Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации.
Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь.
Что такое конспект?
Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников.
Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования.
Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?
- По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
- Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
- Предварительно составьте план конспекта;
- Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
- Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
- Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
- Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
- Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
- Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
- Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.
Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.
Виды конспектов
Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:
- ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат.
- СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу.
- СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст.
- ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения.
Методы конспектирования
Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:
Метод Корнелла
Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.
Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.
Схематический метод
Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.
Метод таблиц
Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант.
Метод интеллект-карт
Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей.
Метод предложений
Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.
Метод индексов
Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.
Метод течения
Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.
Метод боксов
Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.
Метод нумерации
Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация.
Подпишитесь на нашу рассылку
Главные ошибки при составлении конспекта
- Потеря структуры и авторских особенностей текста;
- Чрезмерная краткость;
- Избыток вводных слов и эпитетов;
- Отсутствие связи записей, плана;
- Дословное повторение тезисов;
- Бессвязный пересказ текста;
- Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.
Как красиво оформить конспект: основные техники
Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.
Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.
Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.
Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.
10 лайфхаков
Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?
Полезные советы вне конкретных методов
Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:
- Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
- Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений.
- Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности.
- Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных.
6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов
В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.
- Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст.
- SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
- HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
- Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
- Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.
Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.
Во время учебного процесса студенту очень важно не только получить новые знания, но и прочно закрепить их в памяти. Качественно усвоить материал поможет грамотная работа над конспектом. Обычно под конспектом понимают быструю запись главных моментов лекции или краткое изложение информации, содержащейся в книгах.
Сегодня предлагаем ознакомиться с правилами составления разных видов конспектов и рассказываем о самых распространенных ошибках учащихся.
Содержание:
- Что такое конспект
- Какой объем должен иметь конспект
- Особенности составления конспекта
- Основные типы конспектов
- Общие рекомендации по написанию конспекта
- Правила работы с различными видами текста
- – Запись конспекта на лекциях
- – Конспектирование статей
- – Написание конспектов по книгам
- – Составление конспекта по параграфу
- – Работа над конспектом учебника
- Типичные студенческие ошибки
- Нужна ли проверка на плагиат?
- Способы повышения уникальности
- Учебный конспект – что это такое?
Что такое конспект?
Конспект – это сокращение чужого материала с выделением основных моментов. Обычно он представляет собой не просто текстовую запись. В правильно составленном конспекте присутствуют схемы, тезисы, цитаты, планы. Все эти элементы логически связаны между собой, помогая быстро восстановить в памяти необходимую для учебы информацию.
Студенты, обладающие навыками конспектирования, более эффективно усваивают знания. Поэтому учиться составлять конспекты правильно нужно с первого курса.
В начале каждого занятия опытный преподаватель обычно представляет его план, сообщает, о каких темах пойдет речь далее, записывает на доске новые термины, перечисляет книги для самостоятельной работы. Получив первоначальное представление о лекции, студенты настраиваются на работу и переходят к написанию конспекта.
Лектор излагает учебный материал, а слушатели фиксируют в своих записях ключевые моменты. Поначалу успевать за преподавателем довольно трудно. Со временем приходит опыт, учащийся легко выделяет главное, применяет много сокращений и символов вместо слов. Одни обозначения подсказывает преподаватель, а другие появляются у студентов сами.
К сожалению, довольно часто преподаватели бывают ограничены во времени. Учебного материала слишком много, и часов, отведенных для курса, не хватает. Учить студентов правильно готовить записи некогда, темп лекций становится напряженным. Более того, часть нужного материала приходится изучать только по книгам. Поэтому освоить принципы конспектирования учебников и лекций лучше самостоятельно.
Совет!
Каждый студент рано или поздно сталкивается с необходимостью написания уникальной работы. Быстро повысить уникальность текста любой сложности и выполнить проверку на плагиат можно на нашем сайте. Проверка выполняется с помощью преподавательской системы. Оригинальность достигается за счет специальной программы антиплагиат киллер. Она преобразует документ с помощью автоматического кодирования файла, оставляя неизменным текст. Результат впечатляет – за считанные секунды уникальность повышается до 90%. И переписывать при этом ничего не нужно, напишите нам сообщение и мы поможем.
Какой объем должен иметь конспект по теме
Главный принцип написания учебных конспектов – грамотное сокращение. Информация должна быть представлена в сжатой форме. Поэтому объем хорошо составленного конспекта обычно не превышает трети исходного материала.
Но это лишь общие правила. На практике четких ограничений по объему не существует. Например, некоторые студенты способны внимательно слушать, быстро записывая при этом практически все слова. Получается развернутый конспект, который будет полезен при подготовке к экзамену. Другие студенты пишут медленно или быстро устают от письма. Поэтому они стараются определить и зафиксировать только самое важное.
То есть, ориентироваться исключительно на объем не стоит. При составлении конспекта важно учесть другие моменты. Именно о них и пойдет речь далее.
Как красиво оформить конспект, основные техники
Для составления хорошего конспекта требуются внимание, сосредоточенность на теме и умение выделять главное. Но поддерживать хорошую умственную работоспособность в течение всего дня бывает непросто. А, значит, энергию необходимо грамотно распределять.
Так, если с самого утра студент взялся записывать за преподавателем каждое слово, скоро наступит усталость. Уже на второй или третьей паре внимание начнет рассеиваться, появится тяжесть в руках. Нормально конспектировать лекцию будет невозможно. Захочется пораньше уйти домой.
Переутомления на лекциях допускать нельзя. Важно научиться беречь свои силы и равномерно распределять нагрузку. Поэтому не стоит старательно записывать в тетрадь каждое слово лектора. Достаточно определить ключевые тезисы, которые помогут вспомнить весь материал. При этом очень важно сохранить все смысловые связи, стараясь не нарушать логическую последовательность элементов.
Нередко сэкономить усилия помогает небрежный почерк. Но здесь необходимо знать меру. Записи должны быть разборчивыми. Иначе, когда тема лекции начнет забываться, полностью восстановить смысл не получится.
Составить полноценный конспект без лишних усилий помогут популярные техники.
Создание майнд-карт
В центральной части листа обозначают тему и выделяют ее кружочком. Затем к этому ядру присоединяют блоки с важнейшей информацией по данной теме. Причем в блоках могут быть указаны не только термины, но и ассоциации, рисунки, символы, идеи.
Методика Корнелла
Страница для записей разделяется на три блока. Сначала проводят горизонтальную линию, отделив снизу примерно одну пятую листа. Затем с помощь вертикальной линии разделяют блок сверху. Причем правая его часть должна быть гораздо больше левой.
Справа конспектируют лекцию в обычном режиме. В левую колонку после завершения лекции вносят ключевые слова и основные идеи. А в нижнем блоке подводят итог, кратко сформулировав главную мысль конспекта. Причем откладывать работу надолго не стоит. Техника Корнелла должна быть реализована в течение 24 часов с момента заполнения правой колонки. Имея под рукой такие записи, можно моментально вспомнить весь материал по теме.
Важно! Сегодня многие студенты предпочитают скачивать готовые конспекты из интернета. Но важно помнить, что любую студенческую работу могут проверить на уникальность. Поэтому над текстом придется поработать. Успешно пройти проверку на плагиат помогут специальные методы описанные ниже.
Основные виды конспектов, оформление, план
В зависимости от объема, структуры и техники составления выделяют несколько основных видов конспектов.
- План-конспект . Эту разновидность конспекта можно назвать классической. Сначала делают общий план. Он включает несколько позиций, обычно 4-5. Затем каждый пункт раскрывают в основном содержании работы.
- Схематический план . Этот конспект отличается особой структурой. Он состоит из логически связанных между собой вопросов. На каждый вопрос дают несколько ответов. Таким образом, можно объединить весь текст краткими предложениями.
- Текстуальный конспект . Прежде всего, он рассчитан на самостоятельную работу с книгами. Из книги выписывают важные цитаты, а текст между ними заполняют ключевыми словами и краткими тезисами.
- Тематический конспект . Здесь определенную тему изучают с использованием разных источников. При этом сжато конспектируют идеи и точки зрения разных исследователей. Это помогает собрать большое количество информации и полностью охватить проблему.
- Свободный конспект . Он представляет собой запись лекций во время аудиторных занятий. Записывать под диктовку можно по-разному. Одни студенты применяют много сокращенных слов и даже условных обозначений. Другие прибегают к тезисам, выпискам, составлению плана. Для достижения максимального результата желательно использовать сразу несколько методов, помогающих ускорить запись информации.
Это был краткий обзор основных разновидностей конспекта. А теперь давайте поговорим о том, как правильно применять на практике различные варианты конспектирования.
Общие рекомендации по написанию конспекта: пошаговая инструкция
Научиться быстро и грамотно составлять информативные конспекты помогут несколько правил.
- Если речь идет о самостоятельной работе с учебником, перед началом конспектирования нужно получить общее представление о материале. Что касается лекций, то в первые 5 минут пары преподаватель обычно сообщает студентам, о чем будет рассказывать и акцентирует внимание на самых важных моментах.
- Облегчить написание конспекта по книге поможет составление плана или предварительная разработка структуры. А перед началом лекции план занятия должен предоставить студентам преподаватель.
- Очень важно выписывать больше тезисов и цитат. Они помогают легко воссоздать в памяти всю нужную информацию.
- Записывать под диктовку каждое слово преподавателя очень трудно. Лучше прослушать предложение до конца и зафиксировать в конспекте ключевое слово или фразу.
- Во время лекции преподаватели обычно разбавляют основную информацию комментариями. Это время можно эффективно использовать для записей.
- Не пытайтесь записывать каждое слово полностью. Ведь существует множество условных обозначений. Вместо «метр» нужно писать «м», вместо «сантиметр» – «см», и т.д.
- Также можно применять собственные сокращения, использовать интернет-сленг, рисунки или символы.
- В левой части страницы желательно оставлять небольшой столбец для примечаний. В нем отмечают ключевые мысли или вопросы, которые необходимо прояснить.
- Если в процессе лекции что-то было упущено и возникло непонимание, перебивать преподавателя нельзя. Зато в конце занятия все непонятные моменты нужно обязательно уточнить.
- Упустив во время лекции важную мысль, оставьте в конспекте место. А после пары не забудьте заполнить пробел.
Эти простые советы помогут записать всю необходимую информацию, не прилагая лишних усилий. А сейчас перейдем к особенностям составления конспекта в зависимости от вида исходного текста.
Правила работы с различными видами текста
Как повысить эффективность составления конспектов в зависимости от типа исходного текста? Прежде всего, для этого необходимо учитывать все описанные выше рекомендации, а также правильно подобрать для конкретного источника способ конспектирования.
Запись конспекта на лекциях, оформление конспектов в тетради
Во время аудиторных занятий чаще всего записи ведут в виде свободного конспекта. То есть, каждый студент старается зафиксировать как можно больше устной информации с помощью удобных для него способов. Эту популярную методику рекомендуется сочетать с составлением плана-конспекта. Обычно этот план предоставляет преподаватель. А студент во время лекции дополняет его своими краткими записями. Главное – сохранить логическую цепочку между ключевыми моментами текста.
Конспектирование статей
Для работы со статьями рекомендуется использовать два варианта конспекта – тематический и схематический. Первый вариант дает возможность объединять в один текст важнейшие моменты из разных статей и получить развернутую картину. Второй вариант помогает отделять мнения в различных статьях и добиваться большей объективности. То есть, у каждого из этих конспектов есть свои преимущества. И выбор остается за студентом. Но если необходимо сделать конспект быстро, то больше всего подойдет именно схематический вид, потому что текстуальная составляющая в такой работе сводится к минимуму. При помощи лаконичной вопросно-ответной цепочки нередко удается передать весь объем необходимой информации.
Написание конспектов по книгам
Во время работы над книгой лучше всего сочетать ведение текстуального конспекта со свободным. В этом случае можно не только зафиксировать весь необходимый материал, но и сделать процесс конспектирования более интересным. Здесь очень важно точно и кратко передать эмоциональную и выразительную основу произведения. Тогда, перечитывая конспект, студент сможет вернуться к тем ассоциациям, которые у него вызывала данная книга. В результате все позабытые детали с легкостью восстановятся в памяти.
Составление конспекта по параграфу
Для изложения смысла параграфа отлично подойдет свободный конспект. Исходного материала немного, поэтому конспектировать можно практически дословно.
Работа над конспектом учебника
Законспектировать целый учебник гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Все основные моменты, которые необходимо запомнить, в учебной литературе обычно выделяются. Именно их и нужно переносить в конспект. Главное – быть внимательным и ничего не пропустить.
Если же никаких выделенных положений в учебном пособии нет, на помощь придут навыки составления плана-конспекта. Тем более, что готовый план – содержание учебника – уже под рукой.
Таким образом, для разных типов исходного текста подходят разные варианты конспектирования. И если применять описанные выше рекомендации на практике, то можно без труда и лишних затрат времени составить емкий информативный конспект, который будет полезен в учебе. Главное – не допускать распространенных ошибок. О них поговорим дальше.
Типичные студенческие ошибки при написании конспекта
Неправильно составленный конспект может сыграть злую шутку. Поэтому очень важно постараться не совершать ошибок.
- Первые слова любого текста или лекции обычно служат лишь введением в тему. И тратить время на запись этих общих фраз не стоит.
- Не нужно записывать каждое слово лектора. Иначе будет трудно сконцентрироваться на главном. И очень быстро наступит усталость.
- Во время лекции нельзя пропускать ключевые идеи и термины. Если же что-то было упущено, в конспекте нужно оставить место. После занятия его можно будет заполнить, прояснив непонятные моменты у преподавателя или однокурсников.
- Пытаясь сэкономить время, некоторые студенты пишут неразборчиво, а потом сами не могут понять, что написали. Поэтому до самого конца учебного дня нужно сохранять нормальный почерк.
- Использовать для конспектов отдельные листы нежелательно. Потом их можно потерять. Но если так получилась, нужно в тот же день переписать информацию в тетрадь или хотя бы подклеить страницы.
Вот такие досадные ошибки многие студенты повторяют из года в год. Это может помешать образовательному процессу и снизить успеваемость. А ведь если задуматься, то избежать подобных ошибок не так уж и трудно. Поэтому учитесь на чужом опыте и будьте успешны в учебе. Помните, что правильно составленный конспект спасает от плохих оценок.
Нужна ли проверка на плагиат?
Записи, сделанные в тетради от руки, проверить программой-антиплагиатом невозможно. Но сегодня все чаще преподаватели требуют от студентов конспектировать учебный материал с помощью компьютера или планшета. Такие электронные конспекты, как и рефераты, обычно проходят проверку и могут повлиять на экзамен.
Поэтому скачав конспект из интернета, нужно обязательно позаботиться об уникальности. Определить процент оригинальности текста можно с помощью разных программ. Но лучше всего использовать преподавательскую систему . Обеспечить качественную проверку может только антиплагиат ВУЗ. В этом случае студент сразу же получает результаты проверки и видит, откуда были позаимствованы неуникальные фрагменты.
Способы повышения уникальности
Для повышения оригинальности текста можно переписать своими словами все позаимствованные предложения. Но такой способ подходит только для тех конспектов, где заимствований немного. Иначе придется перефразировать практически всю работу. А это огромная трата времени. Поэтому для неуникальных конспектов больше подойдет обработка специальной программой, об этом мы писали в статье про способы повышения уникальности текста и программу антиплагиат киллер. Принцип ее работы – автоматическая кодировка файла. После этого обнаружить в тексте плагиат не сможет ни одна система. С помощью такого метода можно добиться показателей уникальности 80 и даже 90 %.
Как видите, для составления хорошего материала студенты должны учитывать много факторов. Нужно определиться с видом конспекта и правильно подобрать методику. Важно научиться экономить время, писать сокращенно и выделять только главное. А в случае необходимости придется позаботиться и о высокой уникальности текста.
Остались вопросы или нужна помощь, есть замечания по данной статье пишите в комментариях будем рады подискутировать, так же подписывайтесь на наш канал или другие соц сети:
ПОДПИСАТЬСЯ I ИНСТАГРАММ I САЙТ I ВКОНТАКТЕ
Как записывать? Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.
Что учесть? Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.
В статье рассказывается:
- Что такое конспект и в чем его польза
- Виды конспектов
- Общие принципы конспектирования
- Как делать конспект
- 5 типичных ошибок в конспектировании
- Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
- Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое конспект и в чем его польза
Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.
Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.
Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:
- Лекции – это большой объем данных.
- Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
- Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.
Скачать
файл
Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.
Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.
Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.
Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.
Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.
Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.
Виды конспектов
Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:
- В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
- Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
- Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
- Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
- Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.
Общие принципы конспектирования
Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:
- Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
- Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 20939
- Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
- Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
- Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.
Как делать конспект
Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.
Лекции
Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.
Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.
Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.
Статьи
Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.
Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.
Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.
Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.
Книги
Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.
Только до 25.05
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.
Параграфа
Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.
Читайте также
Учебника
Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.
Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.
Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.
5 типичных ошибок в конспектировании
- Делать несколько дел одновременно
Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.
Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.
- Записывать все подряд
Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.
Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?
Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.
- Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью
В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.
Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?
Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.
Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.
Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».
Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.
- Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще
Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.
Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.
Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.
Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).
Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.
Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.
А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.
- Делать записи неаккуратно
Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.
В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.
А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.
Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.
Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.
Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.
- Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
- SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
- HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
- Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
- Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.
Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
Какой объем конспекта считается приемлемым?
Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.
Читайте также
Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.
Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?
Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.
Как выделять в конспекте главные идеи?
Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.
Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.
Зачем каждый раз перечитывать конспекты?
Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.
Откуда питать вдохновение?
Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.
Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.
Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!
В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.
Оглавление:
- Что такое конспект?
- «Рациональное» (скоростное) конспектирование
- Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
- Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
- Заключение
Что такое конспект?
Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).
Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).
«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).
Отличия конспектирования от стенографии
Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?
Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.
«Рациональное» (скоростное) конспектирование
«Корнельский метод конспектирования»
Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.
Схематический план
Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).
В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Пример корнельского конспекта
Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).
Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.
Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).
Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).
Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
План-конспект:
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.
Рисунок 3. Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
Текстуальный конспект:
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.
Заключение
Мы не ставили себе целью перечислить абсолютно все виды конспектов или перечислить все известных нам способы сокращения вербальной информации, которую произносит учитель или лектор. Что касается наших примеров, то они также не могут дать исчерпывающего представления о способах сокращения отдельных слов или их замене на условные обозначения. Поэтому мы призываем читателей активно обсуждать нашу статью и делиться своими «рецептами» составления конспектов в форме для комментариев. Идеального конспекта нет и быть не может. Перефразируя известного героя: больше конспектов, хороших и разных! Для отзывов и комментариев используйте форму ниже.
Автор: Михаил Земляков
Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.
Узнайте как развивать мышление и эффективнее обучаться на курсе Когнитивистика: развитие мышления.
На тренинге используются интерактивные игры, кейсы и упражнения, лучшие мировые тесты. Присоединяйтесь!
Ключевые слова:1LLL
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на заседании методического совета СПб ГБПОУ «СПАСК» Протокол №2 от «05» июля 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ врио директора СПб ГБПОУ «СПАСК» Т. Э. Степанова от «05» мая 2022 года |
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин Протокол №5 от «04» мая 2022 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению конспекта
к учебной дисциплине
ОУД.01. «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для специальностей
08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
08.02.07. Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,
вентиляции и кондиционирования воздуха;
07.02.01. Архитектура
Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «СПАСК» |
Разработчик: Назаренко С.Ф. преподаватель СПб ГБПОУ «СПАСК» |
Санкт- Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Что такое конспект? 4
Основные требования при написании конспекта 5
Алгоритм составления конспекта 5
Техники для составления конспекта 5
Основные виды конспектов 6
Как составить конспект (общие рекомендации) 7
Как правильно конспектировать статьи 8
Как сделать конспект по книге 8
Как написать конспект по параграфу 8
Как составить конспект по учебникам 8
Главные ошибки при составлении конспекта 9
Инструкция к пошаговому составлению конспекта 9
Литература и источники 10
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации содержат указания по отдельным аспектам языка, систематизируют формы контроля самостоятельной работы студентов во время занятий.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными дисциплинами общепрофессионального цикла и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению профессией.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном её изучении являются составление конспекта, тезисов, плана, аннотации.
Студент должен ознакомиться с государственными требованиями к уровню подготовки по дисциплине, изучить тему, законспектировать материал или составить опорную схему.
В процессе выполнения данных методических рекомендаций достигаются следующие цели:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Используя методические указания, студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:
- Создавать тексты в письменной форме;
- Кратко формулировать главную мысль каждой части;
- Различать элементы нормированной и ненормированной речи;
- Выделять в тексте логические законченные части;
- Пополнять словарный состав речи;
- Правильно и грамотно оформить проделанную работу.
Одним из самых полезных видов работ с целью сохранения полученных знаний является составление конспекта. Обычно конспект используется в качестве инструмента для записи лекций.
Однако существует несколько видов конспектов, которые предназначены для различных работ и текстов.
Что такое конспект?
Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.
Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений.
Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требования при написании конспекта
Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.
Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.
Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:
- Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.
- Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломаный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.
- Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.
Алгоритм составления конспекта
- Прочитайте текст целиком;
- Выделите в тексте логические законченные части;
- Кратко сформулируйте главную мысль каждой части;
- В каждой части выделите цифры, факты, выводы, уточняющие главную мысль;
- Кратко перескажите главную мысль или процитируйте текст источника;
- Проверьте сделанную работу.
Техники для составления конспекта
Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.
- Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый.
- В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.
- Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям. К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.
Основные виды конспектов
Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.
План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.
Как составить конспект (общие рекомендации)
В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения:
- Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
- Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
- Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
- Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
- Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
- Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
- Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
- Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
- Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.
Как правильно конспектировать статьи
Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.
В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.
Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический.
Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.
Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.
Как сделать конспект по книге
Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.
Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.
Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу.
Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.
Как написать конспект по параграфу
Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.
Как составить конспект по учебникам
В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.
Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.
Главные ошибки при составлении конспекта
Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего:
- Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
- Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
- Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
- Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.
Инструкция к пошаговому составлению конспекта
- Определите цель составления конспекта.
- Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
- Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.
- В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
- Составляя конспект, можно отдельные слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
- Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.
Литература и источники
Основные источники:
- Воителева, Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва : Академия, 2020. —320 с. — ISBN 978-5-4468-9397-3. — Текст: непосредственный.
- Воителева, Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва: Академия, 2020. —336 с. —ISBN 978-5-4468-9396-6. — Текст: непосредственный.
Дополнительные источники:
- Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : непосредственный.
- Голуб, И. Б. Русский язык : справочник / И. Б. Голуб. — Москва : КноРус, 2021. — 189 с. — ISBN 978-5-406-08602-5. — Текст : электронный // ЭБС КноРус [сайт]. — URL: https://book.ru/book/940199 (дата обращения: 02.05.2022). — Режим доступа: по подписке.
- Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471239 (дата обращения: 02.05.2022). — Режим доступа: по подписке.
- (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
- www.posobie.ru (Пособия).
- www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).