Как правильно составить анализ стихотворения

Как делать анализ стихотворения


Как делать анализ стихотворения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 847.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 847.

Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?

Как делать анализ стиха?

Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:

  • История создания стихотворного текста, описание событий, которые привели к его созданию. В этой части можно дать немного информации о жизни автора. Также следует указать, насколько это произведение значимо для поэта.
  • Необходимо определить жанр, предмет и тематику произведения. Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.
  • Рассматриваются сюжет и композиция стихотворения. Сюжет в лирическом произведении очень часто отсутствует. Это обусловлено в основном тем, что лирика – это выразительный род, а не повествовательный, она выражает, а не повествует.
  • Описание лирического героя и передача общего настроения стихотворения. Жизнь в поэтическом тексте представляется через переживания лирического героя. Понятие лирического героя – ключевое для этого вида литературы. Лирический герой – это носитель эмоции, чувства, переживания, определенного состояния, от лица которого создается стихотворение.

Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.

  • Разбор лексики стихотворения и выразительных средств. Выразительные средства делают стих ярче и богаче. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, олицетворение, гипербола и т.д. Также следует обратить внимание на стихотворный метр, которым написано стихотворение.

Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий

Рис. 1. Стихотворные размеры определения
  • В конце анализа необходимо выразить свое собственное мнение к прочитанному, рассказать, какие чувства вызвало данное произведение.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Михаил Казмерчук

    5/5

  • Саша Головнин

    5/5

  • Galina Kravtsova

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 847.


А какая ваша оценка?

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Анализ стихотворения – этапы анализа

Как самому провести анализ стихотворения?

Анализ стихотворения, является довольно непростой задачей, даже с учетом того, что часто предлагаются четкие алгоритмы анализа стихотворения. Но стихотворная речь вариативна и зачастую провести анализ основываясь на какой-то конкретной модели достаточно тяжело, всегда необходима некоторая степень импровизации, но предложить некоторую общую схему мы все-таки можем:

1) Напишите пару слов о личности автора стихотворения, доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

2) Определите жанр (эпитафия – посмертное, эпиграмма – сатирический портрет, элегия – грустное стихотворение чаще всего о любви, послание, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет, ода, лирическое стихотворение и т.д.) или выделите ведущую тему стихотворения: (любовная лирика – стихотворение о любви и чувствах. Пейзаж – описывается красота природы. Философия – автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия, Общественно-политическая – стихотворение посвящено социально значимым проблемам и.т.д.).

Сюжет – В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета – автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения, для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

3) После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

А) Выявим организацию поэтической речи. “Размер стихотворения”: 
– Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ – ударение на каждом втором слоге)
– Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
– Дактиль (‘_ _ _ )
– Амфибрахий (_ _’ _)
– Анапест (_ _ _’) и т.д. 
Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Б) Определим какую рифму использовал автор:
– абаб – перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки)
– аабб – парная (рифмуются 2 строки подряд)
– абба – кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я)

В) Проведем анализ лексики. Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:
– аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
– эпитеты – художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
– ирония – скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
– гипербола – художественное преувеличение;
– литота – художественное преуменьшение;
– метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
– олицетворение – троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
– сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Г) Проведем анализ синтаксиса. Выявим специальные синтаксические средства – стилистические фигуры:
– повторение
– инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
– умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен додумать ее сам.
– риторический вопрос – риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
– риторическое обращение – стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
– риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Д) Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
– аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
– ассонанс – повторение гласных звуков;
– анафора – единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
– эпифора – противоположность анафоры – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

4) В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом.

Как делать анализ стихотворения по литературе?

Вера Ш.

20 ноября 2018  · 117,8 K

Специальность — аграрное хозяйство. В кругу интересов, хобби и изучения: арт, психология…  · 22 янв 2020

  1. Определите тему и идею стихотворения
  2. Найдите выразительные средства (эпитеты, метафоры, риторические вопросы, анафоры, повторы и т. д.)
  3. Выясните способ стихосложения ( хорей, ямб, амфибрахий и др.), желательно вручную разбив на слоги, столбцы.
  4. Схематически обозначьте способ рифмовки( кольцевая, перекрестная тд) рядом с записанным стихотворением, или в его отсутствии просто напишите словом.

18,0 K

Комментировать ответ…Комментировать…

1. Мотивация , лирические герои, эмоциональная окраска произведения.
2.Оценка эмоциональной окраски (чувства, переживания слушателя). .3.Идейное содержание, эмоциональная автрская окраска.. Что является главным средством для выражения идеи произведения.
4. Поэзия, её слово – это заряд энергии ,отражение образное как чувств, так и дум.
5.Поэзия и другие элементы…
Читать далее

12,8 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Любитель книг, кошек, увлекаюсь написанием рецензий  · 21 нояб 2018

Вам в помощь будет краткий план:
1. Начните с анализа фактов: когда было написано стихотворение, кому или чему оно посвящено (если это известно), какие события в жизни поэта происходили в это время и могли его вдохновить.
2. Определите тему стихотворения: любовь, природа, война, Родина и т.д. Как тема отражается в названии?
3. Как меняется настроение на протяжении стихот…
Читать далее

71,7 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Разбираем порядок проведения анализа стихотворения на примере

Со стихотворениями люди чаще всего сталкиваются в школьные времена, когда им приходится много читать и учить, есть посвященный подобным произведениям отдельный предмет (чтение, литература). Но несмотря на столь узкое восприятие, стихи продолжают жить, рождаться и публиковаться до сих пор. На практике чаще всего с ними сталкиваются филологи, лингвисты, а также всевозможные издательства (корректоры, редакторы). Сегодня мы расскажем, как проводить анализ стихотворения.

Что это такое?

Анализ стихотворения представляет собой особый процесс по изучению художественного, лирического или иного поэтического произведения с целью констатации и вникания в его суть, выделения общих и специфических (авторских) черт, отдельных характеристик стиха.

Миссия анализа стихотворения очевидна:

  • Облегчает восприятие сути и основной мысли автора, предоставляя ответ на вопрос: «О чем говорится в стихотворении? Каков его смысл?»;
  • Позволяет подчеркнуть общие стихотворные каноны, их соблюдение, а также выделить «авторскую позицию и черты» — слог, выдержка, эпоха, авторские особенности (отдельные фразы свойственные конкретному человеку, интонация, тематика и пр.) и пр.;
  • Выделить средства выражения эмоций, краски, то есть подчеркнуть приемы, посредством которых автор решил донести до читателя основную мысль, подчеркнуть конкретные детали и пр.;
  • Исследовать общую композицию стиха и сложность его чтения, восприятия, наполнение и особенности, свойственные эпохе, автору и пр.;
  • Оценить «звуковой рисунок», исследовать стих на интуитивном или фантазийном (ассоциативном) уровне и пр.

Таким образом, анализ стихотворения призван приблизить читателя к задумке и основной мысли автора, которую он хотел донести до целевой аудитории столь необычным способом.

Этапы проведения анализа стихотворения

Этапы проведения анализа стихотворения

Вспомните себя во время чтения стиха: читается и запоминается произведение легко (благодаря рифме), но такая форма подачи нередко усложняет его понимание. Человек легко запоминает последовательность слов благодаря красивым сочетаниям слов, но сути текста не понимает. Анализ стиха позволяет читателю или аналитику разобраться во всех деталях и нюансах.

Кому и зачем необходимо проводить анализ стихотворения?

Анализ стихотворения – это уникальная миссия, которую целесообразно проводиться не только читателю, но и самому автору, издательству или иным экспертам и пр. В каждом случае реализация простого алгоритма будет преследовать конкретную цель: оценить, изучить, выделить особенности, понять замысел и пр.

Зачем автору анализировать собственное произведение (будь то стихотворение, пьеса, рассказ и пр.)?

Во-первых, с помощью анализа создатель сможет определить, насколько легко читается и как воспринимается его произведение. В данном случае он может выделить проблемные участки, слова и доработать их. Во-вторых, автор по мере вычитки своего шедевра сможет понять, удалось ли ему раскрыть суть, достаточно или не много ли в нем средств выражения, переносных слов и «прочей вуали», чего не хватает произведению, заметна ли его индивидуальность и пр. В-третьих, анализ стихотворения – уникальный шанс исправить ошибки, откорректировать текст согласно нормам русского языка, заменить сложно воспринимаемые фразы или категории на более простые, привычные и уместные части.

Таким образом, самоанализ стихотворения для автора играет неоднозначную роль. С одной стороны, он позволяет ликвидировать изъяны, нестыковки, нюансы. С другой – не каждый создатель увидит огрехи или иные нюансы в своем детище. Но в любом случае, исследование стихотворения призвано улучшить его визуальный вид, упростить знакомство с ним и его осмысление, понимание.

Кто может проводить анализ стихотворения?

Кто может проводить анализ стихотворения?

Зачем редакторы, корректоры и издательства анализируют стихотворения?

Написанный стих не должен пылиться в копилке автора, на книжной полке. Чтобы о произведении узнало общество, важно обнародовать его, направив ив соответствующее издательство. В этом случае без анализа произведения также не обойтись, ведь публикации подлежат лишь корректные, грамотные, осмысленные (то есть с конкретной идеей, позицией и пр.) тексты, не противоречащие законам авторской этики, правилам русского языка и пр. Данный шаг предстанет в виде допубликационной рецензии.

В данном случае исследовать стихотворение будут квалифицированные специалисты – дипломированные филологи и лингвисты. Их задача состоит в следующем:

  • Констатация жанра и общих правил стихотворного ритма и жизни: определение слога, стиля, основного смысла произведения и его соответствие ситуации и нормам (не является ли он призывам к войне или иным злодеяниям, не нарушает ли он правил цензуры и авторской этики, плагиат и пр.);
  • Определение индивидуальных черт произведения, свойственных конкретному автору: выделение специфичных приемов и слов, интонации и эмоций и пр.;
  • Анализ текста на грамотность: полный лингвистический анализ (лексический, орфографический, морфологический, фонетический и пр.) с выделением общих и индивидуальных черт – звуковой ряд, ассоциации, сложности чтения и восприятия и пр.;
  • Соответствие стихотворения политике редакции: направление, стиль, характер, наличие подходящей рубрики или колонки, его оформление и пр.

Анализ стихотворения со стороны редакторов и корректоров позволяют автору увидеть ранее незамеченные им нестыковки, неурядицы и огрехи, повысить качество текста и выделить его особенности, упростить процесс знакомства и восприятия с ним, определить роль и место произведения в творческой, профессиональной и личной жизни создателя, а также определить степень соответствия произведения заявленным требованиям и правилам конкретного издательства и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ стихотворения читателем

Исследование стихотворного произведения со стороны читателя и получение его оценки позволяет установить следующие моменты:

  • Степень легкости прочтения текста и наличие в нем непонятных или сложных моментов: отдельных слов и фраз, предложений, усложняющих факт знакомства или восприятия информации;
  • Понимание сути стихотворения: насколько читателю ясен общий контекст прочитанного произведения, какие моменты остались неразъясненными, о чем говорится в заявленном материале (какое событие/явление описывается);
  • С чем у читателей ассоциируется стих и корректность его ассоциативного и реального восприятия;
  • Какие черты и моменты выдают принадлежность стиха к конкретному автору: интонация, эмоции, выражения, приемы и пр.;
  • Чем запомнился стих целевой аудитории, какой вклад привнес: на чем он акцентирует внимание, яркие фразы и запоминающиеся моменты и пр.

Анализ стихотворения со стороны целевой аудитории или читателей позволяет понять корректность и простоту изложения мыслей автором, степень легкости его прочтения и восприятия, необходимость корректив для донесения до общества сути и пр.

Данное действие позволяет разобраться в сути зарифмованного текста, определить его контекст и особенности, яркие моменты и нюансы, а также понять: понравился ли стих социуму, почему и пр.

Таким образом, анализ стихотворения позволяет определить основной замысел автора, констатировать задействованные им приемы и обороты для раскрытия контекста, определить общие литературные черты и индивидуальность произведения/автора, выявить сильные и слабые стороны произведения для дальнейшего совершенствования.

Анализ стихотворения посильно проводить, как самому автору, так и целевой аудитории, а также дипломированным экспертам по части филологии, лингвистики и пр. В любом случае результаты аналитической мысли позволят определить сильные и слабые стороны произведения, необходимость корректив.

Классификация методов анализа стихотворения

Анализ стихотворения – это конкретная последовательность действий по констатации отдельных сторон соответствующего произведения. На практике нет единой или общей траектории по исследованию стихотворного текста. Каждый читатель, эксперт подбирает или вырабатывает собственный алгоритм по оценке представленных ему материалов.

Вид анализа Специфические черты Аналитик
Внешний Изучение условий создания произведения, сведений об авторе, изучение особенностей стилей/жанров Любой индивид
Внутренний Изучение структуры и содержания стихотворения, его особенностей Автор

Читатель

Издатель

Корректор/редактор

Общий Изучение текста в целом с целью получения впечатлений о нем Любой пользователь
Построчный Выявление специфических черт в составе стиха Опытный пользователь

Читатель

Критик

Рецензент

Лингвистический Выявление структурных, орфографических, стилистических, грамматических, синтаксических, фонетических и морфологических особенностей произведения Лингвист

Филолог

Редактор

Корректор

Опытный рецензент

Сюжетно-ролевой Констатация тематики, сути стихотворения основной идеи, главных героев/образов и тенденций Любой пользователь
Жанрово-слоговой Определение жанра, стиля, слога, рифмовки Филолог

Лингвист

Критик

Рецензент

Редактор/издатель

Самыми распространенными видами анализа стихотворной мысли являются:

  • Внутренний и внешний анализ произведения в целом. Внутренний анализ предполагает определение основного замысла – о чем хотел сказать автор, какое событие/явление/объект он описывает и пр. Внешнее изучение текста будет связано больше с «окружением произведения» и его местом в жизни автора: в какой период и на фоне каких событий он создавался, что стало причиной его появления, краткая история его зарождения и пр.

Обратите внимание, внутренний анализ стихотворения предполагает работу с готовым произведением (то есть непосредственно со стихом), а внешний – исследование условий его появления, определение места в жизни создателя и пр. (то есть «окружение»);

  • Общий и построчный. В первом случае анализ стихотворного текста производится в общем для констатации цели (замысел – о чем хотел сказать автор), эмоциональных и изобразительных приемов (общее настроение и характер произведения) и пр. В рамках построчного исследования стихотворения производится изучение каждой фразы, строки с констатацией в ней лингвистических, лексических особенностей, анализа рифм и звукоряда и пр.
  • Грамматический и лексический. Грамматическое исследование стиха предполагает сравнение изложенного материала с действующим и нормами языка, выявлением и обоснованием отступлений от них (для определения ошибки или «авторской позиции и оригинальности»). Лексический анализ текста предполагает определение особенностей словарного запаса и выражения эмоций, настроения автора, его замысла: какие слова преобладают (современный сленг, использование просторечных или устаревших оборотов и пр.). С помощью данных видов аналитики и эксперты определяют особенности стиха, «мировоззрение» автора, словесные формы передачи информации и окраски.
  • Анализ приемов, задействованных в стихотворении для передачи эмоций, особенностей ситуации, главного героя и пр. В этом случае происходит выделение отдельных моментов из общего контекста с определением их характера, принадлежности к конкретной категории литературной интерпретации: метафоры, эпитеты, гиперболы и пр.
  • Жанровый и слоговый анализ. Миссия первого вида определить принадлежность текста к конкретному жанру и стилю произведения: лирическое, прозаическое, художественное, романс, сонета, гимн и пр. При этом важно обосновать принадлежность произведения к конкретному стихотворному жанру с выделением соответствующих черт. Слоговый анализ позволяет определить его соотносимость с общепринятыми формами слога, то есть порядка изложения мыслей, ударения на конкретных словах и пр. В этом случае следует анализировать звуковой и словесный ряд стиха, рифмовку и пр.

