но и средством его анализа и доказательности
продуктивности результатов.

Инструкция

1

При
написании аналитического
отчета помните, что он, прежде всего,
должен иметь четкую структуру, которую следует соблюдать:
• титульный лист;
• содержание;
• введение;
• основная часть;
• заключение;
• список литературы;
• приложения.

2

Титульный лист – это главная страница вашей
работы. Укажите информацию об исполнителе(ях) отчета. В содержании укажите
информацию о структуре отчета с нумерацией соответствующих страниц. Во введении
поясните сразу несколько пунктов: актуальность данной работы, анализ источников
получения информации по теме, методы, согласно которым был составлен отчет.
Также расскажите о целях и задачах, поставленных в рамках выполнения отчета.

3

Оформляйте
основную часть, разбив ее на несколько разделов (каждый должен включать в себя
подразделы). В каждом пункте максимально четко, логично, последовательно
излагайте материал по теме, используя разные источники. При этом не забывайте
указывать необходимые ссылки.

4

В заключение
включайте краткую информацию о проведенных исследованиях, а также собственные
выводы. В списке литературы источники, использованные для составления отчета,
пишите в алфавитном порядке. Включите в
приложения объемную информацию, которая
рассматривалась при составлении отчета. Аналитический отчет, исходя из сути
своего названия, обязан представлять собой развернутый анализ то или иной темы.
Для этого проводите сравнения, выстраивайте параллели, делайте из этого выводы.

Как написать аналитический отчет

Аналитический отчет представляет собой глубокое исследование определенной проблемы. У отчета есть своя структура, которой необходимо придерживаться. Вот несколько советов, которые помогут вам построить отчет по всем правилам.

Аналитический отчет должен иметь четкую структуру

Инструкция

При написании аналитического отчета помните, что он, прежде всего, должен иметь четкую структуру, которую следует соблюдать:
• титульный лист;
• содержание;
• введение;
• основная часть;
• заключение;
• список литературы;
• приложения.

Титульный лист – это главная страница вашей работы. Укажите информацию об исполнителе(ях) отчета. В содержании укажите информацию о структуре отчета с нумерацией соответствующих страниц. Во введении поясните сразу несколько пунктов: актуальность данной работы, анализ источников получения информации по теме, методы, согласно которым был составлен отчет. Также расскажите о целях и задачах, поставленных в рамках выполнения отчета.

Оформляйте основную часть, разбив ее на несколько разделов (каждый должен включать в себя подразделы). В каждом пункте максимально четко, логично, последовательно излагайте материал по теме, используя разные источники. При этом не забывайте указывать необходимые ссылки.

В заключение включайте краткую информацию о проведенных исследованиях, а также собственные выводы. В списке литературы источники, использованные для составления отчета, пишите в алфавитном порядке. Включите в приложения объемную информацию, которая рассматривалась при составлении отчета. Аналитический отчет, исходя из сути своего названия, обязан представлять собой развернутый анализ то или иной темы. Для этого проводите сравнения, выстраивайте параллели, делайте из этого выводы.

Обратите внимание

Аналитический отчет может писаться по результатам какого-либо конкретного исследования, по результатам анализа вторичной информации по теме (не могу назвать это исследованием), по совокупности нескольких исследований и др.

Полезный совет

Аналитический отчет, охватывающий небольшой сегмент рынка или отрасли за период времени до полугода содержит информацию об основных тенденциях и численных показателях рынка, таких как объем и динамика, доли крупнейших игроков, а также краткий прогноз по дальнейшему развитию ситуации на рынке.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Статья с журнала СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Годовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать

Ваши воспитатели каждый год пишут аналитический отчет. Помогает ли вам этот документ увидеть их профессиональные достижения? Предлагаем посмотреть, насколько глубоко педагоги анализируют свою работу в конце учебного года, и помочь им разобраться в главных вопросах: зачем нужен этот отчет, что необходимо включить в него, какие данные потребуются, как правильно изложить информацию.

Педагоги дошкольного образования ведут много педагогической документации. Это возлагает на них дополнительную нагрузку и снижает качество документов, которые они составляют. Иногда отчет или план воспитатель пишет только ради того, чтобы он был, пренебрегая содержанием. Формальное отношение к делу приводит к общей профессиональной неудовлетворенности. Немалая часть работы кажется воспитателю бессмысленной, а нагрузка чрезмерной. Получается замкнутый круг. Чтобы из него выйти, нужно внести в профессиональную деятельность максимальную осмысленность.

Разберем эту проблему на примере годового аналитического отчета воспитателя. Педагог учит детей относиться к своим действиям осознанно. Для этого использует рефлексивные моменты НОД, вечерний круг (когда дети и воспитатель обсуждают, как прошел день), итоговый праздник после тематической недели и т. д. При этом на анализ свой деятельности у него никогда нет времени, а годовой аналитический отчет – ненужная бумага.

Для чего нужен аналитический отчет в конце года

Согласно ФГОС ДО требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования – ориентиры для анализа профессиональной деятельности. Годовой аналитический отчет позволяет воспитателю проанализировать свою работу, осмыслить успешность или неуспешность усилий в организации образовательного процесса. Составляя его, педагог сводит результаты педагогической диагностики, определяет и фиксирует проблемы, ставит новые задачи.

Таким образом, главная цель годового аналитического отчета – выявить положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эффективно разрабатывать рабочую программу.

Кроме того, годовой аналитический отчет повышает профессиональный уровень педагога, создает предпосылки для непрерывного образования и личностного роста.

Чем аналитический отчет отличается от аттестационных материалов

В некоторых ДОО для составления годового отчета администрация предлагает воспитателям материалы, схемы, которые используются при аттестации. В этом есть логика: педагогу будет легче пройти аттестацию, если он заранее собирает и систематизирует материалы по определенной форме. Но годовой аналитический отчет и отчет, который готовит педагог к аттестации, заполняя информационные карты, отличаются задачами.

Аттестационные материалы демонстрируют высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя и доказывают, что его притязания на заявленную категорию оправданны.

В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный смысловой акцент нужно делать на прилагательном «аналитический». Иначе он превратится в доклад об успехах и достижениях.

Кроме того, аттестационные документы воспитатель готовит один раз в 5 лет, а анализировать свою деятельность необходимо как минимум раз в год, чтобы повысить качество и результативность образовательного процесса.

Какие требования предъявляются к форме отчета

Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. Педагогические коллективы свободны в выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОО использовали единую форму годового аналитического отчета. В каждой образовательной организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания. Однако можно выделить общие пункты:

  • общая характеристика группы;
  • цели и задачи, которые были поставлены на данный период;
  • анализ условий реализации ООП (образовательной среды);
  • обобщенный анализ результатов педагогической диагностики;
  • анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • анализ взаимодействия с родителями детей;
  • анализ результатов профессионального развития воспитателя;
  • общие выводы и задачи на следующий период.

Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц (приложение). Это сделает отчет компактным и содержательным. В рамках данной статьи не предлагаются готовые варианты заполнения таблиц анализа, т. к. фразы-клише педагоги часто используют без оглядки на конкретную ситуацию. Они упрощают его работу, но делают ее менее полезной и содержательной.

В анализе необходимо самостоятельно выделить положительные стороны и проблемы. Для этого воспитатели могут использовать матрицу SWOT-анализа. Этот метод позволит обозначить сильные и слабые стороны образовательного процесса в дошкольной группе. Под возможностями и угрозами в данном случае подразумеваются внешние факторы, которые влияют на процесс: образовательная стратегия ДОО, социальное окружение и т. д. Но для аналитического отчета воспитателю достаточно проанализировать сильные и слабые стороны и возможности.

SWOT-анализ – метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды. В сферу образования этот метод пришел из бизнеса и успешно используется благодаря своей универсальности. Суть его в том, что в любом процессе выявляются сильные и слабые стороны, возможности для развития и внешние угрозы.

Сильные стороны         Возможности

1…                                1…
2…                                2…

Слабые стороны           Возможности

1…                               1…
2…                               2…

Что писать в аналитическом отчете

Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.

1. Общая характеристика группы. В этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как развивались дети в течение года, какие сложились отношения между детьми и педагогом и т. д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.

2. Цели и задачи на данный период. Здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот учебный год.

3. Анализ образовательной среды в группе. В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной и соответствовала требованиям ФГОС ДО.

Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Эти показатели отражены в таблицах-приложениях, на которые в отчете можно сделать ссылки.

Под словом «проблема» подразумеваются вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т. д.

Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фантазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные области на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую успешную работу педагог ставит себе в плюс. Но будет ли также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Получат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.

