Утверждаю:
директор МАОУ «Школа № 118
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Жукова Н.Н. ________
Циклограмма деятельности учителя-логопеда Малаховой Т.В.
на 2021-2022 учебный год
Дни недели |
Время работы |
Индивидуальная и групповая работа |
Организационная работа |
Всего часов в неделю |
Понедельник |
10.00- 14.00 |
10.00 -14.00 |
– |
4 |
Вторник |
10.00- 14.00 |
11.00 -14.00 |
10.00-11.00 |
4 |
Среда |
10.00- 14.00 |
10.00-14.00 |
– |
4 |
Четверг |
10.00- 14.00 |
10.00 -14.00 |
– |
4 |
Пятница |
10.00-14.00 |
11.00 -14.00 |
10.00-11.00 |
4 |
Всего |
18 часов |
2 часа |
20 часов |
Распределение рабочего времени:
Понедельник:
10.00 -10.45 – Подгрупповое занятие с 1 подгруппой
11.00 -11.45 – Подгрупповое занятие с 2 подгруппой
12.00 – 12.30 – Микрогруппа 1
12.30 – 13.00 – Микрогруппа 2
13.00- – 13.30 – Микрогруппа 3
13.30 – 14.00 – Микрогруппа 4
Вторник:
10.00-11.00 – Организационно-методическая работа (подготовка к занятиям, диагностике; заполнение документации, работа по оформлению кабинета, изготовление наглядно – дидактических пособий, повышение уровня самообразования, работа с картами динамического развития обучающихся, дневниками наблюдения и др.).
11.00 -11.45 – Подгрупповое занятие с 3 подгруппой
12.00 – 12.30 – Микрогруппа 5
12.30 – 13.00 – Микрогруппа 6
13.00- – 13.30 -Микрогруппа 7
13.30 – 14.00 -Микрогруппа 8
Среда:
10.00-10.45 – Консультация родителей, учителей/индивидуальное занятие
11.00-11.45 – Консультация родителей, учителей/индивидуальное занятие
12.00 – 12.45 – Подгрупповое занятие с 4 подгруппой
13.00 – 14.00 – Консультация родителей, учителей/индивидуальное занятие
Четверг:
10.00 -10.45 – Подгрупповое занятие с 1 подгруппой
11.00 -11.45 – Подгрупповое занятие с 2 подгруппой
12.00 – 12.30 – Микрогруппа 1
12.30 – 13.00 – Микрогруппа 2
13.00- – 13.30 – Микрогруппа 3
13.30 – 14.00 – Микрогруппа 4
Пятница:
10.00-11.00 – Организационно-методическая работа (подготовка к занятиям, диагностике; заполнение документации, работа по оформлению кабинета, изготовление наглядно – дидактических пособий, повышение уровня самообразования, работа с картами динамического развития обучающихся, дневниками наблюдения и др.).
11.00 -11.45 – Подгрупповое занятие с 3 подгруппой
12.00 – 12.30 – Микрогруппа 5
12.30 – 13.00 – Микрогруппа 6
13.00- – 13.30 -Микрогруппа 7
13.30 – 14.00 -Микрогруппа 8
Утверждаю:
Заведующий
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ – С(К)ОУ «Карасусльская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
________________/С.
Я. Павлинова /
(подпись) (расшифровка)
«_______»____________________20____г.
График рабочего
времени логопеда. Циклограмма учителя – логопеда в условиях школы – интернат.
Циклограмма
рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает
содержание каждого рабочего дня специалиста.
Ее цель —
определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В
циклограмме отражена следующая информация:
–
количество классов, занимающихся у логопеда;
–
количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;
– частота
проведения занятий с конкретным классом или ребенком;
–
продолжительность занятий и перерывов между ними.
График
работы учителя-логопеда составляется в соответствии с количеством часов(30
часов в неделю)
График работы кабинета логопеда
Понедельник
8.00 – 15.00
Вторник
8.00 – 15.00
Среда
8.00 – 14.00
Четверг
8.00 – 14.00
Пятница
8.00 – 14.00
Выходной
день: суббота, воскресенье
Циклограмма учителя
– логопеда ежедневная, ежемесячная, ежегодная.
Циклограмма
ежедневная позволяет проанализировать, как используется рабочее время логопеда.
День недели |
Время |
Вид работы |
Понедельник |
08.00 08.30 -08.50 8.50 – 09.10 12.10 -12.50 13.05 – 14.00 – |
Организационно-методическая Индивидуальное Индивидуальное Консультации Уроки Уроки Уроки |
Вторник |
08.00 08.30 08.50 09.20 – 09.40 – 10.00 – 13.05 13.05 – 13.45 14.00 – |
Организационно-методическая Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Организационно-методическая Урок Урок |
Среда |
08.00 08.30 08.50 09.20 – 09.40 – 15.00 – 10.55 11.10 11.30 11.50 13.05 13.45 – |
Организационно-методическая Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Урок Индивидуальное Индивидуальное Консультации Урок Организационно-методическая |
Четверг |
08.00 08.30 08.50 09.20 – 09.40 – 10.15 10.35 11.10 – 11.50 11.50 – 13.05 13.45 |
Организационно-методическая Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Урок Организационно-методическая Урок Консультации |
Пятница |
08.00 08.30 08.50 09.20 – 09.40 – 10.15 10.35 10.55 13.00 |
Организационно-методическая Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Индивидуальное Организационно-методическая Работа с |
Циклограмма
деятельности учителя – логопеда
Ежемесячно |
Ежегодно |
Организационно Динамическое (анализ Работа с развития Оформление Взаимопосещение Взаимосвязь с Работа |
Диагностика Анализ Планирование Подготовка Работа с Планирование Составление Повышение Планирование |
Учитель – логопед ______________/Е.М.Леонова/
(подпись) (расшифровка)
Аннотация: 30 процентов успешной логопедической работы зависят от систематизированной документации школьного логопеда.
(из практики учителя-логопеда)
ВВЕДЕНИЕ
Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального.
С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы учителем-логопедом оформляются следующие документы:
• Положение о логопункте.
• Должностная инструкция.
• Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
• Паспорт кабинета.
ЛОГОПЕД ВЕДЕТ НЕОБХОДИМУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ:
• Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся.
• Журнал первичного обследования учащихся.
• Речевая карта на каждого логопата.
• Список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия.
• Годовой план консультативно — методической работы.
• Перспективные планы по группам.
• Журнал записи обучающихся школы, нуждающихся в логопедических занятиях.
