Как правильно составить конспект занятия в детском саду по фгос образец

Козаренко Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Алгоритм оформления конспекта НОД в соответствии с ФГОС ДО

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД.  Давайте вспомним, как это делается. Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «……………..» для детей старшего дошкольного возраста.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора и его должность, № группы.
Внизу титульного листа, посередине пишется город, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель?

Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п.

Цель и задачи занятия заменяют программное содержание.

Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.


Задача
– то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают: 
1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем обучить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.  

2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).
3. Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась
предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)

Указываются формы организации коллективной деятельности  (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).


Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на НОД (если имеет место).

Материалы и оборудование: перечисляется какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Например:
I. Вводная часть – 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть – 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) физическая минутка;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми осенних примет и поговорок об осени;
е) дидактическая игра «С какого дерева лист»… и т.д.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)   – 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
И, наконец, начинается описание хода НОД.
Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Ход НОД:
1. Чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
Воспитатель: «Дети, а хотите, я вам прочту стихотворение А.С. Пушкина «Осень»?»
Дети: «Да, хотим!»
Воспитатель: «
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает…»
Итак далее по всем пунктам структуры НОД.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта НОД следующая:
Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с
Цели, если без титульного листа, то выглядит следующим образом:

Тема: «Снежинки за окном» ( Times New Roman 16)
(Средняя группа № 1 , Иванов И.И.)
( Times New Roman 14)
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Предварительная работа:
Методы и приемы
:
Материалы и оборудование:
Структура НОД:
I. Вводная часть:

II. Основная часть:
III. Заключительная часть:

Ход НОД:

Как правильно разработать конспект

 непосредственно образовательной
деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец
конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся
страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции
написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные
тенденции
развития дошкольников и быть методически грамотным.

Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например,
конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»).
Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно
образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст
(группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную
образовательную область
в процессе НОД и желательно интеграцию с другими
образовательными областями
, а также интеграцию детских видов
деятельности.

3. Указываются формы организации
коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная
деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она
запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование;
предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от
ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически
неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный
во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной
деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при
разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке
проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов
образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач
может быть много.

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной
деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной
группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить
в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти,
максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать»,
«формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие
педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду
только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон
«Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в
образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В
этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной
деятельности.

Вводная
часть

(мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в
познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой
ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный,
деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации,
проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения,
дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые
знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть
(рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи
которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также
помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе
НОД.

Памятка в оформлении написания конспекта

непрерывной образовательной деятельности в
ДОУ


В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
– сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
– раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
– продемонстрировать владение методами и приемами мотивации
учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности
обучающихся,
– проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и
конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.


Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.


Этапы       работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая
должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть
сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и
задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов
организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной
деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает
педагог).
Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра
(игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается
игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой
темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в
деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация,
вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы
этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе
с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается
вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной
ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на
основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового
знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации,
вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности
(действия).


Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в
типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое
знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует
индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка
ребенком своей деятельности по освоению нового.


Повторение и развивающие задания. Приводятся в конспекте по желанию
воспитателя.


Подведение итогов занятия; описание положительных действий
воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали,
где новое пригодится).


Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения
(полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной
деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:

ü   
социально-коммуникативное
развитие;

ü   
 познавательное
развитие;

ü   
 речевое
развитие;

ü   
художественно-эстетическое
развитие;

ü   
 физическое
развитие.

Интеграция
образовательных областей
: познавательное развитие и речевое
развитие;
Тип: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов: (если есть)
Предварительная работа: (если проводилась)
Оборудование и материалы: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Структура написания конспекта НОД в
соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)

Титульный лист:

 название
ДОО

вид
НОД

тема

возрастная
группа

Ф.И.О.
педагога полностью

 Должность

Возрастная
группа детей

Номер
группы

Название
и номер детского сада

(населенный
пункт и год написания)

         2
лист

Тип НОД: (занятия по 
сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия
по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные
(смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).

Вид НОД: (тематические,
комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Тема НОД:

Возрастная группа детей:

Программное содержание:

1.                
Обучающие
задачи:
ЧЕМУ
БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????

2.                
Развивающие
задачи:
ЧТО
БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И
РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ

3.                
Воспитывающие
задачи:

КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА
ДАННОМ ЗАНЯТИИ

Словарная работа:

Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в
активный и пассивный словарь.

Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря
включаются в активный через 2-3 занятия.

На занятиях по развитию речи обязательно вписываются
задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи»,
«Связная речь».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Предшествующая работа воспитателя:

Индивидуальная работа: какую
предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части
занятия планируется провести.

Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть
занятия в конспекте, в которую вы запланировали).

Структура и методические приемы НОД:

1.                
Вводная
часть – 3 мин. Например:

А) чтение
стихотворения

Б)
наблюдение

В)
словесная дидактическая игра и т.д.

    2. Основная часть – 15 мин.

Например:

        А) беседа о погодных явлениях

        Б) рассматривание календаря погоды

        В) составление рассказа о погоде

        Г) называние детьми поговорок о погоде

        Д) дидактическая игра и т.д.

    3. Заключительная часть – 2 мин.

Например:

        А) чтение рассказа

        Б) обобщение воспитателя

        В) анализ занятия

Организация детей на НОД:

Ход занятия: Ход занятия
пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде
говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.

Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить
какие-то действия, это указывается в конспекте.

«Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС»

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему«…»

для детей ___ группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания.

Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.

Алгоритм постановки цели:

1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.

5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей – при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.

И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспектавыглядит следующим образом:

1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей

2. Программное содержание

(обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

3. Словарная работа.

4. Оборудование занятия.

5. Демонстрационный материал.

6. Раздаточный материал.

7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.

8. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

9. Индивидуальная работа с детьми на НОД

(какая, с кем, в какой части занятия).

10. Структура занятия и методические приемы.

11. Организаций детей на занятии.

12. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий:

1. Занятия, по сообщению новых знаний.

2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

3. Занятия по обобщению и систематизации.

4. Итоговые.

5. Учетно-проверочные.

6. Комбинированные (смешанные, объединенные).

7. Комплексные.

8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:

1) чтение о птицах;

2) коллективное рисование птиц;

3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – это документ, определяющие нормы и требования, обязательное содержание образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень усвоения программы выпускников ДОУ, а также основные требования к обеспечению процесса образования. С введением ФГОС ДО меняется подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательная игра с детьми, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Вступает в силу модель сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Непрерывная образовательная деятельность — основная форма обучения в детском саду. Систематическое обучение во время непрерывной образовательной деятельности — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая деятельность – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Она должна быть современная – это и совершенно новая, и не теряющая связи с прошлым, одним словом – актуальная на сегодняшний день.

Скачать конспект

Принципиальное отличие современного подхода – это ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Для того, чтобы конспект, план – конспект или технологическая карта планируемого занятия был эффективным помощником нужно начать с правильного оформления – этого документа, так как это основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность. Здесь необходимо отразить современные тенденции развития дошкольников.

Итак, приступим к оформлению:

Титульный лист (сверху – вниз)

Указываем (выравнивание по центру):

  • полное название учреждения или сокращенное (утверждённое) название ДОУ;
  • интеграцию образовательных областей (ОО), если она присутствует, с указанием названий этих областей или конкретную ОО (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию);
  • возрастную группу;
  • тему вашего НОД;

(выравнивание по правому краю):

  • составитель (с указанием квалификационной категории (по желанию);
  • ФИО воспитателя (можно инициалы или полностью);

(выравнивание по центру)

  • город;
  • год (важно).

Структура конспекта.

1) Ставим цель занятия.

Цель – это конечный результат, то, к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Цель одна!

Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

2) Формулируем задачи (их может быть много, но не более 5, так как большее количество задач сложно реализовать в ходе одного занятия).

Стремиться к триединству задач, а именно разбивать их по группам:

  • Обучающие;

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

  • Развивающие;

Развитие — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме (Что делать?): закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.

Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о каком-то явлении, а что именно дети узнают (закрепляют) в рамках данного занятия).

  • Воспитывающие.

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений ( «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

3) Планируем результат – это то, к чему мы стремимся и как правило более высокое, чем поставленные задачи 1-3 предложения);

4) Продумываем материально-технические ресурсы:

Технические средства обучения:

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в НОД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал:

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал: Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

5) Описываем предварительную работу (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.). Помните, что ваш конспект должен быть универсальным средством, которое будет понятно и другим педагогам, в случае транслирования вашего опыта в публикациях)

6) Разрабатываем методы, приёмы применения той или иной современной педагогической технологии (в ходе НОД): Игровой, наглядный, экспериментально — практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная или дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа. Возможен и дифференцированный подход, в том числе с участием родителей в НОД (если это необходимо).

7) Указываем, какую словарную работу провели перед проведением НОД (активизация словаря в ходе занятия);

Требования к содержанию НОД по ФГОС ДО:

  • соответствие с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • интересное для детей, доступным, в меру сложным,
  • направленность не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей,
  • формирование новых представлений;
  • продумывание единой линии содержания (по возможности);
  • практическое направление (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • реализация гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

В рабочем плане-конспекте НОД необходимо учитывать следующие моменты:

этап занятия, структурные компоненты деятельности, ход занятия, деятельность педагога, деятельность детей, время (минут). Всегда ориентироваться на ряд задач, которые приведут к реализации цели, путём выполнения на каждом моменте занятия. Далее структура конспекта очень проста, выравниваем по центру заголовок «ХОД НОД» и делим его на 3 части:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

< Предыдущая   Следующая >

Методическая рекомендация для воспитателей

Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Предлагаю вспомнить, как это делается. Начнем мы с титульного листа.

Сверху титульного листа указывается полное название дошкольной организации. Посередине листа пишется тема конспекта, образовательная область, возрастная группа. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора, его должность, № группы. Внизу титульного листа, посередине пишется город, а еще ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель рекомендуется определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. Задачи формировать глаголом в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. д.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели бывают:

Обучающие (пишется, чему будем обучать детей на данном занятии). Запомни глагол «учить» не писать. Грамотнее писать – способствовать, формировать умение, создавать условия, развивать и т. д.

Развивающие (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).

Воспитывающие (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).

Помните, что каждая новая задача пишется с новой строки.

После задач прописываем, какая велась предварительная работа с детьми (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.).

Следующее что прописываем – методы и приемы (игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т. д.).

Дальше мы прописываем материалы и оборудование – перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).

Затем указываем демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, но и указываются их авторы, количество, размер.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее описывается структура занятия. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Структура занятия состоит из 3 частей:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 15 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

Время занятия зависит от возраста группы.

И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Надеюсь, эта методическая рекомендация поможет всем воспитателям, особенно молодым, которые только начинают свой путь.

Добавить комментарий