Для муниципалитетов концессии в сфере ЖКХ — это способ модернизировать изношенную инфраструктуру, при котором значительную часть расходов покрывает частный партнер. В статье приведем примеры из практики российских муниципалитетов. Предупредим о рисках. Предложим алгоритм, по которому органы МСУ проводят конкурсы на заключение концессионного соглашения.
Кто может участвовать в концессионном соглашении
В концессионном соглашении должны быть предусмотрены взаимоотношения между сторонами-участницами: концессионером — частным партнером и концедентом — публичным партнером (ст. 3 Закона № 115-ФЗ). В рамках соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать объект, а затем использовать его в своей деятельности. Концедент обязуется предоставить концессионеру на определенный срок права владения и пользования объектом соглашения для осуществления деятельности. При этом право собственности на объект принадлежит или будет принадлежать концеденту. Концедентом от имени муниципального образования выступает орган МСУ. Концессионером может быть ИП или юрлицо. В качестве концессионеров могут выступать два и более юридических лица, действующие по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), без образования единого юридического лица.
Документ: Регулирование муниципальных концессий осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Что может быть объектом концессионного соглашения
Объектом соглашения может выступать:
- недвижимое имущество;
- недвижимое имущество и движимое имущество, которые технологически связаны между собой.
Возможные объекты концессионного соглашения указаны в статье 4 Закона № 115-ФЗ:
- объекты коммунального хозяйства (тепло-, газо-, энерго-, водоснабжения и водоотведения, благоустройства, объекты для обращения с ТКО);
- объекты социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, спорта).
Приведем примеры концессионных соглашений в сфере ЖКХ.
Рекомендация: Концессии имеют не только преимущества, но и недостатки. Какие — посмотрите в таблице ниже. Проанализируйте их, прежде чем заключать соглашение
ПРИМЕР. В 2016 году МУП Великого Новгорода «Теплоэнерго» заключило соглашение с одной из частных компаний. Ей передали изношенные системы теплоснабжения и горячего водоснабжения. Средств на модернизацию в местном бюджете не хватало. Соглашение заключили на 25 лет. В течение 5 лет концессионер вложил в модернизацию оборудования 2 млрд руб. Он модернизировал старые котельные и построил новые, заменил трубы. При этом право собственности на оборудование и планируемые улучшения осталось у муниципалитета. В течение 8 лет бюджет Великого Новгорода ежегодно получал концессионные платежи в размере 70 млн руб. Средства шли на погашение задолженности МУП «Теплоэнерго».
В Волгограде реализуется соглашение между администрацией города, МУП «ВКХ» и частной компанией в отношении объектов теплового хозяйства. Стороны предусмотрели 29,6 млрд руб. инвестиций. Срок соглашения — 30 лет. В другую концессию передали объекты наружного освещения. Срок реализации соглашения — 15 лет. Объем инвестиций — 943,9 млн руб.
В Казани передали в концессию дамбу. Концессионер обязуется инвестировать в ее реконструкцию и модернизацию 837 млн руб. Муниципалитет получает концессионную плату в размере 63,8 тыс. руб. в месяц. Срок действия соглашения — 49 лет.
Одной из сторон концессионного соглашения может стать регион. Например, в Тульской области такое соглашение подписали региональное правительство, администрация города Советска и частная теплоснабжающая компания. В рамках проекта запланировано строительство котельной, центральных тепловых пунктов, сетей горячего водоснабжения Советска.
Преимущества и недостатки муниципальных концессий
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Долгосрочный характер соглашения позволяет сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности с четкой постановкой цели на перспективу |
Из-за длительности срока соглашения невозможно заранее предусмотреть все обстоятельства и риски, которые могут возникнуть в будущем |
Частный партнер сохраняет полную свободу в принятии важнейших управленческих решений. Но у публичного партнера есть рычаги воздействия на частного партнера в случае, если последний нарушит существенные условия соглашения |
Объекты инфраструктуры, которые являются предметом соглашения, имеют продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций |
При проведении долгосрочных финансово-экономических расчетов нередко возникают сложности, погрешности и ошибки. Это повышает риск того, что частный партнер не выполнит условия соглашения |
Как провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в ЖКХ
Если услуги в рамках проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а соглашение заключать по итогам конкурса, следуйте алгоритму, указанному ниже.
Шаг 1. Определите состав сторон соглашения
Полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, так как он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. При необходимости представительный орган вносит в устав муниципального образования положение о наделении местной администрации полномочиями концедента. Во многих случаях одной из сторон соглашения выступает регион (см. ниже «На заметку»).
На заметку:
Когда нужно привлечь регион в качестве стороны соглашения
С 1 января 2017 года орган местного самоуправления обязан привлечь регион в качестве самостоятельной стороны соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения, если полномочия в сфере тарифного регулирования не переданы на уровень муниципалитета. Орган МСУ не вправе устанавливать тариф, утверждать инвестиционную программу, возмещать недополученные доходы и экономически обоснованные расходы концессионера. Все это — полномочия региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион — третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение тарифных условий.
Пока регион не подпишет соглашение, оно заключено не будет. Но основания отказа региона от подписания муниципальной концессии законом не предусмотрены.
Шаг 2. Проведите техническое обследование
Техническое обследование объекта концессионного соглашения — обязательное условие подготовки проекта. Если обследование провели некорректно или не выполнили вовсе, возникает риск, что концессионер не сможет исполнить свои обязательства. Либо муниципалитет неверно поставит ему задачи.
В ходе обследования нужно определить:
- уровень фактического технического износа объектов;
- техническое состояние объекта на дату обследования;
- предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов;
- технико-экономические характеристики имущества в составе объекта соглашения.
Включите отчет о проведении техобследования в конкурсную документацию.
Шаг 3. Подготовьте или актуализируйте схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
По результатам технического обследования подготовьте новые или актуализируйте существующие схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. На основании схем вы разработаете задание муниципалитета.
Шаг 4. Подготовьте задание
Важная деталь: Не включайте в задание требования, ограничивающие доступ кого-либо из участников конкурса к участию в нем или создающие кому-либо из них преимущества
В задании указывают целевые показатели и прогноз потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать:
- величины необходимой тепловой мощности, мощности водопроводных, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, подключения, приема, подачи, отведения;
- сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.
Задание концедента — основа для определения инвестиционных обязательств. Включите задание в состав конкурсной документации и соглашения. На основе задания участники конкурса составят перечень мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта. Используйте его, чтобы установить плату концедента либо объем софинансирования им расходов.
Шаг 5. Подготовьте документацию
Рекомендация: Заключите соглашение с кредиторами о порядке выплат по долгам эксплуатирующей организации, чтобы обезопасить проект
Подготовьте проекты решения о заключении соглашения, сообщения о проведении конкурса, конкурсной документации и самого соглашения. В проекте решения укажите:
- задание, минимально допустимые и предельные плановые значения показателей деятельности концессионера;
- перечень и состав долговых обязательств эксплуатирующей организации;
- права и обязанности региона, участвующего в соглашении.
Участники конкурса должны обеспечивать достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых показателей деятельности концессионера.
В сообщение о проведении конкурса включите:
- текст проекта концессионного соглашения;
- отчеты о ТО имущества в составе объекта соглашения;
- копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода оператора.
Шаг 6. Примите решение о заключении концессионного соглашения
Конкурсную документацию и проект соглашения утверждает исполнительный орган МСУ решением о заключении концессионного соглашения. Согласуйте решение с представительным органом, если этого требует устав муниципального образования. Уставом может быть также предусмотрена необходимость согласования с представительным органом решения о передаче имущества в концессию или существенных условий соглашения.
Шаг 7. Создайте конкурсную комиссию
В состав конкурсной комиссии включите не менее пяти человек. Среди них должны быть представители органов МСУ.
Шаг 8. Опубликуйте сообщение о проведении конкурса
На заметку: Публикация требует регистрации организатора на этом сайте
Сообщение о проведении конкурса и конкурсную документацию муниципалитет публикует на сайте torgi.gov.ru.
Заявки на участие в конкурсе принимайте как минимум 30 дней со дня, когда опубликовали сообщение. Либо со дня, когда направили потенциальным участникам приглашение принять участие в конкурсе или уведомление.
Шаг 9. Определите победителя
При оценке предложений участников конкурса учитывайте предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера. К ним относятся:
- базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения;
- показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала;
- нормативный уровень прибыли.
Шаг 10. Опубликуйте сообщение о результатах конкурса и заключите соглашение
Сообщение о результатах конкурса муниципалитет — организатор конкурса публикует на сайте torgi.gov.ru, в местных СМИ, размещает на своем официальном сайте.
Что предусмотреть в концессионном соглашении
СВЕТЛАНА ИСУПОВА, генеральный директор ООО «ЕврАКонс», доцент Московского областного филиала РАНХиГС, к.ю.н.
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3
1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 29.06.2018 N 173-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ)
1.2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4.1 настоящего Федерального закона.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ)
2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
3. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)
5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается.
6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается.
7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.
8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее – иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Концессионным соглашением может предусматриваться передача концедентом во владение и в пользование концессионеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в целях осуществления концессионером деятельности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (за исключением случая, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона).
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 11.06.2022 N 154-ФЗ)
10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.
12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.
13. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 25.04.2012 N 38-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 275-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию. Ответственность концессионера за нарушение этого срока определяется концессионным соглашением.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 25.04.2012 N 38-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.
(часть 16 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества не допускается.
(часть 17 введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ)
Как составить договор коммерческой концессии правильно
Регистрация договора коммерческой концессии
Регистрация договора франчайзинга в Роспатенте
Содержание
Регистрация договора коммерческой концессии
Конструкция договора коммерческой концессии
Ошибка №1: Отсутствует детальная информация о товарном знаке
Ошибка №2: Права франчайзи выходят за рамки прав франчайзера
Ошибка №3: Срок договора выходит за рамки срока действия товарного знака
Ошибка № 4: Не установлено вознаграждение
Ошибка № 5: Некорректно заполнены реквизиты франчайзера/франчайзи
После подачи заявления на регистрацию договора коммерческой концессии в Роспатент, специалисты ведомства осуществляют проверку. Для этого установлен срок, который не может превышать 45 рабочих дней со дня поступления документов. Если какой-то пункт договора вызовет у экспертов сомнения, то заявителю будет предоставлена возможность внести коррективы в течение 3-х месяцев. В уведомлении эксперт по интеллектуальной собственности подробно распишет, что необходимо исправить. Рассмотрим самые распространенные ошибки, допускаемые франчайзером и франчайзи.
Конструкция договора коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии является для франчайзера эффективным инструментом продвижения и расширения своего бизнеса, а также дополнительным источником дохода. В свою очередь, пользователи концессии – франчайзи минимизируют предпринимательский риск, используя предложенные франчайзером механизмы ведения бизнеса и его деловую репутацию. Кроме того, и потребитель находится в выгодном положении, так как у него появляется возможность приобретать товары и услуги определенного и, как правило, высокого стандарта качества, принятого франчайзером. С учетом перечисленных выгод для участников рынка логично, почему количество подписанных договоров франчайзинга ежегодно растет.
Конструкция договора основана на предоставлении одной стороны другой права пользования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав. Он включает в себя право на товарный знак, право на знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав. Например, коммерческое обозначение, секрет производства.
Основополагающим условием договора является передача прав на товарный знак, сведения о распоряжении которым вносятся в Государственный реестр. Именно поэтому в законодательных актах и идет речь о его обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности или как ее еще называют Роспатенте.
Ошибка №1: Отсутствует детальная информация о товарном знаке
Поскольку товарный знак является обязательным элементом предмета договора коммерческой концессии, его описание требует особой внимательности. Зачастую стороны включают в договор только номер регистрации товарного знака, забывая о его изображении, дате регистрации и дате приоритета. В договоре франчайзинга такая информация должна выглядеть следующим образом:
IP Дайджест для юристов
Ежемесячная аналитика по интеллектуальному
праву и обзор судебной практики
Ошибка №2: Права франчайзи выходят за рамки прав франчайзера
Еще одной типичной ошибкой является выход за пределы использования товарного знака. Следует учитывать, что при регистрации в свидетельстве на товарный знак указывается конкретный перечень товаров и услуг, в отношении которых знаку предоставляется правовая охрана. Соответственно, право пользования комплексом исключительных прав по договору коммерческой концессии может быть реализовано только в пределах зарегистрированного перечня.
Так, для предоставления права пользования для всех товаров и услуг, указанных в свидетельстве на товарный знак, в договоре возможно использовать следующую формулировку:
Еще одной типичной ошибкой является выход за пределы использования товарного знака. Следует учитывать, что при регистрации в свидетельстве на товарный знак указывается конкретный перечень товаров и услуг, в отношении которых знаку предоставляется правовая охрана. Соответственно, право пользования комплексом исключительных прав по договору коммерческой концессии может быть реализовано только в пределах зарегистрированного перечня.
Так, для предоставления права пользования для всех товаров и услуг, указанных в свидетельстве на товарный знак, в договоре возможно использовать следующую формулировку:
«Перечень товаров и услуг, в отношении которых Пользователю предоставлено право использования КИП (комплекс исключительных прав), соответствует перечню товаров и услуг, в отношении которых предоставлена правовая охрана товарному знаку №504964».
Ошибка №3: Срок договора выходит за рамки срока действия товарного знака
Часто стороны допускают ошибки, связанные с установлением срока действия договора коммерческой концессии. Необходимо помнить, что срок его действия не может превышать срок действия исключительного права на товарный знак. В случае прекращения исключительного права на товарный знак концессия прекращается.
Если стороны планируют долгосрочное сотрудничество в рамках франшизы, рекомендуется включить в договор следующую формулировку относительно периода его юридической силы: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак №504964». При этом, добавив оговорку о том, что «Правообладатель продлевает действие товарного знака по мере необходимости».
Данные формулировки не вызывают у регистрирующего органа вопросов и, вместе с тем, позволяют установить длительный срок действия франшизы без необходимости его продления и регистрации изменений.
Ошибка № 4: Не установлено вознаграждение
Размер и форма выплаты вознаграждения не являются ключевыми для регистрирующего органа, поскольку Роспатент фиксирует только изменения в статусе товарного знака. Однако при их отсутствии договор франчайзинга будет признан незаключенным, и, как следствие, не зарегистрирован. Таким образом, необходимо серьезно относиться к вопросу определения вознаграждения.
Согласно законодательству оно может быть установлено в виде паушального взноса или роялти. Первый вариант достаточно прост, а вот второй может быть предусмотрен в виде процента от объема продаж, наценки на оптовую цену товара и так далее. Помимо этого, гражданское законодательство дает право зафиксировать собственную систему платежей.
Примером может служить такая формулировка:
Условия вознаграждения
Вознаграждение по Договору устанавливается в виде следующих платежей:
разового (паушального) платежа в размере 270000 (двести семьдесят тысяч) руб.
разового (паушального) платежа в размере 270000 (двести семьдесят тысяч) руб. ежемесячных отчислений в размере 0,8% (Ноль целых восемь) процента от суммы выручки Предприятия от реализации товаров и оказания услуг.
Ошибка № 5: Некорректно заполнены реквизиты франчайзера/франчайзи
В процессе подачи договора франчайзинга на регистрацию требуется указывать данные сторон, которые соответствуют данным, отраженным в реестре товарных знаков или патентов. В случае выявления расхождений, например, из-за внесенных изменений в сведения о регистрации юридического лица, прежде, чем проводить регистрацию концессии, нужно внести актуальную информацию и в свидетельство на товарный знак.
Итак, из вышеперечисленного следует, что при регистрации договора коммерческой концессии необходимо указывать все характеристики товарного знака, которые содержатся в государственном реестре, учитывать пределы использования товарного знака, сроки действия исключительных прав на товарный знак и формальные требования регистрирующего органа к оформлению документов.
В случае представления заявителем необходимых или исправленных после получения уведомления документов, государственная регистрация также осуществляются в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня их поступления.
Источник Бизнес с умом
Екатерина Чилимова
Руководитель проектов, юрист, патентный поверенный № 2058
В юридической практике с 2010 года. Развивает практику защиты правообладателей интеллектуальной собственности от нарушений со стороны недобросовестных конкурентов. Представляет интересы правообладателей товарных знаков и иных средств индивидуализации в ФАС, ФТС, ФИПС, Роспатенте и арбитражных судах….
Другие материалы автора
19.07.2019
8 интересных решений по «интеллектуалке» первого полугодия
Эксперты по интеллектуальному праву комментируют решения, состоявшиеся в первой половине 2019 года: о компенсациях за использование отдельных страниц сайта, искусственном интеллекте-нарушителе, споре за товарный знак Top Gear и многом другом.
Товарный знак
для вашего бизнеса
Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании
Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения
Заключая концессионное соглашение, концессионер берет на себя обязанность в процессе пользования и владения принадлежащим концеденту имуществом, произвести инвестиции с целью его модернизации, реконструкции или создания нового. Имущество предоставляется концессионеру во временное пользование и владение на условиях, установленных соглашением. Такого рода соглашения преследуют цель защитить как вложенные инвестиции, так и оградить государственное или муниципальное имущество от утраты. Объектами концессионного соглашения чаще всего являются объекты коммунального хозяйства.
Фабула дела:
ООО «Тепло» (далее – истец) приняло решение об участии в концессионном соглашении. Согласно закону, инициатива в его заключении может исходить от концессионера. Истец обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с письмом, в котором просил предоставить документацию и информацию, в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом соглашения предполагались объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях, входящих в Верхнебуреинский район.
В ответе на письмо истца Администрация Верхнебуреинского муниципального района (далее – ответчик) указала, что с необходимой информацией можно ознакомиться на ее сайте. Истец ознакомился с содержанием информации и документацией, представленной на сайте ответчика, и пришел к выводу, что их перечень и объем не соответствует объему информации и документации, обязанность в предоставлении которых возложена на ответчика законом.
В отсутствие полного перечня определенной законом информации и документации истец не мог начать подготовку проекта концессионного соглашения и был вынужден обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика передать, необходимую информацию и документацию.
Судебный акт: решение АС Хабаровского края по делу No А73-3335/2018
Выводы суда:
1. Концессионное соглашение представляет собой, по сути, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров. Закон устанавливает возможность заключения указанного договора в отношении объектов тепло-водоснабжения, водоотведения.
2. Закон предусматривает, что инициатива в заключении концессионного соглашения может исходить от концессионера. Концессионером может быть лицо, отвечающее предъявляемым к нему законом требованиям.
3. Лицо, выразившее инициативу в заключении указанного договора, имеет право на представление в орган, уполномоченный на рассмотрение и заключение такого рода договоров, условий и проекта его заключения, а также на проведение предварительных переговоров по поводу подготовки проекта с собственником объектов тепло-водоснабжения и водоотведения. Инициатива концессионера должна соответствовать программам развития объектов тепло-водоснабжения и водоотведения.
4. Если инициатива в заключении концессионного соглашения направлена на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения, то закон наделяет концессионера правом требования представления ему уполномоченным органом указанных в законе документов, материалов, сведений о составе указанных систем и их схему.
5. Доводы ответчика о том, что у него нет в полном объеме запрошенной истцом информации и документации, не снимает с него обязанность по ее представлению. Неисполнение требований закона по передаче истцу запрошенной им информации и документации по системе тепло-водоснабжения, водоотведения является нарушением его прав.
Комментарии:
1) Концессионные соглашения являются одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства. Они обеспечивают приток инвестиций и эффективное управление имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, и направлены, прежде всего, на решение публичных интересов.
Высокая эффективность инвестиций бизнеса в создание или модернизацию имущества жизнеобеспечения публичного образования и есть желаемый результат от заключения такого рода договоров.
2) Закон в равной степени защищает права и интересы и частного инвестора и публичного образования на этапе подготовки концессионного соглашения.
3) Примечательно, что истец избрал способ защиты нарушенного права путем инициирования судебного разбирательства в исковом порядке. Представляется, что в случае принятия решения о подаче заявления о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, обязанность доказывания правомерности действий ответчика полностью возлагалась бы на последнего. Положение истца в судебном разбирательстве было бы более удобным и менее трудоемким в несении бремени доказывания.
4) Ситуация, при которой публичное образование не может предоставить полную и достоверную информацию относительно имущества, в отношении которого оно осуществляет права собственника, не нова. При закреплении имущества одного публичного образования за другим либо при создании новых органов, осуществляющих полномочия собственника в отношении имущества публичного образования возможны как потеря документации, вследствие ненадлежащего контроля за ее наличием, так и отсутствие должного контроля за актуальностью содержащихся в ней сведений.
5) Это требует от публичного образования дополнительных временных, а подчас и материальных затрат для ее актуализации и приведения в соответствии с нормативными требованиями. В случае же, если такие упущения нарушают права третьих лиц, то у публичного образования возникает риск несения неблагоприятных последствий подобного рода упущений.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:
1) Банкротство: поведение добросовестных участников должника
2) Соглашение между участниками торгов: нарушение 135-ФЗ
3) Покупка здания: перевод прав, долгов
4) Взыскание убытков с банка
5) Программное обеспечение как служебное произведение
6) Баланс вероятностей: должен, мог или нет?
7) Комиссия банка за перевод средств в пользу физлица как незаконный штраф
8) Перевод с карты на карту: риски, документы
9) Покупка бизнеса: сокрытие продавцом задолженности компании
10) Кредитные ноты: недействительность и взыскание стоимости