Как правильно составить формулу профессии кратко

Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще. 

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента. 

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

Внутренние факторы – это про свойства личности, про ее желания и стремления. Психологи рекомендуют считаться с ними, так как конечный выбор личности по этим параметрам окажет сильное влияние на всю последующую жизнь.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способности выявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересы тоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа     Бытовой микроклимат Ручные
Человек     Открытый воздух  Механические
Техника     Необычность     Автоматические
Знаковые системы     Экстремальность     Функциональные
Художественный образ   Моральная ответственность   Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

  • «человек-человек»;
  • «человек-природа»;
  • «человек-техника»;
  • «человек-знак»;
  • «человек-художественный образ».

Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Ч/З – П – Э – Б

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи. 

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Что такое “формула профессии”?



Гуру

(4007),
закрыт



10 лет назад

Наталия Тузина

Просветленный

(49644)


10 лет назад

Ответ
Формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.
Выделяют 4 основные характеристики профессии:
1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает) :
Человек -Ч;
Природа -П
Художественный образ -Х
Знаковые системы -З
Техника -Т
2. Цель труда (что человек делает с предметом труда) :
Гностические (познавательные) — Г;
Преобразовательные — П
Изыскательские — И
3. Средства труда (чем человек воздействует на предмет труда) :
Ручные -Р
Механические -М
Автоматические -А
Электронные — Э
Функциональные (возможности и функции организма, например голос) — Ф.
Теоретические (интеллектуальные) — Т

Слайд 1

Формула профессии Нехай Светлана Владиславовна учитель технологии МАОУ СОШ Школа-Сколково Тамбов.

Слайд 3

Формула профессии состоит из четырех букв Первая буква тип профессии Человек- Природа П Человек- Техника Т Человек- Человек Ч Человек- Знаковая система З Человек- Художест венный Образ Х П Т Ч З Х

Слайд 4

Формула профессии состоит из четырех букв Вторая буква – класс профессии Гностические (проверить, оценить, распознать) Г Преобразующие (изготовить, преобразовать, перевести) П Изыскательские (придумать, изобрести, найти новый вариант) И Г П И

Слайд 5

Формула профессии состоит из четырех букв Третья буква – отдел профессии Р М А Ф Профессии ручного труда Р Профессии механизиро- ванного труда М Профессии автоматизи- рованного труда А Профессии с функцио- нальными орудиями труда Ф

Слайд 6

Труд с повышенной моральной ответствен- ностью М Труд на открытом воздухе О Труд в необычных условиях Н Формула профессии состоит из четырех букв Четвертая буква – группа профессии Труд в условиях обычного микроклимата Б Б О Н М

Слайд 8

Формула профессии ГПИ РМАФ БОНМ ПТЧЗХ Группа профессии Отдел профессии Класс профессии Тип профессии Ч Г Ф М Профессия Учитель

Слайд 9

Определите соответствие профессии и формулы профессии Профессия Врач Профессия Актер Профессия Повар Профессия Экономист Профессия Ветврач Профессия Программист З П М Б Ч Г Р Б З И М Б Х И Ф Б Ч П Р Б П Г Р М Практическая работа № 1

Слайд 10

Практическая работа №1 Заполните таблицу: Профессия Формула профессии пчеловод Т П М Б шахтёр Х И Р Б экономист Т Г Ф Б тракторист Ч Г Р М ПРОГРАММИСТ З И М Б музыкант П Г Ф О

Слайд 11

1. Когда появились первые профессии? 2. Как выбирали профессии на Руси до конца XVII века? 3 . Дайте определение профессии и специальности? 4. В чем различие профессии и специальности? 5. Какие классификации профессий вам известны? 6. Какие основные признаки лежат в основе класси- фикации профессий предложенных Климовом Е.А.? 7. Назовите типы и классы профессий? 8. Назовите отделы и группы профессий? 9. Как правильно составить формулу профессии? Вопросы для беседы:

Скачать материал

без ожидания

Классификация              профессий.
Формула профессий.ИЛОВАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗО...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов

  • Сейчас обучается 212 человек из 58 регионов

  • Сейчас обучается 176 человек из 57 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Классификация              профессий.
Формула профессий.ИЛОВАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗО...

    1 слайд

    Классификация профессий.
    Формула профессий.
    ИЛОВАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
    Харцызского городского совета
    Донецкой Народной Республики

    Урок подготовил и провел учитель технологий
    Иловайской ОШ № 14
    Донецкой Народной Республики
    Фоменко Александр Андреевич

    Иловайск, 2016 г.

  • Профессия – это:деятельность, направленная на пользу общества;
деятельность,...

    2 слайд

    Профессия – это:
    деятельность, направленная на пользу общества;
    деятельность, требующая профессионального обучения;
    деятельность, выполняемая за определенное материальное вознаграждение.

  • Специальность -    вид занятий в рамках одной профессии,	ограниченный и связа...

    3 слайд

    Специальность –
    вид занятий в рамках одной профессии,ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов.

  • Найди специальность          Столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург...

    4 слайд

    Найди специальность
    Столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель троллейбуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор

  • Найди специальность          Столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург...

    5 слайд

    Найди специальность
    Столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель троллейбуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор

  • Должность -	это служебная обязанность в учреждении или на предприятии, котору...

    6 слайд

    Должность –
    это служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой профессией или специальностью.

  • Пирамида Е.А. КлимоваПРЕДМЕТ ТРУДАЦЕЛИ ТРУДАСРЕДСТВА ТРУДАУСЛОВИЯ ТРУДА

    7 слайд

    Пирамида Е.А. Климова
    ПРЕДМЕТ ТРУДА
    ЦЕЛИ ТРУДА
    СРЕДСТВА ТРУДА
    УСЛОВИЯ ТРУДА

  • Предмет труда	Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодей...

    8 слайд

    Предмет труда
    Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.
    Выделяют пять основных типов профессий:
    человек – техника
    человек – человек
    человек – природа
    человек – знаковая система
    человек – художественный образ
    человек – сам человек

  • Цели труда		В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выдел...

    9 слайд

    Цели труда
    В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выделяют три класса профессий:
    Г – гностические ( узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить);
    Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения);
    И – изыскательские (изобрести, придумать, найти решение).

  • Орудия и средства труда		В основе деления профессий на отделы лежат 	применяе...

    10 слайд

    Орудия и средства труда
    В основе деления профессий на отделы лежат применяемые орудия труда и средства производства:
    Р – профессии ручного труда, использующие ручные орудия труда, механизированные ручные инструменты, приспособления;
    М – профессии механического труда, использующие машины с ручным или ножным управлением (наличие рукояти управления, измерительного управления и т.д.)
    А – профессии автоматизированного труда, использующие автоматизированное управление;
    Ф – профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма человека (голос, речь, органы чувств).

  • Условия труда		При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых пр...

    11 слайд

    Условия труда
    При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых приходится работать.
    По этому признаку различают четыре группы:
    б – труд в обычных бытовых условиях;
    о – труд на открытом воздухе;
    н – труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.);
    м – труд с повышенной моральной ответственностью ( за здоровье, за воспитание, за материальные ценности и т. п.)

  • Формула профессии		Характеристику любой профессии можно представить в виде фо...

    12 слайд

    Формула профессии
    Характеристику любой профессии можно представить в виде формулы, составленной из обозначений предмета труда, целей, средств и условий труда, к которым она принадлежит.
    Пример формул:
    продавец: Ч-Пр-М-м;
    водитель (шофер): Т-Пр-М-о.
    Дополняют формулу профессий указания на сферу труда, специальность и занимаемую должность.

  • Формула профессийКаскадер




МалярАгроном




Парикмахер

    13 слайд

    Формула профессий
    Каскадер

    Маляр
    Агроном

    Парикмахер

  • Задание 1Нижеприведенные слова распределите по трем столбикам (профессия, с...

    14 слайд

    Задание 1

    Нижеприведенные слова распределите по трем столбикам (профессия, специальность, должность):
    Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник-декоратор, парикмахер, водитель, кулинар, учитель рисования, мастер участка.

  • Задание №2Определите, к какому типу профессий (предмет труда) относится каж...

    15 слайд

    Задание №2

    Определите, к какому типу профессий (предмет труда) относится каждая из перечисленных ниже специальностей:
    оператор ЭВМ –
    воспитатель детского сада –
    ветеринарный врач-
    маляр по художественной отделке –
    спортсмен –
    водитель троллейбуса –

  • Задание №3Определите цели труда каждой из перечисленных специальностей:кул...

    16 слайд

    Задание №3

    Определите цели труда каждой из перечисленных специальностей:

    кулинар –
    модельер –
    контролер –
    следователь –
    писатель –
    парикмахер –

  • Задание №4Распределите перечисленные орудия труда по отделам: Лопата –
Вес...

    17 слайд

    Задание №4

    Распределите перечисленные орудия труда
    по отделам:
    Лопата –
    Весы –
    Стиральная машина –
    Автомобиль –
    Зеркало –
    Компьютер –

  • Задание №5Определите условия труда у нижеперечисленных профессий и специаль...

    18 слайд

    Задание №5

    Определите условия труда у нижеперечисленных профессий и специальностей:
    Учитель –
    Бухгалтер –
    Полевод –
    Монтажник-высотник –
    Следователь –
    Чертежник –

  • Задание №6Составьте формулу следующих профессий:Дизайнер –

Юрист -

    19 слайд

    Задание №6

    Составьте формулу следующих профессий:
    Дизайнер –

    Юрист –

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 258 234 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 03.11.2016
  • 2222
  • 5

Рейтинг:
1 из 5

  • 03.11.2016
  • 4227
  • 9
  • 03.11.2016
  • 4720
  • 57
  • 03.11.2016
  • 5642
  • 25
  • 03.11.2016
  • 391
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 03.11.2016
  • 878
  • 10

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Сама
“Формула профессий” рассматривается
как основа построения “Схемы анализа
профессий”. В традиционной “Формуле
профессии” выделяются следующие
обобщенные характеристики профессий,
позволяющие в закодированном виде
представлять разные профессии и
специальности:

типы
профессий

выделяются по предмету труда: природа
– П; техника – Т; человек – Ч; знаковые
системы – З; художественный образ – Х;

классы
профессий

– по целям труда:гностические – Г;
преобразовательные – П; изыскательные
– И;

отделы
профессий

– по средствам труда:ручные – Р; механические
– М; автоматические – А; функциональные,
т.е. возможности и функции организма,
а также – теоретические средства – Ф;

группы
профессий

– по условиям труда:бытовой микроклимат
– Б; открытый воздух – О; необычные – Н;
моральная ответственность – М;
экстремальные условия – Э.

Например,
с помощью “Формулы профессий”
можно было бы так “закодировать”
профессию “повар”: предмет труда
– природа (П) и художественный образ
(Х), цели труда – преобразовательные (П)
и изыскательные (И), средства труда –
ручные (Р) и функциональные (Ф), условия
труда – необычные (Н).          

26. Профессиографирование. Виды профессиограмм.

Профессиография
описательно-техническая
и психофизиологическая характеристика
различных видов профессиональной
деятельности. Профессиограмма
– это научно обоснованные нормы и
требования к профессии, к видам
профессиональной деятельности и
качествам личности специалиста. Это
обобщенная эталонная модель успешного
специалиста в данной области. В результате
профессиографии составляются
профессиограммы
— сводки
знаний (социально-экономических,
технологических, психофизиологических)
о профессии и организации труда, а также
психограммы профессий. Психограмма

психологический «портрет» профессии,
представленный группой психологических
функций, актуализируемых данной
профессией.

А.К.
Маркова

анализирует
и выделяет следующие основные
подходы к содержанию и структуре
профессиограмм
:

1.
Комплексная
профессиограмма
,
где учитывается широкий круг характеристик,
а также указывается предмет, цели,
способ, критерии оценки результатов и
т.п. 2. Аналитическая
профессиограмма
,
где раскрываются не отдельные
характеристики компонентов профессии,
а обобщенные нормативные показатели
профессии и показатели психологической
структуры профессиональной деятельности.
3. Психологически
ориентированная профессиограмма
,
где выделяются: а) описание внешней
картины труда, трудовое поведение; б)
внутренняя картина труда: типичные
реакции личности на определенные
профессиональные ситуации, интегральные
образования личности.4. “Модульный
подход” в профессиографировании

Сам психологический модуль – это “типовой
элемент профессиональной деятельности,
присущий ряду профессий и выделяемый
на основе общности требований к
человеку”. Структура модуля: 1)
объективные характеристики типового
элемента (например, для рабочего –
измерение объектов без помощи инструментов
и приборов – это первая, левая часть
модуля); 2) психологические характеристики
требований к человеку, предъявляемые
этим элементом (например, для рабочего
– объемный и линейный глазомер, точность
– другая, правая часть модуля). 5. А.К.
Маркова, развивая идеи “модульного
подхода”, предлагает свой, оригинальный
“задачно-личностный
модульный подход” к профессиографированию
.
Общая схема задачно-личностного
профессиографирования предполагает
анализ профессии (на основе выделения
профессиональных задач). Сам “модуль
профессии”
понимается
в данном случае как “совокупность
единиц объекта и субъекта трудовой
деятельности”
.

А.К.
Маркова выделяет основные
требования
к
профессиограмме
:
четкое выделение предмета и результата
труда; выделение не отдельных компонентов
и сторон труда, а описание целостной
профессиональной деятельности;
демонстрация возможных линий развития
человека в данной профессии; показ
возможных перспектив изменения в самой
профессии; направленность профессиограммы
на решение практических задач
(профессиограмма как основа профотбора,
профессионального обучения, рационализации
труда и др.); выделение и описание
различных некомпенсируемых профессиональных
психологических качеств (ПВК), а также
тех качеств, которые могут быть
компенсированы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий