Скукота — главный враг экскурсий. Если туристам скучно на экскурсии, то это для них зря потраченное время, а для экскурсовода — плохие отзывы. В этой статье разберем, как сделать экскурсию интересной с самого начала ее разработки. Простым языком я расскажу легкий способ, как составить и написать экскурсию, чтобы она была насыщена полезной, достоверной и эмоциональной информацией. Подскажу где брать мощные идеи, как работать с историческим материалом, зачем нужен портфель экскурсовода и нужно ли придумывать вымышленные истории, чтобы «добавить огоньку».
В ходе моего 8-ми летнего опыта экскурсовода, я замечал, что туристы мало что запоминают из экскурсии и порой жалуются на скукоту (особенно дети). Я много раз перерабатывал мои экскурсии и искал способ сделать их увлекательными, яркими и запоминающимися для любой категории экскурсантов (детей в том числе). Постепенно я разработал способ, который помогает мне составлять и писать новые экскурсии, которые вызывают максимальный положительный отклик у моих туристов. В этой статье поделюсь своими наблюдениями и методом.
Тема экскурсии или Что лучше приготовить туристам: винегрет или мясо по-французски?
Если вы думаете, что и так понятно про тему экскурсии, и зачем вообще об этом говорить, то вы ошибаетесь! Я был поражен, когда сделал для себя открытие, что многие гиды (даже с опытом) не имеют четкой темы своей экскурсии. Сейчас объясню, что я имею ввиду.
Красная нить или зачем вообще нужна тема экскурсии?
Тема экскурсии нужна, чтобы информация была структурирована в определенной логической последовательности. Четкая структура легко укладывается в голове самого экскурсовода, а также легче усваивается и запоминается туристами.
Начинать составлять новую экскурсию нужно с темы экскурсии. Важно, чтобы сам экскурсовод в первую очередь осознавал какую главную тему он собирается раскрыть в процессе экскурсии. Ведь тем может быть множество, и темы могут быть совершенно разные даже на одном и том же маршруте. Например: про искусство и литературу; про архитектуру, про быт, про кушанья, про заводы и фабрики, легенды и еще великое множество.
Но экскурсовод должен выбрать одну главную тему и сосредоточиться на этой выбранной теме, которая будет максимально интересна его туристам.
Почему это важно?
Я не раз замечал, как гиды способны рассказывать об одном и том же объекте совершенно разные вещи! Экскурсовод часто говорит о том, о чем ему самому рассказывать интереснее. Один углубляется в стили архитектуры, другой в любопытные истории, третий в легенды, четвертый в исторические реалии и т.д.
А поскольку на каждый памятник время ограничено, то туристы узнают только одну какую-то сторону “данной медали”. То есть, чтобы туристу увидеть “слона” в объеме, ему нужно взять три или четыре разных экскурсовода и пройти с каждым отдельно один и тот же маршрут!
Теперь понимаете, почему очень важно, чтобы сам экскурсовод осознавал какую тему (еще ее можно условно назвать идеей) он будет раскрывать на маршруте и освещать объекты в нужном ракурсе. Это настоящее мастерство! У гидов-любителей обычно конкретной темы или идеи нет. И в этом их ошибка.
Приведу конкретный пример. В моем старинном городе Коломне есть Кремль. Там много храмов, крепостные стены, башни, памятники известным людям, тематические музеи, старинные домики и др. Все эти достопримечательности разных веков, по разным причинам построены. Какую тему выбрать?
Обычно экскурсию условно называют: «Древний град Коломна» или «Жемчужина Подмосковья» и т.п. Красивые названия, но абстрактные. Тут можно любой город подставить: «Жемчужина России», «Древний град Суздаль (Кострома, Рязань и др.)».
Многие гиды просто идут по кругу и, что видят, о том и “поют”. Получается куча-мала, винегрет. Внимание слушателей прыгает в разные эпохи, связи никакой, и в голове остается полный хаос после такой экскурсии. Вроде экскурсия была, но туристы ничего не помнят!
Другой пример. Тот же маршрут, те же памятники. Тема экскурсии: «Коломна — вторая столица Подмосковья». У туристов сразу вопрос: «Почему?» Ходим, смотрим, изучаем, думаем вместе. Разбираемся. Сравниваем. В конце туристы осознают тему, их глаза разума открываются. Все памятники встают в стройный ряд под нужным углом зрения. «Спасибо, дорогой экскурсовод, вы перевернули наше представление о вашем скромном городишке!» — примерно такая реакция происходит.
Наша память работает по определенным законам:
А теперь сами подумайте, какая экскурсия будет интереснее и запомнится лучше? При написании экскурсии обязательно держите перед собой эти «Законы памяти» и проверяйте ваш текст. Это типа чек-листа для проверки качества вашей экскурсии (да и вообще любого выступления).
Тема экскурсии — это связь, это “красная нить”, которая проходит через все объекты маршрута. Она объединяет все воедино и строит красивую экскурсию. Когда идея доходит до слушателей, осознается ими, то у экскурсантов возникает будто бы озарение! Все встает на свои места, они видят картину целиком. Значит тема раскрыта.
Теперь понятно, почему экскурсовод должен иметь и постоянно держать во внимании свою главную тему и методично ее раскрывать при написании текста экскурсии на всем ее протяжении?
Власть идей или Как найти тему для экскурсии
В основе выбора темы всегда лежит история. И здесь экскурсоводу нужно не просто почитать и “зазубрить” историю родного края. Нужно углубиться, подумать и суметь выделить из истории особенно сильные моменты, яркие отличия, важные идеи. А потом составлять маршрут в нужной логической последовательности. Если на маршруте каких-то памятников уже давно нет, то нужно распечатать старинные фотографии, схемы, карты, рисунки и т.д., чтобы дополнить недостающие звенья цепи.
Как только вы осознаете какую-то сильную идею в истории вашего города, то тема появится сама собой.
Тот же пример. Мой город — Коломна (Московская обл.). Обычно местные гиды называют свои экскурсии: “Древний град Коломна”, или “Жемчужина Подмосковья”. Согласитесь, очень расплывчатые названия. Неясно о чем будет речь. Так и происходит то, что я описал выше — исторический винегрет.
Я же написал экскурсию на тему: “Коломна — вторая столица Подмосковья”. Это моя генеральная тема, так как на протяжении нескольких веков Коломна действительно была второй столицей в княжестве Московском. И здесь были все атрибуты столичного города: дворцы князей и епископов, каменные соборы, мощная крепость и т.д. Важнейшая историческая роль города и его памятники связываются воедино и представляются туристам.
На всем протяжении маршрута я доказываю, что название экскурсии — это не просто “для красного словца”. Все истории, легенды и памятники, которые я рассказываю и показываю, так или иначе подчеркивают мою генеральную тему. Через них я постоянно напоминаю туристам о главной теме, и до туристов (постепенно) доходит моя идея. В конце экскурсанты должны осознать важность, величие вашего города также, как и сам гид.
Вместо рецепта «винегрет», я кормлю моих туристов экскурсиями по рецепту «мясо по-французски», за что они мне очень благодарны, так как уходят более сытыми!
