Аналитическая справка
по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития в старшей дошкольной группе № 14
2016-2017 учебный год
Воспитательно-образовательный процесс в старшей группе выстроен на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 10
Воспитатели: О.Е. Струкова, Л.Л. Моторная.
1 часть
- Характеристика группы.
В группе 20 детей старшего возраста (5 – 6 лет). Из них 10 мальчиков и 10 девочек.
- Цель мониторинга:
-определение уровня усвоения детьми старшей группы образовательной программы ДОУ.
- Задачи мониторинга:
- определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;
- определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);
- оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;
- построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
- Методы диагностики:
- наблюдение;
- игровые упражнения;
- индивидуальная беседа;
- тестовые задания;
- беседа с родителями с учетом анкетирования.
При обследовании были использованы таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные Н.В. Верещагиной в соответствии с ФГОС.
Обследование проводилось по пяти образовательным областям:
-физическое развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально – коммуникативное развитие;
-художественно-эстетическое развитие.
Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:
- низкий (ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя),
- нижесреднего (ребенок справляется с заданием только с помощью воспитателя),
- средний (ребенок справляется с заданием с небольшой помощью воспитателя),
- высокий (ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием).
2 часть
2.1 Физическое развитие
По итогам диагностики качества образования в области физическое развитие на начало учебного года выявлены следующие результаты:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 0%
Нижесреднего: 100%
Низкий уровень: 0%
– На конец учебного года:
Высокий уровень: 10%
Средний уровень: 90%
Нижесреднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений – ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.
Дети с ненормативным развитием составляют 10% достаточно хорошо умеют метать предметы левой и правой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, отбивать и ловить мяч, перестраиваться в колонну по трое, выполнять повороты в колонне.
Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско родительские мероприятия.
- Познавательное развитие
По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 5%
Нижесреднего: 95%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 5%
Средний уровень: 95%
Нижесреднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования.
Дети, имеющие высокий и средний уровень овладения знаниями и умениями по данной области знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы.
Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.
Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально – исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
- Речевое развитие
По результатам обследования детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 10%
Нижесреднего: 90%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 5%
Средний уровень: 95%
Нижесреднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей старшей группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: научились пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Употребляют в речи антонимы и синонимы. Большая часть детей данной группы начали различать понятия – звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.
Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем уровне.
Рекомендации: для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря. Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
2.4 Социально – коммуникативное развитие
По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 20%
Нижесреднего: 80%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 26%
Средний уровень: 74%
Нижесреднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком и средних уровнях. Дошкольники старшей группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники старшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.
Рекомендации: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемноигровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.
2.5. Художественно – эстетическое развитие
По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни, выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 5%
Нижесреднего: 95%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 100%
Нижесреднего: 0%
Низкий уровень: 0%
Программный материал в данной области усвоен детьми на среднем уровне. Дети к концу года могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно – прикладного творчества. У всех воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки
объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Дошкольники старшей группы также умеют правильно держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место.
Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско – родительского творчества.
Выводы:
Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы.
Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.
Направления развития |
Уровни усвоения |
ИТОГ 2016/2017 уч.год |
|
нг |
кг |
||
Физическое |
высокий |
0% 0% 100% 0% |
10% 90% 0% 0% |
развитие |
средний нижесреднего низкий |
||
Речевое |
высокий средний нижесреднего низкий |
0% 10% 90% 0% |
5% 95% 0% 0% – |
развитие |
|||
Познавательное |
высокий средний нижесреднего низкий |
0% 5% 95% 0% |
5% 95% 0% 0% |
развитие |
|||
Художественно |
высокий средний нижесреднего низкий |
0% 5% 95% 0% |
0% 100% 0% 0% |
– эстетическое |
|||
развитие |
|||
Социально – |
высокий средний нижесреднего низкий |
0% 20% 80% 0% |
26% 74% 0% 0% |
коммуникативное |
|||
развитие |
Из результатов мониторинга определяются следующие направления работы, требующие углубленной работы на следующий учебный год:
- физическое развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие,
- -художественно-эстетическое.
Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:
- Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).
- Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.
- Самообразование педагогов.
- Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.
- Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.
После проведения любых диагностик и мониторингов результаты этих мероприятий необходимо проанализировать и оформить на бумаге, то есть написать справку (отчет).