• В конце учебного года составляется отчет о результатах коррекционной работы.
Циклограмма логопедических занятий на I-II полугодие.
• Рабочие тетради, тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников);
Практика предусматривает вариативный подход к оформлению перечисленных документов. Часть их может быть представлена в свободной и удобной для использования конкретным специалистом форме. Например, журнал рабочих контактов логопеда и родителя может быть оформлен по-разному.
В своей коррекционной деятельности рекомендую вести документацию, которая не является обязательной, но помогает рационально использовать и учитывать рабочее время учителем-логопедом, наглядно демонстрирует результат коррекционно-развивающих занятий, пропагандирует логопедическую деятельность среди коллег-учителей и родителей. При подготовке к проведению аттестации учитель-логопед может легко воспользоваться данными, отраженными в такой документации.
Предлагаемая подборка представляет собой пакет примерных форм ведения обязательной и рекомендательной документации.
В основу его создания легла идея систематизации документов и практических материалов, в соответствии с которыми строится диагностическая, профилактическая и коррекционно-организационная работа с детьми в школьных образовательных учреждениях, столь необходимых в повседневной работе логопеда. Адресовано школьным учителям-логопедам.
В современной системе школьного образования основательно раскрыты научно-методические подходы к разработке задач и содержания логопедической помощи детям школьного возраста. Однако вопрос о формах учета деятельности учителей-логопедов, до сих пор остается открытым как для опытных, так и для начинающих специалистов.
Документация логопеда им представляется чем-то вроде incognita, и в большинстве случаев контроль деятельности производится в одноаспектном направлении (например, по количеству поставленных звуков на конец года), т.е. без учета диагностической, консультативной работы, целостности коррекционного процесса.
Все эти сложности вполне объяснимы. Одна из причин – отсутствие единого сборника примерных форм, образцов необходимого практического материала, который смог взять бы на себя разъясняющую функцию.
Безусловно, некоторые примерные формы ведения документов коррекционного блока представлены в отдельных методических и практических пособиях (О.А.Ишимова « Логопедическая работа в школе, Е.В.Мазанова «Школьный логопункт»и т.д), но настолько разрозненно и мозаично, что сложно выделить систему.
Этот факт обуславливает целый ряд предпосылок:
- односторонняя направленность материала ;
- строго регламентированные формы, когда любое отклонение от указанного плана могут вывести из графика проводимую работу;
- недефференцированность форм документации (логопункт /логогруппа, обязательная /необязательная, диагностическая /коррекционная /консультативно-методическая и проч.);
- присутствие ряда неточностей в предложенных формах;
- «избитость» материала, отсутствие перспективы индивидуального подхода к номенклатурной стороне в работе; и многое другое.
Поэтому, взяв в руки большинство методических пособий, очевидно, что они больше порождают вопросы, нежели отвечают на них.
Традиционно логопед при составлении пакета документов, перечитывает массу литературы, обращается к более компетентным коллегам и, далее, не один год отделяет «зерна от плевел», отшлифовывает содержание форм и стратегию ведения собственной документации.
Как правило, это всегда трудоемкая и кропотливая работа, которую многие из нас недолюбливают и определяют не как руководство и помощь в собственной деятельности, а как ненужную трату времени. Этот процесс иногда затягивается и за отсутствием альтернативных форм вовсе останавливается на неопределенном этапе.
Таким образом, предлагаемый пакет документов является попыткой, как можно более полно обобщить специальные практические материалы, примерные формы документов, предложенные в различных публикациях, соединив их собственным опытом работы.
Задача – помочь начинающим и квалифицированным специалистам разобраться в отчетной и текущей документации, в соответствии с которой строится диагностическая, профилактическая и коррекционно-логопедическая работа с детьми в школьных образовательных учреждениях, позволить сделать ее органической составляющей педагогического процесса.
Считаю необходимым напомнить, что все формы ведения предложенных документов являются свободными.
Специально не включены в диагностический блок конкретные диагностические задания; наоборот, логопедам предоставляется возможность самостоятельно подбирать и использовать в процессе стартовой и итоговой диагностики детей те задания, которые наиболее полно отвечают их возрастным, индивидуально-типологическим особенностям и речевым возможностям.
Согласно ФГОС учитель-логопед имеет право работать с детьми, имеющими статус ОВЗ и рекомендации ПМПК города или края. Поэтому рекомендую обследование формирования учебных навыков первоклассников начинать с третьей четверти. Дать время родителям, детей попавших в «зону риска», подготовить соответствующие документы, пройти обследования и в сентябре месяце уже иметь рекомендации компетентной комиссии.
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ ОВЗ .
Основная документация:
1.1 Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (копия)
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2.
(«Вестник образования» 02.2001).
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов 1 ступени начального общего образования и трех восьми классов 1 ступени в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие:
- нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности;
- фонетико фонематическое недоразвитие речи;
- фонематическое недоразвитие речи;
- заикание;
- недостатки произношения фонетический дефект;
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
- нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим лексико-грамматическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме (См приложение).
Зачисление на логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения — не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме (См. приложение)
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе.
Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (См.приложение ).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не менее двух трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного двух раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими
- общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной,
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий. (См. приложение )
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушением речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
Учитель-логопед несет ответственность и дает рекомендации по их преодолению.
Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.
Учитель-логопед:
1. Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
3. Поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами специалистами детских поликлиник и пихолого-медико-педагогических комиссий.
4. Участвует в работе методических объединений учителей-логопедов.
5. Представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (См.приложение ).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (См.приложение).
1.2. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Утверждаю: Директор
________ (подпись) (расшифровка подписи)
Должностная инструкция
__________ № 00
Учитель-логопед
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. №463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). При составлении инструкции учтены также рекомендации по организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения от 14 декабря 2000 г.
1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска или временной нетрудоспособности учителя-логопеда его обязанности могут быть возложены на педагога, имеющего высшее специальное педагогическое образование. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.
1.3. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору школы.
1.4. Учитель-логопед должен иметь высшее специальное педагогическое образование.
1.5. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; нормативными и методическими документами в вопросах профессиональной деятельности; административным, трудовым и хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией),трудовым договором (контрактом).
Учитель-логопед школы соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
2. Функции учителя-логопеда
Основным направлением деятельности учителя-логопеда школы является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). А именно:
- обследование устной и письменной речи обучающихся с целью определения структуры, степени выраженности речевой патологии и выбора наиболее эффективных путей коррекционного воздействия;
- организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса, направленного на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в вербальной (первично), психической, интеллектуальной (вторично) сферах;
- осуществление консультативной деятельности.
