Образовательная деятельность в детском саду .
Конспект музыкального занятия в соответствии с ФГОС.
Составитель – музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории Панаева И. В.
Организационная информация.
Доминирующая образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности детей: Интегрированная образовательная деятельность:
коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская,
музыкально-художественная, двигательная.
Методическая информация.
Тема образовательной деятельности: Путешествие в волшебную страну музыки
Методы и приемы
реализации содержания занятия: Наглядные:
клоун Мажорчик, портрет
Чайковского, картины поющих детей, видеоролик «Детский город».
Словесные: беседы.
Практические: исполнение песни: «Осень в лесу», танец «Детский
город»,
коллективное творчество «Осенний пейзаж» (составление
картины на полотне)
Интеграция
образовательных областей:
Художественно-эстетическое
развитие – развитие творческой
активности; поощрение самостоятельного выполнения детьми танцевальных движений,
передающих образ; развитие творческих способностей детей, развитие творческого
воображения; обогащение музыкальных впечатлений детей; умение выполнять
коллективную работу.
Физическая развитие –
обогащение и накопление
двигательного опыта детей;
передача в движении
особенностей музыки, соблюдая темп и характер
произведения;
формирование у воспитанников потребности двигательной
активности и физического
совершенства.
Речевое развитие. Развитие всех компонентов устной речи детей;
пополнение
словарного запаса
дошкольников.
Познавательное
развитие – расширение кругозора
детей; формирование
представлений о
волшебном мире музыки. Умение ориентироваться в
пространстве, не
наталкиваясь друг на друга.
Социально-коммуникативное
развитие – радоваться успехам
сверстников;
активное проявление положительных эмоций от сотрудничества.
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Продолжать
формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Знакомство детей с ладами
в музыке: мажором и минором. Развитие эмоционально-эстетического восприятия
воспитанников через интеграцию различных видов искусств
Задачи: Закреплять
знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, (понятия «соло», «дуэт»,
«трио»). Накапливать опыт музыкальных впечатлений в результате прослушивания
произведений классической музыки. Развивать эстетические эмоции, чувства,
переживания во время слушания музыки. Охранять, беречь голос детей. Вызвать
желание у детей слушать музыкальные произведения, развивать творческую фантазию
и воображение, прививать любовь к музыке. Стимулировать способность элементарно
анализировать музыкальное произведение. Проявлять творческие возможности в
выразительном исполнении танцев с зафиксированными движениями (танец«Хорошее
настроение»). Обучение детей умению различать на слух лад (мажор, минор).
Планируемые
результаты:Определяет жанр
прослушанного произведения и инструменты, на котором оно исполняется.
Определяет общее
настроение, характер музыкального произведения.
Различает части
музыкального произведения .
Может петь песни в
удобном диапазоне, исполняя её выразительно, правильно
передавая мелодию
(ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Умеет выразительно и
ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки.
Умеет выполнять танцевальные движения
Организация среды для проведения занятия
(образовательной деятельности):Мультимедийный
проектор, экран, листья, музыкальный центр, фонограммы, флешкарта, ноутбук,
фортепиано, полотно, кружки синего, красного, желтого цветов, заготовки для
картины: дерево, облака, снежинки, тройка, сугробы.
Подготовка к образовательной деятельности на
занятии в режимные моменты с детьми:
изготовление снежинок, дерева, елки, облаков, сугробов Беседы о погодных
явлениях осенью, осенних признаках; разучивание песен: «Осень в лесу», «Золотая
осень», «Грибной урожай», танца «Детский город». Прослушивание цикла П. И.
Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь») Знакомство с
музыкальными терминами «хор», «соло», «дуэт», «трио».
Конспект занятия (образовательной деятельности).
I. |
Вводная часть |
Дети под марш входят в |
2 минуты |
1.1 |
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
М.р.: Ребята, сегодня утром я зашла в музыкальный зал и увидела, |
2 минуты |
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Как вы думаете, зачем этот цветок появился?( ответы |
|
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель |
А что нужно сделать, чтобы отправиться путешествовать, с |
|
II. |
Основная часть: |
||
Актуализация ранее приобретенных знаний |
М. р.: Ребята, мы попали (ответы детей)(Дети Ой ребята и правда, детей) А какую распевку, вы Исполняется попевка М. Р. Ребята, сейчас мы вместе. Андрей, как мы М. Р. Правильно. Сейчас Исполняется попевка «Ай, М. Р. Маша исполнила Дети: Соло. М. Р. Правильно, Маша Исполняется попевка «Ай, М. Р. Спасибо. Ребята. А М. Р. Кто ещё желает попевку «Лиса по лесу Исполняется попевка «Лиса по лесу ходила» обр. Т. М. Р. Правильно, М. Р. (Звучит фонограмма страна музыки, необычная почему зазвучала эта предлагает нам исполнить Появляется картинка с танцующими детьми «Детский город» |
10 минут |
|
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
На ширме появляется Мажор. Здравствуйте Исполняется танец «Хорошее настроение» муз. М. |
10 мин. |
2.3 |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового |
вучит музыка М. р.: Ребята! Нас уже кто-то приветствует. Как М.р.: Да, музыка звучит жалобно, печально, застыло, В чьем исполнении прозвучало произведение?(в исполнении Ребята, когда композитор создавал это произведение, он М.р.: Какие вы молодцы! У вас получилась очень красивая |
7 минут |
III. |
Заключительная |
М.р.: А М.р.: Дети М. р.: Вот мы М.р.: |
3 минуты |
3.1 |
Анализ и |
В данном |
1 минута |
Виды музыкальной деятельности.
Репертуар.
Цели и задачи
Методы и приёмы
Содержание
Действия
воспитателя
- МРУ
1).Бег на носочках по кругу
(«Маленький вальс» Музыка Н.Н. Леви)
- Подготовить детей к эмоциональному восприятию занятия
- Побуждать к выполнению движения легко
- Уточнение
- Объяснение
Здравствуйте! Взялись за ручки и сделали большой красивый круг, мальчики поставили ручки на пояс, девочки на юбочку. Встали по линии танца. Легко-легко, на носочкам по кругу побежали под красивую легкую музыку.
Помогает организовать круг, выполняет движения вместе с детьми.
2).Ковырялочка («Полька» Музыка Иванова)
- Развивать чувство ритма
- Вырабатывать движения в соответствии с характером музыки
- Побуждать к выполнению движений легко
- Напоминание
- Показ м.р.
Повернулись лицом в центр круга. Посмотрите, как танцуют мои ножки. Носочек, пяточка, топ-топ-топ. Повторяем за мной эти слова и движения. А сейчас под веселую, задорную музыку повторим ещё раз.
Выполняет движения вместе с детьми, служит хорошим примером.
3).Хороводный шаг по кругу в разные стороны и в центр круга.
(«Маленькая елочка» Красева)
- Развивать умение детей слушать музыкальное вступление и двигаться в соответствии с ним.
- Формировать чувство ритма
- Побуждать к выполнению движений легко
- Подготовка к новогоднему празднику
- Поощрение
- Уточнение
Встали по линии танца, ножки дружные и взялись за ручки. Внимательно послушайте музыкальное вступление. И под красивую, танцевальную и новогоднюю музыку мы пойдем по кругу, и будем тянуть носочек.
А теперь в другую сторону и в центр круга к нашей елочке, при этом пытаемся сохранить красивый круг. И вернулись назад. Снова повернулись по линии танца, девочки поставили ручки на юбочку, а мальчики на пояс. За Л. проходим красиво на стульчики, тянем носочек. Глазки смотрят вперед, спинки держим ровно.
Помогает выбрать направление и сохранить круг хорошей формы.
- Пение
Попевка
«Добрый Дед Мороз»
- Подготовить детей к воспроизведению музыки
- Акцентировать на чистом интонировании
- Совершенствовать дикцию
- Беседа
- Транспонирование в разные тональности
Кто такой Дед Мороз? Как он выглядит? Вы ждёте, когда он придёт? Любите его?
Послушайте песенку которую я спою про него. Подпевайте мне.
Следит за дисциплиной
1). «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз»
(Слова С. Погореловского, Музыка В. Витлина)
- Акцентировать на чистом интонировании
- Добиваться синхронного пения
- Выявлять характер музыки и петь в соответствии с ним.
- Беседа
- Напоминание
- Разучивание 3 куплета
А на какой праздник приходит Дедушка Мороз? Как он называется?
А какую песенку мы учили про Деда Мороза? Я буду петь, а вы подпевайте.
Исполняет вместе с детьми
2). «Елочка»
(Слова З. Александровской, Музыка Н. Бахутовой)
- Акцентировать на чистом интонировании
- Побуждать к умению слушать музыкальное вступление и петь в соответствии с ним
- Беседа
- Разучивание 2 куплета
А какое самое главное украшение Нового Года? А чем украшают елочку? А вы любите её украшать? Споём песенку про елочку?
Исполняет вместе с детьми
3). «Зимняя пляска» (Слова О. Высотской, Музыка М. Старокадомского)
- Выявлять характер музыки и петь в соответствии с ним
- Развивать навык петь в коллективе
- Беседа
- Музыкальная загадка
Послушайте внимательно музыку и скажите что это за тебя? Споем все вместе.
Исполняет вместе с детьми
- Танцевальное творчество
1).«Зимняя пляска» (Слова О. Высотской, Музыка М. Старокадомского)
2). «Елочка»
(Слова З. Александровской, Музыка Н. Бахутовой)
3). «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз»
(Слова С. Погореловского, Музыка В. Витлина)
- Развивать умение слушать музыкальное вступление и двигаться в соответствии с ним
- Формировать чувство ритма
- Развивать умение совмещать пение с движениями
- Побуждать к выполнению движений легко
- Развивать умение двигаться в коллективе
- Напоминание
- Вопросы к детям
- Поощрение
- Объяснение
Встали на ножки, повернулись лицом к окошечку. Сначала проходит первый паровозик в центр зала, затем другой. Встаем в круг лицом. Сейчас будем танцевать.
Выполняет движения вместе с детьми
Занятия с детьми
Музыкальные занятия в детском саду
21.02.20184657.1k
Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.
Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды
Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.
Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта
Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.
Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС
Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду
Возрастная категория | Задачи |
Первая младшая группа (1,5–3 года) |
|
Вторая младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная группа (6–7 лет) |
|
На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории
Виды музыкальных занятий
По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.
- Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).
Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения
- Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).
Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
- Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).
Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
- Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).
Тема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например
- Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).
Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию
Индивидуализация музыкальных занятий
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.
Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.
Пример карточки отстающего воспитанника:
- Катя Иванова, 5 лет
- развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
- эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
- выполнение танцевальных движений — 3
- способность импровизировать — 1
- коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.
Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников. Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности. В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.
Примеры дифференцированных заданий:
- Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
- Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
- Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).
Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах
Основные приёмы на музыкальном занятии
- Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.
Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования
- Фонопедические упражнения — упражнения по развитию вокальных навыков, голосовые игры.
Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей
- Валеологические распевки — простые упражнения-песенки для разработки голосовых связок, создают хорошее настроение и подготавливают к пению.
- Оркестровка — исполнение мелодий при помощи музыкальных инструментов.
- Использование музыкального фольклора: народные песни-миниатюры («Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки», «Заинька, попляши»), песни с припевом («Во поле берёзка стояла»), народные танцы (с платочком, хороводы, присядка), игра на народных инструментах (ложках, свистульках, трещотках).
- Мнемотаблицы — схематические рисунки, в которых заложен песенный текст. Использование опорных рисунков делает заучивание песен увлекательным занятием, развивает внимание, слуховую и зрительную память.
Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов
- Рефлексия — определение эмоционального состояния, настроения в музыкальной деятельности. Выражением рефлексии для дошкольников являются упражнения на передачу чувств при помощи рисования под музыкальное сопровождение, попытки показать внутреннее состояние в танце.
- Нетрадиционные приёмы: поэтическое музицирование (придумывание мелодий для стихотворных текстов), дирижирование, театрализация песен.
Фонопедическое упражнение «Утро»
Солнышко сказало:
— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
Травка зашептала:
— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш» на длительном выдохе.
— Пчёлы загудели:
— Мёд пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж», делая glissando в пределах терции в среднем регистре.
— Птицы загалдели:
— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик» в высоком и среднем регистрах.
Игра-распевка с артикуляционной гимнастикой «Рыбки»
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.
Лежало большое бревно на песке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими «ныряющее» движение.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Быстро качают ладонями (дрожь).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
Плывите скорей, чтобы не проглотил!»
Видео «Методы и приёмы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ»
Мотивирующее начало музыкального занятия
Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:
- привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
- создание проблемной ситуации
- включение воспитанников в игровую ситуацию
- изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
- использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
- просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Музыкальный магазин», старшая группа | Музыкальный руководитель создаёт игровую ситуацию: сообщает ребятам, что сегодня они посетят необычный магазин. Для того, чтобы узнать, что это за магазин, детям загадывают загадки об инструментах, за правильную отгадку выдаётся изображение инструмента, которое закрепляется на витрине магазина. |
«Поможем Дюймовочке», вторая младшая группа | Дети видят в центре зала нераспустившийся цветок (из ватмана), музыкальный руководитель предлагает раскрыть лепестки — в чашечке цветка находится куколка Дюймовочка. Педагог задаёт детям вопросы по содержанию сказки: — Помните, как зовут эту маленькую сказочную героиню? — С какими персонажами она столкнулась в сказке? — Чего Дюймовочке хотелось больше всего? Педагог обращается к Дюймовочке с вопросом, удалось ли ей попасть в маленькую страну. Куколка отвечает, что ей нужно выполнить задания, чтобы её впустили. Музыкальный руководитель предлагает ребятам помочь Дюймовочке. |
«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству», подготовительная группа | Детям предлагается изучить выставку игрушек и предметов декоративно-прикладного творчества по сюжетам песен. Следует обсуждение: — Какие цвета преобладают в оформлении народных изделий? — Каких персонажей вы узнали? — Какой сюжет понравился больше всего? Почему? Музыкальный руководитель предлагает ребятам при помощи музыки, танца и пения оживить некоторые из изображённых сюжетов. |
Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них
Музыкальное занятие в детском саду
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.
Таблица: картотека тем
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:
- младшие группы — 15 минут
- средняя группа — 20 минут
- старшая группа — 25 минут
- подготовительная группа — 30 минут
Таблица: примерный временной план музыкальных занятий
Этап занятия | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Организационный момент, музыкальное приветствие | 1 минута | 1 минута | 1 минута | 1–2 минуты | 1–2 минуты |
Вводная часть | 1–2 минуты | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 3–4 минуты |
Слушание музыки | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 4 минуты | 4 минуты |
Ритмико-музыкальное упражнение | 2–3 минуты | 3–4 минуты | 4 минуты | 4 минуты | 5 минут |
Пение | 2 минуты | 2–3 минуты | 4 минуты | 5–6 минут | 5–7 минут |
Музыкальная игра | 2 минуты | 2 минуты | 4 минуты | 5 минут | 5–7 минут |
Подведение итогов занятия | 1 минута | 1 минута | 1 минута | 1–2 минуты | 1–2 минуты |
Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия
Тема занятия | Материал вводного этапа |
«Курочка Ряба», первая младшая группа | Во вводной части занятия детям было предложено парами отправиться на прогулку. (Музыкально-ритмические движения «Идём парами») Друга за руку возьму, По дорожке с ним пойду, Мы идти не устаём, Потому что мы вдвоём! |
«Какого цвета музыка?», средняя группа | Во вводном этапе занятия детям предлагается создать игровую ситуацию: Дети встают в круг, держась друг за друга, под песню «Поезд», муз. Д. Кабалевского, сл. М. Картушиной, двигаются в одном направлении. |
«Цирк», подготовительная группа | Вводный этап: попевка «Здравствуйте» Муз. рук: А вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»? Произошло оно от старинного слова «здравствовать» и обозначает пожелание добра, крепкого здоровья и благополучия. А с каким чувством произносят это приветствие? Дети: С чувством радости. Муз. рук: А какой характер у этой попевки? Дети: Бодрый, весёлый. Муз. рук: Потому, что мы радуемся новой встрече друг с другом. Поприветствуем ещё раз весело и радостно друг друга (дети пропевают попевку). |
Музыкально-ритмическое упражнение «Идём парами» настраивает ребят на позитивный лад
Н. Федоринина. Конспект музыкального занятия «Путешествие в весенний лес», старшая группа
Цель | Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности. |
Задачи |
|
Методы и приёмы | Объяснительно-иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям. |
Ход занятия | Дети входят в зал и садятся на стульчики. Муз. рук: Представим, ребята, что мы находимся в концертном зале. Сейчас будет звучать музыка, вы внимательно её прослушайте, а потом мне скажете, что можно представить под неё. Звучит «Утро» муз. Эдварда Грига Ответы детей. Логоритмика «Вот как солнышко встаёт» Вот как солнышко встаёт Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо Солнышко смеётся, А под солнышком всем Весело живётся. Солнце утром просыпалось, Студёною водицей умывалось, Протоптало солнышко сто дорожек. Почему у солнышка столько ножек? Муз. рук: Вот и солнышко проснулось, а вместе с ним оживает и вся природа: просыпаются цветочки, деревья; просыпаются бабочки, жучки, птички… Мы сейчас с вами поиграем в эхо. Слушаем строчку распевки и потом её повторяем. Распевка «Эхо» (про воробья) Пальчиковая игра «Подснежник» К нам весна лишь заглянула, В снег ладошки окунула. И расцвёл там нежный Маленький подснежник. Природа просыпается от зимнего сна, всё кругом радуется приходу весны и даже солнышко нам приветливо улыбается. Мы с вами начали учить песню 1. «Солнце улыбается» муз. Е. Тиличеевой. Дети поют 2 куплета и разучиваем третий. 2. «Мы хотим, чтоб птицы пели» муз. Я. Жабко Муз. рук: Сейчас мы с вами отправимся в весёлое путешествие — в весенний лес. Ну что, готовы в путь-дорогу? Зашагаем дружно в ногу. А в пути нам поможет музыка. Вы внимательно слушайте и выполняйте все движения. Звучит мелодия «Идём со всеми звуками» — логоритмика. Дети выполняют задания муз. руководителя. Муз. рук: Ребята, а кого мы видели и что мы слышали в лесу? (Ответы детей.) Давайте покажем, как летают птички, восходит солнышко, распускаются цветы и т. д. (Дети импровизируют движения под музыку.) Муз. рук: Посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает и все расцветает. Давайте будем беречь красоту Земли. Сейчас мы исполним наш флэшмоб. Флэшмоб «Берегите лес» Муз. рук: Ребята, посмотрите, сколько цветов выросло на полянке! Давайте их рассмотрим. (обращают внимание на цвет). Я вам сейчас раздам фишки, которые будут соответствовать определённому цветку. (На полу разложены большие объёмные цветы, детям раздаются фишки по расцветке цветов. Дети под вальс кружатся, бегают легко на носочках по цветочной поляне, с концом музыки — встают вокруг цветка такого же цвета, как фишка. Выигрывает та команда, кто быстрее найдёт сой цветок.) Муз. рук: Лес открыл для всех ворота настежь, Луг припас для всех свои цветы. Всё кругом поёт тебе о счастье, Если сам ты полон доброты. Муз. рук: Теперь нам пора отправляться назад в детский сад. Садитесь все на паровозик, он нас доставит в детский сад. Звучит песня «Паровоз Букашка», дети имитируют движения «паровоза» и садятся на стульчики. Муз. рук: Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Сейчас мы споём песню о нашем любимом садике, о том, как у нас здесь весело и интересно! «Детский сад» муз. И. Пономарёвой |
Воспитанники повторяют движения воспитателя во время логоритмики «Идём со всеми звуками»
Музыкальное развлечение и досуг
Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.
Музыкальный руководитель должен помнить, что праздник является не «восклицательным знаком» в образовательном процессе, а «точкой». Содержание музыкального воспитания дошкольников многопланово и разнообразно, развлекательные мероприятия — это особые включения, одни из которых требуют подготовки (выпускной, утренник), другие проводятся без репетиций (тематические досуги второй половины дня).
Длительность музыкального досуга:
- в младших и средней группах — не более 30 минут;
- в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.
Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:
- мастер-классы по танцам народов мира (африканские, индийские, латиноамериканские и др.)
- мастер-классы по игре на народных инструментах (балалайка, тамтамы, кастаньеты и др.)
- исполнение колядок на Рождество, запевных святочных гаданий
- тематические досуги по временам года: «Осенние посиделки», «Зимние фантазии», «Встреча весны»
- досуги к государственным и международным праздникам: День народного единства, День защиты детей, День космонавтики, День Победы
- спортивно-музыкальные досуги по правилам безопасности, ПДД
Т. Алексеева. Музыкальный досуг «Осенние фантазии»
Цель | Развитие детской фантазии, воображения с помощью различных видов искусства. |
Задачи |
|
Атрибуты | На стульчиках лежат по 2 осенние веточки по количеству детей и на столе сбоку шифоновые шарфики трёх цветов (жёлтые, красные и зелёные). |
Выставка | На столах работы детей из пластилина, природного материала, на окнах рисунки на осеннюю тематику. |
Ход досуга | В зале звучит спокойная романтическая мелодия с диска «Звуки живой природы». Дети свободно входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Сейчас наступила красивая пора — золотая осень. И этому посвящена наша осенняя выставка. А я вас сейчас приглашаю в осенний парк. Презентация: «Золотая осень» Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какие красивые осенние веточки. Каждый может выбрать себе по две веточки и сними потанцевать. «Разноцветная осень» музыкально-ритмическая композиция с осенними ветками Музыкальный руководитель: Ребята, кто из вас любит мечтать, поднимите руки. (дети поднимают руки). А теперь закройте глаза. Музыкальный руководитель: Я валяюсь на траве. Сто фантазий в голове. Помечтай со мною вместе Будет их не сто, а двести. (Ю. Мориц) Звучат «Звуки леса» (с аудиокассеты «Звуки живой природы») Музыкальный руководитель: А теперь глаза откроем. Что вы услышали? Дети: Звуки леса: пение птиц, журчание ручейка, капли дождя… Музыкальный руководитель: Вокруг нас много-много звуков. Интересно, а какие звуки есть у нас внутри? Проводится игра со звукоподражанием «Что у кого внутри» — Что у кого внутри? У одуванчиков белых «взлеталка» (легко дуть на ладонь Фу-у-у-у) У мотоцикла – «рычалка» (тррр — тррр) У часов – «спешилка» (тик-так, тик-так) У девчонок – «смешилка» (ха-ха-ха-ха) У мышки – «пищалка» (пи-пи-пи-пи) У лошадок – «ржалка» (и-го-го) У ветра – «задувалка» (у-у-у-у) У каблучков – «стучалка» (цок, цок — язычком) У носа – «сопелка» (тихонько шмыгать носом) У ёжика – «пыхтелка» (пых — пых) У телефона – «звонилка» (динь — динь) У солнца — «светилка» (каждый свободно поёт один звук, показывая его высоту рукой). Музыкальный руководитель: В лесу тоже очень много звуков и чтобы их услышать, надо вести себя тихо, иначе можно спугнуть лесных жителей. Музыкально-ритмическая игра «Бабах» с ритмодекламацией 1. В очень, очень, очень громких сапогах. Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»! (имитация шагов в больших сапогах) И заслышав этот стук, (поднести правую руку к уху – «слушаем») В чащу спрятался «тук-тук». (постучать в ритме кулачками) Тук-тук-тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Припев: Тихо все сидят (присесть на одно колено) И хихикая глядят. (оглядываться вокруг себя) Как шумит в лесу «Бабах» (встать на ноги, руки на пояс) В очень громких сапогах. (притопнуть ногой) 2. В очень, очень, очень громких сапогах (имитация шагов в больших сапогах) Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»! Чик — чирижка в листья порх, (помахать руками, как крыльями) Шабуршонок в норку шорх. (потереть ладонью о ладонь) Порх — порх — порх — порх- порх, (помахать) Шорх — шорх — щорх. (потереть) Припев: Тихо все сидят (присесть на одно колено) И хихикая глядят. (оглядываться вокруг себя) Как шумит в лесу «Бабах» (встать на ноги, руки на пояс) В очень громких сапогах. (притопнуть ногой) 3. В очень, очень, очень громких сапогах (имитация шагов в больших сапогах) Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»! На сосну взбежал цок-цок, (поочерёдно перебирать руками вверх) В чащу спрятался прыг-скок (прыжки на месте) Цок — цок — цок — цок — цок! (поочерёдно перебирать руками вверх) Прыг — прыг, скок! (прыжки на месте) Припев: Что ты ходишь здесь «Бабах» (топать ногой и грозить пальцем) В очень громких сапогах? Даже в громких сапогах Нам не страшен твой бабах. Бах! Бах! Бах! (имитировать выстрелы указательным пальцем) Музыкальный руководитель: Ребята, а что за «Бабах» ходит по лесу? Дети: Это охотник. Музыкальный руководитель предлагает послушать музыкальную пьесу «Сентябрь» П. И. Чайковского и цикла «Времена года» и обращает внимание на изобразительные моменты в музыке (охотничий рожок). Музыкальный руководитель: Ребята, а что часто можно услышать в лесу, в горах? Дети отвечают: Эхо! Упражнение — распевка «Эхо» Е. Тиличеевой — из «Музыкального букваря» Упражнение «Дятел» — по принципу ритмическое «эхо» «Разноцветные листики кружатся» музыка и слова М. В. Сидоровой Музыкальный руководитель: Вокруг нас мир разноцветный. Давайте вспомним нашу любимую песенку о разноцветных карандашах. Дети исполняют «Песенку о карандашах» Музыкальный руководитель: Ребята, а чем ещё можно рисовать? (ответы детей) Сейчас мы возьмём в руки цветные шарфики — это будут наши волшебные краски и попробуем ими нарисовать осень. Какие цвета вы выбрали? Ответы детей: Жёлтые, красные, зелёные. Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Осенние краски» (с разноцветными шарфами трёх цветов — жёлтыми, красными и зелёными). Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите как красиво осенью в парках. Кто догадался, в каком парке мы сейчас оказались? (показывает иллюстрацию «Летнего сада»). Дети: В Летнем саду. Музыкальный руководитель: — А что это такое стоит на аллеях парка? Дети: Это скульптуры. Музыкальный руководитель: Может, кто-нибудь из вас станет знаменитым скульптором. Проводится музыкально-двигательная творческая игра на развитие фантазии и внимания «Краски и статуи» Музыкальный руководитель: Вы сегодня были замечательными фантазёрами. А теперь, вы можете посмотреть выставку рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и природного материала. |
Воспитанники исполняют ритмико-музыкальную композицию «Краски осени»
Открытое музыкальное занятие
Организация открытого музыкального занятия обуславливается методической значимостью: презентация инновационной работы, мастерства музыкального руководителя методическому сообществу, коллегам из других ДОУ, молодым специалистам. Занятие проводится без предварительных «репетиций» с воспитанниками, в рамках режимного расписания. Музыкальный руководитель учитывает эмоциональное состояние детей: в случае возникновения тревожности (из-за присутствия наблюдателей в зале) или риска переутомления у детей педагог отклоняется от планируемого сценария занятия, включает необходимые формы работы.
Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:
- расширение кругозора детей посредством знакомства с музыкальными традициями в мире: «О чём рассказывают индийские танцы», «Ритмы Африки», «Ковбойский танец-игра лимбо»
- использование ИКТ: задания на интерактивной доске (дидактические игры, музыкальные викторины), включение презентации на занятии с дошкольниками
- нетрадиционные формы занятия: «Музыкально-литературный квест», «Невероятное путешествие в страну Сольфеджио»
- интересные интегрированные занятия: музыкально-художественные (с изучением изобразительных видов искусства), музыкально-спортивные, музыкально-речевые и т. д.
- включение нетрадиционных видов изодеятельности: песочная графика на световых столах, пальцеграфия, пластилинография и др.
Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой
Программа музыкального кружка в детском саду
Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.
Содержание программы:
- Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
- Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
- Календарно-тематическое планирование.
Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч
Фрагмент тематического планирования кружка «Весёлый нотки»:
Октябрь.
Занятие 1. Познакомиться с понятиями f и р
Занятие 2. а) учимся хлопать, стучать ритмический рисунок слов, имён, стихов; б)учимся звукоподражать голосам животных
Занятие 3. Знакомство с различными приёмами игры на детский музыкальных инструментах. игра в угадай мелодию
Занятие 4. Знакомство с нотками, путешествие в страну «Нотляндию»
Ноябрь
Занятие 1. Познакомить с симфоническим оркестром (струнной и ударной группой).
Занятие 2. Знакомство с понятиями сильная и слабая доли. с помощью попевок.
Занятие 3. Знакомство с регистрами (мишки, зайки, птички)
Занятие 4. Знакомство с понятиями: размер, пауза, гамма, тоника. с помощью попевок.
Примеры музыкального приветствия в детском саду
Приветствия на музыкальных занятиях вызывает положительные эмоции у ребят и воспринимается ими как традиция. Для младших дошкольников подходят короткие музыкальные фразы с простыми слова. Закладывают позитивный настрой к взаимодействию с педагогом музыкальные приветствия в форме вопросов и ответов: музыкальный руководитель пропевает вопрос, ребята пропевают ответ. В старшей и подготовительной группах используются приветствия, синтезирующие в себе пений и выполнение ритмико-музыкального упражнения (дети пропевают приветственные слова и одновременно двигаются).
Анализ музыкального занятия
С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:
- Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- Использованное оборудование и наглядные материалы
- Структура занятия
- Установление обратной связи с воспитанниками
- Содержание занятия, форма изложения материала
- Методы работы на занятии
Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:
- «На занятии были достигнуты поставленные цель и задачи. Тема занятия послностью раскрыта в этой возрастной группе. Минусом является эмоциональное переутомление воспитанников, в следствие чего на последнем этапе занятия был потерян контакт между музыкальным руководителем и детьми. Причины такого состояния у детей видится в несоответствии использованного оборудования и формы изложения материала (просмотр слайдов на проекторном полотне). В конспекте занятия внесены коррективы: презентация заменена на рассматривание картинок с паралелльным обсуждением».
- «Занятие по теме «Ударные музыкальные инструменты» в старшей группе вызвало положительные эмоции у воспитанников. Создание игровой ситуации в качестве вводного этопа занятия вызвало заинтересованность детей и желание активно работать с педагогом. Поставленные цели и задачи реализованы. Минус занятия заключается в однообразии материальной базы (инструменты: барабаны). Предполагается привлечь администрацию сада и родителей к пополнению инструментальной базы музыкального зала».
На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.
Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями
- Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
- Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
- Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
- Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
- Подготовка к детским утренникам, выпускному
- Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
- Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах
Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:
- во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
- выполняет показ танцевальных движений
- проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
- во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
- распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
- выбирает ведущего для проведения музыкальной игры
Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.
Предметно-развивающая среда группы обязательно включает центр музыкальной активности, в котором воспитатель проводит индивидуальные занятия с детьми, корректируя и закрепляя музыкальные навыки воспитанников. Музыкальный уголок должен быть уютным, побуждать детей к самостоятельному изучению мини-выставок, стенгазет и плакатов. В зоне музыкальной деятельности воспитанниками осуществляется самостоятельная деятельность: придумывание мелодий, изучение дидактических и настольных игр, сюжетно-ролевые игры «Оркестр», «Музыкальный театр».
Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(107 голосов, среднее: 4.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Автор: Ахсянова Алсу Завдетовна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Конспект музыкального занятия ” В стране музыки”
Краткое описание работы: Я работаю музыкальным руководителем. А что значит музыкальный руководитель в детском саду? Сколько новых способностей раскрыла во мне эта профессия! Специальность музыкального руководителя уникальна тем, что в ней объединены разные профессии: музыкант и художник, сценарист и режиссёр, костюмер и актёр, гримёр и звукооператор. Он занимается дизайном музыкального зала, пишет сценарии, проводит многочисленные праздники. А сколькими видами деятельности необходимо овладеть в процессе музыкального и общего развития детей: это слушание музыки, пение, музыкально- ритмическая деятельность, театрализация, игра на музыкальных инструментах. Мой многолетний опыт позволяет мне сделать вывод о том, что работа с детьми во всех этих видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без которого невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересен, профессионально – грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду. Каждый день, проведённый с детьми, побуждает меня к поиску новых идей, стимулирует к повышению уровня мастерства, чтобы в дальнейшем наслаждаться результатом своих достижений и радоваться успехам воспитанников.
Конспект НОД в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС
«В стране музыки»
Тема: «В стране музыки»
Основной вид деятельности: Музыкально-художественная деятельность
Форма проведения: Путешествие
Длительность: 25 минут.
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей.
Основная образовательная область – художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
• различать характер музыкального произведения, выполнять соответствующие движения;
• ассоциировать характер музыки с образом
• формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
• формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен.
Развивающие:
• развивать творческую фантазию;
• развивать эмоциональную отзывчивость,
• знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования.
• развивать чувство ритма, мелкую моторику рук,
• формирование выразительной координации движений,
• развитие танцевально-ритмических движений.
• развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к музыкальной деятельности
• воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах.
«Художественно-эстетическое развитие»– создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всей деятельности; совершенствование умения передавать музыкальное настроение, музыкальный образ в движении; побуждение к проявлению творчества; развитие эстетического отношения к окружающему миру, воспитание любви к музыке.
«Познавательное развитие»- знакомство с музыкальной композицией, закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, о жанрах в музыке, упражняться в умении различать ритмический рисунок и выполнять ритмические движения.
«Физическое развитие»– обогащение двигательного опыта детей;
«Речевое развитие» – обогащение активного словаря, поддерживание речевой активности на протяжении всей ООД, способствование развитию диалогической речи.
«Социально-коммуникативное развитие»– развитие коммуникативных умений и навыков, установление дружеской взаимосвязи (педагог-дети, формирование готовности к совместной деятельности, воспитание чувства коллективизма, дружбы, взаимного уважения.
Предварительная работа:
• разучивание песни
• создание предметно пространственной развивающей среды
Оборудование:
• музыкальный центр;
• записи фонограмм:
• песня-приветствие «Здравствуйте ладошки»;
• игра- разминка «Автобус»;
• И. Каплунова «Лошадка», «Мишка пляшет», «Птичка»;
• музыка моря;
• И. Каплунова «Марш»;
• танец-игра «Пяточка-носочек»;
• звуковые эффекты;
• Видеопрезентация «Шумовой оркестр»
• игрушки, музыкальные инструменты «бубен, ложки, погремушки итд », сундук, шкатулка;
• мультимедийная установка;
Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении, умеют распознавать быстрое и спокойное звучание инструмента. Накапливают музыкальные впечатления, двигаются в танце-игре ритмично, согласно музыке и тексту, выражают положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении танцевально-ритмических движений; поют песню выразительно и эмоционально; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводная часть.
Организация: дети стоят в кругу.
Приветствие
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
-Доброе утро, ребята!
Обратите внимание у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними…(Дети приветствуют педагога и гостей.)
А теперь поприветствуем друг друга. Возьмемся все вместе за руки и подарим друг другу тепло наших прикосновений.
Сегодня я покажу вам как можно здороваться песней, слушайте слова и повторяйте за мной движения.
По показу педагога дети исполняют песню-приветствие «Здравствуйте ладошки»
Создание проблемной ситуации
-Вот как музыкально мы с вами поздоровались. Настроение такое замечательное, пойдемте к инструменту, я спою вам песню. (Открывает ноты, а там белые листы) Ребята, смотрите, нот нет… ПОТЕРЯЛИСЬ. Как вы думаете, что делать? (Ответы детей. Надо их найти…
Создание мотива для деятельности/Определение цели.
-Правильно, я предлагаю отправиться в музыкальную страну, что бы их найти там. А как мы можем до нее добраться? (Ответы детей) Я предлагаю на волшебном автобусе, вставайте скорее друг за другом, готовы?
2. Основная часть.
Музыкально-ритмические движения
-Поехали… Музыкальная игра – разминка «Автобус»
(Дети выполняют упражнения по тексту)
( По окончании упражнения на экране открываются ворота, звучит музыка)
-Ребята, мы с вами очутились в Музыкальной стране, здесь живет самая настоящая музыка, музыкальные инструменты, песни, танцы. Ну что, пошли искать наши ноты?
Смотрите, что это…
(подарочная коробка) Интересно, что там? (дети подходят к коробке, дети отвечают на вопросы музыкального руководителя) Может там наши ноты?. (достает лошадку), ребята кто это…опишите ее… А вы умеете двигаться как лошадка? А давайте под музыку… Здорово у вас получается… (достает мишку) А это кто?. Пошли танцевать. Мишке очень понравилось, как вы его изобразили. Кто же здесь еще есть? (достает бабочку). Что делает бабочка?. А вы можете показать как летает птичка?. Легко, весело, на носочках, полетели…
(Дети изображают в движении образы животных под музыку
И. Каплуновой «Лошадка», «Мишка пляшет», «Бабочка»
Дыхательная гимнастика
-Какие вы молодцы! Весело показали, как двигаются животные. Я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику. Повторяйте за мной движения.
Ах какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
(движения согласно тексту)
Может в этой красивой коробке еще что есть?. (дети смотрят и находят ноту)Мы нашли ноту, но этого мало, чтобы я смогла сыграть музыку. Пусть нотка займет место в своем домике. (прикрепляем на мольберт)
Активное слушание музыки.
Использование художественного слова.
-Присаживайтесь на ковер. Мне кажется, я что то слышу.
Ребята, а вы слышите?. .(звучит музыка моря) Что это?. Закрывайте глаза и послушайте эту красивую музыку… Когда вы слушали музыку, что вам она рисовала?. Море…А какое оно море?. Вот как музыка может красиво рисовать. А давайте с вами тоже изобразим море. Беритесь за край и плавно под музыку вместе со мной рисуем наше море. (Берут за края материю, медленными, плавными движениями изображают море)
Я рисую море, голубые дали.
Вы такого моря, просто не видали!
У меня такая краска голубая,
Что волна любая просто как живая!
Организация: дети произвольно садятся на ковер
Развитие чувства ритма.
Игра на музыкальном инструменте.
-Ребята, смотрите, что нам принесла волна. Что это? Это музыкальная шкатулка. А хотите узнать что внутри? (переносит шкатулку в центр) Давайте откроем. (Открываем, а там бубны, ложки, погремушки итд) А вы знаете что это? (называют каждый)
-Я предлагаю вам поиграть на этих музыкальных инструментах (оркестр)
Молодцы, вы настоящие музыканты, складывайте инструменты. (на дне шкатулки находят ноту) Мы с вами нашли еще ноту.
Ее тоже надо прикрепить на место.
А сейчас, я предлагаю вам поиграть. Я буду ровно отстукивать в бубен, а вы будите маршировать, а когда бубен весело зазвенит, вы должны будите бегать. Готовы? Слушайте внимательно (проводится игра шагаем-бегаем)
Молодцы, вы все правильно сделали. Восстанавливаем дыхание.
Артикуляционная гимнастика.
-Ну вот мы с вами дошли до цветочной полянки. (дети рассаживаются на поляне) Смотрите какие необычные цветочки…Возьмите себе цветок, который вам понравился… а почему они необычные?. догадались?. Они зеркальные.
Они помогут сделать нам гимнастику.
Сначала мы с вами подышим, изобразим ежиков, ежики проснулись и пыхтят, глубокий вдох и на выдохе произносим: пых-пых-пых (2-3 раза)
А теперь улыбаемся (широко улыбаемся), а теперь сделали дудочку (вытягиваем губы в трубочку, 2-3 раза). Белочка щелкает орешки. (Щелкать языком, изменяя форму рта 2-3 раза).
А сейчас разогреем голосок. Произнесем звук «А» длительно, вместе, молодцы, а теперь отрывисто «а-а-а», поем красивым голосом «Аааааааа». Молодцы, у вас хорошо получилось. Положите цветы на поляку. (Дети по показу педагога выполняют гимнастику)
Пальчиковая гимнастика.
-А хотите поиграть пальчиками?
Жили-были зайчики, на лесной опушке,
Жили-были зайчики, в беленькой избушке.
Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики, надевали тапочки.
(Движения согласно тексту)
Ребята, смотрите, среди цветочков спрятались наши ноты. (Крепим на место) Вон уже сколько нот мы с вами нашли, но это еще не все. Наше путешествие продолжается.
Пляска
И я предлагаю вам потанцевать. Вставайте в круг, руки на пояс, плечики расправили, спинки ровные, это не просто танец, еще и игра, слушаем что нам говорят делать в песне, смотрим на меня и танцуем.
Танцуют по показу педагога Танец – игра «Пяточка-носочек»
3. Заключительная часть.
(Сюрпризный момент.)
Пение.
Молодцы! Вы очень красиво танцевали. Ого, ребята, смотрите, какой большой сундук, вы хотите узнать что там? ( Открывает сундук, вылетают шарики, находят нотки) А вот и наши нотки, мы их нашли!
Теперь я смогу сыграть музыку, и вместе спеть песню. Пойдемте к инструменту. Помогайте мне петь!
Песня «Улыбка» В. Шаинского
Подведение итогов НОД.
Оценка деятельности детей и самооценка.
-Умницы! А нам пора возвращаться в детский сад. А шарики нам помогут. Закрывайте глаза (звучит музыка). Мы с вами вернулись. Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего?. Почему у нас все получилось?. Потому что мы с вами были очень дружные и все делали вместе. …Мне очень приятно было с вами играть, вы просто молодцы, мы сделали много интересных дел, а самое главное мы получили много положительных эмоций. И мне хочется, чтобы вы это хорошее настроение взяли с собой….
Держите! (Вручаются воздушные шары и дети уходят из зала) А я вас провожу до вашей группы!
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыка весной»
Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе.
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности. вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой. Использование на занятии современных образовательных технологий.
Обучающие задачи:
Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.
Знакомить детей с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.
– Продолжать учить детей самостоятельно высказываться об услышанном музыкальном произведении (содержание, характер, выразительные
особенности);
В пении упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком, продолжать работу над чистотой интонирования.
– Учить детей находить и выделять приметы весны в окружающей природе;
Развивающие задачи:
Развивать музыкально-ритмические навыки детей.
Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки.
Развитие памяти и внимания.
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.
Воспитывать инициативность и творческие проявления.
Музыкальные произведения:
Аудиозапись весенней пьески «Весна красна идет», аудиозапись музыкального произведения «Жаворонок» П.И. Чайковского, песня «Ходит матушка-весна»обр.Е.Комальковой,
Предварительная работа:
Беседы о весне, дидактическая игра «», прослушивание птичьих голосов, разучивание песни «Ходит матушка-весна» обр.Е.Комальковой, Разучивание вальсовых движений под «Вальс цветов»П.И. Чайковкого , знакомство с правилами музыкальной игры «ИЩИ».
Элементы здоровьесбережения:
релаксация
музыкальная игра
пальчиковая гимнастика
Материал к занятию: фонограммы, иллюстрации – жаворонка, портрет П. И. Чайковского, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
Запись звучания весенней пьески дети входят в зал под «Весна красна идет»
Муз. рук. Здравствуйте, мои дорогие ребята!
Какая замечательная музыка встретила вас.
Вы узнали её? А о чём она?
Дети. О весне!
Сегодня у нас замечательный весенний день, на улице такая чудесная погода! Светит солнышко!Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!»
Муз. рук. У нас сегодня много гостей, давайте поделимся весенним настроением с нашими гостями и пожелаем доброго утра нашим гостям
А знаете ли вы, что можно здороваться стихами?
Давайте сейчас поздороваться именно так.
– Итак, если вы готовы?! То я начну, а вы мне обязательно помогайте.
Упражнение «Здравствуй»
– Я здороваюсь везде – дома (мягкий жест правой руки вправо),
– И на улице, (такой же жест левой рукой влево),
– Даже «здравствуй» говорю
Я соседской… курице. (изображает двумя руками крылышки).
– Здравствуй, солнце золотое! (скрещивает кисти рук, расставив пальцы),
– Здравствуй, небо голубое! (поднимает руки вверх),
– Здравствуй, вольный ветерок! (качает поднятыми вверх руками),
– Здравствуй, маленький дубок! (соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны),
– Здравствуй, Утро! (мягкий жест правой руки вправо),
– Здравствуй, День! (такой же жест левой рукой влево),
Нам здороваться не лень!»
Муз. рук. Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку. Пойдёмте, погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным:
Дети по дорожке тихонько гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают. (авторская разработка).
Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м. ( по выбору педагога).
Музыкальный руководитель: А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку. ( авторская разработка).
Дети выполняют поскоки под весёлую польку ( по выбору педагога).
Муз. Рук. Итак, ручки-ножки мы взбодрили, а пальчики тоже хотят потанцевать. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков, но для начало сядем на стульчики сначала девочки потом мальчики
Пальчиковая игра «Дай нам, солнышко, тепла»
Мы ладошки протянули И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх-вниз)
Дай нам, солнышко, тепла, Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики-малютки Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук-тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп-хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг-прыг, словно зайки, Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Вот и закончилась наша прогулка.
Муз. рук. Ребята, давайте еще раз вспомним какое время года наступило. Ведь именно весной пробуждается и оживает вся природа. Весной с юга прилетают перелётные птицы. Какие же птицы прилетели первыми?
Правильно. А еще весной к нам возвращается маленькая птичка жаворонок. Кто-нибудь знает, как выглядит жаворонок?
Он похож на воробья. Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Спина этой птицы серая, оперение живота белое, грудка коричневая, на головке жаворонка красуется небольшой хохолок, а хвостик окаймляют белые перья. Такая окраска называется защитной.
Жаворонок — перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют.
А кто-нибудь слышал, как поет жаворонок? С виду эта птичка неприметна, а как запоет свою весеннюю песенку – заслушаешься! Хотите услышать?
Прослушивание пения жаворонка.
На что похожа песенка жаворонка?
Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков. Выясняю с детьми, что жаворонок поет красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро.
Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт В. Жуковский.
Он голосисто с вышины
Поёт,на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!»
Ребята, если стихи пишет поэт, как же называют человека, который сочиняет музыку?
Дети. Композитор
Муз. рук. Правильно (показываю портрет Чайковского)
Кто назовет мне композитора, изображенного на портрете?
Дети. На портрете изображен русский композитор П. И. Чайковский
Муз. рук. С какими из его произведений вы знакомы?
Дети «Март» « Апрель»
написал очень красивое произведение «Песня жаворонка»
Слушание «Песня жаворонка» Чайковского.
Ребята, как вам показалось, с каким настроением поет жаворонок?
Да, ребята. Музыка светлая, приветливая. А какие звуки передают трели жаворонка – высокие или низкие?
Правильно, музыка звучит в верхнем регистре.
А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем с вами.
поучимся держать равновесие как прям жаворонки . Посмотрите ( говорит слова, одновременно выполняя движение):
Камень дети положили ( русский поклон),
Ножкой сильно придавили.
Нужно камень приподнять
И немножко подержать.
Ах, какой тяжёлый камень:
Еле-еле поднимаем ( медленно поднимают ногу):
1,2,3,4… ( держит ногу на весу),
На дорожку положили ( опускает ногу).
Дети выполняют это упражнение 2 раза попеременно каждой ногой.
Муз. рук. Мы с вами послушали, как поет жаворонок. А теперь давайте и мы с вами споем песню о весне. Но, чтобы нам красиво спеть, подготовим наш голосок, и сделаем зарядку для горлышка.
Распевание
Давайте изобразим, как звенит весенняя капель!Споем: Динь – динь – динь.
Споем, как капает первый весенний дождик.Вот так: «Кап – кап – кап» (вниз по трезвучию).
Теперь споем распевку «Веснянка»У.Н.П.
Муз. Рук. Наш голосок готов для пения, и сейчас мы с вами споем весеннюю песенку. Давайте вспомним слова.
Муз. Рук. Ребята, так о чём эта песня?
Как вы думаете, по характеру эта песня какая? (весёлая)
Правильно, и петь её нужно как? (легко и звонко)
(напомнить детям о певческой позе, об осанке).
Мы пели все вместе, значит, мы пели как? (хором)
Ребята, а давайте нашу песенку украсим звучанием музыкальных инструментов: колокольчиков, металлофонов,погремушками. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?
Дети: Оркестр.
Муз. Рук Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты – исполнители слушаются?
Дети: Дирижёр.
Муз. Рук Сегодня я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.
Повторное пение песни с игрой на музыкальных инструментах.
А теперь давайте с вами немножко поиграем в игру «ИЩИ»
Игра «ИЩИ»
Ребята А давайте мы с вами еще и сказку озвучим про кота( да,Берем музыкальные инструменты Погремушки Бубны)
СКАЗКА ПРО КОТА
(ТИХО) – Жил кот Василий. Ленивый был кот. (ПОГРЕМУШКИ)
(ГРОМКО) – Острые зубы и толстый живот. (БУБЕН)
(ТИХО) – Очень тихо всегда ходил, (ПОГРЕМУШКИ))
(ГРОМКО) – Громко, настойчиво кушать просил (БУБЕН)
(ТИХО) – Да потихоньку на печке храпел – (ПОГРЕМУШКИ)
Вот вам и всё, что он делать умел.
(ТИХО) – Кот как-то раз видит сон вот такой: (ПОГРЕМУШКИ)
(ГРОМКО) – Будто затеял с мышами он бой. (БУБЕН)
(ГРОМКО) – Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой. (БУБЕН)
(ТИХО) – В страхе тут мыши тихо взмолились: (ПОГРЕМУШКИ)
– Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
(ГРОМКО) – Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –
И врассыпную они понеслись. (БУБЕН)
– А на самом деле, пока кот Василий спал,
происходило вот что:
(ТИХО) – Мыши тихо вышли из норки, (ПОГРЕМУШКИ)
(ГРОМКО) – Громко хрустя, съели хлебные корки, (БУБЕН)
(ТИХО) – Потом, очень тихо смеясь над котом, (ПОГРЕМУШКИ)
Они ему хвост завязали бантом.
(ГРОМКО) – Василий проснулся, очень громко чихнул,
(БУБЕН)
(ТИХО) – Потом повернулся и снова заснул. (ПОГРЕМУШКИ)
(ГРОМКО) – А мыши лентяю на спину забрались, (БУБЕН)
До вечера громко над ним потешались!
Ребята, наше занятие подощло к концу, и я хочу услышать, чем вам понравилось сегодня заниматься. А поможет нам вот эта красивая весенняя шляпа. Давайте с нею поиграем. Сейчас будет звучать музыка, мы будем передавать шляпу под музыку. Когда музыка остановится, тот у кого осталась шляпа расскажет нам что ему понравилось сегодня на занятии.
В конце шляпа остается у муз. рук.
Отметить детей, которые хорошо занимались.
Подарить книжку.
Поют песенку прощание.
Уходят в группу под музыку.