Я предлагаю примерный текст аналитической справки по освоению воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), реализуемой в ДОУ:
Образец справки
В период (примерные даты) с 01.10.2018г. по 14.10.18г. и с 15.05.2019 по 30.05.2019г., с целью индивидуализации образования и оптимизации педагогической работы с детьми, в группе была проведена оценка индивидуального развития воспитанников.
Задачи:
- Изучение результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
- Оценка эффективности педагогических действий.
- Проектирование образовательной деятельности на основе результатов педагогической диагностики (мониторинга).
Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса.
Методы мониторинга: наблюдение, диагностические игровые задания, статистическая обработка информации и др.
Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОУ.
Исследовалось освоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования по пяти образовательным областям: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических таблиц, разработанных авторами программы … (например, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
В соответствии с п. 3.2.3 ФГОС ДО педагогическая диагностика проводилась с целью осуществления индивидуального подхода в процессе обучения, воспитания и развития детей. Эта особенность не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение дошкольника на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
Списочный состав группы … человек.
Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем образовательным областям.
Так, были выявлены следующие результаты:
- По социально-коммуникативному развитию: динамика уровня сформированности знаний и умений составляет 50% (с 25% в начале года до 75% в конце года).
- По речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 38% (с 37% до 75%);
- По познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 41% (с 18% до 59%).
- По художественно-эстетическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 25% (с 12% до 37%).
- По физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 50% (с 12% до 62%).
Качественный скачок высоких результатов произошел в социально-коммуникативном, познавательном и физическом развитии.
Причины:
— в процессе социально-коммуникативного развития было уделено особое внимание коммуникативному общению воспитанников, формированию диалогической речи, позитивному взаимодействию детей со сверстниками и взрослыми;
— в познавательном развитии были применены современные образовательные технологии, обогащена развивающая предметно-пространственная среда, уделено внимание познавательно-исследовательской деятельности;
— по физическому развитию дошкольников был разработан комплекс оздоровительных и спортивных мероприятий, к организации и проведению которых были привлечены родители.
Особенностью развития детей этой возрастной группы можно выделить высокие показатели уровня «стадия формирования», в частности, в познавательном развитии (62% в начале года и 50% в конце года) и в физическом развитии (62% в начале года и 50% в конце года). Данные показатели позволили выйти к концу года на хорошие показатели по уровню сформированности: с 0% до 25% по познавательному развитию и с 0% до 22% по физическому развитию.
Причина: в познавательном развитии были применены современные образовательные технологии, обогащена развивающая предметно-пространственная среда, уделено внимание познавательно-исследовательской деятельности. В физическом развитии – акцент на индивидуально-личностное взаимодействие, целенаправленное развитие физических качеств, развитие двигательной активности детей, взаимодействие с родителями по оздоровлению и физическому развитию дошкольников.
Таким образом, сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми моей группы основной образовательной программы ДОУ по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года. Добиться данных результатов удалось благодаря созданию условий для продвижения каждого ребенка на основе учета его индивидуальных возможностей и потребностей, обогащения РППС, применения деятельностного подхода, использования современных технологий и методов развивающего обучения.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения детьми
образовательной программы
в группе раннего возраста «Малинки»
на начало 2021-2022 учебный года.
Воспитатель:
Чуркина В.П.
2022г.
Воспитатели:
Количество детей участвовавших в мониторинге: 14
Чуркина Валентина Петровна
Девочек – 6
Мальчиков – 8
Возраст детей в группе варьируется от 1,5 до 3 лет.
Дата проведения: октябрь 2021 г.
Цель: определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2021 – 2022 учебном году.
Мониторинг педагогического процесса проводился по следующим областям:
Социально-коммуникативное
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей группы раннего возраста «Малинки».
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения воспитанников.
Субъект мониторинга – дети группы раннего возраста «Малинки».
Результаты:
– на оптимальном уровне – 70%
– на допустимом уровне – 30%
– на критическом уровне – 0%
1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (высокий – 71%; средний – 29% низкий – 0%):
По данным педагогического мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком и средних уровнях. Высоким уровнем развития в данной области обладают 71% воспитанников группы, остальные 29% демонстрируют навыки социально-коммуникативного развития соответствующие среднему уровню развития в данной области, детей с низким уровнем в данной области на конец учебного года не выявлено. Дети проявляют выраженную потребность в общении с окружающими, чаще демонстрируют стремление к самостоятельности, проявляют активность и инициативу в игровой деятельности и режимных моментах, повысились показатели сформированности элементарных навыков самообслуживания, дети с интересом самостоятельно включаются в парные игры со взрослыми и сверстниками. Активно демонстрируют действия со знакомыми предметами в соответствии с их социальным назначением, стараются активно подражать сверстникам и взрослым в деятельности, пытаются копировать известные действия, движения и слова взрослых.
Пути решения: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу по формировании развитию и вовлеченности в игровой и режимный процессы. Продолжить работу по социально– коммуникативному взаимодействию с родителями по включению в семьи в образовательный процесс группы. Формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о себе и своей семье, об окружающем мире. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр.
2. Образовательная область. «Познавательное развитие» (высокий – 85%; средний – 15% низкий – 0%).
По данной области можно сделать вывод, что за учебный год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках «Познавательного развития» соответствующего возрастным нормам. Высоким уровнем развития в данной области обладают 85% воспитанников группы, и 15% демонстрируют средний уровень развития, детей с низким уровнем в данной области на конец учебного года не выявлено. Воспитанники достаточно хорошо овладели соответствующими возрасту познавательными навыками: самостоятельно, либо с наводящей помощью воспитателя складывают сортеры, вкладыши, группируют предметы по основным цветам, формам, размерам, умеют расположить предметы в порядке уменьшения / увеличения, выполняют элементное конструирование из кубиков, совершают экспериментирования с разными предметами (стучат, поворачивают, катают, просовывают в отверстия и т.п.).
Пути решения: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Продолжить работу по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, конструктивных навыков, формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность. Продолжать пополнять развивающую среду группы, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
3. Образовательная область «Речевое развитие» (высокий – 71%;средний – 29% низкий – 0%).
По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков воспитанников группы по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: высокий уровень в данной области выявлен у 71% воспитанников, средним уровнем обладают 29%. Дети эмоционально положительно реагируют на песенки, потешки, рече-двигательные игры: вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, самостоятельно напевают, повторяют слова и движения со взрослым. Активный и пассивный словари детей заметно расширились, дети проявляют способность к вступлению в диалог со взрослыми и сверстниками на уровне речевого взаимодействия, используют речь как средство общения. Проявляют интерес к книгам: рассматривают иллюстрации детских книг, демонстрируют запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий, пересказывают простые сказки, стишки и потешки.
Пути решения: необходимо продолжать уделять внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную и коллективную работу, организованную деятельность. Учить детей слушать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, использовать театрализацию для развития речевых навыков у детей, поощрять использование активного словаря в деятельности, Научить называть свое имя, фамилию, имена своих близких. Продолжить просветительскую работу с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.
4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (высокий – 29%; средний – 71%; низкий – 0%).
Программный материал в данной области усвоен детьми на достаточно хорошем уровне: высокий уровень в данной области выявлен у 29% детей, средний уровень развития имеют 71% воспитанников, у 0% зафиксирован низкий уровень развития в данной области. Малыши умеют рисовать и называть простейшие изображения (домик в виде полукруга, машина в форме квадратика и т.п.); в достаточной степени овладели приемами работы с материалом для лепки (раскатывание колбаски, сплющивание тарелочки, скатывание шарика). Дети умеют рисовать каракули, как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками. Рисуют композиции пальцами и ладошками, умеют создавать простые аппликации.
Пути решения: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. Несколько раз в день проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. Продолжить знакомить детей с различными видами изобразительного искусства, использовать разные материалы и способы создания изображения. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско – родительского творчества.
5. Образовательная область «Физическое развитие» (высокий – 92%; средний – 8%, низкий – 0%).
По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений – бег, ходьба на равновесие, лазание, перешагивание, катание, бросание, крупная моторика достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Высоким уровнем в данной области обладают 92% детей. Дети со средним уровнем развития составляют также 8%. Дети демонстрируют достаточно развитую крупную моторику, успешно продолжают осваивать различные виды движений, дети группы с интересом включаются в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями.
