Характеристика на ученика школы: план написания, образец и готовые характеристики
Каждый классный руководитель сталкивается с задачей написания характеристики на учеников своего класса: такие характеристики могут требоваться в органы опеки, в полицию и ПДН, для поступления в другую школу или колледж, в военкомат. И каждый раз придумывать что-то не хочется, лучше иметь готовый шаблон или образец. Читать далее >>>
Характеристика на ученика школы: план написания, образец и готовые характеристики
Каждый классный руководитель сталкивается с задачей написания характеристики на учеников своего класса: такие характеристики могут требоваться в органы опеки, в полицию и ПДН, для поступления в другую школу или колледж, в военкомат. И каждый раз придумывать что-то не хочется, лучше иметь готовый шаблон или образец.
Как писать характеристику на ученика?
Характеристику на ученика, как мы уже сказали, пишет классный руководитель, завуч или директор школы. При написании психологической ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.
Собственно, содержание характеристики может отталкиваться от того, для чего именно она нужна, кто ее требует. Минимальный объем характеристики — 800-900 символов, максимальный не ограничен и может содержать отчеты о работе со школьником — мини-досье на ребенка.
Характеристика, которая будет передана в стороннюю организацию, пишется на бланке школы, внизу ставится дата и подпись лица, подготовившего ее.
Готовые характеристики на ученика вы можете скачать на нашем сайте — выберите образец характеристики внизу. Составить полную характеристику можно по плану на этой странице. Рекомендуем скачать его и передать в методическое объединение классных руководителей.
План общей психолого-педагогической характеристики ученика
- Общие сведения об ученике
Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.
- История развития
Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в дошкольном возрасте.
- Семья ребенка
Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку.
- Физический статус
Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.)
Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Координация движений.
Состояние анализаторов (зрение, слух и т. д.)
Наличие хронических заболевание. Утомляемость.
- Особенности познавательной деятельности
Внимание. Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.
Восприятие. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность.
Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.
Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.
Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.
Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Использование приемов запоминания и припоминания.
Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.
Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная)
Индивидуальные особенности памяти.
Особенности речи. Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи.
Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.
Грамматический строй речи.
Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи.
Особенности письменной речи.
Мышление. Особенности анализа и синтеза. Сравнения: правильность и полнота. Наличие многоступенчатого анализа и сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации.
Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое).
Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.
Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.
Понимание главного в тексте, сюжете.
Способность делать самостоятельные выводы.
- Эмоционально-волевая сфера
Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек.
Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма.
Наличие дружеских и родственных чувств.
Наличие патологических влечений.
- Общеучебные умения и навыки
Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.
Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля.
Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений.
Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Умение подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия.
Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.
- Особенности усвоения отдельных учебных предметов
Отношение к учебным предметам.
Мотивы учебной деятельности. Прилежание.
Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию.
Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоятельность.
- Особенности личности
Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.
Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения.
Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Наличие конформизма.
Социализация личности.
- Педагогические выводы и рекомендации
Характеристика на учащегося школы – один из важнейших психолого-педагогических документов, составление которого актуально: как при смене места учебы, так и для предоставления в качестве рекомендации в различные органы.
Далее представлены примеры (образцы) характеристик на учеников из разных групп. Они могут подходить для учащихся разных классов, начиная с начальных: 1,2,3 и заканчивая остальными: 4,5,6,7,8,9,10.
Содержание:
- 1 Пример положительной характеристики на мальчика – ученика
- 2 Характеристика для военкомата для положительного ученика
- 3 Образец положительной характеристики на девочку – ученицу школы
- 4 Готовая характеристика на ученика со средними способностями
- 5 На ученика с низким уровнем знаний и успеваемости
- 6 Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением
- 7 Характеристика трудного подростка в полицию от классного руководителя
Пример положительной характеристики на мальчика – ученика
Иванов Александр учится в ГУ «СШ № 19» г. Свердловска с первого класса. Ученик имеет хорошее физическое и умственное развитие. Ответственный и трудолюбивый. Владеет навыками самостоятельной работы. Умеет сопоставлять, анализировать, четко выражать свою мысль.
На 8-м году обучения Александр перешел в класс математического профиля. Он предпочитает предметы гуманитарного цикла, увлекается историей и правом.
Александр соблюдает режим школы и установленные правила поведения. Не пропускает занятий беспричинно.
Основные черты характера: спокойный, уравновешенный, избегает конфликтов.
Любые поручения выполняет безоговорочно и ответственно. Активно участвует в школьных мероприятиях.
Вредные привычки отсутствуют.
Трудолюбив, владеет необходимыми трудовыми навыками, в работе аккуратен и точен. Самоуверенный, точно оценивает собственные возможности, стремится к успеху, первенству, решительный, настойчивый.
Отличается воспитанностью, скромностью. Тактичный, доброжелательный. С одноклассниками дружит. Очень обязательный, переживает за результат выполняемого поручения. Пользуется авторитетом.
Родители интересуются успехами своего ребёнка. Постоянно общаются с классным руководителем. Оказывают посильную помощь в вопросах жизнедеятельности класса.
Характеристика для военкомата для положительного ученика
Шишкин Игорь учится в ГУ РФ «ПСОШ №17» г. Пскова с 1 класса. В течение всех лет обучения в школе выполняет правила внутреннего распорядка, на уроках дисциплины не нарушает. Учится преимущественно на оценку «4». Имеет математический склад ума.
Интеллектуально развит, начитан, имеет богатый словарный запас. Умеет выстроить материал в логической последовательности, анализировать и делать выводы.
Постоянно совершенствуется, при подготовке к урокам использует дополнительную литературу, расширяя багаж собственных знаний за рамками школьной программы.
Исполнителен, ответственно подходит к выполнению поставленной задачи. Отличается смекалкой, эрудирован, не поддаётся чужому влиянию, самостоятелен.
Имеет задатки лидера, является примером для одноклассников, никогда не отказывает им в помощи. Коммуникабелен, тактичен в общении. Адекватен к критике.
Имеет хороший уровень физической подготовки. Участник многих школьных и внешкольных спортивных соревнований. Вредных привычек нет.
Игорь проживает с отцом, матерью и старшим братом. Положительный микроклимат семьи благоприятно сказывается на мальчике. Родителям небезразлична судьба Игоря, они постоянно интересуются его успехами.
Характеристика дана для предъявления в военкомат.
Образец положительной характеристики на девочку – ученицу школы
Бокова Виктория учится в ГУ «РШ №18» г. Рязани с 1-го класса. За годы учебы проявила себя как деятельная, коммуникабельная ученица, обладающая высоким интеллектуальным уровнем и справляющаяся со всеми учебными дисциплинами. Проявляет интерес к точным наукам и урокам физического развития. Вне школы изучает английский язык, увлекается рисованием.
Виктория обладает широким кругозором, любит читать. Умеет выражать собственное мнение, четко формулирует свои мысли. Всегда сфокусирована на выполняемой деятельности, однако может легко переключиться на решение другой задачи. Отмечена высокая скорость освоения учебной программы и легкость, с которой девочка воспроизводит полученные знания.
Она соблюдает все правила школьного распорядка, уроков беспричинно не пропускает. Занимает пост помощника президента школы, является членом ученического Парламента и Совета школы. Мечтает стать следователем.
На протяжении всего периода обучения активно участвовала в классных и общешкольных мероприятиях.
Виктория инициативна, часто выступает в роли организатора. Отзывчива, трудолюбива, общительна, редко пребывает в плохом расположении духа. Честная, умеет отстаивать свои убеждения, всегда добивается положительного результата. Дружелюбна, имеет лидерские качества, что позволяет ей занимать ведущие роли в ученическом коллективе.
Является действующей спортсменкой в составе танцевального коллектива. Наличие вредных привычек не замечено.
Родители подходят к воспитанию дочери со всей ответственностью. Являются в школу по первому требованию.
Готовая характеристика на ученика со средними способностями
Рябчиков Владислав учится в ГУ «ОСОШ №5» г. Орла с 7-го класса. Отмечены средние способности при освоении им учебной программы.
На уроках малоактивен. Не проявляет должного интереса к обучению, раскрывает свои навыки лишь под постоянным контролем со стороны педагогов.
Задания на дом выполняет периодически. Предпочтение отдаёт изучению истории. Трудно даются предметы естественно-математического цикла. Мало читает, потому обладает недостаточным словарным запасом. Часто отвлекается, неспособен сосредоточится на поставленной перед ним задаче.
Обладает основными трудовыми навыками, но неактивен, а потому редко их применяет. В культурно-массовых мероприятиях практически не принимает участия, ссылаясь на свою занятость.
Не всегда честен. Доверием среди сверстников и взрослых не пользуется. Может подвести.
Физическое развитие Владислава хорошее. Занимается велосипедным спортом. Становился бронзовым призером Чемпионата области. Увлекается футболом.
В диалоге с одноклассниками и педагогами Владислав сдержан и вежлив. Во время спора может быть импульсивным, эмоциональным и проявлять упрямство. Склонен к независимости.
Является дружелюбным мальчиком, а потому поддерживает товарищеские отношения с большинством одноклассников.
Родители Владислава активно воспитывают ребенка и способствуют его развитию, стараясь изменить ситуацию с успеваемостью сына. Всегда идут на контакт с руководителем класса, посещают школу.
На ученика с низким уровнем знаний и успеваемости
Корниловский Никита учится в ГУ «КСОШ №2» г. Кирова с 1-го класса. За все время учёбы в школе проявил такие свои качества как лень и безразличие к образовательному процессу. Не проявляет должного внимания к предлагаемому учебному материалу, отвлекается на посторонние занятия и игнорирует учительские замечания. Больший интерес у него вызывает общение с одноклассниками. Пассивность поведения на уроках ведёт к низким результатам успеваемости. Задания на дом не выполняет, но мастерски умеет списывать.
Занятий беспричинно не пропускает.
Определенный интерес проявляет к гуманитарным предметам, любит поэзию, историю.
Имеет необходимые трудовые навыки, однако недостаточно инициативен для их применения. Больший приоритет отдаёт участию в классных и школьных общественных мероприятиях.
Любит внимание со стороны, требует уважения к себе, к своему мнению. В разговоре может использовать нецензурные слова, считая это нормой поведения.
Обладает значительным уровнем спортивной подготовки, посещает тренажерный зал. Не приемлет вредных привычек.
Со сверстниками дружелюбен, пользуется авторитетом. Со старшими не всегда бывает вежливым. Не терпит несправедливости.
Живет с отцом, матерью и младшим братом, о котором очень заботится. Родители регулярно появляются в школе и общаются с классным руководителем. Активно пытаются повысить уровень знаний Никиты.
Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением
Ключевский Илья учится в ГУ «ЛСОШ №4» г. Липецка с 1-го класса. Учебный процесс не вызывает у мальчика интереса, но стоит отметить абсолютную посещаемость. Способен осваивать учебный материал в больших объемах, но общая пассивность во время обучения приводит к низкому уровню знаний.
К себе не требовательный. Память можно охарактеризовать как произвольную смешанную. Если удаётся его заинтересовать, то лучше всего проявляет себя в точных науках. Стабильности результатов мешает отсутствие трудолюбия и прилежания. К происходящему в классе безразличен, неактивен. Домашние работы не готовит. Речь развитая.
Имеет все необходимые трудовые навыки, но старается избегать личных поручений и общественных мероприятий.
Имеет хорошую физическую форму. На любительском уровне занимается футболом и большим теннисом.
Во время контактов с одноклассниками и педагогами может проявить агрессивность, упрямство, часто его действия импульсивные и слишком эмоциональные. Не дисциплинирован, склонен к независимости, умеет отстоять личную точку зрения. Честен.
Систематически нарушает правила поведения, стоит на учете у социального педагога, неоднократно имел беседы со школьным психологом.
Не имеет должного уважения со стороны одноклассников. Дружит с учащимися, младшими по возрасту, среди них является лидером.
Замечен за курением.
Проживает с матерью и сестрой. Мать не занимается воспитанием детей, ссылаясь на рабочую занятость. Школу не посещает, общения с классным руководителем избегает.
Характеристика трудного подростка в полицию от классного руководителя
Григорьев Андрей учится в 10 классе ГУ «СОШ №13» г. Архангельска с сентября 2018 года. За неполный семестр обучения зарекомендовал себя как злостный прогульщик. Периодически появляется на занятиях, но к самой учебе относится с полным безразличием. Домашних работ не выполняет.
В коллективе подросток общается мало, с трудом контактирует с одноклассниками, доброжелателен к детям младшего возраста. Ввиду отсутствия инициативности и лидерских амбиций не пытается улучшить своё положение.
Андрей аккуратный, следит за своим внешним видом. При выражении собственного мнения достаточно скромен, но упрям. Убедить в чем-либо мальчика достаточно сложно. Однако учащийся имеет заниженный уровень самооценки, что позволяет лидерам класса вести его за собой.
Андрей активно занимается интересной ему внеурочной деятельностью (секции, тренажерный зал). Участвует исключительно в спортивной жизни школы, не проявляя интереса к прочим общественным мероприятиям. Может отказаться от выданного ему поручения или не довести дело до конца. Трудовая инициатива с его стороны отсутствует.
Замечен за курением.
С 1 октября 2018 года состоит на внутришкольном учете у социального педагога и психолога.
Проживает в неполной семье с мамой. Воспитанию ребенка она не может уделить должного внимания, поскольку за перемещениями Андрея уследить сложно. Мама старается поддерживать связь с администрацией школы и классным руководителем.
Продолжение . . .
Смотрите весь раздел – Характеристика
Как правильно составить характеристику на ученика (школы, колледжа, вуза)? Рекомендации, образцы, примеры.
Для чего составляется характеристика на ученика? Она подразумевает описание достоинств и недостатков кого-либо или чего-либо. В данной статье будет рассмотрена характеристика на ученика школы или другого учебного заведения. Такой документ требуется в случае перевода учащегося из одного класса в другой, из младшей школы – в старшую или при переходе в другую школу. По окончании школы для поступления в другое учебное заведение тоже может понадобиться характеристика. В военкоматах от призывников тоже не редко просят характеристику с места учебы. И самое не приятное, ее требуют в полиции, при постановке неблагополучного ученика на учет или при заведении уголовного дела.
Во всех этих случаях характеристика это почти то же самое, что и резюме при устройстве на работу, только пишется она не самим учеником, а его учителем. В ней указываются учебные успехи, степень физического развития, отношения со сверстниками учителями и многое другое.
Характеристика может быть обыкновенной и психологической, либо включать все сведения.
План характеристики
Характеристика на учащегося должна содержать следующие пункты:
1. Общие сведения об учащемся. Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, внешний вид, внешкольные увлечения школьника, чем занимаются родители, полная или не полная семья;
2. Состояние здоровья и физическое развитие. В этом пункте указываются особенности физического развития школьника и на сколько оно соответствует возрасту. Если ребенок занимается спортом, – указать каким и каких успехов достиг. При указании состояния здоровья используются данные школьного медпункта и полученные из беседы с родителями. Тут же указываются вредные пристрастия: курение, алкоголь, наркотики;
3. Условия семейного воспитания. В этом пункте указываются подробные сведения о составе семьи, ее социальном положении. Указывается образование родителей, бытовые и жилищные условия, материальное благосостояние. Должно быть уделено внимание нравственному климату в семье, какое воспитание в семье поучает школьник (положительное или отрицательное). Отдельно описывается отношение ребенка к членам семьи;
4. Интересы ученика. Указываются интересы школьника как учебные, так и внешкольные. Дается оценка устойчивости интересов, глубина, ширина диапазона интересующих тем, направленность, степень увлеченности;
5. Интеллектуальное развитие. Этот пункт содержит сведения об особенностях памяти, то есть как именно (способ) запоминает школьник – зрительно, на слух и т.п. На сколько прочно, быстро и полно происходит запоминание. Особенности мышления подразумевают умение анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний и синтеза выводов из них. Также сюда входит логичность в суждениях, склад ума и уровень самостоятельного мышления. Внимательность – умение переключать внимание, концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, степень развития произвольного внимания, умение распределить внимание на несколько задач. В этом же пункте должна быть информация об уровне развития общейучебных умений. Это умение планировать и организовывать свою учебу, отыскивать необходимую информацию, на сколько рациональны учебные умения, какова степень культуры умственного труда. Здесь же указывается развитость речи. В это описание входит словарный запас, культура речи, умение делать выводы и рассуждать, насколько выразительна и грамотна речь;
6. Особенности темперамента. Здесь описывается преобладающие эмоции ребенка и их устойчивость, как часто меняется эмоциональное состояние школьника. Указывается, какой тип темперамента преобладает у ученика, сила или слабость нервной системы, на сколько он уравновешен, подвижен, его темп психических реакций и реактивность ребенка. Дается анализ характера эмоций, т.е. насколько ребенок вспыльчив, сдержан, обидчив и т.п. Какова его эмоциональная возбудимость – впечатлительность, раздражительность. Необходимо указать степень агрессивности или депрессивности;
7. Волевые качества. Здесь, фактически, определяется, на сколько ученик способен устойчиво стремиться к поставленной цели, его самостоятельность, решительность, настойчивость, умение управлять своими эмоциями;
8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями. Здесь дается характеристика понимания учеником своего места в коллективе, его отношение к своему положению (доволен или нет). Если не доволен, то какую роль он хотел бы играть. Также оценивается отношение к коллективной жизни класса: проявление активного участия или пассивный исполнитель. Отношение к общественным поручениям. Каково его отношение к мнению коллектива относительно него, как к нему относится большинство ребят в классе. Оценивается отношение ученика к преподавателям и учителей к нему. Взаимоотношения с противоположным полом. Есть ли близкие друзья в классном коллективе. Готов ли придти на помощь товарищам.
9. Уровень притязаний и самооценка показывают, на сколько ученик стремится занять то или иное положение в коллективе класса, достичь поставленных целей в учебе и жизни. Оценивается на сколько самооценка ученика адекватна в различных видах деятельности и поступках, в отношении себя и своего внешнего вида.
10. Морально-этические качества отражают обще принятые понятия: чуткость, заботливость, честность, возможность предательства, справедливость, лицемерие, нарушению правовых норм. В этой же части рассматривается тактичность в отношениях со сверстниками и преподавателями, родственниками и чужими людьми. Оценка крепости дружбы и способности защитить близкого в сложной ситуации то же излагается здесь.
Заключение. Подводится итог описанных качеств ученика. Говорится о преобладающих чертах его характера и как они влияют на учебу и личную жизнь. Делается вывод о том, что следовало бы изменить и как целесообразнее, с педагогической точки зрения, это сделать.
Конечно в характеристиках на учеников не надо все эти пункты подробно расписывать, 1-3 предложений обычно достаточно чтобы изложить всю суть. Но важные моменты или особенности ученика (если они есть) стоит расписать подробнее.
Психологическая характеристика
В данном разделе будет схематично описана методика оценки психологического образа ученика. Это задача школьного психолога, но учитель все же должен представлять каким образом проводится эта работа.
Для составления психологической характеристики ученика используется ряд тестов, направленных на определение степени тревожности ребенка, особенности его самооценки и уровня школьной мотивации. Используя эти тесты, психологи могут дать конкретный ответ, какие именно причины необходимо учитывать, чтобы изменить в положительную сторону какие-либо негативные черты характера ученика.
И так, как и описанная выше характеристика начинается с имени, возраста и семейного состава характеризуемого. Далее приводятся результаты проводимых тестов, и в конце делается вывод на основе анализа результатов тестов с последующими рекомендациями. Для оценки тревожности используется тест Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, который заключается в последовательном показе картинок с изображением ребенка в различных ситуациях. При этом на рисунке ребенок изображен без лица, а от испытуемого требуется сказать какое лицо (грустное или веселое) в данной ситуации должно быть по его (ее) мнению. Рисунки разделены на группы: ребенок со сверстниками, со старшими или младшими детьми, с родителями, с учителями. Ответы по каждой группе рисунков оцениваются отдельно в процентном соотношении. Обобщение результатов позволяет сделать вывод о той или иной степени (в %) тревожности в различных ситуациях.
Вывод об особенностях самооценки делается на основе теста «лесенка». Из самого названия можно догадаться, что ребенок должен поставить себя на какую-то ступень и расставить относительно себя всех предложенных ему персонажей: родителей и родственников (папа, мама, братья и сестры, бабушки и дедушки), школьный коллектив, друзья во дворе и школе, учителя. Для удобства вычислений самооценки можно предлагать лесенку с10-ю ступенями. Результаты теста описательные по отношению к каждому предлагаемому персонажу.
На основании этих тестов делается вывод об отношении ребенка к школе и семье. Сопоставление результатов тестов помогают выявить причины того или иного поведения школьника.
Отличия характеристик на учеников младшей и средней школы и профессиональных учебных заведений
Принципиально характеристика на учеников младшей и средней школы отличается только возрастом ребенка. Обе характеристики составляются по приведенному выше плану. Как для учащихся младших классов, так и для средней школы указывается склонность ребенка к гуманитарным или естественным наукам.
Характеристика на учащихся профессиональных учебных заведений дополняется отношением к получаемой (полученной) профессии, успехи в ее освоении, профессиональные навыки. Во всем остальном, следует придерживаться того же плана составления характеристики.
Как написать характеристику на ученика
Как написать характеристику на ученика? Что нужно учитывать при составлении данного документа? Обо всем этом подробно мы поговорим в данной статье.
Инструкция:
Вам понадобится:
Знания о личности ученика, доступ к компьютеру или же обыкновенная шариковая ручка и лист бумаги формата A4.
1
Что такое характеристика? Подобный документ является своеобразным отображением личности человека, на которого он составляется. Назначение характеристики может быть достаточно разнообразным. Начиная со школьной скамьи, характеристика будет сопровождать человека при постановке на военный учет, поступлении в ВУЗы, трудоустройстве на постоянное место работы. Исходя из этого, при написании подобного документа следует быть предельно внимательным, так как в дальнейшем именно от грамотно составленной характеристики будет зависеть жизнь человека.
2
Перед тем, как написать характеристику на ученика, вам следует обратить внимание на следующие факторы.
Прежде всего, присмотритесь, какое отношение он проявляет в общении с остальными детьми, как общается с преподавателями и как реагирует на их замечания. Также при составлении подобного документа помимо поведения ученика необходимо учитывать мнение окружающих его людей – пользуется ли он авторитетом среди учащихся, общителен ли ученик или же замкнут в себе, принимает ли участие в жизнедеятельности класса или же старается избегать этого. В характеристике помимо всего перечисленного необходимо упомянуть об успеваемости характеризуемого человека. Принимая во внимание все эти факторы, вы можете приступить непосредственно к написанию характеристики.
3
Изначально в документе указывается его назначение, например, главному военному комиссару (в случае постановки ученика на воинский учет) или же начальнику ОВД (в случае запроса характеристики представителями органов внутренних дел). После оформления данного пункта следует перечисление психологических особенностей характеризуемого. Помните, что от того как вы напишете характеристику будет зависеть дальнейшая судьба ученика. Учитывая его ранний возраст, не следует усугублять дело излишеством негатива – всегда старайтесь смягчить краски, даже если личность ведет себя неэтично. Конечно, максимальной лояльности проявлять не следует. Отображайте все как есть, грамотно подбирая термины и описания поведения ученика.
После составления характеристики документ следует заверить своей подписью, а также подписью и печатью от имени директора учебного заведения.
Как написать характеристику ученику?
В последнее время достаточно частыми становятся случаи, когда классному руководителю приходится писать характеристику ученику. Чаще это бывает необходимо сделать, когда происходит что-то неординарное, когда требуется вмешательство компетентных органов. Итак, вам нужно написать характеристику. Конечно, прежде всего необходимо будет опираться на свои впечатления и наблюдения, но если есть возможность, побеседуйте с учителями-предметниками, работающими в классе, школьным психологом. Кроме того, если позволяет обстаятельства, выясните мнение одноклассников.
Никогда не выкидывайте черновики характеристики, так как очень часто приходиться писать характеристику на ученика даже после окончания им школы: в военкомат, при приеме на работу, при поступлении в другое учебное заведение.
Примерная структура характеристики учащегося общеобразовательной школы может иметь следующие составляющие:
- Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).
- Учение (способности и возможности, прилежание, результат).
- Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство, перспективность).
- Жизнь в коллективе класса (статус в коллективе).
- Отношения с товарищами и учителями.
- Характер (моральные и волевые качества).
- Направленность личности (убеждение, поведение).
- Деятельность (общественно полезная, познавательная, трудовая, досуговая).
Помните, что характеристика — ваша оценка личности ученика, а оценка эта должна быть взвешенной, обоснованной. Можно использовать несколько другую структуру написания характеристики школьника:
- Состояние здоровья.
- Социальное положение родителей.
- Взаимоотношения в семье.
- Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
- Черты характера, акцентуации.
- Волевые черты характера (решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т. д.)
- Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).
- Особенности памяти, речь, эмоции.
- Успеваемость, интеллектуальное развитие (любимые предметы, нелюбимые предметы).
- Характер чтения.
- Отношение к труду (учебному, физическому, общественно полезному, труду по самообслуживанию).
- Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.
- Отношение к родителям, учителям, сверстникам.
- Отношение к себе: самокритичное, переоценка собственной личности.
- Участие в жизни класса, школы.
- Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.
- Наиболее типичные проявления недисциплинированности.
- Педагогические выводы и рекомендации.
В любом случае вне зависимости от того, по какому плану будет написана характеристика, важно помнить о недопустимости «навешивания ярлыков», об ответственности за свою позицию. И еще: безапелляционность — свидетельство скудности мировоззрения. Важно умение классного руководителя правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.
Конечно, педагогические выводы и рекомендации классного руководителя будут зависеть от назначения требуемой характеристики, и все же они должны быть написаны с позиций уважения к личности ученика, понимания ответственности за его судьбу.
Все новое это хорошо забытое старое, поэтому я часто обращаюсь к старым изданиям, в которых много полезного для нашей работы. Библиографические данные книг, по своей молодости, я не сохранил, но полезные моменты предлагаю Вашему вниманию.
В классах всегда возникает необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого я использую приведенный ниже примерный план психологической характеристики ученика. Желаю удачи!
Раздел 1. Общие сведения о ребенке.
Анкетные данные.
– Фамилия, имя.
– Дата рождения.
– Школа, класс.
– Специализация школы.
Сведений о состоянии здоровья.
– Часто ли болеет (часто, средне, редко).
– Хронические заболевания (какие).
– Особенности функционирования нервной системы:
- быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
- стабилен в проявлении настроения;
- преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
- преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические).
– Занятия общественно полезным трудом (каким).
– Занятия в художественной самодеятельности (какой).
– Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.
– Занятия спортом (каким).
– Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
Направленность интересов:
– На учебную деятельность;
– На трудовую деятельность;
– На художественно – эстетическую деятельность;
– На достижение в спорте, туризме;
– На отношения между людьми.
Отношения к делу:
- Общественная активность.
– Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
– Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
– Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
– Редко принимает участие в общественных делах.
– Отказывает участвовать в общественных делах.
- Трудолюбие.
– Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
– Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
– Редко охотно берется за работу.
– Чаще всего старается уклониться от любой работы.
– Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
- Ответственность.
– Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
– В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
– Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
– Очень редко выполняет порученное ему дело.
– Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
- Инициативность.
– Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
– Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
– Редко сам начинает новое дело.
– Почти никогда сам не начинает новое дело.
– Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
- Организованность.
– Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
– В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
– Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.
– Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.
- Любознательность.
– Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
– В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.
– Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.
– Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
– Равнодушен к всякого рода новым знаниям.
- Аккуратность.
– Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут – и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
– Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.
– Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
– Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет
общественное имущество, даже портит его.
– Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям:
- Коллективизм.
– Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
– Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.
– Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
– Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
– Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».
- Честность. Правдивость.
– Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.
– Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
– Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
– Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
– Склонен всегда, говорить не правду.
- Справедливость.
– Активно борется с тем, что считает несправедливым.
– Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
– Редко выступает против того, что считает несправедливым.
– Не добивается справедливости.
– Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
- Бескорыстие.
– В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
– Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
– Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
– В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
– В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
- Общительность.
– Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
– Как правило, с удовольствием общается с людьми.
– Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
– Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
– Замкнут, необщителен.
- Чувство товарищества.
– Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
– Как правило, помогает товарищам.
– Помогает товарищам, когда его просят.
– Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
– Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
- Отзывчивость.
– Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
– Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
– Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.
– Почти не умеет сочувствовать другим.
– Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
- Вежливость, тактичность.
– Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
– Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
– Часто бывает, невежлив и нетактичен.
– Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
– Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе:
- Скромность.
– Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
– Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.
– Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
– Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.
– Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
- Уверенность в себе
– Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.
– Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.
– Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
– Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если
сам может справиться.
– Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
- Самокритичность.
– Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
– В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
– Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
– К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.
– Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
- Умение рассчитывать свои силы.
– Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.
– Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
– Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
– В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
– Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
- Стремление к успеху, первенству.
– Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.
– Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.
– Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
– Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».
– Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.
- Самоконтроль.
– Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
– Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
– Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
– Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
– Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
Волевые качества личности
- Смелость.
– Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
– В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
– Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
– В большинстве случаев отступает перед силой.
– Всегда отступает перед силой, трусит.
- Решительность.
– Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
– В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
– Иногда колеблется перед ответственным решением.
– Редко решается принять какое – либо ответственное решение.
– Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
- Настойчивость.
– Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.
– Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
– Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
– Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
– Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
- Самообладание.
– Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
– Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.
– Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
– Часто не может подавить нежелательные эмоции.
– Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Положение ребенка в детском коллективе.
- Авторитет в классе.
– Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
– Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
– Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой – то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
– Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
– В классе авторитетом не пользуется,
- Симпатия.
– Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
– В классе ребята относятся к нему с симпатией.
– Пользуется симпатией только у части одноклассников.
– Пользуется симпатией у отдельных ребят.
– В классе его не любят.
- Авторитет во внешкольных объединениях.
– Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
– Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
– Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)
– Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).
– Не является членом никакого внешкольного объединения.
Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание.
– Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
– Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.
– Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
– Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
– Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.
Память.
– При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
– При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
– Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.
– При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.
– Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление.
– Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
– Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
– Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
– В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
– Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная реактивность.
-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.
– Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.
– Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
– Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
Общий эмоциональный тонус.
– Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.
– Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
– Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
– В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
– Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность.
– Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
– Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
– Эмоционально уравновешен.
– Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
– Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
Как написать характеристику на ученика?
Написание характеристики на ученика
это обязанности классного руководителя, нет информации, как её писать. Данный
материал, позволит, правильно написать требуемые документ.
Характеристика на школьника важный документ. Он может понадобиться, в случае перехода в
другую школу, после окончания школы для поступления в ВУЗ, а так же для
предоставления в различные государственные учреждения.
Составление характеристики на ребёнка – это трудоёмкий
процесс. Изучив разнообразные рекомендации по написанию характеристики, можно
сделать один общий вывод:
Характеристика на ребенка
должна включать. Его индивидуальные особенности, которые он проявляет при
общении со сверстниками, взрослыми, особенности поведения в школе, на улице,
дома (можно со слов родителей), обучение необходимо отразить предметы, с
которыми ученик справляется отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно (в подтверждении этого можно приложить выписку из журнала,
табель).
Характеристика должна быть
написана понятным языком, без использования научных психологических или педагогических
терминов, которые могут быть не знакомы специалистам другой области, либо же
родителям.
Должна помочь составить
объективную оценку ребенка. Документ составляться по общепринятому шаблону,
процесс написания характеристики не должен отнимать много времени.
В основном характеристика на учащегося составляется классным
руководителем. Для этого он может воспользоваться помощью педагога –
психолога школы, инспектора ПДН, родителей (в зависимости от того куда
требуется). Подписывают документ классный руководитель, педагог – психолог (по
необходимости), директор учебного заведения.
Что пишут в характеристике на ученика?
Психолого – педагогическая
характеристика на ученика должна
содержать пять обязательных пунктов.
1. Анкетные данные ребенка;
2. Познавательная деятельности ученика;
3. Описание характерологических особенностей ребенка;
4. Поведение обучающегося;
5. Заключение и необходимые рекомендации.
План характеристики на ученика, можно использовать в качестве шаблона. По необходимости
позволяется вносить свои изменения.
1. Анкетные данные
Фамилия, имя, отчество.
Дата рождения.
Состав семьи (указываем мать,
отца, брать, сестер, а так же тех, кто проживает совместно с ребенком).
Жилищные условия
Медицинские данные (группа здоровья, при наличии хронические
заболевания).
2. Познавательная
деятельность.
Уровень успеваемости
школьника (описать предметы, по которым
успевает отлично, хорошо, удовлетворительно).
Мотивация к учебе
(отношение к образовательной организации, школьным делам, интересы учащегося).
Особенности внимания
(способность концентрации, переключения, устойчивости).
Уровень восприятия и
осмысления внимания (как ребенок понимает инструкции к заданиям, может понять
картины, выделять главное в тексте).
Особенности мышления (навыки
сравнения предметов, навыки общения информации, умение делать выводы).
Уровень памяти (показать, то,
как ученик может запомнить материал, насколько быстро, так же можно отразить
какая память преобладает слуховая, зрительная, моторная)
Развитие речи (словарный
запас, умение выстраивать предложения).
Физические способности (показать уровень физического развития).
Поведение (на уроках, на
переменах)
3. Индивидуально – психологическая
характеристика ребенка
Интересы
(какие виды деятельности присущи ребенку, это может быть спортивная,
художественная, патриотическая, учебная).
Отношение
к школьным делам (в данном пункте нужно отразить, что побуждает к учебе, его
отношение к различным предметам, как переживает успехи и неудачи).
Взаимоотношения
с окружающим людям (в школьном коллективе, отношения с родителями,
учителями).
4. Поведение.
В
данном пункте нужно описать:
Социальное,
асоциальное поведение
Вредные
привычки
Наличие
конфликтных ситуаций.
5. Рекомендации.
Составляем
общее впечатление о ребенке, а так же при необходимости даем рекомендации.
В шаблоне пункты три и четыре
используются для составления психологического портрета школьника, может
составляться совместно с педагогом – психологом школы.
Данная характеристика
отлично подойдет для составления характеристики на хорошего ученика.
Зачем нужна характеристика из школы?
В
настоящий момент это самый востребованный документ на ребенка, который требуют
практически все учреждения такие как: органы опеки, приюты, учебные заведения
(при переводе), ВУЗы (при поступлении), МВД, пишется характеристика так
же для больниц. Это необходимо с целью экономии времени, сотрудников на местах,
правильно составленная характеристика на ученика позволит составить полноценное
впечатление о ребенке и его семье, особенностях его поведения.
Ошибки при написании
Среди
ошибок допускаемые при написании характеристика можно выделить несколько
наиболее распространенных.
1.
Чрезмерная эмоциональная окрашенность. Происходит
в том, случае, если педагог в характеристику добавляет лично свои мысли и
чувства в отношении какого – либо учащегося.
2.
Отсутствие полной информации. Всю
информацию о ребенке необходимо раскрывать на примерах.
3.
Педагоги не включают в характеристику
анализ того, как ученик осваивает школьную программу.
4.
Написание не нужной информации. Классные
руководители пишут в характеристики ту информацию, которая абсолютно не
относится к ученику.
5.
Употребление ущемляющих права ребенка и
его родителей.
Для
того, чтоб составить характеристику на среднего ученика, а так же на
любых других учеников. Необходимо четко изучить всю информацию о нем,
предоставленную специалистами образовательного учреждения, отбросить все лишние
эмоции, иметь достоверные данные, и следовать четкому плану написания
характеристик.
Характеристика
обучающейся …. класса МОБУ СОШ …….
Ф. И.О 20… года рождения.
(Имя) поступила в данную школу во второй четверти, в 4 класс . Воспитывается опекуном в приёмной семье. Взаимоотношения в семье с мамой благоприятные, доверительные.
В классе …. общительна, вежлива со сверстниками, учителями, родителями. Принимает активное участие в жизни школы и класса. Дружелюбна, контактна, спокойна, уравновешена, дисциплинированна.
Пользуется авторитетом и уважением в коллективе учащихся. Отзывчива. Всегда тактична и деликатна, приходит на помощь другим.
Девочка обладает неплохими способностями. По всем предметам успевает, учится хорошо, с интересом, примерна в поведении, трудолюбива, активна. Отличается от всех неторопливостью и терпением. Основной мотив учебной деятельности – качественное получение знаний и применение их на практике.
Ответственно относится ко всем поручениям и выполняет всё добросовестно. Девочка аккуратная, опрятная, бережно относится ко всему, что её окружает.
Постоянно работает над самосовершенствованием и всегда творчески подходит к каждому новому делу. Ее характеризует дисциплинированность, старательность, настойчивость в доведении начатого дела до конца.
Учитель (классный руководитель): ____________
Печать.
Характеристика на обучающегося
Школа: …, класс: …
Фамилия, имя. отчество: .
Число, месяц, год рождения: …
В данной школе обучается с … класса. Воспитывается в полной благополучной семье. Обладает хорошими способностями, но не работает в меру своих возможностей.
Самоценка завышенная. Амбициозен. С обострённым чувством справедливости.
В любой ситуации готов отстаивать свою точку зрения. Считает, что всегда и во всём прав, но к нему относятся предвзято.
По характеру, общительный, шумный, гиперактивный. Бывают эмоциональные вспышки, но быстро отходит. Много иронизирует и критикует, капризный, недоволен всем. Несмотря на это всегда готов предложить свою помощь.
Любит делать замечания, не взирая ни на возраст, ни на должность. Не любит признавать свои ошибки. Несмотря на все доводы, останется при своей точке зрения. Требователен ко всем, но не к себе.
Не любит выполнять домашние задания. Делает только какую-то часть, но чаще всего не делает совсем. Требует постоянного контроля за выполнением учебных заданий. На уроках активен, но невнимателен.
Постоянно забывает дома учебники, тетради, школьные принадлежности, поэтому постоянно просит их у кого-либо из одноклассников, тем самым мешая им сосредоточиться, так как делает это только во время уроков. Это становится причиной конфликтов.
С мальчиком и с родителями регулярно проводятся профилактические беседы. Родители любят и балуют сына. Из-за специфики работы не всегда имеют возможность проконтролировать ребенка.
Общественные поручения выполняет неохотно.
Любит спорт. Имеет хорошо развитые физические способности.
С одноклассниками неплохие отношения, но ироничное отношение ко всем мешает завести постоянного друга.
.
.
Учитель (классный руководитель): ____________________ Ф. И.О.
Печать.
Характеристика
обучающейся 4 «А» класса …
МОБУ СОШ д. …..
… района РБ
Ф.И.О.
Ф.И.О. ….. года рождения. До поступления в данную школу проживала и обучалась в … .
В данную школу … поступила в … класс в начале … – ой четверти 20… – 20… учебного года. В первый год обучения, судя по личному делу, а также со слов матери девочка практически не посещала школу. Из 33 учебных недель она пропустила 426 уроков и только 111 из них по болезни. В … классе ею пропущено 383 урока. Только 55 из них по болезни.
Со слов … и в … – ую четверть … – го класса она не посещала школу.
Все многочисленные пропуски создали проблемы с усвоением материала предыдущего класса. Девочка с трудом справляется даже с незначительной долей того материала, который ей необходимо усвоить.
…. обладает неплохими способностями, но не может работать в полную меру своих возможностей. В первые месяцы пребывания в школе молчала. Не давала ответы ни на какие вопросы, ничего не спрашивала. К концу … класса стала общаться, но не всегда, так как это зависит от её настроения.
Часто не выполняет домашние задания, забывает принести в класс тетради и учебники. Ей не хватает необходимого контроля со стороны родителей.
В … -ом классе мама девочки сосредоточилась на работе. За весь период обучения в данном учебном году не присутствовала ни на одном родительском собрании. Ни на какие записи в дневнике не реагирует.
… спокойная, уравновешенная девочка, доброжелательная, но предпочитает держаться особняком. Друзей или подруг в классе у неё нет.
За период обучения в 3-4 классах наметился определенный прогресс в знаниях. Стала неплохо решать примеры, некоторые задачи. Но знания, упущенные в … – … классах, постоянно дают о себе знать.
Записи в тетрадях оформляет своеобразно, понятно только ей. Не записывает пояснения, не соблюдает алгоритм выполнения действий. Заставить её что-то выполнять как это необходимо, не получится, даже если стоять рядом.
Читает довольно быстро. Но на уроках предпочитает не отвечать. Сидит тихо, редко принимает участие в обсуждениях, фронтальной, групповой или парной работах. Работать в паре или группе не хочет.
Классный руководитель ………………….. Ф.И.О.
Печать.
Характеристика на обучающегося
Школа: МОБУ СОШ … , класс: …
Фамилия, имя, отчество: … .
Число, месяц, год рождения: …
Ф.И.О. до поступления в данную школу обучался в … и … классах в … . Со слов мамы, у них были постоянные проблемы с сыном, связанные с посещениями школы. Сын категорически не желал ходить в школу. Приходилось бегать за ним вокруг школы, включая учителя и директора школы.
В данной школе обучается с … класса. Сразу показал себя конфликтным. Любое замечание учителя, либо одноклассников или даже неосторожный взгляд вызывают у него необъяснимую агрессию.
За время учебы проявил себя как ученик средних способностей, работающий не в меру своих возможностей. Недобросовестно выполняет домашние задания. Делает только то, что захочет и сколько захочет. Чаще всего делает какую-либо часть, часто не делает совсем. На уроках малоактивен.
Самоценка завышенная. Уверен в себе, внешне всегда молчалив и спокоен.
По характеру вспыльчивый, взрывной. Обидчивый. Первое время часто уходил с уроков. Не объясняя причины, собирает все принадлежности в портфель и сидит до конца всех уроков. Не признаёт правил поведения. Все вопросы решает только силой. Почти всегда выслушает замечание и уйдёт, не удостоив ответом, но чаще всего заявляет, что это всё ложь, даже если свидетелями его поступка стали несколько человек.
В классе стали происходить конфликты и драки. Мама пояснила, что сын копирует поведение отца. На отца никто никогда не может повлиять, так как отец мальчика служил в горячих точках.
Однажды бил одноклассника по голове металлической ножной стула в присутствии учителя английского языка. С большим трудом учителю удалось вырвать у него стул. Разговор с матерью вызвал только негативную реакцию с её стороны, которая заявила, что всё это клевета, подстроенная учителями, для того, чтобы просто опорочить сына.
После каждого конфликта мама забирает сына домой на неделю, по окончании которой, он приходит со справкой о болезни от постороннего врача.
С мальчиком и с родителями регулярно проводились профилактические беседы, но почти всегда мама обрывает все разговоры о сыне, заявляя, что пойдет в прокуратуру.
Отец положительно влиял на сына. Он приходил только один раз, но после разговора с ним конфликты на какое-то время прекратились. После развода родителей конфликты вновь обострились. И не только с одноклассниками.
Ребенок психологически защищен, может постоянно рассчитывать на моральную поддержку мамы. Её демонстративное поведение негативно влияет на мальчика, которая всякий раз в присутствии сына защищает его, не слушая никаких доводов, негативно отзывается об учителях и угрожает заявлением в прокуратуру.
Учитель (классный руководитель): ____________________ Ф.И.О.
Печать.