Тогда вы справились с задачей. Поздравляю!
Как найти много экскурсионных тем и зачем их так много нужно
Обычно у экскурсоводов на вооружении два, три стандартных маршрута. Соответственно две, три темы (если они вообще есть).
Далеко не всегда туристы могут заранее выбрать экскурсовода, который бы раскрыл им ту тему, которая им самим ближе или сумел бы вовремя переключиться, подстраиваясь под интересы туристов.
Именно поэтому есть мнение (особенно у детей или молодежи), что экскурсии — это что-то очень скучное. На самом же деле: просто тема не совпала с уровнем восприятия туристов.
Для детей должны быть свои экскурсионные темы, для молодежи другие, для обывателей третьи, для ученых четвертые. Может быть и одна тема на всех, но тогда экскурсовод должен уметь “говорить на разных языках”, учитывая уровень восприятия слушателей.
Но в идеале, у хорошего экскурсовода должно быть на вооружении несколько тем даже для одного маршрута!
Множество разнообразных экскурсионных тем позволит гиду:
1) Создавать новые интересные экскурсии даже по старым избитым маршрутам.
2) Заходить с разных неожиданных сторон.
3) Создавать совершенно новые маршруты.
4) Привлекать на свои экскурсии максимальное количество туристов.
В государственных музеях обычно подход серьезный, научный, академический. Темы выбирает и разрабатывает по ним экскурсии научный совет. Потом текст дают экскурсоводу, и он не имеет права далеко уклоняться от него. Такие музейные экскурсии конечно заслуживают всяческого уважения.
Но туристы в большинстве не слишком образованы. У них много пробелов в знании истории и серьезные научные экскурсии для них часто скучны и непонятны.
Частные экскурсоводы более свободны в выборе экскурсионных тем. Если музейным экскурсоводам платит зарплату государство, то индивидуальным гидам платят туристы. Поэтому нам жизненно важно выбирать такие темы экскурсий, которые вызовут максимальный интерес, любопытство у туристов. Тогда они не только заплатят с удовольствием, но и друзьям порекомендуют.
Итак, как находить сильные, яркие темы:
- Нужно найти в истории родного края яркие, мощные, уникальные явления.
- Выделить эти явления в отдельный список. Озаглавить их. Это и будут ТЕМЫ экскурсий.
- Отобрать все памятники, объекты, которые относятся к каждой конкретной теме.
- Описать, как конкретно, именно к этой теме, данный памятник относится.
Такая структуризация позволит вам самим ярко и четко увидеть все сильные стороны вашего края, поможет быстрее составить и написать экскурсию наполненную глубоким смыслом. О сильных сторонах вашего края и нужно будет говорить. Обыденность и серость никого не интересует.
Если вы все правильно сделаете, то у вас получится набор остро заточенных инструментов. Вы точно будете знать для какого случая нужно достать тот или иной инструмент. Вы сами и ваши экскурсанты сразу поймут, что вы настоящий мастер рассказывать истории и факты.
Как правильно применять темы в экскурсиях, чтобы не провалить «миссию»
Здесь бывает обычно два варианта.
- Вы представляете список ваших экскурсий на разные темы, а экскурсанты сами выбирают, что им больше нравится.
- Экскурсанты хотят что-нибудь интересненькое, но точно не знают, чего именно.
В первом варианте проще. Сразу понятно, что экскурсанты более осознанны, знают, чего хотят.
Во втором варианте гиду нужно понять уровень знаний, интересы и т.д. Я обычно немного знакомлюсь с туристами, спрашиваю откуда они приехали и выбираю тему, которая им будет ближе и понятней. Обязательно учитываем, если есть дети.
Например, для обычных экскурсантов лучше всего подходит тема «Москва и Коломна – две столицы княжества Московского», для детей – «Тайны и легенды Коломенского Кремля», для технарей-ученых – «Уникальные памятники архитектуры Коломны», для верующих и мистиков – «Чудотворные святыни» или «Места Силы».
Еще раз обращу ваше внимание на важность обозначения и раскрытия конкретной темы! Экскурсанты видят ваш город через вас! Сфокусировав внимание на важной и понятной их разумению теме, экскурсовод вдохновит своих туристов на нечто великое и прекрасное, удовлетворит их любопытство, приятно шокирует, а, возможно, вообще перевернет их представление об истории.
Где брать материалы для составления экскурсии и как с ними работать, чтобы быстрее составить и написать экскурсию
Я думаю, что в наше время проблем с количеством информации нет. Есть очень много проблем с качеством информации. Понятно всем, что для экскурсии можно брать материалы в библиотеках, архивах, интернете. А вот, как правильно работать с этой информацией – это очень важно!
У экскурсоводов-любителей возникает сильное искушение почитать всякие интересные захватывающие статьи и истории в интернете. А вот научные серьезные исследования и работы изучать хочется далеко не всем. Скучновато там копаться и под экскурсию адаптировать.
Я тоже так сначала делал. Но потом меня стали ловить на ошибках мои экскурсанты, задавая вопросы и споря со мной. И вот тогда я стал обращаться к авторитетным научным источникам, чтобы убедиться в своей правоте. И мне часто становилось стыдно. Оказывается, в интернете очень много исторического бреда. Разные статьи даже противоречат друг другу. Много фантазеров на YouTube просто выдумывают исторические факты на ходу.
Да, никто не может знать всё! Но по своей узкой конкретной теме экскурсовод должен знать больше всех. Он должен знать наиболее точную информацию из реальных источников или от адекватных исследователей. Нужно также проверять информацию, чтобы в случае спора, экскурсовод мог легко сослаться на источник его знаний, а не на байку фантазера-блогера.
Но начинать все-таки надо с интернета!
Так намного быстрее. Там блогеры, журналисты уже наверняка нашли массу шокирующих идей для экскурсий. Это их работа. Берем эти идеи, проверяем их в качественных источниках, отбираем самые яркие и достоверные и пишем экскурсию. А ложные и полностью выдуманные идеи нам тоже пригодятся. Ведь теперь после проверки, вы легко сможете их опровергнуть и будете выглядеть еще более выгодно как специалист.
«Все наоборот» или Лучший подход к составлению экскурсии
по моему мнению, он такой:
1) Найти в интернете интересные, захватывающие истории, факты о вашем крае.
2) Проверить темы и идеи в источниках. (После отбора вы уже будете читать не все подряд, а источники именно по этим темам)
3) Написать простым (или литературным) языком по каждой интересной теме отдельную статью или экскурсию, опираясь на источники, а не на блогеров.
4) Спланировать маршрут по теме.
5) Напечатать необходимые фотографии, иллюстрации, карты, схемы и т.д.
Как выбрать удачную тему и маршрут, если вы начинающий экскурсовод
Если вы частный гид (особенно начинающий), которому нужно зарабатывать деньги и кормить семью, то сначала всегда начинайте с маршрутов, по которым уже путешествуют туристы. Подбирайте популярные темы, которые уже известны. Не нужно изобретать велосипед. Наверняка, самые лучшие маршруты уже разработаны до вас. Просто посмотрите какими дорогами водят туристов ваши коллеги.