3. Должностные обязанности учителя-логопеда
Учитель-логопед школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.анализирует:
- проблемы учебно-воспитательного процесса с учетом речевых, психологических и физиологических возрастных особенностей учащихся школы и детей с ОВЗ;
- результаты комплексного психолого-педагогического обследования учащихся школы; причины неуспеваемости;
- адекватность коррекционно-развивающего обучения (при наличии детей с ОВЗ и классов КРО);
- результативность коррекционно-развивающего обучения (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);
3.2.прогнозирует:
- тенденции коррекционно-развивающего обучения учащихся с речевой патологией, проявляющейся в сочетании с различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);
- результат запланированной коррекционно-развивающей учебно-воспитательной, методической работы;
- сочетание педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями;
3.3.планирует и организует:
- процесс разработки и реализации вербальной диагностики;
- систематические занятия с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, в соответствии с перспективным (индивидуальным или групповым) планированием;
- контрольную проверку стабилизации полученных навыков;
3.4.координирует:
- взаимодействие и сотрудничество школьных работников, специалистов смежных профессий, родителей для успешной коррекционной работы с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии;
3.5.контролирует:
- создание специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения, преодоления и коррекции имеющихся у ребенка нарушений (речевых, интеллектуальных, психических), а также поведенческих расстройств, нарушений общения;
- осуществление дифференцированного подхода в обучении учащихся с различными формами речевых нарушений;
3.6.разрабатывает:
- методические рекомендации, учебно-дидактический материал, обеспечивающие эффективность коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса;
- план методической работы на учебный год, перспективное планирование, тематическое планирование занятий, учебно-дидактический материал, способствующий оптимизации коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса;
3.7.консультирует:
- школьных работников по принципиальным методическим вопросам коррекционной педагогики;
- работников ДОУ и родителей с целью пропаганды дефектологических знаний;
3.8.участвует:
- в деятельности организационно-методического центра, методических объединений учителей-логопедов, учителей школы и других формах методической работы;
3.9.повышает:
- профессиональную квалификацию (1 раз в 5 лет);
3.10.оформляет:
- ■документацию (паспорт кабинета, план работы на учебный год, журнал обследования, отчет по результатам обследования, индивидуальные речевые карты обследования, логопедическое представление на учащегося (по требованию родителей), журнал логопедических занятий, отчет о работе за учебный год).
4. Права учителя-логопеда:
Учитель-логопед имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.принимать участие:
- в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих документов;
- в разработке решений, касающихся вопросов коррекционно-развивающего обучения (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);
4.2.вносить предложения:
- о начале, прекращении или приостановлении социальных, конкретных методических проектов в школе;
- по совершенствованию учебно-методической работы;
- о поощрении участников педагогического процесса коррекционной направленности;
4.3.выбирать:
- специальную методику коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, соответствующую требованиям государственных общеобразовательных стандартов;
- учебно-дидактические пособия, учебники, методы оценки знаний в целях оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55);
4.4.присутствовать:
- на любых уроках и занятиях, предупредив педагога не позднее чем накануне (без права входить в класс после начала урока и делать замечания в течение урока, занятия);
4.5.привлекать:
- к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном
Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.6.работать:
- в отдельном кабинете, обеспеченном необходимым специальным оборудованием, площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию.
5. Ответственность учителя-логопеда:
5.1. За обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, учитель-логопед «несет ответственность не в полном объеме» (Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед), от 22.11.1995 г. №65) с учетом тяжести формы речевой патологии или других (неречевых) форм аномального развития учащихся школы.
5.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3.За применение, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
5.4.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.5.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
С инструкцией ознакомлена учитель-логопед.
1.3 Содержательная сторона организационного процесса коррекционно-развивающего этапа.
Итак, процесс коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы начинается с его организации, а организация — с самоорганизации. В своей работе логопед руководствуется нормативными документами, следуя которым обязан правильно оформлять, своевременно подготавливать и регулярно вести требуемую документацию.
Ведение документации, безусловно, не единственный, но существенный показатель профессионализма.
Формальным выражением организуемого процесса являются те документы, в которых отражается содержательная сторона каждого этапа работы. Это и будет критерием, взятым за основу при рассмотрении вопроса его организации. Собственно он уже начинается с логопедического обследования, в ходе которого заполняется индивидуальная речевая карта, а по результатам обследования письма, письменной речи — карта специфических ошибок
В дальнейшем организационный процесс предусматривает следующие его составляющие:
Этап | Документ |
1.Распределение учащихся по группам с учетом тяжести и форм проявления речевых нарушений.
2.Планирование (индивидуальное, групповое) с учетом всех направлений коррекционной работы. 3.Составление тематического плана занятий с учетом результатов обследования устной (и письменной) 4.Проведение логопедических занятий. 5.Контролирование времени проведения, последовательности, количества логопедических занятий с учетом тематического планирования, а также с учетом посещаемости занятий учащимися. 6.Подведение итогов по результатам коррекционной работы. |
Групповая карта
Перспективное планирование (индивидуальное, групповое) Тематическое планирование занятий Журнал логопедических занятий Журнал логопедических занятий + индивидуальная речевая карта + групповая карта + журнал обследования (графа «результат») |
1.3.1. Логопедическое занятие — динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей учителя и учащихся, общения, включающая содержание материала, являющегося средством достижения цели; методы, определяющие действия учителя и учащихся, чтобы цель была достигнута; формы организации деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная).
Или: если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод соответствует содержанию, целям и задачам, поставленным на данный период работы с детьми.
В выборе метода учитель-логопед полностью зависит от того, каким он предвидит результат, определяющийся мерой его осознанности. Метод (от греч. буквально «путь к чему либо») — «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» («Философский словарь»).
Применительно к логопедической работе метод имеет вид теоретической модели организации взаимно обусловленной деятельности учителя и учащихся, конструируемой с целью исправления нарушений в развитии устной и письменной речевой деятельности, формирования ценностного отношения к речи как предмету деятельности и к самой деятельности по ее правильному овладению. Что позволяет рассматривать методы как способ реализации принципов.
