Как правильно составить конспект занятий с детьми

Алгоритм составления плана-конспекта занятия

      Цель занятия должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя занятие, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип занятия и его место в общеразвивающей программе.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание (по необходимости)).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога на всех этапах занятия.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.
  • Продумать оптимальный темп занятия, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов занятия.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания (по необходимости).

Современное занятие строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются   умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

План-конспект занятия

Ф.И.О. педагога

Дата

Тема занятия

Тип занятия

(таблица 1)

Продолжительность

занятия

Время всего занятия и сколько отводится на каждый структурный элемент.

Цель занятия

Образовательные задачи:

– обучающие;

– развивающие;

– воспитательные

(таблица 2)

Методическое оснащение занятия (таблица 3)

Оборудование: ТСО,ЭОР, материал:  демонстрационный, раздаточный.

Методы обучения (таблица 4)

Формы организации учебного процесса

(Групповая, индивидуальная, подгрупповая, парная)

Форма организации деятельности детей (таблица 5)

Виды детской деятельности

Например: игровая, коммуникативная, продуктивная и т.д.

Интеграция образовательных областей

Педагогические технологии

(если такие имеются)

Предварительная работа

(по необходимости)

Словарная работа

(по необходимости)

Структура и ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Название используемых ЭОР

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время (в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)

Этап актуализации знаний

Этап открытий новых знаний:

–  Проектная деятельность

– Постановка проблемы

– Выдвижение гипотезы

Закрепление знаний обучающихся

Рефлексия

Практическая работа

Подведение итогов занятия педагогом

Приложение к плану-конспекту занятия

Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ  к ЭОР

При составлении конспекта учебного занятия более подробно расписывается содержание теоретического материала занятия, намечаются контрольные вопросы, вопросы для беседы с детьми с указанием (в скобках) предполагаемых вариантов ответов, фразы диалогов (если присутствует персонаж). В конспекте также фиксируются формы и методы работы с детьми (например, работа по разгадыванию кроссворда должна включать не только указание количества человек, включенных в эту деятельность, сам кроссворд, но и его содержание (вопросы и ответы)). Все это сделает конспект более полным, доступным и понятным

Такая форма конспекта занятия присуща в основном всем направлениям деятельности. Значительно отличаются от них по своей структуре занятия, например по музыке Но независимо от этого все же «шапка» конспекта остается для всех единым требованием, изменяется соответственно только часть «Ход занятия».

Таким образом, подобное оформление конспекта занятия позволит педагогам не только правильно преподнести свое занятие, но и документально подтвердить свое мастерство при проведении открытых занятий (мероприятий), аттестации, при участии в различных конкурсах педагогического мастерства.

Таблица 1

Типы занятий

Тип занятия

Форма организации

Изучение и усвоение нового материала

лекции, объяснение, демонстрация и т. д.

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.;

Обобщение знаний, умений и навыков

самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.;

Комбинированное

учебное занятие со всеми элементами процесса обучения

Контрольное

итоговое

Таблица 2

Модель составления формулировки учебных задач

Наименование задачи

Слово для начала

формулировки задачи

На что может быть направлена

задача

Образовательная

Учить …

Формировать …

Способствовать …

Знакомить …

Обобщить …

Расширить представления …

– выполнять основные виды операций;

– представления о …;

– осознавать признаки понятий, технологию процессов;

– определять причинно-следственные связи, закономерности…;

– правила поведения …;

– и т. п.

Развивающая

Развивать …

Формировать …

Обогащать …

Систематизировать …

Обобщать …

Стимулировать …

– … умения и навыки;

– словарный запас детей;

– способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;

– сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

– двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

– познавательный интерес учащихся;

– …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая);

– самостоятельность обучающихся;

– способности к …;

– и т. п.

Воспитательная

Воспитывать…

Способствовать …

– нравственные, эстетические, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);

– общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.);

– коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т. п.).

Таблица 3

Варианты методического оснащения

Тип методического

оснащения

Наименование оснащения

Материально-техническая база

·  станки, машины;

·  инструменты, приспособления (ножницы, спицы, иглы, кисти…);

·  материалы (нитки, леска, клей, краски, т. д).

Дидактическое обеспечение

·  учебное пособие;

·  рабочая тетрадь;

·  сборник заданий;

·  словари, справочники…;

·  дидактические (настольные) игры;

·  плакаты;

·  таблицы;

·  технологическая карта;

·  образцы объекта труда;

·  образцы поузловой обработки изделий;

·  материалы для контроля знаний обучающихся (карточки-задания, тесты, кроссворды).

Таблица 4

Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому

Методы

Форма

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

Рассказ Объяснение Беседа Дискуссия Лекция Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.) Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т. д.)

Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

Упражнения Практическая работа Решение задач Моделирование объектов

Классификация методов обучения по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру

Методы

Содержание

Объяснительно-иллюстративный метод

Педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

Репродуктивный метод

Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога

Проблемный метод

Педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы

Частично-поисковый метод

Педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а обучающиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует

Исследовательский метод

Обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний

Таблица 5

Формы организации деятельности детей

Форма

Содержание

Традиционные

– Лекция – устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

– Семинар – форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

– Дискуссия – всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

– Конференция – собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

– Экскурсия – коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

– Экспедиция – поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

– Туристический поход – передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

– Учебная игра – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные

– Презентация предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

– Социодрама – сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

– Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

– Круглый стол – коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т. п.

– Чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

– День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

– Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

Структура и ход занятия:

1. Организационный момент:

– приветствие;

– заполнение журнала учета работы;

– проверка готовности обучающихся к занятию;

– настрой обучающихся на работу; доведение до детей плана занятия.

2. Этап актуализация знаний обучающихся (содержание, методы, средства). Этот раздел подчеркивает важность тех знаний, умений и навыков, которыми дети овладели в процессе прошлого занятия, при выполнении домашнего задания (где пригодятся). Иными словами у детей вырабатывается стимул к дальнейшей продуктивной деятельности, формируется мотив.

3. Этап открытий новых знаний (содержание, методы, средства).

4. Закрепление знаний обучающихся (содержание, методы, средства).

5. Рефлексия.

6. Практическая работа (название):

а) Вводный инструктаж педагога:

– сообщение названия практической работы;

– разъяснение задач практической работы;

– ознакомление с объектом труда (образцом);

– ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

– ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой);

– предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

– инструктаж по технике безопасности.

б) Самостоятельная работа обучающихся по учебно-технической документации.

в) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):

– формирование новых учений (проверка организованности начала работы обу чающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасно сти, санитарии, гигиены труда);

– усвоение новых знаний (проверка правильности использования обучающиися технологических карт и др. документации, инструктирование детей);

– целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);

г) Заключительный инструктаж педагога:

– анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

– разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;

– повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.

Инструктаж педагога по выполнению домашнего задания, если такое имеется (содержание, методы, средства).

7. Подведение итогов занятия педагогом:

– сообщение педагогом о достижении целей занятия;

– объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;

– сообщение о теме следующего занятия;

– задание обучающимся на подготовку к следующему занятию.

Уборка рабочих мест.

Приложение упрощённого варианта составления конспекта занятия.

                                             Конспект НОД

Тема

Цель

Задачи

Методы и приёмы

Материалы и оборудовние;литературно-музыкальное сопровождение

                                             Содержание НОД

№п/п

Элемент занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как правильно разработать конспект

 непосредственно образовательной
деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец
конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся
страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции
написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные
тенденции
развития дошкольников и быть методически грамотным.

Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например,
конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»).
Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно
образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст
(группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную
образовательную область
в процессе НОД и желательно интеграцию с другими
образовательными областями
, а также интеграцию детских видов
деятельности.

3. Указываются формы организации
коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная
деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она
запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование;
предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от
ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически
неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный
во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной
деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при
разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке
проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов
образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач
может быть много.

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной
деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной
группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить
в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти,
максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать»,
«формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие
педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду
только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон
«Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в
образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В
этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной
деятельности.

Вводная
часть

(мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в
познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой
ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный,
деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации,
проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения,
дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые
знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть
(рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи
которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также
помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе
НОД.

Памятка в оформлении написания конспекта

непрерывной образовательной деятельности в
ДОУ


В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
– сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
– раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
– продемонстрировать владение методами и приемами мотивации
учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности
обучающихся,
– проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и
конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.


Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.


Этапы       работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая
должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть
сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и
задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов
организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной
деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает
педагог).
Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра
(игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается
игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой
темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в
деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация,
вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы
этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе
с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается
вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной
ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на
основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового
знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации,
вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности
(действия).


Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в
типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое
знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует
индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка
ребенком своей деятельности по освоению нового.


Повторение и развивающие задания. Приводятся в конспекте по желанию
воспитателя.


Подведение итогов занятия; описание положительных действий
воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали,
где новое пригодится).


Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения
(полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной
деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:

ü   
социально-коммуникативное
развитие;

ü   
 познавательное
развитие;

ü   
 речевое
развитие;

ü   
художественно-эстетическое
развитие;

ü   
 физическое
развитие.

Интеграция
образовательных областей
: познавательное развитие и речевое
развитие;
Тип: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов: (если есть)
Предварительная работа: (если проводилась)
Оборудование и материалы: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Структура написания конспекта НОД в
соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)

Титульный лист:

 название
ДОО

вид
НОД

тема

возрастная
группа

Ф.И.О.
педагога полностью

 Должность

Возрастная
группа детей

Номер
группы

Название
и номер детского сада

(населенный
пункт и год написания)

         2
лист

Тип НОД: (занятия по 
сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия
по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные
(смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).

Вид НОД: (тематические,
комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Тема НОД:

Возрастная группа детей:

Программное содержание:

1.                
Обучающие
задачи:
ЧЕМУ
БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????

2.                
Развивающие
задачи:
ЧТО
БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И
РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ

3.                
Воспитывающие
задачи:

КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА
ДАННОМ ЗАНЯТИИ

Словарная работа:

Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в
активный и пассивный словарь.

Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря
включаются в активный через 2-3 занятия.

На занятиях по развитию речи обязательно вписываются
задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи»,
«Связная речь».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Предшествующая работа воспитателя:

Индивидуальная работа: какую
предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части
занятия планируется провести.

Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть
занятия в конспекте, в которую вы запланировали).

Структура и методические приемы НОД:

1.                
Вводная
часть – 3 мин. Например:

А) чтение
стихотворения

Б)
наблюдение

В)
словесная дидактическая игра и т.д.

    2. Основная часть – 15 мин.

Например:

        А) беседа о погодных явлениях

        Б) рассматривание календаря погоды

        В) составление рассказа о погоде

        Г) называние детьми поговорок о погоде

        Д) дидактическая игра и т.д.

    3. Заключительная часть – 2 мин.

Например:

        А) чтение рассказа

        Б) обобщение воспитателя

        В) анализ занятия

Организация детей на НОД:

Ход занятия: Ход занятия
пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде
говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.

Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить
какие-то действия, это указывается в конспекте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК ПИСАТЬ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Указания к составлению конспекта занятия

(за основу взяты дисциплины «Методика развития речи», «Логопедия»)

Подготовка к составлению занятия:

1. Определить программное содержание (в коррекционных методиках цели или задачи) занятия, опираясь на:

· программу воспитания и обучения детей (непосредственно разделы «развитие речи» и «ознакомление с окружающим»);

· ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;

· время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.);

· дефект речевого развития детей;

· уровень развития детей, входящих в группу;

· ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком;.

Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.

2. необходимо сформулировать программное содержание (для конспекта по логопедии – цели или задачи), которое, как и на всех видах занятий будет включать в себя три вида основных задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная (на логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи – коррекционная).

Логичнее начинать формулировать задачи в логопедических конспектах с коррекционной, в других с образовательной:

1. Коррекционные (указывается работа над ведущим (первичным) дефектом или раскрывается основная цель этапа коррекционной работы. Пример:«Совершенствовать умение употреблять звук «р» в словах и фразах».

2. Образовательные (здесь мы можем расширять знания, обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки.Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».

3. Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР, развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, чаще развивают психические процессы – зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).

4. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы».

o Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов и не менее 4-х для логопедического конспекта.

o При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).

o Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).

o Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» – ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» – правильный вариант).

o Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» – ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» – правильный вариант).

o Избегать при формулировке задач слов:

ü «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д. Подбираем наиболее точный глагол;

ü «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону процесса развития, без участия педагога.

3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следует подобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.

4. Следующий шаг – подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Последнее, что необходимо предусмотреть, так это –индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

Сообщение цели занятия.

o На одном занятии во вводной части могут присутствоватьне все выше перечисленные компоненты;

o очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

o при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой Iначало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифройII начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует.

o Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

o Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

o По мере утомления детей проводится физкультминутка,которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

o Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

o Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть – итоговая. (до 3 –5 минут) Включает в себя:

Обобщение, = вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

– Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

– Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифройIII начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует.

После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме.

o Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Вначале конспекта или на титульном листе указать:

v Методику (предмет) по которой составлен конспект. Пример: логопедия; или методика развития речи.

v Раздел методики (нарушение речи для логопедического конспекта.Пример: дислалия, или развитие связной речи.

v Вид занятия (этап коррекционной работы). Пример: составление описательных рассказов по картине или этап автоматизации в словах и фразах.

v Тема занятия + сюжет. Пример: пересказ сказки «Заюшкина избушка» / «Развеселим Зайку» или (при дислалии указываем звук над которым работаем) «Звук «р» / «Помощь Незнайке».

v Возрастная группа детей. Пример: старшая группа.

v Индивидуальное или подгрупповое занятие. Пример: фронтальное занятие.

v Автор конспекта + группа, курс, университет/колледж или координаты, где конспект был взят. Пример: Иванова И.И. 303 гр., 3 курс, педагогический колледж ДВГУ; или Гербова Л.Д. кн. «Развитие речи детей» стр. 64.

Далее или на втором листе должны быть указаны:

ЦЕЛИ (если конспект логопедический) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ (если конспект по иным методикам):

Коррекционная (само это слово писать не следует)

1. …

2. …

3. …

Образовательная (само это слово писать не следует)

1. …

2. …

3. …

Развивающая(само это слово писать не следует)

1. …

2. …

3. …

Воспитательная(само это слово писать не следует)

1. …

2. …

3. …

П О Д Г О Т О В К А К З А Н Я Т И Ю

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Пример: «Заучивание чистоговорок со звуком «р»».

МАТЕРИАЛ:

Раздаточный:Пример:

1. Зеркала – 10 шт.

2. Мягкая игрушка «Котёнок» 1 шт.

3. Карандаши зеленые и синие – по количеству детей.

4. Изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, баран.

Демонстрационный:

1.Воздушный шар – 1 шт.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: указываются имена детей и вид работы, в котором данные дети будут обязательно задействованы. Пример:«Миша К. – качество произношения звука «р» в начале предложения; Дима О. – следить за интонацией при выражении благодарности за услугу».

ПЛАН (для плана занятия или для плана-конспекта) ХОД РАБОТЫ (для уже проведенного занятия):

I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ(организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).

II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ (последовательное решение всех поставленных задач).

III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).

Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – это документ, определяющие нормы и требования, обязательное содержание образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень усвоения программы выпускников ДОУ, а также основные требования к обеспечению процесса образования. С введением ФГОС ДО меняется подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательная игра с детьми, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Вступает в силу модель сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Непрерывная образовательная деятельность — основная форма обучения в детском саду. Систематическое обучение во время непрерывной образовательной деятельности — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая деятельность – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Она должна быть современная – это и совершенно новая, и не теряющая связи с прошлым, одним словом – актуальная на сегодняшний день.

Скачать конспект

Принципиальное отличие современного подхода – это ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Для того, чтобы конспект, план – конспект или технологическая карта планируемого занятия был эффективным помощником нужно начать с правильного оформления – этого документа, так как это основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность. Здесь необходимо отразить современные тенденции развития дошкольников.

Итак, приступим к оформлению:

Титульный лист (сверху – вниз)

Указываем (выравнивание по центру):

  • полное название учреждения или сокращенное (утверждённое) название ДОУ;
  • интеграцию образовательных областей (ОО), если она присутствует, с указанием названий этих областей или конкретную ОО (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию);
  • возрастную группу;
  • тему вашего НОД;

(выравнивание по правому краю):

  • составитель (с указанием квалификационной категории (по желанию);
  • ФИО воспитателя (можно инициалы или полностью);

(выравнивание по центру)

  • город;
  • год (важно).

Структура конспекта.

1) Ставим цель занятия.

Цель – это конечный результат, то, к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Цель одна!

Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

2) Формулируем задачи (их может быть много, но не более 5, так как большее количество задач сложно реализовать в ходе одного занятия).

Стремиться к триединству задач, а именно разбивать их по группам:

  • Обучающие;

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

  • Развивающие;

Развитие — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме (Что делать?): закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.

Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о каком-то явлении, а что именно дети узнают (закрепляют) в рамках данного занятия).

  • Воспитывающие.

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений ( «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

3) Планируем результат – это то, к чему мы стремимся и как правило более высокое, чем поставленные задачи 1-3 предложения);

4) Продумываем материально-технические ресурсы:

Технические средства обучения:

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в НОД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал:

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал: Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

5) Описываем предварительную работу (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.). Помните, что ваш конспект должен быть универсальным средством, которое будет понятно и другим педагогам, в случае транслирования вашего опыта в публикациях)

6) Разрабатываем методы, приёмы применения той или иной современной педагогической технологии (в ходе НОД): Игровой, наглядный, экспериментально — практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная или дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа. Возможен и дифференцированный подход, в том числе с участием родителей в НОД (если это необходимо).

7) Указываем, какую словарную работу провели перед проведением НОД (активизация словаря в ходе занятия);

Требования к содержанию НОД по ФГОС ДО:

  • соответствие с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • интересное для детей, доступным, в меру сложным,
  • направленность не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей,
  • формирование новых представлений;
  • продумывание единой линии содержания (по возможности);
  • практическое направление (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • реализация гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

В рабочем плане-конспекте НОД необходимо учитывать следующие моменты:

этап занятия, структурные компоненты деятельности, ход занятия, деятельность педагога, деятельность детей, время (минут). Всегда ориентироваться на ряд задач, которые приведут к реализации цели, путём выполнения на каждом моменте занятия. Далее структура конспекта очень проста, выравниваем по центру заголовок «ХОД НОД» и делим его на 3 части:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

< Предыдущая   Следующая >

«Форма и структура написания плана – конспекта занятия в ДОУ по ФГОС»

С введением ФГОС дошкольного образования  изменился подход, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Наряду с  традиционными занятиями, построенными в логике учебной модели, проводятся занятия в   форме увлекательной совместной деятельности, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится где-то  «помощником», а где-то «координатором» или «наставником», а где-то непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Новые  подходы, к организации и проведению занятий  с детьми естественным образом влекут за собой изменения в оформление сопровождающих образовательный процесс методических материалов, а именно конспектов.

Большинство педагогов, не придаёт этому значение, продолжая писать конспекты в виде длинных текстов, где в основном описывается деятельность педагога («воспитатель рассказывает», «воспитатель предлагает» и т.д.). Такая устаревшая форма конспекта не даёт полного и целостного представления о совместной деятельности взрослых и детей на занятии:

  • соблюдение структуры занятия;
  • смена видов детской деятельности;
  • смена форм организации детей;
  • соотношение совместной и самостоятельной детской деятельности;
  • плотность занятия;
  • адекватность форм организации, методов и приёмов поставленным задачам и т.д.

В конспекте педагоги размещают стихи, загадки, игры и прочие материалы, которые увеличивают объём конспекта в разы и затрудняют восприятие и понимание сути (ядра) самого мероприятия. Гораздо целесообразней было бы эти материалы оформить в виде приложения к конспекту.

Кроме того существует проблема определения цели и задач занятия –  педагоги часто путают эти понятия; дают своим мероприятиям названия не отражающие ни сути, ни цели педагогического взаимодействия.

         В связи с этим, возникает острая необходимость прийти к общему пониманию логики оформления конспектов.  Важно выработать единую форму, которая была бы не только информативной, т.е. давала бы точное представление о содержании деятельности как, педагога так и детей на занятии,   но и уже на стадии составления конспекта помогла педагогу сориентироваться в  ключевых моментах педагогического мероприятия для грамотного его построения.

Структура конспекта

Цель  

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к  достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.
  5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД.

То, что предлагает взрослый, ребенку обязательно должно быть интересно для него, а осмысленность для ребёнка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими

Развивающими

Воспитывающими

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

Развитие  – развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Технические средства обучения

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в ООД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Предшествующая работа

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.

Предварительная работа

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

Словарная работа

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Далее содержание образовательной деятельности описывается в таблице, которая называется план-конспект.  

Образец:                             План – конспект

Части

занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

деятельности, приёмы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Задачи

I

Вводная часть

Мотивация, создание проблемной ситуации

900 – 903

Приветствие

Игра «…»

Воспитатель предлагает…

Дети стоят стайкой (в кругу, сидят на ковре и т.д.)

Какие

задачи

решаются

в этой

части

занятия –

создать доброжелательное настроение,

вызвать интерес к предстоящей деятельности

и т.д.

Сюрпризный момент:

«Кукла Маша пришла в гости к ребятам…»

II

Основная часть

1.Совместная и деятельность

903– 908

2. Самостоятельная деятельность

908 – 912

Динамическая пауза «Зоопарк»

3. Совместная и деятельность

912 – 916

4. Самостоятельная деятельность

916– 920

III

Заключительная

часть

Рефлексия (анализ собственной деятельности)

920 – 922

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание : цель, задачи

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Структура занятия в виде плана – конспекта

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Типы занятий:

  1. Занятия, по сообщению новых знаний.
    2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
    3. Занятия по обобщению и систематизации.
    4. Итоговые.
    5.Учетно-проверочные.
    6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
    7. Комплексные.
    8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Добавить комментарий