4. Анализ результатов педагогической диагностики. Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны), а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста.

Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической и психологической диагностики, проведенной в течение года. Они заполняются по форме, предложенной авторами диагностик.

5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в т. ч. с одаренными дошкольниками. Сильные стороны – те формы индивидуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результативным или планировалось, но не было реализовано.

6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течение года, но и рассматривает возможность использования новых форм.

7. Анализ результатов профессионального развития воспитателя. Прежде чем определить, что удалось и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:

  • изучил…;
  • ознакомился с…;
  • расширил имеющиеся представления о…;
  • взял за основу для разработки…

Это важная часть методической копилки. Невозможно все удержать в памяти. Копилка станет хорошим подспорьем в работе. К ней всегда можно вернуться и что-то уточнить, подготовиться к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно применяет на практике.

Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии (ОТ), которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течение года был реализован всего один проект, то некорректно писать, что воспитатель успешно использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.

Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий». ОТ – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой-то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.

В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опыта, обучение на курсах повышения квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется, что сделано, а в анализе – только самое эффективное.

В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Объективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОО. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессионального образования для их прохождения, в т. ч. дистанционно.

8. Общие выводы и задачи на следующий период. Воспитатель оценивает образовательную деятельность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формулирует задачи на следующий период.

Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.

Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель поставленные задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ, в свою очередь, позволяет педагогу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходимость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т. д.

Таблицы-приложения к годовому отчету воспитатель заполняет в течение года. Этот фактический материал используется для разных целей: при подготовке к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Объем годового аналитического отчета не определяет его качество. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОО, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную программу методической поддержки педагогов.

Приложение

Образцы приложений к годовому аналитическому отчету воспитателя

Приложение к п. 3

3.1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Название и вид программно-методической
продукции (программа, конспект, сценарий и др.)

Дата утверждения
(для планов, рабочих программ)

3.2. Создание условий, безопасных для жизни и здоровья детей (по результатам мониторинга)

Информация о заболеваемости (в %)

Информация о наличии случаев травматизма (в %)

3.3. Использование образовательных технологий (ОТ)

Используемые ОТ

Цель использования

Результат

3.4. Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО

Запланированные направления развития РППС

Результаты реализации запланированных направлений развития РППС

3.5. Итоговые мероприятия, проведенные в течение года согласно тематическому плану

Форма проведения

Название мероприятия

Уровень организации и результативность1

3.6. Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах, выставках, соревнованиях и др.

Уровень и название мероприятия

Результат участия

Количество участников

Количество победителей, лауреатов, призеров

Приложение к п. 5

5.1. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Категории детей с разными образовательными потребностями

Наличие индивидуальных планов, маршрутов и т. д.

Результат индивидуальной работы с воспитанниками

Приложение к п. 6

6.1. Формы взаимодействия с родителями

Формы взаимодействия и сотрудничества

Охват родителей различными формами сотрудничества (%)

6.2. Удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в группе

Форма сбора информации

Доля родителей, удовлетворенных качеством
образовательного процесса и условиями пребывания детей в ДОО

Приложение к п. 7

7.1. Повышение квалификации

Тема КПК, стажировки

Организация, осуществляющая ПК

Название и номер документа

Количество часов

7.2. Изучение научно-методической литературы, чтение профессиональных периодических изданий

Источник

Результат изучения

7.3. Транслирование опыта педагогической деятельности

Формы трансляции2

Темы

7.4. Участие в работе профессиональных объединений педагогических работников

Группа/методическое объединение3

Что разработано в результате совместной деятельности

7.5. Направление экспериментальной и инновационной деятельности 

Направление экспериментальной
и инновационной деятельности

Что сделано

7.6. Участие в профессиональных конкурсах

Уровень конкурса

Название

Результат

1 Воспитатель самостоятельно определяет уровень организации и результативность мероприятия и отмечает его как высокий / средний / низкий. >> вернуться в текст

2 Выступление, публикация, презентация, открытый показ НОД, мастер-класс, педагогический проект и т. д. Указать, где педагог выступал, публиковал, презентовал свой опыт, для кого давал мастер-класс или открытое занятие.
 
>> вернуться в текст

3 Любые формы профессиональных объединений педагогов: МО, творческая группа, проектная группа, временная творческая группа и т. п. >> вернуться в текст

Добавить комментарий