Структура занятия по развитию речи.
В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключительную.
– в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста;
– в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей;
– заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.
Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
II. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированный задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.
Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Должна быть правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Приведём примеры структуры некоторых занятий по развитию речи.
Обучение пересказу художественного произведения»
I часть: вводная
Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов:
- показ картины;
- сюрпризный момент;
- художественное слово;
- использование грамзаписи.
2 часть: основная
1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать».
Если произведение знакомо, 1 и 2 этапы опускаются.
3. Беседа по содержанию художественного произведения:
- уточнить идейное содержание;
- дать характеристику литературных героев;
- обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.;
- подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи, качествами голоса).
Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-6 дней.
4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости).
5. Пауза для подготовки детей.
6. Пересказ детьми (3-7 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью.
3 часть: заключительная.
Подводится итог занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех.
Структура занятия по рассматриванию картины
1.Вводная часть.
Картина закрыта.
Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.
Приемы:
- художественное слово;
- сюрпризный момент;
- грамзапись;
- вводная беседа.
2.Основная часть
Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.
Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь.
Приемы:
Вопросы:
1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?
2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д..
3 группа – на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?
4 группа – вопросы из личного опыта детей
5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины.
Приемы словарной работы.
Словесные упражнения.
3.Заключительная часть
Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.
Приемы:
обобщающий рассказ воспитателя;
чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.
Развитие у детей связной речи
Структура итоговой беседы
1.Вводная часть (3-5 минут)
Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы:
вопросы-напоминания;
загадки;
показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины).
Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор.
2.Основная часть (20-25 минут).
Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения:
вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.);
художественное слово;
показ наглядного материала;
приемы словарной работы;
ТСО.
Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце.
3.Заключительная часть (2-3 минуты).
Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы.
Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями.
Приемы:
дидактическая игра;
упражнение;
рассказ воспитателя;
чтение отрывка из художественного произведения.
Указания к составлению конспекта занятия
(за основу взяты дисциплины «Методика развития речи», «Логопедия»)
Подготовка к составлению занятия:
1. Определить программное содержание (в коррекционных методиках цели или задачи) занятия, опираясь на:
· программу воспитания и обучения детей (непосредственно разделы «развитие речи» и «ознакомление с окружающим»);
· ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;
· время года, в период которого создается занятие и наличие
приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников,
выборов и т.п.);
· дефект речевого развития детей;
· уровень развития детей, входящих в группу;
· ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком;.
Определившись с подготовительным этапом составления конспекта
занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.
2. необходимо сформулировать программное содержание (для конспекта по
логопедии – цели или задачи), которое, как и на всех видах занятий
будет включать в себя три вида основных
задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная (на
логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи – коррекционная).
Логичнее начинать формулировать задачи в логопедических конспектах с коррекционной, в других с образовательной:
1. Коррекционные (указывается работа над ведущим
(первичным) дефектом или раскрывается основная цель этапа коррекционной
работы. Пример:«Совершенствовать умение употреблять звук «р» в словах и
фразах».
2. Образовательные (здесь мы можем расширять знания,
обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно
начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить,
расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п.
какие-либо программные знания, умения, навыки. Пример: «Закрепить
определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».
3. Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР,
развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др.
задачи развития речи, чаще развивают психические процессы – зрительную,
слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).
4. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого
занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения,
коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к
труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру
речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы».
o Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном
занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов и
не менее 4-х для логопедического конспекта.
o При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида
та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).
o Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать
несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать
внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).
o Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то
есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический
слух …» – ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» –
правильный вариант).
o Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми
пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» – ошибочный вариант,
«Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» –
правильный вариант).
o Избегать при формулировке задач слов:
ü «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить +
закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить +
и т.д. Подбираем наиболее точный глагол;
ü «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово
несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической
педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону
процесса развития, без участия педагога.
3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии,
далее следуетподобрать игры, упражнения и задания, которые помогут
решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно,
вначале составляется программное содержание (на основе учета
потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта
занятия.
4. Следующий шаг – подбор материала, который потребуется для
проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее
определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить,
возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.
Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо
запланировать и провести предварительную работу, цель которой заключается
в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в
систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как
правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их
заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.
Последнее, что необходимо предусмотреть, так это – индивидуальную
работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо
развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с
отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет
уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми
(подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети
увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и
педагогами).
Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:
– Организационный момент (привлечение внимания детей к
воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были
заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок
внешнего вида детей и т.п.).
– Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя,
персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения,
отгадывание загадки и др.)
– Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.
– Сообщение цели занятия.
o На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;
o очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;
o при оформлении конспекта обязательно отмечать
цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п.,
указывать не следует.
Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию,
желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать
познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.
Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг
друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её
определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не
забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).
o При оформлении конспекта обязательно отмечать
цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п.,
указывать не следует..
o Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель
формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке,
расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).
o Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену
видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по
участвующим анализаторам,
o По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая
так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
o Так же одним из требований к занятию является степень
активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают,
говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы
ребенок почти все смог сделать сам.
o Рекомендуется включение в деятельность как можно большего
количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация
будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание
артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой
контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.
Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в
программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную
работу с детьми.
Третья часть – итоговая. (до 3 –5 минут) Включает в себя:
– Обобщение, = вспоминание что делали, чем занимались, которое в
младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам
воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым
трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что
удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое
задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно,
мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».
– Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не
просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не
выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим,
но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с
ними.
– Создание благоприятного эмоционального состояния (игра,
художественное слово, прослушивание музыкального произведения),
вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный
сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством
поручений, рекомендаций, советов.
– Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня
приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы
они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного
материала».
o При оформлении конспекта обязательно отмечать
цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и
т.п., указывать не следует..
После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме.
o Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.
ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
Вначале конспекта или на титульном листе указать:
v Методику (предмет) по которой составлен конспект. Пример: логопедия; или методика развития речи.
v Раздел методики (нарушение речи для логопедического конспекта. Пример: дислалия, или развитие связной речи.
v Вид занятия (этап коррекционной работы). Пример: составление
описательных рассказов по картине или этап автоматизации в словах и
фразах.
v Тема занятия + сюжет. Пример: пересказ сказки «Заюшкина
избушка» / «Развеселим Зайку» или (при дислалии указываем звук над
которым работаем) «Звук «р» / «Помощь Незнайке».
v Возрастная группа детей. Пример: старшая группа.
v Индивидуальное или подгрупповое занятие. Пример: фронтальное занятие.
v Автор конспекта + группа, курс, университет/колледж или
координаты, где конспект был взят. Пример: Иванова И.И. 303 гр., 3 курс,
педагогический колледж ДВГУ; или Гербова Л.Д. кн. «Развитие речи детей»
стр. 64.
Далее или на втором листе должны быть указаны:
ЦЕЛИ (если конспект логопедический) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ (если конспект по иным методикам):
Коррекционная (само это слово писать не следует)
1. …
2. …
3. …
…
Образовательная (само это слово писать не следует)
1. …
2. …
3. …
…
Развивающая(само это слово писать не следует)
1. …
2. …
3. …
…
Воспитательная(само это слово писать не следует)
1. …
2. …
3. …
…
П О Д Г О Т О В К А К З А Н Я Т И Ю
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Пример: «Заучивание чистоговорок со звуком «р»».
МАТЕРИАЛ:
Раздаточный:Пример:
1. Зеркала – 10 шт.
2. Мягкая игрушка «Котёнок» 1 шт.
3. Карандаши зеленые и синие – по количеству детей.
4. Изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, баран.
Демонстрационный:
1.Воздушный шар – 1 шт.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: указываются имена детей и вид работы, в
котором данные дети будут обязательно задействованы. Пример: «Миша К. –
качество произношения звука «р» в начале предложения; Дима О. – следить
за интонацией при выражении благодарности за услугу».
ПЛАН (для плана занятия или для плана-конспекта)
ХОД РАБОТЫ (для уже проведенного занятия):
I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ(организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).
II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ (последовательное решение всех поставленных задач).
III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (подведение итогов занятия (обобщение),
оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона,
выход в другой вид деятельности).
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Иланский
детский сад №5»
Тема:
Басня « Белка и волк». Л.Н.Толстой
НОД
по
развитию речи
Составитель:
Терехова Елена Викторовна
(воспитатель)
г.Иланский
2017
г.
Цель: создать условия для развития речи на
основе пересказа литературного текста.
Задачи:
обучающие
задачи:
учить
детей пересказывать литературный текст на основе создания искусственных
ассоциаций (набор картинок – опор);
развивающие
задачи:
развивать
умение подбирать антонимы; упражнять
в образовании однокоренных слов, подборе существительных к прилагательным.
воспитательные
задачи:
способствовать
проявлению положительных эмоций, коммуникативности, толерантности.
задачи,
учитывающие индивидуальные особенности детей:
создавать
подгруппы для совместной деятельности детей, учитывая нерешительность и
повышенную активность некоторых.
Тип занятия: комплексное .
Форма
занятия: групповая, индивидуальная.
Продолжительность:
25 мин.
Участники:
воспитатель, воспитанники.
Возрастная
группа: старшая группа.
Оборудование:
интерактивная доска.
Средства:
наглядные
– наборы картинок по содержанию сказки, пособие «Волшебные колечки»;
мультимедийные
– презентация; аудиозапись «Голоса леса».
литературные
– басня «Белка и волк» Л.Н.Толстой; загадки.
Предварительная
подготовка: подбор оборудования, материалов и
средств; изготовление пособия «Волшебные колечки».
Методы
и приёмы: наглядный, повышения эмоциональной
активности, практический, словесный.
Структура
занятия:
Этап |
Содержание |
Время |
1 Организационный |
Воспитатель Прежде |
5 |
2 Работа |
Развитие Развитие Развитие Обогащение Развитие |
15 |
3 Итог |
Организация |
5 |
Литература:
А.Г.Арушанова , Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова. Занятия по
развитию речи в детском саду – М., Просвещение. 1993; В.И. Ковалько. «Школа
физминуток», 1-4 классы, изд. «ВАКО», Москва, 2005 г.
Ход
занятия.
1
этап
Организационный
На
стенах группы прикреплены различные деревья. Звучит аудиозапись «Голоса леса».
–
Ребята, куда это мы попали? (В лес.)
Почему
вы так думаете?
–
Ну, а теперь нужно пройти к деревьям, но прежде нужно назвать лесного зверя и
уточнить, впадает ли он в спячку. К любому дереву могут подойти только 4
человека (при планировании занятия воспитатель сам выбирает количество человек,
разместившихся у дерева).
2
этап
Работа
над темой
–
Вы назвали многих жителей леса, но мы не можем ведь сегодня о всех читать. У
меня для вас есть загадки о тех животных, о которых пойдёт речь на нашем
занятии (на интерактивной доске презентация, на которой лесная картинка с
белкой, волком и собакой; белку перемещают на дерево, волка – под дерево, а
собаку убирают «за поле презентации», объясняя свой выбор). Приложение 1.
Загадки.
Зверька
узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
он
в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом. (Белка.)
Кто
зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
Развитие
восприятия. Работа с пособием «Волшебные колечки»
(Приложение 2,3).
Чтение
басни Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и
хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне
всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого,
что мы добры и никому зла не делаем.
Физминутка
.
«Весело
в лесу»
Белки
рано утром встали (потягивающие движения),
Весело
в лесу играли.
И
по веточкам прыг-прыг (прыжки на месте)!
Кто
к зарядке не привык?
Вот
лиса идёт по лесу (движения имитирующие походку хитрой лисы).
Кто
там скачет, интересно?
Чтоб
ответить на вопрос,
Тянет
лисонька свой нос (поднимают голову и руки вверх).
Но
бельчата быстро скачут,
Как
же может быть иначе (прыжки на месте) ?
Тренировки
помогают!
И
бельчата убегают (бег на месте).
Вот
голодная лисица
Грустно
смотрит в небеса (ходьба на месте с поднятой головой).
Тяжело
вздыхает (вдох и выдох),
Садится,
отдыхает (дети проходят на свои места).
Обогащение
словаря.
·
Подбор однокоренных слов:
веселый,
грустный.
·
Подбор антонимов.
–
Белка веселая, а волк….
–
Белка веселится, а волк….
-Белке
весело, а волку….
Развитие
фонематического слуха.
·
Упражнение «Какое слово не подходит?»
Волк,
волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка,
белочка, бельчонок, берлога, беличий.
3
этап
Итог
творческой деятельности
Сочинение
продолжения басни.
-Ребята,
в ваших наборах картинок есть ещё несколько штук. Как вы думаете, зачем они?
(Сочинить продолжение басни).
Дети
каждой группы рассказывают своё продолжение басни; делятся впечатлениями об
услышанном и о занятии в частности.
Приложение
2.
Карточки
– опоры
Для
продолжения басни
Приложение 3.
Представляю
вашему вниманию пособие “Волшебные колечки” как средство развития связной речи.
Колечки
изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек
представлен в рисунке 1 (Рисунок 1).
Для
многократного использования колечек я придумала свой вариант их изготовления.
Само колечко изготавливается из картона (полоска шириной 1 см, длиной …..). на
него степлером прикрепляется квадратной формы кусочек из обрезков бумаги для
ламинирования. В эти кармашки вставляются картинки.
Рассмотрим последовательность работы с использованием
пособия “Волшебные колечки”.
1)Воспитатель
читает стихотворение или текст – дети внимательно слушают и выбирают нужные
картинки – опоры.
2) Воспитатель повторно читает стихотворение или текст
– дети выстраивают картинки-опоры в нужной последовательности и помещают их в
колечко. На этом же этапе проводится работа по
уточнению и расширению словаря.
3)Воспитатель читает стихотворение или текс и
показывает правильную последовательность расположения картинок-опор. Ведётся
диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.
4)Исправление
ошибок.
5)Разучивание стихотворения или пересказ текста с
помощью картинок-опор.
А
кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение или текст? Я
начну, а ты продолжишь.
Молодец!
А теперь без моей помощи.
6 ) Заключительный
этап – рассказывание стихотворения или пересказ текста без помощи
“колечек”.
Обновлено: 18.05.2023
Основная цель : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа .
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).
4. Формирование грамматического строя речи:
4.1. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
4.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
4.3. Словообразование.
5. Развитие связной речи:
5.1. Диалогическая (разговорная) речь
5.2. Монологическая речь (рассказывание).
6. Воспитание интереса и любви к художественному слову.
Принципы развития речи:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
3. Принцип развития языкового чутья.
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
5. Принципы взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7. Принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства развития речи:
1. Общение взрослых и детей
2. Культурная языковая среда.
3. Обучение родной речи в непосредственно-образовательной деятельности.
4. Художественная литература.
5. Изобразительное искусство, музыка, театр.
6. Непосредственно-образовательная деятельность по другим областям.
Методы развития речи:
1. Наглядные:
– метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
– Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
2. Словесные:
– чтение и рассказывание художественных произведений
– заучивание наизусть
– пересказ
– обобщающая беседа
– рассказывание без опоры на наглядный материал
3. Практические:
– дидактические игры
– игры-драматизации
– инсценировки
– дидактические упражнения
– пластические этюды
– хороводные игры
Обогащение лексики новыми словами и обретение навыков использования новых слов в речи.
Отработка навыков построения предложений на любую заданную тему.
Развитие произвольной речи детей.
Отработка навыков составление текста по картинке.
Отработка навыков составление текста по готовому началу или концу.
Отработка навыка составления диалога.
В основе системы речевой работы должен лежать комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе – развитие связной речи.
1. Определить программное содержание (в коррекционных методиках цели или задачи) занятия, опираясь на:
· ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;
· время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.);
· дефект речевого развития детей;
· уровень развития детей, входящих в группу;
· ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком;.
Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.
2. необходимо сформулировать программное содержание (для конспекта по логопедии – цели или задачи), которое, как и на всех видах занятий будет включать в себя три вида основных задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная (на логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи – коррекционная).
Логичнее начинать формулировать задачи в логопедических конспектах с коррекционной, в других с образовательной:
o Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов и не менее 4-х для логопедического конспекта.
o При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).
o Избегать при формулировке задач слов:
3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следуетподобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.
4. Следующий шаг – подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.
Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.
Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:
– Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).
– Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)
– Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.
o На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;
o очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;
Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.
Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).
o Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).
o Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,
o По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
o Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.
o Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.
Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.
Третья часть – итоговая. (до 3 –5 минут) Включает в себя:
– Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.
После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме.
o Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.
ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
Вначале конспекта или на титульном листе указать:
v Методику (предмет) по которой составлен конспект. Пример: логопедия; или методика развития речи.
v Раздел методики (нарушение речи для логопедического конспекта. Пример: дислалия, или развитие связной речи.
v Вид занятия (этап коррекционной работы). Пример: составление описательных рассказов по картине или этап автоматизации в словах и фразах.
v Возрастная группа детей. Пример: старшая группа.
v Индивидуальное или подгрупповое занятие. Пример: фронтальное занятие.
Далее или на втором листе должны быть указаны:
ЦЕЛИ (если конспект логопедический) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ (если конспект по иным методикам):
Коррекционная (само это слово писать не следует)
Образовательная (само это слово писать не следует)
Развивающая(само это слово писать не следует)
Воспитательная(само это слово писать не следует)
П О Д Г О Т О В К А К З А Н Я Т И Ю
1. Зеркала – 10 шт.
3. Карандаши зеленые и синие – по количеству детей.
4. Изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, баран.
1.Воздушный шар – 1 шт.
ПЛАН (для плана занятия или для плана-конспекта)
ХОД РАБОТЫ (для уже проведенного занятия):
I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ(организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).
II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ (последовательное решение всех поставленных задач).
III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы)
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
- Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
- Словообразование
- Диалогическая (разговорная) речь
- Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: “Не рядом, не над ним, а вместе!”. Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
- здоровье сберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология “ТРИЗ” и др.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Читайте также:
- Катерина и другие грех и воля конспект
- Конспект занятия осеннее дерево
- Конспект занятия с детьми 2 3 лет как гномик искал улыбку
- Русские баснописцы план конспект
- Конспект биологические ресурсы их рациональное использование
Иногда оформление конспекта логопедического занятия вызывает затруднения. Неправильное понимание того, что такое цель и задачи, ведет к ошибкам при проведении занятия.
В некоторых случаях задач ставится слишком много, дети не успевают справиться с запланированным объемом. Чтобы этого не случилось, нужно следовать некоторым правилам.
Содержание
- Актуальность проведения логопедического занятия
- Как составить конспект логопедического занятия
- Логопедические занятия
Актуальность проведения логопедического занятия
Логопедическое занятие помогает предупредить и преодолеть отклонения в речевом развитии.
Речь – один из сложнейших психических процессов, отличающийся сложной функциональной системой. Нарушения речи являются распространенным явлением среди дошкольников. Речевые дефекты нередко порождают и другие нарушения. Они создают помехи полноценному развитию личности ребенка.
Как составить конспект логопедического занятия
Конспект логопедического занятия составляется в несколько этапов.
Первый этап можно назвать подготовительным. Он состоит из нескольких шагов:
- Определение темы, программного содержания с опорой на программу, перспективное планирование, план индивидуальной работы.
- Формулировка программного содержания. На этом этапе определяется цель занятия. Это может быть автоматизация какого-то звука, нормализация мышечного тонуса, закрепление знаний, развитие фонематического слуха.
- Образовательные или обучающие предполагают перечисление того, чему ребенок будет учиться на этом занятии.
- Развивающие связаны с психическими процессами, закреплением изученного.
- Воспитательные задачи направлены на морально-волевые качества.
- Подбор игр, упражнений.
- Подбор материала.
В соответствии с целью определяются задачи. Они обычно делятся на коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные.
Задач не должно быть много. Каждую из них маркируют отдельно, не совмещая в одном пункте. При формулировке слова «учить», «формировать» следует заменять более конкретными «упражнять», «знакомить», «расширить», «уточнить», «систематизировать».
Каждое из заданий должно решать одну из поставленных задач.
Выбирают материалы, которые пригодятся для проведения игр, заданий, упражнений. Их перечисляют в начале конспекта после целей и задач.
Второй этап предусматривает непосредственно описание хода образовательной деятельности.
- Оргмомент. Привлечение внимания ребят, напоминание правил поведения. Можно использовать сюрпризный момент. Приветствуется, когда образовательная деятельность имеет сюжетно-игровую форму.
- Основная часть включает игры, задания, упражнения, связанные общим сюжетом, одной целью. Необходимо просчитать время. Перед выполнением упражнения следует мотивировать детей. Например, расскажем кукле Даше, поможем медвежонку.
Задания располагают так, чтобы присутствовала смена деятельности. Они должны быть разными по степени активности.
Рекомендуется анализировать деятельность. Например, слушайте, как произносите, контролируйте силу вдоха.
В ход образовательной деятельности включается минимум одна физминутка.
Оформить конспект можно в виде таблицы.
№ | Содержание основной части | Цель |
1. | Ребята, к нам сегодня прилетела бабочка. Она совсем без сил.
Как вы это поняли? (повисли крылышки). Она рассказала, что у них на лугу повяли все цветочки, бабачки не могут собирать нектар. Почему цветы вянут? (нет воды). Как можно помочь бабочке? (посадить новые цветы). У нас есть много цветочков, но чтобы они выросли на лугу, нужно выполнить задания, которые на них написаны. |
|
2. | Чтобы расцвел первый цветок, нужно сделать артикуляционную гимнастику «Хоботок». | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. |
- Подведение итогов. Следует вспомнить, чем занимались, похвалить ребят, указать на недостатки и сказать, как их исправить.
Логопедические занятия
Конспект занятия «Звук В»
Конспект логопедического занятия «Звук С»
Звук Р — логопедическое занятие
Звук Р — постановка и автоматизация
Звук С — постановка и автоматизация
Звук Г — постановка и автоматизация
Звук Х — проблемы произношения и коррекция