Выбор методов зависит от конкретных обстоятельств и условий организации процесса логопедической работы:
- темы, цели, задач, содержания материала конкретного логопедического занятия;
- времени, отведенного на усвоение предлагаемого материала;
- уровня реальных возможностей учащихся и степень подготовленности, учитывая этап коррекционной работы;
- уровня теоретической и практической подготовленности специалиста;
- материальной оснащенности логопедического кабинета: наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств.
Учитывая названные обстоятельства и условия, педагог принимает решение о выборе:
- словесных, наглядных, практических методов, отражающих внешние формы деятельности учителя и учащихся; метода дидактической игры, сочетающего все традиционные методы и понимаемого как имитационная модель организации совместно разделенной игровой обучающей деятельности;
- репродуктивных методов в сочетании с элементами проблемных и частично поисковых методов управления самостоятельной работой учащихся;
- методов контроля и самоконтроля.
При этом ни один из методов не является универсальным. Высоких и стабильных результатов коррекционной работы можно достичь только при использовании системы методов, соответствующих целям и прогнозируемым результатам работы.
Метод осуществляется различными средствами
3. Дополнительная документация
3.1 Групповая карта. (См. приложение )
Групповая карта — документ, составляющийся при формировании групп на основании однотипности речевых нарушений и являющийся обоснованием объединения учащихся в соответствующую группу.
Предельная и минимальная наполняемость группы определяется характером речевого нарушения: (НВ)ОНР — 5 3 учащихся; (Ф)ФН — 6 3; ФНР — 7 3. (Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г.)
Состав группы может быть подвижный в случаях:
– окончания занятий с учащимися по результатам успешной коррекционно-развивающей работы;
– неуспешной коррекционно-развивающей работы с учащимися, учитывая тяжесть речевого нарушения и ее продолжение в составе другой группы или индивидуально;
– перевода учащегося в другое общеобразовательное учреждения по месту жительства (по другим объективным причинам);
– добровольного перехода учащегося (решение принимают родители) в профильное образовательное учреждение по рекомендации ПМПК.
Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им. Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет зависеть от формы.
Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека.
При акустической и артикуляторно-акустической дисграфии наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.
Примечание
Оформление групповой карты не предполагает дополнительного обследования. Карта заполняется по аналогии с индивидуальной речевой картой, но в сокращенном варианте, исходя из оценочного критерия выполненного задания «верно», «неверно» (данные берутся из индивидуальной речевой карты).
Результаты обследования письма и чтения для учащихся 1-х классов вносятся на конец учебного года.
3.2 Содержанию и оформлению логопедического кабинета
Логопедический кабинет — не только рабочее место учителя-логопеда, но и учебная аудитория, где проводятся коррекционные занятия. Поэтому кабинет должен быть:
- обеспечен необходимым для работы и в нужном количестве демонстрационным оборудованием, мебелью, учебно-техническими средствами (включая персональный компьютер с обучающими программами для индивидуальной работы с учащимися, а также для оформления и ведения необходимой документации);
- максимально содержательными систематизированными и предусматривающими различные виды работы учебными пособиями, используемыми в готовом виде или изготовленными в совместной деятельности с учащимися в ходе занятия, что придает больший развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, т.к. применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение информации вместе с методами ее структурирования и применения, учитывая преобладание среди учащихся, зачисленных на занятия, с такими формами речевых нарушений, как нарушения письма, письменной речи.
По субъекту деятельности средства можно разделить на
- средства преподавания, используемые учителем-логопедом для объяснения, закрепления, повторения, контроля по усвоению материала,
- и средства учения, используемые учащимися для формирования правильных навыков, их применения, усвоения знаний.
При отборе средств, введенных в контекст деятельности, специалисту необходимо руководствоваться следующим:
– Средства должны быть многофункциональными, выполняющими функции наглядности, инициирования, инструментальную; интерактивными, воздействующими на аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия, учитывая механизм нарушения и доминирующий сохранный канал восприятия.
Такие средства являются оптимальными, позволяющими учителю-логопеду при минимальных усилиях достигать максимальных результатов.
– Средства определяют последующий выбор форм, являющихся внешним выражением содержания работы, и, в свою очередь, отбираются согласно методам как моделям организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, как способам достижения цели и решения задач, поставленных на данных период работы с детьми.
При использовании новых средств традиционная форма видоизменяется и преобразуется в инновационную, что свидетельствует о взаимодействии и взаимовлиянии всех составляющих процесса коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, и инициирует учителя-логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные интересы учащихся, активизирующих самостоятельную работу, позволяющих ее вести в индивидуальном темповом режиме, т. е. оптимизирующих, интенсифицирующих коррекционный процесс в целом;
- просторным, учитывая преимущественно групповую форму работы с учащимися;
- стилистически нейтральным, без излишнего демонстрационного материала, не имеющего информационного содержания, учитывая школьный возраст детей;
- удобным для проведения консультативной работы с родителями детей и методической работы с педагогами школы по вопросам коррекции, развития, воспитания и обучения учащихся.
Таким образом, логопедический кабинет — это смоделированная учителем-логопедом окружающая ребенка среда: прежде всего, развивающая и воспитывающая, а также обучающая и профессионально интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания должна иметь скрытый характер (например, речевые профили могут быть оформлены в виде буклета, используемого только в момент коррекции звукопроизношения). Это — комфортное и одновременно рабочее пространство для совместной деятельности (ученик — учитель логопед + учитель, родитель).
3.3 Паспорт кабинета
Паспорт логопедического кабинета оформляется учителем-логопедом на каждый учебный год и заверяется заместителем директора по административно хозяйственной части (АХЧ).
В паспорте кабинета указываются:
- оборудование, технические средства обучения, используемые в работе учителем-логопедом, предоставляемые школой и находящиеся на балансе материальных ценностей школы;
- наглядный материал, дидактические пособия и учебно-методическая литература. В случаях использования в работе логопедом личного имущества или оборудования, добровольно предоставляемого родителями учащихся школы (аудио-, теле-, видеоаппаратура, персональный компьютер и др.), рекомендуется составить заявления на имя директора школы следующего содержания:
- «Прошу Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе, не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее личное имущество:… 00.00.00. Подпись».
- «Мы, родители учащихся школы № , просим Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе учителю-логопеду (Ф.И.О.), не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее имущество:… 00.00.00. Подпись».
Заявления составляются на каждый учебный год, визируются директором школы; копии заверенных заявлений отправляются заместителю директора по АХЧ и в бухгалтерию школы.
3.4. Организация работы (рекомендуемая документация)
Эффективность любой работы обусловлена ее правильной организацией, и многие трудности в работе начинающего специалиста объясняются прежде всего отсутствием должных навыков организации труда, а именно: нечеткое планирование работы.
Учитель-логопед должен организовывать свою работу, руководствуясь нормативными и методическими документами, действуя в соответствии с
Должностной инструкцией и учитывая при этом:
- все направления своей профессиональной деятельности;
- последовательность их осуществления;
- время проведения, содержание и форму конкретных мероприятий;
- период подготовки и оформления требуемой и необходимой для работы документации.
План схема общей организации работы
Период времени | Содержание | Документы |
1 | 2 | 3 |
К 1 сентября | Планово организационная деятельность (подготовка к учебному году) | Должностная инструкция.
План работы на учебный год. График работы на учебный год. Личные документы (копии). Паспорт кабинета. |
«Тарифно-квалификационные характеристики и (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» (разделы «Должностные обязанности», «Должен знать» для учителя-логопеда) (копия).
Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (копия). |
||
1 15 сентября | Обследование устной речи учащихся 1 х классов.
Обследование устной и письменной речи учащихся начальной школы (2 4 классы), а также средней школы (по рекомендации администрации), зачисленных в образовательное учреждение в новом учебном году; классов КРО (если есть). Зачисление на занятия, комплектование групп. Планирующая организация коррек ционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. |
Журнал обследования.
Отчет (цифровой) по результатам обследования с указанием класса, количества детей и логопедического заключения (на начало учебного года). Индивидуальная речевая карта обследования. Групповая карта. Планирование перспективное (индивидуальное, групповое) Тематическое планирование занятий. Расписание логопедических занятий. |
В течение учебного года | Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса в форме групповых, индивидуальных логопедических занятий.
Проверка состояния письма и письменной речи учащихся, прошедших логопедические занятия. Взаимопосещение логопедических занятий, уроков. Направление учащихся в психолого- медико-педагогическую комиссию (ПМПК) (по показаниям). |
Журнал логопедических занятий.
Конспекты занятий. Тетради рабочие. Конспекты проведенных открытых логопедических занятий. Логопедическое представление на обучающегося для предоставления в ПМПК. |
15 30 мая | Отчисление с занятий по успешным результатам коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы.
Обследование письма и чтения учащихся начальных классов. Обследование устной речи детей, поступающих в школу. Организационная работа по комплектованию 1-х классов; классов КРО (если есть). Итоговая организационно методическая деятельность. Планирующая деятельность. |
Журнал логопедических занятий (графа «результат работы»).
Журнал обследования (дополнительная информация по результатам обследования письменной речи учащихся, итогам коррекционной работы). Индивидуальная речевая карта. Отчет о проделанной работе за учебный год. План работы на следующий учебный год. |
Каникулы | Участие в работе педагогических советов школы, методических объединений учителей школы, учителей-логопедов. Консультативная деятельность. | Тематические доклады. Журнал обследования. |
► Следуя общему плану организации работы, учитель-логопед составляет на каждый учебный год план работы, соответствующий Должностной инструкции и утвержденный директором школы.
В плане работы указываются основные направления деятельности, составляющие общее содержание, конкретные организационно методические мероприятия со сроком их исполнения в текущем учебном году.
В предлагаемом варианте плана работы срок исполнения указан ориентировочно и требует уточнения.
Образец
Утверждаю: Директор ____________
План работы
Учителя-логопеда Ф.И.О.
Срок | |
Содержание работы
1 |
исполнения |
1
Организационная работа. |
4. |
Коррекционно развнвающая учебно воспитательная работа | |
1. Составление графика работы и утверждение директором школы (завучем по УВР) | Сентябрь |
2. Первичное обследование устной речи учащихся 1-х классов. | Сентябрь |
3. Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся, зачисленных на | Сентябрь, |
занятия. | в течение года. |
4. Зачисление учащихся на занятия (групповые или индивидуальные) в соответствии | Сентябрь |
с логопедическим заключением. | |
5. Проведение занятий с обучающимися, имеющими нарушения в развитии | В течение года |
устной и (или) письменной речи, препятствующими успешному освоению | |
общеобразовательных программ (в соответствии с групповым или индивидуальным | |
перспективным планированием коррекционно-развивающей учебно-воспитательной | |
работы). | |
6. Обследование письма и чтения учащихся 1-х классов. | Апрель |
7. Обследование письменной и устной речи учащихся 2- 4-х классов. | Апрель |
8. Обследование письма и письменной речи учащихся средней школы (по | В течение года |
показанию или требованию). | |
9. Проверка состояния письма и письменной речи учащихся, прошедших | Январь |
логопедические занятия (тетради для проверочных работ). | |
10. Направление на консультацию учащихся к специалистам смежных профессии, | В течение года |
в ПМПК (по показанию или требованию родителей). | |
11. Подготовка логопедических представлений на учащихся, направляемых в ПМПК. | В течение года |
Методическая работа | |
1. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов СОШ 43.. | По графику МО |
2. Участие в проведении городских/краевых научно практических семинаров, конференций по | В течение года |
коррекционной педагогике. | |
3. Участие в работе педсоветов, методических объединений учителей школы. | По графику школы |
4. Посещение уроков с целью определения тактико-вариативных направлений в | В течение года |
работе (учителя и учителя-логопеда) с учащимися, испытывающими трудности по | |
освоению общеобразовательных программ (особенно по русскому языку) | |
5. Проведение открытых логопедических занятий (указание темы) для учителей | По графику школы, МО |
школы, учителей-логопедов. | |
6. Посещение открытых логопедических занятий учителей-логопедов. | По графику МО |
7. Оказание консультативно методической помощи учителям общеобразовательного | В течение года |
учреждения, родителям учащихся в вопросах коррекционно-развивающего обучения |
1 | 2 |
8. Разработка методических рекомендаций, учебно-дидактических пособий | В течение года |
по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у | |
учащихся. | |
9. Проведение педагогической практики студентов факультета коррекционной | По учебному плану |
педагогики. | ВУЗа |
Документация | |
1. Заполнение журнала обследования по результатам первичного обследования | Сентябрь, |
устной речи учащихся 1-х классов, устной и письменной речи учащихся школы | май. |
2. Оформление индивидуальной речевой карты обследования на каждого | Сентябрь |
учащегося, зачисленного на занятия. | |
3. Оформление групповой карты на учащихся, зачисленных на групповые | Сентябрь |
занятия. | |
4. Составление перспективного группового (индивидуального) планирования | Сентябрь |
Коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы с учащимися, | |
зачисленными на занятия. | |
5.Составление тематического планирования занятий, проводимых с учащимися | Сентябрь |
6.Составление расписания с учетом различных форм организации занятий | Сентябрь |
(групповое, подгрупповое, индивидуальное). | В течение года |
7. Оформление журнала логопедических занятий. | В течение года |
8. Ведение тетрадей (рабочих, для проверочных работ). | Май |
9. Составление отчета о работе в текущем году. | Сентябрь |
10. Оформление паспорта кабинета. | |
Самообразование и повышение квалификации | В течение года |
I. Изучение методической литературы но коррекционной педагогике и специальной | |
психологии. | В течение года |
2. Анализ научной и практической литературы для составления (или разработки) | |
Коррекционно-развивающих рабочих (или авторских) программ (указание темы) | В течение года |
3. Выбор темы по самообразованию (указание темы и этапа работы). | |
4. Прохождение курсов повышения квалификации (1 раз в 5 лет). | |
5. Прохождение аттестации на соответствующую квалификационную категорию | |
Просветительская работа | Сентябрь, |
1. Проведение обследования речи детей, поступающих в школу, в присутствии | май |
родителей; консультация педагога класса по результатам логопедического | |
обследования учащихся с целью выработки единой направленности в коррекционной | |
работе и учебно-воспитательной работе. | По графику школы |
2. Выступление с сообщениями на общешкольных и классных собраниях | |
родителей. | Сентябрь, декабрь, |
3. Проведение собраний для родителей учащихся, зачисленных на занятия | май |
(3 раза в год). | |
Оборудование кабинета | В течение года |
1. Оформление стендов информационного блока для учащихся, зачисленных | |
на занятия, родителей, учителей. | В течение года |
2. Техническое переоснащение кабинета. | В течение года |
3. Систематизация дидактических пособий, наглядного материала. |
Основные требования к составлению плана:
План должен быть
1. Целесообразным,иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
2. План должен быть кратким, четким.
3. По форме может быть текстовым, графическим или смешанным.
► График работы учителя-логопеда, утверждаемый директором школы (завучем по УВР) на каждый учебный год, определяется расписанием занятий.
Расписание занятий — необходимый документ, регулирующий количество, последовательность и продолжительность занятий.
График работы должен быть информационно доступен для сотрудников, учащихся школы, родителей учащихся.
Составляя график работы и расписание занятий, необходимо исходить из следующих положений:
- Учитель-логопед проводит занятия во внеурочное время (как правило) и согласовывает время занятий с учителями и (или) воспитателями ГПД.
- Учитель-логопед работает с учетом 20 часовой учебной нагрузки в неделю.
Ставка заработной платы учителя-логопеда выплачивается за 20 часов педагогической работы, т. е. непосредственной работы с детьми. (Приложение №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601).
Периодичность и продолжительность занятий определяются в соответствии с тяжестью речевого нарушения (как правило, не менее трех раз в неделю через день) и выбором формы занятия.
Основная форма — групповое занятие с 40 минутной продолжительностью, а также индивидуальное занятие с 20 минутной продолжительностью (Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», от 14.12.2000).
Перерывы между занятиями (10-15) минут учителем логопедом могут быть использованы, как организованные перерывы для участия в формировании жизненных компетенций и формирования учебной мотивации к занятиям и включаются в 20 часов педагогической работы.
Индивидуальное занятие рассматривается в Инструктивном письме как наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют тяжелую форму речевой патологии (ОНР, дизартрия, ринолалия). Но, учитывая рекомендуемую 20 минутную продолжительность занятия, коррекционная работа будет скорее всего, малоэффективна и нерезультативна.
Несмотря на очевидное противоречие между степенью тяжести речевого недоразвития и временем, отведенным на коррекцию, учитель-логопед и в этом случае обязан при составлении расписания и планировании занятий следовать требованиям действующих на настоящий момент нормативных документов (до соответствующего возможного принятия решения).
В Инструктивном письме указывается предельное количество учащихся, зачисленных на занятия (не более 25 человек). Эти требования затруднительно соотнести с предлагаемыми нормами наполняемости групп (от 7 до 3 человек) и рекомендуемой периодичностью занятий (как правило, не менее трех раз в неделю через день).
Даже учитывая минимальную наполняемость групп (3 человека) в сочетании с индивидуальными занятиями, общее количество учащихся не может быть меньше 27 человек. Использование подгрупповой формы работы и (или) другой периодичности занятий ведут к увеличению общего количества учащихся и удлинению рабочего времени специалиста.
Данное несоответствие обусловлено тем, что один час учебной нагрузки логопеда приравнивается не к академическому, а к астрономическому часу (60 минут). Это создает дополнительные трудности при составлении таких документов, как расписание, график работы, и ведении журнала логопедических занятий, являющихся финансовыми документами.
Таким образом, во избежание нарушения нормативных требований логопеды вынуждены работать в режиме увеличенной временной и численной нагрузки (до возможного принятия соответствующего решения по данному вопросу).
График рабочего времени логопеда
Циклограмма рабочего времени
График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством «часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы.
Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель — определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:
— количество групп, занимающихся на логопункте;
— количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;
— частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком;
— продолжительность занятий и перерывов между ними.
Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе — устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений.
Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.
Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.
В данном случае график работы составлен исходя из 20 часовой учебной нагрузки в неделю (1 рабочая ставка). Методический день предусмотрен для повышения квалификации в любой форме (на курсах, в творческих семинарах, путем самообразования), не предполагает обязательного присутствия учителя-логопеда в образовательном учреждении.
Примечания.
1. Посещение педагогического совета, перерывы между занятиями, оформление документации и консультирование не входит в «чистое» рабочее время специалиста, т.е. не считается коррекционной работой, но в это время учителем-логопедом осуществляется формирование учебных мотиваций к занятиям и участие в формировании жизненных компетенций. Это время также отражается в циклограмме.
2. Перерывы между занятиями соответствуют временному отрезку перемен данного образовательного учреждения ( если перемена 20 минут) — перерывы между занятиями 20 минут). В рамках индивидуального образовательного маршрута, согласно дополнительного соглашения между родителями и логопедом это время может быть использовано на индивидуальную работу по постановке звукопроизношения.
3.4. ОБСЛЕДОВАНИЕ
Коррекционную работу учителя-логопеда определяют результаты обследования речи ребенка школьного возраста. Это обусловливает специфику при исследовании всех сторон речи в совокупности проявлений ее возможностей и тех недостатков, которые могут привести к затруднениям в овладении навыками письма, чтения, что может повлечь за собой неуспешность обучения в целом.
