Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.
На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.
А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.
Факторы, влияющие на выбор профессии
Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.
На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы выбора
К внешним социальным факторам выбора профессии относят:
- Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
- Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
- Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
- Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
- Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.
Внутренние факторы выбора
Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.
Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.
Внутренние факторы – это про свойства личности, про ее желания и стремления. Психологи рекомендуют считаться с ними, так как конечный выбор личности по этим параметрам окажет сильное влияние на всю последующую жизнь.
- Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
- Способности выявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
- Интересы тоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.
Классификация профессий
Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:
Типы профессий (по предмету труда) | Группы профессий (по условиям труда) | Отделы профессий (по средствам труда) |
---|---|---|
Природа | Бытовой микроклимат | Ручные |
Человек | Открытый воздух | Механические |
Техника | Необычность | Автоматические |
Знаковые системы | Экстремальность | Функциональные |
Художественный образ | Моральная ответственность | Теоретические |
То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:
- «человек-человек»;
- «человек-природа»;
- «человек-техника»;
- «человек-знак»;
- «человек-художественный образ».
Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.
Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.
По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.
Вот как выглядит типология личности Голланда:
Тип личности | Содержание деятельности |
---|---|
реалистический | Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами |
исследовательский | Ориентация на поиск |
артистичный | Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию |
социальный | Ориентация на взаимодействие с людьми |
предпринимательский | Ориентация на влияние на людей |
конвенционный | Ориентация на манипулирование данными, информацией |
Формула профессии
Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.
Есть 4 основные характеристики профессии:
- Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
- Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
- Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
- Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.
Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:
Ч/З – П – Э – Б
Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Что такое “формула профессии”?
Гуру
(4007),
закрыт
10 лет назад
Наталия Тузина
Просветленный
(49644)
10 лет назад
Ответ
Формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.
Выделяют 4 основные характеристики профессии:
1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает) :
Человек -Ч;
Природа -П
Художественный образ -Х
Знаковые системы -З
Техника -Т
2. Цель труда (что человек делает с предметом труда) :
Гностические (познавательные) — Г;
Преобразовательные — П
Изыскательские — И
3. Средства труда (чем человек воздействует на предмет труда) :
Ручные -Р
Механические -М
Автоматические -А
Электронные — Э
Функциональные (возможности и функции организма, например голос) — Ф.
Теоретические (интеллектуальные) — Т
Слайд 1
Формула профессии Нехай Светлана Владиславовна учитель технологии МАОУ СОШ Школа-Сколково Тамбов.
Слайд 3
Формула профессии состоит из четырех букв Первая буква тип профессии Человек- Природа П Человек- Техника Т Человек- Человек Ч Человек- Знаковая система З Человек- Художест венный Образ Х П Т Ч З Х
Слайд 4
Формула профессии состоит из четырех букв Вторая буква – класс профессии Гностические (проверить, оценить, распознать) Г Преобразующие (изготовить, преобразовать, перевести) П Изыскательские (придумать, изобрести, найти новый вариант) И Г П И
Слайд 5
Формула профессии состоит из четырех букв Третья буква – отдел профессии Р М А Ф Профессии ручного труда Р Профессии механизиро- ванного труда М Профессии автоматизи- рованного труда А Профессии с функцио- нальными орудиями труда Ф
Слайд 6
Труд с повышенной моральной ответствен- ностью М Труд на открытом воздухе О Труд в необычных условиях Н Формула профессии состоит из четырех букв Четвертая буква – группа профессии Труд в условиях обычного микроклимата Б Б О Н М
Слайд 8
Формула профессии ГПИ РМАФ БОНМ ПТЧЗХ Группа профессии Отдел профессии Класс профессии Тип профессии Ч Г Ф М Профессия Учитель
Слайд 9
Определите соответствие профессии и формулы профессии Профессия Врач Профессия Актер Профессия Повар Профессия Экономист Профессия Ветврач Профессия Программист З П М Б Ч Г Р Б З И М Б Х И Ф Б Ч П Р Б П Г Р М Практическая работа № 1
Слайд 10
Практическая работа №1 Заполните таблицу: Профессия Формула профессии пчеловод Т П М Б шахтёр Х И Р Б экономист Т Г Ф Б тракторист Ч Г Р М ПРОГРАММИСТ З И М Б музыкант П Г Ф О
Слайд 11
1. Когда появились первые профессии? 2. Как выбирали профессии на Руси до конца XVII века? 3 . Дайте определение профессии и специальности? 4. В чем различие профессии и специальности? 5. Какие классификации профессий вам известны? 6. Какие основные признаки лежат в основе класси- фикации профессий предложенных Климовом Е.А.? 7. Назовите типы и классы профессий? 8. Назовите отделы и группы профессий? 9. Как правильно составить формулу профессии? Вопросы для беседы:
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
- Сейчас обучается 212 человек из 58 регионов
- Сейчас обучается 176 человек из 57 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Классификация профессий.
Формула профессий.
ИЛОВАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
Харцызского городского совета
Донецкой Народной РеспубликиУрок подготовил и провел учитель технологий
Иловайской ОШ № 14
Донецкой Народной Республики
Фоменко Александр АндреевичИловайск, 2016 г.
-
2 слайд
Профессия – это:
деятельность, направленная на пользу общества;
деятельность, требующая профессионального обучения;
деятельность, выполняемая за определенное материальное вознаграждение. -
3 слайд
Специальность –
вид занятий в рамках одной профессии,ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов. -
4 слайд
Найди специальность
Столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель троллейбуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор -
5 слайд
Найди специальность
Столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель троллейбуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор -
6 слайд
Должность –
это служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой профессией или специальностью. -
7 слайд
Пирамида Е.А. Климова
ПРЕДМЕТ ТРУДА
ЦЕЛИ ТРУДА
СРЕДСТВА ТРУДА
УСЛОВИЯ ТРУДА -
8 слайд
Предмет труда
Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.
Выделяют пять основных типов профессий:
человек – техника
человек – человек
человек – природа
человек – знаковая система
человек – художественный образ
человек – сам человек -
9 слайд
Цели труда
В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выделяют три класса профессий:
Г – гностические ( узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить);
Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения);
И – изыскательские (изобрести, придумать, найти решение). -
10 слайд
Орудия и средства труда
В основе деления профессий на отделы лежат применяемые орудия труда и средства производства:
Р – профессии ручного труда, использующие ручные орудия труда, механизированные ручные инструменты, приспособления;
М – профессии механического труда, использующие машины с ручным или ножным управлением (наличие рукояти управления, измерительного управления и т.д.)
А – профессии автоматизированного труда, использующие автоматизированное управление;
Ф – профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма человека (голос, речь, органы чувств). -
11 слайд
Условия труда
При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых приходится работать.
По этому признаку различают четыре группы:
б – труд в обычных бытовых условиях;
о – труд на открытом воздухе;
н – труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.);
м – труд с повышенной моральной ответственностью ( за здоровье, за воспитание, за материальные ценности и т. п.) -
12 слайд
Формула профессии
Характеристику любой профессии можно представить в виде формулы, составленной из обозначений предмета труда, целей, средств и условий труда, к которым она принадлежит.
Пример формул:
продавец: Ч-Пр-М-м;
водитель (шофер): Т-Пр-М-о.
Дополняют формулу профессий указания на сферу труда, специальность и занимаемую должность. -
13 слайд
Формула профессий
КаскадерМаляр
АгрономПарикмахер
-
14 слайд
Задание 1
Нижеприведенные слова распределите по трем столбикам (профессия, специальность, должность):
Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник-декоратор, парикмахер, водитель, кулинар, учитель рисования, мастер участка. -
15 слайд
Задание №2
Определите, к какому типу профессий (предмет труда) относится каждая из перечисленных ниже специальностей:
оператор ЭВМ –
воспитатель детского сада –
ветеринарный врач-
маляр по художественной отделке –
спортсмен –
водитель троллейбуса – -
16 слайд
Задание №3
Определите цели труда каждой из перечисленных специальностей:
кулинар –
модельер –
контролер –
следователь –
писатель –
парикмахер – -
17 слайд
Задание №4
Распределите перечисленные орудия труда
по отделам:
Лопата –
Весы –
Стиральная машина –
Автомобиль –
Зеркало –
Компьютер – -
18 слайд
Задание №5
Определите условия труда у нижеперечисленных профессий и специальностей:
Учитель –
Бухгалтер –
Полевод –
Монтажник-высотник –
Следователь –
Чертежник – -
19 слайд
Задание №6
Составьте формулу следующих профессий:
Дизайнер –Юрист –
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 258 234 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 03.11.2016
- 2222
- 5
Рейтинг:
1 из 5
- 03.11.2016
- 4227
- 9
- 03.11.2016
- 4720
- 57
- 03.11.2016
- 5642
- 25
- 03.11.2016
- 391
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 03.11.2016
- 878
- 10
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Сама
“Формула профессий” рассматривается
как основа построения “Схемы анализа
профессий”. В традиционной “Формуле
профессии” выделяются следующие
обобщенные характеристики профессий,
позволяющие в закодированном виде
представлять разные профессии и
специальности:
типы
профессий
выделяются по предмету труда: природа
– П; техника – Т; человек – Ч; знаковые
системы – З; художественный образ – Х;
классы
профессий
– по целям труда:гностические – Г;
преобразовательные – П; изыскательные
– И;
отделы
профессий
– по средствам труда:ручные – Р; механические
– М; автоматические – А; функциональные,
т.е. возможности и функции организма,
а также – теоретические средства – Ф;
группы
профессий
– по условиям труда:бытовой микроклимат
– Б; открытый воздух – О; необычные – Н;
моральная ответственность – М;
экстремальные условия – Э.
Например,
с помощью “Формулы профессий”
можно было бы так “закодировать”
профессию “повар”: предмет труда
– природа (П) и художественный образ
(Х), цели труда – преобразовательные (П)
и изыскательные (И), средства труда –
ручные (Р) и функциональные (Ф), условия
труда – необычные (Н).
26. Профессиографирование. Виды профессиограмм.
Профессиография
– описательно-техническая
и психофизиологическая характеристика
различных видов профессиональной
деятельности. Профессиограмма
– это научно обоснованные нормы и
требования к профессии, к видам
профессиональной деятельности и
качествам личности специалиста. Это
обобщенная эталонная модель успешного
специалиста в данной области. В результате
профессиографии составляются
профессиограммы
— сводки
знаний (социально-экономических,
технологических, психофизиологических)
о профессии и организации труда, а также
психограммы профессий. Психограмма
—
психологический «портрет» профессии,
представленный группой психологических
функций, актуализируемых данной
профессией.
А.К.
Маркова
анализирует
и выделяет следующие основные
подходы к содержанию и структуре
профессиограмм:
1.
Комплексная
профессиограмма,
где учитывается широкий круг характеристик,
а также указывается предмет, цели,
способ, критерии оценки результатов и
т.п. 2. Аналитическая
профессиограмма,
где раскрываются не отдельные
характеристики компонентов профессии,
а обобщенные нормативные показатели
профессии и показатели психологической
структуры профессиональной деятельности.
3. Психологически
ориентированная профессиограмма,
где выделяются: а) описание внешней
картины труда, трудовое поведение; б)
внутренняя картина труда: типичные
реакции личности на определенные
профессиональные ситуации, интегральные
образования личности.4. “Модульный
подход” в профессиографировании
Сам психологический модуль – это “типовой
элемент профессиональной деятельности,
присущий ряду профессий и выделяемый
на основе общности требований к
человеку”. Структура модуля: 1)
объективные характеристики типового
элемента (например, для рабочего –
измерение объектов без помощи инструментов
и приборов – это первая, левая часть
модуля); 2) психологические характеристики
требований к человеку, предъявляемые
этим элементом (например, для рабочего
– объемный и линейный глазомер, точность
– другая, правая часть модуля). 5. А.К.
Маркова, развивая идеи “модульного
подхода”, предлагает свой, оригинальный
“задачно-личностный
модульный подход” к профессиографированию.
Общая схема задачно-личностного
профессиографирования предполагает
анализ профессии (на основе выделения
профессиональных задач). Сам “модуль
профессии” понимается
в данном случае как “совокупность
единиц объекта и субъекта трудовой
деятельности”.
А.К.
Маркова выделяет основные
требования к
профессиограмме:
четкое выделение предмета и результата
труда; выделение не отдельных компонентов
и сторон труда, а описание целостной
профессиональной деятельности;
демонстрация возможных линий развития
человека в данной профессии; показ
возможных перспектив изменения в самой
профессии; направленность профессиограммы
на решение практических задач
(профессиограмма как основа профотбора,
профессионального обучения, рационализации
труда и др.); выделение и описание
различных некомпенсируемых профессиональных
психологических качеств (ПВК), а также
тех качеств, которые могут быть
компенсированы
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #