Как правильно составить консультацию для родителей

Дата проведения 14.03.2023

Тема консультации для родителей (законных представителей) учащихся Взаимодействие вашего ребенка с особенными детьми

Проблема

Дети не умеют общаться с особенным ребенком

Цель консультации для родителей (законных представителей) учащихся

Формирование у родителей представление о способах организации общения ребенка с особенными детьми

Задачи консультации для родителей (законных представителей) учащихся 1. познакомить родителей с тем, кто такие особенные дети и какая форма обучения для них существует

2. научить родителей способам обучения своих детей общению с особенным ребенком

3. составить рекомендации для родителей по содержанию консультации

Условия проведения (инвентарь/оборудование/расходные материалы) Листы А4, ручки, мультимедиа, мультфильм, памятка-рекомендации

Ход консультации для родителей (законных представителей) учащихся

№ Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность родителей (законных представителей) учащихся Время

I Подготовительный этап

(Слайд) – Здравствуйте, уважаемые родители, благодарю вас за визит. Меня зовут ….., я руководитель детского образовательного ……..

– (Слайд) Консультация посвящена теме «Взаимодействие вашего ребенка с особенными детьми».

– Сегодняшнюю встречу я решила посвятить очень важной проблеме. В нашем объединении появился особенный ребенок, рассказывали ли вам ваши дети об этом?

– Что именно они говорят? (они боятся, опасаются, не знают, как общаться)

– Да, уважаемые родители, я тоже заметила, что дети не умеют общаться с особенным ребенком, им нужна информация – это и есть проблема.

– Как мы взрослые можем помочь ребятам научиться общаться?

– Какой вопрос нам важно сегодня обсудить?

(Слайд с целью) На консультации мы найдем ответ на этот вопрос, работая по следующему плану:

План:

– Разобраться в том, как государство гарантирует право получать дополнительное образование детям с особенностями развития и здоровья?

– Ответить на вопрос: что важно рассказать детям об особенных ребятах?

– Выявить правила, которых нужно придерживаться в общении с ребятами с особенностями здоровья? Здороваются с педагогом.

Слушают педагога.

Думают, какой вопрос возникает.

отвечают

эталон ответа: нужно ребятам больше информации, чтобы они их понимали

вопрос консультации: Какую главную мысль по взаимодействию нужно донести до ребенка?

3

II Основной этап

– Каждому человеку гарантировано право получать образование, в т.ч. и дополнительное.

Это право поясняется в Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 2 даны понятия: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивное образование.

Они представлены на слайде.

Исходя из положений закона, в праве ли мы каким-то образом ограничивать ребят с особенностями здоровья в их решении заниматься в нашем творческом объединении?

Что мы, взрослые, знаем об особенных детях?

– Что детям важно рассказать об особенных детях?

– Вы совершенно правы. Все это важно донести до ребят.

Хороший ответ на этот вопрос есть в мультфильме «Про Диму». Его герои мама и девочка. В парке они часто встречаются с особенным ребёнком, и у девочки возникает много вопросов.

Смотрим мультфильм, я буду останавливать на определённом фрагменте, который содержит ответ на этот вопрос.

1 фрагмент «То, что для других легко, Диме не по силам». О чем важно объяснить ребятам?

2 фрагмент «То, что других людей просто удается, Диме в десять раз сложней, но он не сдается!»

3 фрагмент «…Просто мир устроен так – он разнообразен

Итак, у нас получился перечень того, о чем обязательно важно рассказать детям об особенных ребятах.

Дети не имеют опыта общения с особенным ребенком и поэтому их важно научить общаться с особенным ребенком.

Предлагаю продолжить просмотр мультфильма и узнать правила, которых нужно придерживаться в общении с ребятами с особенностями здоровья.

Мама Миры будет давать очень дельные советы, запомните их и после вместе обсудим.

Какие правила вы услышали?

Если обобщить все ваши ответы, мы получим хороший набор правил. Они на слайде:

Эти правила будет проще соблюдать, если мы ребятам предложим конкретные фразы, которые они могут использовать в общении на наших занятиях.

Предлагаю поработать в группах. Будет две группы, как сидите за столом – по трое.

Для нашего перечня правил общения подберите слова или фразы, которые помогут эти правила соблюдать. Напишите эти фразы во втором столбце напротив каждого правила.

Работайте сообща, выслушивайте мнение каждого. Выберите перед началом работы того, кто будет записывать все идеи. На работу 3 минуты.

Время истекло. Поделитесь, пожалуйста, вашими наработками.

Слушают и понимают смысл основных понятий.

Отвечают на вопрос.

Эталон: нет, закон обеспечивает равный доступ.

Приводят примеры, отвечая на вопрос

Предлагают варианты.

Смотрят мультфильм и называют необходимую информацию, которую нужно донести до детей об особенных ребятах

Отвечают на вопрос.

Эталон: некоторые дела ребятам сложно выполнить.

Отвечают на вопрос.

Эталон: особенным ребятам важно пробовать разные дела, но они стараются.

Отвечают на вопрос.

Эталон: все дети разные

Смотрят фрагмент мультфильма и запоминают правила общения с особенным ребенком

Перечисляют правила общения с особенным ребенком

Эталон:

Проявляй инициативу.

Будь доброжелателен и улыбчив.

Не торопи и не спеши сам.

Говори четко, внятно.

Если ребенок зол или в плохом настроении, нужно подождать.

Готовятся работать в группе.

Работают в группах, подбирают фразу для общения.

Презентуют наработки группы.

10

III Заключительный этап

– Скажите, пожалуйста, родители могут как-то повлиять на то, чтобы абсолютно все дети были здоровы? (нет)

– Хотят ли особенные дети также играть, дружить, общаться со сверстниками? (да)

– Сталкиваются ли родители особенных детей с непониманием, трудностями? (да)

– Должны ли особенные дети и их родители испытывать чувство стыда? (нет)

– Нет, не должны, ведь быть особенным – это нормально. Никто не идеален, но каждый человек заслуживает, чтобы его любили таким, какой он есть, и чтобы о нем заботились, а особенные дети в этом нуждаются в первую очередь.

– (Слайд) Хорошим примером является сказка «Цветик-семицветик». Девочка Женя получает от старушки волшебный цветок с семью лепестками, который может исполнить любое ее желание. Когда у Жени остался последний лепесток, она встречает хромого мальчика Витю, поговорив с ним, она, не раздумывая срывает последний лепесток и загадывает, чтобы нога мальчика стала здоровой.

Автор сказки показал нам, что помогать людям – важно!

Вернемся к началу нашей встречи и вспомним ваш вопрос: Какую главную мысль по взаимодействию нужно донести до ребенка?

Вопрос – ответ на слайде.

Совершенно верно.

У нас получилось сегодня найти ответ на ваш вопрос.

Сложно ли это будет осуществить детям? Конечно сложно. Поэтому ребятам важна помощь родителей в том, чтобы научиться эффективно общаться с разными людьми.

Для этого я предлагаю вам изучить рекомендации-памятку «Как научить ребенка общаться особенными детьми?»

Памятка в виде цветика – семицветика.

В сердцевине – ответ на наш главный вопрос …

– Да, ваши советы, которые вы предложили верные, какую же главную мысль они несут?

-Быть особенным – нормально!

– Уважаемые родители, вы правы, послушав вас, я объединила все советы, я их изобразила в виде цветика-семицветика, вот что получилось:

1. Проявлять инициативу. – Привет, давай сядем вместе?

2. Будь доброжелателен и улыбчив. – Я рада тебя видеть.

3. Не торопи и не спеши сам. – Я буду ждать твоего ответа.

4. Говори четко, внятно. – Достаточно громко ли я говорю?

5. Если ребенок зол или в плохом настроении, нужно подождать.

6. Примеры успеха особенных детей.

7. Список мф об особенных детях для совместного просмотра.

Для того, чтобы вы не забыли об этих советах, я приготовила для вас рекомендации. Обратите внимание, что на рекомендациях написаны не только советы, но и список мультфильмов об особенных детях.

– Если вас заинтересовала эта тема, вы можете самостоятельно более подробно изучить и обсудить это в родительском чате.

Подведем итоги!

Быть особенным ребенком – это нормально?

Получилось ли у нас найти ответ на ваш вопрос?

Да, к какому же выводу мы пришли?

– Быть особенным – нормально. Теперь нам нужно донести эту главную мысль до наших детей! Каждый человек заслуживает быть принятым, быть любимым.

У вас остались еще какие-либо вопросы?

– Обратите внимание на слайд, на нем написано утверждение «Консультация оказалась для меня полезной и информативной», если это так, то нажмите слово «Да», а если нет, то не нажимайте.

– Уважаемые родители, спасибо большое, что пришли, я была рада вас видеть, всего хорошего, до свидания! Отвечают на вопросы

Слушают педагога.

Отвечают на вопросы.

Понимают суть ответа на главный вопрос.

Отвечают.

Эталон: Быть особенным – нормально. Особенному человеку нужна помощь.

2

http://soscentrpk.ru/biblioteka/metodicheskie-razrabotki-pedagogov-centra-dlja-roditelej/kopilka-poleznyh-publikacij-dlja-roditelej/socialnyj-semejnyj-multfilm-«pro-dimu»..html

Второе

Дата проведения

Тема консультации для родителей (законных представителей) учащихся Профориентация в системе дополнительного образования

Проблема Родители не знают как осуществляется профориентация в системе дополнительного образования

Цель консультации для родителей (законных представителей) учащихся Формирование у родителей представления о профориентационной работе в системе дополнительного образования

Задачи консультации для родителей (законных представителей) учащихся 1. Познакомить родителей с понятием профориентация.

2. Сформировать у родителе6й представление о возможностях профориентации в объединении «Я-Лидер».

3. Составить рекомендации для родителей по содержанию консультации.

Условия проведения (инвентарь/оборудование/расходные материалы) Листы А4, ручки, мультимедиа, видеоролик, памятка,

Ход консультации для родителей (законных представителей) учащихся

№ Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность родителей (законных представителей) учащихся Время

I Подготовительный этап

– Здравствуйте, уважаемые родители, благодарю вас за визит. Меня зовут ……………., я руководитель детского образовательного объединения ………….. социально-гуманитарной направленности.

– Консультация посвящена теме: «Профориентация в системе дополнительного образования».

– На прошлой неделе была проведена анкета среди родителей нашего объединения, ее анализ показал – родители не знают о том как осуществляется профориентационная работа в дополнительном образовании. Постараться найти решение этой проблемы и есть причина нашей консультации.

– Может быть, у вас уже назрел конкретный вопрос?

Спасибо. Именно ответу на этот вопрос будет посвящена наша встреча сегодня.

– Предлагаю работать по следующему плану:

План:

1. Познакомиться понятие «профориентация».

2. Обсудить как проходит профориентационная работа в объединении «Я-Лидер».

3. Изучить рекомендации Здороваются с педагогом.

Слушают педагога.

Думают, какой вопрос возникает.

Задают вопрос консультации

Как занятие в вашем объединении помогут в выборе профессии?

3

II Основной этап

– Как вы понимаете термин «профориентация»?

– Профориентация — целенаправленная работа с детьми, направленная на их подготовку к выбору профессии с учётом их интересов, возможностей и склонностей.

– Как вы думаете, что важно развивать у ребенка, чтобы в дальнейшем он мог определиться с профессией и быть успешным в ней? Обсудите в паре друг с другом.

– Для выбора профессии важно развивать у ребенка различные способности, интересы; чтобы ребенок знал, что он хочет, что он может, какие у него есть потребности. Такую возможность ему предоставляет дополнительное образование.

– И подтверждение тому определение дополнительного образования из Федерального Закона «Об образовании в РФ». Прочитаем его: «дополнительное образование направленно на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном нравственном и физическом совершенствовании…

– Дополнительное образование детей обеспечивает их профессиональную ориентацию…»

– Дополнительное образование характеризуется как образование направленное на развитие интересов, предпочтений, склонностей, способностей ребенка его личностного самоопределения. Это дает нам основание говорить, что дополнительное образование помогает ребенку в выборе профессии.

– Уважаемые родители, вам рассказывают ребята о том, что они делают на занятиях?

– В нашем объединении на занятиях ребята пробуют себя в различных направлениях: осваивают технику создания рекламного продукта, являются организаторами и исполнителями коллективных творческих дел, вживаются в роль оратора. Участвуют в играх.

– Предлагаю вам посмотреть видео с вашими детьми, где ваши ребята как раз таки участвуют в разных направлениях.

Сьёмки проходили по согласию детей и с вашего согласия, которое вы дали при поступлении в наше объединение.

– Например игра «Муха», предлагаю вам поучаствовать в этой игре.

– Для этого нам нужны 2 команды – как сидите за столами.

Из каждой команды нам нужно выбрать одного, кто будет видеть муху и перемещать ее по полю – назовем его исполнитель, двое других будут руководить действиями исполнителя по очереди.

– Каждая команда делает ход по очереди на одном поле. Сложность заключается в том, что те, кто руководят движениями мухи, не видят ее.

– Проигрывает та команда, которая первой выпустит муху за пределы поля.

– Сначала попробуем. Исполнители, подойдите к полю. Муха в центре игрового поля. Первый участник первой команды дает задание куда перемесить муху – на один шаг в любом направлении – вверх/вниз/вправо/влево. Далее дает команду своему исполнителю участник второй команды и так далее…

Научились. Теперь играем по-настоящему. Те, кто руководят отвернитесь. Исполнители будьте внимательны.

– Вам понравилась участвовать в игре?

– Чем вам понравилась это игра?

– Какие качества развивает это игра?

– Она позволяет понять, что руководство, лидерство – это ответственно. Руководителю нужно решать много задач одновременно. Принимать обдуманные решения. Рассуждают, дают пояснения.

Обсуждают вопрос , работая в паре

Обмениваются мнениями

Отвечают на вопрос, участвуют в диалоге-

отвечают на вопрос

понимают, что социализация – это еще и взаимодействие в обществе

Смотрят видеофрагмент о проведении коммуникативных игр на занятиях объединения «Я-Лидер» 10

III Заключительный этап

– Вы родители можете так же помочь ребенку в выборе профессии.

– Сейчас я предлагаю вам рекомендации-памятку, изучите её.

– Подведем итоги!

– Получилось ли у нас найти ответ на ваш вопрос?

– Да, к какому же выводу мы пришли?

– У детей развиваются интересы, способности, склонности, предпочтения, что помогаем им в дальнейшем самоопределении.

– Если остались вопросы можете написать в чат.

– Обратите внимание на слайд, на нем написано утверждение «Консультация оказалась для меня полезной и информативной», если это так, то нажмите на слово «Да», если нет, то оставьте в исходном положении.

– Уважаемые родители, спасибо большое, что пришли, я была рада вас видеть, всего хорошего, до свидания! Слушают педагога.

Отвечают на вопросы.

2

ТРЕТЬЕ

Дата проведения

Тема консультации для родителей (законных представителей) учащихся Успешная социализация ребенка через дополнительное образование

Проблема Ребенок замкнут, имеет страх в общении с другими детьми.

Цель консультации для родителей (законных представителей) учащихся Формирование у родителей представления о способах социализации ребенка через дополнительное образование.

Задачи консультации для родителей (законных представителей) учащихся 1. Познакомить родителей с сущностью процесса социализации детей.

2. Дать родителям представление о возможностях и процессах социализации детей в рамках творческого объединения.

3. Составить рекомендации для родителей по содержанию консультации.

Условия проведения (инвентарь/оборудование/расходные материалы) Листы А 4, ручки, мультимедиа, видеоролик, памятка, бланки для опроса.

Ход консультации для родителей (законных представителей) учащихся

№ Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность родителей (законных представителей) учащихся Время

I Подготовительный этап

– Здравствуйте, уважаемые родители, благодарю вас за визит. Меня зовут ……….., я руководитель детского образовательного объединения ………» социально-гуманитарной направленности.

– Сегодня общество предъявляет к человеку требования – быть мобильным, активным, коммуникабельным, ответственным. Всему этому ребенок учится дома в семье, в школе, в общении со сверстниками, а так же, занимаясь в системе дополнительного образования. На развитие лидерских качеств, социализацию детей нацелена и работа нашего объединения «Я- лидер».

Однако объединение посещают разные дети. Некоторые из них замкнуты, имеют страх в общении с другими ребятами, испытывают трудности в социализации.

Постараться найти решение этой проблемы и есть причина нашей консультации.

– Тема консультации: «Успешная социализация ребенка через дополнительное образование».

– Может быть, у вас уже назрел конкретный вопрос?

Спасибо. Именно ответу на этот вопрос будет посвящена наша встреча сегодня.

– Предлагаю работать по следующему плану:

План:

1. Проанализируем понятие «социализация»

2. Узнаем какие ценности мы формируем на занятиях

3. Изучить рекомендациями. Здороваются с педагогом.

Слушают педагога.

Думают, какой вопрос возникает.

задают вопрос консультации

Как работа в вашем объединении поможет моему ребенку в социализации? 3

II Основной этап

– Как вы понимаете термин «социализация»?

– Верно, социализация связана с развитием человека в условиях общества.

В науке «социализация» понимается как процесс усвоения человеком норм и ценностей того общества, в котором он живёт и развивается.

В основе социализации подрастающего поколения, лежит формирование их ценностных ориентиров.

Назовите, ценности, которые вы считаете важным сформировать у подрастающего поколения.

Каждая семья старается привить ребёнку определённый набор ценностей. Над этой проблемой работаем и мы в системе дополнительного образования.

Причем, перечень этих ценностей не случаен. Он определен государством.

– В 2022 году Президент РФ Путин В.В. подписал указ, в котором говорится о важности сохранения традиционных национальных ценностей.

В этом документе есть перечень этих традиционных ценностей:

жизнь,

достоинство,

права и свободы человека,

патриотизм,

гражданственность,

служение Отечеству и ответственность за его судьбу,

высокие нравственные идеалы,

крепкая семья,

созидательный труд,

приоритет духовного над материальным, гуманизм,

милосердие,

справедливость,

коллективизм,

взаимопомощь и взаимоуважение,

историческая память и преемственность поколений,

единство народов России.

Эти ценности положены и в основу работы нашего объединения – «Я-Лидер».

– Как, например, вы понимаете ценность справедливости?

У нас с ребятами прошло занятия, где мы обсуждали справедливость.

И вот так понимают его ребята: справедливость – это правильное и честное отношение (действие, решение).

-Как вы считаете, у ребят уже сформировано осознанное отношение к справедливости?

– Такое понимание важно для проявления лидерских качеств?

– Предлагаю вам высказать свое мнение по вопросу – Какие из этого перечня ценности должны быть сформированы в первую очередь у лидера?

У вас на столах есть бланки, в них перечислены ценности. Отметьте знаком плюс (+) 5 таких ценностей, которые вы считает должны быть обязательно сформированы у лидера.

Договариваемся, что на эту работу 2 минуты.

-Спасибо. Подобный опрос мы проведем и с детьми на следующем занятии. Будет интересным сравнить насколько мнения сходны или отличаются. Это поможет нам работать в одном направлении.

Итак, вернемся к основному вопросу – мы говорим о том, как работа нашего объединения «Я-лидер» помогает детям социализироваться. И один ответ уже есть – в рамках работы мы формируем традиционные ценности.

Еще одним важным направлением социализации в рамках нашего объединения является обучение ребят эффективному взаимодействию – это важно для развития лидерского потенциала.

На каждом занятии обязательным является работа по развитию взаимодействия.

Предлагаю вам посмотреть видео с вашими детьми, где мы как раз таки и проигрываем упражнения.

Сьёмки проходили по согласию детей и с вашего согласия, которое вы дали при поступлении в наше объединение.

Ребята рассказывают вам о том, в какие игры мы играем на занятиях?

– Теперь предлагаю почувствовать в таких играх и вам.Так вы поймете, как развиваются коммуникативные качества ребят.

Прошу вас быть активными.

– Давайте сыграем в игру «Муха».

Для этого нам нужны 2 команды – как сидите за столами.

Из каждой команды нам нужно выбрать одного, кто будет видеть муху и перемещать ее по полю – назовем его исполнитель, двое других будут руководить действиями исполнителя по очереди.

Каждая команда делает ход по очереди на одном поле. Сложность заключается ы том, что те, кто руководят движениями мухи не видят ее.

Проигрывает та команда, которая первой выпустит муху за пределы поля.

Сначала попробуем. Исполнители подойдите к полю. Муха в центре игрового поля. Первый участник первой команды дает задание куда перемесить муху – на один шаг в любом направлении – вверх/вниз/вправо/влево. Далее дает команду своему исполнителю участник второй команды и так далее…

Научились. Теперь играем по-настоящему. Те, кто руководят отвернитесь. Исполнители будьте внимательны.

– Когда мы играли в эту игру с ребятами, мы определили, что:

1. Она позволяет понять, что руководство, лидерство – это ответственно.

2. Руководителю нужно решать много задач одновременно.

3. Лидерство – это всегда соревнование.

– Так каждое наше занятие с детьми проходит с игровыми технологиями. Рассуждают, дают пояснения.

Понимают сущность процесса социализации на уровне представления

Называют ценности

Осмысливают содержание социализации с позиции формирования ценностей у ребёнка

Знакомятся с идеями государственной политики в сфере воспитания детей

Обмениваются мнениями

Отвечают на вопрос, участвуют в диалоге

отвечают на вопрос письменно в бланках

понимают, что социализация – это еще и взаимодействие в обществе

Смотрят видеофрагмент о проведении коммуникативных игр на занятиях объединения «Я-Лидер»

Отвечают на вопрос

знакомятся с правилами коммуникативной игры «Муха»

участвуют в коммуникативной игре «Муха»

10

III Заключительный этап

– Сейчас я предлагаю вам рекомендации-памятку

«Ценностные ориентиры для успешной социализации вашего ребенка»

– Главное слово – социализация и каждая буква это слова раскрывает ценностные ориентиры, которые мы формируем на наших занятиях, работа будет успешнее, если и вы в семье будете придерживаться этих ценностей.

– Подведем итоги!

– Получилось ли у нас найти ответ на ваш вопрос?

Да, к какому же выводу мы пришли?

– Если остались вопросы можете написать в чат.

– Обратите внимание на слайд, на нем написано утверждение «Консультация оказалась для меня полезной и информативной», если это так, то нажмите на слово «Да», если нет, то оставьте в исходном положении.

– Уважаемые родители, спасибо большое, что пришли, я была рада вас видеть, всего хорошего, до свидания! Слушают педагога.

Отвечают на вопросы.

2

Памятка «Правила проведения консультаций для родителей»

Какой бы вид консультации ни выбрал воспитатель,

следует придерживаться некоторых правил:

– консультация должна запомниться;

– должно заставить задуматься;

– настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

– информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

– уважайте свое время и время родителей – консультация не должна затягиваться.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

  • Анкетирование родителей по теме консультации.
  • Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до консультации.
  • Изготовление оригинальных памяток с советами на

тему консультации.

  • Распределение обязанностей по подготовке консультации.
  • Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга.

Основные этапы проведения консультации:

1. Выступление короткое, эмоциональное.

2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не просил обязательно всех присутствующих высказать своё мнение по вопросу, а спрашивал ни более 2-3-х человек.

3. Не следует упрекать и поучать родителей.

4. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их имён.

5. Обратная связь. Чтобы узнать, насколько темы и содержания родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

Секреты успешности консультации:

  • Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Положить перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Определить регламент консультации, не более 1,5 часов.
  • Поблагодарить всех, кто нашёл время прийти.
  • Тема консультации должна учитывать возрастные особенности детей.
  • Консультация должна носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  • Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  • Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  • Дать почувствовать родителям Ваше уважение к ним.
  • Не забывать про правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Дать понять родителям, что вы хорошо понимаете, как тяжело ребёнку учиться.
  • Консультация не должна заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося.
  • Доведите до родителей мысль, что плохой ученик не означает «плохой человек».
  • Постараться понять родителей. Важно чтобы родители уходили с консультации с верой в своего ребёнка, положительно настроенный и с ощущением, что если у его ребёнка какие-либо сложности, то он сможет ему помочь.
  • А также, следует помнить, что безусловная любовь не зависит, ни от внешности ребенка, ни от его достоинств и недостатков, ни от его способностей, ни от сегодняшнего поведения.

Консультация для родителей

«Познавательно-речевое развитие детей»

 Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания и умения.

 Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию и не могут заменить друг друга. Однако во имя полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка и достичь определенных результатов.

В настоящее время логопедами, дефектологами, психологами рассматривается тема о взаимопомощи в формировании у детей познавательных и речевых процессов. Наиболее благополучное влияние в этом формировании могут оказать родители. Среди детей встречаются такие дошкольники, которые не могут без помощи близких справиться с проблемами или успешно развиваться в плане познавательного и речевого развития.  Одно из важнейших познавательных процессов человека-это речь. Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

 Речь дошкольника развивается по двум взаимосвязанным направлениям.

   Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, меняется характер общения с взрослыми, значительное место занимают познавательные контакты.        

        Общаясь с родителями, другими членами семьи ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет свой личный опыт. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и в других видах деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Воспитание любознательности, не требует каких – либо специальных занятий и осуществляется в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой.

Памятка для родителей

по развитию любознательности.

Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Всё время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.

Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.

Организовывайте совместные прогулки по улицам родного города, походы в театры, на выставки, в музеи.

Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.

Мастерите с детьми поделки из природного и бросового материала.

Беседуйте с детьми, создавайте вместе фотоальбомы, маленькие книжечки.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию, внимательно рассматривайте иллюстрации.

Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликациях.

Памятка для родителей

детей младшего дошкольного возраста.

Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофёр, повар, лётчик, воспитатель. Расскажите о профессиях.

Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по признакам.

Знакомьте детей с дикими и домашними животными, их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учить различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их, и знать где они растут.

В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки.

Учите детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику. Отвечать на простейшие вопросы.

Рассказывать несложные рассказы, сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Требования
к проведению консультации с родителями.

Консультация как одна из индивидуальных форм
взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им
своевременную помощь в воспитании ребенка. Планируя индивидуальную консультацию,
педагог должен учитывать их потребности в определенных знаниях. Если
консультация возникает по инициативе самих родителей (законных представителей),
то она называется стихийной или неплановой. Если педагог не готов
провести квалифицированную консультацию, то направляет родителей (законных
представителей) к другим специалистам (врачу, педагогу-психологу, музыкальному
руководителю, учителю-логопеду и т.д.).

Подготовиться к консультации педагог может, изучив
необходимую литературу. 

Если консультация запланирована и проводится по
инициативе педагога, то она называется плановой. Традиционно
рекомендуется проведение 3–4 консультаций в год в каждой возрастной группе.
Тематика консультаций разнообразна. В отличие от беседы в
консультации ведущую роль играет специалист.

В ходе консультации важно избегать нравоучений,
назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным
языком, проявляя доброжелательность. Нельзя читать текст “по
бумажке”. Педагогу необходимо раскрыть суть заданного вопроса, например:
как лучше закаливать ребенка, как организовать его досуг в семье, как отвечать
на детские вопросы и т. д. Консультация может проводиться устно и
письменно
. В письменной форме педагог может предложить родителям (законным
представителям) памятки, фотографии, списки литературы.

При проведении групповой консультации педагог
объединяет родителей (законных представителей) по сходным проблемам воспитания.
В педагогике это называется дифференцированным подходом. Так, педагог может
объединить родителей (законных представителей), которые сталкиваются с
проблемой детской ревности при наличии двух или трех детей в семье. Или
пригласить на групповую консультацию родителей (законных представителей) часто
болеющих детей и дать им исчерпывающую информацию по укреплению здоровья,
закаливанию, рациональному питанию, развитию движений. К проведению такой
консультации можно пригласить медицинского работника, инструктора по
физической культуре.

В настоящее время оправданны и “заочные” консультации,
когда педагог отвечает на вопросы родителей (законных представителей) в
письменной форме. Плюсы подготовки и проведения такой консультации заключаются
в том, что педагог на основе потребностей родителей (законных представителей)
может заранее подготовить полный ответ или переадресовать вопрос другому
специалисту, а родители (законные представители) могут задать вопросы, которые
затрудняются озвучить в присутствии других людей.

“Телефон доверия” как
разновидность педагогической консультации используется в дошкольных образовательных
организациях с целью доверительной конфиденциальной беседы специалистов с
родителями (законными представителями). Эта форма может применяться как
телефонный разговор по типу “горячей линии”. Родители (законные
представители) могут позвонить по указанному номеру и пообщаться со
специалистами по волнующим их вопросам.

В какой бы форме ни проходила консультация, она должна
дать родителям (законным представителям) что-то новое, полезное, расширить их
педагогические знания.

В статье представлен примерный вариант тезисов к консультации с родителями. Как выстроить общение с родителями, чтобы они были вашими союзниками в воспитании? Как стать для них доверенным и уважаемым, при этом «своим» человеком и как оживить консультацию небольшой игрой

Как провести консультацию для родителей

Как подготовиться и провести консультацию для родителей? Составьте небольшой план общения с родителями и подберите интересную информацию, которую вы бы хотели им сообщить. Никогда не читайте по бумажке и не старайтесь точно следовать плану. Важно, чтобы между вами сложилось общение, и родители могли свободно задать интересующие их вопросы, а не находится в роли пассивного слушателя. Консультация для родителей должна быть интересна и соответствовать современным запросам. Проводя консультации не перегружайте свою речь умными цитатами и не затягивайте встречу. Не дистанцируйтесь от родителей. Не стоит фамильярничать и переходить на «ты», они должны чувствовать в вас профессиональную поддержку и опору. Сделайте ваше общение с родителями позитивным. Подготовьте небольшие бумажки для бейджиков, на которых попросите родителей написать своё имя, чтобы было удобно обращаться к ним. Сообщите родителям информацию об их ребёнке – это вызовет отклик и, скорее всего, простимулирует родителя из роли «слушатель» перейти в роль «собеседник». Не забывайте, что родители видят педагогов очень мало и часто не предполагают, сколько всего интересного происходит с детьми после их ухода. Приоткройте немного мир детского сада для родителей.

«Научить ребёнка читать. Как?» Примерные тезисы к выступлению

  • Чтение даёт мощный толчок для развития интеллекта, позволяя маленькому человеку открыть для себя законы превращения устной речи в письменную и наоборот. В период, когда родители читают своему малышу, ребёнок учится у взрослого читательскому мастерству. Слушая всевозможные сказки и истории в мамином исполнении, ребёнок узнаёт новое, переживает в процессе чтения самые разные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Кроме того, у крохи лучше развивается речь, он запоминает новые слова и их значение. Хорошие сказки и стихи развивают малыша не только умственно, но и эмоционально.
  • Будьте эмоциональны. Если мама сама заинтересована сюжетом, читает с выражением и увлечённо, ребёнок сразу откликается на такую реакцию.
  • Если малыш сам принёс вам книгу и просит почитать, отложите ненадолго свои дела и выполните его просьбу. Для чтения малышу понадобиться всего несколько минут. После нескольких отказов он может потерять к книжкам всякий интерес.
  • Помните! У дошкольников образное мышление развито слабо. Для того чтобы лучше понять смысл сказки или стишка, им непременно нужно увидеть иллюстрацию. Выбирая книги для своего крохи, отдавайте предпочтение тем, где картинки занимают не менее 50% от текста. В идеале – 70%.
  • Стихи и проза должны быть простыми, но при этом содержательными, со смыслом, с короткими строчками, чётким, одинаковым ритмом и хорошими, легко угадываемыми рифмами.
  • Читая крохе, не удерживайте его возле себя насильно. Не затевайте чтение, когда ребёнок занят каким-то другим интересным делом. Для ребёнка ещё не существует слово «Надо!». Важно, чтобы книги ассоциировались у ребёнка с чем-то хорошим.
  • Создавайте вместе с крохой свои собственные «книжные» ритуалы. Может, вы будете всегда читать перед сном или станете брать книжку на прогулку. Вместе со своим малышом вы сможете выбрать время в течение дня, чтобы посвятить его чтению. Для малыша это будет ещё и время, посвящённое только ему. Время мамы без домашних забот.
  • Постарайтесь, чтобы ребёнок видел книгу у вас в руках. Если мама читает, то маленькая «повторюшка» никогда не останется в стороне и обязательно будет подражать маме. Откажитесь на время от электронных книг и планшетов, если вы привыкли читать с помощью современных гаджетов.

Памятка для родителей

В заключение встречи проведите небольшое упражнение «Читаем сказку». Предложите родителям по очереди прочитать небольшую яркую книжку или стишок, передавая по кругу сказочного героя, зайку или колобка. И раздайте им на память о вашей встрече небольшие памятки.

Памятка для родителей

  • Дайте возможность ребёнку самому выбирать книги для чтения. Для кого-то это будут книжки о машинках, кого-то заинтересуют животные, а кто-то полюбит книги о принцессах.
  • Старайтесь вырабатывать у малыша уважительное отношение к книгам с самого раннего возраста. Не разбрасывайте их по комнате, не бросайте в одну кучу с игрушками, даже если это книжки-картонки. Выделите для детских книжек специальную полочку и складывайте туда книги всякий раз после чтения. Приучайте кроху делать это самостоятельно.
  • Любые книги лучше приобретать в картонном исполнении. И «проживут» дольше, и маленьким непослушным пальчикам будет легче самостоятельно переворачивать толстые странички. Малыша заинтересуют и книжки-забавы: книги-пищалки, музыкальные книги и книги с секретами.
  • Обратите внимание на картинки. Яркие, понятные и, главное, соответствующие сюжету. На картинке должен быть щенок, если это стишок про щенка. Для детей помладше персонажи на картинках должны быть крупные, а постарше, напротив, необходимы картинки, которые будет интересно рассматривать, с большим количеством мелких деталей.
  • Не забывайте читать ребёнку вслух, даже если он уже умеет читать самостоятельно.

Что дать почитать ребёнку 1–2-х лет

  • Народные сказки «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка»
  • Народные потешки
  • А.Барто. «Игрушки», «Ути-ути», «Про Машеньку»
  • З.Александрова. «Мой мишка»
  • В.Берестов. Стихи
  • С.Маршак. «Детки в клетке»
  • И.Токмакова. Стихи
  • Л.Толстой. «Три медведя»
  • Б.Заходер. «Мишка-Топтыжка»

Ольга Антоненкова, педагог-психолог высшей кв.категории, г.Москва

Обновлено: 18.05.2023

Вы воспитатель младшей группы. К Вам обратилась мама Вашего воспитанника Петрова Ивана – Ольга Александровна с просьбой помочь ей побороть упрямство и капризы, которые проявляются как дома, так и в детском саду.

Цель: оказание помощи родителям способам для преодоления детских капризов и упрямства.

1. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Вопросы к родителям:

– Почему ребенок бывает капризным и упрямым?

– Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?

– В чем проявляются капризы Вашего ребенка?

-Как часто они проявляются?

– Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

– Как Вам удалось преодолевать капризы?

– Чего нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?

– Какие эмоции преобладают в вашей семье?

-Как вы реагируете на данную ситуацию?

-Обращались ли вы за помощью к другим специалистам?

Захаров А.И. считает, что взрослые должны быть в таких ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон. Умелое переключение ребенка на новые цели и наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью. Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие взрослых, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми.

Игры на преодоление упрямства и капризности

Цель: дать ребенку возможность увидеть, как выглядит его поведение со стороны.

Ход: Ребенку предлагают взять на себя роль взрослого, а взрослый в это время изображает непослушного ребенка. Ребенок в роли мамы сможет с другой стороны взглянуть на отношения в семье, и на себе испробует, что такое капризный малыш.

Цель: помочь ребенку увидеть, как выглядит его поведение со стороны.

Ход. Закрыть глаза и представить животное или цветок, на которое похож ребенок, когда капризничает. Затем рассказать о нем, помочь ребенку увидеть себя со стороны.

Цель: помочь родителям установить доброжелательные отношения с детьми, снять эмоциональное напряжение.

Ход. Встать рядом друг с другом и передавать друг другу комплименты. Можно делать комплименты как вербальными, так и невербальными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество игр для преодоления упрямства и капризов. И они являются доступными всем родителям, и очень интересны детям, что важно в первую очередь. Эффективность профилактики напрямую зависит от того, насколько ему будут интересны и близки эти игры. Главное заинтересовать ребенка и поверить в то, что игра намного интереснее капризов и упрямства.

Рассмотрев с вами проблему детских капризов и упрямства, мы разобрали много способов их преодоления. Что Вы будете делать, если ваш малыш снова капризничает и проявляет упрямство? Примените ли вы на практике подобранные мною рекомендации? Буду очень рада, если я смогла Вам чем-то помочь в решении вашей проблемы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УДК 373.2 Н.О. Туманова

МБДОУ №5 “Солнышко”

Индивидуальная консультация, как форма работы с родителями детей дошкольного возраста.

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации [3].

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [4].

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [1].

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи.

По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ученику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать [2].

Такие формы работы помогают родителям сконцентрировать внимание на воспитании детей в семье, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, нежность, одобрение, уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, развитию самоуважения и уверенности в себе.

Мы считаем, что в наше время большое внимание уделяется на работу с родителями, так как взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители. Чтобы не возникло конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями – это индивидуальная консультация.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка-это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Индивидуальные консультации – это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.

Список используемых источников:

Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб.: Речь, 2002. – 260 с

Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979. – 282с.

В период проведения производственной практики организации взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ необходимо выполнить следующие виды работ:

– участие в работе по проведению родительских собраний, групповых консультаций для родителей, сотрудников ДОУ;

– участие в организации и проведении консультативной помощи родителям;

– взаимодействие с педагогическими работниками ДОУ;

– координирование деятельности помощника воспитателя.

За период производственной практики студенту необходимо:

1. Определить цели, задачи и спланировать работу с родителями в возрастной группе.

2. Получить опыт работы воспитателя по привлечению родителей воспитанников ДОУ к организации и проведению мероприятий в возрастной группе и в дошкольном образовательном учреждении.

3. Получить опыт взаимодействия воспитателя с родителями по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка с последующим анализом результатов работы.

4. Провести индивидуальную консультацию по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка (в соответствии с планом работы с семьей) с последующим анализом результатов работы.

5. Провести родительское собрание, групповую консультацию для родителей с последующим анализом результатов работы.

6. Координировать деятельность сотрудников дошкольного образовательного учреждения (воспитателей, музыкального работника, руководителя физического воспитания, медицинского работника и других сотрудников), работающих с группой;

7. Осуществлять руководство работой помощника воспитателя.

Памятка студенту

Соблюдение правил трудовой дисциплины

В период практики в дошкольном образовательном учреждении студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка, распоряжениям заведующего, старшего воспитателя, руководителей практики.

Студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне с сотрудниками учреждения.

Студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; тщательно готовиться к их выполнению; анализировать результаты работы.

Студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (подготовка и проведение родительского собрания, наблюдение за детьми, организация и проведение консультативной помощи родителям, взаимодействие с сотрудниками ДОУ, руководство работой помощника воспитателя, анализ результатов работы, работа с документацией и др.) не менее 6 часов в день.

По результатам практики студент получает дифференцированную оценку. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию. Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения групповым руководителем, воспитателем, старшим воспитателем. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.

Сведения о базе практики

Старший воспитатель: ____________________________________________________________

Воспитатели группы: _____________________________________________________________

Задания по практике

Задание № 1

Планирование воспитателем работы с родителями в возрастной группе ДОУ

Цель: получить практический опыт планирования работы с родителями в возрастной группе ДОУ.

Содержание работы:

1. Изучить перспективный план работы с родителями.

3. Определить цели и задачи работы с родителями в возрастной группе ДОУ.

4. Спланировать работу с родителями в возрастной группе ДОУ на период практики.

Задание №2

Организация и проведение индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Цель: получить практический опыт определения целей и задач работы воспитателя с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания, а также приобрести опыт взаимодействия воспитателя с родителями по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка.

Содержание работы:

1. Определить цель и задачи работы воспитателя с отдельной семьей (на основе беседы с воспитателем).

2. Осуществить наблюдение за ребенком (при необходимости проанализировать продукты деятельности ребенка, получить консультацию педагога-психолога).

3. Определить время и место проведения индивидуальной консультации.

4. Определить тему индивидуальной консультации.

5. Составить план – конспект индивидуальной консультации.

6. Провести индивидуальную консультацию с последующим анализом результатов работы.

Вопросы для анализа:

1. В какое время и в каком месте была проведена индивидуальная консультация?

2. Что определило выбор темы индивидуальной консультации?

3. Как был осуществлен выбор семьи и ее приглашение на индивидуальную консультацию?

4. Какова была цель индивидуальной консультации?

5. Какие приёмы позволили погрузить родителей в содержание индивидуальной консультации?

6. Какие структурные компоненты индивидуальной консультации Вы можете выделить?

7. Каким способом Вы можете оценить результативность проведенной индивидуальной консультации?

8. С какими трудностями Вы столкнулись при организации и проведении индивидуальной консультации, как их преодолели?

Документы в портфолио отчётной документации: План – конспект индивидуальной консультации с родителями воспитанника ДОУ. Анализ индивидуальной консультации (Приложение 2).

Задание №3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть своей жизни, где учится новому и многое узнает. Но работать в ДОУ, надо не только лишь с малышами. Отдельное и весьма значительное направление – это общение воспитателей еще и с родителями ребенка

Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть своей жизни, где учится новому и многое узнает. Но работать в ДОУ, надо не только лишь с малышами. Отдельное и весьма значительное направление – это общение воспитателей еще и с родителями ребенка. В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, поэтому особенно важными являются индивидуальные консультации. Ведь нередко бывает так, что воспитатель не может на определенные темы говорить со всеми родителями открыто. В таком случае нужно применять индивидуальное консультирование. Чаще всего это касается тех родителей, у кого есть проблемные дети или малыши с особенными потребностями. При этом стоит помнить, что воспитатель четко должен знать ту грань, когда консультация должна быть уже не публичной, а строго индивидуальной. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики воспитателя-консультанта.

1. Доброжелательное и без оценочное, отношение к родителям — комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители чувствовали себя спокойно и комфортно.

2. Воспитателю необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь понять их, не осуждая при этом, а также оказывать необходимую моральную поддержку и помощь.

3. Запрет давать советы — воспитатель, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителям, в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и родители являются основным экспертом в своей собственной жизни.

4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями воспитателю, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

Основным средством в индивидуальном консультировании родителей в детском саду является беседа. С помощью нее можно прояснить детали проблемы: когда возникает необходимое общение, как ведут себя родители, как в дальнейшем развивается ситуация. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть в глаза, а не отводить их в сторону. В ходе консультации важно избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность. Нельзя читать текст “по бумажке”. Педагогу необходимо раскрыть суть заданного вопроса, например: как лучше закаливать ребенка, как организовать его досуг в семье, как отвечать на детские вопросы. Консультация может проводиться устно и письменно. В письменной форме педагог может предложить родителям (законным представителям) памятки, фотографии, списки литературы. В какой бы форме ни проходило консультирование родителей дошкольников, оно должно дать родителям (законным представителям, что-то новое, полезное, расширить их педагогические знания.

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад её жизни, систему воспитания ребёнка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки передвижки.

Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводится утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей для беседы с ними.

Утренние встречи – беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немаловажное значение для выяснения самочувствия ребёнка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребёнок провёл вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждёт детей сегодня: экскурсия в парк, музыкальное занятие и т.д.

Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени. Педагог информирует некоторых из них о том, как прошёл у ребёнка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание; например, рассказывает родителям о том, что их сын хорошо дежурил, что ему дано задание ознакомится с улицей, на которой он живёт, и в этом ему следует помочь. Не надо жаловаться родителям на ребёнка, так как реакция их может оказаться педагогически несостоятельной. Частые жалобы лишь свидетельствуют о педагогическом бессилии воспитателя.

В наше время большое внимание уделяется на работу с родителями, так как взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители. Чтобы не возникло конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями – это индивидуальная консультация.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка – это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Индивидуальная беседа предполагает открытость, конфиденциальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов: ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям недостаток их педагогических знаний, необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам, а также в ознакомлении с литературой педагогического характера, т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.

Список используемых источников:

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Читайте также:

      

  • Философские вопросы в прозе бунина на примере 1 2 произведений кратко
  •   

  • Понятие окружность для начальной школы
  •   

  • Система инновационной оценки портфолио в начальной школе
  •   

  • Сценарий экскурсии в библиотеке для детского сада
  •   

  • Рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми в доу

Добавить комментарий