Как правильно составить должностной регламент государственного служащего

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг (видов деятельности), оказываемых по запросам граждан и организаций в соответствии с административным регламентом (иным нормативным правовым актом) государственного органа;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы и включение в кадровый резерв государственного органа, а также при назначении на должность гражданской службы без проведения конкурса, аттестации, планировании профессиональной служебной деятельности и профессионального развития гражданского служащего.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исполнение гражданским служащим должностного регламента учитывается при его участии в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы или включении в кадровый резерв государственного органа, а также при назначении на должность гражданской службы без проведения конкурса, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации либо поощрении.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ   ДОЛЖНОСТНЫХ   РЕГЛАМЕНТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ   ГРАЖДАНСКИХ   СЛУЖАЩИХ  

 РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

По своей сути должностной регламент является локальным нормативным актом, регламентирующим содержание и результаты деятельности гражданского служащего. В нем содержатся требования, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность государственной гражданской службы области (далее – гражданская служба), отражаются его права и обязанности по должности, взаимодействие с другими служащими, а также критерии оценки его деятельности.

Целями должностного регламента являются:

1. Создание организационной основы служебной деятельности гражданского служащего.

2. Закрепление конкретных функций, прав и обязанностей по конкретной должности гражданской службы.

4. Установление форм и видов ответственности по должности.

5. Определение квалификационных и иных требований по конкретной должности

6. Обеспечение объективности при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (конкурс, аттестация и т.д.).

7. Решение иных, предусмотренных законом или нормативными правовыми актами целей и задач.

Должностные регламенты призваны обеспечить разделение служебных обязанностей гражданских служащих в конкретном государственном органе, содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением о государственном органе, структурном подразделении.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

При разработке должностного регламента необходимо исходить из:

положений Конституции Российской Федерации;

Устава Ростовской области;

Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 58‑ФЗ);

Федерального закона № 79-ФЗ;

задач и функций государственного органа области, закрепленных соответствующим нормативным правовым документом об этом органе;

задач и функций структурного подразделения государственного органа области, закрепленных в его положении;

содержания федеральных и областных государственных программ;

задач по развитию соответствующей сферы (отрасли) экономики, установленных соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Ростовской области.

Должностной регламент составляется для каждой штатной должности, предусмотренной штатным расписанием, носит обезличенный характер и объявляется гражданскому служащему под роспись при заключении служебного контракта, в том числе при переводе (перемещении) на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.

2. Содержание должностного регламента

Фактически структура должностного регламента определена в части 2  статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ.

С учетом положений данной статьи должностной регламент конкретного гражданского служащего государственного органа области может содержать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Квалификационные требования к образованию, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, уровню и характеру знаний и навыков.

3. Должностные обязанности, права и ответственность.

4. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения.

5. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

6. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

7. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими в том же государственном органе, государственными гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями в связи с исполнением им должностных обязанностей.

8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

9. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Содержание разделов должностного регламента

3.1. Раздел «Общие положения»

В данный раздел включаются следующие общие сведения организационного характера:

1. Категория и группа должности в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Ростовской области.

В соответствии со статьей 6 Областного закона от 26 июля 2005 года № 344‑ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» (далее – Областной закон № 344-ЗС) должности гражданской службы подразделяются на следующие категории и группы.

I. Категории:

1) «руководители» – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) «помощники (советники)» – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) «специалисты» – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) «обеспечивающие специалисты» – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Отнесение должностей гражданской службы к категориям «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» производится по решению представителя нанимателя в зависимости от характера функций, выполняемых гражданским служащим, замещающим соответствующую должность.

II. Группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

2. Порядок назначения и освобождения от должности[1].

3. Непосредственная подчиненность (кому непосредственно подчиняется данный гражданский служащий).

4. Наличие и состав подчиненных.

5. Порядок замещения (кто замещает данного гражданского служащего во время его отсутствия; кого замещает данный государственный служащий).

6. Нормативная правовая база служебной деятельности гражданского служащего, регулирующая отношения, связанные с гражданской службой (определена в статье 5 Федерального закона № 79-ФЗ), а также необходимая для выполнения непосредственных функциональных обязанностей.

Она включает:

– Конституцию Российской Федерации;

– Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции в Российской Федерации”

– другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

– указы Президента Российской Федерации;

– постановления Правительства Российской Федерации;

– Устав, законы и иные нормативные правовые акты Ростовской области;

– нормативные правовые акты государственных органов.

3.2. Раздел «Квалификационные требования»

В данном разделе указываются квалификационные требования, предъявляемые к должностям гражданской службы с учетом категории и группы должностей гражданской службы, в том числе:

– к уровню профессионального образования;

– к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

– к уровню и характеру профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

– к уровню и характеру навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

В соответствии со статьей  10 Областного закона  № 344-ЗС в число квалификационных требований к должностям гражданской службы:

категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования;

категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Для граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности:

1) для замещения должности, относящейся к группе высших должностей гражданской службы, – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа (опыта) работы по специальности;

2) для замещения должности, относящейся к группе главных должностей гражданской службы, – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности;

3) для замещения должности, относящейся к группе ведущих должностей гражданской службы, за исключением должности помощника депутата Законодательного Собрания Ростовской области – ведущего специалиста, – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа (опыта) работы по специальности;

4) для замещения должности помощника депутата Законодательного Собрания Ростовской области – ведущего специалиста, а также должности, относящейся к группе старших и младших должностей гражданской службы, – требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности не предъявляются.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

В число требований к уровню и характеру профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, могут включаться  следующие знания: Конституции Российской Федерации; федеральных законов применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; Устава и законов Ростовской области применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства, иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики; основ экономики, организации труда, производства и управления в условиях рыночных отношений, передового отечественного и зарубежного опыта в области государственного управления; методов управления аппаратом государственного органа; правил делового этикета; правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией и другие.

В число требований к уровню и характеру навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, могут включаются следующие: умение работать с людьми; умение вести деловые переговоры; навыки  межличностных отношений и мотивации подчиненных; умение стимулировать достижение результатов; способность управлять временем; умение контролировать и анализировать, воспринимать конструктивную критику; навыки публичных выступлений; навыки делового письма; умение осуществлять подбор сотрудников; умение эффективно взаимодействовать с другими организациями, госорганами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, государственными и муниципальными служащими, населением; умение создавать команду и правильно использовать эффект от ее работы; умение создавать эффективные взаимоотношения в коллективе (психологический климат), делегировать полномочия подчиненным; умение обучать сотрудников и партнеров, способность руководить, быть требовательным, энергичным, настойчивым; умение помогать в работе, принимать советы подчиненных и других коллег; способность признавать свою неправоту; умение ставить перед подчиненными достижимые цели и выполнимые задачи; умение подчинять тактические цели стратегическим, разрабатывать план конкретных действий, оперативно принимать и реализовывать решения; умение адаптироваться к ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; умение видеть, поддерживать и применять новое, передовое; готовность советоваться с коллективом; умение использовать современные информационные технологии[2], компьютерную и другую оргтехнику; готовность систематически повышать свою квалификацию; умение не допускать личностных конфликтов с сотрудниками и представителями вышестоящих органов; способность к гибкости и компромиссам при решении проблем в конфликтных ситуациях; ответственность по отношению к людям, отзывчивость, дружелюбие и другие.

3.3. Раздел «Должностные обязанности, права и ответственность»

Основные обязанности гражданского служащего определены в статье 15 Федерального закона № 79-ФЗ.

Ею установлено, что:

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую   федеральным   законом   тайну,   а    также    сведения,   ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Кроме этого, в соответствии со статьей 18. Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий в целях соблюдения требований к служебному поведению обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В данный раздел в обязательном порядке также включаются обязанности гражданского служащего, возлагаемые на него по занимаемой должности гражданской службы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на государственный орган и структурное подразделение с учетом сложившейся в данном структурном подразделении практикой распределения обязанностей. Недопустимо включение в должностной регламент гражданского служащего функций и обязанностей, выходящих за рамки компетенции соответствующего органа.

При разработке этого раздела рекомендуется учитывать методические правила технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также общие функции управления, в которые входят планирование, организация, координация, регулирование, контроль, анализ.

Ряд общих обязанностей гражданского служащего определены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так гражданский служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (статья 8).

Кроме  этого гражданский служащий обязан:

уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9);

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (статья 10).

Общие права гражданских служащих определены статьей 14 Федерального закона  № 79-ФЗ. Ею установлено, что гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом от № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от                  № 79-ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Кроме этого в данный раздел включаются права гражданского служащего, вытекающие как из функций государственного органа, так и его структурного подразделения, а также связанные с необходимостью обеспечения им должностных обязанностей, установленных должностным регламентом, следующих из должностных обязанностей, установленных относительно других должностей, делегированные руководством.

Например:

Руководитель органа государственной власти области имеет право:

– представлять государственный орган по вопросам, относящимся к его компетенции, издавать приказы и распоряжения, давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию;

– принимать решения в соответствии с должностными обязанностями;

– осуществлять контроль (проверку) учреждений, организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области по вопросам, относящимся к компетенции органа исполнительной власти;

– поощрять и налагать дисциплинарные взыскания на руководителей подведомственных предприятий, организаций и работников вверенного ему органа государственной власти;

 – вести переписку с государственными органами Российской Федерации и Ростовской области, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации и Ростовской области в соответствии с действующим законодательством;

– делегировать предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам органа исполнительной власти и другие.

В разделе  «Должностные обязанности, права и ответственность» необходимо детально сформулировать виды и показатели установленной действующим законодательством  ответственности гражданского служащего за:

неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей;

действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан;

не сохранение государственной тайны;

разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В зависимости от возложенных на государственного гражданского служащего должностных обязанностей в должностном регламенте могут быть установлены следующие виды его ответственности:

материальная ответственность за возможный имущественный ущерб, связанный с характером служебной деятельности;

административная ответственность за снижение эффективности коллективного труда;

дисциплинарная ответственность за несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных; за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;

социальная ответственность за предупреждение социальных последствий принимаемых решений; обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан; выполнение работ, связанных с риском для жизни других людей.

Согласно статье 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

3.4. Раздел «Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения»

В зависимости от того, на каком уровне в управленческой вертикали находится должность, замещаемая гражданским служащим, в перечень его прав и обязанностей могут входить права и обязанности по принятию решений по вопросам, входящих в состав полномочий по должности.

В этом случае в разделе указываются вопросы, по которым гражданский служащий:

– вправе самостоятельно принимать управленческие или иные решения;

– обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения.

В изложении данного раздела необходимо включить:

– ссылку на функцию структурного подразделения (должностную обязанность) в рамках которой гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения;

– указания на обязательства (обстоятельства) при которых гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения;

 – правовые формы выражения указанных решений.

Например:

Руководитель структурного подразделения органа исполнительной власти области в соответствии со своей компетенцией обязан подготавливать положение о вверенном ему подразделении и передавать его в службу по работе с персоналом для подготовки соответствующего приказа руководителя органа исполнительной власти.

         3.5. Раздел «Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений»

В данном разделе в зависимости от того на каком уровне в управленческой вертикали находится должность, замещаемая гражданским служащим, формулируются задачи, функции, права и ответственность при его участии в подготовке нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

К ним можно отнести:

проекты областных законов по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

постановления, распоряжения Администрации Ростовской области по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

приказы (распоряжения) руководителя государственного органа области по вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики, по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

информационно-методические документы и материалы;

иные документы, приведенные в приложении 1 к данным рекомендациям.

В изложении данного раздела необходимо включить:

– ссылку на функцию структурного подразделения (должностную обязанность) в рамках которой гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

– указания на обязательства (обстоятельства) при которых гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке нормативно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

– правовые формы выражения указанного участия.

3.6. Раздел «Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений»

Подготовка проектов документов осуществляется в порядке и сроки, определенные требованиями Инструкции по делопроизводству и регламентом работы государственных органов.

Ответственность за подготовку документов лично несут:

1) руководители государственных органов области в соответствии с их компетенцией;

2) руководители соответствующих структурных подразделений;

3) непосредственные исполнители.

3.7. Раздел «Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями»

Определяются порядок, вопросы и ограничения взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями.

Например:

Гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

3.8. Раздел «Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом

государственного органа»

В соответствии с возложенными на государственный орган полномочиями в его функции могут входить обязанности по оказанию государственных услуг. В этом случае в Перечень прав и обязанностей гражданского служащего могут входить права и обязанности по оказанию государственных услуг.

Перечень этих услуг следует отразить в данном разделе.

Например:

В соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской  службы  области и  в  пределах должностных обязанностей, установленных должностным регламентом, _____________________ принимает  участие  в оказании                                                                                                     

                                                          (указать должность)

следующих видов государственных услуг, осуществляемых ________________________________________________________________________ :

(наименование органа исполнительной власти)

согласовывает перечни документов, образующихся в  процессе деятельности       органов исполнительной власти области и подведомственных им организаций, с указанием    сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел;  

согласовывает положения об экспертных комиссиях и иных нормативных правовых актов по архивному делу органов исполнительной власти области и     подведомственных им и организаций;

организует информационное обеспечение граждан, органов исполнительной власти области, местного самоуправления, организаций и общественных  объединений  на основе документов архивного фонда  Ростовской области и других  архивных документов.            

3.9. Раздел «Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего»

В данном разделе устанавливаются конкретные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего на основании определенных ему функций и должностных обязанностей.

Показатели эффективности и результативности деятельности определяются руководителем гражданского служащего.

Критериями для их определения могут являться:

1. Качество деятельности (результата);

соответствие требованиям подготовки документов;

полнота и логичность в изложении материала;

точность/недопущение ошибок;

другие.

2. Своевременность решения поставленных задач.

3. Организация труда.

Производительность (соответствие объема выполненной работы запланированному объему на отчетный период);

результативность (мера достижения поставленных задач/целей);

соблюдение дисциплины (отсутствие прогулов, опозданий и т.д.).

4. Мотивация

заинтересованность в выполняемой работе;

использование творческого подхода при решении поставленных задач.

5. Профессионализм.

соответствие  требованиям, предъявляемым к должности;

знание смежных сфер, использование системного подхода в работе;

широта профессиональных знаний.

6. Другие критерии в соответствии с особенностями профессиональной деятельности.

(К примеру: оценки, даваемые руководством по результатам проведенных мероприятий, совещаний, подготовленных  гражданским служащим.)

При разработке данного раздела можно использовать общие показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, разработанные Администрацией Ростовской области (приложение 2).

4. Порядок разработки, согласования, утверждения должностного регламента

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждение должностного регламента является функцией представителя нанимателя гражданского служащего (далее – представитель нанимателя).

Статьей 4 Областного закона № 344-ЗС установлено, что представителем нанимателя является:

1) Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в Администрации Ростовской области, иных органах исполнительной власти Ростовской области и в аппаратах мировых судей;

2) Председатель Законодательного Собрания Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в аппарате Законодательного Собрания Ростовской области;

3) председатель Избирательной комиссии Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в аппарате Избирательной комиссии Ростовской области;

4) председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области в отношении гражданских служащих, проходящих гражданскую службу в аппарате Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

В соответствии с Областным законом от 15 марта 2007 г. № 643-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области» представителем нанимателя в отношении государственных гражданских служащих Ростовской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ростовской области в аппарате Уполномоченного по правам человека, является Уполномоченный по правам человека.

В соответствии с Областным законом  от 21 декабря 2005 г. № 419-ЗС «О Ведомстве по управлению государственной гражданской службой Ростовской области» представителем нанимателя в отношении лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Ведомства,  является руководитель Ведомства по управлению государственной гражданской службой Ростовской области

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ  представитель нанимателя вправе делегировать частично или полностью свои полномочия лицу, замещающему государственную должность и работающему на профессиональной постоянной основе в соответствующем государственном органе, либо гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы, путем издания соответствующего правового акта.

Полномочия представителя нанимателя в части утверждения должностных регламентов гражданских служащих органов исполнительной власти (за исключением категории «руководители» высшей группы должностей Глава Администрации (Губернатор) области Ростовской области делегировал  руководителям органов исполнительной власти Ростовской области.

В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ соответствующим органом по управлению государственной гражданской службой утверждаются примерные должностные регламенты.

В соответствии с Областным законом  от 21 декабря 2005 г. № 419-ЗС «О Ведомстве по управлению государственной гражданской службой Ростовской области» в Ростовской области таким органом является Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области.

  Должностной регламент, разработанный с учетом настоящих методических рекомендаций, а также примерного должностного регламента, должен быть согласован с соответствующим подразделением по вопросам государственной службы и кадров государственного органа Ростовской области.

Согласованный и утвержденный должностной регламент хранится как оригинал нормативного акта в подразделении по вопросам государственной службы и кадров.

Гражданский служащий в обязательном порядке знакомится с ним после назначения на должность под роспись в листе ознакомления (приложение 3), который является неотъемлемой частью должностного регламента.

Экземпляр должностного регламента, заверенный печатью отдела кадров, может быть выдан гражданскому служащему, назначенному на соответствующую должность по его просьбе.

Для текущей работы начальнику соответствующего структурного подразделения государственного органа может быть выдана копия с оригинала должностного регламента, заверенная печатью отдела кадров.

Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения руководителем государственного органа или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до замены новым должностным регламентом, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Требования должностного регламента являются обязательными для гражданского служащего, назначенного на соответствующую должность (и заключившего служебный контракт), с момента его ознакомления с должностным регламентом под подпись и до перемещения на другую должность или увольнения из государственных органов.

Приложение 1

к методическим рекомендациям

по разработке должностных регламентов

государственных гражданских служащих 

Ростовской области

Перечень

некоторых официальных документов, в разработке которых государственный гражданский служащий может принимать участие, и по которым он вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения

Доклад – документ, содержащий изложение определенных вопросов, предложений и предназначенный в основном для устного прочтения.

Докладная записка – документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего государственного органа, содержащий обстоятельное изложение какого-нибудь вопроса с изложением выводов и предложений составителя.

Докладная записка может быть: инициативной, информационной, отчетной, профессионально-инициативной, отчетно-инициативной. Она может быть внутреннего и внешнего обращения. Внешнюю докладную подписывает руководитель или заместитель руководителя государственного органа, внутреннюю – ее составитель.

В докладной записке могут констатироваться как позитивные, так и негативные факты, а также излагаться предложения действий, которые необходимо предпринять в конкретном случае.

Заключение (участие в подготовке) – документ, содержащий мнение, экспертную оценку, вывод учреждения, комиссии или специалиста по вопросам компетенции федерального органа исполнительной власти.

Извещение – документ, информирующий о предстоящем мероприятии (например, заседании, конференции) и предлагающий принять в нем участие.

Инструкция – документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности государственного органа (например, «Инструкция по технике безопасности», «Инструкция по ведению делопроизводства», «Инструкция по работе с документами для служебного пользования» и т.д.). Утверждается руководителем государственного органа или по его поручению заместителем руководителя государственного органа.       

Обзор – документ, составленный в целях информации подведомственных и других организаций о научных и других работах в той или иной области или о деятельности группы учреждений в определенный период.

Отзыв – документ, содержащий мнение учреждения специалиста по поводу какой-либо работы, присланной на рассмотрение.

Перечень – систематизированное перечисление документов или иных предметов, объектов или работ, составленное в целях распространения на них определенных норм и требований.

Пояснительная записка – введение или заключение к какому-либо основному документу (плану, отчету, проекту и т.п.). Объяснительная записка – письменное изложение причины нарушения трудовой дисциплины, невыполнения заданий, отступления от установленных правил работы и т.д.

Правила – служебные документы, регламентирующие или предписывающие какие-либо действия, вытекающие из каких-либо норм (например, Основные правила работы ведомственных архивов).

Предложение – разновидность докладной, содержащей перечень конкретных предложений по определенному вопросу.

 Протокол – документ, фиксирующий обсуждение вопросов и принятие решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях, конференциях.

Протокол может быть кратким, если записываются обсуждаемые вопросы, фамилии докладчиков и выступающих, принятые решения; полным, когда кроме вопросов и решений в нем содержится краткая запись выступления докладчиков и участников; стенографическим, когда ход обсуждений записывается дословно. Обязательному протоколированию подлежат заседания постоянно действующих коллегиальных органов (например, коллегий государственных органов).

Сводка – документ, содержащий свод каких-либо сведений, данных; информация, суммирующая такие сведения.

Служебное письмо – официальный документ информационно-справочного характера, используемый для обмена информацией в деятельности органов власти, организаций и граждан.

Список – документ, составляемый для регистрации лиц, предметов и т.д. Составляется в определенном порядке в целях регистрации или информационных целях.

 Справка – документ, содержащий описание тех или иных фактов или событий. В справке обычно содержится сообщение об определенных проверках, обследованиях, командировках и т.д. Справки бывают служебного и личного характера. Служебные составляются по указанию, запросу должностного лица или вышестоящей организации.

Тезисы – сформулированная основная мысль, положение доклада, лекции, статьи первичного документа. Могут быть краткими и развернутыми. Не содержат пояснений.

Приложение 2

к методическим рекомендациям

по разработке должностных регламентов

государственных гражданских служащих

Ростовской области

Показатели

эффективности и результативности профессиональной и служебной деятельности гражданского служащего

1. Показатели эффективности

№ п/п

Показатели

Варианты оценки

Бал-

лы

1.1

Использование в процессе работы методов         планирования

– навыки планирования отсутствуют;

– планирование работы осуществляется при постоянном контроле и необходимой помощи со стороны руководителя;

– планирование работы осуществляется преимущественно самостоятельно на основе комплексного анализа ситуации и точного определения приоритетов деятельности на определенную перспективу

0

1

2

1.2

Соответствие содержания выполненных работ нормативно установленным требованиям (регламенты, стандарты, нормы и т.п.)

– выполненная работа, как правило, не соответствует нормативно установленным требованиям;

– выполненная работа в основном соответствует нормативно установленным требованиям;

– выполненная работа полностью соответствует нормативно установленным требованиям

0

1

2

1.3

Широта использования знаний, указанных в п.2.2 должностного регламента, при выполнении работ

– используется узкий спектр знаний функционирования одного направления деятельности отдела или сферы управления;

– используется широкий спектр знаний функционирования одного направления деятельности отдела или сферы управления;

– используется широкий спектр знаний функционирования ряда смежных направлений или сфер управления

1

2

3

1.4

Использование в процессе работы автоматизированных средств обработки информации

– навыки практического использования автоматизированных средств обработки информации отсутствуют;

– возможности автоматизированных средств обработки информации используются не в полном объеме;

– возможности автоматизированных средств обработки информации используются в полном объеме

0

1

2

1.5

Способность устанавливать и поддерживать                 деловые взаимоотношения

– низкая (деловые контакты не выходят за рамки структурного подразделения);

– средняя (деловые контакты не выходят за рамки государственного органа, налаживание внешних деловых взаимоотношений осуществляется с трудом);

– высокая (спектр деловых контактов чрезвычайно широк, указанные взаимоотношения устанавливаются легко и поддерживаются в течение долгого времени)

0

1

2

1.6

Интенсивность работы

– низкая (работа выполняется крайне медлительно);

– средняя (работа выполняется в нормальном режиме);

– высокая (одновременно выполняется несколько разнородных видов работ)

0

1

2

1.7

Инновационность в работе

– низкая (инновационные решения не генерируются);

– средняя (инновационные решения генерируются, но реализуются ограниченно);

– высокая (инновационные решения генерируются и реализуются в большом объеме)

0

1

2

2. Показатели результативности

№ п/п

Показатели

Варианты оценки

Бал-лы

2.1

Своевременность выполнения работ в соответствии с должностными обязанностями

– порученная работа, как правило, выполняется несвоевременно;

– порученная работа выполняется своевременно, но при постоянном контроле и необходимой помощи со стороны руководителя;

– отдельные поручения выполняются несвоевременно;

– порученная работа всегда выполняется своевременно

0

1

2

3

2.2

Качество выполненных работ:

– выполненная работа, как правило, требует значительной доработки и правок;

– выполненная работа, как правило, требует незначительной доработки и правок;

– выполненная работа, как правило, не требует доработки и правок

0

1

2

Приложение 3

к методическим рекомендациям

по разработке должностных регламентов

государственных гражданских служащих 

Ростовской области

 Лист ознакомления с должностным регламентом


[1] если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы связано с использованием сведений, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, в данном пункте указывается, что назначение на эту должность производится только при наличии оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме

[2] квалификационные требования к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий, утвеждены приказом Мининформсвязи РФ от 27.12.2005 № 147 «Об утверждении квалификационных требований к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий»

Государственные служащие – особая категория работников. Эта статья расскажет о том, что такое должностной регламент госслужащего, как он создается и где применяется.

Должностной регламент госслужащего

Это локальный нормативный акт, который определяет и устанавливает требования к квалификации, должностные права, обязанности и ответственность государственного служащего. Сфера деятельности — взаимодействие с коллегами и внешними организациями. Перечень госуслуг, порядок и сроки их оказания, ограничения и запреты, связанные со служебной деятельностью, — все эти вопросы также включены в регламент.

Пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 указывает на регламент, как на существенное условие служебного контракта: должностной регламент является его неотъемлемым приложением. Похожие локальные нормативные акты — это должностной регламент муниципального служащего и должностная инструкция.

Что это такое и где применяется

Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

Порядок разработки и утверждения

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
  • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;
  • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
  • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
  • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма

Скачать

Разработанный проект необходимо согласовать. Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

Скачать

Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

Структура регламента

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
  2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

Порядок внесения изменений в регламент

Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

Скачать

Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

Добавить комментарий