Как правильно составить индивидуальный учебный план

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.

Что такое индивидуальный учебный план

Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

В чем особенности ИУП

Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Особенности:

  1. Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
  2. Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
  3. Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.

Кто может перейти

На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:

  • школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
  • школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
  • детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
  • детей с ограничениями по состоянию здоровья;
  • школьников с академической задолженностью.

Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.

От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:

  • с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
  • дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
  • дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.

Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.

Как составить индивидуальный учебный план

Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.

Обязательные пункты ИУП:

  • в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
  • включают дополнительные предметы на базовом уровне;
  • включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
  • учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.

Общий алгоритм, как сделать учебный план:

  1. Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
  2. Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
  3. Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  4. Изучить образовательную программу школы.
  5. Составить ИУП на основе этих данных.

Образец индивидуального учебного плана учащегося

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

Особенности при ликвидации академической задолженности

Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.

Как оформляют переход на ИУП

Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.

Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.

Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.

Образец бланка заявления на перевод

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.

Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.

Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.

Образец приказа

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.

Заключение

Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».

Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.

Скачать бланк заявления на перевод на ИУП

Учебный план — это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов. Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план, ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план. Но вашему ребёнку необязательно учиться по той же программе, что и всем остальным. 

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, по которому ученик осваивает образовательную программу с учётом своих особенностей и образовательных потребностей. Вот основные отличия ИУП:

  • Перечень предметов. Это количество и перечень предметов, которые должен изучить ребёнок в учебном году. По желанию можно включать и исключать предметы.
  • Последовательность. Вы можете изучать разные предметы параллельно, как принято в школах, а можете блоками: например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать.
  • Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Вы можете изучать углублённо интересные предметы, а остальные только базово. 
Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Ребёнок имеет право перевестись на обучение по индивидуальному учебному плану, если:

  • Осваивает школьные предметы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
  • Занимается профессиональным спортом или творческой деятельностью.
  • Не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
  • Имеет академическую задолженность и не хочет оставаться на второй год.

При разработке ИУП помните, что на аттестации ребёнка спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели, поэтому надо ориентироваться на образовательную программу школы прикрепления.

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

В ИУП обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Основные шаги составления индивидуального учебного плана:

  • Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  • Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  • Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  • Изучение образовательной программы школы.
  • Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.
Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

На заочной форме обучения ИУП составляет школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении — родители. Обучение в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» избавляет от хлопот по составлению ИУП. Индивидуальные образовательные маршруты позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка.

Порядок обучения по ИУП определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, то придётся поискать другую. Исключение делается только для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.

В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение):

  • Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП.
  • Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
  • Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.
Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):

  • Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
  • Родители выбирают школу для прикрепления.
  • Родители и школа заключают договор об аттестациях с приложением индивидуального учебного плана и графика аттестаций. ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.

А вы бы перевели своего ребёнка на индивидуальный учебный план? Или считаете, что все должны учиться по одинаковой программе? 

Как правильно составлять индивидуальные образовательные программы и планы?

Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.

Понятие и функции индивидуальных образовательных программ

Индивидуальная образовательная программа – это особая траектория обучения, учитывающая определенные особенности целевой аудитории или конкретного индивида. Она ориентирована не просто на общее развитие, но и делает акцент на конкретных научных канонах, становлении и автоматизации определенной группы навыков. Чаще всего такая схема обучения носит специализированный или более узкий характер, так как в значительной степени ориентирована на конкретный сегмент: сфера деятельности, дисциплины и пр.

В то же время индивидуальная образовательная программа представляет собой официальный документ, закрепляющий конкретный набор предметов, форм занятий, заданий за конкретным учащимися или группой. Для ее реализации потребуется создание специфических условий: особая материально-техническая база, педагогический состав (с конкретным уровнем квалификации и опытом работы с особенными или одаренными детьми»).

Особенности индивидуальной образовательной программы обучения

Особенности индивидуальной образовательной программы обучения

Индивидуальная траектория обучения формируется преимущественно в двух (уже упомянутых нами) случаях. Первый – это развитие одаренности индивида в случае явного проявления конкретного таланта, способности и личной заинтересованности индивида в более глубоком изучении отдельных наук и пр. второй вид – коррекционный или инклюзивный, нацеленный на развитие индивида с учетом особенностей его развития, физических и интеллектуальных сторон и пр.

Важно отметить, что индивидуальная программа также свойственна еще одной форме обучения – семейной. В данном случае ученик и его родители самостоятельно определяют глубину погружения в каждую дисциплину, полагаясь на интересы и потребности личности и минимальные требования ФГОС.

Помимо этого, индивидуальные программы обучения действуют в рамках профессионального и поствузовского образования. Ярким примером подобных схем выступают аспирантские программы, где действует специфическая градация: общий аспирантский учебный план по выбранному научному направлению, а также индивидуальный план развития и научного исследования.

Также индивидуальная траектория успешно действует у тьюторов и репетиторов, которые помогают подопечному самостоятельно и дополнительно развиваться, вовремя ликвидировать имеющиеся пробелы и усилить подготовку в перспективе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Реализация индивидуальной образовательной программы позволяет адаптировать классическую траекторию обучения под возможности и потребности целевой аудитории, повышая качество подготовки выпускника. В случае развития одаренности намеченная схема позволяет удовлетворить интеллектуальные, моральные и иные потребности учащегося. То есть получить полное удовлетворение от обучения и обрести более глубокие знания и навыки.

При реализации программ инклюзивного характера происходит подготовка слушателя на уровне его посильности и досягаемости. Притом погружение в основные дисциплины будут обязательны. Меньшему погружению и изучению будут подвергаться лишь те предметы, которые невозможно осилить на фоне физических или иных отклонений в развитии организма.

Таким образом, индивидуальная образовательная программа в системе общего и профессионального образования выполняет ряд важнейших функций:

  • Организационная, предполагающая описание общей траектории развития индивида и необходимые условия;
  • Методическая, предполагающая выделение конкретных дисциплин, учебной литературы и заданий для развития личности;
  • Логическая, позволяющая проследить ход обучения и погружения в выделенные предметы;
  • Посильность и оптимальность, предполагающая разработку такой траектории, которая будет понятна и доступна для определенной группы лиц с конкретным уровнем подготовки, содействовать именно их дальнейшему развитию;
  • И пр.

Индивидуальная образовательная программа может реализовываться в рамках самообразования, а также в стенах определенного учебного заведения. То есть подобные схемы действуют как обособленно, так и во взаимодействии с опытными педагогами и наставниками.

Структура и содержание индивидуальных образовательных программ

Индивидуальная образовательная траектория – это не просто персонализированный путь развития ученика или студента. Проектирование и планирование данного пути по обучению подлежит документальному оформлению.

Из чего состоит индивидуальная программа обучения?

Из чего состоит индивидуальная программа обучения?

Структура индивидуальной образовательной программы будет классической. Она представлена в виде единого и последовательного документа согласно действующим требованиям ФГОС. Здесь целесообразно выделить три ключевых раздела:

  • Пояснительная записка. В этом разделе будет предоставлено аргументированное обоснование перехода на индивидуальный путь развития. Разработчику предстоит конкретизировать и предоставить в краткой и емкой форме цели и задачи индивидуального обучения, период (как правило, программа формируется на учебный год), сведения об учащемся (личные данные, возраст, класс, способности или отклонения, желания ребенка развиваться в определенном направлении, уровень текущей подготовки и пр.) Здесь же отражается нормативная база, регламентирующая ход индивидуального обучения в образовательном заведении.
  • Содержательный раздел, представляющий собой конкретизацию учебного пути. В данном случае важно отметить общий и индивидуальный план развития индивида на основе действующих требований ФГОС и способностей, желания учащегося. Здесь же приводится индивидуальный годовой план обучения, а затем он подлежит уточнению посредством формирования рабочих программ по каждой заявленной дисциплине, календарно-тематического планирования, форм аттестации, утверждения пакетов ФОС и КОС и пр.
  • Организационный раздел. В этой части индивидуальной образовательной программы прописываются базовые и достаточные для полноценного развития личности условия: задействованный педагогический состав, рекомендации по изучению литературы, условия обучения (где будет проходить обучение и пр.), критерии оценки качества подготовки учащегося и пр.
  • Заключение. В этом разделе прописываются ключевые цели индивидуального обучения, которые впоследствии сопоставляются с полученными результатами и служат опорой при внесении корректив в перспективные планы и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Уникальность индивидуальной образовательной программы проявляется не просто в специфическом наборе предметов, а в персонализации хода обучения. В данном случае намеченная схема в обязательном порядке будет соответствовать требованиям ФГОС. Это значит, что индивид получит минимальные базовые знания по всем основным предметам. Более глубокие познания и развитие специфических, дополнительных компетенций производится на основе вспомогательного — индивидуального плана обучения, календарно-тематического плана и пр.

Общий план обучения подлежи проектированию и планированию на основе минимальных требований ФГОС с учетом общей (классической) образовательной программы.

Индивидуальный план обучения позволяет углубиться в постижении конкретных наук, предметов, развить соответствующие навыки и качества, исходя из возможностей, (талантов, способностей) и потребностей (желаний) индивида. Он формируется по результатам диагностики слушателя и позволяет выделить его сильные и слабые стороны, конкретизировать темы в рамках определённых дисциплин, подобрать наиболее посильную и усиленную литературу, задания и иные материалы для развития и пр. притом результаты обучения по индивидуальному плану оцениваются посредством сравнения изначальной подготовки индивида со знаниями полученными в ходе обучения. Четких и суровых критериев со стороны ФГОС (объем знаний, навыки и пр.) нет.

Фактически, индивидуальный план обучения в рамках индивидуальной образовательной программы дополняет и персонализирует общую трактору обучения в рамках осваиваемой ступени. Именно он делает траекторию становления уникальной и соответствующей желаниям, потребностям учащегося.

Таким образом, содержание индивидуальной образовательной программы носит комбинированный характер и включает в себя традиционную (но адаптированную под возможности целевой аудитории, если имеются определенные ограничения) и дополнительную составляющую (с учетом потребностей, возможностей). При этом первый элемент индивидуальной траектории будет соответствовать общим или минимальным правилам ФГОС, а второй базироваться на текущем уровне подготовки индивида.

Более того, каждый из планов подлежит уточнению посредством формирования общего годового плана, рабочих программ в рамках каждой заявленной дисциплины, календарно-тематического планирования и пр.

Ключевые правила формирования индивидуальной программы и плана обучения

Проектирование индивидуальной программы начинается только после предварительного тестирования учащегося, на основе которого формируется общее представление и база для дальнейшего развития, построения уникальной траектории. Поэтому первым правилом проектирования индивидуальной траектории обучения является определение текущего уровня подготовки, знаний и навыков. В данном случае также целесообразно отметить ограничения по состоянию здоровья, иные отклонения или нюансы для адаптации программы под возможности и нужды целевой аудитории. То есть первым принципом разработки персонального пути обучения является посильность.

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ

Правило

Расшифровка правила

Легальность Учет требования ФГОС и ГОСТ, правил учебного заведения, законодательных ограничений и норм
Посильность Программа учитывает текущий уровень подготовки индивида, должна быть понятной для него и доступной (физически, психологически, интеллектуально)
Заинтересованность и вариативность Ориентирована на интересы способности и таланты подопечного, позволяет выбрать наиболее привлекательные для него предметы и развить конкретные навыки и умения
Последовательность Предполагает поэтапное погружение в дисциплины, от простого к сложному о пройденного к новому (закрепление и более глубокое погружение)
Актуальность Предполагает предоставление знаний, умений базового и современного плана с учетом текущих тенденций в системе образования, достижений НТП и пр.

Вторым не менее важным правилом при разработке индивидуальной образовательной программы является учет требования ФГОС или легальность. Данная колея, несмотря на персонализированный характер, обязана не просто развивать подопечного в отношении узкого круга предметов. Она призвана предоставить общие (минимальные) знания по всем основным дисциплинам, а также более глубокую, но посильную подготовку в рамках отдельного круга наук. Поэтому без учета базовых параметров ФГОС, традиционного набора предметов в рамках осваиваемой ступени образования не обойтись.

Третье правило подготовки индивидуальной программы обучения является заинтересованность и вариативность, то есть учет пожеланий, интересов учащегося. Согласитесь, что насильно мил не будешь. Даже при наличии способностей по точным наукам насильно освоить гуманитарные предметы (глубже) не удастся. Поэтому лучше всего следовать желаниям и интересам, нежели моде, давлению со стороны. Развивать важно те наклонности, к которым тяготеет учащийся и может самостоятельно выбирать наиболее интересные для него предметы. Только такой подход позволит получить полное удовлетворение и высокое качество подготовки в рамках персонализированной траектории.

Четвертым правилом формирования индивидуальных планов и программ является последовательность, предполагающая постепенное и умеренное погружение в новые темы, глубины науки: от простого к сложному, от осиленного к новому и пр.

Пятым каноном по созданию персонализированных траекторий обучения выступает актуальность. Все обретаемые знания, умения должны быт применимыми в настоящее время, то есть соответствовать текущим требованиям образовательной системы, правилам и потребностям (учащегося, социума и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения

Разработка индивидуальной образовательной программы предполагает прохождение следующих основополагающих этапов.