Указанные виды – далеко не единственные в своем роде. Важно отметить что каждый из ни нацелен, как на всеобщий анализ и оценку произведения, так и на выявление индивидуальных черт, особенностей и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Общая схема проведения анализа стихотворения

Каждый читатель, эксперт и автор самостоятельно выбирает траекторию анализа стихотворения с учетом уровня собственной подготовки и цели столь важного мероприятия: для выделения особенностей, понимания замысла, определения индивидуальных черт и пр.

В общем контексте алгоритм проведения анализа стихотворного произведения можно представить в виде следующей последовательности.

Шаг №1. Изучение истории зарождения и создания стихотворения, сведений об авторе. На данном этапе важно констатировать, кто является автором произведения, его репутация и творчество (общий характер: какие произведения писал ранее, о чем они, особенности его стихотворений и пр.). Особый акцент делается на исследуемом стихотворении: наименование, историческая справка (в какой период он был создан, что ему предшествовало, какие события в жизни автора повлекли рождение произведения и пр.). Данный этап реализуется с учетом возможностей аналитика: возможен сбор вторичной информации, встреча и беседа с создателем текста и пр.

Шаг №2. Место и роль стихотворения в жизни автора. В данном случае важно знать дату или период создания произведения и владеть информацией о событиях, происходящих в это время в жизни автора: что его подтолкнуло или вдохновило на создание шедевра, что его окружало в момент написания. Не менее важно отметить характерные и нехарактерные для автора черты, очевидные ил проявляющиеся в стихотворении. Для определения места в творческом пути важно владеть общими сведениями о развитии творчества поэта, его работах в целом, как отразился стих на его жизни (до и после публикации) и пр.

Классическая схема проведения анализа стихотворения

Классическая схема проведения анализа стихотворения

Шаг №3. Определение жанра и тематики произведения. В рамках этого шага исследователю или читателю предстоит определить, о чем говорится в стихотворении (анализ заглавия и содержания), выделить главного героя или образы, общее настроение текста. Для констатации жанровой принадлежности важно располагать соответствующими знаниями относительно черт, свойственных конкретному стилю и виду, а также выделить их в произведении (для обоснования).

Здесь же уместно выделить проблему произведения: о чем рассуждает автор, что выдвигает на обозрение публике, над чем заставляет задуматься и пр.

Шаг №4. Разбор стихотворения по частям, составляющим и пр. В данном случае важно сделать переход от общего анализа текста к тотальному изучению его особенностей. На этой стадии уместно анализировать стих по строкам или строфам, выделяя средства выражения и эмоции, обороты, лексические/стилистические/фонетические и иные особенности, анализ рифм, слоговой ритм и пр.

Шаг №5. Анализ композиции, сюжета и главного героя/образа. Здесь исследователь переходит к изучению основных моментов произведения, выделяя последовательность изложения, описание главного героя и его окружения, особенностей действия и развития событий где они происходят и как и пр.), анализ общей картины и ее ярких элементов, их роль в произведении и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ сюжета и композиции позволяет оценить не прост общи настрой автора, но и переходы: смену настроения в отдельных моментах, развитие темы, проследить последовательность действий и фактов, стройность стихотворения, его гармоничность определить легкость или тяжесть прочтения и восприятия и пр.

Шаг №6. Лингвистический анализ текста стихотворного произведения. Здесь читатель или эксперт будет оценить непосредственно наполнение произведения терминами и словами, средствами выражения, построение предложений, способы рифмовки, частоту использования различных средств выражения, особенности включения отдельных слов (просторечные, устаревшие, слова с иным подтекстом и пр.). С помощью лингвистического анализа можно выявить именно словесный подход автора к теме, оригинальность его позиции, способов выражения, обосновать стилистическую и жанровую принадлежность работы и пр.

Пример анализа стихотворения

Пример анализа стихотворения
Пример анализа стихотворения (продолжение)
Пример анализа стихотворения (продолжение)

Шаг №7. Отношение или мнение читателя к произведению. В рамках финальной стадии важно отметить собственное мнение относительно изученного произведения: какое впечатление оно создает, такие чувства и эмоции вызывает, сложности прочтения и восприятия, понимание сути, находит ли отклик читатель и пр.

Анализ стихотворения принято оформлять в виде небольшого резюме или эссе, отзыва или рецензии, но с четким отражением каждого этапа и вывода по нему.

Рекомендации по проведению анализа стихотворения

Важно отметить, что нет единой комбинации или алгоритма по реализации анализа стихов. Каждый исследователь и читатель выполняет анализ в меру собственной подготовки, навыков аналитической деятельности. Поэтому последовательность и ход анализа может разниться.

Анализ стихотворения чаще всего носит субъективный характер, так как он подчеркивает частное мнение и отношение к произведению. Но при изучении множества подобных исследований можно сформировать общую картину относительно качества произведения, творческого пути автора, его достижений и пр.

Принципы проведения анализа стихотворения

Принципы проведения анализа стихотворения

Изучение и определение особенностей стихотворного произведения основывается на принципах посильности и доступности. Правило посильности означает, что каждый эксперт проводит анализ в рамках имеющихся у него знаний и компетенций. Принцип доступности предполагает изучение всех материалов, которые аналитик сумел найти и изучить. Не менее важно придерживаться канона достоверности – особенно в ходе исследования истории создания произведения и изучении творческого пути автора.

Анализ стихотворения на каждом этапе будет разбит на общий и частный. В рамках первого будет изучена общая картина, в рамках второго – выделены конкретные специфические черты отдельной части и произведения в целом.

В конце каждого шага аналитической мысли необходимо предоставить промежуточный вывод, где будет подчеркнуто выявленное сходство или индивидуальность, принадлежность к конкретному стилю/жанру/средству выражения и пр. При этом все заявления и умозаключения должны быть подкреплены доказательствами – выдержками из стихотворения и пр.

Анализ стихотворения должен подчеркивать основные черты и тенденции произведения, его достоинства и недостатки, а также личное мнение и отношение «аналитика» к нему, творчеству автора и пр.

Результаты исследовательской и аналитической мысли составителю целесообразно оформить в виде эссе или официального документа. Делается это преимущественно в научном или деловом, публицистическом стиле (форма может быть как свободной, так и утвержденной – например, в редакции принято готовить рецензии в научном стиле).

Если анализ стихотворения производится в рамках выполнения курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы студента филологического, лингвистического или педагогического профиля, то целесообразно подробно описать методологию анализа в теоретической главе, а в практическом разделе произвести непосредственный разбор с распределением каждого этапа на отдельные подпункты и пр.

Анализ стихотворения – это четко спланированная деятельность. Поэтому рекомендуется сначала выбрать соответствующий текст, затем спроектировать примерный план (что, как исследовать, в какой последовательности и пр.). Такой подход позволит произвести качественное погружение во все аспекты, понять произведение, выделить его характерные черты и грамотно выразить собственную позицию и отношение к нему в рамках принципа научной аргументации.

Добавить комментарий