Как правильно составить гипотезу для проекта



Гипотеза в проектной работе – предположение, допущение, выдвинутое автором проекта перед началом выполнения работы, которое должно быть доказано или опровергнуто в ходе исследования темы проекта и его написания, является отправной точкой исследования, требует как теоретическое обоснование, так и проверку на практике.

Гипотеза во введении проектной работы, что это такое

Гипотеза во введении проектной работы

Гипотеза является обязательным элементов введения для любой проектно-исследовательской работы, независимо от дисциплины, по которой выполняется работа и от класса (курса) автора.

Гипотеза выдвигается при выполнении исследовательского проекта, во время которого данная гипотеза подтверждается либо опровергается, при выполнении практико-ориентированного, социального, информационного, творческого, ролевого проекта гипотеза не выдвигается, соответственно, во введении не указывается. Подробнее о видах проектов, выполняемых в учебных заведениях, можно прочитать здесь.

Гипотеза располагается после предмета исследования в проектной работе, который также является обязательным элементом введения. Пример расположения гипотезы приведен ниже.

Где распологается гипотеза во введении проектной работы

Расположение гипотезы во введении проектной работы

В результате проведенного в проектной работе исследования гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Если в ходе работы над проектной работой выдвинутая гипотеза была подтверждена, она становится теорией, если же в процессе выполнения проекта гипотезу удалось опровергнуть, то она превращается в ложное предположение.

О том, доказана ли в ходе выполнения проектной работы гипотеза или она была опровергнута, необходимо указать в заключении.

Требования, выдвигаемые к гипотезе в проектной работе

Выдвинутая гипотеза в проектной работе должна отвечать следующим требованиям:

  • обязательно должна быть проверяемой – должна существовать возможность её проверить и доказать или опровергнуть.
  • не должна включать в себя большое количество предположений, как правило, одно в редких случаях может содержать несколько взаимосвязанных предположений, при этом необходимо выделить одно основное;
  • не должна содержать категории и понятия, не являющиеся однозначными, не понятые самим автором проектной работы;
  • не может включать неоднозначных и двусмысленных понятий;
  • требуется правильная стилистическая формулировка, должна быть логически простой для понимания и не вводить в заблуждение;
  • может содержать новую мысль или идею;
  • при формулировании необходимо выходить за пределы простой регистрации известных фактов, при этом она должна побуждать к их объяснению и предсказанию;
  • не может включать ценностных суждений.

Виды гипотез в соответствии с типом проекта

Гипотезы бывают:

  1. Описательные (предполагается существование какого-либо явления).
  2. Объяснительные (вскрывающие причины явления).
  3. Описательно-объяснительные.

Особенности составления гипотезы в проектной работе

Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:

  1. Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.
  2. Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.
  3. Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.
  4. Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
  5. Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.

Пример составления гипотезы в зависимости от класса или курса

Приведем примеры составления гипотезы для различных классов и курсов, для примера будет использоваться тема, которую могут рассматривать обучающиеся любого возраста.

Тема для которой будет составлена гипотеза:

Влияние пластика на природу.

Гипотеза для учащихся начальной школы (1-4 классы) может быть следующей:

Пример гипотез для 1-4 классов:

Мы предполагаем, что пластик оказывает влияние на природу.

Гипотеза для 5-6 классов должна быть более сложной, например:

Пример гипотез для 5-6 классов:

Мы предполагаем, что пластик оказывает негативное влияние не только на природу, но и человека.

Гипотеза для 7-8 классов должна более точно отражать изучаемый вопрос и показывать значимость темы проекта, например:

Пример гипотез для 7-8 классов:

Мы предполагаем, что пластиковые отходы оказывают негативное влияние на природу и организм человека, что связано с долгим периодом его разложения, поэтому на сегодняшний день так важно утилизировать пластиковые отходы.

Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы. Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме.

Пример гипотез для 9-11 классов и колледжей:

Мы предполагаем, что пластиковые отходы в связи с большим сроком разложения наносят непоправимый вред всем живым организмам, засоряют Мировой океан, почву, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, поэтому в настоящее время важной является проблема переработки пластиковых отходов и уменьшения уже имеющихся захоронений пластика, что позволит очистить от него территории, которые в дальнейшем могут быть использованы человеком.

Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения. Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце.

Как правильно составить гипотезу в проектной работе

В связи с тем, что гипотеза – это предположение, которое должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто необходимо правильно структурировать её, в том числе, важно правильно начать формулировку.

Для правильной формулировки гипотезы можно использовать следующие вспомогательные словесные конструкции и слова:

  • В связи с чем
  • Возможно
  • Допустим
  • Если …, то …
  • Можно предположить
  • Мы предполагаем
  • По этой причине
  • Поэтому
  • Предположим
  • При условии, что…
  • Так как…
  • Чем…, тем…
  • Что, если

Пример использования приведённых слов и словесных представлен ниже.

Особенности применения слов и совесных конструкций в гипотезе

Использование слов и совесных конструкций в гипотезе проектной работы

Использование предложенных слов и словесных конструкций не является обязательным, но может помочь правильно сформулировать гипотезу, ведь её правильная формулировка облегчит выполнение проектной работы, при этом неправильно сформулированная гипотеза приведет к ложному результату, может потребовать частичной или полной переработки проектной работы.

Ошибки при составлении гипотезы проектной работы

При составлении гипотезы необходимо учитывать, что неправильное её составление и формулировка приведут к ошибочным выводам, а соответственно потребуется повторное проведение исследования.

Рассмотрим основные ошибки, которые могут возникнуть при составлении гипотезы проектной работы:

  1. В гипотезе задаётся вопрос – гипотеза является предположением, поэтому вопроса в ней не должно быть.
  2. При составлении используется просто текст по теме без предположения каких-либо фактов, событий.
  3. Составленная гипотеза не может быть проверена, а соответственно доказана или опровергнута.
  4. При составлении гипотезы была затронута информация, не относящаяся к теме исследования.
  5. Подготавливая гипотезу, необходимо учитывать класс, чтобы она не была лёгкой или сложной для проверки.
  6. В гипотезе не должны упоминаться авторы (только если тема проекта предполагает исследование биографии или достижений конкретного человека) и сноски также не ставятся.
  7. Нельзя заимствовать гипотезу из чужой работы, так как это, во-первых, плагиат, во-вторых, гипотеза строится для конкретной работы и дальнейшее выполнение работы полностью с ней связано.
  8. Не следует делать гипотезу большой затрагивая в ней большое количество аспектов, лучше выбрать 1 основной, это позволит раскрыть тему более полно и всесторонне, также это облегчит её проверку и защиту проектной работы. При этом если всё-таки для выполнения работы требуется более 1 гипотезы, следует выделить из общего количества основную.

Содержание материала

  1. Особенности составления гипотезы в проектной работе
  2. Видео
  3. Как правильно сформулировать гипотезу
  4. Признаки правильной гипотезы
  5. Как сформулировать гипотезу в дипломной работе
  6. Пример гипотезы для различных тем

Особенности составления гипотезы в проектной работе

Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:

  1. Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.
  2. Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.
  3. Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.
  4. Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
  5. Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.

Видео

Как правильно сформулировать гипотезу

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчасЗаполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

Даже зная определение гипотезы, многие студенты испытывают трудности с ее формулировкой.

Итак, правильно сформулированная гипотеза должна отвечать следующим критериям:

  1. Гипотеза не должна представлять собой аксиому и очевидный факт. К примеру, утверждение о том, что человек имеет четырехкамерное сердце не годится в качестве гипотезы диплома, так как этот факт известен науке давно.
  2. Гипотеза не должна быть сформулирована с помощью неуточненных понятий, которые сами могут стать объектом исследования.
  3. Современная наука должна владеть инструментами для проверки гипотезы.
  4. Гипотеза должна быть связана с объектом и предметом исследования.
  5. Гипотеза должна иметь познавательную эффективность.

Гипотеза является структурным элементом, который необходимо обозначить во введении диплома. Однако практика показывает, что формулировать ее целесообразно гораздо позднее, когда изучен объект и предмет исследования, создана теоретическая основа, есть план эмпирического исследования.

Это связано с тем, что часто по результатам исследований требуется корректировка основных элементов диплома: объекта, предмета, а иногда принимается решение изменить тему дипломной работы. Таким образом, гипотеза «подгоняется» под результаты исследований.

Сформулировать гипотезу можно с помощью следующих фраз-клише:

  1. Ожидаемый результат.
  2. Следует ожидать.
  3. Предполагается, что.
  4. Если…, то.

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Место гипотезы в структуре введения

Место гипотезы в структуре введения

Как сформулировать гипотезу в дипломной работе

Предположения не рождаются из ниоткуда. После проведения необходимого объема исследовательских работ, разговоров с научным руководителем, экспериментов и опытов можно выявить новую информацию или же противоречие. Именно из этого противоречия и возникает первоначальное суждение. Оно может стать новым решением проблемы в тексте.

 Есть несколько основных методов его формирования:

  • Мозговая атака. Используется при коллективном поиске новых идей и решений. Ее суть заключается в стимулировании творческой активности участников и выявлении наибольшего количество вариантов решения;
  • Ассоциация. Заключается в преобразовании ранее полученных знаний;
  • Инверсия. Проблема рассматривается с новой стороны, на которой ранее не заостряли внимание.

Пример гипотезы для различных тем

Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке

Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.

Тема проекта: Все о лошадях

Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.

Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.

Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.

Тема проекта: Занятия плаванием

Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.

Теги

Преподавателям

Гипотеза во введении проекта

Гипотеза в проектной работе – предложение, допущение, выдвинутое автором проекта перед началом выполнения работы, которое должно быть доказано или опровергнуто в ходе исследования темы проекта и его написания, является отправной точкой исследования, требует как теоретическое обоснование, так и проверку на практике.

Гипотеза выдвигается при выполнении ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО проекта, во время которого данная гипотеза подтверждается либо опровергается, при выполнении практико-ориентированного, социального, информационного, творческого, ролевого проекта гипотеза не выдвигается, соответственно, во введении не указывается. О том, доказана ли в ходе выполнения проектной работы гипотеза или она была опровергнута, необходимо указать в заключении.

Требования, выдвигаемые к гипотезе в проектной работе

Выдвинутая гипотеза в проектной работе должна отвечать следующим требованиям:

  • Обязательно должна быть проверяемой – должна существовать возможность её проверить и доказать или опровергнуть;

  • не должна включать в себя большое количество предположений, как правило, одно в редких случаях может содержать несколько взаимосвязанных предположений, при этом необходимо выделить одно основное;

  • не должна содержать категории и понятия, не являющиеся однозначными, не понятые самим автором проектной работы;

  • не может включать неоднозначных и двусмысленных понятий;

  • требуется правильная стилистическая формулировка, должна быть логически простой для понимания и не вводить в заблуждение;

  • может содержать новую мысль или идею;

  • при формулировании необходимо выходить за пределы простой регистрации известных фактов, при этом она должна побуждать к их объяснению и предсказанию;

  • не может включать ценностных суждений.

Виды гипотез в соответствии с типом проекта

Гипотезы бывают:

  1. Описательные (предполагается существование какого-либо явления).

  2. Объяснительные (вскрывающие причины явления).

  3. Описательно-объяснительные.

Особенности составления гипотезы в проектной работе

Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:

  1. Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.

  2. Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.

  3. Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.

  4. Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

  5. Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.

Как правильно составить гипотезу в проектной работе

В связи с тем, что гипотеза – это предположение, которое должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто необходимо правильно структурировать её, в том числе, важно правильно начать формулировку.

Для правильной формулировки гипотезы можно использовать следующие вспомогательные словесные конструкции и слова:

  • В связи с чем

  • Можно предположить

  • Предположим

  • Что, если

  • Возможно

  • Мы предполагаем

  • При условии, что…

  • Допустим

  • По этой причине

  • Так как…

  • Если…, то…

  • Поэтому

  • Чем…, тем…

Использование предложенных слов и словесных конструкций не является обязательным, но может помочь правильно сформулировать гипотезу, ведь её правильная формулировка облегчит выполнение проектной работы, при этом неправильно сформулированная гипотеза приведет к ложному результату, может потребовать частичной пли полной переработки проектной работы.

Ошибки при составлении гипотезы проектной работы

При составлении гипотезы необходимо учитывать, что неправильное её составление и формулировка приведут к ошибочным выводам, а соответственно потребуется повторное проведение исследования.

Рассмотрим основные ошибки, которые могут возникнуть при составлении гипотезы проектной работы:

  1. В гипотезе задаётся вопрос – гипотеза является предположением, поэтому вопроса в ней не должно быть.

  2. При составлении используется просто текст по теме без предположения каких-либо фактов, событии.

  3. Составленная гипотеза не может быть проверена, а соответственно доказана или опровергнута.

  4. При составлении гипотезы была затронута информация, не относящаяся к теме исследования.

  5. Подготавливая гипотезу, необходимо учитывать класс, чтобы она не была лёгкой или сложной для проверки.

  6. В гипотезе не должны упоминаться авторы (только если тема проекта предполагает исследование биографии или достижении конкретного человека) и сноски также не ставятся.

  7. Нельзя заимствовать гипотезу из чужой работы, так как это, во-первых, плагиат, во-вторых, гипотеза строится для конкретной работы и дальнейшее выполнение работы полностью с ней связано.

  8. Не следует делать гипотезу большой затрагивая в ней большое количество аспектов, лучше выбрать 1 основной, это позволит раскрыть тему более полно и всесторонне, также это облегчит её проверку и защиту проектной работы. При этом если всё-таки для выполнения работы требуется более 1 гипотезы, следует выделить из общего количества основную.

Каждый студент хочет, чтобы его курсовые и дипломные получали высший балл. Но как этого достичь? Сделать свою работу действительно интересной. А чтобы добиться такого эффекта, нужно не только чётко сформулировать цели и задачи, определиться с объектом и предметом работы и обосновать актуальность, но и грамотно составить гипотезу в курсовой работе.

В данной статье мы как раз расскажем, что такое гипотеза в курсовой работе, как правильно её формулировать и проверять. А в конце приведём примеры, на которых покажем верные формулировки гипотезы в курсовой.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram — там много полезного и интересного из мира образования. И пользуйтесь акциями и скидками, чтобы заказывать написание любого вида работ ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Гипотеза в курсовой работе: что это такое

Что такое гипотеза в курсовой или дипломной работе и почему она важна? Ответить на этот вопрос нам поможет определение термина:

Гипотеза — это научное предположение, истинность которого необходимо проверить.

Все известные теории выросли из гипотез. Какими бы очевидными ни казались факты или наблюдения, прежде чем стать истиной, их необходимо исследовать и доказать. Для этого и используют метод гипотез.

Как правило, выдвигают две гипотезы для исследования: основную и прямо противоположную ей. Вторая нужна для того, чтобы показать её ошибочность и усилить доводы, подтверждающие истинность первой гипотезы.

Гипотеза исследования в курсовой работе — это основа научного поиска, которая задаёт определённую направленность цели студента, влияет на выбор исследовательских методов и направляет логику рассуждений в теоретической и практической части работы.

Место и объём гипотезы в курсовой

Как написать гипотезу к курсовой? Для начала стоит определить её место в работе и объём.

Место в курсовой работе

Гипотеза формулируется во введении к курсовой работе, сразу после целей и задач и перед методами исследования.

Объём текста гипотезы

Несмотря на высокую важность гипотезы для всей курсовой работы или диплома, её объём невелик — максимум один абзац.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Гипотеза и заключение в курсовой работе

Ещё один серьёзный момент, который не стоит упускать. Гипотезу нужно не только написать в начале курсовой работы, но не забыть подвести итоги в заключении к курсовой и указать, удалось ли доказать или опровергнуть предположение, выдвинутое во введении.

Гипотеза — одна из составляющих всей работы, а значит, она подчиняется тем же правилам оформления по ГОСТу, что и другие части курсовой. Чтобы не потерять баллы на формальностях, необходимо узнавать на кафедре, как должным образом оформить свою работу.

Как определить гипотезу в курсовой работе

Для того, чтобы определиться с гипотезой исследования в курсовой работе, стоит изучить примеры, которые даёт научный руководитель, и помнить о следующих правилах составления научного предположения:

  1. Гипотеза должна писаться, опираясь на цели и задачи, а также объект и предмет курсовой работы, усиливая их.
  2. Чтобы грамотно сформулировать гипотезу, необходимо избегать очевидных фактов, размытых и спорных понятий.
  3. Не забывать использовать ключевые слова, которые лежат в основе темы курсовой.
  4. Помнить, что правильную гипотезу можно проверить разными методами исследований. Если это не так, стоит пересмотреть формулировку.
  5. Гипотеза — это субъективное предположение. Подчёркивайте этот момент соответствующими речевыми оборотами: «существует мнение», «мы полагаем», «следует ожидать» и так далее.

Как определить гипотезу в курсовой работе

Уделите формулировке гипотезы достаточно времени, ведь от неё зависит направление всего исследования

Как писать гипотезу в курсовой работе

Гипотезу в работе можно формулировать разными способами:

  • причинно-следственная связь;
  • в начале следствие, потом причина;
  • аргумент, который связывает причину и следствие.

Причинно-следственная связь

В этом случае студент может написать гипотезу в курсовой или дипломной работе, ориентируясь на принцип «Если, то…»

Образец гипотезы в педагогической области знаний:

Если разработать и реализовать план мероприятий по предотвращению подросткового экстремизма, социально-педагогическая работа по снижению экстремистских наклонностей у трудных подростков будет успешной.

Следствие, а потом причина

При такой формулировке гипотезы на первое место ставят факт, который имеет место быть, а уже после причины или условия, в которых это предположение планируют проверять на истинность.

Образец гипотезы из области географии:

Качество воды в водоисточниках села Большая Салырь Ачинского района Краснодарского края не соответствуют требованиям к питьевой воде.

Аргумент, который связывает причину и следствие

Данная формулировка предполагает, что есть ещё дополнительный аргумент, который связывает причину и искомый результат.

Образец гипотезы из медицинской области знаний:

Количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт, если из-за выхлопных газов концентрация вредных веществ в воздухе увеличится.

Признаки грамотно сформулированной гипотезы

Как понять, что вам удалось правильно сформулировать гипотезу в курсовой работе? Вот несколько признаков:

  • гипотеза соответствует теме работы;
  • есть чёткая логическая связь с целями, задачами и проблематикой;
  • гипотеза реалистична, конкретна и непротиворечива;
  • в ней есть что-то новое, ещё неизвестное для студента;
  • гипотеза не противоречит научным исследованиям, которые уже проводились по данной теме другими авторами;
  • гипотезу можно проверить, используя для этого разные методы;
  • в формулировке нет орфографических, стилистических и других ошибок.

Гипотеза в курсовой работе: примеры

Если сформулировать свою гипотезу в курсовой сложно, изучите дополнительные примеры:

Пример гипотезы в курсовой работе: педагогика

Тема курсовой работы: Развитие общения со сверстниками детей раннего дошкольного возраста посредством игры

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что общение со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста будет эффективнее в совместной игровой деятельности. Для этого мы изучим существующие исследования по теме в своей курсовой работе.

Пример гипотезы в курсовой работе: медицина

Тема курсовой работы: Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста

Гипотеза исследования: Мы считаем, что за последние 12 лет социально-экономические преобразования и формирование «новой школы» должны были привести к изменениям психофизиологического характера у современных подростков. Это утверждение будет проверено в данной курсовой работе.

Пример гипотезы в курсовой работе: русский язык

Тема курсовой работы: Многозначность научно-технической лексики и терминов

Гипотеза: Существует мнение, что далеко не каждый человек способен понять научно-техническую лексику и термины. Главная причина — их многозначность. Соответствует ли это утверждение реальности, мы исследуем в курсовой работе.

Все примеры, представленные в статье, можно скачать в формате Word.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Совсем нет времени думать над гипотезой или писать курсовую работу? Обратитесь к экспертам нашего студенческого сервиса. Они не только выполнят работу любой сложности в срок, но и написать её так, что даже препод-перфекционист высоко оценит вашу курсовую.

           При написании программы социологического исследования столкнулась с трудностями по формулировке гипотез. Помог материал И.П. Бугровой “Гипотеза исследования”.

         
Приёмы построения гипотез различаются по:

  1. форме («если…,  то…», «если…, то…, так как…»);
  2. уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);
  3. характеру (модификационная, революционизирующая);
  4. механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);
  5. логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));
  6. функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).

            Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: “если …, то …, так как…”. При этом, выражение   “так как”, направленное на раскрытие   сущности явления, построения     причинно — следственных  связей, применяется,   как   правило,   для   гипотез, соответствующих     теоретическому     уровню исследования.

Уровень гипотезы   заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования:  эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование  основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции  установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза  формулируется  с  целью  проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое   исследование,   обобщающей   и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между  параметрами,  подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.

Виды гипотезы

Функциональная нагрузка

объяснительные гипотезы

для объяснения фактов или явлений

предсказательные гипотезы

для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений

объяснительно-предсказательные

сочетают в себе оба предназначения

       По содержанию гипотезы делятся на:

  • гипотезы информационного характера
  • гипотезы инструментального характера.

     Гипотезы   информационного   характера формулируются обычно на начальном  этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так…, то получится эффект …)
     Переходя   к   формулировке   многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы    мер,  управляющих  воздействий,  обеспечивающих достижение цели исследования.
    По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).

Механизм построения гипотезы

Простая гипотеза

Основа построения

Результат

Логическая цепочка

Индуктивная

Наблюдение факта или явления

Предсказание обобщения

От частного к общему

Дедуктивная

Анализ теоретического материала

Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности

От общего к частному

            Механизм построения индуктивной гипотезы заключается  в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося  к  группе  явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного   к   общему   включает   принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него.   Из   выдвинутых   предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.   

Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы    двух предыдущих типов гипотез, содержит   последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений  в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание   неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть  революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том,   что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется     одно     предположение,     или разветвленный,  когда необходима проверка нескольких предположений.   

Главная характеристика гипотезы исследования

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Как сформулировать гипотезу?

Существует множество методов построения гипотез (по сути –  поиска новых идей):

Мозговая атака – коллективный метод поиска новых идей и решений.

Аналогия символическая – аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.

Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.

Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?

Ввозможные гипотезы. 

Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.

Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.

Гипотеза  №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.

Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.

Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.

Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?

Способы проверки гипотезы.

1.      на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,

2.      на основе наблюдений, опытов, экспериментов,

Следующий этап работы – наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента..

И так, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.

            Удачи при проведении исследования!!!

Добавить комментарий