Пути решения: продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Продолжить проводить индивидуальную работу, учить детей не бояться выполнять простые физкультурные движения. Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско-родительские мероприятия.
Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:
Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).
Продолжить работу по взаимодействию с семьями воспитанников.
Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей
Вывод: Результаты деятельности группы «Малинки» за 2021-2022 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
Аналитическая
справка по результатам педагогического мониторинга
в
группе «Знайки» за 2021-2022 учебный год.
Воспитательно-образовательный процесс, в
средней группе, выстроен на основе образовательной программы
дошкольного образования Муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования
№1», с учетом образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (научный
руководитель Л.Г. Петерсон) под общей редакцией Л.Г.
Петерсон, И.А. Лыковой.
Сроки
проведения: сентябрь
– октябрь 2021.
Цель
мониторинга:
определение уровня усвоения детьми средней группы образовательной программы
ДОУ.
Объектом мониторинга
являются физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников.
Субъект мониторинга:
дети младшего дошкольного возраста в средней группе «Знайки» в возрасте 4 – 5
лет.
Характеристика
группы:
В группе 27 детей
среднего возраста (4 – 5 лет). Из них 12 девочек и 15 мальчиков.
Методы
диагностики:
– наблюдение;
– игровые
упражнения;
– индивидуальная
беседа;
– тестовые
задания;
– беседа с
родителями с учетом анкетирования.
Задачи
мониторинга:
– определить
уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;
– определить
уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с
прошлым годом/началом года);
– оптимизировать
работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в
целом;
– построить
образовательную траекторию развития каждого ребенка.
Педагогическая
диагностика проводилась по пяти образовательным областям:
1. Социально
– коммуникативное развитие;
2. Познавательное
развитие;
3. Речевое
развитие;
4. Художественно
– эстетическое развитие;
5. Физическое
развитие.
Цель,
задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по каждой
образовательной области в течение учебного года определяли с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей и реализовывались в процессе:
Деятельность |
Формы |
|
1 |
Организованная |
Познавательно-исследовательская Познавательно-исследовательская, Коммуникативная Изобразительная /Рисование/ Лепка / Аппликация |
2 |
Режимные |
беседы, |
3 |
Самостоятельная |
Дидактические, |
4 |
Взаимодействие |
Консультации, |
Анализ
результатов мониторинга в области освоения детьми основной общеобразовательной
программы показал:
Педагогический
мониторинг развития детей на начало года по направлению «Социально
– коммуникативное развитие».
Анализ
качества освоения детьми образовательной области показал, что не у всех детей
в группе сформированы показатели социально – коммуникативного развития. Позитивные
установки к различным видам труда; основы безопасности в природе, в быту, в
социуме, находятся в стадии формирования.
Вывод:
В дальнейшем требуется оптимизация условий для социально – коммуникативного
развития детей. Оценка адекватности форм и
методов образовательной работы по направлению социально-коммуникативное
развитие детей 36 %.
Предложение:
Для дальнейшей
оптимизации работы в этом направлении, планируем: при реализации образовательной
области «Социально – коммуникативное развитие» как можно больше использовать
развивающие проблемно – практические и проблемно – игровые ситуации, связанные
с решением социально и нравственно значимых вопросов. Предлагать детям сюжетно –
дидактические игры и игры с правилами социального содержания с целью развития
положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
желания следовать социально – одобряемым нормам поведения, осознание роста
своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Педагогический
мониторинг развития детей по направлению «Познавательное развитие» показал,
что не все воспитанники имеют необходимые представления
о родной стране, ее
достопримечательностях.
Не имеют достаточных знаний о представителях животного и растительного мира; о
сезонных изменениях в природе. Воспитанники
не в полной мере могут устанавливать
причинно – следственные связи между явлениями природы. Уровень развития
конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении
построек у детей на начало года, неполные, также находятся в стадии
формирования. Дети могут создавать собственные постройки, но анализировать не
умеют. Многие дети допускают ошибки в определении местонахождении предмета по
отношению к себе и другим предметам. Испытывают затруднения при
уравнивании неравных групп предметов.
Вывод: Оценка адекватности форм и методов образовательной работы познавательного
развития детей 33 %. В дальнейшем требуется оптимизация условий, познавательного
развития детей.
Предложение:
В течение
следующего учебного года с детьми планируем проводить следующую работу:
Развивать
умственную деятельность детей: классификация, анализ, сравнение,
абстрагирование, обобщение. Сложные задания разбивать на части и, в зависимости
от наклонностей и способностей детей, решать их постепенно. Развивать у детей
умение заниматься, внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его
выполнять, приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца.
Использовать занимательный материал, информационные технологии с целью
формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. Помочь детям с
помощью в овладении различными практическими способами сравнения, группировки
предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.
Педагогическая
диагностика по направлению «Речевое развитие».
Анализ качества
освоения детьми образовательной области показал, что у детей слабо сформированы
показатели развития. Это связано с индивидуальными особенностями детей, низкими
стартовыми возможностями, с частыми пропусками по болезни (Балабаев Иван,
Краснощеков Матвей, Смирнов Фёдор, Цыганова Анастасия).
Вывод:
условия, созданные педагогами по направлению «Речевое развитие», требуют
оптимизации. Оценка адекватности форм и методов
образовательной работы 30 %.
Предложение:
– Продолжать
индивидуальные занятия по речевым заданиям.
– Разработать
картотеку речевых игр и упражнений согласно лексическим темам.
– Систематически
организовать культурную практику «Игротека» (один раз в неделю).
– Использовать в
своей педагогической деятельности развивающие технологии ТРИЗ РТВ.
Педагогический
мониторинг по направлению «Художественно – эстетическое развитие».
Анализ качества
освоения детьми образовательной области показал, что большинство компонентов
находится в стадии формирования. Дети слушают художественные произведения,
особенно сказки, но дать оценку поступкам героев не могут, отвечают на
вопросы односложно. Запоминают стихи, сказки очень тяжело. Пересказывают
произведения с помощью взрослого.
В ходе рисования,
лепки изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, изображения
по мотивам народных игрушек. Создают небольшие сюжетные композиции, но
допускают ошибки при передаче пропорции, позы и движения фигур. При
планировании изобразительной деятельности самостоятельность проявить не могут,
поэтому часто обращаются за помощью к взрослому.
Вывод:
условия, созданные педагогами по направлению «Художественно – эстетическое
развитие»,
требуют оптимизации. Оценка адекватности форм и
методов образовательной работы 29 %.
Предложение:
– Продолжать
проводить беседы о писателях, поэтах, чтение художественной литературы,
заучивать стихов коллективно и индивидуально;
– Включать в
совместную деятельность задания по драматизации детьми знакомых сказок.
– Проводить игры
на развитие чувства ритма;
– Продолжать
знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства.
– Продолжать
организовывать культурные практики «Литературная гостиная», «Творческая
мастерская».
Педагогическая
диагностика по направлению «Физическое развитие»
Анализ качества
освоения детьми образовательной области показал, что показатели развития
находятся в стадии формирования.
Вывод:
условия, созданные педагогами для физического развития детей, требуют
оптимизации. Оценка адекватности форм и методов образовательной
работы 28 %.
Предложение:
Планируем
продолжать работу по закреплению основных
видов движений, развитию основных физических качеств; систематизировать
индивидуальную работу с детьми, улучшить работу по привлечению родителей к
проведению спортивно – оздоровительных мероприятий подбирать тематический
материал и практические рекомендации по пропаганде ЗОЖ детей. При проведении прогулок
и в режиме дня разучивать с детьми новые подвижные игры и игровые упражнения.
Выводы:
По
итогам проведения мониторинга можно заключить, что:
1.
В нашей группе есть дети имеющие затруднения и которые нуждаются в
дополнительных индивидуальных занятиях по всем образовательным областям, по ИОМ
(Балабаев Иван, Краснощеков Матвей, Смирнов Фёдор, Цыганова Анастасия).
2. Следует продолжать работу по
освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на
развитие детей.
3. Продолжать работу, направленную на улучшение
посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и
т.д.).
4. Самообразование педагогов.
5. Работа по взаимодеиствию педагогов ДОУ с семьями
воспитанников,
Справку составила воспитатель: Рыбьякова
Е.В.
Управление образования администрации городского округа Долгопрудный
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Долгопрудный детский сад № 15 «Кораблик»
(МБДОУ детский сад № 15)
Аналитическая справка
по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития в старшей дошкольной группе
2019-2020 учебный год
Подготовили воспитатели:
О.В. Беседина, С. В. Литвинюк
Долгопрудный 2020г.
1 часть
-
Характеристика группы.
В группе 36 детей старшего возраста (5 – 6 лет). Из них 17 мальчиков и 19 девочек.
-
Цель мониторинга:
-определение уровня усвоения детьми старшей группы образовательной программы ДОУ.
-
Задачи мониторинга:
-
определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;
-
определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);
-
оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;
-
построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
-
Методы диагностики:
-
наблюдение;
-
игровые упражнения;
-
индивидуальная беседа;
-
тестовые задания;
-
беседа с родителями с учетом анкетирования.
При обследовании были использованы таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные Н.В. Верещагиной в соответствии с ФГОС.
Обследование проводилось по пяти образовательным областям:
-физическое развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально – коммуникативное развитие;
-художественно-эстетическое развитие.
Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:
-
низкий (ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя),
-
ниже среднего (ребенок справляется с заданием только с помощью воспитателя),
-
средний (ребенок справляется с заданием с небольшой помощью воспитателя),
-
высокий (ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием).
2 часть
2.1 Физическое развитие
По итогам диагностики качества образования в области физическое развитие на начало учебного года выявлены следующие результаты:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 0%
Ниже среднего: 100%
Низкий уровень: 0%
– На конец учебного года:
Высокий уровень: 10%
Средний уровень: 90%
Ниже среднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений – ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.
Дети с ненормативным развитием составляют 10% достаточно хорошо умеют метать предметы левой и правой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, отбивать и ловить мяч, перестраиваться в колонну по трое, выполнять повороты в колонне.
Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско- родительские мероприятия.
-
Познавательное развитие
По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 5%
Ниже среднего: 95%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 5%
Средний уровень: 95%
Ниже среднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования.
Дети, имеющие высокий и средний уровень овладения знаниями и умениями по данной области, знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы.
Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.
Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально – исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
-
Речевое развитие
По результатам обследования детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 10%
Ниже среднего: 90%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 5%
Средний уровень: 95%
Ниже среднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей старшей группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: научились пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Употребляют в речи антонимы и синонимы. Большая часть детей данной группы начали различать понятия – звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.
Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем уровне.
Рекомендации: для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря. Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
2.4 Социально – коммуникативное развитие
По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 20%
Ниже среднего: 80%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 26%
Средний уровень: 74%
Ниже среднего: 0%
Низкий уровень: 0%
По данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком и средних уровнях. Дошкольники старшей группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники старшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.
Рекомендации: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.
2.5. Художественно – эстетическое развитие
По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни, выявлены следующие результаты:
Начало года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 5%
Ниже среднего: 95%
Низкий уровень: 0%
Конец года:
Высокий уровень: 0%
Средний уровень: 100%
Ниже среднего: 0%
Низкий уровень: 0%
Программный материал в данной области усвоен детьми на среднем уровне. Дети к концу года могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно – прикладного творчества. У всех воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки
объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Дошкольники старшей группы также умеют правильно держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место.
Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско – родительского творчества.
Выводы:
Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы.
Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.
.
Направления развития |
Уровни усвоения |
ИТОГ 2019/2020 уч. год |
|
Н. г. |
К. г. |
||
Физическое развитие |
высокий средний ниже среднего низкий |
0% 0% 100% 0% |
10% 90% 0% 0% |
Речевое развитие |
высокий средний ниже среднего низкий |
0% 10% 90% 0% |
5% 95% 0% 0% – |
Познавательное развитие |
высокий средний ниже среднего низкий |
0% 5% 95% 0% |
5% 95% 0% 0% |
Художественно – эстетическое развитие |
высокий средний ниже среднего низкий |
0% 5% 95% 0% |
0% 100% 0% 0% |
Социально – коммуникативное развитие |
высокий средний ниже среднего низкий |
0% 20% 80% 0% |
26% 74% 0% 0% |
Из результатов мониторинга определяются следующие направления работы, требующие углубленной работы на следующий учебный год:
-
физическое развитие,
-
речевое развитие,
-
познавательное развитие,
-
-художественно-эстетическое.
Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:
-
Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).
-
Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.
-
Самообразование педагогов.
-
Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.
-
Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.