Ладно, будем честны. Не каждый ребёнок поднимет руку при всём классе и признается, что чего-то недопонял. А потом ещё и постесняется на перемене подойти к учителю. В итоге в дз написано: составить кластер. В школе наверняка разбирали, что это такое. Но ребёнок молчит, а маме-папе делать. Разбираемся по порядку.
О чём речь?
Кластер — один из приёмов развития критического мышления через чтение и письмо, частный случай интеллектуальной карты (Mind Map). Кластер позволяет соединить одно понятие со многими, установить между ними взаимосвязь. Приём это используют для структуризации и систематизации информации, для закрепления изученного материала.
Как составить кластер?
Работа с кластером предполагает подбор компонентов, включающихся в понятие, которое является центральным в кластере, часто за счёт поиска ассоциаций. На иллюстрации вы можете увидеть кластер, составленный тьютором Школы развития читательских компетенций Юговки к занятию по отрывку из повести Астрид Линдгрен “Расмус-бродяга”. Тема этого кластера — образ мальчика-сироты Расмуса, главного героя повести. В изучаемом отрывке Расмус ещё не сбежал из приюта, поэтому можно говорить только о подготовке к характеризации этого героя.
- Рисуем центр кластера — в данном случае схематичное изображение мальчика, подписываем, что это Расмус;
- выделяем аспекты, по которым мы можем описать Расмуса (параметры, атрибуты): возраст, внешность, черты характера, окружение, любимые занятия и т. д.;
- соединяем центральное понятие (Расмуса) с атрибутами с помощью стрелок или отрезков;
- у каждого атрибута указываем конкретные данные;
- далее каждый атрибут может быть дополнен собственными атрибутами (второго порядка и т. д.).
Зачем школьнику использовать кластеры?
- Это помогает визуализировать информацию;
- Это помогает ёмко изложить большой объем информации;
- Это помогает выделить зависимость различных понятий друг от друга;
- Это помогает отделить однородную информацию от разнородной;
- Это помогает в составлении устных и письменных текстов по центральной теме кластера.
Пользуетесь подобными приёмами в жизни? Напишите нам в комментариях, как — очень интересно!
Как составить кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Он охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
- По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
При составлении кластера необходимо соблюдать следующие правила:
- Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например: как составить кластер по теме «Имя существительное»
Первичный кластер.
Расставьте цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно что-то добавить, что-то с чем-то объединить.
Получается вторичный кластер.
Кластер. Схема. Характеристика героя.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Составление кластера на уроках литературы в рамках
реализации системно-деятельностного подхода.
Руденко М.А.,
учитель русского языка
и литературы, МБОУ
«СОШ № 1» г. Мариинска.
В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое
значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением
в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость
поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных
активизировать познавательную активность обучающихся.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для
формирования морально – ценностной позиции школьника. Поэтому очень важно
специально организовать ориентацию обучающихся на поступок героя и его
нравственное содержание. Для реализации этой цели использую составление
кластеров на различных этапах урока.
«Составление кластера» – особая графическая организация
материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В
центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая
смысловые поля того или иного понятия.
В процессе работы по составлению кластера выделяю
следующие этапы:
·
целеполагание;
·
анализ содержания
произведения;
·
определение центрального
понятия, ключевого образа произведения;
·
определение
структурно-логических внутритекстовых связей;
·
подведение итогов,
формулирование основной идеи произведения.
Примером может
служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».
В качестве центрального понятия закодированы ключевые слова «Жизнь –
цикл – равновесие», в процессе последовательного изучения содержания
стихотворения, цитирования отдельных фраз раскрывается основная идея автора:
«Цикличность ведёт к бесконечности, понимание смысла жизни невозможно без
осознания человеком «смертной» связи с Родиной».
Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской
литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».
В процессе составления данного кластера обсуждается
система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния,
выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа
главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом
конфликте с окружающей действительностью.
Допускаю свободную организацию графического пространства
представления смыслового поля произведения, например, кластер по произведению
В.Распутина «Уроки французского» – это взаимосвязь внешних и внутренних
оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его
характера.
Подводя
итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена
извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не
во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его
жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается
главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не
потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход
этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет
руку помощи, проявит милосердие и любовь.
Таким
образом, составление кластера на уроке литературы способствует не
только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и
осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо
структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при
повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих
работ.
Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс
обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к
изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в
познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.
Литература
- Гревцова,
И. Системно-деятельностный подход в технологии
школьного обучения [Текст] /И. Гревцова
// Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5 - Кудрявцева,
Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового
поколения [Текст] /Н.Г.
Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27. - Хуторской,
А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной
парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской
// Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Сегодня обучение русскому языку и литературе происходит в сложных условиях: в обществе наблюдается снижение общей речевой культуры. К сожалению, в наш стремительный век живое общение и работа с книгой заменяются различными гаджетами. Учащиеся считают, что учиться теперь необязательно, ведь ответы на все вопросы можно найти в интернете. Поэтому одним из путей, способных решить создавшиеся проблемы, на мой взгляд, является активизация познавательной деятельности учащихся.
Предлагаю активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внедрения в учебный процесс одного из элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — метода составления кластера. Составление кластеров прививает интерес к обучению, поскольку позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит учащегося к собственному выводу.
Кластер — это форма представления информации в виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу. Суть составления кластеров заключается в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в определенном порядке в виде схемы — “виноградная гроздь”.
Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей. Работа с кластерами основана на собственном опыте учащихся, их прямом взаимодействии с осваиваемым учебным предметом — русской литературой.
В работе использую несколько видов кластеров:
– классический кластер, который строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, по теме “Былины” в 6 классе даю задание учащимся выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об этом понятии;
– обратный кластер. Предлагаю учащимся кластер, в котором названы второстепенные понятия. Задача учеников — проанализировать их и вывести основное и ключевое понятие;
– бумажный кластер. Для составления кластера раздаю учащимся карточки, на которых написаны слова или отрывки текста, и предлагаю ключевое понятие. Задача учеников — выбрать те карточки, которые относятся к ключевому понятию, и расположить их вокруг этого понятия так, чтобы получилась осмысленная схема;
Бумажный кластер по рассказу А.И.Куприна “Тапер”
(карточки с выражениями, выбрать верные утверждения)
1) «Венгерская рапсодия» Ф.Листа;
2) Антон Григорьевич Рубинштейн;
3) «…понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение»;
4) «глаза мальчика вдруг заблестели гневом и насмешкой»;
5) «Времена года» П.И.Чайковского;
6) «завернулся в воротник и заплакал»;
7) «как больно затронула Лидия самолюбие мальчика»;
8) «мальчик бережно положил руки на колени».
– групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа;
– кластеры с использованием дополнительной литературы.
Визуализация результата
Метод составления кластеров позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной. Моя деятельность как учителя на уроке включает, кроме передачи информации и организации учебной деятельности, помощь и консультирование учащихся. В процессе сотрудничества у детей формируются чувства коллективизма, ответственности, коммуникабельность, толерантность, возможность оценивать себя с позиции руководителя и подчиненного, что важно не только для школьного возраста.
При изучении новой темы записываю в центре доски тему (ключевое слово) и прошу учеников озвучить ассоциации, возникшие в связи с этой темой. Озвученные мысли записываю на доске вокруг ключевого слова, тем самым выделяя из их ответов подразделы, которые будут конкретно изучаться (вводная часть урока, называемая “стадия вызова” в технологии критического мышления через чтение и письмо). Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы. Можно разделить доску на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре, — это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.
В 5 классе изучение русской литературы начинается со сказок. Прежде чем начать знакомство со сказкой “Царевна-лягушка”, необходимо выяснить, что такое сказка. На этом же уроке начинается ознакомление с кластером. Пишу в центре доски слово “сказка” и рисую лучи, расходящиеся в разные стороны. Учащиеся называют все, что, по их мнению, можно соотнести с этим словом. Это и фантазия, и вымысел, и приключения, и добро, и зло, и положительные и отрицательные герои.
Учащиеся 6 класса в рамках темы “А.С.Пушкин. Стихотворение “Зимнее утро” озвучивают свои ассоциации, связанные со словосочетанием зимнее утро: морозный воздух; яркое солнышко; снег блестит на солнце и скрипит под ногами и т.д.
Вторая стадия технологии развития критического мышления через чтение и письмо — осмысление. Она дает возможность ученикам получить новую информацию после прочтения статьи “От народной сказки — к литературной” (или стихотворения) и освоить различные способы работы с ней, осмыслить информацию урока, соотнести новые знания с уже имеющимися. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в тетрадях в рамках (или овалах) записываются принятые названия. На основе текста статьи или стихотворения вокруг каждой рамки формируется “гроздь” — устанавливаются связи между блоками и соединяются стрелками. Работа может происходить как индивидуально, так и в парах или группах.
В 5 классе осмысление темы урока происходит под моим непосредственным руководством. Ознакомившись с текстом статьи, учащиеся вместе со мной дополняют кластер новыми понятиями: волшебные, о животных, бытовые; присказка, концовка; символическое число “три”. Затем выясняем, что на каждый вид сказок можно сделать свой кластер. Высокомотивированным учащимся даю возможность попробовать самостоятельно заполнить кластер “Волшебные сказки”. В качестве домашнего все учащиеся получают такое задание: составить кластер “Сказки о животных”, используя не только материал учебника, но и дополнительную литературу.
Поскольку учащиеся 6 класса уже работали с кластерами, то они составляют самостоятельно. Моя задача — контролировать ход работы. После знакомства с историей создания стихотворения “Зимнее утро”, первичного прочтения учителем, а затем учащимися, выяснения значения непонятных слов школьники понимают, о каком утре написал автор. Шестиклассники самостоятельно дополняют кластер полученными сведениями. Таким образом, получается, что все содержание стихотворения можно вместить в один кластер. С одной стороны от словосочетания зимнее утро разместились слова и сочетания слов, которые характеризуют то, что происходит на улице в зимнее утро, с другой — в комнате, сверху и снизу — свои предположения. Аналогичную работу по составлению кластера провожу на уроке изучения басни А.И.Крылова “Квартет”.
Составляя кластеры, учащиеся не боятся записывать свои мысли, дают волю воображению и интуиции, продолжают работу до тех пор, пока не закончится время или идеи не иссякнут, стараются построить как можно больше связей.
При составлении кластера дети могут использовать ручки со стержнями разных цветов, разноцветные карандаши, фломастеры (в случае составления кластера на отдельном листе). Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации. Кластер дает возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей. Это позволяет проявить себя тем учащимся, которые хорошо рисуют, но не любят писать. В случае необходимости, кроме учебников, ребята пользуются дополнительной литературой.
Творческая форма рефлексии
Немаловажный этап — это обобщение полученных знаний. На этом этапе учащиеся презентуют свои кластеры. Происходит обсуждение проделанной работы. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания по новой теме, но и умения. Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмыслению текстов.
В качестве примерных критериев оценивания ответа ученика по кластеру предлагаю следующие:
= полный ответ ученика, сосредоточенный на главном в данной теме;
= понятное, доступное изложение вопроса;
= соответствующие выводы по излагаемой проблеме, подробный анализ темы;
= творческий подход, аккуратность и четкость оформления кластера;
= хорошее знание материала, содержательные ответы на дополнительные вопросы;
= другие достоинства ответа (речь, доступность, формулирование, комментирование, эмоциональный окрас и т.д.).
Итог урока — анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений (“стадия рефлексии”). Кластер — творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.
В качестве домашнего задания часто практикую совершенствование кластера. Дома у ребят есть возможность использования компьютерных технологий (PowerPoint, SmartArt, Paint и др.) в данной работе. В результате кластеры получаются графически четкими и красочными.
Если произведение достаточно большое и на изучение его отводится несколько часов, тогда целесообразно использовать прием кластера на одном из этапов урока. На стадии вызова кластер уместен для стимулирования мыслительной деятельности учащихся, на стадии осмысления — для структурирования материала, на стадии рефлексии — при подведении итогов того, что изучили.
Мария КРИВЁНОК,
учитель русского языка и литературы
Озерецкой средней школы