Как правильно составить детский кроссворд

Учим учащихся начальных классов

составлять кроссворды.

    Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.

    Решение кроссвордов – это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка – необходимая часть воспитания разносторонней личности.

Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:

1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение

и чувство радости – ” Я могу!”

2. Это неплохо развивает эрудицию;

3. Тренирует внимательность;

4. Совершенствует аккуратность;

5. Оттачивает навыки составления вопросов;

6. Формирует умение давать определения понятиям.

    Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?

Из опыта работы.

       На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:

Кроссворд «Школьный»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.

1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.

2. Вы в него заходите каждое утро.

3. Решив задачу, вы пишите….

4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…

5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.

Ответы:

1

ш

к

о

л

ь

н

и

к

2

к

а

б

и

н

е

т

3

о

т

в

е

т

4

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

5

а

л

ф

а

в

и

т

Главное слово: ШКОЛА.

Кроссворд «Зимний»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.

1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…

2. Прилетает к нас зимой..

3. В году их двенадцать, а один…

4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.

Ответы:

1

М

О

Р

О

З

2

С

Н

Е

Г

И

Р

Ь

3

М

Е

С

Я

Ц

4

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

Главное слово: ЗИМА.

Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.

Кроссворд «Весенний»

По горизонтали:

1. Растёт на земле, зелёная.

2. Они маленькие и их легко раздавить

3. Второй месяц весны

По вертикали:

1. Это вода, которая стекает с сосулек.

2. Время года, наступающее после зимы

3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.

4. Они растут на поляне.

5. Есть озеро и есть …

Ответы:

4

Ц

3

В

1

2

Я

Е

5

К

В

Г

1

Т

Р

А

В

А

2

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

П

С

Д

К

Е

Н

Ы

3

А

П

Р

Е

Л

Ь

Л

А

Ь

На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:

1. Разделиться на команды.

2. Выбрать тему для кроссворда.

3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).

4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)

5. Выбрать самое длинное слово.

6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.

7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».

8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.

9. Красочно оформить кроссворд.

Памятка для детей по составлению кроссворда.

” Учимся составлять кроссворды!”

1. Подберите 5 – 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: ” Домашние животные”, ” Природа” и т.д.

2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:

Будка собаки – ответ КОНУРА (выбранное слово)

3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)

4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.

4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)

5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ

(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)

ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.

Важно! Слова – ответы должны быть существительными в единственном числе.

 Работы ребят.

f1647171852.JPG

Кроссворд ” Профессии”

k1647171824.JPG

j1647171807.JPG

q1647171774.JPG

 Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.

Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе – предложите им составить их на сайте:

“Фабрика кроссвордов”

http://puzzlecup.com/crosswordru/

Как составлять детские кроссворды

Кроссворды для ребенка – это веселые уроки. С одной стороны, их разгадывание – просто веселое времяпрепровождение. С другой стороны, они развивают память и мышление, учат детей рассуждать, анализировать, сопоставлять. При этом кроссворды универсальны в применении – ими можно занять ребенка в дороге, сделать частью развивающих заданий, включить в игровую программу на празднике.

Как составлять детские кроссворды

Инструкция

Перед тем, как составлять детские кроссворды, нужно определиться с темой. Например, если кроссворд задуман как элемент занятия, пусть в нем будет отражен пройденный материал.

Следующий этап составления кроссворда – подбор заданий. В одном кроссворде обязательно должны быть разные по уровню сложности задачи. Если вопросы будут чересчур простые и слишком сложные, ребенок быстро потеряет интерес к игре. Поэтому 1-2 задания должны быть сложными, 1-2 простые, над остальными ребенку нужно будет поразмышлять. Желательно вслух. Если ребенок будет затрудняться с ответом, не нужно говорить ему ответ. Лучше, если взрослые порассуждают вместе с детьми, зададут наводящие вопросы.

После того, как тема и задания будут выбраны, можно определяться с формой, в которой будут звучать вопросы. Это могут быть зарифмованные двустишья (их можно составить с помощью обратного словаря), к примеру: «Пасутся возле речки/Кудрявые…» или «Когда шустро убегает/Хвост на память оставляет» и т.п.

Одним из вариантов формы заданий могут быть сравнения. Кроссворд может быть составлен из вопросов: «Говорят, упрямый как…», «Говорят, работает, как…» и т.д.

Каждое задание детского кроссворда может быть в форме загадки.

Задания могут звучать и просто в форме простых вопросов и предложений.

Сочинив текст заданий, можно переходить к заключительному этапу работы над составлением кроссворда. Чтобы облегчить работу, все получившиеся слова можно выписать на отдельный листочек.

Расположить слова в детском кроссворде можно в виде любого «узора», однако детям очень нравятся сюрпризы. Чтобы составить детский кроссворд с сюрпризом, нужно расположить слова в столбик так, чтобы в одной из вертикальных строчек получилось еще одно слово.

На заключительном этапе работы нужно перерисовать пустые клеточки на чистый лист и пронумеровать задания.

Видео по теме

Источники:

  • как самому составить кроссворд

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Да потому, что далеко не все дети понимают, что такое кроссворд вообще. Это не шутка!

Пятиклассники запросто могут принести только сетку, табличку, в которую вписывают слова, если им на дом задали составить кроссворд, например, по литературе или по истории. Это мой педагогический опыт, не выдумка. Детям может просто не прийти в голову, что ещё и вопросы составить нужно!

Рина Могутова, куратор проекта
“Школа развития читательских компетенций”

Фото из промо-материалов к читательскому дневнику.
Фото из промо-материалов к читательскому дневнику.

Из чего состоит кроссворд

Кроссворд — это игра, которая заключается в том, что игрок вписывает ответы на вопросы в специально созданную сетку. Если все ответы правильные, при пересечении слов-ответов не будет ошибок.

Классический кроссворд состоит из двух обязательных компонентов: вопросы (сколько их задумал автор) и сетка кроссворда (расчерчена так, чтобы в нее можно было вписывать ответы на вопросы). Если нет сетки, некуда вписывать слова и непонятно, сколько букв в каждом. Если нет вопросов, непонятно, какие слова вообще вписывать в сетку. Именно на это и нужно обращать внимание педагогу, когда он задаёт на дом составить кроссворд!

Кадр из телесериала "Час" телеканала BBC Two. По сюжету один из персонажей передавал с помощью кроссвордов шифровки.
Кадр из телесериала “Час” телеканала BBC Two. По сюжету один из персонажей передавал с помощью кроссвордов шифровки.

Как составить кроссворд

  1. Если ваш ребёнок не понимает, как составить кроссворд, предложите ему для начала выписать все слова, которые он хочет загадать, на отдельный лист (составление списка).
  2. Далее на листе в клетку предложите ребенку выписать самое длинное слово из выбранных им — это должно дать достаточно вариантов, чтобы найти совпадающие буквы в других словах.
  3. Совпадающие буквы — это точки пересечения слов-ответов по горизонтали (в строчку) и по вертикали (в столбик). Вписывая новое слово при пересечении с другими удобно вычеркивать их из составленного заранее списка.
  4. Теперь, когда все слова внесены в сетку, их необходимо пронумеровать. Это можно делать отдельно по горизонтали и по вертикали (тогда цифры — номера вопросов будут повторяться), либо сделать сквозную нумерацию (сначала все вопросы по горизонтали, а потом все по вертикали, либо наоборот).
    ПОДСКАЗКА!
    Очень удобно нумеровать слова так, как они расположены в сетке кроссворда сверху вниз и слева направо. Это облегчает поиск слов при отгадывании кроссворда
    .
  5. Когда слова пронумерованы, необходимо придумать соответствующие вопросы.
    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
    Если ребёнок составляет кроссворд по литературному произведению (книге), вопросы должны относиться непосредственно к этому тексту. Например, в кроссворде по сказке “Три поросёнка” слово “волк” должно быть загадано примерно так: “Этот хищный зверь разозлился, услышав песню поросят, и задумал их съесть”. Вариант “вид хищных млекопитающих из семейства псовых” не подходит.
  6. Последний штрих перечертить сетку кроссворда без вписанных в нее слов-ответов, чтобы кроссворд можно было разгадывать.

    ВУАЛЯ! ВЫ КРУТЫ!

Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн?

С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот 5+1 причина:

  • это неплохо развивает эрудицию;
  • тренирует внимательность;
  • совершенствует аккуратность;
  • оттачивает навыки составления вопросов;
  • формирует умение давать определения понятиям;
  • + БОНУС: в случае чего вы сможете стать шпионом и передать данные “своим”.

Накануне 150-летия со дня рождения И. А. Бунина предлагаем разгадать другой тип кроссворда — филворд — по названиям рассказов из бунинского цикла “Тёмные аллеи”. Мы любим филворды по творчеству писателей потому, что они подходят для любого возраста и никак не связаны с тем, читали вы или не читали.

Кроссворд или, как его издавна называли на Руси, крестословица, в руках творческого родителя может стать самым лучшим развивающим инструментом. Как и во имя чего ломать голову над этими головоломками вместе с ребёнком?

Вопреки бытующему мнению, разгадывание и составление кроссвордов – это не просто времяпрепровождение, заполняющее досуг. Это содержательная творческая работа с большим объёмом самой разной информации, запоминание, сопоставление и расширение кругозора.

Хотите узнать, что запомнил ваш ребёнок на уроке окружающего мира? Сами составьте для него кроссворд по пройденной теме. Дайте ребёнку творческое задание – ответить на вопросы и внести в клеточки кроссворда ответы. Конечно, перед этим вам придётся внимательно прочитать параграф соответствующего учебника, аккуратно выбрать ключевые понятия, которые должен усвоить ребёнок. Тогда вы сможете составить 6-8 вопросов, а из слов-ответов – подготовить нехитрый кроссворд. Разгадывать кроссворд школьнику будет намного интереснее, чем отвечать на сухие вопросы в конце пройденной темы. Любой психолог согласится, что обучение в форме игры гораздо эффективнее зубрёжки!

Так же можно поступить и с чтением. Составьте кроссворд по прочтенному ребёнком произведению и предложите вместе пройти первый уровень сложности – решить эту головоломку. Если же вы хотите проверить, достаточно ли вдумчиво читает ваш ребёнок, предложите ему составить кроссворд вместе. Пусть он выберет наиболее яркие моменты повествования, описания персонажей или отношений между ними. Цитаты из прочитанного и будут вопросами! А вот отгадками станут имена главных героев, их дружба, предательство, приключения и прочие перипетии сюжета. Проделав такую работу с текстом, можете быть уверены, что ребёнок усвоил всё прочитанное и на уроке легко справится с вопросами учителя.

Итак, у вас уже есть слова для составления кроссворда, теперь можно переходить к самому интересному. Пусть ребёнок выберет самое длинное слово и напишет его по горизонтали в центре страницы. Теперь по вертикали на него можно нанизывать прочие слова-отгадки. Сначала вам придётся помочь юному мастеру головоломок. Но, пристроив первую пару слов, он уже легко сможет доделать кроссворд сам. Кстати, если ребёнок подружится с кроссвордами, никаким школьным тестом его уже не испугаешь.

Решение головоломок является интересным и очень эффективным способом закрепления знаний и получения новой информации. Такое времяпрепровождение стимулирует интерес ребёнка к предмету, тренирует память, в том числе зрительную, формирует творческое отношение к учебе в целом и к подготовке домашнего задания в частности. Кроме того, ребёнок будет просто рад почувствовать, что вы – команда, что даже в школе он не один на один с заданиями и требованиями.

Если вы затрудняетесь сами составить крестословицу для ребёнка, то, подготовив вопросы и ответы, можете воспользоваться программами для генерации кроссвордов по заранее заданным словам. Их можно найти в сети, например, http://crosswordus.com/ru/puzzlemaker или подобные.

При подготовке вопросов и ответов помогайте ребёнку. Учите составлять ёмкие и понятные формулировки. Старайтесь избегать примитивных, неинтересных вопросов, они снижают уровень амбиций ребёнка и подменяют подлинно интеллектуальную работу.

Если запоминание неправильных английских глаголов или любых других слов иностранного языка вызывает затруднение – сделайте с ребёнком кроссворд. Надо подготовиться к участию в телепередаче «Дорожная азбука» – запоминайте правила дорожного движения, тренируясь на кроссвордах.

Хотите сделать устную речь ребёнка богатой и выразительной – придумывайте кроссворды с синонимами и антонимами. Ребёнок не может запомнить русских и советских поэтов – кроссворд с вопросами-четверостишьями и отгадками-фамилиями поэтов станет лучшим подспорьем. Ваш ребёнок хочет удивить друга в его день рождения – пофантазируйте и сделайте кроссворд-пожелание.

Заботьтесь об интеллектуальном благополучии ребёнка, именно оно – залог формирования творческой разносторонней личности.

Инструкция
«Как составить кроссворд»

1.    Подберите 5 слов из сказки.

2.     Выберите слово, которое является самым длинным.
Именно от него вы и начнете построение своего кроссворда.

3.    Разместите его на клетчатой бумаге.

4.    Оставшиеся слова подберите так, чтобы они друг с
другом совпадали по одной букве. Располагайте слова на клетчатой бумаге, как по
горизонтали, так и по вертикали.

5.    К словам придумайте вопросы.

6.    Обязательно пронумеруйте вопросы и ответы,
внимательно при этом следя, чтобы ответы и вопросы соответствовали друг другу.

7.    Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его
нужно оформить: обвести кроссворд фломастером, ответы удалить.

Примечания. 
Слова-ответы должны быть существительными в
единственном числе.

Добавить комментарий