Вас пока никто не знает. У вас нет личного бренда. Но зато ваш город или край завлекает путешественников своими красотами, загадками, памятниками. Пользуйтесь этим.
Однако, с помощью данного метода, о котором я в этой статье и рассказываю, вы можете значительно улучшить чужую готовую экскурсию. Я сам так и делал в начале. Мне давали готовый текст экскурсии. Я смотрел его, проверял, выделял новую яркую генеральную тему. Структурировал, добавлял эмоциональных историй. И у меня получалась моя личная оригинальная экскурсия! Причем с минимальными усилиями.
Это вообще, стал мой некий навык обработки информации. Данную статью я пишу по этому же методу. Заметили? Это гремучая смесь того, что было в интернете и моего опыта «из головы». С чистого листа очень тяжело писать, даже если вы великий эксперт в данной теме. Легче сначала посмотреть, что другие написали, потом найти их ошибки и пробелы. И потом уже писать в полной уверенности, что ваша информация будет актуальна и оригинальна (как в дипломной работе гуманитарных ВУЗов, если вы там учились).
Потом, когда накопите много благодарных отзывов и вас будут рекомендовать друзьям, вы построите ваш личный бренд экскурсовода. Ваше имя станет известным и люди будут заказывать экскурсии только у вас. Тогда вы сможете разрабатывать более редкие, эксклюзивные темы и маршруты. И их будут покупать! И будут покупать дорого!
Вам также будет полезна моя статья: «Как продавать экскурсии туристам каждый день — личный опыт», в которой я рассказываю о самых лучших способах продаж экскурсий и нахождения клиентов в наше время.
Почему надо обязательно ПИСАТЬ текст экскурсии своими словами
Чтобы составить качественную и интересную экскурсию её надо… написать!
Да, да, именно написать! Своими словами.
Если экскурсовод никогда еще не писал текст экскурсий для себя, а только запоминал и рассказывал то, что писали другие, то его экскурсии никогда не будут зажигательными. И неважно сколько лет он уже работает. Может быть его экскурсии будут правильными, достоверными, но зажигать не будут. Ведь для того, чтобы зажечь других нужно иметь огонь в себе. И зажигается этот огонь экскурсовода тогда, когда вы пропускаете информацию через себя и пишите текст своей экскурсии.
Я много раз проводил этот эксперимент. Читал, запоминал, рассказывал. Вроде все очень даже не плохо получалось. После сотен повторений наступает усталость, потом выгорание. Идеи экскурсии больше не кажутся выдающимися, понимаешь, что продаешь воздух. Смысл и желание работать пропадают.
И тогда я начинаю писать. Снова поднимаю источники, перечитываю. Нахожу новые факты, проверяю. По мере написания отдельных экскурсионных статей приходит Видение новой глубины. История оживает и снова начинает вдохновлять. Переписываю свою экскурсию, исходя из новой глубины своего видения.
И вот я как новенький! Мне снова хочется в бой! Мне не терпится поделиться с миром моими открытиями, идеями, великими историческими событиями.
Писать нужно своими словами, делать выводы, вдумываться, анализировать, задавать вопросы самому себе. Почему именно так произошло в той истории? Как объяснить поступок известной личности, который изменил многие судьбы? Какие реалии времени оказывали влияние на психику людей, заставляя их поступать так, а не иначе? И так далее. Когда начинаешь отвечать на эти вопросы, тогда и приходит видение разума.
Например, были времена, когда соль и сахар стоили на вес золота, за них велись войны. Представьте себя в это время. И вам многое станет понятно.
Экскурсовод-мастер должен видеть историю. Тогда он легко сможет буквально погрузить своих слушателей в другую реальность и зажечь их своими идеями.
Можно, конечно, так не заморачиваться, как я сейчас написал. Это совет только для тех гидов, которые хотят, чтобы их экскурсии были по-настоящему интересными, зажигательными (а не просто были). И это очень классная практика борьбы с выгоранием экскурсовода. А вы уж сами решайте, надо вам это или нет.
Процесс самостоятельного написания экскурсии раскроет ваш внутренний творческий потенциал и усилит вашу энергию многократно. Это будут чувствовать и ваши туристы.
«Кошмар экскурсовода» или как составить и провести экскурсию для детей, чтобы им не было скучно
Вы знаете, чего больше всего боятся экскурсоводы? Детей! Да, да, детей, я не опечатался.
Дети не будут делать вид, что им интересно, если это не так. Они не будут терпеть нудную экскурсию. Они будут шуметь, отвлекаться и т.д. И чем больше детей в группе, тем сложнее удерживать их внимание.
Работать с детьми действительно трудно. У меня на экскурсии были группы детей более 40 человек, и я знаю, о чем говорю. Чтобы составить интересную экскурсию для детей нужен особый подход.
Вот правила, которые я лично использую, составляя и проводя экскурсию с детьми:
1) Детям нужно задавать много вопросов. Их нужно вовлекать в экскурсию. Естественно, учитывая их уровень разумения.
2) Детям нужно давать задания-поиски. Для этого им можно дать карту, схемы древнего города. Описать, как выглядит важный объект экскурсии и попросить его найти.
3) Нужно рассказывать простым языком, ритмично, с паузами. Дети должны успевать следить за мыслью экскурсовода. Можно даже переспрашивать их. Понятно ли я рассказал? Обратная связь с детьми – это важно.
4) Дети очень тонко и быстро считывают отношение экскурсовода, его чувства. Гид должен рассказывать эмоционально, искренне переживая за то, о чем он говорит. Если экскурсоводу наплевать на своих героев и памятники, то также и детям будет наплевать на всю экскурсию и самого гида.
5) Детям нужно рассказывать больше историй, пробуждая их воображение. Через истории их надо знакомить с достопримечательностями на маршруте.
С моей точки зрения, экскурсии для детей могут проводить только самые настоящие мастера своего дела. Экскурсия – это не лекция в институте. Это максимально близко к выступлению актера или журналиста. И здесь не только нужно иметь исторические знания, но также очень важно уметь общаться и убеждать своих слушателей.
Ведь экскурсовод выступает в роли лидера, ведущего и должен соответствовать этой роли. И чем большее количество человек (особенно детей) идет за гидом, тем больше энергии он должен уметь отдать этим людям.
Создание портфеля экскурсовода. Шпаргалка для гида или визуализация для туриста?
Портфель экскурсовода – это комплект фотографий, карт, схем и т.п.. Психологи давно доказали, что информация усваивается намного лучше, если задействовать максимальное количество органов чувств.
А через зрение мы воспринимаем 80% информации.
Я часто вижу экскурсоводов без «портфеля». Однако, считаю, что портфель действительно очень важен.
Во-первых, для самого экскурсовода. Фотографии в портфеле расположены в строгой логической последовательности и помогают не сбиться, не запутаться самому гиду. Особенно начинающему экскурсоводу такой комплект помогает как шпаргалка.
Во-вторых, туристам намного легче представлять и сравнивать, что было раньше, и как выглядят памятники сейчас. Экскурсанты, видя старинные фотографии, карты и схемы, проникаются ощущением истинности слов экскурсовода. Все это вызывает больше доверия, уважения и благодарности к гиду-специалисту.
Для детей особенно необходимо использовать такие наглядные пособия. И чем их будет больше, тем лучше.
Резюме
Итак подведем итоги.
Чтобы составить и написать интересную экскурсию, за которую туристы будут вас благодарить и писать восторженные отзывы нужно:
- найти главную тему экскурсии, исходя из истории и памятников вашего региона
- эта тема должна выделять сильные, яркие стороны вашего региона
- тема должна затрагивать сильные идеи, наводить на размышления, удивлять
- вы должны писать текст экскурсии учитывая уровень образования ваших туристов
- вы должны написать разные варианты экскурсий на одном маршруте для разных туристов
- нужно использовать интернет для ускорения поиска, но обязательно проверять информацию в источниках
- сначала выбирайте популярные маршруты и темы
- пишите экскурсии своими словами, простым легким языком, даже на специальные темы
- для детей пишите экскурсию отдельно с элементами игры, поиска, вопросов-ответов, но не забывая о теме, которая будет им тоже понятна
- используйте фото, карты, схемы
- включайте истории, эмоционально окрашивайте текст
Итак, друзья, в этой статье я не только рассказал, как составить и написать экскурсию, но и как сделать её максимально интересной для любых категорий ваших экскурсантов. Пишите ваши экскурсии легко, быстро, увлекательно, и мой метод, надеюсь, вам в этом поможет. Если возникнут какие-то вопросы, то пишите их в комментариях, я постараюсь ответить.
Внимание НОВИНКА, этот урок здесь!!! Если вы частный гид или планируете им стать в 2022 г, то обязательно скачайте БЕСПЛАТНО мини-книгу «Создание Системы продаж экскурсий через личный сайт с нуля. Пошаговое руководство». В ней я показываю самую современную технологию, как можно получать стабильный поток туристов через личный сайт. Раскрываю, как можно создать этот сайт самостоятельно (без программистов и дизайнеров). Даю методику, позволяющую частному экскурсоводу построить личную систему продаж экскурсий через интернет.
»Забирайте, пока ваши конкуренты еще не внедрили эту технологию в вашем городе!
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Пью кофе и втыкаю гвоздички в апельсины — готовлюсь к экскурсии..
Ароматы цитруса и гвоздики напоминают окружающим о зиме. Люди, проходя мимо моего столика, улыбаются. Апельсиново-гвоздичная терапия действует и на меня: я радостно выбегаю на улицу, а там снег… первый в этом году.
Здравствуй, Рождественская экскурсия! Нет, сегодня день рожденьческая. Дети чудесны, а родители — восхитительны!
Мне часто предлагают вести экскурсии у детей, считая это чем-то достаточно сложным. На мой взгляд, детская экскурсия — удивительное дело, простое и сложное одновременно, но важно, что от детей сразу чувствуешь отдачу, признательность и любовь.
Что самое главное в детской экскурсии?
Несколько советов для мам, пап, бабушек и дедушек, которые гуляют с детьми по Петербургу и хотят, чтобы дети слушали и слышали ваши исторические рассказы:
1. Мыслить яркими образами, которые понятны детям.
Сначала вы сами должны увидеть образ того, о чем рассказываете. Картинка должна быть цветная, подробная и вызывать чувства лично у вас.
Например, садовник Елисеев вырастил в оранжерее для графа Шереметьева землянику в Рождество. Гости — в изумлении, граф в волнении восклицает: «Проси, чего хочешь!»
Очень ярко все себе представляю: и камзол графа, и плетеную корзинку, и снег за окном, мороз до −40 и аромат земляники. Поэтому рассказывать легко. И сами собой рождаются вопросы к детям: «Что случилось дальше, как ты думаешь?» Если картинка яркая, то ребята легко придумывают и погружаются в историю. Куда поехали Елисеевы, когда стали свободны? Что стали делать? Легко им было в Петербурге? А что бы ты стал делать на их месте, будь у тебя 100 рублей? И тут хорошо бы от слов перейти к делу.
2. Найдите вещь, деталь, которая характеризует вашего героя, историю.
Проще, конечно, воспользоваться иллюстрацией, картинкой, фотографией. Но лучше всего найти вещь, которую можно потрогать, понюхать, отгадать загадку связанную с ней. Например, с купцами Елисеевыми я даю ребятам апельсин, на нем гвоздикой выложены буквы фамилии. Буквы разбросаны и из них надо составить слово (апельсинами Елисеев стал торговать на Невском проспекте).
Рассказывая про Петра I, люблю давать детям карту местности Петербурга XVIII века и предлагаю проложить примерный план города (это для детей постарше, конечно). Когда идём в Фотосалон — даю фотографию и предлагаю найти точку, с которой она была сделана. В Летнем саду предлагаю ребятам самостоятельно вылепить некоторые из скульптур. Все, что дети потрогали, приложили усилия к разгадке — запомнится им надолго.
Непросто найти то, что попадает, как говорится, в десяточку, но сам процесс того стоит! Лично для меня — это самое интересное в экскурсии: процесс поиска той самой исторической детали.
3. Лучше меньше, но лучше.
Дети даты не запоминают, особенно когда стоят, слушают даже самые интересные истории от силы минут 5-7. Поэтому весь исторический рассказ надо уложить в 15-20 минут, а всю экскурсию в 1,5 часа максимум.
И после такого погружения оставлять у детей желание узнать больше, но уже самостоятельно. Не так, «что я тебе всё рассказал, а вот ещё вспомнил, послушай меня внимательно». Нет! Наполните ваше общение диалогом, поиском, пробежками, фотографированием и открытиями мест.
4. Поощрение, приз, вкусняшка в конце исторической прогулки.
После экскурсии мы идём обедать, ужинать или полдничать. Очень здорово, если еда, которую вы предложите ребятам, будет иметь отношение к сегодняшней прогулке. Пусть не вся, но опять же деталь запомнится надолго и сделает трапезу «исторической» и увлекательной. И даже если вы чувствуете, что дети устали от исторической информации, можно просто сказать, что наш герой любил именно это.
Если у вас мальчишки и вы побывали в музее Суворова, то съесть гречневую кашу и щи в хлебе — это прямо обязательно. А если вашими героями стали императоры — возьмите с собой кружевную салфетку и парочку фарфоровых тарелочек. Даже в военных походах императоры кушали просто, но всегда с серебром и на фарфоре. И этот день станет особым.
5. И последнее, моё любимое: легко забыть, все что вам говорят и всё, что показывают, но мы никогда не забудем атмосферу, когда нам хорошо.
Атмосфера создаётся вашим увлечением, интересом и желанием поделиться открытиями! Не «мои дети должны знать историю города, в котором живут», а — «Ого, оказывается, первый трамвай пошёл по льду Невы, а первый поезд имел такую же скорость, как и сегодняшние электрички, а загранпаспорт мог выдать старший дворник». И таких открытий множество.
Удивляйтесь, играйте, открывайте историю вместе с детьми! Любовь к городу она внутри нас, и ребенок все чувствует и понимает, просто говорить об этой любви надо творчески. К взрослым экскурсиям у меня примерно такой же подход. И пусть это не всегда понимают коллеги по цеху, но разбудить внутреннего ребёнка в серьёзном взрослом — это очень увлекательно!
Сейчас заметно ужесточились правила для вывоза детей на экскурсию. Данная статья поможет разобраться во всех правилах и тонкостях. А также поможет выбрать экскурсию, настроить и организовать детей, договорится с родителями.
Педагог на собственном опыте рассказывает об особенностях организации детского выезда, учитывая возрастные и сезонные факторы. Автор затрагивает тему связи с учебно-воспитательным процессом и говорит о том, какие документы нужно собрать.
Как правильно организовать экскурсию
Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.
Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.
Польза от школьных экскурсий затрагивает и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:
- расширение кругозора;
- углубление школьного материала;
- налаживание отношений между учащимися;
- жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
- повышение мотивации к учебе;
- выработка позитивного отношения к школе.
Выбор экскурсии
Педагог имеет право выбрать экскурсию самостоятельно, но лучше сначала посоветоваться с родителями на собрании. В начале года я сразу говорила, куда бы хотела свозить детей, и оценивала реакцию родителей. Особенно осторожно нужно быть, предлагая массовый выезд за границу – это не всем может быть по карману. Но ведь наша задача охватить как можно больше учащихся, а не ехать с маленькой группкой. Так что нужно выяснить вопросы платежеспособности родителей заранее. Я обычно задавала вопросы так: «кто поддерживает идею выезда?» и «кто точно не поедет по каким-либо причинам?».
Может, кто-то из родителей подаст вам интересную идею. К тому же, среди них могут быть работники музеев, галерей и заводов, где проводятся экскурсии. Возможно, имеются представители интересных профессий, и кто-то даже сам захочет рассказать о ней детям и показать место работы.
СОВЕТ: Попробуйте сразу найти себе помощников среди родителей для решения организационных вопросов. Спросите, кто мог бы заняться автобусом, связаться с турфирмой. Может кто-то сможет взять на себя питание в поездке или фотосъемку.
С детьми лучше тоже обсудить, что им будет интересно. Я иногда зачитывала ребятам вслух предложения турфирм, и мы вместе обсуждали варианты.
Экскурсия должна быть в радость, а не очередным скучным выездом «потому что так надо». Думайте не только о пользе детям в плане знаний и опыта, но и о впечатлениях, которые учащиеся привезут с экскурсии и сохранят на всю жизнь. В моей деятельности были по-настоящему скучные познавательные экскурсии. А были почти бесполезные, но у детей так горели глаза, они так искренне радовались, что это было оправдано.
Возрастной фактор
Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.
Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.
Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада. Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.
Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.
Сезонный фактор
Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.
Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек. В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы и другие места по желанию.
Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.
Связь с учебно-воспитательным процессом
Какие учебно-воспитательные цели для вас, как для педагога, сейчас актуальны? Можете ли вы углубить знания, повысить интерес к какому-то предмету с помощью экскурсии?
Проанализируйте, что сейчас актуально для вашего класса, сверьтесь с планом учебных занятий и решите, какая цель вам сейчас наиболее важна:
- патриотическое воспитание учащихся;
- расширение знаний о мире, других странах;
- повышение мотивации к труду и трудовой деятельности;
- воспитание любви к искусству;
- расширение знаний об экологии вашего города и мира;
- развитие экономической грамотности;
- расширение исторических знаний;
- изучение природы;
- расширение познаний в области географии.
В соответствии с выбранными актуальными целями, временем года и учебным планом подберите объект экскурсии:
- места, имеющие историческое значения и хранящие в себе память о важных событиях;
- строения, на основе которых можно изучать архитектуру или внутреннее убранство прошлых веков и бытовой уклад;
- природные объекты – лес, роща, море, горы, озеро;
- заводы, фабрики и производства;
- храмы и церкви;
- музеи, галереи, выставки;
Детям предварительно стоит рассказать, с какой целью вы отправляетесь на экскурсию, чтобы они не воспринимали ее просто как развлекательную прогулку. Предложите ребятам вопросы, на которые им нужно будет ответить в ходе экскурсии, раздайте задания для мини-исследований.
С младшими школьниками такую работу можно провести в виде игры. Можно представить себя историками, географами, биографами, исследователями или детективами.
Какие вопросы обсудить перед экскурсией
Если экскурсия намечается долгая, от нескольких часов, нужно детально обговорить с учащимися и с родителями, что взять с собой. Опыт показывает, что иногда разговоров мало, и необходимых вещей часто не оказывается. Так что лучше раздать памятку со списком всего, что нужно взять с собой в поездку.
Нужно быть готовым к разным обстоятельствам. Например, отправляясь к водоему, лучше захватить с собой запасные сухие носки и средство от комаров. Если едете за город на природу – обсудите продукты для пикника и постарайтесь организовать с родителями горячее питье в термосах или термостатах. Не забудьте напомнить про теплые вещи. Когда за окном солнце, многие родители и не думают, что куртки могут пригодиться.
Многочасовые экскурсии предполагают наличие горячего питания. Возможно, есть смысл заранее заказать обед в кафе по дороге. Обязательно нужна чистая питьевая вода для всех.
Если предстоит поездка в автобусе более 3-х часов, продумайте, как обеспечить детей сухим паком.
СОВЕТ: Организуйте фотографа в поездке, чтобы остались яркие профессиональные снимки. Может кто-то из детей увлекается фотографией или среди родителей есть фотограф. Можно даже нанять профессионала.
Еще интереснее, если у кого-то из родителей есть возможность сделать видеосъемку, а потом смонтировать небольшой ролик. Такой документальный фильм будет интересен всем, и даже можно будет снова посмотреть его всем вместе через несколько лет на выпускном.
С детьми важно проговорить заранее правило поведения на экскурсии. И как следует вести себя в автобусе. Уведомите детей, что в транспорте:
- запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
- есть во время движения автобуса;
- громко общаться, кричать;
- кидать мусор;
- портить кресла, ремни и другие детали автобуса;
- если замечена поломка – необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.
Я не всегда была готова к тому, что от перевозбуждения поведение детей становится плохо контролируемым. Так что постарайтесь максимально обезопасить себя в плане дисциплины.
Транспорт для экскурсии
Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:
- исправные ремни безопасности;
- световая и звуковая сигнализация;
- наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
- присутствие дополнительных камер и зеркал;
- автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
- наличие тахографа;
- навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- наличие двух огнетушителей и трех аптечек;
- присутствие знаков «дети»;
- действующие противооткатные упоры.
Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.
Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.
Требования при проведении экскурсии
Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились.
- На один автобус предполагается количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих.
- Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение.
- После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
- Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
- Скорость не должна превышать 60 км/ч.
- У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
- Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
- На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
- Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума.
- В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
- Если в пути возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.
Документы для экскурсии
К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:
- Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
- Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
- Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
- Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
- Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.
ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками.
- Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
- Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
- Сведения о медработнике, копия его лицензии.
- Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
- У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.
Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.
После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.
Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»
Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений! 🙂
КЛАССные поездки: как организовать экскурсию, чтобы все были довольны
Фотографии: АГН Москва. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Если для детей выездная экскурсия — это увлекательная поездка за новыми впечатлениями, то для ее организаторов — сложный многоступенчатый процесс, в котором важно предусмотреть все мелочи. Рассказываем, что нужно учесть педагогу, чтобы это полезное мероприятие прошло без происшествий.
С чего начать подготовку к экскурсии
1. Определитесь с целями и маршрутом.
Обычно цели экскурсий бывают такими:
- получить знания о культуре, искусстве, науке.
- патриотическое воспитание;
- повысить мотивацию к труду;
- изучить природу, повысить экологическую осознанность;
- познакомиться с историей города;
- познакомиться с современным производством, профессиями/
2. Спланируйте поездку с учетом возраста учеников.
От этого зависит и направленность экскурсии, и выбор места назначения, и количество времени на то, чтобы до него добраться. Если со старшими школьникам получится отправиться даже в многодневное путешествие, то дети в начальной школе едва ли способны выдержать в дороге более 3-х часов.
3. Учитывайте погодные условия.
В холодную погоду и межсезонье не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу. Лучше посетить дом-музей, галерею или научный центр, чтоб школьникам не пришлось долго находиться на улице. Весной можно заняться в исследованием природы и архитектуры города.
4. Приурочьте экскурсию к празднику или памятной дате.
Поездка будет более запоминающейся, если она пройдет на соответствующем информационном фоне.
5. Заручитесь поддержкой родителей учеников.
Попробуйте сразу найти себе помощников среди них для решения некоторых вопросов, ведь организация экскурсии – дело не простое. Узнайте, кто мог бы заняться автобусом, взять на себя фотосъемку или питание в поездке.
Какие документы потребуются
На основании постановления Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 (пункт 4 “д”) для организованного выезда детей нужны:
- список учащихся (ФИО, даты рождения, возраст, номера телефонов их и родителей);
- список сопровождающих (ФИО и контактные данные);
- маршрут движения с отметками всех остановок по времени.
Это необходимо, если поездка планируется на расстояние и длительность более трех часов (в одну сторону);
- схема размещения детей в автобусе по местам;
- сведения о медработнике, копия его лицензии.
Сопровождение медработника требуется, только если вы едете транспортной колонной (не менее 3-х автобусов) и пробудете в пути более трех часов;
- приказ директора (если экскурсия проходит во время уроков);
- заказ-наряд на предоставление транспортного средства. Форму заказ-наряда предоставляет перевозчик;
- уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД;
- список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
Как выбрать транспорт
Заказывать автобус стоит через надежную транспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Транспорт для выездных экскурсий должен соответствовать всем современным требованиям:
- исправные ремни безопасности;
- световая и звуковая сигнализация;
- наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
- присутствие дополнительных камер и зеркал;
- автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
- наличие тахографа;
- навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- наличие двух огнетушителей и трех аптечек;
- присутствие знаков «дети»;
- действующие противооткатные упоры.
Если транспортное средство отвечает всем требованиям безопасности, можно заключить договор фрахтования. Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.
Как подготовить учеников
Если в пути придется провести более 2-х часов, лучше составить и раздать памятку с подробным списком всего, что нужно взять в поездку. Зимой стоит включить в список теплые или запасные вещи, а летом — напомнить про достаточное количество питьевой воды, головные уборы, средства от насекомых.
С детьми необходимо заранее проговорить правила поведения на экскурсии и то, как следует вести себя в автобусе. Расскажите, что в транспорте:
- запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
- есть во время движения автобуса;
- громко общаться, кричать;
- кидать мусор;
- портить кресла, ремни и другие детали автобуса;
- если замечена поломка — необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.
Чтобы дети были более вовлечены в происходящее в ходе поездки, предложите им задания, викторины, а также вопросы, на которые им нужно будет ответить после экскурсии, раздайте бланки для мини-исследований.
Правила выездных экскурсий
- Группа для экскурсии — от 10 до 40 человек.
- На каждые 25 человек приходятся два сотрудника школы.
- На один автобус приходится столько взрослых сопровождающих, сколько дверей у транспортного средства. Один из сопровождающих назначается ответственным весь процесс посадки и высадки детей.
- Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
- У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование.
- Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
- Поездка осуществляется до 23:00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение.
Материалы по теме:
- 5 туристических маршрутов для педагогов-путешественников;
- Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики;
- Гид по детским «паркам профессий»
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Населенный пункт: Республика Крым, г. Севастополь
В течение последних лет в стране встал вопрос о политике государства в области воспитания молодого поколения, важной частью которого является дополнительное или внешкольное образование. Если школьное образование дети получают в полном объеме согласно государственным стандартам, то дополнительное разнообразно и многопланово. Дети могут выбрать то, что им близко, интересно, отвечает их потребностям. И в этом особая ценность внешкольного, дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных в школе, помогает самоопределению, дает возможность жить, реализуя свои возможности. Из окружающих объектов, предметов, явлений даже маленький человек выбирает те, которые представляют для него интерес, притягивают его внимание. Внимание – это всегда выделение чего-то и сосредоточенность на этом. Все развитие человека, умственное и нравственное, выражается в направлении внимания, которое, конечно, развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности. Это происходит, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами воздействия на формирование личности ребенка, его интеллекта являются экскурсии, прогулки, знакомство с новыми местами, памятными событиями. Экскурсия, как живая, непосредственная форма общения, вызывает эмоциональную отзывчивость, формирует нравственный облик. Красота окружающего мира воспитывает эстетическое отношение к объектам культуры и искусства. В связи с вышеизложенным, возникла необходимость представить практический результат, сформулировав тему музейно-краеведческой практики как «Особенности организации и проведения детской экскурсии», проведенной в галерее. Таким образом, были поставлены следующие цели для раскрытия данной темы: теоретически обосновать, разработать методические рекомендации по организации и проведению именно детской экскурсии, на основе рекомендаций создать условия для становления всесторонне развитой личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических, культурных и искусствоведческих ценностей.
Для достижения этих целей поставлены задачи: формировать у детей нравственное, гуманистическое отношение к представляемым экспонатам, памятникам как части общей культуры человека, воспитывать музейную культуру, умение слушать и анализировать полученную информацию, совершенствовать коммуникативность, приобщать детей к плодотворным способам и формам проведения свободного времени через вовлечение их в культурную деятельность.
Актуальность темы объясняется возможностью использовать нестандартные методы для обогащения знаний детей об окружающем мире, в возможности воздействовать на внимание, интерес детей к формированию эстетического отношения к разнообразным явлениям жизни, культуры.
Практическая значимость выводов данного исследования в использовании в работе педагогами школы и сотрудниками музеев и выставок для создания оптимальных для восприятия сообщений, информации детьми определенного возраста в соответствии с их возможностями, т.к. подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребенка происходит исключительно при непосредственном его участии и желании добиться успеха.
Современными авторами учебных пособий по педагогике разработан ряд рекомендаций, позволяющих опереться на них при раскрытии данной темы. Так, например, Сластенин В.А. дает определение экскурсии как специфического учебно-воспитательного мероприятия, Тюмасева В.И. считает, что это особая форма просвещения детей, Олесюк Л.Н. отмечает экскурсию как форму организации познания окружающего, а Виноградова Н.Г. выделяет педагогическое значение экскурсий. Использование внешкольных и дополнительных средств образования открывает новые возможности и перспективы.
1 Экскурсии: методика разработки, подготовка, тематика
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». Первоначально обозначало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Таким образом, экскурсия – это посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством экскурсовода, главной функцией которого является не только передача знаний, но и максимально эффективное усвоение их экскурсантами. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические, по месту проведения их принято делить на музейные, городские, загородные, в пути следования (дорожный обзор). По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на категории: детей и школьников, взрослых: студентов, учащуюся молодежь и т.д.; городских жителей, сельских жителей местное население, приезжих туристов, индивидуалов.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных этапа: 1)предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение, определение задач и целей экскурсии; 2)отбор объектов, на которых будет построена экскурсия; 3)непосредственная разработка включает в себя – составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала, работу над содержанием экскурсии, написание контрольного текста, выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения, подготовку методической разработки новой экскурсии, написание индивидуальных текстов. Схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Очень важно, чтобы экскурсия была интересна, не перегружена потоком ненужной туристам информации, а способ подачи – не утомительным. Работа начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же цели, например, эстетическое воспитание, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в области науки, культуры и т.д. Экскурсовод передает аудитории свое видение объекта, оценку
памятного места, понимание исторического события, подводит участников экскурсии к необходимым выводам и оценкам, добиваясь эффективности мероприятия. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, лаконичными, эмоциональными, содержательными. Большой силой обладают манера поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Проявление педагогического такта, вежливости, терпимости, выдержанности, способствуют созданию спокойной деловой обстановки, позволяют избежать возникновения негативных ситуаций. Текст, который произносит экскурсовод, призван обеспечить тематическую направленность рассказа, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, освещенные в экскурсии, дается объективная оценка показываемых объектов.
Методика проведения экскурсии предполагает изучение, систематизацию, формулировку, разъяснение методических приемов. Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсовода, как механизм, совершенствующий подачу материала, как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом использования всех органов чувств экскурсантов. Делится методика на две части: методику показа и методику рассказа, при этом необходимо соблюдать следующие требования – первичность показа над рассказом, сочетание рассказа с показом, выбор наиболее эффективных приемов, обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, обеспечение внимания к теме на протяжении экскурсии. Работа по подготовке и проведению экскурсии должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Этот критерий является важнейшим и при подготовке музейной экскурсии, т.к. обилие экспонатов в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов
руководствуются темой и целью экскурсии, отбирая только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные, необходимые для характеристики важнейших сторон исторических процессов, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. Основная функция музея – собирание, хранение и пополнение коллекций ценными материалами. Хорошо подготовленная экспозиция музея представляет собой основу для успешного проведения экскурсии, которая, как правило, в музее проводится научными сотрудниками. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной же 10-12 залов, но 5-10 памятников. Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, зоологические, медицинские и т.д.), исторические (военно-исторические, археологические, боевой славы и т.д.), искусствоведческие (национального, зарубежного, народного изобразительного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные), технические (политехнические, отраслевые), мемориальные, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, общественным, военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов: взрослых или детей, молодежь, иностранцев и т.д. Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию.
2 Особенности организации детской экскурсии
Самым доступным способом в деле дополнительного образования и воспитания детей является экскурсия. Выше было отмечено, что экскурсия – это коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста, экскурсовода, в образовательных и воспитательных целях. При этом следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся, подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.
Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания, его небольшая устойчивость, неумение длительно сосредоточиться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания. Непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные моменты события – превалирует. Дети могут упустить важные и существенные моменты в преподносимом материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают интересными деталями. Поэтому опытные педагоги, работающие с детьми, стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание, чтобы изложение материала было предельно наглядным. Отсюда вытекает одна из важных задач подготовки и организации детской экскурсии: использовать такие педагогические и методические приемы, которые будут способствовать развитию произвольного, устойчивого внимания детей. Необходимо выделить эти особенности, охарактеризовать их, выявить их значение для определенной возрастной группы. При проведении экскурсий, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов, явлений, сопоставлять и сравнивать их, замечать их связи и отношения.
Какими же бывают экскурсии для детей? С какой целью проводятся? Какое значение имеет эта форма организации работы для детей? Для детей экскурсия – это путешествие, выход из тесных стен официального учебного учреждения на вольный простор (по словам З.И.Тюмасевой). Любое путешествие создает особый своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Люди
становятся веселее, раскованнее, общительнее и появляется своеобразное желание без всякого принуждения воспринимать окружающий мир. Вся гамма положительных переживаний, рожденных даже кратковременным путешествием, делает его особенно привлекательным и желанным. Поэтому методика подготовки и организация любой экскурсии для детей должна исходить из специфики ее как небольшого путешествия. Н.Ф.Виноградова выделяет три основные стороны детских экскурсий: эмоциональную, содержательную и организационную. Эмоциональная сторона выражается в поддержке состояния, которое вызвано экскурсией. Это достигается снятием авторитарного руководства, поддержание чувства свободы, раскованности. Следует избегать дисциплинарных замечаний, прямых указаний и наказаний. Содержательную сторону составляет четко определенное программное содержание, система и последовательность вопросов. Организационная сторона – в четком продуманном плане организации. Одна из сторон этой организации – продолжительность экскурсий, которая должна, в отличие от «взрослых» экскурсий, длиться от 40-45 минут до 2 часов. Главной задачей при проведении таких экскурсий является концентрация внимания детей на конкретном представляемом объекте. Для ее осуществления необходимо обеспечить каждому маленькому экскурсанту условия, чтобы он не просто смотрел, но и видел, не только слушал, но и слышал. Вот несколько правил проведения различных экскурсий. Придерживаясь их и используя, ведущему экскурсии будет несложно организовать ее, подготовиться и заинтересовать детей.
Перед началом предварительно сообщить цель, план и маршрут. Провести инструктаж о правилах поведения на природе, в музее, о поддержании определенной дисциплины. Следует организовать активную работу экскурсантов, не оставляя их только зрителями и слушателями. Длинных словесных объяснений и отступлений от темы лучше избегать. Не следует перегружать детей множеством специальных терминов и названиями объектов, как и рассматривать более 8-10 объектов. Очень важно умение правильно показывать предметы на экскурсии, даже самые мелкие. Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся должны содержать элемент разрядки – игры, вопрос-ответ и т.д.
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают не общеобразовательные элементы, а познавательные и воспитательные. Ведущий экскурсии должен давать информацию, пользуясь выдержками из произведений художественной литературы, сравнениями, стихами, интересными фактами.
В план подготовки экскурсии входит:
– определение темы, т.е. то, что является ее основой, на чем строится показ и рассказ;
– определение цели экскурсии, например, трудовое воспитание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, знакомство с особенностями природы края.
– определение экскурсионного объекта, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Это могут быть памятные места, природные объекты, экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки, памятники археологии. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, постепенно переходя к анализу внутреннего содержания;
– составление текста экскурсии по плану: введение, основная часть, заключение. Введение занимает не больше 3-5 минут и оформляется в форме рассказа или беседы. В основной части следует обратить внимание на то, чтобы экскурсия не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер. В заключении обобщаются новые сведения, формируются главные предложения.
– подведение итога экскурсии.
Исходя из вышесказанного следует, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний.
3 Особенности проведения детской экскурсии
Все виды искусства, а их тринадцать (архитектура, скульптура, живопись, графика, фотография, литература, театр, кино, цирк, хореография, телевидение, музыка, декоративно-прикладное), являются объектом изучения эстетики, которая имеет свой понятийный аппарат. Это идеалы, категории, форма внутренняя и внешняя, гармония содержания и формы, художественный образ и средства его выражения и т.д. Чтобы умело воздействовать на экскурсантов, формировать их эстетическое сознание, воспитывать вкус, вызывать творческие сопереживания, объединяющие зрителей и автора, ведущий экскурсии, экскурсовод, должен понимать, знать, уметь пользоваться этим понятийным аппаратом, обращая внимание на содержание, композицию, цвет, форму, материал, ритм, пропорцию и т.д., учитывая возрастные особенности маленьких экскурсантов, о которых сказано выше. В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии происходит в процессе общения с экскурсионными объектами, что позволяет решить основную задачу проведения экскурсий для детей – знакомство и постижение детьми духовного опыта человечества.
Теперь можно перейти к практической части данной статьи. Итак, экскурсии были организованы в галерее современного искусства «Зеленая пирамида», расположенной на площади перед входом в Национальный заповедник «Херсонес Таврический». Здание галереи воссоздает облик древнегреческой усадьбы и органично вписывается в окружающую среду и природно-исторический ландшафт. Основное направление галереи «Зеленая пирамида» – организация выставок современных художников, но, учитывая близость национального заповедника, очень много внимания уделено и реконструкции быта древнегреческой усадьбы, ее устройства, использованию в экспозиции предметов декоративно-прикладного искусства. Также галерея является организатором музыкальных вечеров, детской воскресной школы рисования, встреч с известными деятелями литературы и искусства, предоставляет площадку для проведения театральных спектаклей. Все это определяет массу возможностей для организации и развития творчества, образования и воспитания детей.
Подготовлен комплекс экскурсий с целью знакомства детей разного возраста с искусством, пробуждения интереса у детей к предметам искусства, формирования эстетического вкуса, например, «Здравствуй, музей», экскурсия-игра «Путешествие по музею», «Знакомьтесь: наши художники», «Посуда древних греков» с мастер-классом по изготовлению маленьких амфор, экскурсия-квест «Найди монетку» и т.д.
В ходе экскурсии «Здравствуй, музей» для начальной школы, основная цель которой познакомить детей с тонкостями музейного дела, ребятам было рассказано о музеях, их классификации, чем они отличаются, на примере галереи «Зеленая пирамида» было показано, что такое музейная экспозиция, затем ребята узнали, какие специалисты работают в музее, понаблюдали за их работой, ознакомились с правилами осмотра выставки. В заключении каждый из желающих рассказал о том, что запомнилось и понравилось больше всего, была проведена игра на закрепление новых терминов.
Экскурсия-квест «Найди монетку» проводилась на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический». Благодаря захватывающим заданиям, загадкам, викторинам, дети в непосредственной форме игры познакомились с бытом жителей древнего города, узнали об архитектуре и назначении некоторых сооружений, участвовали в работе виртуального монетного двора, помогли разыскать потерянную монетку, тем самым спасая своего друга из прошлого. Сколько было радости, восторга, желания победить и первым раскрыть все тайны древнего Херсонеса! В заключении квеста, повторяя новые знания, выяснилось, что каждый из участников без труда может рассказать о расположении улиц, объяснить происхождение тех или иных понятий. Это является лишним доказательством того, что лишь увлеченность, интерес, переключение внимания являются залогом отличного усвоения новых знаний для детской аудитории.
И еще об одной экскурсии хотелось бы рассказать как о примере использования методики организации и проведения детских экскурсий. Ее тема «Знакомьтесь: наши художники» и готовилась она для возрастной категории 13-14 лет. Не секрет, что в этом возрасте нелегко удержать внимание и интерес детей, тем
более говоря о предметах искусства, не всегда понятных и близких детям. Основной целью этой экскурсии было познакомить ребят с необыкновенно талантливыми работами художников Крыма и Севастополя, представленными в галерее «Зеленая пирамида»: Виктора Панченко, Анжелы Моисеенко, Виктории Федоренко, Эдуарда Кулиша, Всеволода Сухоруких и т.д. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: расширить знания о стилях и направлениях изобразительного искусства на примере творчества современных художников, воспитывать интерес к произведениям, умение анализировать их, находить необычные, нестандартные способы отображения жизни, эмоций, природы, приобщать к наполненному, духовному досугу. Структура, текст, маршрут были проработаны во всех деталях и подробностях. Использованы фонограммы музыкальных произведений-импрессионистов, записи рассказов художников о своем творчестве, часть экскурсии была проведена автором работ. Отмечались характерные особенности стиля каждого художника в сравнении с его современниками и классическими произведениями. В заключении проводилась небольшая викторина для проверки и закрепления материала, победители которой награждались понравившимися репродукциями. Ребята были увлечены рассказом экскурсовода, удивлены неожиданными поворотами во время экскурсии, остались очень довольны новыми ощущениями и информацией. После окончания экскурсии не чувствовалось утомления, скуки, все оживленно делились впечатлениями. Хочется надеяться, что многие из них будут продолжать интересоваться не только современными художниками Севастополя и Крыма, но и живописью вообще. Таким образом, можно сделать вывод, что, только учитывая особенности организации и проведения экскурсий для детей, можно добиться наибольшего результата. Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину маленького человека, самостоятельность в формировании собственных взглядов. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения.
В заключении важно отметить, что необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детской психики и интеллекта при планировании и организации внешкольной и дополнительной работы с детьми. Все виды экскурсий развивают внимание, т.к. психическая деятельность направляется и сосредотачивается на определенном объекте или явлении. Любовь к природе, эстетические чувства, интерес к новым знаниям воспитываются именно на экскурсиях при создании комфортной, умело выстроенной обстановки. Следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов искусства, природных явлений, сопоставлять, сравнивать их, замечать различие и сходство, связи и отношения. Все это процесс достаточно сложный, требующий тщательной подготовки от педагогов, сотрудников, работающих с детскими группами, от самих участников. Задача взрослых в этой ситуации состоит в обеспечении каждому ребенку условий для адекватного восприятия новой информации, что гарантируется осознанием цели деятельности, ее значимости, отношения к выполняемой работе. При профессиональном выполнении этих условий и задач практическая работа обязательно принесет видимые результаты.