Специалист в области речевой патологии, работающий в школе, должен четко представлять, что он «ищет», и по факту умело это интерпретировать: прогнозировать (для учащихся 1-х классов) или констатировать (для учащихся остальных классов) нарушения письменной формы речи с учетом их причин и следствий.
Цели и задачи обследования.
Цель: Обследование состояния устной и письменной речи в совокупности проявлений.
Задачи:
1. Дать характеристику устной речи.
2. Установить наличие специфических ошибок в письме и чтении (в случае сформированности навыков), в письменной речи или прогнозировать их возникновение.
3. Предположить:
- возможности речевой мотивационно регулятивно контрольной деятельности; механизм проявляющихся речевых нарушений;
- состояние других, не только речевых, высших психических функций.
Определить направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с логопедическим заключением.
Диагностика учащихся 1-х классов состоит из 3-х блоков: ( См. приложение )
1-й – проводится в конце февраля. Акцентом является формирование у детей зрительно-моторной координации, фонематического восприятия, умение слушать и слышать обращенную речь, темп выполнения работы;
2 й блок проводится в марте. Определяется навык дифференциации графического образа букв, фонематическое восприятие, память, внимание;
3-й блок в апреле. Определяет уровень сформированности навыка письма и чтения.
Дети, попавшие в «зону риска» обследуются дополнительно ( звукопроизношение, лексические и грамматические ошибки в устной речи, уровень развития связной речи).
Собранный диагностический материал является обоснованием и убедительным аргументом в беседе с родителями.
Для более конструктивной, положительной эмоциональной атмосферы при беседе с родителями,
предлагаю следующий материал:
1. Памятка для родителей и ученика (См.приложение );
2. Индивидуальная карточка развития ребенка ( См. приложение)
3. Договор между родителем и логопедом ( См. приложение )
Полученные данные заносятся в речевую карту ребенка ( См приложение ).
Речевая карта – авторская.
Поскольку речевая карта является основным документом логопеда, следовательно, правильно заполненная речевая карта свидетельствует о профессиональной грамоте специалиста.
Представленная речевая карта поможет правильно идентифицировать отклонения, отследить динамику речевого развития, правильно определится с выбором коррекционно-развивающим блоком.
Речевая карта соответствует современным требованиям ФГОС.
Имея на руках рекомендации ПМПК.(выписка), логопед формирует группы, расписание занятий, разрабатывает план общей организации работы учителя-логопеда, карты отслеживания динамического развития учащихся с ОВЗ и т.д.
Предлагаю следующую рекомендательную документацию:
1.План индивидуального развития ребенка, направленный на формирование фонематических процессов, слоговой структуры слова, обогащение словарного запаса с ребенком ОВЗ ( См. приложение );
2. Групповая карта (См. приложение );
3. Календарно-тематический план ( См. приложение );
4. Карта отслеживания динамического речевого развития учащихся с ОВЗ (См.приложение );
5, Оценка достижений (См. приложение 1);
6. Портфолио – коррекция нарушений письменной речи (См. приложение );
7. План-схема общей организации работы учителя-логопеда (См. приложение );
8. Отчет о работе (См. приложение )
► По результатам обследования устной речи1 (учащиеся 1-х классов) и письменной речи (учащиеся остальных классов) формулируется логопедическое заключение (варианты даны в соответствии с использующейся логопедической терминологией):
Логопедическое заключение (аббревиатура) | Характеристика | Прогноз |
1 | 2 | 3 |
1 Фонетическое нарушение речи (ФНР).
2 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). |
Изолированное нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков).
Нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков), недоразвитие фонетического слуха и фонематического восприятия. |
►Письмо не будет нарушено.
►Письмо может быть нарушено. |
1 | 2 | 3 |
3.Фонематическое недоразвитие речи (ГФН).
4.Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). 5.Общее недоразвитие 6.Нарушение письма и 7.Нарушение письменной речи, обусловленное (НВ) ОНР. |
Недоразвитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
Системное недоразвитие всех сторон речи (фонетико-лексико-грамматическое). Системное недоразвитие речи в выраженной форме. Наличие специфических ошибок на уровне звука, буквы, слова обусловлено (фонетико)фонематическим недоразвитием устной речи. Наличие специфических ошибок на всех языковых уровнях обусловлено недоразвитием всех сторон устной речи. |
►Письмо может быть нарушено.
► Письмо, письменная речь может быть нарушена. ► Письмо, письменная речь будет нарушена. ►Факт нарушения письма. ►Факт нарушения письма, письменной речи. |
Примечание.
1. В графе «прогноз» используется «может быть» с учетом проведения успешной опережающей коррекционно-развивающей работы.
2. Другие варианты логопедического заключения (ринолалия, алалия, дизартрия, заикание) не приведены по причине не столь частого проявления данных форм речевой патологии у детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
3.5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Тесное сотрудничество родителей и логопеда приносит более эффективный результат в коррекционную работу. Поэтому нужно грамотно спланировать этот процесс. Моделирование работы учителя-логопеда с родителями – это прежде всего планирование лектория по провсещению обучению родителей и привлечение их к коррекционной работе.
Успешный результат работы во многом зависит от профессионально спланированных действий. Учитель-логопед должен скрупулёзно разработать тактику и стратегию взаимодействия с родителями учащегося с ЗПР., опираясь на следующие принципы:
• В осуществлении работы с родителями решение поставленных коррекционных задач должно происходить через разнообразные формы с использованием различных методов и приёмов.
• Осуществление дифференцированного и строго индивидуального подхода к каждому родителю.
• Учёт конкретных социальных и бытовых условий, в которых воспитывется ребёнок.
• Во взаимосвязи с родителями предполагается систематичность и комплексность работе всего педагогического состава и специалистов.
Коррекционные принципы в совокупности с общедидактическими направлены на выстраивание коррекционно-образовательного и воспитательного процесса, определяют планирование учителя-логопеда и педагога – психолога с родителями.
Договор между учителем-логопедом и родителями ( См. приложение 4).
3.6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значимость данной работы подтверждается систематической диагностикой всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения учащихся и выявления различных отклонений в целостном развитии личности.
Умение учиться лежит в основе личностного развития каждого учащегося.
Учащийся с ОВЗ имеет определённые личностные трудности в получении академических навыков и приобретении жизненных компетенций.
Поэтому каждый ученик, имеющий трудности в развитии, должен научиться познавать окружающий мир, находить решение проблем, учиться общаться в социуме на основе уважения и равноправия. Р
езультатом коррекционной работы должно стать достижение учащимся с ОВЗ, ЗПР планируемых результатов освоения ООП.
В связи с тем, что дисграфия и дислексия у учащихся с ОВЗ, ЗПР возникает на основе общего недоразвития речи, основное значение в логопедическом сопровождении отводится формированию связной речи. Это достаточно трудоемкий и длительный процесс. И порой учащиеся средней школы бывают не готовы к самостоятельной работе с текстом (написание изложений, сочинений и др. творческих работ)
Итоговая аттестация по русскому языку проводится в форме изложения.
Следовательно, логопедическое сопровождение в структуре коррекционной работы условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный, комплексный, непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями , без которого будет крайне затруднительно полноценное функционирование образовательного учреждения.
СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ
Хорт Ирина Витальевна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Loading …
Понедельник
8:30-16:00
Вторник
8:30-15:00
Среда
8:30-15:00
Четверг
8:30-15:00
Пятница
8:30-16:00
8:30-10:20 -Индивидуальные занятия.
8:30-10:20-
Индивидуальные занятия.
8:30-10:20 –
Индивидуальные занятия
8:30-10:20-
Индивидуальные
занятия
8:30-10:20 -индивидуальные занятия
10:35-11:15-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 1 «А» класса с ФФНР, ОНР ( группа №1).
10:35-11:15-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 1 «Б» класса с ФФНР,ОНР (группа №2)
10:35-11:15-
Индивидуальные занятия
10:35-11:15-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 1 «А» класса с ФФНР, ОНР ( группа №1).
10:35-11:15
Логопедическое занятие для группы уч-ся 1 «Б» класса с ФФНР,ОНР (группа №2)
11:20-12:00-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 2 «А» класса с ФФНР,ОНР (группа №3)
11:20-12:00-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 2 «Б» класса с ФФНР,ОНР (группа №4)
11:20-12:00-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 3 класса с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР( группа №5)
11:20-12:00-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 2 «А» класса с ФФНР,ОНР (группа №3)
11:20-12:00-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 2 «Б» класса с ФФНР,ОНР (группа №4)
12:15-12:55-
Индивидуальные занятия.
12:15-12:55-
Индивидуальные занятия.
12:15-12:55-
Индивидуальные занятия.
12:15-12:55-
Индивидуальные занятия.
12:15-12:55-
Индивидуальные занятия.
13:00-13:40-
Индивидуальные занятия.
13:00-13:40-
Индивидуальные занятия.
13:00-13:40-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 4класса с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР( группа №6)
13:00-13:40-
Индивидуальные занятия.
13:00-13:40-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 3 класса с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР( группа №5)
13:45-14:25-
Индивидуальное занятие
13:45-14:25-
Индивидуальное занятие
13:45-14:25-
Индивидуальное занятие
13:45-14:25-
Индивидуальное занятие
13:45-14:25-
Логопедическое занятие для группы уч-ся 4класса с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР( группа №6)
14:30-16:00-
консультации
14:30-15:00-
Индивидуальное занятие
14:30-15:00-
консультация
14:30-15:00-
Индивидуальное занятие
14:30-16:00-
Индивидуальные занятия.
Расписание логопедических занятий на I полугодие
Расписание логопедических занятий на I полугодие учебного года
Расписание логопедических занятий на I полугодие учебного года на логопункте. Расписано по минутам с учётом логопедичиеского заключения во время учебного процесса с участием детей начальной школы.
Понедельник |
Вторник |
Среда |
9.40-10.20 инд.занятие |
9.40-10.20 гр. № 2 ФФН |
9.00-9.25 инд.занятие |
10.30-11.10 гр. № 1 ФФН |
10.30-11.10 гр. № 6, 3 кл |
9.30-10.10 гр. № 3 ФФН |
11.30-12.10 гр. № 7, 2кл |
11.20-12.00 гр. № 8, 2 кл |
11.20-12.00 гр. № 8, 2 кл |
12.20-13.00 гр. № 5, 2 кл |
12.10-12.50 инд. занятие |
12.10-12.50 гр. № 6, 3 кл |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
9.40-10.20 гр. № 4 ФФН |
9.40-10.20 гр. № 5, 2 кл |
|
10.30-11.10 инд.занятие |
10.30-11.10 гр. № 7, 2кл |
|
11.20-12.00 гр. № 3 ФФН |
11.20-12.00 гр. № 4 ФФН |
|
12.10-12.50 гр. № 2 ФФН |
12.10-12.50 гр. № 1 ФФН |
Циклограмма работы логопеда на логопункте
Циклограмма работы логопеда на логопункте расписана по минутам учебного процесса с участием детей, зачисленный на логопунтк в начальной школе.
Понедельник |
Вторник |
Среда |
14.30 подготовка к занятиям |
14.20 подготовка к занятиям |
11.30-12.10 гр.№7 ОНР |
14.40-15.20 гр. № 2, 2 кл |
14.30-15.10 гр. № 1, 2 кл |
12.20-13.00 гр.№ 2, 2 кл |
15.30-16.10 гр. № 7 ОНР |
15.20-16.00 гр. № 3, 2 кл |
13.10-13.50 гр.№ 5 ФФН |
16.10-16.30 инд. занятие |
16.10-16.30 М. Илья |
14.00-14.40 гр.№ 6 ФФН |
16.30-17.30 консультация для учителей, ведение документации |
16.35-17.15 гр. №4, 2 кл |
14.50-15.10 С. Тимур |
Четверг |
Пятница |
|
10.30-10.40 подготовка к занятиям |
Суббота |
|
14.30-15.10 гр. № 7 ОНР |
10.40-11.20 гр.№ 5 ФФН |
|
15.20-16.00 гр. № 8 ФФН |
11.30-12.10 гр.№ 4, 2 кл |
|
16.10-16.30 М. Илья |
12.20-13.00 гр.№ 1, 2 кл |
|
16.40-17.10 И. И |
13.10-13.50 гр.№ 6 ФФН |
|
17.15-17.30 проверка тетрадей, |
14.00-14.40 гр.№ 8 ФФН |
|
Подбор материала для занятий |
15.40-16.20 гр.№ 3, 2 кл |
|
16.30-17.30 консультация для родителей |
Также по теме: