Как правильно составить конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия.

                                         (план составления)

Тема ………………………………………………………..

Цель урока: Формировать представление о…, Формировать понятие о…,Формировать умение….,     Формировать способность к……

Аспекты цели:(задачи)

1.Познавательный(коррекционно-обучающий)

-обеспечить успешное усвоение знаний, понятий, терминов

-учить ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс  и результат деятельности

– на основе анализа фактов подвести учащихся к результатам деятельности

– на основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию целостной картины мира

– создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.

–  формирование умения аргументировать свой ответ.

2. Коррекционно- развивающий.

Основной принцип – воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребёнка с ОВЗ.

– развитие функций анализаторных систем

– развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

– формирование умений запоминать и воспроизводить информацию

– формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными  правилами

3. Развитие мыслительных процессов.

– Развитие сенсомоторной сферы

– Формирование пространственно-временных представлений

– Развитие произвольного внимания

4. Воспитывающий аспект

– Выработка умения  обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии  с заданными правилами. Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.

– Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры

совместного  положительного результата.

– Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.

– Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Ресурсы: пособия, схемы, таблицы, игра(игры) , презентация, ПК, TR, TV+DVD.

Использование специального  оборудования: зеркало(настенное, ин.д)

Этапы занятия.

1. Организационный этап. Самоопределение в деятельности.

Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся

Содержание: Взаимное приветствие. Проверка готовности к занятию(внешний вид, организация рабочего  места). Организация внимания.

Фиксация отсутствующих.Проверка состояния классного помещения.

Условия достижения положительных результатов:  Сдержанность, собранность учителя, его последовательность в предъявлении требований, организация внимания всех учащихся.

2. Актуализация знаний. Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.

Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации. 

Содержание: Сообщение темы. Формулировка цели изучения материала.

Показ практической значимости изучаемого материала. Мотивация детей на его изучение. Постановка учебной проблемы или формулирование её детьми.

Условия достижения положительных результатов: Активизация познавательной деятельности детей, понимание детьми практической значимости материала.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению.

Постановка учебной задачи

4.Этап усвоения новых знаний. решение учебной задачи.

Дидактическая задача: Создать условия для изучения фактов и явлений. Добиться усвоения детьми способов, путей и средств. которые привели к данному обобщению, добиться от учащихся методов воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний создать условия для выработки необходимых умений и навыков.

Содержание этапа: Организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

Условия достижения положительных результатов:  Использование планов, схем, наглядных пособий актуализация личного опыта учащихся, словарная работа.

5.Этап закрепления новых знаний. Первичное закрепление.

Дидактическая задача. Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.

Содержание этапа:  Закрепление и осмысление новых знаний и умений. Проверка понимания новых понятий. Закрепление нового материала на основе применения его на практике, в нестандартных ситуациях.

Условия достижения положительных результатов:  Припоминание, оперирование знаниями, решение творческих и практических задач.

Вопросы учителя, направленные на дополнение, уточнение, исправление

6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия.

( чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания,

какие занятия были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый)

                               Анализ логопедического занятия.

                                                План.

– Реализация цели занятия и ее аспектов (т.е.задач – успешно реализованы или нет)

– Использование развивающих методов обучения

-Способы активизации познавательной деятельности учащихся

– Результативность занятия(качество работы учителя-логопеда и успешность усвоения материала детьми)

– Осуществление оценивания и контроля.

Урок построен логически и методически грамотно, этапы урока прослеживаются чётко. Цель урока достигнута (не достигнута).Аспекты цели реализованы полностью(частично).Логопед владеет различными методами мотивации учащихся к учебной деятельности( театрализация, сказочное начало, путешествие).

Логопед использовал различные развивающие методы обучения (наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, творческие задания).

Для активизации учебной деятельности учитель использовал схемы. речевые игры, пособия, ПК,  и компьютерные игры, спецоборудование.

Для продуктивного усвоения учебного материала на практике логопед использовал сравнение, исправление ошибок, доказательство правильности ответа.

Этап рефлексии помог ребёнку(детям) понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно и почему.

Логопед  положительно оценил деятельность детей, что  способствовало

мотивации учебной деятельности детей.

Большое значение уделялось логопедом созданию на занятии атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия  с учащимися 1 класса (группа ФФН)

по теме «Различение звуков Ч и Ц и их букв».

·        Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Ч и Ц и их букв в слогах, словах и предложениях

·        Задачи:

Обучающие:

 –уточнить знания обучающихся о согласных звуках Ч и Ц

-учить различать звуки Ч и Ц с опорой на разные анализаторы

– совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно- развивающие:

– Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

-Развивать объём и концентрацию внимания

-Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).

– Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

Воспитательные:

-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.

-Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Оборудование(ресурсы) индивидуальные зеркала.игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,

памятки-алгоритмы.

1.Организационный этап

Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и  психологической подготовки учащихся к занятию.

– Приветствие.

– Организация внимания.

2.Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Ч и Ц.

Речевая разминка( артикуляционная гимнастика).

3.Этап подготовки учащихся к сознательному усоению. Введение в тему.

Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Беседа:

Назовите первый слог в слоге ЧОК?

– Назовите первый  слог в слове ЦОК?

-Как называется буква звука Ч?

– Как называется буква звука Ц?

– Посмотрите на табло: ЧЧЦСНОЧЧЦЦ РДЖ  Какие буквы чаще всего встречаются?

– Если вы догадались, то скажите, какие звуки будут главными на этом занятии?

Вывод и определение темы:

Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч И Ц и их буквы в слогах, словах и предложениях .Для чего это нужно? Почему это важно?

4.Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

4.1Акустико-артикуляционные характеристика звуков Ч и Ц

-Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ч. а потом Ц . Обратить внимание на положение губ. Положение одинаковое или разное?

– Поднесите тыльную часть руки ко рту. Произнесите звук Ч, а потом Ц

Как выдыхаете воздух: плавно или прерывисто? Какой вывод можно сделать по нашим наблюдениям?

4.2Вывод: Положение губ при произнесении Ч и Ц различно. Выдыхаемая  струя воздуха прерывистая.

-На какие две большие группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)

Вспомните о том, что при произношении звуков воздух может проходить беспрепятственно. а может и встречать препятствия на своём пути.

– К какой группе относятся звуки Ч и Ц? Почему?

4.3Вывод с опорой на план ответа.

Итак, звуки Ч и Ц согласные, глухие Ч всегда мягкий, Ц всегда твёрдый.

При произнесении этих звуков положение губ различно.

5.Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача:   Обеспечение усвоения знаний и способов действий

5.1 В чём отличие звука от буквы?

Чтение слоговой таблицы( сначала сверху вниз, затем снизу вверх)

ЧА- АЧА                               ЦА- АЦА

ЧО- ОЧО                               ЦА-ОЦО

ЧУ- УЧУ                                ЦУ-УЦУ

ЧЕ- ЕЧЕ                                 ЦЕ- ЕЦЕ

ЧИ- ИЧИ                               ЦИ- ИЦИ

5. 2 Беседа по прочитанному

-Какой согласный звук в первом столбике?(Ч)

-Какую букву вы напишите?(Ч)

– Какой согласный во втором столбике?(Ц)

-Какую букву вы напишите(Ц)

Вывод: У звука Ч буква Ч, у звука Ц буква Ц

5.3 Работа со словом.

Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов.

– Упражнение «Зашифруй слово».

Послушайте слова и запомните их.

ЧЁРНЫЙ, ПТИЦА, ЦИФРА, ДОЧЕНЬКА, ПТЕНЕЦ.

-Как вы думаете, какой дежурный звук в слове? Напишите этот звук в тетрадь. Какой по счёту этот звук? Рядом со звуком напишите цифру.(например, ЧЁРНЫЙ – Ч1)

-Найдите слово, где звук Ч стоит на 1,2,3 месте

– Найдите слово  в котором Ц стоит на 4 месте.

Вывод: Различать звуки нам помогают знания о них.

– Игра « Найди слово».

Дидактическая задача:  развитие внимания, формирование операции  звукового анализа и синтеза, активизация словаря.

Задание:

Прочитайте запись. Постарайтесь узнать в ней слова со звуками Ч и Ц.

ОДКУНИЦАЯВАРУЧКАНЫПИ

Назовите найденные слова.(куница, ручка)

Кто такая куница? Как она выглядит?

Что такое ручка? Какая может быть ручка?( у двери. У ребенка. Для письма).

Вывод: Слово ручка имеет много значений.

– Игра «Назови ласково».

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка за счёт образования новых слов.

ПАЛЕЦ.ПТЕНЕЦ, СЕСТРИЦА, ОГУРЕЦ.

Какие буквы меняются местами в словах : птенец- птенчик, огурец-огурчик и т.д.)

Вывод:    Мы учились различать звуки Ч и Ц и правильно выбирать буквы Ч и Ц.

5.2 Работа со словосочетанием

Цель: развитие речемыслительной деятельности.

Прочитайте запись на доске.

ДЛИННОУХИЙ ОГУРЕЦ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ,ДОБРАЯ БЕЛОЧКА,

ПУШИСТАЯ ДЕВОЧКА

Правильно ли составлены словосочетания? Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетради любое словосочетание. Подчеркните в словах букву Ц и Ч.

5.3 Работа с предложением

Цель: смысловой и качественный анализ предложения

Прочитайте.

С ЮГА ПРИЛЕТЕЛИ ( ВОРОБЬИ.ЧИЖИ, ГРАЧИ,ГОЛУБИ, СКВОРЦЫ)

Составьте предложение, выбрав подходящее по смыслу слово(скворцы, грачи).

Почему вы выбрали эти слова? Докажите. Что вы сделали правильный выбор.

Сколько слов в предложении?. С какой буквы пишем предложение?

Какой знак препинания поставим в конце предложения?)

6.Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача:   выявить уровень усвоения учебного материала.

– Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите  слово со звуком Ч.   Назовите  слово со звуком Ц

7. Итог

Дидактическая задача: дать анализ и  оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

– Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать……………, и  наши знания нам  помогут двигаться дальше.

                              Прогнозируемые результаты:

Изучив данную тему, дети могут

Знать: правильную артикуляцию звуков Ч и Ц, их акустическую характеристику.

Уметь: выделять и различать звуки    Ч  и  Ц и  их буквы на слух  и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.

Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, навыками чтения и выделения слова как смысловой единицы  из  ряда букв.

Конспект занятия по автоматизации звуков в речи (1-2 кл).

Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.

Цель: формировать навыки  правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.

Задачи:

·        Обучающие

-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.

– учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.

– развивать навык звукового анализа и синтеза.

·        Коррекционно-развивающие

– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

-совершенствование речемыслительных процессов( анализ.синтез. обобщение. умозаключение)

– учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.

·        Воспитательные

Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.

                                      Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.

2. Актуализация знаний, умений, навыков.

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе

– Чашечка

– Маляр красит потолок

– Вкусное варенье

– Желобок.

– Гусь рассердился.

2.2. Отработка произношения  слогов перед зеркалом.

Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.

Ребёнок повторяет  за логопедом слоги перед зеркалом ( по подражанию)

Логопед: Повтори чётко  и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться

(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)

2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».

Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки

Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет( шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)

Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки

2.4. Правильное произношение звука( положение губ, языка, воздушная струя)

Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением  и показом своих действий.

Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.

2.5. Характеристика звука [Ш].

Дидактическая задача: учит давать  акустическую характеристику, пользуясь схемой.

3.Этап подготовки к сознательному усвоению.

Чтение  рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по  рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.

4. Этап усвоения новых  знаний .Работа над новым материалом.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

4.1. Чтение открытых слогов

Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.

Прочитай слоги чётко и понятно.( Схема.)

4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».

Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,

Развитие фонематическогослуха.

Гру(ша), ка(ша), Ма(ша).  Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)

4.3. Назови  первый слог и первый звук в слове.

Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.

( шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)

 Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.

4.4. Назови место звука Ш  в слове(начало, середина, конец)

Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций .

Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.

4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.

Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.

Физкультминутка.

Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.

5. Этап закрепления

Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.

– Уточнение правильной артикуляции [Ш]

-Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]

– Дать характеристику звука [Ш]

6. Подведение итогов.

Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.

– Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?

– Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?

 Ресурсы: настенное зеркало, ПК,  компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».

Прогнозируемые результаты.

После изучения данной темы ребёнок может

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш,   правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.

Уметь: правильно произносить  звук Ш , открытые слоги со звуком Ш,

слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.

Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.

Владеть: навыками слогового и звуко- буквенного анализа.

Логопедическое занятие

Тема:

Направления: интеграция областей (при необходимости)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

  • корригировать и развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

  • корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

  • корригировать и развивать память (кратковременную, долговременную)

  • корригировать и развивать зрительное восприятие…;

  • корригировать и развивать слуховое восприятие…;

  • корригировать и развивать тактильное восприятие…;

  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

  • корригировать и развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

  • корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)…;

Образовательные:

  • формировать (формирование) у воспитанников представления о …;

  • выявить (выявлять)…;

  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

  • уточнить…;

  • расширить…;

  • обобщить…;

  • систематизировать…;

  • дифференцировать…;

  • учить применять на практике…;

  • учить пользоваться…;

  • тренировать…;

  • проверить….

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;

  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

  • следить за правильной посадкой детей;

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;

  • соблюдать режим охраны зрения;

  • чередовать статические и динамические задания.

образовательные

коррекционно-развивающие

воспитательные

здоровьесберегающие

Оборудование:

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(ребенка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.

Оргмомент

  • Отгадывание загадок.

  • Деление на команды.

  • Чтение стихотворения.

Логопед загадывает детям загадки:

Текст загадок!!!

Дети отгадывают загадки.

  1. Организовать детей.

  2. Настроить детей на занятие.

  3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.

Основной этап.

II.1.

Проверка ДЗ

(ПМ (повторение материала) или КОР ).

  • Взаимопроверка.

  • Самопроверка.

  • Опрос.

Педагог предлага

ет…

Учащиеся(ребе

нок) отвечает…

Определить уровень усвоения пройденного материала.

II.2.

Актуализация знаний.

  • Дидактическая игра.

  • Отгадывание загадок.

  • Беседа.

Вопросы педагога.

Предполагаемые ответы детей.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Актуализировать…

II.3

Изучение нового материала (ИНМ).

  • Объяснение материала.

  • Рассказ или сказка.

  • Демонстрация схемы.

  • Дидактичес

кая игра (Д/и).

  • Работа с книгой.

Высказывания учителя.

Речевой материал.

Схемы.

Деятельность детей и предполагаемые ответы.

Уточнить…

Учить…

Расширять активный и пассивный словарь.

Развивать связную устную речь.

Научить дифференцировать…

II.4

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

  • Д/и.

  • Упражнения.

  • Работа у доски.

Упражнять в умении …

Закреплять навык…

Развивать…

Динамичес

кая пауза.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

II.4

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

Зрительная гимнастика.

Соблюдать режим охраны зрения.

II.5

Контроль знаний и умений.

(КЗ).

Самостоятельная работа (обязательна в конце логопедического занятия).

  • Педагог предлагает работу с индивидуальными карточками или картинками.

  • Самостоятельная работа в тетради.

Проконтролировать уровень усвоения …

III.

Итог занятия.

III.1

Подведение итогов и оценка деятельности учащихся (ребенка).

  • Опрос.

  • Оценивание.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременую память.

Оценить деятельность детей.

III.2

Домашнее задание.

Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома.

Приложение (раздаточный материал, иллюстрации и т.д.)

Самоанализ занятия

  1. Краткая характеристика ребенка (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на занятии индивидуального подхода в зависимости от этих особенностей.

  2. Цель и задачи занятия (образовательные, коррекционные, воспитывающие, здоровьесберегающие).

  3. Этапы занятия. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала занятия с жизнью.

  4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление педагога с анализом только что проведенного занятия демонстрирует способность к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Педагог говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лицо ребенка.

5

Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС

Методические рекомендации

Пояснительная записка

Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.

  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.

  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).

  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).

  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)

  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)

  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

 Два подхода к постановке проблемы.

  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.

  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема – кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап

Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

– Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать – на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап

Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.

  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос – не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

– Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

– При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

– Почему, как вы думаете?

– Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

– Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

– На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

– Оцените каждый свою работу по таблице.

– Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

Конспекты логопедических занятий

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Логопедические занятия – это занятия, ориентированные на профилактику и коррекцию речевых нарушений разного рода.

Логопедические занятия проводятся на основании составленного конспекта, который представляет собой план работы логопеда, ориентированный на достижение определенных целей и задач, т.е. коррекцию определенной речевой патологии.

Конспекты логопедических занятий формируются постепенно. По сути, их составление является поэтапным процессом.

Этапы составления конспекта логопедического занятия

Конспект пишется в течение ряда этапов работы. Каждый этап составления конспекта – это формирование определенного раздела конспекта. Этапы составления конспекта логопедического занятия, практически полностью, отражают его структуру.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Конспект логопедического занятия формируется в течение следующих этапов работы:

  1. Выбор темы занятия. Тема занятия определяется, исходя из конкретной речевой патологии на устранение которой оно ориентировано, из уровня речевых нарушений ребенка, его общего развития. Таким образом, тема занятия является основой составления индивидуального плана коррекционной работы.
  2. Выбор программного содержания занятия. Здесь происходит постановка цели конкретного занятия. Цель отражается те результаты коррекционной работы, которых необходимо достичь по завершению занятия. К примеру, это может быть постановка какого-то звука или развитие фонематического восприятия и т. д.
  3. Определение задач коррекционной работы. Они формулируются в зависимости от цели, которой необходимо достичь. Задачи логопедического занятия могут носить коррекционно-развивающую направленность т.е. ориентироваться на развитие психических процессов, активизацию речевой деятельности, коррекционно-воспитательными – формирование моральных, нравственных, волевых качеств личности и коррекционно-образовательными, ориентированными на обучение конкретными речевым навыкам. При формулировании задач важно не переборщить. Задач не должно быть много, и они должны полноценно отражать суть занятия и его целевое назначение. Каждая задача записывается отдельным пунктом.
  4. Определение методов логопедической работы. Здесь записываются упражнения и игры коррекционной направленности. Их выбор зависит от конкретной речевой патологии, степени ее развития, возможностей логопеда и ребенка или группу детей, на которых ориентировано данное занятие. Важно, обратить внимание, при выборе методов работы, на уровень возрастного развития подопечных и функционирование их психических процессов.
  5. Выбор инструментария. Сюда записываются ресурсы, средства, материалы, которые будут использоваться в работе логопеда. Они должны отвечать целям занятия и иметься в наличии.
  6. Расписание хода логопедического занятия. Ход занятия зависит от его цели, темы, формы работы (индивидуальная, групповая) речевой патологии. Поэтому, этапы занятия могут отличаться. Однако, большинство логопедических занятий включает в себя: организационный, основной и аналитический этап работы, т.е. занятие сначала подготавливается: готовится оборудование, подготавливаются дети к работе, затем реализуется и после подводятся его итоги.
  7. Планирование физкультминуток. Конечно, они могут и не присутствовать в работе логопеда. Однако, физкультминутки являются важной частью логопедического занятия. Детям нужна разгрузка, отдых от упражнений.

«Конспекты логопедических занятий» 👇

Правила составления конспектов логопедических занятий

Конспект логопедического занятия должен быть сформирован в соответствии с требованиями ФГОС и быть целеориентированным.

При составлении конспекта логопедического занятия требуется опираться на следующие методические рекомендации:

  1. Целевое назначение занятия, его тема и ход работы должны соответствовать этапу коррекционной терапии и особенностям речевого развития ребенка или группы детей.
  2. Все упражнения, используемые на занятии должны быть подчинены его целевому назначению и задачам деятельности.
  3. Каждое занятие должно характеризоваться логической завершенностью. Это означает, что в конспекте должны отражаться ожидаемые итоги работы. Они записываются в форме мини-выводов.
  4. Обеспечение плавности и последовательности деятельности. Необходимо прогнозировать ответы детей, вариации выполнения ими упражнений. Это закладывается в основу перехода от одного логопедического задания к другому. Также, необходимо соблюдать сюжетную линию, если занятия реализуются в игровой форме.
  5. Детальное изложение содержания работы. В конспекте должны полностью раскрываться методы, формы работы, средства ее реализации, направления деятельности. следование принципу «краткость сестра таланта» тут недопустимо.
  6. Возможность изложения информации в разных формах. Конспект может быть написан в виде таблицы, в виде этапов деятельности логопеда или в форме плана.

Пример составления конспекта логопедического занятия

Рассмотрим пример написания конспекта логопедического занятия, ориентированного на автоматизацию звука.

Конспект имеет следующий вид:

  1. Тема занятия: автоматизация звука «р».
  2. Целевое назначение занятия: довести произношение звука в речи ребенка до автоматизма.
  3. Задачи работы:

    • Коррекционно-развивающие: развитие органов артикуляции, формирование их активной работы при произношении звука {р}, развитие артикуляционной моторики;
    • Коррекционно-воспитательные: воспитание уважительного отношение к природе, любви к Родине;
    • Коррекционно-образовательные: развитие навыков составления слов с буквой р, правильное произношение данного звука, формулирование предложений.
  4. Инструментарий: карточки с заданиями, таблица звуков, наглядные пособия со слогами со звуком {р}.

  5. Ход занятия: приветствие, настрой на занятие. Проведение артикуляционной гимнастики, посредством выполнения движений органами артикуляции перед зеркалом. Далее, выполнение упражнений, готовящих органы артикуляции к произношению звука {р}. Выполняются упражнения: «дворник» – широкое открытие рта и дотягивание языка до верхних зубов с обратной стороны, «маляр» – поглаживание неба кончиком языка с широко открытым ртом, «гармошка» – оскал и поднятие языка к верхнему небу, открытие и закрытие рта. Упражнения выполняются по 10-15 секунд и пять-шесть раз.
  6. Изучение звука, посредством рассмотрения его на картинке: обозначение, написание, использование в словах.
  7. Освоение произношения звука. Объяснение артикуляционных движений, совершаемых при произношении {р} и выполнение попыток его произношения.
  8. Распознавание звука {р} на слух. Для этого применяются упражнения: похлопай в ладоши, когда услышишь звук, потопай ножками, громко рыкни.
  9. Произнесение слогов со звуком {р}.
  10. Подведение итогов. Задаются вопросы детям: Какой звук мы изучали, на что похоже его произношение, его основные характеристики. Также, необходимо вспомнить слова с данным звуком.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 17.04.2023

Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения. У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий. Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.

Логопедические занятия: теоретический аспект

Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно. Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно. Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.

Ребёнок учится говорить

В раннем детстве речевые умения формируются как имитация речи взрослых

Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед — это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонетического слуха — различения звуков;
  • формирование и совершенствование импрессивной речи — понимания слышимого.

Занятие с логопедом

Обучение правильному произношению — одно из направлений работы логопеда

Первичный осмотр ребёнка логопедом происходит перед поступлением в детский сад. Он составляет заключение об уровне речевого развития и имеющихся нарушениях, фиксирует в медицинской карте. К сожалению, родители зачастую не обращают внимания на заметки этого специалиста. И причиной тому то, что логопеды в государственных поликлиниках сразу предупреждают: заниматься коррекцией будем ближе к школе, с 5 лет.

Путёвку в садик для сына мы получили, когда ему уже исполнилось 3 года. Мы решили пройти медицинскую комиссию одновременно с ним и с дочкой (1 год 10 месяцев), чтобы она пошла в группу кратковременного пребывания в том же ДОУ. В поликлинике логопед отказал в приёме дочери: «Осуществляется осмотр детей 3 лет и старше». Карту специалист заполнил только на сына, прокомментировав, что картина печальная: много звуков ребёнок произносит неправильно, какие-то и вовсе «проглатывает». В занятиях было отказано: придёте в 5 лет. Нам повезло тогда в том, что в детском саду оказался прекрасный логопед.

Осмотр логопедом

К замечаниям логопеда в поликлинике следует относиться серьёзно, но и паниковать не стоит — речевые нарушения корректируются

Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию. Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»). По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.

Психолого-педагогическая комиссия

Решением психолого-педагогической комиссии ребёнок направляется в логопедическую группу или коррекционный садик

Общеобразовательные детские сады работают по программам («Радуга», «От рождения до школы»), не учитывающим потребности детей с речевыми нарушениями. Обучение воспитанников с речевой патологией выстраивается по коррекционно-развивающим программам:

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
  • О. Киреева «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
  • Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» и др.

Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.

Занятие в логогруппе

В логопедической группе свой темп обучения и много коррекционных занятий

Цель логопедических занятий — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.

В логопедическом кабинете

Логопедические занятия в младших группах увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников

Таблица: задачи логопедических занятий

Возрастная группа Коррекционные задачи
Младшая (3–4 года)
  • Формирование речевого слуха — умения понимать звучащую речь;
  • развитие слухового внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Средняя (4–5 лет)
  • Формирование связной речи: построение словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений;
  • совершенствование звукопроизношения;
  • обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам);
  • развитие слухоречевого внимания и памяти;
  • развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.
Старшая и подготовительная (5–7 лет)
  • Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;
  • коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ);
  • подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым анализом слова.

В логопункте

В логопедических занятиях сочетаются коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей

Виды логопедических занятий

  1. Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.

    В нашем детском саду нет логопедической группы для детей младше 5 лет. С 4 лет мой сын ходил на индивидуальные занятия в логопедический кабинет. Педагог настоятельно рекомендовала мне прийти на любое занятие. Это был важный опыт, потому что с выполнением специальных упражнений я знакома не была. Заниматься же сын должен был не только в понедельник и четверг у Ольги Владимировны, но и ежедневно дома по памятке. Мой совет родителям, чьи дети занимаются с логопедом, — приходите посмотреть на артикуляционные упражнения, чтобы не допустить ошибок в домашних занятиях.

    Индивидуальное логозанятие

    Индивидуальные занятия эффективны благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить разнообразные упражнения

  2. Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий — в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.
    Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:

    • искажение звуков: щёчные [ш], [ж];
    • тахилалия или брадилалия: ускоренный и замедленный темпы речи;
    • фонетико-фонематическое недоразвитие: неспособность определять звуковой состав слова.

      Занятие в подгруппе

      Подгрупповые занятия дают возможность проводить совместные игры, развивать навык общения со сверстниками

  3. Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем.
    Типы фронтальных занятий для логогруппы:

    • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
    • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
    • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний.

      Когда моему сыну исполнилось 5 лет, нас направили на специальную комиссию, сына определили в логопедическую группу. Раз в неделю с ним занимается логопед индивидуально. Два-три занятия проводятся в составе подгруппы в логопункте. Чаще всего дети занимаются всей группой в первой половине дня. Фронтальные занятия проводит логопед или один из воспитателей с дополнительной специальностью.

      Фронтальное занятие

      На фронтальных занятиях присутствуют все воспитанники логогруппы, выполняются задания одинаковые

Как логопеду индивидуализировать задания?

Уровневая дифференциация заданий способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием. Индивидуализация заданий на фронтальных занятиях применяется, когда одни из воспитанников уже имеют успех в преодолении какого-либо недостатка. Этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности.

Например, фронтальное занятие в подготовительной группе посвящено анализу звукового состава слова: ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком. Воспитатель делит группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов.

— Синяя команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ ([г]! [c’]).

— Зелёная команда, назовите мягкий согласный в этом слове ([с’]).

Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков и требует достаточного развития слухового восприятия и памяти.

Реализуется индивидуально-личностный подход в играх-инсценировках на занятиях по развитию связной речи. Дети имеют общую цель — воспроизвести знакомых сюжет (обычно сказочный) при помощи диалогов. Ребята старшего возраста самостоятельно распределяют роли персонажей в соответствии с возможностями и симпатиями: «Мне хочется исполнить в сказке роль Машеньки, но сомневаюсь, что справлюсь с её словами. Лучше я сыграю медвежонка, он мне тоже нравится». Для воспитанников младшей и средней логопедических групп педагог назначает роли с учётом умений подопечных.

Логопед осуществляет регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, определяет склонности детей. Если ребёнок любит изодеятельность, ему чаще предлагаются задания что-то нарисовать, соединить точки, обвести трафарет и раскрасить картинку. К подобным упражнениям подбирается речевая составляющая по теме фронтального занятия. Дети, имеющие склонность к какой-либо тематике (космос, животные, принцессы, роботы), работают с любимым лексическим и наглядным материалом. Индивидуализировать задания несложно, если хорошо знаком с ребятами. Подготовка подобных заданий — показатель мастерства логопеда.

Выполнение задания

Индивидуализировать задание — значит учесть способности и интересы каждого

Мотивирующее начало логопедических занятий

Результативность коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости воспитанников. У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную информацию. Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный процесс.

С первых минут дети вовлекаются в обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся разнообразными методами:

  • изучение наглядных материалов (иллюстрации, мини-выставки, макеты);
  • привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки, прибаутки, загадки по теме);
  • просмотр короткого видеоролика или презентации;
  • проведение познавательной беседы;
  • включение в игровую форму занятия;
  • создание проблемной или сюрпризной ситуации.

Начало занятия

От степени мотивации в начале занятия во многом зависит результат всей работы

Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп

Группа Тема занятия Цель Начальный этап занятия
Младшая «Знакомьтесь, это Крош и Лосяш» Формирование правильного произношения звуков [р] и [л]. Дети просматривают отрывок из мультфильма «Смешарики». Логопед зачитывает загадки про Лосяша и Кроша. Дети отгадывают персонажей, и логопед предлагает позвать их в гости и показать, как ребята весело занимаются (выставляет игрушки на стол).
Средняя «Овощи» Расширение словаря по теме «Овощи». Рассматривание макета сказки «Репка»: фигурки персонажей сделаны из солёного теста, репка расположена в центре подставки в виде огорода, где на грядках «растут» разные овощи.
Проведение беседы:
— Что за место перед вами? (огород, участок)
— Как называется перекопанные участки земли, куда сажают семена? (грядки)
— Что растёт на грядках? (овощи, а именно горох, морковь, лук и др.)
— Какой овощ самый большой на макете? (репа)
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку: выполнить артикуляционную гимнастику по мотивам «Репки».
Старшая «Путешествие в страну профессий» Развитие связной речи: умения составлять рассказ о профессии. Включение ребят в игровую ситуацию при помощи ИКТ: дети занимают места в воображаемом автобусе и отправляются в путешествие. Перед ребятами — интерактивная доска, на которую проецируются изображения людей разных профессий. Перед каждым новым слайдом логопед зачитывает загадку, подтверждение правильного ответа или подсказка — картинка.
Подготовительная «Здравствуйте, земляне!» Развитие навыков речевого общения и связной речи. Создание сюрпризного момента: в начале занятия раздаётся стук и в группе появляются два инопланетянина. Это могут быть воспитанники другой группы в костюмах или изображения на интерактивной доске. Инопланетяне приветствуют ребят и сообщают, что их летательный аппарат сломался. Гости просят о помощи, а починить космолёт можно только при помощи решения специальных задач.

Мотивирующее начало занятия

Изучение необычных наглядных материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию

Видео: открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/szsbrr7Bbq8

Читайте также — Проведение открытого логопедического занятия в детском саду.

Организация логопедических занятий

Поговорим о проведение фронтальных и подгрупповых занятий учителем-логопедом.

Логопедические занятия имеют чёткую структуру, которая немного отличается от построения занятий в общеобразовательных группах. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, синтезирует коррекционные методы и обучающие, что отражается в плане занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирующее начало.
  3. Повторение.
  4. Обучающий этап (новый материал).
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия (выводы и впечатления).

Видео: фрагмент подгруппового логопедического занятия на закрепление материала

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/SRpf5POPlgw

На логопедическом занятии педагогом используются специальные приёмы для нормализации речевых способностей. Эти техники применяются во всех возрастных группах по принципу «от простого — к сложному».

Таблица: логопедические приёмы

Название приёма Описание Коррекционно-развивающие задачи Примеры упражнений
Артикуляционная гимнастика Упражнения на укрепление мышц и совершенствование работы органов, участвующих в речевом процессе:

  • языка;
  • губ;
  • щёк;
  • нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика проводится регулярно (в идеале — ежедневно утром и вечером), перед зеркалом.

Тренировка правильных движений органов артикуляционного аппарата.
  • Гимнастика-сказка «Лиса и колобок»
    Бежала лиса по лесу.
    Хвостиком махала. (Язык вправо-влево).
    Навстречу ей колобок (надули щёки).
    Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
    И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок
    И спой свою песенку. (Язык чашечкой).
    Колобок сел лисе на язычок,
    Алиса его и проглотила. (Убрать чашечку в рот)
  • Статическое упражнение «Киска сердится»Мы хотим сейчас признаться,Все мы любим улыбаться.Растягиваем губки,За ними прячем зубки.(Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.)
Песочная терапия Упражнения (в т. ч. в игровой форме) с сухим и влажным песком:

  • пересыпание;
  • выдавливание и рисование узоров на поверхности;
  • лепка изображение по типу орнамента (полувыпуклых).
Стимулирование речевых рецепторов в коре головного мозга через сенсорные упражнения; развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Создать пальцами, костяшками пальцев, рёбрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи.
  • Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведёрко.
  • Игра «Мои друзья». Ребёнок выбирает фигурки и называет их именами своих друзей. В процессе воссоздания заданной ситуации будет сделано много открытий. В процессе игры преодолеваются трудности общения в реальной жизни.
Дыхательная гимнастика Упражнения на укрепление дыхательной мускулатуры. Формирование правильного речевого дыхания, развитие силы голоса.
  • Упражнение «Как мыши пищат?»Мышка вылезла из норки,Мышка очень хочет есть.Нет ли где засохшей корки,Может, в кухне корка есть?Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»Повторить 3–4 раза.
  • Упражнение «Насосик»
    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает — вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3–4 раза.
Логопедический самомассаж Упражнения на внешнее стимулирование мышц речевого аппарата:

  • растирание;
  • поглаживание;
  • растягивание;
  • похлопывание.
Подготовка мышц к активной работе (перед артикуляционной гимнастикой).
  • Поглаживание
    Погладим мы с тобою губы,Верхнюю и нижнюю.Раз, два, три, четыре, пять —Гладим губы мы опять.
  • Растирание
    Растираем губки мы —И считаем до пяти.Раз, два, три, четыре, пять —Губки нужно растирать.
  • РазминаниеРазминаем губы наши —Выполняем всё под счёт.Раз, два, три, четыре, пять —Губы будем разминать.
Логосказки Инсценировка рассказываемой логопедом сказки при помощи различных действий:

  • движения пальчиками или кистью руки;
  • мимикой;
  • звукоподражанием и др.
Коррекция речевых дефектов через игру-драматизацию.
  • Фрагмент сказки о котёнке (для шипящих звуков):
    У девочки Маши жил пушистый котёнок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной).

На одной из консультаций для родителей логопед рассказывал о силе воздействия логосказок на способности детей и их эмоциональное состояние. Ребёнка с малых лет увлекают сказки с их волшебными героями и местами. Сын любит сказки, в которых персонажи шалят, нарушают какой-либо запрет и ищут решение возникшей проблемы. И постепенно к изучению букваря мы подключили технику логопедических сказок. Я заранее находила в сказочные тексты, где главные герои — буквы и звуки. Добавляла задания по проблемной для нас теме — произношение шипящих и сонорных согласных:

— Буква Ш пыталась освободить проход к тайной дверце. Поможем ей сдуть шарики, преграждающие путь! (Сдуваем ватные шарики со стола.)

— Кажется, в темноте кто-то есть. Ш-ш-ш-ш…

Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/rb8b7eXPvSY

Логопедические упражнения, игры, логосказки обычно имеют сопровождение в стихотворной форме. Их содержание согласуется с темой занятия.

Картотека логопеда

Логопедические занятия планируются в течение месяца в рамках нескольких лексических тем. Каждая тема включает в себя новые слова. Это не только существительные, но и другие части речи и их формы. Если младшие дошкольники знакомятся с существительными, прилагательными и глаголами, то старшие дошкольники способны образовывать словоформы (например, уменьшительно-ласкательные слова).

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Мебель».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Бытовая техника, электроприборы», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Спорт».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии», «Космос».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле-луг», «Ягоды-грибы», «Деревья».

Видео: фронтальное занятие на тему «Овощи» в старшей группе

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/oP-oom6hG4I

Также логопедические занятия проводятся на основе народных сказок и художественных стихотворений.

Примеры тем логопедических занятий по литературным текстам:

«Муха-Цокотуха»,

«Мойдодыр»,

«Колобок»,

«Репка»,

«Айболит»,

«Буратино»

Видео: отрывок логопедического занятия «Сказочное путешествие с колобком»

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/ufOrbqLEu6w

Учитель-логопед составляет картотеки по темам занятий и направлениям коррекционной работы:

  1. Карточки с пятиминутками (комплекс сенсорных упражнений, игр, загадок, гимнастики).
  2. Мнемотаблички (памятки с картинками) для развития связной речи.
  3. Коллекция фонематических потешек.
  4. Подборка скороговорок/чистоговорок.

Фотогалерея: логопедические пятиминутки

Фотогалерея: мнемокарточки

Фотогалерея: фонематические потешки

Фотогалерея: скороговорки на автоматизацию звуков

Таблица: примерный временной план логопедического занятия

Группа Оргмомент + мотивирующее начало Повторение Физкультминутка или подвижная игра Обучающий этап Закрепление + рефлексия Общая длительность занятия
Младшая 2 минуты 2–3 минуты 3 минуты 5 минут 2 минуты 15 минут
Средняя 3 минуты 3 минуты 4 минуты 7 минут 2–3 минуты 20 минут
Старшая 4 минуты 4–5 минут 4 минуты 8 минут 4 минуты 25 минут
Подготовительная 5 минут 5–6 минут 5 минут 10 минут 4 минуты 30 минут

Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия О. Саженковой «Сказка о том, как солнышко потеряло свои лучики» (подготовительная группа, ОНР)

Этап занятия Содержание
Мотивирующее начало Сегодня мы с вами отправляемся в сказку. И, конечно, дорога в сказку будет полна неожиданностей. А чтобы начать наше путешествие нужно произнести волшебные слова:
К нам пришла весна
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Повторение Ребята, давайте и подумаем, как помочь солнышку вернуть лучики. Мы будем выполнять задания, которые Весна нам приготовила, а за правильные ответы будем получать лучики, которые вернём нашему солнышку.
Для начала давайте разделим слова «солнышко» и «весна» на слоги и найдём все гласные буквы в этих словах.
(Дети выполняют задание).
Физминутка Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!
Утром солнышко встаёт, тёплый лучик детям шлёт (дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями).
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеёк).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают).
Источник конспекта

Занятие «Солнце потеряло лучики»

На занятии создаётся проблемная ситуация, когда детям нужно выполнить задания, чтобы помочь солнышку вернуть лучики

Раздаточный материал по логопедии

В логопедическом кабинете организуется предметно-развивающая среда, в которой детям комфортно заниматься. В логопункте хранится много материалов, используемые во время занятий как фронтальных, так и индивидуальных. Предметы находятся в подписанных ящиках или контейнерах. Ребёнку позволяется взять для изучения логоматериал вне занятия (разумеется, с разрешения педагога).

Раздаточный материал для логопедических занятий делится на несколько категорий.

  • Массажные атрибуты для стимулирования рецепторов на кончиках пальцев: шарики, мячики, кольца, валики из резины и пластмассы.

    Массажные атрибуты

    Массажные шарики и другие материалы нужны для развития мелкой моторики

  • Материалы для дыхательных упражнений: ватные и воздушные шарики, теннисные мячики, трубочки, ленточки, вертушки.

    Дыхательная гимнастики

    Для дыхательных упражнений используются чаще всего различные шарики

  • Материалы по сенсорике: мелкие детали, природный материал, фурнитура, образцы ткани и т. д. Для воспитанников младшей группы подобный материал должен быть безопасным, чтобы мелкие элементы не попали в дыхательные пути.

    Сенсорные карточки

    Материалы для развития мелкой моторики можно закрепить на карточках или дощечках, тогда их могут изучать даже самые маленькие дети

  • Дидактические игры: карточки и фигурки для выполнения заданий в развлекательной форме.

    Дидактическая игра

    Дидактическая игра может быть проведена во время изучения букв: «Подбери картинку на букву…»

  • Карточки и фишки для звукобуквенного анализа слова.

    Звуко-буквенный анализ слова

    Дети выполняют анализ состава слова помощью пенала и фишек для обозначения гласных и согласных звуков

Рабочая программа логопеда

Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) — воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.

Программа включает:

  • сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
  • Список актуальных задач;
  • календарно-тематическое планирование на год;
  • график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
  • план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
  • предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.

Примерное содержание рабочей программы:

  1. Характеристика контингента воспитанников.
  2. Особенности организации деятельности логопеда.
  3. Организация предметной среды.
  4. Содержание рабочей программы.
  5. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) первый год.
  6. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) второй год.
  7. План-программа коррекционно-развивающей работы.
  8. Формирование навыков звукового анализа.
  9. Система мониторинга эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Видео: структура рабочей программы учителя-логопеда

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/NyToUukOMAY

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Протокол самоанализа:

  1. Тема занятия, её раскрытие.
  2. Цели и задачи, их реализация.
  3. Предварительная работа, была ли полезна.
  4. Оборудование и материалы, удобство использования, интерес воспитанников.
  5. Модель занятия, активность и настроение детей на каждом этапе.
  6. Коррекционно-развивающие упражнения, их эффективность.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Технологическая карта

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятия Анализ
Мотивация воспитанников Принцип мотивации к учению достигался через методы:

  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические цели Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражнения Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:

  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Источник

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

  • Автор: Мария Скопина
  • Распечатать

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(65 голосов, среднее: 4.3 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий