Как правильно составить аннотацию к сборнику стихов

Практикум для прозаиков и поэтов. Пишем аннотацию к книге.

Практикум для прозаиков и поэтов. Пишем аннотацию к книге.

Итак, книга написана, название (см. предыдущий Практикум) придумано, и вы собираетесь отправить рукопись в издательство или разместить её на портале типа Ридеро.

Вам понадобится Аннотациякороткий пересказ книги, публикуемый на второй или третьей странице вместе с выходными данными (иногда тот же текст помещают и на задней обложке) или на странице вашей книги в интернет-магазине. Фактически это своеобразное рекламное предложение, в котором автор убеждает читателя, почему книгу стоит купить. Для этого необходимо не только коротко пересказать содержание, но и зацепить читателя какой-то интригой.

Сегодня практически все издательства требуют от автора самостоятельно написать такую аннотацию (вместе с синопсисом, о котором мы поговорим на следующих Практикумах).
И мы с вами попробуем подготовить её для своей книги (вы можете выбрать уже написанную и даже изданную или новую, которую только собираетесь явить миру).

Для начала – несколько советов о том, как писать аннотацию.

  • 1.Что должно быть в аннотации
    1.1. Место и время, в которых развивается действие, и указание на жанр произведения.
    Например, так начинается аннотация к книге «Путь Эрто» Э.Шифмана: «Остров, населенный эльфами, драконами и козлоногими — не место для прогулок». И сразу понятно, что история в духе фэнтези происходит на сказочном острове.
    1.2. Главный герой.
    «Михаил Александрович Божесов — прокурор, карьерист, юморист, циничный философ и просто привлекательный мужчина — обустраивает свою жизнь, не жалея о людях, с которыми, по долгу профессии, сталкивается. Его жизнь — это череда неожиданных обстоятельств, которые Божесов с лёгкостью обращает в свою пользу…» – так пишет о герое романа «Скульптор жизни» его автор М.Байков.
    1.3. Конфликт, проблема и интрига произведения. «Вожделенная американская мечта, обернувшаяся подлинной трагедией», – цитата из аннотации к «Ночь нежна» Фицджеральда.
    1.4. Цели, задачи и мотивы главного героя при решении главной проблемы, препятствия, с которыми он сталкивается. «И хотя положение Лале как татуировщика относительно лучше, чем остальных заключенных, но не защищает от жестокости эсэсовцев. Снова и снова рискует он жизнью, чтобы помочь своим товарищам по несчастью и в особенности Гите и ее подругам», – рассказывает нам аннотация к роману Х.Моррис «Татуировщик из Освенцима».
    1.5. Интрига – сумеет или не сумеет герой решить проблему? «И если Гвен-Джина не хочет, чтобы ее дети стали очередной жертвой кровавого монстра, ей придется научиться бороться со злом…» – завлекает нас аннотация к бестселлеру «Мёртвое озеро» Р. Кейн.
  • Необязательно соблюдать именно такую последовательность. Текст вашей аннотации может начаться и с главного героя, и с финальной интриги.
    «Поволжье, 1920-1930-е годы. Якоб Бах – российский немец, учитель в колонии Гнаденталь. Он давно отвернулся от мира, растит единственную дочь Анче на уединенном хуторе и пишет волшебные сказки, которые чудесным и трагическим образом воплощаются в реальность», – так коротко и вместе с тем объёмно звучит аннотация к роману Гузель Яхиной «Дети мои».

    2. Что необходимо учесть при написании аннотации:

    2.1. Целевую аудиторию вашей книги. Так, в аннотации к детской книге нужно учитывать возраст, на который она рассчитана. Если это сказки для малышей (от 2 до 5 лет), то описание к ним, скорее всего, прочтут родители. Аннотации к книгам, предназначенным для детей, которые ходят в школу, должны быть ориентированы на них и написаны доступно и привлекательно.

    2.2. Аннотация должна быть краткой и ёмкой. Рекомендуемый объем аннотации – 500 букв. Это оптимальное количество символов, которое позволяет кратко изложить содержание книги, но при этом оставить в секрете развязку сюжета. В идеальном варианте библиографическая аннотация должна вместиться в один – два абзаца, состоящих максимально из 10 строк.

    2.3. Не стоит использовать в качестве аннотации обширные отрывки из романа, повторение известных фактов и рассказывать о развязке сюжета.

    2.4. При написании аннотации к сборнику рассказов опишите один из них и укажите, что речь идёт о сборнике.
    Для примера – так рассказывается о сборнике «Куриный бульон для души»:
    « В детстве, когда вы болели, ваша бабушка давала вам куриный бульон. Сегодня питание и забота нужны вашей душе. Маленькие истории из “Куриного бульона” – исцелят душевные раны и укрепят дух, дадут вашим мечтам новые крылья и откроют секрет самого большого счастья – счастья делиться и любить.

