Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.
Оглавление:
- Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
- Виды анкетирования
- Анкета и ее структура
- Виды вопросов для анкеты
- Как составить анкету для социологического опроса
- Правила составления анкеты
- Как оформить результаты анкетирования
- Плюсы и минусы анкетирования
Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.
Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.
Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.
Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.
Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.
Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:
- Узнать новую теоретическую информацию.
- Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
- Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
- Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
- Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
- Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.
Виды анкетирования
В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:
- индивидуальное – проводится с одним участником;
- групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.
В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:
- Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
- Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
- Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
- Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.
Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.
Анкета и ее структура
Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.
Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.
Вводная часть
Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.
В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.
Паспортичка
Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.
Основная часть
Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.
Виды вопросов для анкеты
Анкеты могут включать в себя следующие типы:
- Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
- полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
- завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
- завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
- тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
- Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
- Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
- Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
- Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
- Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.
Как составить анкету для социологического опроса
Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:
- Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
- неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
- правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
- Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
- неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
- правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
- Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
- неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
- правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».
Правила составления анкеты
Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.
Следующие правила помогут упростить этот процесс:
- Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
- Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
- Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
- Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
- Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
- Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
- Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.
Как оформить результаты анкетирования
Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.
Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.
Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.
В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.
В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.
Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.
Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.
Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.
Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.
В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.
Плюсы и минусы анкетирования
Преимущества:
- Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
- Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
- Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
- Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
- Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
- Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.
Проведение анкетирования имеет такие недостатки:
- Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
- Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
- Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
- Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
- Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.
Студенты факультетов, изучающих социологию, регулярно участвуют в составлении и последующем проведении социологических опросов. Зачастую данные опросы составляются ими самостоятельно, а затем направляются на проверки и правки их научным руководителям.
Образец опроса, посвященный теме “Мнение современной молодежи о религии и нравственности”
Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на представленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет в организации международной конференции “Психология нравственности и религия: XXI век”. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики. Если в вопросе не указано иное, просим выбирать только один вариант ответа.
1. Укажите Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.
2. Укажите Ваш возраст:
а) до 17 лет;
б) 17–22 года;
в) 23–27 лет;
г) старше 27 лет.
3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) неполное высшее;
г) высшее.
4. Приверженцем какой религии Вы являетесь?
а) православие;
б) иные течения христианства (католицизм, протестантизм);
в) иудаизм;
г) ислам;
д) иная (неавраамическая) религия;
с) не исповедую ни одну из религий.
5. Оцените свою религиозность по 10-бальной шкале.
Укажите один из 10 баллов на шкале, где цифры размещены в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Верю
6. Соблюдает ли Ваша семья какие-либо религиозные обычаи, традиции? (например, посещение храма, чтение литературы религиозного характера, празднование религиозных праздников и дат, проведение обрядов и т.д.)
а) да;
б) да, традиции есть, но им не придается большое значение;
в) нет.
7. Как часто Вы посещаете храмы и участвуете в религиозных службах?
а) никогда не посещал(а);
б) 1 раз/год либо реже;
в) 1 раз/месяц либо 1 раз/полгода;
г) 1 раз/неделю либо чаще.
8. Отмечают ли в Вашей семье религиозные праздники?
а) да, регулярно, нам помогает религиозный календарь с отмеченными датами;
б) да, но тлишь самые значимые и известные;
в) редко, если получается;
г) нет, в нашей семье это не практикуется.
9. Если Вы когда-либо участвовали в религиозных обрядах, чем это было обусловлено?
а) в связи с необходимостью данных действий для верующего;
б) это эстетично выглядит со стороны;
в) участвовал(-а) из человеческого любопытства;
г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
д) не участвую в подобного рода действиях.
10. Выбирая одежду (украшения), Вы опираетесь на предпочтения и рекомендации вашей религии?
а) да, я всегда останавливаюсь на той одежде, которая не противоречит нормам религии;
б) скорее да, но если вещь мне очень понравилась, то невзирая на противоречия нормам моей религии я ее приобрету;
в) религиозная символика в одежде (украшениях) –часть моего стиля и облика;
г) нет, мой образ не имеет связи с религией.
11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
а) да, я сделал(-а) выбор профессии (специальность), не противоречащую нормам этики и устоям моей религии;
б) немного, это в большей степени касается моих отношений с коллегами (однокурсниками). Мы помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
в) нет, на мою работу (учебу) вера и религиозные устои никак не воздействуют.
12. Влияет ли религия на Ваше поведение либо образ жизни?
а) да, я всегда придерживаюсь предписаний моей религии и исключаю все то, что попадает под религиозный запрет;
б) я стараюсь поступать соответствующе религиозным этическим нормам (пытаюсь не конфликтовать с людьми, ни ругаться, ни обманывать умышленно);
в) моя жизни никак не зависит от религиозных норм. Я самостоятельно решаю, как мне следует жить.
13. Какие из приведённых ниже поступков Вы бы могли оправдать?
Отметьте наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки | Оправдываю | Затрудняюсь ответить | Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности | |||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия | |||
Супружеская измена | |||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным достичь успеха | |||
Отказ от дружбы с человеком. который богатеет и не хочет делиться | |||
Грубый ответ на несправедливость | |||
Самоубийство после длительной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 заповедей Библии Вы считаете самыми важными для исполнения?
Заповеди | Важно | Затрудняюсь ответить | Неважно |
Почитай единого Бога | |||
Не создай себе кумира | |||
Не поминай имя Господа всуе | |||
Шесть дней работай, а седьмой посвящая Богу | |||
Почитай отца твоего и мать твою | |||
Не убивай | |||
Не прелюбодействуй | |||
Не кради | |||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | |||
Не желай дома ближнего твоего |
15. Питаете ли Вы доверие к современным представителям духовенства?
а) да;
б) нет.
16. Смогли бы Вы совершить поступок, являющийся недопустимым с точки зрения вашей религии, но не порицаемый, а возможно, даже одобряемый социумом?
а) точно нет;
б) почему нет? В современном обществе принято множество того, что не одобряется со стороны веры;
в) религия не влияет на мои поступки.
17. Обозначьте Ваше отношение к людям, которые поступают безнравственно, но лишь тогда, когда их отступлении от морали не приносит вред окружающим?
а) терпимое (сочувственно-понимающее);
б) равнодушное;
в) крайне отрицательное.
18. Почему люди отходят от норм морали?
а) не осознают по-настоящему их важность для социума;
б) предпринимают попытку самоутверждения;
в) привыкли не соблюдать правила, которые были установлены другими людьми;
г) уверены в своей безнаказанности;
д) трудны либо невозможные для соблюдения нормы морали;
е) иное.
19. Как Вы считаете, что является оправданием безнравственных поступков?
а) юный возраст;
б) незначительность причиненного людям морального или материального ущерба;
в) действия в случае крайней жизненной необходимости;
г) неведение норм морали;
л) ничто;
е) иное.
20. Считаете ли Вы верным утверждение о том, что образ жизни современного общества и светская система ценностей оказывают помощь при распространении аморальных поступков?
а) да;
б) нет.
21. Как, на Ваш взгляд, возможно не допустить распространения аморальности и отсутствия нравственности в социуме?
а) с помощью разъяснительной работы касательно важности соблюдения моральных норм;
б) ужесточением возмездий за разного рода нарушения;
в) личным примером;
г) распространение религиозных нравственных ценностей;
д) иное.
22. Стоит ли вводить в учебных заведениях дисциплину, знакомящую учащихся с ключевыми тезисами религиозных доктрин?
а) да, стоит ввести в качестве обязательного предмета “Основы религиозного знания”, а также предпочтительно, чтобы занятия проводил представитель духовенства;
б) можно ввести лишь просто ознакомительный курс, например, “Истории религий” либо “Религиоведение”;
в) любой подобный предмет стоит преподавать только как факультатив, т.е. по желанию учащихся;
г) наше государство – светское, а вся пропаганда религиозных учений и верований должны быть вынесены за стены учебных заведений.
Благодарим, что приняли участие!
Образец опроса, посвященный теме “Отношение молодёжи г. Москва к идеям феминизма”
Добрый день! Просим Вас поучаствовать в социологическом опросе молодежи. Будьте добры, ответьте на вопросы, представленные ниже. Анкета полностью анонимна, а полученные данные будут использованы с научными и практическими целями.
1. Пожалуйста, укажите Ваш пол:
а) женский;
б) мужской.
2. Укажите Ваш возраст:
а) 18–21 год;
б) 22–25 лет;
в) 26–29 лет.
3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) средне-специальное;
г) неполное высшее;
д) высшее.
4. Ваше семейное положение?
а) холост/не замужем;
б) женат/замужем;
в) сожительство.
5. По Вашему мнению, феминизм – это:
а) борьба женщин, которых дискриминируют, с целью уравнивания социальных прав с мужчинами;
б) цель женщин господствовать над мужчинами;
в) политическое движение, главная цель которого предоставление женщинам прав избирателей;
г) иное___________ (укажите, что конкретно).
6. Ваше отношение к идеям феминизма?
а) целиком согласен(а);
б) частично согласен(а);
в) резко отрицательное;
г) безразлично.
7. Как Вы считаете, сохранился ли феминизм в настоящем?
а) да, конечно;
б) да, но претерпел изменения за последние годы;
в) нет.
8. На современном этапе в России есть перечень женских общественных движений. На Ваш взгляд, руководствуются ли их действия идеями феминизма?
а) да, так как женщины в них отстаивают свои права;
б) вероятно, но это бессмысленно в нашей стране;
в) нет, так как у них отсутствует конкретная иеология;
г) иное____________ (укажите, что именно);
д) не знаю.
9. Ущемляются ли права женщин в России в наши дни?
а) да;
б) да, в ряде вопросов;
в) нет.
10. Равные права мужчин и женщин – это:
а) уравнивание в социальных правах;
б) уравнивание и в правах, и обязанностях;
η) что-то нереальное;
г) иное (укажите, что именно).
11. Возможен ли обмен мужчин и женщин социальными ролями?
а) да, конечно: мужчина в состоянии выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
б) да, конечно, но не во всех сферах деятельности;
в) да, могут, но это не приведет ни к чему хорошему;
г) нет, это против природы.
12. Если у женщины “лидирующая” позиция в семье, то это:
а) неприемлемо;
б) нормально;
в) допустимо в том случае, если она использует данное положение на благо семье, не принижает супруга;
г) иное____________ (укажите, что именно).
13. Ущемит ли Вас попытка представителя противоположного пола доминировать над Вами?
а) да, в любых проявлениях;
б) нет, умеренно это допустимо;
в) нет, я спокойно отношусь к таким проявлениям.
14. Как приверженность феминистических взглядов девушек может отразиться на их общении с молодыми людьми?
а) никак;
б) большинство таких девушек не найдут вторую половину;
в) станет стимулом для молодых людей взять все аспекты отношений в свои руки;
г) молодые люди “сядут на шею” таким девушкам;
д) будут провоцировать постоянные ссоры по поводу главенствующей роли в семье;
е) иное___________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.
15. Что может склонить молодого человека к согласию с идеями феминизма?
а) принципиальное разделение идеи о социальном равноправии;
б) круг его общения, в котором будут девушки-феминистки;
в) влияние гендерных стереотипов, которые сформировались в семье;
г) чувства к девушке-феминистке;
л) влияние пропаганды;
е) иное____________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.
16. Легло ли молодому человеку коммуницировать с девушкой-феминисткой?
а) довольно легко;
б) затруднительно;
в) просто невозможно;
г) не знаю.
17. Назовите ключевые проблемы, возникающие во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
а) конфликт на почве обоюдного стремления к лидерской позиции;
б) обоюдное непонимание;
в) желание уменьшить общение друг с другом;
г) конфликт из-за стремлений молодого человека изменить взгляды своей спутницы;
д) пренебрежение и насмешки со стороны партнера;
е) не думаю, что должны возникать проблемы;
ж) иное________________ (укажите, что именно);
з) не знаю.
18. Какие эмоции вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
а) положительные;
б) любопытство;
в) вызывает улыбку;
г) отрицательные;
д) вызывает безразличие;
е) иное________________ (укажите, что именно).
19. Общались бы Вы с девушкой-феминисткой?
а) да, так как мне близки идеи феминизма;
б) да, так как для меня неважны идейные разногласия;
в) да, но крайне осторожно;
г) категорически, нет;
д) не знаю.
20. Есть ли в Вашем окружении люди, которые склонны к феминизму?
а) да, я в моем окружении есть такой человек (люди);
б) нет;
в) не знаю.
Благодарим за участие в опросе!
Образец опроса, посвященный теме “Проблема безработицы молодых специалистов “
Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводится для выяснения отношения молодежи г. Москвы к вопросам безработицы молодых специалистов. Вашему вниманию предлагается перечень вопросов.
Пожалуйста, определите вариант ответа, который более других соответствует вашей точке зрения. Мы гарантируем Вам анонимность и конфиденциальность полученных данных!
1. Безработица, на Ваш взгляд, это:
а) довольно позитивное явление в экономической жизни страны (стимулирует повышение квалификации и активности населения);
б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, необходимые для ее работы);
в) отрицательное явление (в ней кроется причина остросоциальных конфликтов и роста уровня преступности).
2.Каков уровень безработицы в Москве на сегодняшний день, по Вашему мнению?
а) высокий;
б) в пределах нормы (естественный);
в) низкий.
3. Назовите, на Ваш взгляд, ключевые причины безработицы в городе Москва?
а) уменьшение промышленного производства;
б) наплыв мигрантов из стран зарубежья;
в) возникновение принципиально новых отраслей экономики, для которых сложно найти кадры;
г) иное (укажите)____________________________.
4. Какие категории людей, на Ваш взгляд, сегодня в зоне риска безработицы?
а) молодежь (до 30 лет);
б) люди среднего возраста (30-40 лет);
в) люди старшего возраста (40-55 лет);
г) пенсионного возраста;
д) иное (укажите)______________________________.
5. Каковы Ваши планы по окончанию ВУЗа?
а) поиск работы;
б) продолжение учебы в своем ВУЗе (магистратура, бакалавриат);
в) новое образование в другом ВУЗе;
г) служба в армии;
д) иной вариант__________________________________.
6. При устройстве на работу Вы надеетесь на:
а) помощь семьи и друзей;
б) содействие со стороны учебного заведения;
в) службу занятости;
г) агентства по трудоустройству;
д) собственные способности;
е) благоприятное стечение обстоятельств;
ж) иное (укажите)______________________________.
7. По каким причинам, по Вашему мнению, могут отказать в трудоустройстве молодому специалисту?
а) отсутствие опыта работы;
б) личные качества соискателя, которые не понравились нанимателю;
в) неприемлемое семейное положение;
г) неприемлемое образование;
д) отсутствие вакансий;
е) стереотипы касательно “зеленых” сотрудников;
ж) другое__________________________________.
8. Хотели бы Вы пройти “последипломную” практику в организации с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. Предпринимали ли Вы когда-либо попытку трудоустроиться?
а) да;
б) нет.
10. Испытываете ли Вы острую необходимость в получении работы?
а) да;
б) нет.
11. Что для Вас играет главную роль при выборе места работы?
а) уровень предлагаемой заработной платы;
б) уровень компании, престиж;
в) социально-психологический климат в коллективе;
г) отрасль деятельности;
д) возможность самовыражения;
е) возможность карьерного роста;
ж) получение практических знаний и умений;
з) гибкий график работы;
и) иное___________________________________.
12. Считаете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью альтернативой для себя в случае отсутствия возможности найти работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
13. Укажите сферу занятий в случаи организации собственного бизнеса_________________________
14. Укажите, почему для Вас не приемлемо явление безработицы:
а) снижение социального статуса;
б) безденежье;
в) сужение круга общения;
г) отсутствие возможности реализовать себя;
д) зависимость в материальном плане от кого бы то ни было;
е) нет ответа;
ж) иное____________________________________.
15. Каковы причины, на Ваш взгляд, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
а) чрезмерные требования самих молодых людей к выбираемому месту работы;
б) нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов;
в) недостаточное внимание местной администрации касательно вопросов занятости молодежи города Москва;
г) отсутствие желания работать у молодых людей;
д) иное______________________________________.
16. По-Вашему, в Москве легче найти работу, нежели в других городах?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
17. Ситуация, при которой молодой специалист с высшим образованием является безработным, объясняется:
а) отсутствием возможности трудоустроиться;
б) отсутствием желания трудиться;
в) не приемлемыми условиями труда.
18. Как Вы считаете, возможна ли борьба с проблемой безработицы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
19.Какие, по-Вашему, существуют пути борьбы с явлением безработицы?
а) формирование новых рабочих мест;
б) формирование и организация бирж труда и других видов служб занятости;
в) повышение квалификационных навыков сотрудников;
г) меры по поддержке развивающегося малого и среднего бизнесов;
д) приоритетная роль местного населения перед мигрантами при распределении рабочих мест;
г) иное___________________________________.
20. Согласны ли Вы с тем, что организациям стоит заблаговременно планировать и готовить для себя специалистов, заключая для этого договорные отношения с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
21. В какой помощи Вы нуждаетесь от специалиста-профконсультанта службы занятости?
а) узнать о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
б) пройти тестирование для профессиональной ориентации;
в) выбрать учебное заведение для дальнейшего поступления;
г) найти работу;
д) никакую;
е) иную__________________________________.
22. Кто является виноватым, на Ваш взгляд, в современной ситуации с безработицей молодых специалистов?
а) государство;
б) биржи труда;
в) сама молодежь;
г) работодатели;
д) организации и предприятия;
е) учебные заведения;
ж) иное (укажите)_________________________________.
23. Является ли кто-либо в Вашей семье безработным?
а) да;
б) нет.
24. Как Вы думаете, каким образом государство могло бы поддерживать молодых специалистов, находящихся в поиске работы? (Укажите несколько вариантов);
а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
б) распределение выпускников ВУЗов на работу согласно их специальностям;
в) финансовая поддержка при открытии индивидуального предпринимательства;
г) создание новых рабочих мест;
д) развитие молодежных бирж труда;
е) создание учреждений для оказания социально-психологической адаптации молодых специалистов;
ж) иное (укажите)_________________________________.
25. Опишите свое отношение к случаям, когда наниматель отказывать принимать на работу женщин?
а) мне кажется, это несущественная проблема;
б) с пониманием – есть работы, которые предназначены только для мужчин;
в) негативно – половая дискриминация неприемлема.
Поделитесь, пожалуйста, с нами некоторыми сведениями о себе.
26. Ваш возраст?
а) менее 20 лет;
б) 20-25 лет;
в) 25-30 лет.
27. Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.
28. Уровень Вашего образования?
а) среднее общее;
б) начальное профессиональное;
в) средне-профессиональное;
г) высшее;
д) неполное высшее.
Благодарим, что приняли участие в нашем опросе и желаем успехов в трудоустройстве!
Образец опроса, посвященный теме “Причины возникновения конфликтов в молодой семье”
1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.
2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст?
а) до 21 года;
б) 21–25 лет;
в) 26–30 лег;
г) 31–35 лет.
3. Уровень Вашего образования?
а) среднее;
б) средне-специальное;
в) неполное высшее;
г) высшее.
4. Зарегистрирован ли Ваш брак официально?
а) да, мы зарегистрировали брак в ЗАГСе;
б) не регистрировали брак, живем “гражданским браком”;
в) холост/не замужем.
5. Какова длительность Вашего брака на сегодняшний день?
а) менее 1 года;
б) 1–3 года;
в) 4–6 лет;
г) 7–9 лет;
д) более 9 лет;
е) холост/не замужем.
6. Имеете ли Вы детей?
а) да, одного;
б) да, двух;
в) трех и более;
г) нет, но в планах завести ребенка;
д) нет, и пока нет планов завести ребенка.
7. Устраивает ли Вас доход семьи?
а) да, целиком;
б) скорее да, чем нет;
в) не полностью;
г) нет, совсем не устраивает.
8. Каковы Ваши жилищные условия?
а) наличие собственного жилья;
б) проживание с родителями (родственниками);
в) съемное жилье;
г) жилье, оформленное в ипотечный кредит;
д) общежитие.
9. Устраивают ли Вас Ваши условия проживания?
а) полностью;
б) не совсем;
в) совершенно нет.
10. Оцените психологический климат в Вашей семье?
а) комфортный;
б) приемлемый;
в) неблагоприятный;
г) конфликтный.
11. Как часто в Вашей семье возникают конфликтные ситуации?
а) довольно часто;
б) время от времени;
в) не возникают.
12. Назовите основные причины возникновения конфликтных ситуаций в Вашей семье. Можно выбрать более одного пункта:
а) жилищная и бытовая неустроенность;
б) недостаточные финансовые средства, низкий уровень доходов;
в) отсутствие либо наличие проблем при трудоустройстве;
г) проблемы с устройством ребенка в (до-)школьное учреждение;
д) проблемы в отношении родителей одного либо обоих супругов;
е) наличие вредных привычек (алкоголизм, курение, игромания);
ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы взаимоотношений;
з) неверность супруга(и), ревность;
и) отсутствие общих интересов, отличие в образовании;
к) грубое отношение, домашнее насилие;
л) несовпадение взглядов, точек зрения и убеждений в т.ч. политических, религиозных;
м) желание одного из супругов строить карьеру;
н) трудности с рождением либо воспитанием ребенка;
о) долги;
п) в нашей семье отсутствуют конфликты;
р) иное (укажите, что конкретно) __________________________.
13. Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы молодых семей в России? Можно указать более одного варианта ответов:
а) жилищные проблемы;
б) низкий уровень заработной платы;
в) безработица;
г) необходимость сочетания работы с учебой;
д) отсутствие поддержки со стороны государства;
е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
ж) конфликтные ситуации между родителями и детьми;
з) неготовность молодежи принимать ответственные решения;
и) иное (укажите, что именно) ____________________________.
14. Что чаще всего провоцирует конфликтные ситуации в семьях?
а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, недостаток денег);
б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, отличия в характерах);
в) расхождения ценностей, идеалов;
г) не знаю.
15. Оказывает ли влияние на климат и конфликтные ситуации в Вашей семье социально-экономическая обстановка, которая сложилась в стране?
а) да, довольно значительно;
б) да, незначительно;
в) нет, не влияет;
г) не знаю.
16. Как думаете, серьезно ли отличающаяся этническая (либо религиозная) принадлежность супругов может оказать влияние на конфликты внутри семьи?
а) довольно сильно оказывает влияние;
б) оказывает влияние, но лишь в случае отсутствии любви между супругами;
в) почти не влияет;
г) не знаю.
17. Есть ли прямая зависимость между конфликтами в семье и уровнем образования супругов?
а) конечно;
б) да, но она нечасто проявляется;
в) нет;
г) не знаю.
18. Кто, на Ваш взгляд, должен решать проблемы молодых семей?
а) супруги своими силами;
б) супруги с помощью родных и близких;
в) государство, правительство;
г) иное (укажите, что именно) ___________________________
19. Выскажите свое отношение к политике государства касательно поддержки молодой семьи:
а) считаю, что она эффективна;
б) считаю, что она неэффективна;
в) не знаю.
20. Принимаете ли Вы участие в каких-либо программах государства касательно поддержки молодых семей?
а) нет;
б) нет, но есть желание;
в) да, принимаем участие___________________ (напишите, в каких конкретно)
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе!
Как составить анкету?
Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.
В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе. Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.
В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.
Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.
Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Если эта выборка проведена некорректно, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.
Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться. Вот несколько примеров формулирования “решаемых проблем” и “исследуемых проблем”.
Решаемая проблема | Исследуемая проблема |
Разработать упаковки нового продукта | Оценить эффективность дизайнов упаковки |
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов | Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов |
Увеличить товарооборот в магазине | Оценить имидж магазина |
Распределить бюджет на рекламу по регионам | Определить уровень (степень) проникновения на рынок в данных регионах |
Выйти на рынки других регионов | Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе |
Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.
Структура и правила составления анкеты для опроса
1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования
Основные компоненты:
- представление исследовательской организации.
- обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
- мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
- инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
- гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
- обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).
2. Основная часть
Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.
Классификация вопросов
Типы вопросов | Примеры | |
По структуре | закрытые (с вариантами ответов) | Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?
|
открытые (без вариантов ответов) | Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить? | |
полузакрытые | О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?
|
|
По функциям | основные | Нравится ли Вам наш журнал? |
контрольные | Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году? | |
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) | Читаете ли Вы “Комсомольскую правду”?
Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает “Комсомольскую правду”. |
|
ловушки | Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.) | |
По содержанию | вопросы о событиях, фактах | Какие издания вы выписываете? |
вопросы о мотивах, мнениях, оценках | Выскажите свое мнение по поводу оформления “МК”. | |
По форме | прямые | Нравится ли Вам профессия журналиста? |
косвенные | Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом? | |
прожективные, предлагающие | Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете? | |
По характеру | альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) | Нравится ли Вам журнал?
|
неальтернативные (несколько вариантов ответа) | Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?
|
|
По виду | экзистенциальные (о сущности явления) | Существует ли данное явление? |
дефинитивные (определительные) | Что явление собой представляет? | |
оценочные | Хорошо явление или плохо? | |
аналитические | Почему явление таково? | |
обосновывающие | Почему мнение о явлении таково? | |
конструктивные | Как с явлением следует поступить? |
При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:
- Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
- Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле “другое” для свободного ответа.
- Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
- Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
- Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
- Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
- Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ (“Не правда ли, газета “ХХХ” объективное издание?”). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
- Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту “отметая” остальные.
- Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
- Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
- Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.
3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных
Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками. Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.
4. Слова благодарности респонденту
Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!
Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте asm-spezia@mail.ru
Наши услуги
- Маркетинговые исследования
- Социологические исследования
- Стратегическое маркетинговое планирование
- Фокус-группа
- Тайный покупатель
- Call-центр
- Внештатный маркетолог
- Бизнес-планирование
- Продвижение в социальных сетях
- Готовые маркетинговые исследования
Участие в опросах
Работа у нас
Копилка маркетолога
Новости
29 декабря 2022 О самом интересном в подготовке к Новому году и Рождеству
Приближается самый волшебный праздник года – Новый год. Подготовка к празднованию уже идет полным ходом. Подготовка к Новому году и Рождеству играет важную роль, от качества подготовки зависит главная составляющая праздника – праздничное настроение. Компания Spezia собрала самые интересные исследования различных компаний, которые были проведены в ноябре-декабре 2022 года.
20 декабря 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым низким ценам на продукты питания!
По итогам зимней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял одиннадцатую строчку среди 38 городов России по стоимости условного суточного рациона.
30 июня 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым высоким ценам на продукты питания!
По итогам летней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял тридцатую строчку среди 41 города России по стоимости условного суточного рациона, и 12 позицию с конца среди 15 городов с самыми высокими ценами на продукты.
В большинстве компаний приглашенным на собеседование специалистам предлагают заполнить анкету, чтобы познакомиться с человеком, оценить, насколько он подходит. Если вы хотите, чтобы опросник приносил пользу, а не тратил время HR и потенциального работника, то составляйте его с учетом нескольких простых рекомендаций.
Для чего нужно анкетирование
Соискатели нередко недоумевают: для чего заполнять анкету при собеседовании, если ранее наниматель уже получил для ознакомления резюме. Высказывается мнение, что письменный опросник при трудоустройстве бесполезен, потому что его легко заменяет собеседование. Но нет, ни резюме, ни собеседование нельзя назвать полноценной заменой анкетированию. Поскольку в резюме кандидат старается представить себя в лучшем свете, иногда не указывает невыгодную информацию (временные места труда, наличие маленьких детей). Главная цель резюме — получение приглашения на собеседование. Что касается собеседования, это второй этап непосредственного знакомства нанимателя и будущего сотрудника, а первый — хорошо составленный опросник.
Какие выгоды получает компания перед собеседованием кандидата, используя анкеты:
- общая информация, определяющая правомерность и целесообразность дальнейшего взаимодействия с претендентом на вакантное место;
- адекватная первичная оценка его профессиональных качеств, необходимая для принятия решения о приеме.
Для соискателя этот документ не менее важен. Потенциальный сотрудник узнает многое о будущей занятости, и в нем часто содержатся вопросы, ответы на которые не представлены в резюме. Увильнуть от неудобного вопроса, не отвечая на него в опроснике, не получится: работодатель все равно его задаст.
Обычно шаблон анкеты для приема на работу содержит перечень обязательных пунктов (образование, предыдущие места работы, причины увольнения), которые позволяют оценить кандидата, его профессиональный уровень и личные качества более глубоко. Просматривая информацию, указанную в опроснике, наниматели обращают внимание даже на такие мелочи:
- уровень грамотности соискателя;
- аккуратность заполнения;
- количество времени, затраченного на оформление анкеты;
- полноту предоставленных данных;
- внимательность и т.д.
Одновременно HR оценивает эмоциональность и настроение, с которыми человек приходит на собеседование. Таким образом, анкета, предлагаемая при приеме на работу, раскрывает социально-психологические характеристики соискателя, что упрощает отбор кандидатов.
Иногда опросник предлагают заполнить в электронном виде, но цель такой процедуры — исключительно сбор информации о потенциальном сотруднике.
Для кого обязательна
По Распоряжению Правительства РФ № 667-р от 26.05.2005 анкета в обязательном порядке заполняется гражданами, желающими принять участие в конкурсах на замещение мест:
- государственной гражданской службы;
- муниципальной службы.
Во всех остальных случаях опросник в число обязательных для трудоустройства документов не входит (ст. 65 ТК РФ). Несмотря на это, многие предприятия разрабатывают собственный образец и используют его для оценки кандидата.
Все сведения о соискателе, которые указаны в документе, являются конфиденциальной информацией и не подлежат огласке (ст. 86 ТК РФ). При нарушении конфиденциальности работодателя привлекут к уголовной ответственности. Тот, кто обрабатывает документы, имеет доступ к персональным данным и обязан соблюдать конфиденциальность (ФЗ РФ № 152 «О персональных данных», ст. 6, п. 3). По закону ответственность перед государством за действия оператора несет руководитель предприятия.
Какие вопросы содержит анкета
Форма включает от 10 до 30 пунктов, сведения по которым наниматель хочет получить от возможного работника. Среди них:
- Ф.И.О. претендента на вакансию;
- дата и место рождения;
- гражданство;
- адрес фактического проживания и место постоянной регистрации;
- телефон, адрес электронной почты;
- паспортные данные;
- образование (включая дополнительное и курсы);
- отношение к воинской обязанности;
- наличие медкнижки;
- сведения о трудовой деятельности за определенный период времени (место и период труда, должность, обязанности, размер заработной платы);
- профессиональные навыки и умения;
- семейное положение и сведения о близких родственниках;
- хобби;
- слабые и сильные стороны характера;
- пожелания к условиям труда и размеру зарплаты;
- наличие водительских прав;
- уровень владения иностранными языками и ПК;
- наличие хронических заболеваний;
- рекомендации от бывших работодателей.
Если вы хотите, чтобы анкета была максимально информативна, вопросы следует формулировать ясно и лаконично. Тогда и ответы на них будут такими же.
Предприятия, для устройства в которые требуется заполнение подробного опросника (например, банковские структуры), должны заранее побеспокоиться о документировании добровольного характера предоставления персональных данных, для чего требуется получить письменное согласие кандидата, по статье 9, п. 4 ФЗ РФ № 152 «О персональных данных».
Как грамотно составить анкету
Мы предлагаем несколько практических советов по составлению. Очень удобно, когда вопросы группируются по темам. Это облегчит труд обоих — и интервьюера, и интервьюируемого.
Поделите опросник на две части: общие вопросы — в одной части, узкоспециальные — во второй. Такое разделение облегчает использование единой формы опросника для большого предприятия, так как первая его часть одинакова для всех вакансий в любой цех или отдел предприятия.
Общие вопросы
В первой части обычно сначала идут стандартные пункты:
- дата рождения;
- адрес проживания;
- контактная информация;
- семейное положение;
- дети;
- отношение к воинской обязанности;
- наличие судимостей.
Образование
Далее задайте вопросы об образовании. Даже если вам не очень важна эта информация, мы рекомендуем спросить соискателя о его теоретической подготовке. Подскажите человеку, как заполнить анкету на работу, попросив назвать:
- учебные заведения, в которых он учился (с годами, присвоенными квалификациями и номерами дипломов, которые при необходимости легко проверить);
- пройденные им курсы повышения квалификации, посещенные семинары, мастер-классы и конференции;
- степень владения иностранными языками.
Если последний пункт важен непосредственно для занимаемой должности, то рекомендуем проверить реальное владение языком на собеседовании, так как самооценка кандидатом своих языковых умений часто не соответствует реальному положению дел.
Цели трудоустройства
Затем задайте вопросы, позволяющие понять цели соискателя в отношении будущей занятости. Включите в анкетирование при приеме на работу вопросы, которые раскроют мотивы и цели претендента. Примеры таких вопросов:
- какую должность вы хотели бы занимать сейчас;
- желаете ли вы сделать карьеру;
- есть ли желание и(или) возможность трудиться сверхурочно и в выходные;
- как человек относится к командировкам.
Прекрасный способ понять личность заявителя — списки предпочтений. Предложите, например, распределить по степени важности список преимуществ, которые кандидат хотел бы иметь на этом рабочем месте:
- хороший коллектив;
- достойная зарплата;
- перспективы роста;
- повышение или получение квалификации;
- близость к дому;
- гибкий график.
Составляя такой список, потенциальный сотрудник покажет предпочтения и тем самым раскроет себя. Имеет смысл предложить добавить собственный вариант в ранжированный список.
Состояние здоровья
Стоит ли в анкету для соискателя при приеме на работу включать вопросы о здоровье потенциального работника, каждый наниматель решает самостоятельно. Это достаточно скользкий вопрос, т.к. такие вопросы иногда приравнивают к вмешательству в частную жизнь. В то же время достаточно важными сведениями, которые повлияют на обязанности работодателя по отношению к сотруднику (предоставление льгот и т.д.), являются инвалидность и хронические заболевания, требующие регулярного стационарного лечения. Мы предлагаем использовать такие тактичные формулировки: «Нуждаетесь ли вы в особых условиях труда в связи с состоянием здоровья?» или «Нуждаетесь ли вы в дополнительных выходных для ухода за родственником?»
Отказ в предоставлении рабочего места человеку с ограничениями по здоровью (если эти ограничения не влияют на его возможность выполнять возлагаемую работу) может стать поводом для обращения в суд.
Личные качества
Один из болезненных пунктов первой части опросника — личные качества. Эти вопросы вызывают не только негативную реакцию анкетируемого, но и крайне неэффективны, так как человек редко в состоянии адекватно оценивать собственные достоинства и недостатки, особенно при приеме на работу. Применять ранжирование списка малоэффективно, практичнее использовать метод устного интервью.
Опыт и навыки
Покончив с первой, общей, переходим ко второй, узкоспециальной части анкеты для заполнения, которую рекомендуем начать с получения информации об опыте работы. Структура этого раздела должна преследовать две цели:
- Дать работодателю необходимую информацию о рабочих навыках кандидата. Для этого указать профессии, кем он трудился, занимаемые должности, список выполняемых обязанностей.
- Получить представление о коммуникативных навыках и психической стабильности кандидата. Для этого спрашивают о причинах смены места работы и просят человека назвать одного-двух прежних коллег, способных дать характеристику и рекомендации.
Для получения релевантной информации о рабочих навыках требуется составить узкоспециализированный опросник. При заполнении вакансии водителя интересуются категорией и временем получения прав, опытом вождения. Если анкетируют программиста, то задают вопросы о владении определенными языками программирования, конкретными программными продуктами, созданными соискателем.
Рекомендуем, чтобы этот раздел составил непосредственный начальник будущего сотрудника. Это очень важный пункт опросника. Каким бы коммуникабельным и стабильным ни казался кандидат, если он не обладает необходимыми трудовыми навыками, то вряд ли справится с предлагаемым функционалом.
Рекомендации соискателю, как заполнять анкету на работу:
- пишите все в точном соответствии с предоставляемыми документами;
- последовательно и методично;
- аккуратно, без исправлений, при наличии ошибок рекомендуется взять новый бланк;
- в точном соответствии с требованиями работодателя;
- без сокращений и аббревиатур (кроме общеизвестных);
- без пропусков;
- графа заполняется, даже если предполагается отрицательный ответ или ответ повторяется (если другое не указано в пояснениях к анкете).
Допускается обращение за консультацией к сотруднику кадровой службы, если возникают вопросы по заполнению анкеты. Главное правило — честность. Рекомендуется сначала полностью прочитать все вопросы, а затем приступать к заполнению.
О чем нельзя спрашивать
Закон не позволяет работодателю включать в опросный лист все, что ему заблагорассудится. Темы, касающиеся религии, национальности, расы, происхождения, материального положения, не содержит ни один пример заполнения анкеты на работу, поскольку эти моменты сугубо личные. Если кандидат решит, что ему отказали из-за другой расы, национальности или религии, расценит этот отказ как нарушение равенства прав и свобод гражданина, вспомнит про статью 136 УК РФ или статью 64 ТК РФ, то обратится в суд. Выиграть такое дело организации непросто и недешево, потому рекомендуем избегать подобных тем при анкетировании и собеседовании.
Оптимальный объем анкеты
Документ должен быть достаточным, но не чрезмерным. А чтобы не отпугнуть потенциальных сотрудников, рекомендуем спрашивать тактично, минимизировать количество личных вопросов. Спрашивать имеет смысл лишь то, что имеет непосредственное отношение к будущей должности и предполагает возможность достоверного ответа.
Напомним, что закон обязывает кандидата на вакантное место предоставлять честные анкетные данные. В случае использования подложных документов наниматель вправе расторгнуть трудовой договор (статья 81 ТК РФ).
Как убедиться, что анкета правильно заполнена
Не существует универсального правила, как заполнить анкету, чтобы взяли на работу: все зависит от конкретной ситуации и работодателя. Больше шансов у того кандидата, который полностью соответствует требованиям вакансии, заполняет опросник аккуратно, полностью и без ошибок. Включение недостоверной информации и несуществующих навыков легко проверяется и не вызывает доверия к соискателю.
В первую очередь проверьте наличие ответов на все поставленные вопросы. Следующим этапом является сверка предоставленных данных с данными паспорта, диплома и других документов. Третий этап — проверка подлинности предоставленных данных и документов.
Образец заполнения
Соискатель заполняет все пункты разборчивым почерком, стараясь избегать исправлений. Если человек затрудняется ответить на вопрос или не хочет этого делать, то требовать ответ запрещено. Пример, как заполнять опросник:
Примерный заполненный образец анкеты кандидата на работу в организации.
Что происходит с опросником после заполнения? Сведения обо всех кандидатах вносят в базу данных предприятия (при наличии согласия лица на обработку персональных данных). При появлении новой вакансии у кандидата, не прошедшего отбор ранее, есть шанс снова попасть на собеседование. Вполне возможно, что вторая попытка окажется удачной. Если трудоустройство состоялось, то опросный лист подшивается вместе с другими документами в личное дело сотрудника.
Для чего нужна анкета
Кадровики широко практикуют активный метод найма, когда привлекается как можно больше соискателей на одну должность. Чтобы из них выбрать подходящего работника, претендентам предлагают заполнить опросник. Анкета для соискателя при приеме на работу поможет кадровику проанализировать личностные и профессиональные качества претендентов, дать им общую оценку и выбрать кандидатов для тестирования и собеседования.
Для кого обязательна
По распоряжению Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р, форма анкеты для приема на работу обязательно заполняется претендентами, подающими документы на конкурс по замещению вакантной должности на муниципальную или государственную гражданскую службу. Для коммерческих организаций — по желанию.
Форма, утвержденная Правительством
Какие вопросы содержит анкета на государственную службу
Официальный образец анкеты кандидата на работу из Распоряжения Правительства содержит 23 пункта. Информации в таком объеме достаточно, чтобы составить общую характеристику о претенденте. Кроме формальных граф об имени, дате рождения, месте жительства, образовании, подробном трудовом опыте, бланк включает вопросы, которые позволяют оценивать благонадежность и вовлеченность соискателя в государственные дела:
- о смене фамилии;
- о гражданстве и причинах его перемены, если прежде было другое;
- о продвижениях на гражданской, государственной или военной службе, когда и кем присвоен классный чин, если он есть;
- о судимости;
- имеется ли допуск к государственным тайнам;
- о наличии государственных наград и знаков отличия;
- адреса, должности близких родственников, в том числе бывших;
- о пребывании за границей, с какой целью, а также о проживании за границей близких родственников, в том числе бывших.
Как грамотно составить вопросы
Опросник должен помочь кадровику составить представление о профессиональных, деловых и личностных характеристиках кандидата, рассмотреть его пригодность для выполнения должностных обязанностей, умение работать в коллективе, способность учитывать не только свои интересы, но и общие.
Нужно выделить основные критерии для каждой вакансии, которые и будут основой требований при отборе кандидата. Вот модель эффективного отбора работников, разработанная по современным методикам.
Общие вопросы
Содержание анкеты можно менять, но основные пункты составляют ее основу. Формальные или общие вопросы — те, которые можно проверить по документам (в паспорте, дипломе, выписке по оценкам из диплома, трудовой книжке). Это информация об адресах, номерах телефонов, способах связи с будущим работником. Например, можно включить вопрос о водительских правах, наличии личного автомобиля и стаже вождения.
Образование
В сведениях об образовании следует указывать подробные данные об учебных заведениях, дате окончания, присвоенной квалификации. Важна информация о дополнительном образовании и о самообразовании кандидата. Например, о знании иностранных языков: какими и на каком уровне. Обязателен вопрос и о компьютерной грамотности.
Большинство организаций обращает внимание на базовое образование претендентов и отдает предпочтение выпускникам известных высших учебных заведений, но параллельно рассматриваются навыки и опыт. Современные работодатели рады видеть специалистов с опытом от трех до пяти лет.
Опыт и навыки
В хронологическом порядке предлагается указать предыдущие места работы и должностные обязанности. Профессиональные вопросы о знаниях и навыках не всегда можно включить в общую форму. Но в собственный образец анкеты для собеседования при приеме на работу удобно добавить вопрос, согласен ли претендент пройти тест на знания по профессии.
Работник может иметь профильное образование, но не иметь опыта, или наоборот — иметь подходящий опыт, но образование другое. Надо правильно оценить его потенциальные возможности. Претендент, не имеющий опыта, но обладающий деловыми качествами и энергичностью, начнет со временем работать эффективнее, чем работник с большим стажем.
Персональные качества
По личностным вопросам можно выявить коммуникабельность, честность, деловитость, энергичность, другие качества, помогающие добиться успеха на новом месте. Можно спросить про увлечения или о том, как кандидат проводит свободное время. Характеристики претендента должны быть связаны с профессией, с характером работы, с особенностями культуры организации. Это поможет оценить, легко ли новичек вольется в коллектив или есть риск конфликтов с другими сотрудниками.
Здоровье
Считается, что включать в образец анкеты соискателя при приеме на работу вопрос о здоровье — неуместно. В России, например, не допускается дискриминация по инвалидности — статья 3.1 ФЗ от 24.11.1995 № 181. Но когда речь идет о профессиональном отборе на должности, требующие большой физической выносливости, у кандидатов предполагается не только исключительное здоровье, но и наличие определенных спортивных навыков. Этапы отбора, например, пожарных и спасателей МЧС, включают и заключение психолога, и медицинское обследование. Физическое здоровье определяет также судьбу кандидатов многих рабочих профессий, особенно в тяжелой промышленности. Поэтому вопросы о здоровье должны быть обоснованы.
Что не стоит спрашивать
При подборе кадров две стороны принимают активное участие: работодатель и кандидат в новые сотрудники. Надо постараться заинтересовать будущего работника, оставить хорошее впечатление об организации. Помешать способны вопросы о национальности, вероисповедании, семейном положении, условиях проживания.
Не стоит включать вопрос и о цели трудоустройства — он вызывает неловкость и недоверие к кадровой службе. Претенденты с высокой квалификацией знают себе цену и могут оценивать работу отдела персонала, а по ней делают представление и обо всем коллективе организации.
Как проверить правильность заполнения
Правильность заполнения бланка проверяется сразу в момент ее подачи. Все графы вопросного листа должны быть заполнены, в конце бланка должны стоять дата и подпись. Заполненный бланк вместе с резюме отдается для дальнейшего рассмотрения кадровому работнику.
Образец опросника для соискателя
Отдел кадров может разработать уникальный бланк, который будет учитывать потребности организации. Но составлять его нужно в соответствии с нормами законодательства о защите персональных данных. Помните, что не допускается дискриминация в трудовой сфере.
Скачать