Первый – подготовительный. Он предполагает определение потребностей в персонализированном и направлении обучения подопечного. Здесь целесообразно провести диагностику учащегося, а также отметить традиционную программу обучения в рамках осваиваемой ступени и требования ФГОС. То есть разработчик должен уяснить: какими талантами. Способностями или отклонениями обладает целевая аудитория, ее интересы и предпочтения, общая схема обучения и требования ФГОС к качеству подготовки индивида. Далее он конкретизирует набор предметов по трем категориям: базовое обучение, основное обучение, глубокое изучение. Первые две комбинации станут основной программой, а последняя группа – индивидуальной.

Второй этап — проектировочный, когда разработчик адаптирует классическую траекторию с учетом возможностей подопечного лица или группы и требований ФГОС, а также дополняет ее посредством создания индивидуального плана – то есть набора предметов и тем с более тщательным изучением. Как правило, указанные планы (учебный план, индивидуальный план) создаётся на 1 учебный год. Здесь же целесообразно уточнить формат обучения: очный, семейный, надомный, очный или заочный, дистанционный и пр.

Краткая характеристика этапов разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения

Этап разработки

Характеристика этапа

  1. Подготовительный
Диагностика индивида

Анализ классической траектории образования

Учет требований ФГОС

Учет интересов и пожеланий индивида

  1. Проектировочный
Адаптация классической программы под возможности индивида

Разработка индивидуального плана обучения

Разработка рабочих программ по предметам ФОС и КОС

Календарно-тематическое планирование

  1. Основной (разработка)
Конкретизация общего и индивидуального планов, рабочих программ, КТП с учётом возможностей и интересов индивида
  1. Утверждение, внедрение и реализация
Обсуждение программы в администрации учебного заведения

Внедрение программы

Обоснованная корректировка программы при необходимости

Третий этап – разработка индивидуальной образовательной программы. Этот шаг предполагает уточнение тем и заданий в рамках каждой заявленной дисциплины с дальнейшим календарно-тематическим планированием занятий. То есть здесь создаются рабочие программы по всем предметам с учетом общих требований ФГОС, возможностей целевой аудитории и ее особенностей, формируются методические материалы и пр.

Четвертый этап – утверждение, внедрение и реализация. Здесь происходит обсуждение намеченной программы на административном уровне образовательного заведения, к которому прикреплен ил где намерен обучаться индивид, а затем внедрение и проведение с оперативным самоанализом и внесением корректив в учебную деятельность на основе результатов промежуточной (плановой или внеплановой) аттестации и пр.

В целом, проектирование, и реализация индивидуальной образовательной программы проходит классические стадии проектирования и планирования, но с акцентом на особенности индивида и его потребности в развитии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как перейти на индивидуальное обучение?

Согласно действующим регламентам существует несколько вариантов перехода на индивидуальную образовательную программу развития. В данном случае уместно три подхода: добровольный, добровольно-принудительный, вынужденный.

Варианты перехода на индивидуальную образовательную программу

Варианты перехода на индивидуальную образовательную программу

Первый подход – добровольный. Он предполагает наличие оснований и мотивов для самостоятельного выбора и перехода на новый формат подготовки. В данном случае речь идет о семейном обучении или наличии признаков одаренности (то есть конкретной способности, таланта, позволяющей быстрее развиваться в рамках определённой научной или иной плоскости), интереса и мотивации. Также на базе рассматриваемого сценария реализуются программы дополнительного обучения: тьюторство, репетиторство, частные образовательные центры, предлагающие углубленные курсы оп отдельным направлениям или дисциплинам и пр.

Добровольный переход предполагает подачу заявления с просьбой о переход на индивидуальную образовательную программу с акцентом на сильные стоны учащегося, его желания и намерения. Никаких справок, официальных документов и прочих дополнительных пакетов не потребуется.

Второй подход – добровольно принудительный. В данном случае чаще всего переход на индивидуальную программу производится на основе рекомендаций педагога. Он реализуется, если ребенку трудно дается текущая программа, качество его подготовки ухудшается. В целях облегчения прохождения основной программы предлагается перейти на адаптированное обучение. Например, в рамках основного среднего образования подобная смена возможна по результатам ПМПК и получения соответствующего заключения врачебно-педагогической комиссии.

В вузе же переход на индивидуальное обучение способен спасти студента от отчисления на фоне возникающей академической задолженности, но для такого перехода нужно серьезное и документально подтвержденное основание, оправдывающее его: наличие заболевания и пр.

Третий подход – вынужденный, когда индивидуальная программа просто неизбежна для лица на фоне имеющихся у него отклонений или ограничений. К данной категории относят инклюзивное образование, коррекционные и адаптированные программы подготовки. Для перехода на них требуется официальное и документально подтвержденное основание. Классическим примером подобных траекторий являются инклюзивные направления, домашнее (надомное) обучение и пр.

Обратите внимание, что в любом случае индивид должен проявить активность и подать в администрации образовательного заведения заявление с просьбой перевести его на индивидуальную образовательную программу. Без этого документа учиться по персонализированной траектории невозможно. Именно с него начинается новая ветвь образования на всех уровнях.

Индивидуальная и коррекционная программа: сходства и отличия

Нередко пользователи путают указанные категории. На самом деле индивидуальная и инклюзивная образовательная программа – это не одно и то же, несмотря на массу сходств. В таблице ниже мы представим схожие и отличные черты этих видов обучения.

Признак

Индивидуальная программа

Коррекционная программа

Характер обучения Персонализированный
Цель обучения Развитие одаренности, определенных способностей и талантов, навыков Общее развитие индивида и корректировка уровня его развитости, состояния и пр.
Основание для перехода Личная инициатива учащегося и его представителей, рекомендации педагогов Наличие документально подтвержденного основания, причины
Участие педагогов в обучении Не обязательно, но желательно Обязательно с соответствующим образованием
Требования ФГОС Учтены
Состав программы Общий план обучения, индивидуальный план обучения Общий план обучения, коррекционный план обучения
Вид реализации Семейное обучение. Дистанционное обучение, дополнительное образование. Репетиторство или тьюторство Инклюзивное обучение, надомное обучение

Таким образом, несмотря на то, что обе программы носят персонализированный вид и учитывают текущий уровень подготовки подопечного, его физические и интеллектуальные психологические и иные возможности, их реализация возможна в разных случаях и преследует отличные цели, а значит и процесс проектирования, работки будет отличаться.

Составляйте индивидуальный учебный план (ИУП), если надо индивидуализировать образовательную программу. Например, он понадобится для ускоренного обучения или длительно болеющих детей, при зачете результатов из другой организации. Читайте, в каких случаях разрабатывать ИУП, что в него включить и какие документы оформить дополнительно.

В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

ДЛЯ КОГО РАЗРАБАТЫВАТЬ ИУП

Право на обучение по ИУП, в том числе ускоренное обучение, имеют все обучающиеся без ограничений (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родитель или ученик написал заявление на обучение по ИУП, вы не вправе ему отказать.

Родитель может написать заявление о переводе школьника на индивидуальный учебный план, если ребенок хочет ускоренно пройти программу, сменить форму обучения на очно-заочную или заочную. Индивидуальный учебный план также поможет в профильных классах, когда ребенку недостаточно часов по какому-то предмету профиля, но при этом не в приоритете другая дисциплина. Тогда специально для одного ученика можно перераспределить часы по предметам в рамках одного профиля.

Предложите родителю заполнить готовую форму заявления. Закон не обязывает писать заявление именно родителя, он просто дает право каждому ученику на обучение по ИУП. Однако защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК). Кроме того, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК). Чтобы не было разночтений, закрепите в локальном акте об обучении по ИУП, что берете заявление от родителей несовершеннолетних учеников.

Воспользуйтесь готовыми образцами.

Если ученик не ликвидировал академическую задолженность, то родитель вправе выбрать обучение по ИУП как альтернативу двум другим вариантам – повторному обучению или обучению по АОП, если есть рекомендации ПМПК (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Законодательство устанавливает два случая, когда школа обязана перевести ученика на индивидуальный учебный план по собственной инициативе: 1) школа провела зачет результатов освоения учеником программы в другой образовательной организации; 2) региональный акт обязывает перевести на ИУП учеников, которые находятся на длительном лечении и обучаются на дому или в медорганизации.

ЧТО ВКЛЮЧИТЬ В ИУП

Разработайте ИУП по требованиям ФГОС соответствующего уровня образования. Как минимум, включите в план все предметы, которые обязательны для изучения (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Проверьте, чтобы учебная нагрузка в ИУП не выходила за пределы, которые устанавливают санитарные правила и нормы, ФГОС. Подробнее читайте в рекомендации «Как составить учебный план по ФГОС-2021».

Чтобы индивидуализировать учебный план, включите дополнительные предметы, курсы и модули, которые не входят в общий учебный план, в том числе в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Удалите необязательные предметы, курсы и модули, которые не соответствуют потребностям ученика. Перераспределите часы на изучение предметов, курсов и модулей по сравнению с общим учебным планом. Измените формы промежуточной аттестации, если необходимо.

Поручите ответственному привлечь к составлению ИУП родителей и ученика, для которого разрабатываете план (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО). Достаточно провести опрос в письменном виде, в котором ребенок и родители укажут, какие дисциплины необходимо включить в план и в каком объеме, чтобы это соответствовало потребностям и возможностям ребенка. Проинформируйте опрашиваемых, что нельзя полностью исключить предметы из плана, которые обязательны для освоения на уровне начального и основного общего образования по ФГОС-2021.

ЧТО ИЗМЕНИТЬ В ООП ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИУП

Попросите ответственного за разработку ООП внести изменения в программу. Так, в пояснительной записке надо указать принципы формирования и механизмы реализации ООП в том числе при реализации ИУП (п. 30.1 ФГОС НОО, п. 31.1 ФГОС ООО).

Поручите педагогам проконтролировать, чтобы количество часов в ИУП соответствовало тематическому планированию в рабочих программах. Если отличается, попросите внести изменения в рабочие программы и составить отдельное тематическое планирование для ученика, который обучается на ИУП.

Попросите ответственного проверить план внеурочной деятельности, если при составлении ИУП меняли набор курсов внеурочной деятельности или их объем.

Включите ИУП в организационный раздел программы вместе с общим учебным планом. Оформите изменения приказом. Воспользуйтесь готовым образцом.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Профессиональная переподготовка:

  • Педагогическое образование: учитель биологии (с эл. уроком) 250 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель географии 250 часов 3 месяца
  • Эффективный руководитель образовательных организаций 250 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель дисциплин предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК, музыка) 250 часов 3 месяца
  • Менеджмент в образовании 520 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства 250 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель информатики 250 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель истории (с эл.уроком) 250 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель математики и физики 520 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель начальных классов (с эл.уроком) 250 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: учитель права 250 часов 3 месяца

Повышение квалификации:

  • Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с дошкольниками 72 часа (1 месяц)
  • Актуальные пути и методы антикризисного управления в современных условиях 72 часа (1 месяц)
  • Противодействие экстремизму и терроризму 72 часа (1 месяц)
  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций 72 часа (1 месяц) ИНТехнО
  • Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО 144 часа (1 месяц)
  • Аттестация педагогических работников при введении в действие профессионального стандарта Педагог (воспитатель) 72 часа (1 месяц)
  • Обеспечение безопасности образовательной организации 108 часов (1 месяц)
  • Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: проектирование и реализация 72 часа (1 месяц)
  • Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
  • Системные изменения преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС ООО (основного общего образования) 108 часов (1 месяц)
  • Внеурочная деятельность классного руководителя в системе начального и основного общего образования: инновационные технологии и практика реализации в рамках реализации воспитательной программы 72 часа (1 месяц)
  • Дистанционное обучение: организация, управление, оценка качества 72 часа (1 месяц)

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОФОРМИТЬ ДЛЯ ИУП

Чтобы оформить обучение ребенка по ИУП, примите порядок обучения по ИУП, издайте приказ, разработайте индивидуальные расписания.

Порядок обучения по ИУП

Поручите ответственному указать в локальном акте все ситуации оформления ИУП. Ведь разрабатывать индивидуальный план и переводить на него нужно будет по-разному. Порядок зависит от того, обязана школа сама инициировать перевод или только среагировать на запрос ученика, родителя.

Закрепите, как будете проверять, освоил ребенок ИУП или нет. Например, назначьте классного руководителя ответственным за мониторинг успеваемости ребенка. Поручите заместителю директора по УВР вести общий контроль за тем, как школьники осваивают ИУП. Это важно, потому что к итоговой аттестации можно допустить только тех учеников, которые полностью выполнили учебный план и у которых нет академических задолженностей (п. 11 Порядка ГИА-9, п. 10 Порядка ГИА-11).

Воспользуйтесь готовым образцом.

Приказ о переводе на ИУП

Оформите перевод ребенка на обучение по ИУП приказом. Укажите основание для разработки ИУП, сроки, в том числе дату, с которой ребенок начинает учиться по индивидуальному плану, ответственных. Если организовываете обучение по ИУП по заявлению родителей или ученика, укажите реквизиты документа. Воспользуйтесь готовым образцом.

Образец

 Индивидуальные расписания

Поручите заместителю директора по УВР составить отдельные расписания занятий, промежуточной аттестации и консультаций для ребенка, который обучается по ИУП.

Включите в расписание занятий предметы, курсы и модули, которые входят в ИУП. В остальном расписание должно соответствовать общим требованиям, которые устанавливают СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20 и раздел 6 СанПиН 1.2.3685-21. Подробнее читайте в материале «Как составить расписание уроков».

