Как правильно составить композицию картины

Композиция — это фундамент любой хорошей работы. Изучайте правила, а затем нарушайте их.

Оригинал статьи здесь.

Что такое композиция?

Говоря по-простому, композиция — комбинирование частей или элементов для формирования целого. Задача хорошей композиции — расстановка элементов в рисунке для лучшего взаимодействия со зрителями, поддержки их интереса и получения реакции.

Правила хорошей композиции необходимо понимать, потому что мы хотим заинтересовать зрителя и намеренно направлять его взгляд по элементам нашего изображения, а еще, что самое главное, точнее выразить идею, историю или суть.

Рассмотрим наш величайший источник вдохновения — природу. Мы не знаем, какие силы движут природой, но мы должны признать существование неких принципов, которые руководят нами и обычно определяют, что нас привлекает, а что отталкивает. Эти ключевые принципы влияют на природу эффективного дизайна и композиции.

Визуальная иерархия

Композиция в рисунке, картине или дизайне должна следовать визуальной иерархии — порядку расположения объектов, грубо говоря. Например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить, какой из этих элементов будет главным, какой — второстепенным, а какой отойдет на третий план. Используя различные типы композиционных правил и структур, описанных в этом руководстве, вы сможете укрепить желаемую визуальную иерархию.

Правила композиции

Числа Фибоначчи

Числа Фибоначчи — это последовательность, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.).

Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и нередко встречается в природе, начиная от принципа разветвления дерева и заканчивая ростом цветов и человеческими пропорциями.

По совпадению, последовательность Фибоначчи подтверждается и абсолютно другим правилом, встречающимся в природе, — «Золотым сечением».

Золотое сечение

«Золотое сечение» — особое соотношение, полученное делением линии на две части так, чтобы большая часть соотносилась с меньшей таким же образом, каким вся линия соотносится с большей частью.

Результатом этого определения является число φ (фи) =1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.

Срединная линия

Срединная линия — композиционное правило, при котором изображение делится пополам, вертикально или горизонтально. Точка фокуса обычно расположена где-то на этой линии, и визуальные элементы по обе стороны от этой линии сбалансированы соответствующим образом. Это правило используют не всегда, однако оно может быть крайне эффективным в более простых композициях при расположении ключевых элементов вдоль срединной линии.

Правило третей

Правило третей — не единственное верное и исключительное, однако оно — идеальный инструмент для создания хорошей композиции, при котором ключевые элементы располагаются на точках пересечения сетки 3х3. Это хороший «путеводитель» и способ сделать изображение интереснее.

Правило нечетных чисел

Это неписаное правило, однако считается, что нечетное количество объектов привлекательнее четного. Если у вас больше одного объекта на изображении, лучше выбрать композицию с как минимум тремя элементами, и обычно это именно три, поскольку при пяти, семи и более объектах может начаться визуальный беспорядок.

Типы композиционных структур

Сами по себе эти правила — отличное начало для составления хорошей композиции, однако есть еще много других нюансов, которые стоит учитывать. Назовем это композиционными структурами. Они опираются на точки фокуса в вашем изображении.

С одной точкой фокуса

Структура с одной точкой фокуса подразумевает, что у вашего изображения только одна главная точка фокуса. Обычно она расположена на главном объекте, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное в изображении поддерживает эту точку.

Это структура с одной точкой фокуса от легендарного Фрэнка Фразетты:

Точка фокуса находится на срединной линии композиции; наше внимание тут же притягивают глаза всадника. Глаза лошади находятся на горизонтальной срединной линии, возможно, чтобы удержать ещё немного внимания.

Для дополнительного визуального интереса Фразетта добавляет глубины на фон и рисует орлов, летящих сквозь дым. Художник использует более светлые тона для передачи воздушной перспективы. Четкий силуэт и сильные формы объекта создают замечательную графическую композицию, которая притягивает взгляд зрителя.

Другой пример структуры с одной точкой фокуса — картина Дейва Рапозы, который, судя по всему, тоже использует композицию срединной линии.

И снова взгляд следует по вертикальной срединной линии, она притягивает взгляд! Совпадение ли, что рука тоже располагается на срединной линии?

Если мы разобьем изображение на формы, то заметим, что в нем создается симметрия за счет сторон треугольника, расходящихся от головы. Треугольник символизирует силу и стабильность, что дополняет суть персонажа, изображенного на иллюстрации.

Небольшая асимметрия вступает в игру за счет линий меча и ноги, добавляя небольшое разнообразие и визуальный интерес к статичной величественной позе. Мы также можем заметить контраст в дизайне форм; они гармонично сочетаются с легким разнообразием в деталях, которые меняют ритм. Облака на фоне нарочно расставлены таким образом, чтобы выступать в качестве направляющих линий и указывать на лицо персонажа.

Несмотря на то, что это композиция по срединной линии, можно заметить в ней и правило третей. Например, лицо расположено в районе второй трети верхней половины изображения.

Со множественными точками фокуса

Построение из нескольких точек подразумевает, что в рисунке есть несколько точек фокуса. Каждая точка может быть одинаково важна, но чаще всего все же встречается одна главная точка фокуса, поддерживаемая второй, третьей и последующими точками.

В этом изображении Пётр Яблонски использует структуру с несколькими точками фокуса в сочетании со срединной линией и правилом третей в композиции.

Первая точка, которую мы видим в иерархии — это лицо мужчины справа. Мы обращаем внимание в первую очередь на него, потому что в этой части изображения больше контраста между светлыми и темными тонами, а также потому, что он стоит прямо над одной из точек пересечения в правиле третей.

Следующее лицо, на которое мы обращаем внимание, — дама с сигаретой. Она кажется главным персонажем на картине, однако автор предпочел показать ее второй. Она сидит между двумя точками пересечения в правиле третей, и ее глаза идеально соотносятся с горизонтальной срединной линией. Также можно заметить, что кончик ее сигареты находится прямо в точке пересечения срединных линий, превращаясь во вторичную точку фокуса, которая постоянно перетягивает наше внимание к центру изображения.

В конечном счете, у нас есть третья главная точка фокуса, мужчина, который стоит за леди. И, тем самым, наш взгляд блуждает между этими тремя точками фокуса и сигаретой. Вы заметили, что дым играет роль в соединении этих точек фокуса? Это только один из способов, который художник использовал, чтобы добавить визуального интереса, удержать наше внимание и «оставить» нас в пространстве изображения. Пётр Яблонски также использует контрастирующие формы и направляющие линии, чтобы обрамить композицию.

Иллюстрация Джессики Ойхенарт содержит структуру с несколькими точками фокуса в композиции со срединной линией:

И снова мы замечаем, как взгляд следует вдоль вертикальной срединной линии. Это не типичная композиция по правилу третей. Однако, если мы разобьем на трети верхнюю половину изображения, мы увидим, что глаз персонажа находится рядом с одной из точек пересечения. Такой эффект демонстрирует важность третей как таковых.

Лицо персонажа — главная точка фокуса за счет позы, контраста света, тени, необычного цвета глаз и количества деталей, сконцентрированных вокруг. Следующая точка фокуса располагается на изгибе ее фигуры, подчеркивая соблазнительную натуру персонажа. Далее нас уводят к фону, где происходит схватка, затем к луне и обратно, к точке, где персонаж мучает свою жертву.

Также в нижней части изображения есть несколько второстепенных точек фокуса, которые помогают обрамить объект и удержать наш взгляд. Некоторые из них выглядят спорно с точки зрения визуальной иерархии и уже субъективно зависят от зрителя.

Визуальный интерес иллюстрации усилен чувством глубины, которое передал художник. Есть и особый смысл в том, чтобы использовать размытие на руке на переднем плане и на фрагменте с бойцами на заднем плане. Пересечение перекрывающих элементов фигуры тоже работает на глубину. Создается впечатление точно поставленной перспективы, и диагонали зданий добавляют ритма и напряжения изображению. В картине соблюдается очень сильная визуальная иерархия.

Рамочная структура

Рамочная структура состоит из нескольких элементов, окружающих главный объект или точку фокуса. Эту схему используют для удержания интереса зрителя.

Картина Карлы Ортиз — пример классической рамочной структуры, которая также соответствует правилу третей даже несмотря на то, что главная точка фокуса, лицо героини, немного правее левой верхней точки пересечения. При этом тело девушки находится точно на левой нижней точке пересечения.

В лице героини самый сильный контраст между светлыми и темными тонами, а также с количеством деталей на небольшом пространстве. Это особенно выделяет его на изображении. Наконец, фигура персонажа будто бы обрамлена воронами, деревьями и лестницей, которая уводит наше внимание на задний план.

В изображении потрясающее чувство глубины, и замок на заднем плане также позволяет фигуре лучше выделиться. Замок менее контрастен, что указывает на его удаленность. Практический совет: объекты, удаленные от зрителя, менее контрастны за счет воздушной перспективы.

Можно обратить внимание и на дизайн одежды, чьи линии уводят зрителя от воронов к лестнице. Деревья вдалеке едва намечены паттерном и цветом. Это удерживает фокус и внимание зрителя на более важных элементах и позволяет глазам отдохнуть. Ещё это помогает зрителю заполнить пространство элементами из своего воображения.

Это изображение хорошо сбалансировано. Например, левый верхний прямоугольник достаточно детальный, в то время как правый нижний более темный и простой.

Эта иллюстрация Якуба Розальски использует рамочную структуру и правило третей:

Точка фокуса — женщина слева на переднем плане, поскольку она помещена прямо на левой нижней точке пересечения прямых.

Вертикальные полосы ее юбки также привлекают к ней внимание зрителя. Однако главным объектом на изображении является механическая фигура, обрамленная силуэтами людей в поле и двумя механическими объектами по бокам. Яркая светлая точка на центральном механизме также привлекает наше внимание. Человеческие фигуры располагаются на нижней трети изображения, а верхушки роботов находятся на второй трети изображения, усиляя работу третей.

Во многих цепляющих изображениях используется глубина. Мы можем заметить её и на нашем примере: на картине есть четкое разделение на передний, средний и дальний план, чья скромная детализация стимулирует наш мозг додумывать элементы.

Путевая структура

Путевая структура — это серия точек фокуса, разбросанных по всему изображению с целью подвести зрителя к главной фокусной точке. Иногда все точки фокуса одинаково важны для композиции и создают в ней визуальный путь или петлю.

Рисунок Эйтана Заны использует множество типов композиции. В первую очередь это правило третей, примененное к главной точке фокуса. Именно человеческая фигура является самой яркой, и, будучи контрастной по отношению к фону, она бросается в глаза ещё сильнее. Здесь же можно наблюдать и золотое сечение, которое помогает разместить элементы композиции. В областях фокуса их больше, но, по мере удаления от центра, детали постепенно рассеиваются.

Перед нами композиция с одной точкой фокуса, но она усилена элементами, нанизанными на путевую конструкцию направляющих линий. Множество других точек фокуса разбросаны вокруг центральной. Впрочем, на тему композиции тут можно и поспорить: кому-то она покажется рамочной, поскольку отмеченные розовым фрагменты полностью окольцовывают главную точку фокуса.

Также добавлен ряд интересных деталей: прямые и закругленные элементы отлично смотрятся вместе, а очерченные струи водопадов помогают разделить и сбалансировать остальную часть сцены с окружающей темнотой. Синим выделена главная линия, эта тень врезается в изображение и направляет взгляд к главной фокусной точке.

А в этой картине Якуба Розальски — жёсткая композиция, достигнутая с применением множества правил:

Перед нами смесь правила третей и золотого сечения вместе с множеством наводящих и точек фокуса внутри. Фигура механического объекта главенствует в левой верхней части картины, тогда как женщина, будучи второй в визуальной иерархии, «добавлена» к группе деталей и мгновенно привлекает внимание зрителя. Что до золотого сечения, то наиболее загруженная часть изображения — верхний левый угол, и, если идти от него по спирали, детали постепенно начнут уменьшаться в размере.

Два всадника на лошадях создают наводящую структуру, становясь дополнительными точками фокуса. Если посмотреть на изображение как на пример композиции со срединной линией, можно заметить, что лошади расположены на пересечениях, а всадник в центре — рядом с вертикальной линией. Верхняя часть головы второй лошади лежит на срединной вертикальной линии, которая ко всему прочему разделяет небо и землю. Всадник на второй лошади размещен на картине согласно правилу третей.

В целом, это изображение построено интересно, с хорошо проработанной глубиной и деталями, пересекающимися элементами, ведущими линиями и хорошим соотношением пустых и заполненных областей, что дает взгляду возможность отдохнуть. В настроении иллюстрации тоже есть контраст; красивая природа сталкивается с несущими опасность вооруженными людьми.

Симметричные и асимметричные структуры

В симметричных структурах обе стороны изображения отражены относительно центральной линии. Когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальность изображения, возникает асимметрия.

Леонардо Да Винчи (Leonardo Da Vinci)

Симметричная композиция не очень популярна в наши дни, однако была чрезвычайно широко распространена в более ранние периоды и обычно ассоциируется с религиозными работами. Симметрия символизирует единство, баланс и святость. Примером является Тайная Вечеря Леонардо да Винчи, которая использует единую точку фокуса и симметричную структуру с композицией срединной линии.

Первым в глаза бросается расположение Иисуса, находящегося в самом центре изображения, в то время как остальные фигуры равномерно распределены относительно срединной линии. Иисус выделяется за счёт контрастного светлого окна за ним.

Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. Левая часть намного темнее правой, и, возможно, это помогает сбалансировать изображение. В свою очередь, фигуры по обе стороны отличны друг от друга, что вносит во фреску элемент асимметрии.

Другая картина эпохи Возрождения за авторством Рафаэля сочетает в себе структуру с одной точкой фокуса, ведущие линии и рамочную структуру внутри композиции срединной линии:

Рафаэль (Raffael)

Точка схода лежит примерно в начале пути, по которому идут философы, что определяется углами наклона других объектов, обозначенных жёлтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены окружающими их объектами внутри картины, и интерес к изображению возникает благодаря разнообразию форм.

Структура ведущих линий

В этой структуре существуют четкие линии, вслед за которыми взгляд зрителя следует по определенной части или частям изображения.

В изображении Карлы Ортиз прослеживается золотое сечение в сочетании с правилом третей, и, вероятно, со срединной линией, разделяющей картину на светлые и темные части. Композиция структурирована направляющими линиями, которые будто обрамляют главный объект и команду корабля. Это еще и структура с одной точкой фокуса, однако взгляд все же пробегает по членам команды, что позволяет обозначить визуальные рамки вокруг девушки и поддержать интерес зрителя.

Опять же, для визуального интереса в изображении присутствует приятное чувство глубины, и силуэты таких объектов, как горы, канаты и паруса не сильно детализированы, однако в них достаточно визуального контекста. Благодаря этому детали в важных частях иллюстрации, например, лицо, выделяются особенно сильно, и наш взгляд всегда будет возвращаться к девушке.

Это изображение, нарисованное Петром Яблонски, ломает все правила:

Эта картина отображает нечто необычное, странное. Если мы попробуем наложить типичные композиционные построения, то кажется, будто ничто не работает на этом рисунке, но, тем не менее, он все еще следует композиционным правилам.

Фактически, изображение полагается на сочетание композиционных элементов, а не на правила. Самая главная структура, использованная здесь — это направляющие линии, которые указывают на главную точку фокуса, которой является фигура у окна. Она выделяется еще и тем, что предстает самым ярким объектом на изображении. Эта фигура расположена в странном месте, куда обычно не помещают главные точки фокуса.

Несмотря на это, композиция работает. Она проводит идею паранормальности, разрушая устойчивые нормы, она нарочно сделана «странной».

Главная точка фокуса также обрамлена дверью слева и зловещей тенью, падающей от объекта вне картины. Этот прием используется, чтобы стимулировать воображение зрителя и приоткрыть происходящее за рамкой изображения.

С точки зрения визуального интереса эта работа очень хорошо сбалансирована, и здесь соблюдено единство разнообразных деталей, со множеством горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, которые контрастируют друг с другом. Автор работал в ограниченной цветовой палитре, однако разнообразие оттенков внутри неё впечатляет.

Заключение

Чтобы получить хорошую композицию, нужно понимать правила и учить основные структуры, если вы хотите создавать притягательные изображения. Эти принципы оперируют на подсознательном уровне и сильно влияют на зрителя, когда дело доходит до привлечения его интереса.

Составляя композицию, помните:

  • Какие композиционные правила и структуры вы используете как основу?

  • На чем вы хотите сосредоточить максимум внимания?

  • Где располагаются точки фокуса?
  • Хорошо ли в рисунке прослеживается визуальная иерархия?

О конкурсе «Путешествие во времени»

Вы можете сразу применить эти знания на практике и заодно побороться за ценные призы, нарисовав иллюстрацию на конкурс «Путешествие во времени» от MYTONA, Smirnov School, MSI, Huion, 1С Интерес и ИД «Питер». В нем две номинации: для 2D и 3D художников. Первым нужно нарисовать иллюстрацию о путешествии во времени, вторым — создать персонажа и его машину времени.

В каждой номинации три призовых места и ценные призы для победителей: монитор, планшеты и Inspiration box. Работы участников отсмотрит разработчик и издатель игр MYTONA — лучшим кандидатам может быть сделано предложение о сотрудничестве. Подробности тут.

Всем привет! Сегодня продолжаю серию статей для начинающих художников и просто любителей живописи и не только. В предыдущих статьях я писал о масляных красках их выборе и так далее. Сегодня же хочу поговорить с вами и обсудить тему композиции в работе художника.

Закат на озере, холст на картоне, масло, 2019 г., золотое сечение, фото автора
Закат на озере, холст на картоне, масло, 2019 г., золотое сечение, фото автора

Тема невероятно сложная, и требует огромного иллюстративного и пояснительного материала. Поэтому в статье постараюсь кратко рассказать о самых важных на мой взгляд аспектах и законах композиции.

Что такое композиция в рисунке и живописи?

Во-первых давайте поговорим о том, что же такое композиция с точки зрения художника?

Если в двух словах, то это законы и принципы размещения и взаимодействия любых предметов, людей, пятен, цвета, линий в видимом поле живописной работы, а также их компоновка относительно формата двумерного носителя или трёхмерного пространства (так как живописная работа может быть и трёхмерной).

Можно дать и более упрощенное определение

Композиция-это набор элементов картины, взаимодействующих между собой и имеющих центр

Иными словами композиция-это гармония или соотношения всего, что может быть изображено художником с форматом носителя.

Важно! Невозможно говорить о композиции не говоря об эмоциях, которые хочет передать художник в своей работе. Всегда законы и принципы композиции подчинены замыслу работы и тому эмоциональном посылку, который хочет передать художник. Любая красивая композиция и гармония-это не самоцель. Прежде всего это инструмент. Правильно созданная композиция усилит и подчеркнёт замысел, а не правильная его полностью смажет.

Выбор формата работы очень сильно зависит от вашего замысла

Очень важная вещь для понимания композиции-это формат. Формат нужно выбирать в соответствии с замыслом. Так как выбор формата напрямую влияет на эмоциональный посыл.

Коломенское, холст, масло, 2020 г., фото автора
Коломенское, холст, масло, 2020 г., фото автора

1. Квадратный формат. Это прежде всего эмоции статичности и стабильности. Ощущение спокойствия и тепла. Мало движения, мало эмоций.

Соня с утятами, холст, масло, 2020 г., фото автора
Соня с утятами, холст, масло, 2020 г., фото автора

2. Вытянутый по горизонтали формат. Динамика движения по горизонтальной плоскости. Движение идёт или слева направо, или наоборот в зависимости от замысла.

Закат в Ольгино, холст на картоне, 2019 г., фото автора
Закат в Ольгино, холст на картоне, 2019 г., фото автора

3. Вытянутый по вертикали. Однозначное движение или вверх, или вниз. Мощная динамика и эмоциональность. В своих работах очень люблю использовать именно вертикальный формат, дающий на мой взгляд максимальную динамику работе. В примере моя работа в которой вертикальный формат подчёркивает движение вверх по дороге, в сторону солнца. Мы идём как бы глазами снизу вверх. Ощущаем эмоцию буквально кожей. Таково воздействие правильно подобранного формата.

Итак, формат очень сильно влияет на композицию и на общее эмоциональное восприятие живописи.

Композиционные приемы в живописи и рисунке

Далее я хотел бы достаточно кратко, с примерами показать основные композиционные приемы используемые как в рисунке, так и в живописи.

Золотое сечение

Наверное невозможно говорить о композиции и не сказать о правиле или законе золотого сечения. Я сам очень часто применяю данный принцип в своих работах. Есть геометрически выверенные формулы построения, а также четкое определение, которое гласит – золотое сечение, или золотая пропорция это такое соотношение двух величин, при котором бо́льшая величина относится к меньшей, так же как сумма величин к бо́льшей(источник https://ru.wikipedia.org/wiki/). Но что это такое, если говорить простым языком? И как оно помогает художнику? Золотое сечение-это определённое гармоничное соотношение осевых вертикальных или горизонтальных направляющих линий в картине. Также можно сказать, что данная пропорция может очень помочь художнику в построении композиции работы. Использовать данное соотношение можно в любом жанре и стиле.

Сложное построение золотого сечения
Сложное построение золотого сечения
Простое построение золотого сечения
Простое построение золотого сечения

На примере своей работы “Солнце Дивеево” хочу показать принцип пропорции золотого сечения. Первое изображение-более сложное построение, второе-более простое. Разумеется, я не вычислял с линейкой данные пропорции, а делал все на глаз. Так как, надо отметить, что находясь например на пленэре, занимаясь живописью с натуры, мы не всегда можем точно геометрически простроить данные соотношения. Тут важно отметить то, что видение соотношения золотого сечения необходимо в себе развивать. Делать упражнения, и вырабатывать чувство гармоничного соотношения позволяющего на интуитивном уровне чувствовать данные пропорции.

Правило третей.

Это правило говорит о том, что самое важное место в работе, акценты должны находиться в определённых точках работы. Если мы поделим формат работы по вертикали и горизонтали отрезками на равные части, то в точках пересечения этих направляющих получим нужные точки.

Правило третей в живописной работе
Правило третей в живописной работе

Существует мнение, что в картине все важные элементы необходимо располагать именно в точках пересечения третей. На примере выше, основные элементы расположены на пересечении трех из четырех точек. Данное правило позволяет строить гармоничные и динамичные картины.

Композиционный центр картины

Центр композиции это не обязательно геометрический центр формата картины.

Композиционный центр композиции расположен чуть выше и правее относительно геометрического центра картины
Композиционный центр композиции расположен чуть выше и правее относительно геометрического центра картины

Как правило совпадение геометрического и композиционного центров дает статику и отсутствие движения в работе. Также хочу отметить, что желательно стремиться к тому, чтобы эти центры не совпадали между собой. Данный принцип придает больше динамики и эмоциональности в вашей живописной или графической работе.

Симметричный, асимметричный треугольник

На мой взгляд весьма распространенный композиционный прием. Он используется художниками уже очень и очень давно. Однако и сейчас композиции на основе треугольника не потеряли своей актуальности.

Портрет девочки строится в рамках симметричного треугольника, фото автора
Портрет девочки строится в рамках симметричного треугольника, фото автора

В примере выше я использовал симметричный треугольник как основу композиции портрета.

Расположение объектов в формате.

Расположить объект в формате, будь то человек, предмет или скажем деталь пейзажа нужно так, чтобы были соблюдены определённые законы.

Различные варианты кадрирования натюрморта, фото автора
Различные варианты кадрирования натюрморта, фото автора

Об этих правилах и законах можно написать отдельную статью, но если вкратце то хотел бы сказать, что необязательно делать так, чтобы все предметы например постановки входили четко в границы формата. Всегда нужно искать нестандартные варианты. Можно где-то что-то обрезать для динамики. Где-то чего-то не показать. На примере своей работы хочу показать, что если бы я немного по другому кадрировал работу, то она смотрелась бы более интересно.

Диагональ

Размещение по диагонали это очень мощный композиционный приём. Даёт сильную динамику и движение. Можно просмотреть этот принцип на следующем примере.

Василий Суриков, боярыня Морозова, диагональ ведет движение вверх
Василий Суриков, боярыня Морозова, диагональ ведет движение вверх
Василий Суриков, боярыня Морозова, если отразить картину, то диагональ ведет движение вверх
Василий Суриков, боярыня Морозова, если отразить картину, то диагональ ведет движение вверх

В картине Василий Суриков диагональю подчеркивает мощное движение снизу справа на лево вверх. Сани буквально едут наверх. Если же попробовать отзеркалить картину и посмотреть, что получается, то мы увидим, что сани наоборот, как бы катятся вниз. Данный принцип при правильном использовании мощно подчеркивает задумку автора.

Композиция в абстрактной живописи

Также несколько слов хотел бы сказать о композиции в абстрактной живописи. По большому счету тут действуют одни и те же композиционные принципы, что и в реалистичной живописи. Однако следует отметить, что в абстракции тяжелее на мой взгляд выразить эмоции и поэтому требования к гармонии и композиции гораздо жестче, чем в реалистичной живописи.

Василий Кандинский, абстрактная композиция, источник: Яндекс. Картинки
Василий Кандинский, абстрактная композиция, источник: Яндекс. Картинки

Также используя законы и принципы композиции можно анализировать то, что изображено на абстрактной работе. К примеру на картине Василия Кандинского мы видим диагональное композиционное построение, мощную динамику. Явный композиционный центр смещен вправо относительно геометрического центра. Мы очень сильно ощущаем внутреннюю динамику работы.

Если хочется, то можно нарушить все законы композиции

В заключение статьи хочу сказать, что рассказал далеко не о всех композиционных принципах. Их очень много. Я лишь постарался показать основные и на мой взгляд самые важные приемы. И ещё, хочу сказать, что не всегда нужно следовать чётким правилам, действуйте интуитивно. Развивайте в себе навык чувства композиции. Делайте различные упражнения и ищите формы выражения своего замысла. Помните, что идея первична, выполнение вторично. Самое главное это замысел. Это в конечном итоге приведёт вас к мастерству.

Напишите какие принципы композиции вы сами используете в своей работе, а также давайте вместе обсудим, что для вас такое композиция?

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии.

Создание любого художественного произведения начинается с композиции, которая строится по законам визуального восприятия и является основой изображения. Композиция (от латинского compositio – соединение, сочетание, связывание) – одна из главных категорий изобразительного искусства, определяющая художественную форму и задающая разработку картины, рисунка, иллюстрации в соответствии с тем, как человеческий глаз воспринимает действительность.

Композиция представляет собой костяк («скелет») произведения, отвечающий за грамотное размещение объектов в пространстве, правильное соотношение их размеров и конфигураций, а также гармоничное сочетание оттенков и светотеней. Соблюдение композиционных правил и законов является одним из главных секретов целостной и завершенной картины, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены единой идее. Но прежде, чем рассказать о правилах создания композиции, небольшой экскурс в историю.

История композиции

Понятие «композиция» вошло в терминологию изобразительного искусства в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда художники при создании произведений начали использовать знания перспективы, геометрии и анатомии. Старые мастера вне зависимости от того, в каком жанре работали, старались выразить и донести до зрителя свою идею за счет целостности рисунка, единства сюжета и колорита.

Важно! Если вы строите композицию, базирующуюся на готовом произведении (делаете копию), важно вести работу «от пятна». Необходимо увидеть, где располагаются тени, света и полутона и уложить их на «свои места» в созданную на основе геометрических фигур конструкцию. Здесь мы именно учимся у великих и приспосабливаем наш глаз и мышление строить сложные композиции. Подробнее об этом рассказывается в видео (на примере рисунка)«В чем заключается проработка пятна, и как она помогает исправить ошибки в рисунке».

Для ренессанса характерны трехмерность, глубина пространства, трехъярусное расположение пейзажа, принципы ритмичности, чередования горизонталей и вертикалей. В работах художников периода раннего Возрождения можно увидеть приемы противопоставления персонажей на основе контраста (например, «Поцелуй Иуды» Джотто). Огромную роль в формирование композиционных законов внес Леонардо да Винчи, введя в практику понятия линейной и воздушной перспективы. В этот период художники впервые стали передавать статику и динамику, размещать ближние и дальние объекты так, как их воспринимает человеческий глаз.

В картинах художников, работавших в эпоху Барокко, появляется еще больше динамизма, для персонажей характерно сложное движение, из-за которого композиция теряет «устойчивость». Барочная живопись изобилует темными цветами, а освещенные предметы не имеют строгих очертаний, как в ренессансе. Для построения композиционных структур используются приемы восходящей и нисходящей диагонали, движение по спирали и усложненные ракурсы, в частности, перевернутые фигуры и нарочито большие по отношению к размеру холста фигуры.

история конструкции

Структурная основа художественных произведений классицизма характеризуется простотой и сдержанностью цветовой гаммы. На все виды искусства того времени, в том числе и на композиционные построения в живописи, большое влияние оказывает театр. Принцип организации художественного произведения в классицизме напоминает макет сцены, когда главные герои располагаются на втором плане, а первый и дальний виды служат для отображения второстепенных объектов. Распространенными композиционными построениями являются «треугольник», «квадрат» и «прямоугольник».

история конструкции

В эпоху Романтизма и Реализма по композиции создаются учебные пособия, она вводится в образовательную программу как отдельная дисциплина. Ориентируясь на суммарный опыт прошлых периодов, художники уделяют большое внимание принципам и приемам: обобщения, «осевых линий», уравновешивания тонов и пятен, характера формата. В эпоху романтизма и реализма при создании художественных произведений применяются законы начертательной геометрии и теории теней.

история композиции

Приход импрессионизма, модернизма и авангардизма приводит к утрате композиционной целостности. Художники оставляют за собой право экспериментировать и писать картины на основе теории цвета, собственного видения мира и формальных композиционных решений. На смену классическо-академической композиции приходят абстрактные композиционные структуры.

История композиции

Правила построения композиции

Существует 2 вида композиционных структур – статичная и динамичная. Первая передает ощущение равновесия, покоя и умиротворенности, вторая показывает движение, включая эмоции и стихии.

Принцип создания статики и динамики основывается на отклонении угла объекта от вертикали и горизонтали. Чем больше в предметах вертикальных и горизонталей линий, тем статичней композиция, и наоборот. Статика и динамика проявляется также в симметричном и ассиметричном расположении объектов по отношению друг к другу.

Правила построения композиции

Что такое композиционный центр и как его выделять

Одной из основных задач художника является определение композиционного центра – главного объекта произведения, на который должен быть устремлен взор наблюдателя. Существует несколько способов, позволяющих строить композицию таким образом, чтобы зритель в первую очередь обратил внимание на ту или иную часть картины:

  • отличие габаритов главного и второстепенных объектов;
  • использование многоплановости;
  • задействование направляющих;
  • применение контраста.

Главный объект произведения чаще всего изображается самым большим, потому что крупные элементы привлекают внимание сразу, и только потом зритель переходит к рассмотрению мелких. Исключением являются изображения, где все предметы большие и лишь маленький. Он обычно расположен на переднем плане и играет роль своеобразного «крючка», заставляющего зрительно обращаться к нему снова и снова.

Используя многоплановость, художник может создать глубину пространства, выдвинув композиционный центр на передний план, а другие объекты разместить на заднем или наоборот. При этом следует учитывать, что главный элемент должен быть единственным в пространственной плоскости. Для обозначения композиционного центра также используют метод направляющих, в качестве которых выступают объекты картины. Достигается это различными способами, например указанием динамики движения вспомогательных предметов к основному или обращение взоров второстепенных персонажей к главному.

Что такое композиционный центр

Контрастный композиционный центр в свою очередь базируется на разнице между темным и светлым тонами. Другими словами, главный объект композиции должен быть либо сильно темнее, либо значительно светлее второстепенных. При использовании этого приема следует учитывать, что темная заливка визуально уменьшает, а светлая – увеличивает предмет. А в этом видео на примере ведения работы по технологии оптических просветов показано, к чему может привести нарушение правил построения композиции. Что получается, когда композиционный центр «проваливается» и хаотически перемешивается с второстепенными объектами.

Правила построения композиции

Теперь, когда вы знаете, как создается статика и динамика, и какими способами можно привлечь внимание к главному объекту картины, можно поговорить о правилах гармоничной композиции.

Правило «золотого сечения»

«Золотое сечение» – это разновидность геометрической пропорции, когда отношение целого к большей части равняется отношению большей части к меньшей в соотношении 0,618 к 0,382 или 62% и 38%. Существует 2 способа построения структуры будущей композиции – спиралевидный (логарифмический) и диагональный.

Логарифмическое «золотое сечение» получило такое название из-за последовательности «вложенных» друг в друга прямоугольников, стороны которых относятся друг к другу как 0,618 к 0,382. Для создания композиции строить прямоугольники не обязательно, достаточно карандашом прорисовать спираль, на которой будут располагаться объекты по убыванию размеров – в начале спирали самые большие, в конце – самые маленькие.

Диагональное «золотое сечение» чаще всего используется для размещения разнотипных объектов. Для создания композиционной оболочки необходимо нарисовать прямоугольник и провести диагональ. Затем к диагонали из вершины геометрической фигуры прочертить перпендикуляр, разбивающий ее на отрезки в соотношении 62% и 38%. Получатся 3 треугольника разных размеров, в которых будут располагаться значимые объекты будущей композиции.

Правило «золотого сечения»

Конструкция может быть и произвольной – главное, чтобы она была удобной и позволяла грамотно распределить важные элементы изображения и соблюсти правильные пропорции. Как определить значимые объекты и создать тематический «каркас», и какие ошибки могут возникать, если пренебречь построением конструкции, рассказывается в видео, посвященном работе над рисунком по технологии оптических просветов.

Правило третей

Является упрощенной версией «золотого сечения» и заключается в разбиении плоскости на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его (объект) следует расположить в центральном прямоугольнике ближе к одной из вертикальных сторон. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.

Правило третей

Как правильно строить композицию и вести работу «от пятна». Почему следует отказаться от штриховки в рисунке и каким образом создается воздушная перспектива. Как сделать изображение объемным и добиться тонкой игры полутонов. При каких условиях гармоничные оттенки рождались сами собой, и за счет чего в картине возникает внутреннее свечение. Эти и многие другие нюансы технологии оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, вы узнаете из книги, скачать которую можно по этой ссылке.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

0
0
голоса

Рейтинг статьи

В любом деле есть свои принципы и законы, которым нужно следовать, чтобы достичь высоких результатов. Не исключение и изобразительное искусство. Без знания законов построения, перспективы и пр. вы не сможете сделать профессиональную качественную работу.

Всему этому нужно учиться и не забывать про постоянную отработку навыков рисования. Правильно рисовать вас научат в школе-студии «Мастер рисунка». Но уже сейчас вы сможете узнать об одном из важных принципов изобразительного искусства – композиции.

Что такое композиция, и какая она бывает

Когда мы фотографируем, то выбираем наиболее удачный ракурс, чтобы получился хороший кадр. То есть, ищем ту точку, из которой лучше всего будут видны объекты, которые мы хотим увидеть на фотографии.

То же самое и в рисунке. Здесь не менее важно найти тот удачный ракурс, который наилучшим образом передаст идею изображения. Только в отличие от фотографии мы сами можем распределять объекты на листе и менять их размеры. А для этого нужно сперва овладеть базовыми принципами, по которым строится композиция.

Итак, сперва немного теории про саму композицию. Для начала нужно понять, что же такое композиция и почему она так важна.
Композиция – расположение изображаемых объектов на холсте. То есть, распределение фигур в пространстве и их соотношение. Если правильно расположить предметы, то визуально они будут гармонировать между собой.

композиция в рисунке

Композицию можно поделить на 2 вида: статичный и динамичный. Первый вид передает ощущение равновесия и спокойствия, то есть статичности, а второй наоборот – движения и эмоциональности.

Как же добиться статичности изображения? Ощущение неподвижности создают прямые линии: вертикальная ось и горизонтальная линия. То есть на листе должны быть расположены предметы, которые будут перпендикулярны линии горизонта.

Чтобы добиться динамики, нам нужно сместить угол наклона вертикальной линии, это добавит движения в нашу композицию.

Для наглядности можно привести пример со стаканом. Если вы изобразите его стоящим на столе (стакан – вертикальная прямая, а стол – линия, параллельная горизонту), то такую композицию можно назвать статичной, т.к. стакан просто стоит на столе. А если вы изобразите наклоненный стакан (то есть угол вертикальной оси сместится), то создастся ощущение, что стакан падает (динамичная композиция).

Понятие композиционного центра

Композиционный центр – это то, на чем должен зритель сфокусировать свое внимание. По задумке художника именно этот объект должен в первую очередь привлечь к себе взгляд. Этот центр нужно уметь не только определять, но грамотно сделать на нем акцент, не нарушив общую композицию. Конечно, есть варианты, когда центр отсутствует, но это уже специфические работы и скорее исключение.

Как выделить центр

Тут есть свои приемы, которые помогут выделить нужный объект на фоне остальных.

1. Контрастный центр. Он создается при помощи разницы между светлыми и темными объектами. Композиционный центр противопоставлен по цвету остальному рисунку. Он должен быть либо светлее, либо темнее остальных элементов изображения. Такой контраст сразу привлечет внимание зрителя. Но помните, что затемненные предметы визуально кажутся меньше, чем светлые. Поэтому, используя этот метод важно не нарушить пропорции, иначе можно разрушить удачную композицию.
2. Оси. Можно использовать направляющие линии. Они будут вести к центру композиции. Предметы надо расположить так, будто они нанизаны на ось и стремятся к центру. Можно использовать и просто направленные линии, если того требует задумка художника.

3. Размерность. Самый простой способ показать центр – сделать это через размер изображения. Соответственно, если объект больше остальных, то на него в первую очередь и упадет взгляд зрителя. Можно сделать и наоборот: центр композиции может быть меньше по размеру, чем все остальные предметы на листе, что поможет достичь того же эффекта.

4. Многоплановость. Но на картинке может быть изображено множество различных предметов. Тогда нам поможет многоплановость. С ее помощью можно передать глубину пространства. Композиционный центр мы выводим на передний план, а все остальные предметы – на задний. Можно сделать и наоборот, переместив центр на задний план. Принцип тот же – только один предмет на заднем плане, остальные на переднем. Усилить разницу поможет размывка изображения. Это как в фотографии, когда в фокусе остается только нужный объект.

В работе можно использовать сразу несколько приемов. Главное, при построении не забудьте учесть пропорции и законы перспективы. Все объекты на листе подчинены центру композиции, и именно от него будет зависеть размер предметов на картине в целом.

Основные принципы композиции

Мы уже познакомились с некоторыми хитростями, которые можно использовать для создания статики или движения и привлечения внимания к определенному объекту. Теперь пришло время рассказать об основах создания непосредственно композиции, которые должен знать каждый художник, приступая к работе.

Целостность

Картина – это законченное целостное произведение. При взгляде на нее должно создаваться ощущение завершенности. Все предметы должны быть объединены одним общим смыслом и находиться в одной среде. Это и делает композицию гармоничной.

«Золотое сечение»

Его еще называют «золотой пропорцией». Это понятие, которое является эталоном структурной гармонии. В количественном виде это выглядит так. Если мы берем всю длину линии за 100% и делим ее на две части, то соотношение отрезков должно быть 61,8% к 38,2%.

основы композиции в рисунке
1. Спиралевидное сечение. Оно еще называется спиралью Архимеда. Нужно представить себе спираль на бумаге и расположить на ней объекты.

2. Диагональное сечение. Оно применимо, когда изображаются предметы разные по смыслу. Для этого мы проводим диагональ, делящую лист на два треугольника. Из одной из углов листа проводим перпендикулярный отрезок к уже имеющейся диагонали. В итоге на листе у нас получилось три разных треугольника. Все значимые объекты мы располагаем внутри них. Для создания гармоничной композиции нужно масштаб предметов соотнести с пропорциями треугольников: большой объект — в большом треугольнике, маленький — в наименьшем и т.д.

как скомпоновать рисунок

Правило третей

Упрощенная версия сложного «золотого сечения» — правило третей. Для этого нужно поделить лист на 9 равных частей перпендикулярными линиями. Самый простой вариант, чтобы создать гармоничную композицию – расположить значимый объект в центральном прямоугольнике. Если вы изображаете несколько объектов, то лучше это сделать на пересечении линий нашей прямоугольной сетки. Если нужно выделить какие-либо объекты, их лучше располагать непосредственно на линиях. Если вы рисуете пейзаж с четкой линией горизонта, то соотношения неба и земли будет 2 к 1.

компоновка в рисунке правила

Закон соотношения краев рисунка к его плоскости

Чтобы создать ощущение пространства, мы можем использовать различные приемы. Например, если изобразить предмет ближе к нижнему краю листа, то он будет восприниматься как объект, расположенный к нам ближе.
Если предмет находится далеко от края, особенно это касается центрального расположения, то кажется, будто он находится вдалеке.

Восприятие зрителем

Теперь поговорим о восприятии зрителя при взгляде на ту или иную картину. Ведь для художника самое важное – это передать свою идею при помощи живописи.

Обычно человеческий взгляд направлен слева на право. Поэтому композиционный центр лучше расположить с левой стороны. Если рисунок с динамичной композицией, то из левого края движение лучше направить вправо. Динамичные работы привлекают больше внимания, чем статичные.

При создании работы важно учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя. Нужные ощущения также можно создать при помощи линий. Так, горизонтальные линии создают чувство неподвижности. Вертикаль – устремление ввысь, к чему-то важному. Диагонали и наклонные линии – ощущение удаления, пути, уходящего вдаль. Обрывающиеся и пересекающиеся линии демонстрируют бурные эмоции, неприятные чувства или даже агрессию, это видно на картинках, где изображены баталии.

Плавные линии, изгибы символизируют покой, что явно ощущается в пейзажах.

Составляем композицию предметов на листе в натюрморте

Итак, мы разобрались с теорией. Теперь посмотрим классическую композицию, такую как натюрморт, и покажем какие из приемов мы можем использовать при создании работы.

Изначально важно продумать, что мы будем изображать и из чего будет состоять наша работа. Даже если это просто учебная постановка, предметы не должны быть расположены хаотично, а должны быть подчинены единой идее и тематике.
Составляя композицию предметов, учитываются три момента:

1. Формат (горизонтальный, вертикальный или квадратный)
2. Симметрия или асимметрия
3. Композиция (схема): треугольник, диагональ или круг.
А теперь посмотрим все по порядку. Начнем с формата.
Горизонтальный наиболее распространен. Он позволяет расставить большее количество предметов на столе. Для создания глубины нередко добавляют ниспадающую драпировку.

При вертикальном расположении предметов создается ощущение роста. В таком формате хорошо смотрятся цветы, высокие вытянутые вазы. Квадратный формат помогает сконцентрировать внимание зрителя на центре и создает ощущение стабильности.
Округлый формат не особо распространен, т.к. не очень удобно располагать предметы.

композиция натюрморта

Теперь посмотрим схемы, по которым лучше расставлять предметы.
Треугольник. При такой схеме в центре будет находиться самый высокий предмет, а в основании треугольника – более мелкие.
Круг. Такое расположение хорошо, когда вы используете формат «квадрат». При такой схеме нет главного предмета, который бы выделялся на фоне остальных.
Диагональ. В натюрморте такие наклонные линии будут создавать ощущение дисбаланса. Так же при помощи такой схемы можно создать акцент на пустой части листа, например, расположив там окно.

Правильное и неправильное расположение предметов

Предметы могут быть расположены симметрично, что создаст ощущение стабильности. Также статичности натюрморта можно добиться, если скомпоновать предметы близко друг к другу. Асимметричная композиция покажет динамику. Но тут важно сохранить композицию в целом, точнее равновесие в ней. А свободное расположение создает ощущение света и свободы.
Создавая композицию, можно пользоваться правилами «золотого сечения» и третей.

Предметы тоже надо подбирать особым образом. Лучше использовать три размера: большой, средний и малый. Не выстраивайте объекты в одну линию и следите, чтобы оси и контуры разных предметов не сливались. Для создания глубины лучше перегораживать один предмет другим.

Как видите, законов много, и их нужно не только знать, но и применять. Чтобы научиться создавать целостные гармоничные работы, записывайтесь на курсы в нашу школу, и опытный преподаватель научит вас создавать законченные картины, которые смогут в полной мере передать заложенную вами в них идею.

Похожие записи

Чтобы написать хорошую картину, недостаточно просто владеть кистью и уметь смешивать краски. Так в чем же здесь секрет, как вы думаете? В композиционной составляющей сюжета!

Композицией в рисунке и живописи называется система размещения предметов на полотне или другом материале, сочетание их цветов и объемов, особенности тональной проработки.

Хорошая композиция позволяет художнику воплотить задуманное в реальность, передать все свои чувства, привлечь к картине внимание зрителей.

1. 3 закона композиции в рисунке
2. Закон композиции и пропорциональности: статичность и равновесие
3. Закон целостности в композиции и динамика
4. Композиционный центр
5. Определение паттерна
6. Закон композиции организации пространства
7. Основные законы и правила композиции
8. Золотое сечение
9. Правило третей

группа людей

3 закона композиции в рисунке

Композиция создается на основе какой-то идеи, которая может быть выражена словесно или предварительным наброском.

Для более полного содержания картины мастера используют освещение, делают наиболее выразительным передний план, подбирают точную цветовую гамму. Но есть и еще кое-что.

Основные законы композиции — это целостность, равновесие и созависимость (соподчинение, взаимосвязь). Правила работают не только для бытовых сценок или пейзажей. Их можно осваивать и на уроке по рисованию головы человека из гипса.Специфика материала позволяет – точно передавать все тональные нюансы, а статичность модели — совершенствоваться в ходе работы.

городской дождь фрагмент из сказки

Закон композиции и пропорциональности: статичность и равновесие

Некоторые картины окружает аура покоя и стабильности. Рядом с ними человек отдыхает, так как напряжения нет. Что же придает им такую устойчивость? Это организация статичного пространства, в котором есть:

  • мягкие цветовые сочетания
  • отсутствие четко прослеживающегося ритма, резких углов и «рваных», ломаных линий
  • ровный свет
  • привычный ракурс
  • расположение фигур главных персонажей, акцентов или предметов в виде полностью завершенного квадрата, круга
  • единообразие вертикальных или горизонтальных линий

Статичные композиции лучше всего передают торжественность изображаемого момента, крепкую взаимосвязь, гармонию. Обычно самые важные объекты помещены в центр и могут перекрывать друг друга. 

Адам и Ева две девочки

Закон целостности в композиции и динамика

Что такое динамика картины или рисунка? Это изображение движущегося человека или иного объекта — живого существа, механизма, а также любого транспорта.

Динамичным будет изображение разгулявшихся сил природы — бушующего океана или ветра, прижимающего к земле траву и мелкие кустарники, водопада, стекающего с высоких горных уступов. Здесь очень важны единство и целостность, нельзя допустить, чтобы картина начала «разваливаться» на части из-за стремления начинающего художника показать движущиеся объекты. Но это не все.

К динамике рисунка можно отнести и траекторию глаз рассматривающего его человека. Если взгляд переходит с одного объекта на другой, создается эффект движения. Кажется, что угол наклона, заданный с помощью линий или комбинации плоскостей, оживляет происходящее на картине.

Динамичные композиции можно охарактеризовать так:

  • объекты имеют диагональное или асимметричное расположение;
  • цвета используются чистые, близкие к спектральным;
  • есть свободное место перед объектом;
  • нет вертикальных линий;
  • все построено на контрастах — формы и размеры, тона, фактуры, цветовая палитра.

Движение на картине можно замедлить, если добавить хотя бы одну вертикальную линию. С помощью ритмов — повторений линий, цветовых, тональных пятен и объектов можно придать картине определенную атмосферу — напористо-агрессивную или наоборот, спокойную.

зима в деревне голубая динамика

Композиционный центр

Основа любой картины — объект, к которому обращаются взоры зрителей, по направлениям, заданным художником. Именно таким способом он подчеркивает важные детали, составляющие основу сюжета.

На многоплановом изображении центром композиции может оказаться многофункциональный предмет. Это витая лестница, характерная для бытового жанра, скоростные автомобили и другие средства передвижения.

Обратите внимание! Композиционный центр не всегда совпадает с геометрическим, определяющимся пересечением двух диагональных линий, проведенных с углов картины, но всегда неподалеку от этой точки.

Целостность в композиции основана на сюжетном центре, правильном его расположении и подчинении ему всех остальных деталей и объектов.

Примером ярко выраженного композиционного центра может служить картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы». Все законы композиции здесь соблюдены. Фигуры детей детально проработаны, и лишь разглядев их, взгляд зрителя устремляется дальше, чтобы узнать, чего же они боятся.

Как можно выделить композиционный центр в картине, чтобы привлечь к нему внимание? Конечно же, с помощью контрастов:

  • тональных — светлого и темного;
  • цветовых — красных оттенков и зеленых, оранжевых и фиолетовых;
  • ярко освещенных предметов и погруженных в тень.

Сделать акцент на персонаже можно и по-другому. Например, движением главных действующих лиц.

Мадонна с младенцем Дети в поле девушка с букетом мальчик с котенком

Определение паттерна

Паттерн — повторяющийся узор или элемент, лежащий в основе композиционной идеи. Это могут быть:

  • четкие вертикальные линии или изогнутые;
  • спиралевидные элементы;
  • несколько линий или предметов, сходящихся в одной точке;
  • розетки листьев, цветы.

Паттерном также могут быть перекрещивающиеся между собой в определенном порядке линии. Изображение цветущего ранней весной дерева, без листвы, наглядно иллюстрирует возможности такой композиции.

Взгляд зрителя будет перемещаться по тонким веточкам от цветка к цветку. Рассматривать такую картину можно долго.

Паттерн

Закон композиции организации пространства

Чтобы сделать акцент на самом главном элементе или персонаже сюжета, нужно его как-то выделить. Есть несколько основных правил:

  • контрастность (между темным и светлым, холодными и теплыми цветами и оттенками);
  • сочетание больших и малых форм, плоских и объемных предметов;
  • направляющие линии (например, к поезду ведут две линии — рельсы, а также система электрического снабжения — вертикальные столбы и провода).

Многоплановость — построение перспективы для глубокого пространственного изображения с помощью нескольких планов.

расстрел людей

Основные законы и правила композиции

Давайте продолжим. Вот еще немного важной информации, без которой невозможно создать гармонию даже в интересном и продуманном сюжете картины.

Очень важна пропорциональность, есть определенные нормы и принципы, на основе которых можно построить идеальную композицию.

Чтобы научиться рисовать анатомический портрет человека, его лицо в различных ракурсах, нужно соблюдать все правила, пропорции и формы черепа, а также упрощать себе задачу с помощью весьма эффективного приема — обрубовки.

декоративный потолок натюрморт с ковшом коллаж

Золотое сечение

Правило «золотого сечения» было известно еще древним египтянам. На рельефе, с изображениями фараона Рамзеса фигуры построены именно в такой пропорции, которую представляют в виде прямоугольника с соотношением сторон 1,618:1. А итальянский монах лука Пачоли написал целую книгу об этом правиле. Предположительно, иллюстрации к ней сделал Леонардо да Винчи. Иногда золотое сечение выражают как соотношение величин 68 %  к 32 %.

Золотое сечение бывает спиралевидным и диагональным. К спиралевидным относят раковины улиток и другие предметы подобной организации формы. Такой конструктивный подход просматривается у картин великих художников. Они также написаны в полном согласии с этим правилом.

золотое сечение лицо мужчины портрет женщины

Правило третей

Упрощенное золотое сечение называется правилом третей. Обычно его используют в пейзажах, но можно увидеть и в рисовании, и других видах живописи. Изображение разделяют на трети по длине и высоте. Получается 9 совершенно одинаковых прямоугольников. Такая сетка есть во многих современных фотоаппаратах.

Все важные объекты должны располагаться в точках пересечения или на линиях. Человеческий глаз устроен таким образом, что сразу фиксирует все, что находится в этих точках, а потом уже переходит к центру изображения. Линия горизонта в пейзаже лучше всего смотрится именно на одной из этих линий. Если картина представляет собой портрет человека, то у его глаз, расположенных на линии, будет очень выразительный взгляд.

Теперь можно подвести итоги. Знать принципы построения композиции обязательно. Законы и правила композиции необходимы для создания картин, оптимально воспринимаемых зрителями. Соблюдение этих простых законов значительно сэкономит время и упростит поиск наилучшего решения, позволит всегда соблюдать пропорциональность и целостность.

Читайте также:

1. Академический натюрморт
2. Натюрморт с яблоками
3. Деревенский натюрморт как душа русской живописи
4. Красивые натюрморты с цветами

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

*В статье использованы учебные работы студентов Школы.

поэт в интерьере

Добавить комментарий