  • Маленький мальчик из простой семьи знакомится с тремя президентами. Мать-одиночка заводит Книгу Желаний – и все ее мечты исполняются. Неудавшаяся актриса обретает истинное счастье, узнав что у нее… рак. Самая красивая девушка города влюбляется в горбуна после двух фраз. Учительница устраивает похороны вместо урока. 13-летняя девочка продает 45 526 коробки печенья, чтобы осуществить мамину мечту. И другие 95 поразительных историй, от которых вы не сможете оторваться».

    2.5. Сложнее всего авторам поэтических сборников, особенно если они ещё не известны широкой публике, как, например, Вера Пролозкова, о которой пишет Озон: “Осточерчение” – третья долгожданная книга стихов популярной современной поэтессы Веры Полозковой. Искусный синтез точных мыслей и виртуозного слога, собранных в 12 циклах стихотворного сборника молодой поэтессы – отражение деятельной натуры автора и острого ума».
    Поэтому автору надо либо рассказать о том, почему у сборника именно такое название, как оно объединяет стихи, собранные под одной обложкой, или преподнести читателю концепцию своей поэтической философии.
    Мне понравилась аннотация к книге стихов молодой поэтессы Мелиссы Шварц «Меланхолин»: «Меланхолин… Такого слова нет в энциклопедиях. Я придумала его сама. Созвучного меланхолика словарь иностранных слов описывает как человека с глубокими и длительными эмоциями. Холин — это полезный витамин. Состояние меланхолии — это грусть. Но что получается вместе? Глубокие, порой печальные, эмоциональные, а иногда — витаминизированные юмором стихи. Стихи с разными начинками. Стихи с сюжетом. Стихи о любви, о городе, о предметах быта, о жизни, о людях, о природе. Стихи, которых раньше не было».

  • Думаю, теории пока хватит, нюансы написания аннотаций будем разбирать по ходу выполнения задания сегодняшнего Практикума – написать аннотацию к любой своей книге.
    Так как задание требует времени, то выполнять его можно в течение нескольких дней, выкладывая результаты в комментариях. Будем обсуждать их по мере поступления.
    Поехали!

Аннотация на поэтический сборник Елены Воробьёвой «Мост через Вечность».

Вниманию читателей представлен поэтический сборник известной московской писательницы Елены Воробьёвой «Мост через Вечность».  Книга состоит из произведений, написанных в различных жанрах (легенды, зарисовки и песни), и разделена на три больших стихотворных цикла: «Легенды осеннего ветра»,  «Зарисовки прошлого и будущего» и «Песни Ветра». Елена Воробьёва создаёт в своей поэзии эмоционально яркие, красочные, запоминающиеся образы, передающие настолько точно и психологически достоверно картины быта и взаимоотношений европейской придворной аристократии 19 века, что невольно начинаешь верить в реинкарнацию душ, начинаешь допускать, что душа автора в прошлых воплощениях принадлежала кому-то из представительниц высшей европейской знати.
Книга «Мост через Вечность» полна драматических, а порой и трагических коллизий, но не смотря на это по своему общему эмоциональному настрою, оптимистична. Наличие некоторой мелодраматической составляющей, делает стихотворное повествование «Моста через Вечность» особенно близким прекрасной половине человечества.
Сборник легенд, зарисовок и песен «Мост через вечность» возвеличивает аристократический идеал нравственности, красоты, веры, мужества и любви, учит людей быть Людьми в самом высшем, божественном смысле слова.
14.06.2008.                                                                                    Павел Иванов-Остославский

Вспомните о Ваших душах!
(Рецензия на поэтический сборник Елены Воробьёвой «Мост через Вечность»).

Стихотворный сборник Елены Воробьёвой «Мост через Вечность» – интересное  явление современной русской литературы. И дело тут не только и не столько в объёме книги (259 страниц, что для поэтического сборника очень много), а в необычайной глубине философского осмысления действительности, в широком спектре эмоциональных оттенков, в серьёзной нравственной составляющей, заключённой в «Мосту через Вечность».
Поэзии Елены Воробьёвой, вошедшей в данную книгу, присущ ряд качеств, которые благодаря необычному взгляду автора на мир, делают «Мост через Вечность» достаточно интересным и редким явлением литературной жизни современного постсоветского пространства. Елена Воробьева тематически автор очень широкий. В сборнике представлены произведения входящие в три крупных раздела: «Легенды осеннего ветра»,  «Зарисовки прошлого и будущего» и «Песни Ветра».
Темы и проблемы, затрагивающиеся в этих стихотворных циклах являются достаточно разнообразными. Если в цикле «Легенды осеннего ветра» осью повествования являются перипетии сказочного, волшебного, ирреального характера, главными героями которых становятся представители аристократии, то в цикле  «Зарисовки прошлого и будущего» основная тематическая ось повествования отсутствует. Это «собранье пёстрых глав». Тут стихотворение, посвященное чеченской войне (Чечня), присутствуют стихи на религиозные темы («Покаяние», «Скорбящий Ангел», «Распятие», «Иконы», «Купола»), есть патриотические произведения («Цвета России»), лирические зарисовки («Перед Зеркалом», «Не угадать»), «психологические этюды» («Сожаления», «Там, впереди…», «Насмешка», «Не бойся, не проси, не верь»), описание природы («Шторм»), философская поэзия («Пески Времени», «Раздумья», «Олеандр»). Если в цикле: «Легенды осеннего ветра» автор является выразителем идей дворянского самосознания, то в «Зарисовках прошлого и будущего» лирическая героиня Елены Воробьёвой предстаёт перед читателем как умудрённая жизненным опытом женщина, являющаяся носительницей высоких нравственных принципов, знающая цену жизни и всем её благам, щедротам и трагедиям. В третьем разделе «Песни Ветра» автор предстаёт перед читателем как тонкий и нежный лирик. Такие стихи, как «Музыка ветра», «Костёр», «Дождь», «Любовь и страсть» и др. являются художественным пиком книги «Мост через Вечность».  Эти поэтические произведения – прозрачные акварели, передающие всю утонченность и ранимость души автора.
Художественный метод, избранный Еленой Воробьёвой для художественного осмысления действительности, символизм,  однако у неё есть стихи, написанные  с большой долей романтического и реалистического составляющего.
В общем и целом творчество Елены Воробьёвой является прекрасным примером поэзии, преподносящей читателям самые высокие образцы аристократической и христианской добродетели. В её стихах воспеваются такие  человеческие качества, как честь, благородство, верность, милосердие, мужество, любовь. Лирическая героиня поэтессы как-будто символически провозглашает: «Вспомните о Ваших душах, ведь вы же люди! »
Поэтический сборник Елены Воробьёвой «Мост через Вечность» – заслуживает широкого литературного признания. Я думаю, что эта книга получит восторженный отклик в сердцах многих читателей и почитателей настоящей поэзии в России.

Павел Иванов-Остославский – поэт, руководитель Херсонского Областного филиала Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины, лауреат Международной литературной премии имени Николая Гумилева, лауреат Первого Всеукраинского литконкурса «Пушкинское кольцо» в номинации «за аристократизм творчества», редактор альманаха «Млечный Путь», председатель  жюри Всеукраинской Независимой литературной премии «Арт-Киммерик».
14.06.2008.                                                                                                   

Шамаева Ольга Радионовна

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«КАК СОСТАВИТЬ АННОТАЦИЮ

К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ».

АННОТАЦИЯ- это краткое содержание книги, рукописи, статьи, фильма, или другого издания или текста…

  1. Ф.И.О. автора, название произведения.
  2. Тема произведения (о ком или о чём говорится в произведении: о Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях…).
  3. Жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение, басня…).
  4. Герои произведения, какие они?
  5. Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.
  6. В чём заключается главная мысль произведения? Чему учит произведение?
  7. Подходящая пословица к произведению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Аннотация :«Впоэтический сборник «Образ лета в русской поэзии»вошли замечательные стихи В. Кольцова,А. Н. Майкова,А. Фета, которые отразили в стихах именно это время года. Традиционно летние месяцы ассоциируются с трудом крестьян. Практически каждый известный поэт воспевает труд крестьян в своем творчестве. Произведения поэтов звучат как песни народа. Среди известных произведений, посвященных этой тематике, – «Косарь» А. В. Кольцова. В нем автор описывает энергичный, наполненный энтузиазмом труд селян. А. Н. Майков описывал крестьянский труд по-своему. Его стихи звучат спокойно, обстоятельно, с расстановкой. А. А. Фет использует лиричность в описании этого времени года и труда русского народа.
Данный сборник предназначен для всех любителей русской поэзии. Вы погрузитесь в чудесный летний поэтический мир. Так или иначе, несмотря на разные описания поэтов, все они безусловно с огромным уважением и почитанием относились к нелегкому крестьянскому труду.

Четыре мастера языка, талантливые поэты – Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова и Николай Рубцов, представляют в этом сборнике свои созерцательные и мудрые поэтические размышления о природе.

В неповторимых строках Есенина оживает русская земля, со своими оврагами, дубами, окликами птиц и тишиной полей. Александр Блок видит в природе отражение тайн души и тоски мира. Анна Ахматова, подобно миновавшей зиме, тонко чувствует пробуждение природы от сна. Для Николая Рубцова тихая, светлая радость природы становится мерилом красоты и добра.

В стихах этих поэтов природа представлена не просто как окружающий мир, данный нам для созерцания и описания. Это душа мира, отзывающаяся на наши сомнения и радости, утешающая нас своей мудрой красотой. Их поэзия о природе – это глубокий, проникновенный диалог человека с таинственной, вечной жизнью мира.

В сборнике собрано не просто четыре голоса поэтов, но гармония их поэтических видений. Он дарит читателю возможность соприкоснуться с природой через призму их талантливых строк, увидеть мир с их поэтической высоты.

Добавить комментарий