Как правильно составить договор транспортной экспедиции

Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы

Когда нужен договор транспортной экспедиции

Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.

Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании. 

Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов. 

Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.

Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает. 

Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны  в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку. 

Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.

Шаблон договора транспортной экспедиции

Предмет: что экспедитор делает для клиента

Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.

Пример:

Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.

Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.

Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.

По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора. 

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Шаблон поручения экспедитору

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. 

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Шаблон экспедиторской расписки

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится. 

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Шаблон складской расписки

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Пример:

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Срок погрузки и доставки

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Пример:

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Удержание груза за долг по оплате

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Пример:

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Оплата услуг экспедитора

Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.

Сроки оплаты и суммы записывают в договор.

Ответственность за повреждение и утрату груза

Экспедитор отвечает за груз клиента, если:

— вёз груз на своем транспорте;

— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика. 

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Ответственность клиента

Клиент обязан:

— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;

— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Обмен претензиями и суд

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Досрочное расторжение договора

Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.

Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения. 

Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.

Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.

Статья актуальна на 

25.05.2022

Кликните на текст документа
чтобы развернуть его целиком.

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

г.

«» 2023 г.

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки груза, принадлежащего Клиенту, (в городском сообщении на территории г. / в междугородном сообщении на территории Российской Федерации / в международном сообщении).

Указанные услуги осуществляются Экспедитором за вознаграждение и за счет Клиента.

1.2. Клиент вправе поручить, а Экспедитор оказать дополнительные виды услуг, если они будут указаны в Поручении (Приложение N ).

1.3. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другие сведения о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.

1.4. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации – запросить у Клиента необходимые дополнительные данные.

1.5. В случае не предоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

2. Организация работ и обязанности Сторон

2.1. В соответствии с п. п. 1.1, 1.2 настоящего Договора Экспедитор организует обслуживание Клиента, связанное с предметом Договора.

2.2. Подача груза под погрузку производится в согласованный Сторонами день погрузки.

2.3. Экспедитор в рамках настоящего Договора обеспечивает подачу технически исправных и пригодных для перевозки данного груза и отвечающих санитарным нормам транспортных средств под погрузку груза Клиента по адресу: , в срок, указанный в Поручении Экспедитору (далее – Поручение), для дальнейшей перевозки, а также осуществляет следующие транспортно-экспедиционные услуги:

  • перевозка груза по территории согласно п. 1.1 настоящего Договора в пункт назначения, указанный Клиентом, – транспортом и по маршруту, которые выбраны Экспедитором (заключение договора перевозки груза от имени Экспедитора);
  • обеспечение отправки и/или получения груза;
  • обеспечение погрузки и/или выгрузки груза на всем пути его следования, при необходимости также пломбирование груза;
  • обеспечение доставки груза до/от склада Экспедитора;
  • обеспечение передачи груза в пункте назначения Клиенту или уполномоченному им лицу – грузополучателю;
  • проверка количества и состояния груза. В случае обнаружения недостатков или недостачи – немедленное информирование Клиента в следующем порядке: ;
  • получение необходимых для импорта/экспорта документов;
  • заполнение товарно-транспортных накладных, спецификации и других сопроводительных документов и проверка правильности заполнения этих документов, если они составлены Клиентом;
  • выполнение таможенного оформления груза;
  • уплата таможенных пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на Клиента, связанных со следованием груза;
  • обеспечение хранения груза;
  • обеспечение страхования груза;
  • обеспечение дополнительной упаковки груза;
  • передача Клиенту в рамках оказываемых по настоящему Договору транспортно-экспедиционных услуг рекомендации по повышению эффективности транспортировки за счет выбора рациональных маршрутов и способов перевозки груза, снижению расходов на упаковку, погрузочно-разгрузочные операции, транспортно-экспедиторское обслуживание с использованием для этих целей сотрудничества между транспортно-экспедиторскими компаниями и другими контрагентами Экспедитора;
  • ( ) числа каждого месяца Экспедитор обязуется представлять Акт оказанных услуг (Приложение N к настоящему Договору), Счет-фактуру по результатам предыдущего месяца (Приложение N к настоящему Договору);
  • оказание иных услуг, заказанных в рамках Договора.

2.4. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.

2.5. В подтверждение факта получения Экспедитором для перевозки груза от Клиента либо от указанного им третьего лица (грузоотправителя) Экспедитор выдает Клиенту Экспедиторскую расписку (Приложение N ). Экспедиторская расписка должна содержать достоверные и полные данные о грузе. В случае если Экспедитор принимает груз Клиента на складское хранение, Экспедитор выдает Клиенту Складскую расписку (Приложение N ).

2.6. Клиент обязуется:

  • предоставить Экспедитору в письменной форме Поручение на выполнение транспортно-экспедиционных услуг (Приложение N к настоящему Договору) не позднее часов дня (если маршрут по ), предшествующего дню загрузки, а если маршрут доставки груза превышает км или является смешанным, то не позднее суток до дня загрузки. Поручение должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также количестве грузовых мест;
  • уплатить вознаграждение Экспедитору в соответствии с условиями настоящего Договора;
  • оплатить расходы, связанные с исполнением настоящего Договора, не позднее ( ) дней с момента представления Экспедитором калькуляции затрат;
  • предоставить необходимую информацию и документы о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.

В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

2.7. Поручение, Экспедиторская расписка, Складская расписка составляются в соответствии с Порядком оформления экспедиторских документов, утвержденным Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.

3. Стоимость услуг и порядок расчетов

3.1. Размер оплаты транспортно-экспедиционных услуг и иных причитающихся Экспедитору сумм, связанных с транспортно-экспедиционными операциями, с учетом НДС согласован Сторонами в Приложении N , являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.

3.2. Об изменении тарифов, ставок и сборов Экспедитор уведомляет Клиента письменно не позднее чем за ( ) рабочих дней до введения изменений следующим способом: . В случае согласования новых тарифов Стороны подписывают соответствующее дополнительное соглашение к настоящему Договору. В случае несогласия Клиента с указанными изменениями он вправе заявить о расторжении Договора в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

3.3. Расходы Экспедитора, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционных услуг, полностью включены в тарифы, ставки и иные сборы Экспедитора и его вознаграждение.

3.4. Услуги Экспедитора оплачиваются Клиентом в следующем порядке:

  • предоплата в размере вносится не позднее чем за ( ) рабочих дней до момента передачи груза для экспедирования;
  • для осуществления последующих расчетов Экспедитор представляет Клиенту следующие документы: Акт оказанных услуг (Приложение N к настоящему Договору), Товарно-транспортную накладную (Приложение N к настоящему Договору), Путевой лист, оформленный надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (Приложение N к настоящему Договору), на основании которых выставляется счет на оплату.

3.5. Платежи Клиента считаются исполненными в день поступления денежных средств в полном объеме в кассу Экспедитора или на расчетный счет Экспедитора.

3.6. В пункте назначения на складе Экспедитора прибывший груз хранится без взимания дополнительной платы ( ) рабочих дней со дня уведомления Клиента (грузополучателя) по телефону. Плата за хранение груза взимается только при его хранении свыше ( ) рабочих дней в соответствии с утвержденными тарифами.

4. Ответственность Сторон. Форс-мажор

4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. За несвоевременную подачу транспорта к перевозке Экспедитор уплачивает Клиенту штраф в размере ( ) рублей за каждый час простоя.

4.3. При задержке погрузки по вине Клиента погрузка переносится на следующие сутки и Клиентом производится доплата в размере ( ) рублей за каждые сутки такой задержки.

4.4. Охрана и страхование груза не являются предметом настоящего Договора, если иное не предусмотрено в Поручении Клиента с указанием их стоимости.

4.5. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 1.3 настоящего Договора.

4.6. Экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие после принятия его Экспедитором и до выдачи получателю либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что ущерб был причинен грузу вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Клиента. Экспедитор наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Клиенту плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза.

4.7. Экспедитор обязан возместить Клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине Экспедитора.

4.8. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных Договором.

4.9. В случае если будет доказана необоснованность отказа Клиента от оплаты расходов, понесенных Экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, Клиент уплачивает Экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов.

4.10. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесенных им в интересах Клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения Экспедитору и понесенных им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах Клиента расходов.

4.11. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед Экспедитором отвечает перевозчик.

4.12. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если докажут, что надлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам могут быть отнесены: наводнение, землетрясение, заносы, пожары и иные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии, прекращение или ограничение перевозки груза в определенных направлениях, установленных актами органов государственной власти, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4.13. Если любое из таких обстоятельств или их последствий непосредственно повлияло на исполнение обязательства в срок, установленный в настоящем Договоре, то этот срок отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства.

4.14. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательства по настоящему Договору, обязана не позднее ( ) дней с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы в письменной форме уведомить об этом другую Сторону.

4.15. Факт наступления соответствующего обстоятельства должен быть подтвержден актом компетентного органа.

4.16. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 4.12 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более ( ) месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

5. Претензии

5.1. Датой предъявления претензии считается дата на штемпеле отделения связи о принятии письма.

5.2. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) не позднее одного месяца с даты получения претензии.

6. Разрешение споров

6.1. Споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора, разрешаются посредством переговоров.

6.2. В случае если путем переговоров Стороны не смогут достичь согласия, все споры и разногласия подлежат рассмотрению в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. Срок действия Договора

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения ими своих обязательств по нему.

Срок оказания услуг по Договору – . Срок оказания услуг по Договору автоматически продлевается на один календарный год, если по окончании его действия не поступит уведомление от одной из Сторон о его прекращении.

7.2. Действие настоящего Договора может быть прекращено досрочно:

  • по взаимному согласию Сторон, оформленному письменно;
  • в любое время любой Стороной с наличием или без наличия причины при подаче письменного заявления не менее чем за дней до момента прекращения его действия.

При одностороннем отказе от исполнения Договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением Договора.

7.3. Все изменения и дополнения действительны лишь в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

8. Конфиденциальность

8.1. Условия настоящего Договора, дополнительных соглашений к нему и иная информация, полученная Сторонами в соответствии с Договором, конфиденциальны и не подлежат разглашению.

8.2. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность информации, относящейся к предмету настоящего Договора, в течение всего срока его действия, а также в течение ( ) лет по истечении срока его действия.

9. Прочие условия

9.1. Все приложения, подписанные Сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

9.2. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон обязательства по Договору переходят к правопреемнику.

9.3. Ни одна из Сторон не вправе без письменного согласия второй Стороны передать свои обязательства по настоящему Договору третьему лицу.

9.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

9.5. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

9.6. Неотъемлемыми приложениями к настоящему Договору являются:

9.6.1. Тарифы на услуги экспедитора (Приложение N ).

9.6.2. Поручение клиента (Приложение N ).

9.6.3. Доверенность экспедитора (Приложение N ).

9.6.4. Экспедиторская расписка (Приложение N ).

9.6.5. Складская расписка (Приложение N ).

9.6.6. Акт оказанных услуг (Приложение N ).

9.6.7. Счет-фактура (Приложение N ).

9.6.8. Товарно-транспортная накладная (Приложение N ).

9.6.9. Путевой лист (Приложение N ).

10. Адреса и реквизиты Сторон

КлиентЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

ЭкспедиторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

11. ПОДПИСИ СТОРОН

Клиент _________________

Экспедитор _________________

Договор транспортной экспедиции Содержание страницы

Договор транспортной экспедиции при перевозке грузов регулирует вопросы обеспечения сохранности товара, скорости доставки к получателю, стоимости транспортных расходов.

Безусловно, поставщик и покупатель могут  и своими силами осуществить все действия по перевозке товара, однако в ряде случаев более целесообразным является привлечение специалиста – экспедитора.

Заключение договора об осуществлении транспортной экспедиции целесообразно в ситуациях:

  • при необходимости срочно отправить груз (у экспедитора имеются налаженные контакты с железной дорогой и автотранспортом);
  • при одноразовых отправках, когда нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций, регламентирующих перевозки;
  • при перевозке опасных грузов, осуществляемой по особым правилам и требующей специального оформления;
  • при отправке товаров на экспорт, поскольку у экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные брокеры и, если требуется, склады временного хранения.

Привлечение экспедитора ведет к возникновению особого рода обязательств — транспортно-экспедиционных.

Услуги и условия их предоставления должны быть согласованы сторонами и закреплены в Договоре транспортной экспедиции и дополнительных соглашениях, прилагаемых к нему.

Нормативные акты

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии со следующими документами:

  1. Гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).«Транспортная экспедиция»
  2. Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) произвести или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью договора транспортной экспедиции по своей сути является оказание посреднических услуг при заключении и исполнении договора перевозки, а также выполнение связанных с договором обязательств (к примеру, обеспечение отправки груза и его получения, осуществление таможенного оформления, хранения и т.д.).

Важно: договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки, поскольку непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Особенности договора транспортной экспедиции

  1. Договор транспортной экспедиции должен  заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК РФ), в противном случае он будет признан недействительным (ст. 162 ГК РФ). При этом стороны не обязаны составлять его в виде единого документа, но заключение обязательств сторон именно в таком формате позволит детально проработать все его условия, откорректировать таким образом, чтобы он был выгоден именно Вам.

  2. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ч. 1 ст. 805 ГК РФ).

  3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества (п. 3 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

  4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту транспортные документы, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Клиент, в свою очередь, обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иные сведения, необходимые для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Доверитель несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации (ст. 804 ГК РФ).

  5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор уплачивает штраф в размере десяти процентов от суммы затрат, понесенных одной из сторон (п. 5 ст. 6 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности).

  6. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

  7. В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору, помимо указанных расходов, штраф в размере десяти процентов от суммы этих расходов (абз. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

  8. Очень важно при предъявлении требований экспедитору не пропустить процессуальные сроки. Так, для обращения в суд с требованиями, вытекающими из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности — 1 год. При этом до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии (ст. 12 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Пропуск данных пресекательных сроков фактически означает, что клиент не сможет защитить свои нарушенные права, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

  9. Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и исполнения требований к качеству транспортно-экспедиционных услуг определены п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Сопроводительные документы

К документам, подтверждающим факт заключения договора транспортной экспедиции, относятся:

  1. Поручение.
  2. Экспедиторская расписка.
  3. Складская расписка.

Поручение предназначено для описания заказываемых клиентом услуг и условий, на которых они будут оказаны. Экспедитор рассматривает его, после чего направляет заказчику с пометкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Обязательно указывается причина отказа. Экспедитор должен выполнять только поручение, согласованное сторонами договора. Доверитель на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, понесенных в ходе исполнения поручения (п.п. 9-10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки.

Складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Вышеуказанный перечень экспедиторских документов не является исчерпывающим. На практике это означает, что стороны договора транспортной экспедиции могут использовать другие документы. Это может быть экспедиторское свидетельство или заявка клиента (в последнее время такие заявки клиенты часто отправляют экспедитору по электронной почте или факсу), коносамент, поручение на отправку экспортных грузов и т.п.

Споры между сторонами транспортной экспедиции

Многообразие документов, сопровождающих выполнение договора транспортной экспедиции, и нюансы оказания услуг могут послужить предпосылкой разногласий между участниками сделки.

Зачастую стороны не заключают договор транспортной экспедиции, а работают по следующей схеме: клиент направляет экспедитору заявку в письменной форме или по факсу либо по электронной почте, а подтверждением перевозки груза становится транспортная накладная.

Поскольку экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), то их отсутствие может быть расценено судом как свидетельство того, что договор не был заключен. Такая схема нередко приводит к возникновению споров между клиентом и экспедитором, поскольку юридическое соглашение, в котором оговорены все пункты сотрудничества, отсутствует.

В связи с этим, особое внимание нужно уделять правильному оформлению документов. Судебная практика показывает, что заявка является достаточным подтверждением заключения договора транспортной экспедиции, но только в том случае, если она содержит его ключевые условия.

Сложность заключается в том, что судебными органами не выработан единый подход к вопросу о том, какие именно условия договора транспортной экспедиции являются существенными. Одни суды называют существенным условием исключительно предмет договора транспортной экспедиции, а другие к ним относят ряд других условий. Например, такими могут считаться тип используемого транспорта, сроки выполнения, размер вознаграждения экспедитора или условия перевозки груза. Фактически выполнение этих пунктов имеет большое значение для сделки, и во избежание споров их целесообразно включать в договор транспортной экспедиции на этапе его разработки.

Для согласования предмета договора транспортной экспедиции стороны должны указать виды услуг, связанные с перевозкой груза, которые должен будет оказывать экспедитор. При этом стороны могут использовать положения ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские».

Услуги юристов КГ ЭТАЛОН

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН помогут вам разработать договор транспортной экспедиции, в котором будут максимально учтены интересы вашей компании. Наши специалисты внимательно проработают каждый пункт. Такая скрупулезность позволит минимизировать риски оспаривания договора или неисполнения его положений контрагентом. Юристы внимательно проанализируют вариант договора оказания услуг транспортной экспедиции, предложенный контрагентом и составят протокол разногласий к нему при необходимости.

В случае когда условия договора транспортной экспедиции не соблюдены, и в результате пострадали ваши интересы, мы приложим все усилия, чтобы решить вопрос мирно. Если этого не получится, наша команда будет отстаивать в суде ваши права, вытекающие из договора транспортной экспедиции. КГ ЭТАЛОН оказывает услуги не только в Москве. За консультациями к нашим юристам, имеющим многолетнюю успешную практику, обращаются из других регионов России.  При этом мы помогаем в заключении договора транспортной экспедиции как экспедиторам, так и клиентам и оказываем правовую поддержку на всех этапах его выполнения.

Реализованные проекты

В КГ ЭТАЛОН обратился клиент с задачей по взысканию дебиторской задолженности по договору транспортной экспедиции. Сложность данного дела, заключалась в том, что протоколы согласования цены и акты об оказанных услугах не были подписаны должником. Пользуясь этим обстоятельством, ответчик в своем отзыве ссылался на недоказанность цены оказания услуг и расходов, понесенных… Читать далее

Все проекты

Стоимость услуг

Консультация юриста

5 000 руб.

Правовой анализ договора транспортной экспедиции с оценкой рисков

от 9 000 руб.

Разработка договора транспортной экспедиции с учетом Ваших интересов

от 12 000 руб.

Составление протокола разногласий к договору транспортной экспедиции Вашего контрагента

от 6 000 руб.

Правовой тренинг по договорной работе для Ваших сотрудников с раздаточными материалами и выездом к Вам в офис 

3 часа/18 000 руб.

С этой статьей читают:

Чек-лист: проверьте договор транспортной экспедиции 

Хочу обсудить с юристом свою ситуацию

Отправьте заявку, чтобы получить бесплатную консультацию.
Наш специалист свяжется с Вами в течение 20 минут.

В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.

Правовые основы

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.

К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .

Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Документальное оформление

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
  • личные подписи и их расшифровки.

Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:

  • договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
  • акт выполненных работ;
  • отрывной талон путевого листа автомобиля;
  • третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
  • счет-фактура экспедитора.

Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.

Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.

Для организации железнодорожной перевозки необходимы:

  • копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
  • копия железнодорожной накладной;
  • копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
  • копии железнодорожных квитанций разных сборов.

Бухгалтерский учет перевозок

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст. 167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Дебет 51 – Кредит 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 51 – Кредит 62/«Авансы»

– отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«НДС с авансов» – Кредит 68/«НДС»*

– начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре;

________________

* В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

Дебет 002

– принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка);

Дебет 76/«Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51

– оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету);

Дебет 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/«Расчеты с перевозчиком»

– стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/«Выручка»

– отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора);

Дебет 90/«НДС» – Кредит 68/«НДС»**

– начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура);

____________________

* В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции. Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д.

** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

Дебет 90/«Себестоимость услуг» – Кредит 20

– списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет);

Кредит 002

– товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная);

Дебет 62/«Авансы» – Кредит 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

– ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения;

Дебет 68/«НДС» – Кредит 76/«НДС с авансов»**

– принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).

Налогообложение перевозок

Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом.

1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.

налог на прибыль

При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам. Такой порядок предусмотрен п. 9 ст. 270 НК РФ.

На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом.

Также в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.

Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется.

В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ.

У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст. 156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.

Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж.

От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.

Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.

Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС.

Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.

2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору

В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется.

Налог на прибыль

В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.

Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.

Налог на добавленную стоимость

При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств.

При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.

В этом случае экспедитор несет налоговые риски в пределах всей суммы договора.

Добавить комментарий