Составьте расписание проведения промежуточной аттестации по предметам ИУП. Укажите даты и формы проведения промежуточной аттестации. Ознакомьте с расписанием ученика и его родителей. Законодательство не обязывает составлять расписание промежуточной аттестации для обучающихся на ИУП. Однако это поможет ребенку и педагогам контролировать даты аттестации, заранее подготовиться к ней.

ПРИМЕР

Расписание промежуточной аттестации для учащихся по ИУП

№ п/п

Предмет

Формы промежуточной аттестации

Дата проведения

1

Русский язык

Изложение с элементами сочинения

14.03.2022

2

Биология

Тест

17.03.2022

3

Алгебра

Контрольная работа

21.03.2022

4

<…>

<…>

<…>

Если родители и ученик выбрали неочную форму обучения или сочетают разные формы образования, составьте план-график проведения консультаций по предметам, которые ученик изучает заочно или самостоятельно. Передайте план-график ученику и его родителям.

Контролируйте, как педагоги проводят консультации, посещает ли их ученик. Например, по итогам консультаций получите от ученика и его родителей обратную связь. Это поможет оценить эффективность консультаций и повысить качество образования.

КАК СОСТАВИТЬ ИУП ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Разрабатывайте ИУП для ребенка, нуждающегося в длительном лечении, совместно с медработниками, которые лечат ребенка. Чаще всего региональные акты прямо закрепляют, что ИУП надо согласовать с лечащим врачом и родителями.

При определении учебной нагрузки учитывайте помимо общих требований еще и информацию о психофизическом состоянии ребенка. Например, по совету лечащего врача сократите объем учебной нагрузки. Если состояние ребенка улучшится, скорректируйте ИУП совместно с врачом и родителями.

Минздрав и Минпросвещения в совместном письме советуют учитывать при разработке ИУП:

  • варианты и продолжительность лечения ребенка;
  • текущее состояние здоровья и ограничения, им вызванные;
  • возможности частичного или периодического посещения образовательной организации;
  • эффективность и целесообразность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения, очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

Подробнее об организации обучения длительно болеющих детей смотрите в рекомендации.

КАК СОСТАВИТЬ ИУП ДЛЯ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Составляйте ИУП для ускоренного обучения по запросу родителя или совершеннолетнего ученика. Включите обязательные предметы, курсы и модули, которые предусматривают ФГОС-2021. Добавьте другие дисциплины по запросу ребенка, родителей с учетом возможностей школы.

Новые ФГОС разрешают сократить срок получения начального и основного общего образования при ускоренном обучении. В норме срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет, а основного общего – до пяти лет (п. 17 ФГОС НОО, п. 17 ФГОС ООО). Школа вправе самостоятельно с участием ребенка и родителей определить на сколько надо уменьшить срок обучения. Главное, уложиться в рамки аудиторной нагрузки, которые устанавливают стандарты. Подробнее – в таблице.

 
Объем аудиторной нагрузки по ФГОС-2021

Границы нагрузки

Количество аудиторных занятий за срок освоения ООП по ФГОС-2021

НОО

ООО

Минимум

2954

5058

Максимум

3190

5549

За границы аудиторной нагрузки можно выйти, только если родитель или ученик выбрал заочную, очно-заочную форму обучения или решил совместить семейную форму получения образования со школьной. Тогда часть аудиторных часов перейдет на самостоятельное изучение. Отразите это в ИУП, чтобы у проверяющих не возникло вопросов.

Источник: 1obraz.ru

 Контакты для связи

Методические рекомендации по разработке и реализации
индивидуальных учебных планов
.

Введение ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) ставит перед образовательными организациями ряд проблем, в том числе – возможность появления обучающихся, выбирающих индивидуальные образовательные траектории и индивидуальные учебные планы. Это право законодательно закреплено в законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации». Так, статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» содержит следующие права обучающихся:

 п.3 – обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

п.6: освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ.

Что понимать под термином «индивидуальный учебный план»? Снова обращаемся к закону №273-ФЗ: ст. 2 п. 23: индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Так же, как и учебный план среднего общего образования, ИУП содержит: обязательные предметы; предметы по выбору; факультативные курсы и/или элективные курсы. Кроме того, в ИУП должно быть предусмотрено выполнение обучающимся индивидуального (-ых) проекта (-ов). Подводя итог, можно определить, что ИУП фиксирует систему учебных предметов и элективных курсов, выбранных обучающимся; определяет профиль обучения в старшей школе; определяет образовательные результаты, которые будут достигнуты обучающимся при реализации его ИУП.

 Учебный план определяет количество учебных занятий на 2 года: не менее 2170 часов (31 час в неделю при 70 учебных неделях) и не более 2590 часов (37 часов в неделю при 70 учебных неделях).

Подготовка, разработка и внедрение ИУП в образовательной организации – сложный процесс. Он затрагивает не только администрацию и педагогов школы, но и самих обучающихся и их родителей (законных представителей). На первом этапе проводится анкетирование обучающихся 10 классов. В результате чего формируются учебные запросы. Параллельно с этим проходят тематические родительские собрания и анкетирование родителей.

Составление ИУП обучающихся и комплектование профильных групп и классов является завершением работы.

Базой построения ИУП является самоопределение школьника. Чтобы уменьшить риск частого изменения УИП по инициативе обучающегося, необходимо организовать и провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных интересов обучающихся. Начать данную работу необходимо не позднее 8 класса.

Также в школе отработана методика составления расписания уроков. Конечно, составление расписания уроков в условиях обучения части школьников по ИУП требует больше усилий и времени. Тогда расписание может выглядеть следующим образом:

№ п/п

Гуманитарный профиль

Универсальный профиль

Технологический профиль

Естественно-научный профиль

1.

Обществознание (пр)

Астрономия

Астрономия

Астрономия

2.

Математика (б)

Математика (б)

Математика (пр)

Математика (пр)

3.

История (б)

История (б)

История (б)

4.

Информатика(б)

Информатика(б)

Физика (пр)

Информатика (б)

5.

Астрономия

Физика (б)

Физика (пр)

Физика (б)

6.

Литература

Литература

Литература

Литература

Учитывая, что в классах могут быть несколько обучающихся (или групп), занимающихся по ИУП, расписание получится объёмным. В нём, возможно, будут «окна» – свободные уроки, которые обучающиеся могут использовать для работы над проектом или подготовки к занятиям.

Классный руководитель и заместитель директора контролируют реализацию ИУП обучающимися, в том числе – посещение ими занятий. Согласно Закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ» статье 43: Обязанности и ответственность обучающихся: «Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы». Ответственность за выполнение ИУП лежит на самом обучающемся.

Этот же документ регламентирует аспекты прохождения промежуточной и итоговой аттестации: Статья 58: Промежуточная аттестация обучающихся: «Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией». Статья 59: Итоговая аттестация: «К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам».

Таким образом, регламент прохождения промежуточной аттестации для обучающихся по ИУП должен быть прописан в локальном акте образовательной организации. Сам школьник, обучающийся по ИУП, а также его родители (законные представители) должны быть с ним ознакомлены, а также с графиком и формами промежуточной аттестации, если обучающийся будет проходить её отдельно от класса. Допуск к государственной итоговой аттестации обучающихся по ИУП осуществляется на общих основаниях.

С родителями обучающихся по ИУП администрацией образовательной организации заключается договор, в котором прописываются права и обязанности сторон.

Отдельной проблемой является ведение журналов. В ситуации введения ИУП класс фактически распадается на группы при изучении ряда предметов. Возможным выходом является ведение журналов не по классам, а по учебным предметам, но эта практика добавляет проблем классному руководителю. Открытым остаётся вопрос об учёте часов самостоятельной работы обучающихся, работы над проектом, обучения в дистанционном режиме, посещения кружков и курсов в других образовательных организациях и прочее.

Даже беглый взгляд на проблемы реализации ИУП позволяет отметить недостаточную разработанность нормативной базы внедрения ИУП. Кроме того, имеющиеся условия в образовательной организации далеко не всегда позволяют внедрить и эффективно работать по ИУП. Обучение по ИУП требует от педагогов и руководителей образовательных организаций освоения методов и технологий индивидуального учебного планирования. Однако не учитывать образовательные запросы обучающихся система образования не может, поэтому практика использования ИУП со временем будет более широкой.

Накопленный образовательными организациями опыт показывает, что введение ИУП – вполне решаемая задача. Главная награда для педагогов – успешность обучающихся, получивших качественное образование с учётом их индивидуальных потребностей.

Литература.

  1. Власова Ю.Ю. Индивидуальные учебные планы: опыт регионов / Ю.Ю. Власова. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
  2. Материалы к межрегиональной научно-практической конференции «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: ориентировка на результат» (20 ноября 2015 года). – М.: Эконинформ, 2015. – 291 с.

Добавить комментарий