Как правильно составить конструкт занятия в доу по фгос

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский
сад №65 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

«Методические рекомендации по
составлению

конструктов образовательной
деятельности в ДОУ

в соответствие с ФГОС ДО»

Составитель:

 старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад №65» г.Сыктывкара

 Ярукова О.В.

Сыктывкар, 2018г.

«Методические
рекомендации по составлению конструктов  образовательной деятельности в ДОУ в
соответствие с ФГОС ДО»

1.В
конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный
интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.

2.Титульный
лист конспекта содержит:

  • Полное
    наименование организации по уставу (вверху, посередине);
  • Название
    мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми
    старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий 
    образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на
    тему:…(по центру, по середине);

Образовательная область:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • ФИО
    педагога, должность, квалификационная категория (если есть);
  • 2018-2019
    учебный год (внизу, по центру).

3. В ходе написания конструкта  педагогу необходимо:
*сформулировать цели и задачи ОД и ее отдельных
этапов,

*раскрыть структуру и предметное содержание ОД,
*продемонстрировать владение методами и приемами
мотивации воспитательно-образовательной деятельности, организации
образовательной деятельности обучающихся,

*проиллюстрировать примерами учет индивидуальных
особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет
проводиться ОД.

4.Основные
составляющие конспекта:

  • тема
    ОД;
  • цель
    педагогической деятельности;
  • определение
    задач как системы промежуточных результатов, конкретизирующих достижение
    педагогом цели ОД;
  • Активизация
    словаря:
  • Предварительная
    работа:
  • Развивающая
    предметно-пространственная среда:
  • Используемые
    технологии (методы):
  • Список
    литературы:
  • Описание
    содержания ОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых
    результатов;
  • Подведение
    итогов.

1.Цель
деятельности
: является конечным результатом работы с детьми. Используются
глаголы:
 совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация,
обогащение, создание условий. (окончание на «ИЕ»)

  • направленность
    цели на ожидаемый и диагностируемый результат ОД;
  • соответствие
    цели ОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям
    воспитанников данного возраста;
  • реальность
    выполнения поставленной цели в течение ОД;
  • представление
    задач ОД как системы действий педагога по достижению цели;

2.Задачи по
отношению к цели являются средствами, с помощью которых реализуется
обозначенная на занятии цель, другими словами через формулировку задач должно
быть видно, как решается цель.

  • В
    конспекте необходимо указать образовательные (ую), развивающие
    (ую) и воспитательные (ую) задачи (задачу).
      Образовательную ,
    т.е. чему будем обучать (учить НЕ писать), развивающая , т.е. закреплять,
    уточнять…, развивающая, те.е какие этические, эстетические,
    морально-волевые качества будут развиватоься.Рекомендуется задачи формировать
    глаголом в неопределенной форме:
     закрепить, обобщить,
    формировать, развивать, воспитывать, упражнять, стимулировать,
    содействовать, создавать условия и т.д.
  • Задачи
    должны быть четкими и конкретными (не просто расширить (закрепить)
    представления детей о зиме
    , а что именно дети узнают (закрепляют) о
    зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих
    задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких
    конкретно (перечислить).

3.Активизация
словаря: 
расписать новые слова и словосочетания,
которые вводятся в активный словарь детей.

4.Предварительная
работа:

  • Чтение
    художественной литературы (указать автора, наименование произведения);
  • Беседы,
    ситуативные разговоры (указать тему, цель)
  • Игры
    (название)
  • Прослушивание
    музыкальных произведений (указать название) и др.

5.
Развивающая предметно-пространственная среда
 включает
в себя: (оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, реквизит,
используемые материалы, мизансцены).

6.Используемые
технологии (методы):


ИКТ-технологии


здоровьесберегающие

-игровые,
социоигровые


ТРИЗ

-проблемное
обучение и т.д.

В
технологиях расписать методы и приёмы, игры.


7. Список литературы
 писать в соответствии с
правилами библиографии. ПриказФедерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 28 апреля 2008 г. №
95-с «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации
ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу».


8. Описание содержания ОД и
способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов. В ОД 3
этапа работы:

Вводная часть

Необходимо отразить, как обеспечивается:

– психологический настрой на предстоящую деятельность,

– организация направленного внимания,

– мотивация предстоящей деятельности (знакомство детей с
особенностями и задачами предстоящей деятельности, создание проблемной
ситуации),

– актуализация имеющихся знаний, представлений, по
возможности установление связи с прошлым опытом детей.

Указать (описать), какой мотив используется, как дети
привлекаются к пониманию стоящей перед ними задачи (цели), и тому, что в
соответствии с этим необходимо сделать. Если используется игра рабочего
настроя, то указать какая и в чем ее суть (цель).

Переключение
внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, либо
просто сконцентрировать внимание детей любым способом, например, упражнение на
внимание, эмоционально-психологический настрой.  

Необходимо
остановится на мотивации занятия

1.     Познавательный
мотив 
– основа любознательности ребенка, когда ему интересно узнать.
Видно по поведению ребенка, что ему это нужно, важно.

2.     Мотив
доброжелательных отношений
 – хочется дружить со
сверстниками и воспитателями.

3.     Деятельностный –
ребенку нужно чем-то заняться.

Игровой
– присутствие игрушки + помощь или игрушка-эрудит (приходит Незнайка и просит
помочь).

Если
приходит игрушка и просит нас о помощи, то какой мотив, мы включаем у
ребёнка?
(либо доброжелательный, либо деятельностный). Этот мотив лучше
использовать на младших детях, чем старше дети, тем он менее действенен.

1.     Мотивация
общения в условиях помощи взрослому (не нужна игрушка, воспитатель сам ставит
вопрос «Вы мне поможете» или «Я этого не знаю»)

Например:
Вы знаете, ребята, я не понимаю чем отличается сибирское чаепитие от японского?
Сама ставлю вопрос и говорю, что чего-то не понимаю. И не отвечаю за детей,
задаю наводящие вопросы. Какой мотив двигаем у ребенка? (либо
деятельностный, либо доброжелательность)

2.     Мотивация
личной заинтересованности
 – это высший пилотаж.
Если вы её на занятиях активизируете, то вы большая умница (мотивация личной
заинтересованности «Кто хочет поиграть?») Попробуйте поиграть с детьми пока вас
никто не видит, сказать им утром, кто хочет позаниматься, убираем игрушки, а
кто не хочет, можете продолжать играть).

В основной части решаются главные задачи деятельности, создаются условия
для активной деятельности детей.

Здесь необходимо указать виды деятельности, которые
используются (дидактическая игра (упражнение), динамическая пауза,
самостоятельная работа детей по…, опытно-экспериментальная деятельность детей,
рассматривание, беседа и т.д.), методические приемы, формы организации детей.

Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая
ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе
которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой
(актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в
деятельности ребёнка не возникало затруднений.

Затруднение в игровой ситуации. В конце игры
должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей,
которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). 
Выдвижение
различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не
оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а
предлагать что-то сделать на выбор.

 Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми
определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод,
что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Открытие нового знания или умения. Педагог с
помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей
приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети
возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый
способ деятельности (действия).

Заключительная часть: должно быть отражено содержание, направленное:

  • на закрепление и обобщение того, что узнали, чему
    научились дети (планируются соответствующие упражнения, игры),
  • на оценку результатов занятия, привлечению детей к
    взаимооценке и самооценке (указать, как подводится итог занятия, на что
    при этом обращается внимание – указанное содержание должно быть
    направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от
    качества осуществления работы (с учетом специфики вида деятельности,
    уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).
  • Положительным моментом является наличие в заключительной
    части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование
    полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной
    деятельности.

   Н-Р: Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества
усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного
ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое
знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с
помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому
помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились …,
узнали …».

   Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки
(для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния,  для
старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

С
целью соответствия критериям «Компетентность педагога в методах работы с
детьми» (уровень методической грамотности и самоанализа) 
необходимо:

  • за счёт чего поддерживается интерес детей на
    протяжении всего занятия,
  • какие требования здоровьесберегающей технологии
    выполняются,
  • как активизируется познавательная деятельность
    детей,
  • какие условия создаются для развития умений детей
    взаимодействовать, организовать общение, направленное на решение
    познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций,
  • какие приёмы, вопросы, ситуации создаются для
    овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
    классификация, обобщение, абстрагирование, сериация, конкретизация и
    т.д.), развития психических процессов, творческих способностей, умений
    размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости,
    устанавливать причинно-следственные связи,
  • содержание, способствующее развитию у детей
    инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в
    зависимости от возраста детей),
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных
    форм работы, соответствие их возрасту детей,
  • умение выстроить систему взаимосвязанных
    вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос,
    решению проблемной ситуации,
  • обобщение ответов детей, вывод их на понимание
    сути содержания занятия.
  • содержание, направляющее детей на осуществление
    само- и взаимоконтроля.

Список
используемой литературы:

1. Венгер,
Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей
[Текст] / Л. Венгер, О. Дьяченко, Тарасова К. // Дошкольное воспитание.- 2007.
— № 2. — С.9-14

2.
Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст)/ Л.М.
Волобуева. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с.

3.
Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном
учреждении [Текст] / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. — М.: ВЛАДОС,2004. — 232с.

4. Вопросы
психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей [Текст]/ под ред.А.Н.
Леонтьева, А.В. Запорожца. — М.: Феникс, 2005. — 328 с.

5.
Воспитание и обучение детей в детском саду [Текст] / под ред. А.В.Запорожца,
Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 2001. — 372 с.

6.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С.
Выготский. — М.: Наука, 2001. — 112 с.

7.
Голицина, B. C.Система методической работы с кадрами в дошкольном
образовательном учреждении [Текст]/ B. C. Голицина. — М.: Скрипторий,2005. —
80 с.

8.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников(старшая и
подготовительная группы) [Текст] / Л.Г. Горькова. — М.: ВАКО, 2005.- 160с.

9.
Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,
организованного,самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного,
аккуратного [Текст]/ В.Н. Зимонина. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 304 с.

10. Интеллектуальное
развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособиедля студ. высш. пед. учеб.
заведений. [Текст] — М.: Академия, 2002. — 208 с.

11.
Ковальчук, Я.Н. Индивидуальный подход воспитанию ребенка [Текст]/ Я.Н.
Ковальчук. — М.: Наука, 2001. — 198 с.

12.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. —
М.: Педагогика, 2000. — 324 с.

13.
Лебедева, С.С. Управление инновационным дошкольным образовательнымучреждением в
условиях социального партнерства. Учебно-методическое пособие [Текст]/ С.С.
Лебедева, Л.М. Маневцова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144 с.

14.
Лисипа, М.И. Психология дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, А.И.Силвестру. —
Кишинёв: Высшая школа, 1993. — 395 с.

15.
Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельностиДОУ.
[Текст] / М.Д. Маханева, О.Л. Князева. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.

16.
Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ:технология
составления, концепция. [Текст] / Н.В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 144
с.

17.
Настольная книга воспитателя детского сада. [Текст] — Ростов н/Д.:Новый мир,
2004. — 336 с.

18.
Отечественные вариативные программы и педагогические технологиив практике
работы дошкольных учреждений Москвы [Текст] / сост. Т.К. Воробьева.- М.: Наука,
2004. — 196 с.

19.
Панько, Е.А. Повышение эффективности деятельности воспитателя детскогосада
[Текст] / Е.А. Панько. — М.: Наука, 1996. — 117 с.

20.
Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса вдошкольном
образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ [Текст] /
Л.И.Фалюшина. — М.: Бек, 2003. — 198 с.

21.
Филимонова, Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников (Текст]/ Н.И.
Филимонова // Дошкольное образование. — 2007. — № 4. — С.11-17

22. Ярин,
И.В. Антология мировой педагогической мысли [Текст] / И.В.Ярин. — М: Наука,
2004. — 351 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37»

 Консультация для  педагогов

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Подготовила: Мосейчук Алёна Валерьевна

воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «ДСКВ №37»

г.Братск, 2018г

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания.

Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается
предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

 В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей – при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается
описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.


Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Индивидуальная работа с детьми на НОД

(какая, с кем, в какой части занятия).

  1. Структура занятия и методические приемы.
  2. Организаций детей на занятии.
  3. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий: 


1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Как правильно составить конструкт НОД

08.02.2021

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конструкта непрерывной образовательной деятельности.

Просмотров всего: ,
сегодня:

Дата создания: 08.02.2021Хочу такой сайт

Дата обновления: 08.02.2021

Дата публикации: 08.02.2021

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Независимая оценка качества

Конструкт совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО
Тема: «Как победить Опечатку»

Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай» (киностудия «Созмультфильм», 1980г.).

Цель: Развитие у детей навыков совместной деятельности и коррекция эмоциональных реакций через взаимодействие в решении познавательно-речевых задач.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • закреплять навыки элементарного звукового анализа и синтеза слогов;
  • закреплять знание букв русского алфавита;
  • научить детей правильно понимать и выражать свои эмоции.

Развивающие задачи:

  • совершенствовать речь как средство общения;
  • развивать функции мимической мускулатуры в ходе мимической гимнастики;
  • уточнять и расширять словарный запас (антонимия, качественные прилагательные);
  • развивать чувство эмпатии, умения сопереживать другим;
  • развивать мелкую моторику и пространственное воображение.

Воспитательные задачи:

  • приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия;
  • обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в процессе занятия у ….. (имена детей);
  • Способствовать проявлению положительных эмоций … (имена детей).
  • Автоматизировать звукопроизношение в подобранных чистоговорках: [л] [р-р’], [ш], [с].

Длительность занятия – 30 минут.

Планируемый результат:

В ходе игровой, коммуникативной, двигательной деятельности ребенок:

– проявляет интерес к познавательной, исследовательской деятельности;

– проявляет активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

– инициативен в общении со сверстниками и взрослым;

– способен эмоционально сопереживать героям сюжета;

– владеет конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

– способен планировать и согласовывать свои действия;

– готов рассказать о способе решения той или иной задачи;

– владеет способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога;

– применяет навыки словообразования и построения точного, грамматически правильного высказывания;

– применяет приобретённые навыки правильного произношения, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза;

– применяет первоначальные навыки чтения.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийное (мультфильм);
  • музыкальный центр;
  • наглядное – карточки-эмоции, карточки-рыбки для чтения, картинки изографы (аист, дом, часы, сорока, курица), картинки с перевернутыми и недописанными буквами, карточки с наложенными изображениями букв, мольберты 2 штуки, магниты, пуговицы, шнурки, декоративные камушки, палочки Кюизенера, карандаши, чистые листы бумаги, мячик.
  • музыкальные – 2 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений («Паровозик с остановками», «Звуки природы»).

Ход деятельности

Этап Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
I. Организационный этап

(мотивация на совместную деятельность)

Приветствие детей.

-Здравствуйте, ребята!

Сообщение темы. Вступление

Логопед организует диалог:

– Ребята нам в детский сад пришло письмо от Буквознаек. У них в стране творится страшный беспорядок. Они пишут, что у них побывала Опечатка – королева испорченных слов. Все хорошее и доброе вдруг превратилось в плохое и злое. Ребята, Буквознайки зовут нас на помощь. Вы готовы им помочь и расколдовать их страну?

Дети приветствуют педагогов.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Ребенок: – общается со взрослыми в совместной деятельности;

– проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готов прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;

Эмоциональный настрой детей

Психолог организует диалог:

– Для нашего приключения понадобится хорошее настроение. А чтобы настроение было бодрым и веселым, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу и пустим волну хорошего настроения. Мы отправимся в путь на волшебном паровозе. Наш паровоз не остановят никакие преграды. Не расцепляя рук – паровозиком – нужно преодолеть все препятствия, которые встретятся на пути. Поехали! (препятствия: камнепад – стулья, лавочки, коврики массажные – сломанный мост).

Дети эмоционально настраиваются на совместную деятельность.

Дети под музыку имитируют паровоз и вагончики (держаться друг за друга, не расцепляя рук, сопровождают отдельными звуками (чух-чух-чух, ш-ш-ш, таки-таки).

Ребенок

– приобретает навыки взаимодействия со сверстниками.

II. Основной этап

Игровая ситуация, побуждающая интерес.

Актуализация знаний детей.

Логопед организует диалог:

– Вот мы и в стране Буквознаек. Опечатка здесь испортила всё. Помогите мне описать ситуацию, подскажите слова для описания»:

Игра «Скажи наоборот»

– Город был солнечный, а сейчас стал…(пасмурным).

– Улицы были чистыми, а стали…(грязными).

– Жители были добрыми, а стали…(злыми)

– Были веселыми, а стали …(грустными).

– Были вежливыми, а стали…(грубыми).

Дети отвечают на поставленные вопросы педагога

Ребенок актуализирует запас антонимов.

Проблемный вопрос

Эмоциональный настрой

Включение детей в деятельность

Психолог:

– Ребята, какие лучшие человеческие качества пригодятся нам в борьбе со злом? Давайте будем передавать волшебный мяч и называть их» (смелость, доброта, вежливость, ум…).

Наш паровозик останавливается на первой станции «Зеркальная». Как вы думаете, ребята, почему она так называется? Посмотрите, какое настроение отразилось в этих зеркалах»? (изображения эмоций)

Звучит запись голоса королевы Опечатки: «Зачем приехали? Я здесь хозяйка. Это мои зеркала, в них мое настроение и настроение жителей этой страны».

Дети передают мяч друг другу и называют слова.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Ребенок приходит к умозаключению

Ребенок:

– распознает эмоциональные состояния, знакомится с азбукой эмоций

Проблемный вопрос

Игровая ситуация

Психолог: Какой неприятный голос у колдуньи! Она заколдовала зеркала и жителей страны! Как вы думаете, какое настроение колдунье не подвластно? Какую эмоцию она не сможет отразить на своем лице? Давайте расколдуем зеркала!»

Игра «Изобрази радость» (с помощью пуговиц, шнурков, камушек).

Дети высказываются.

Выкладывают улыбку на коврике.

Ребенок: -координирует детали изображения в пространстве;

– осуществляет последовательность дифференцированных мимических движений; получает эмоциональную разрядку.

Занятие по психогимнастике.

Логопед организует мимическую гимнастику (показывает карточки эмоций):

– Любое неприятное выражение лица нам нужно сменить на добродушное и весёлое».

Выполняют мимические упражнения (с чередованием предъявленных мимических поз на желаемые: грусть – веселье, испуг – веселье, злость– веселье).
Двигательная активность детей (физкультминутка)

Психолог организует диалог:

– Смотрите ребята, от улыбок в городе засияло солнышко! А нам нужно ехать дальше, вставайте в паровозик. Поехали!

Дети имитируют паровозик, сопровождая звуками (чух-чух-чух, щ-щ-щ, таки-таки). Ребенок:

– снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Самостоятельная деятельность детей, деятельность в подгруппах

Станция «Буквостроительная»

Звучит запись голоса королевы Опечатки: «Я переломала все буквы, попробуйте их восстановить, да только из чего вы будете их строить?»

Логопед предлагает детям построить буквы из любого материала (палочки Кюизенера, декоративные камушки, пуговицы): – Выложите первую букву своего имени из материала, который вам нравится.

Дети выбирают материал, и выкладывают буквы.

Ребенок:

– актуализирует образ буквы и воспроизводит его;

– сотрудничает и выполняет лидерские или исполнительс кие функции в совместной деятельности

Двигательная деятельность детей

(психогимнастика)

Психолог предлагает отправиться на следующую станцию: – Ребята, пока наш поезд едет, я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты:

«Вот Буквознайки проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Побежали быстро в ванну,

Зубы чистить неустанно.

Причесались аккуратно,

Приоделись все опрятно.

Пуговицы застегнули.

Стол накрыли не спеша,

Съели кашу. Хороша!

Промокнули рот салфеткой.

Отмахнули муху веткой.

А потом пошли гулять,

Чтоб скорее все узнать!»

Дети под музыку выполняют физические упражнения

Ребенок:

-снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Включение детей в целеполагание

Индивидуальная и подгрупповая деятельность детей.

Логопед организует диалог:

«Станция «Дом Пишичитая».

– В доме Пишичитая живут правильные буквы. Ребята посмотрите, как напроказничала Опечатка.

-Как вы думаете, какое задание ждет вас? (предъявляет разные виды карточек):

– с правильными и неправильными образами букв;

– с затруднёнными для

восприятия изображениями букв (наложенные, заштрихованные);

– с затруднёнными для восприятия записями слов (недописанные буквы, изографы).

Каждый из вас может выбрать себе задание.

Дети разглядывают карточки и предполагают варианты стоящей перед ними задачи.

Дети осуществляют индивидуальный выбор заданий.

Ребенок:

– осуществляет целеполагание на данном этапе работы;

– оценивает сложность предлагаемых заданий относительно собственных возможностей;

– распознает или восстанавливает правильные образы отдельных букв или букв в составе слова.

Двигательная деятельность детей

(физкультминутка)

Психолог организует диалог:

-Ребята нам нужно ехать дальше, вставайте в паровозик. Поехали!

Дети под музыку имитируют паровозик, сопровождая звуками (чух-чу-чух, щ-щ-щ, таки-таки). Ребенок:

-снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Деятельность детей в подгруппах.

Логопед организует диалог: – Ребята, а мы с вами уже на следующей станции «Городской пруд». Городской пруд опустел, давайте в него запустим рыбок. Для того, чтобы рыбки вернулись, вам нужно составить их имена из слогов.

Дети читают слоги, составляют из них слова.

Ребенок

– закрепляет навыки слогового чтения и синтеза слов, суффиксального словообразования (уменьшительно-ласкательные);

-использует в речи ласковые слова, выражающие любовь к близким людям и всему живому.

Психолог организует диалог:

– Ребята, давайте запустим наших рыбок в пруд и будем называть их ласковыми именами: Например: Даша – Дашенька, Миша-Мишенька и т.д.» (рыбки, мольберт, магниты).

Дети называют уменьшительно-ласкательные имена и прикрепляют рыбок к мольберту.

Групповая мыслительная и речевая деятельность детей Логопед организует диалог: – Следующая станция – станция «Чистой речи». Чистые и приятные мысли важно чисто и красиво выговаривать. Тогда окружающим вас будет приятно слушать. Расшифруйте и произнесите чистоговорки по схемам:

– «10 совят на сосне сидят»;

– «У Ивашки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках ромашки»; – «Морковка на грядке, пятерка в тетрадке»;

– «Тише мыши, тише мыши, рыжий кот пришел на крышу».

Дети рассматривают последовательность символов и перешифровывают в скороговорки. Ребенок закрепляет навыки ассоциативного мышления, правильной артикуляции звуков.
Рефлексия.

Сюрпризный момент

Психолог: – Ребята мы исправили все проказы Опечатки!

Входит королева Опечатка:

– Здравствуйте, доброе утро, приятно вас видеть.

Психолог: – Кто это такой добродушный и вежливый?

Королева Опечатка: – Разрешите представиться Опечатка.

Логопед: – Не может быть! Опечатка злая и вредная, она не умеет улыбаться.

Королева Опечатка: – А сегодня я научилась, оказывается это так приятно. Это все благодаря Вам. Вы меня расколдовали. Вам понравилось приключение? Какие трудности Вы встретили на своем пути? Что помогает вам в преодолении трудностей?

Психолог: – Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с королевой Опечаткой. Ребята, а какие добрые слова можно сказать на прощание? Ребята, буквознайки благодарят вас за помощь, и передают вам гостинцы. В путешествии мы побывали, и каждый приехал домой со своим настроением, выберите себе смайлик с вашим настроением.

Дети перечисляют слова.

Дети отвечают, пытаются угадывать персонаж.

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности, выражают собственное отношение к проделанной работе.

Высказывают эмоциональный отклик.

Дети осуществляют выбор.

Ребенок

– проявляет инициативность в общении со взрослым;

-демонстрирует умения строить связное высказывание, -оценивает результат своей деятельности; -выражает свои чувства,

-делает выводы.

Список литературы:

  1. Азбука развития эмоций ребенка. Набор развивающих карточек «рисуй, стирай и снова играй!». Сост. М.Лебедева. – «Издательство «Речь», 2011.
  2. Воспитание детей. Детская психология. Игры, которые лечат. Сайт «Психологический центр “АДАЛИН”.
  3. Дидковская Инга Владимировна. Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения. Сайт Школьного логопеда.
  4. Игры типа “Изограф”. Сайт «Умные игры для умных детей, родителей, учителей.
  5. Коммуникация. Мультимедийное сопровождение образовательной деятельности (компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2014.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  7. Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Сост.Лукина Н.А.. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
  8. Театр настроения. Развивающая игра для детей 5-9 лет.

автор: Науменко Светлана Васильевна

старший воспитатель МБДОУ “Солнышко” с.Голубинка КРЫМ РЕСПУБЛИКА, БАХЧИСАРАЙСКИЙ РАЙОН

Консультация для педагогов Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко» с.Голубинка Бахчисарайского района

 Республика Крым

 Консультация для  педагогов

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Подготовила: Науменко Светлана Васильевна

старший воспитатель 1 кв. категории ДОУ 

с. Голубинка 2022

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. 

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. 

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель. 

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: 

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания. 

Туда входит цель и задачи НОД. 

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения. 

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). 

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. 

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. 

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию: 

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали. 

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

 В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей – при необходимости помещается план размещения. 

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.


Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми 

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Индивидуальная работа с детьми на НОД 

(какая, с кем, в какой части занятия).

  1. Структура занятия и методические приемы.
  2. Организаций детей на занятии.
  3. Ход занятия (в прямой речи). 

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий: 


  1. Занятия, по сообщению новых знаний.
    2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
    3. Занятия по обобщению и систематизации.
    4. Итоговые.
    5.Учетно-проверочные.
    6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
    7. Комплексные.
    8. Интегрированные 

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). 

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. 

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием. 

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления. 

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся. 

Добавить комментарий