Как правильно составить кроссенс

МАСТЕР-КЛАСС

«КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Цель: продемонстрировать использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Планируемый результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Васильева Ирина Анатольевна, методист и педагог дополнительного образования Дворца школьников рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс.

СЛАЙД 1. Тема моего мастер-класса – «Кроссенс» как метод  развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».

Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…

СЛАЙД 2. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.) 

СЛАЙД 3. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.) 

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?… В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук – это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 4. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.         Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Сказки А.С. Пушкина.)

СЛАЙД 5. На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

СЛАЙД 6. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 7. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном  квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

СЛАЙД 8. Наша задача – найти связь между соседствующими картинками и определить тему  кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.  

Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше… («Соловей» и «Огниво» – это сказки  Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».) 

СЛАЙД 9. В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

СЛАЙД 10. А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса. (Раздаются листы с заданием, звучит музыка, идёт работа в парах.)

СЛАЙД 11. Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

«Улыбка» – результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали  Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.

А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам…  Моя задумка о связи ёлки и собаки иная…

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа,  не нужно  устанавливать  единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

СЛАЙД 12. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

– Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

– Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

– Найти связи между элементами, определить последовательность.

– Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

– Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

– Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

СЛАЙД 13. Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

– на стадии определения темы занятия,

– для определения и постановки проблемы,

– для закрепления материала,

– как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

– как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

Кроссенсы  с успехом используют в своей работе и учителя-предметники в школах, и воспитатели в детских садах… от самых простых до самых сложных… Вот некоторые примеры кроссенсов  из журнала «Наука и жизнь»…

Подведем итог. «Кроссенс» – это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!… Я благодарю вас за работу.

А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Спасибо за внимание…

Как использовать метод кроссенса на уроках

Метод кроссенса появился сравнительное недавно – в 2002 году, но уже успешно используется многими учителями. Это универсальный метод, который можно применить абсолютно на любом предмете. В чем его суть?

Немного об истории метода

Его авторы – писатель, педагог, математик Сергей Федин и доктор технических наук, художник Владимир Бусленко. Впервые был опубликован в 2002 году в журнале “Наука и жизнь”, где назван “игрой для эрудитов”.

Почему так называется?

Вы, наверное, уловили в названии сходство со словом “кроссворд”. Это, конечно, далеко не кроссворд, но два сходства с ним есть: поле из клеток и необходимость поломать голову, чтобы его решить. Если кроссворд – это пересечение слов, то кроссенс – это, скорее, пересечение смыслов.

Что собой представляет кроссенс?

Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой.

Как использовать кроссенс в обучении?

Учитель заранее готовит поле с картинками, расставляя их в определенной последовательности. Задача учеников – “разгадать” кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ.

Как читается кроссенс?

Читается он всегда в определенной последовательности: начинать надо слева и двигаться дальше только вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке. Таким образом, движение происходит по спирали, получается цепочка, завернутая улиткой. Для удобства лучше пронумеровать клетки заранее, чтобы дети (особенно на первых порах) не запутались. Ученики, глядя на изображение, должны понять его смысл (кстати, можно для удобства делать некоторые подписи), немного рассказать о нем, далее установить логическую связь со следующим изображением, также рассказать о нем. И так далее, пока не доберутся до центрального квадратика и не завершат свое повествование самым главным фактом.

Как сделать кроссенс?

Сначала надо определить общую тему и идею, затем выделить 9 элементов, относящихся к этой теме, и установить логические связи между ними, определить черты каждого элемента, подобрать соответствующие изображения и оформить игровое поле из девяти квадратов. Можно сделать это в Word или Power point, затем распечатать на обычных листах и раздать каждой группе. Если вы планируете коллективную работу с кроссенсом, то можно продемонстрировать слайд на экране.

Зачем нужен кроссенс?

Метод кроссенса основан на деятельностном подходе, он помогает развивать критическое и логическое мышление учеников, организовывать командную работу, делать уроки более интересными и способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.

Пример кроссенса

Пример кроссенса, сделанного мной, вы можете посмотреть на иллюстрации к статье. Это кроссенс по теме “История создания романа А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

Как использовать метод кроссенса на уроках

Первые три изображения относятся к исторической основе произведения (портреты Екатерины II, на время правления которой пришлось восстание Пугачева, и самого бунтовщика, а также сцена из крестьянской войны). Четвертое изображение – это помещение, в котором находился государственный архив, где работал Пушкин, чтобы собрать материалы для своего произведения. Пятое – это карты Казанской и Оренбургской губерний, куда в 1833 году намеревался поехать писатель. Шестое – маршрут, по которому передвигался Пушкин, беседуя с народом. Седьмое – иллюстрация, изображающая разговор писателя с крестьянкой Бунтовой. Ее повествование вошло в роман. Восьмая картинка – это историческое произведение, написанное Пушкиным по собранным материалам, а девятая (последняя, центральная) – сам роман “Капитанская дочка”.

Другие идеи для уроков на канале “Учительская мастерская”.

ФИО: Осипова Анна Игоревна

Школа: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Десятовская основная общеобразовательная школа» МКОУ «Десятовская ООШ»

Телефон:8(38244) 23458, mail: annaosipova2017@mail.ru

Предмет: история, обществознание

Тема: Мастер-класс «что такое кроссенс?»

Мастер-класс «Что такое кроссенс?»

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению метода «Кроссенс» на различных уроках.

Задачи:

– Познакомить педагогов с понятием «Кроссенс»

– Познакомить педагогов с технологией создания кроссенса.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом.

Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

 

Применять кроссенс можно на любом предмете и в любом классе.

Использование такого метода хорошо при изучении нового материала, выведение темы урока, установка проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов – изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 – й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Например, перед вами Кроссенс «Охранять природу – значит охранять жизнь» (Обществознание 7 класс)

Данный метод можно использовать в начале урока, для определения темы урока.

Учениками предлагается определить тему данного урока и установить логические связи.

1 и 2 картинка в данной, кроссенсе связаны одним понятием охранять, 3 и 4 –природа, 5 6 –охранять или защищать, 7 и 8 –все живое на планете, и 9-олицетворяет жизнь.

Примеры.

Кроссенс на тему «Каждый человек сам выбирает, чем ему заниматься в свободное время» (Обществознание, 5 класс)

Кроссенс на тему « Золотая Орда» (История, 6 класс)

Кроссенсы педагог может создавать сам, а можно и предложить ученикам создавать их самостоятельно.

Таким образом, кроссенс повышают инициативность, креативность и развивают воображение у обучающихся. Также данный метод выполняет воспитательную функцию. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсом способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

Список литературы:

Интернет – источники:

http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/

http://thejam.ru/puzzle/krossens.html

http://www.ug.ru/method_article/214

Все картинки взяты из сети интернет (Яндекс картинки)

«Кроссенс. Технология создания»

Цель:

Продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Ожидаемые результаты мастер-класса

Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Е А. Я учитель начальных классов МОУ «СОШ» п. Каджером. (слайд 1) Вашему вниманию я хочу представить мастер- класс по типу «Презентация опыта», тему которого я раскрою чуть позже. А пока я попрошу аудиторию хором ответить на мои вопросы.

– Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого)

_- Какого цвета падающий снег? (Белого)

– Что пьёт корова? ( Молоко) ( Воду)

-Конечно , корова пьёт воду, но некоторые не задумываясь сказали «молоко»,почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».

Слайд 2

-_Рассмотрим ассоциативную цепочку. Как связаны картинки друг с другом , если смотреть по периметру? (Баба- Яга-куры – двойка (пара)- попугай- Страна Дураков – Буратино (кукла) – бабочка (куколка) ,у бабочки крылья и у машины крылья, у машины есть дворники, у дворника есть метла и Баба Яга летает на метле.)

– У нас с Вами получился кроссенс. Итак , тема моего мастер-класса «Технология создания «кроссенс». (слайд 3)

– Скажите, знаком ли кто с этим приемом? Может кто – то использует его в своей практике? Поднимите, пожалуйста, руки. ( замечательно)

Слайд 4

— Что же такое “Кроссенс”? Слово “кроссенс” придумано авторами по аналогии со словом “кроссворд”. Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает “пересечение смыслов”.

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс – это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». (слайд 5).

Так вот кроссенс – это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления.

-Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале “Наука и жизнь”. (слайд 6)

Данный вид работы я предложила детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, стимул. Работа трудна, но достаточно увлекательна.

Давайте рассмотрим алгоритм составления кроссенса.

Перед вами несколько картинок. (слайд 7)

Картинка – ключ, замок, дверь.

– Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки?

– есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь.

Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагался детям, когда мы только начинали работать по этой технологии.

Следующая картинка Геракл и овёс. (слайд 8)

-Подумайте, что общего между Гераклом и овсом?

(римское имя Геракла – Геркулес – Овсяная каша «Геркулес»)

(Ответы участников)

Но возможны и другие варианты ответов. Я предложила сопоставить эти картинки педагогам нашей школы , и вот какие ответы были получены:

• Геракл чистил авгиевы конюшни, коней кормят овсом.

Во втором варианте ответа связь между картинками была более глубокая

• Чтобы победить Геракла и скосить овес – нужно потрудиться.

– Как же создается кроссенс? (Слайд 9)

– Это поле из 9 четырехугольников, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.

– Для начала нужно определить тему.

– Подобрать картинки, имеющие отношение к данной теме.

– Объяснить связи между ними.

Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 – 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой» ,Начать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса – по периметру, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

1

2

3

8

9

4

7

6

5

Я предлагаю всем вместе разгадать кроссенс, который был использован на уроке литературного чтения , как формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать) При этом использовалась фронтальная форма работы. Данный кроссенс может быть использован как формулировка темы кл. часа, постановка цели кл часа.

-Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

1

2

3

8

9

4

7

6

5

Вот что у нас получилось:

1 – «Улыбка» – результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

Делаем вывод: Вероятно, на уроке ( кл.часе) речь пойдет о дружбе.

– Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса , а значит и тему урока. Детям понравилось делать поздравления к Дню Рождения в виде кроссенса. (Слайд 11

На уроке окружающего мира в по теме «Кровеносная система» ребята составляли кроссенс, работая в группах. После выполнения задания каждая группа представляет то, что у них получилось, даёт обоснование своему выбору

Предлагаю фрагмент урока. ( слайд 12)

– Я прошу помочь мне моих коллег и приглашаю их выступить в роли моих учеников

Учитель:

– Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы сегодняшнего урока, которую вы должны будете разгадать. В первый квадрат, если вы согласны, поставим поезд. Ведь именно на нём мы отправились в путь. Приклейте остальные картинки, объединяя их по смыслу. Найдите совместное решение кроссенса с соседом по парте . На выполнение я даю 2-3 минутки.

Пока работают наши коллеги, давайте тоже разгадаем несколько кроссенсов. Назовите тему .

– Школа (слайд 13)

– А.С.Пушкин (слайд 14)

– Н . А Некрасов (слайд15)

– Л.Н.Толстой ( слайд16)

– Семья 2 класс Окр мир (слайд 17)

Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы)

(слайд18)

Вот один из вариантов решения кроссенса:

1

2

3

8

9

?

4

7

6

5

(Объяснения группы)

  1. Поезд. На нём отправляются в дорогу.

  2. Поезд идёт по рельсам – железная дорога. Железнодорожный путь.

  3. У реки тоже есть свой путь – русло.

  4. Из реки вода попадает в водопроводную трубу.

  5. Из неё вода попадает в дом. Капля за каплей собирается в единый поток и бежит из крана.

  6. Вода – жидкость. Кровь человека – это тоже жидкость.

  7. Кровь имеет красный цвет. Сердце тоже красное.

  8. Сердце – орган человека.

Учитель:

– Какая же связь между картинками, образующими «крест»? Что изображено на картинках, образующих крест? – кровь, человек, путь, водопроводная труба (кровь в организме человека проходит путь по своим «трубам»).

Учитель:

– Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Путь крови.)

Учитель прикрепляет картинку, символизирующую тему урока. Например:

Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.

Когда я применяю кроссенс? Отвечу (слайд 19)

Я применяю кроссенс:

 при изучении нового материала: выведение темы урока; установки проблемной ситуации; определении структуры урока;

 при закреплении и обобщении изученного материала;

 творческое домашнее задание.

– как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке;

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Слайд 20

Кроссенс для учеников развивает логическое и образное мышление, способность к самовыражению, инициативность, креативность , повышает мотивацию и отражает глубину понимания темы.

Вывод (слайд21)

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

• Научность: имеет научное обоснование;

• Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

• Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

• Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

• Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Я предложила своим коллегам –учителям выполнить домашнее задание – составить кроссенс по своему предмету и вот, что у нас получилось. ( Слайд 22) Письмо цифры 7 ( математика)

Слайд 23 Фразеологизмы (русский язык)

Слайд 24 Вирусы (информатика)

Слайд 25 Праздники Британии

Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна.

Какую бы программу или технологию мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас.

Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем успехов и профессионального оптимизма , а главное …А что главное попробуйте узнать с помощью кроссенса. (Слайд 26) здоровье

Рефлексия.

-Тем, кому понравился и кто будет использовать в своей практике прием «кроссенс», возьмите красную карточку.

Тем, кто будет применять данный метод , возьмите желтую карточку .

– Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности , возьмите зеленую карточку.

Спасибо за внимание!

Мастер-класс

«Кроссенс» как приём развития логического мышления на уроках химии

Учитель химии

МОУ «Большеижорская школа»

Бендзюк Елена Игоревна

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Бендзюк Елена Игоревна, я учитель химии, приветствую вас на своем мастер-классе.

Притча о смысле жизни.

Три человека ворочали камни.

Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.
Мораль:
Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Учителя – это тоже строители, но строители храма души наших учеников. От того, как мы будем относиться к нашей работе, зависит и будущее каждого ребенка.

Уверена, сегодняшняя встреча пополнит ваши педагогические копилки новыми приёмами и методами. Предлагаю в ходе интерактивной формы обучения и обмена опытом, актуализировать использование одного из методов развития креативного мышления «Кроссенс».

Цель мастер-класса: Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках химии как средства развития логического и неординарного творческого мышления учащихся.

Задачи мастер-класса:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа;

  • совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, что лежит в основе Государственного образовательного стандарта?

В основу Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования – принципы системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, реализованных в предметных областях и отраженных в результативных составляющих содержания основного общего и среднего образования. Предметная область «Химия» не исключение. Перед педагогами стоит непростая задача – не только давать знания по предмету, но и развивать учащегося, как творческую и гармоничную личность.

– Так что же является нашей общей целью в преподавании химии? (обсуждение)

Нашей общей целью является: формирование у учащихся способности мыслить нестандартно, действовать активно и творчески.

А для того, чтобы повысить мотивацию учеников, подготовить их к жизни в социуме, необходимо использовать инновационные технологии. Но, вместе с тем, мы тоже учимся чему-то новому на протяжении всей жизни.

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером.

Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества и коммуникации обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов является «Кроссенс». Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале “Наука и жизнь”, представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов.

Как вы считаете, что значит пересечение смыслов? (обсуждение)

Основной смысл создания «Кроссенса» – это интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.

В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Всего картинок в Кроссенсе девять, а задач (по числу со­седних пар – двенадцать). Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Эти изображения расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Учебной задачей является – объяснить или разгадать Кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, то есть одним из трех ниже перечисленных способов.

На основе уровня связей, лежащих между кар­тинками, кроссенс может быть двух уровней:

1) «базовый» (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс);

2) «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, за­дача ученика – разгадать кроссенс).

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов – это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание – найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Так как же правильно составить кроссенс?

Алгоритм составления кроссенса можно представить следующим образом:

  1. определить тематику, общую идею;

  2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

  3. найти связь между элементами, определить последовательность;

  4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

  5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

  6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

  7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

  8. заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Существуют несколько способов составления и чтения кроссенса. Последовательность зависит от видов заданий и целей учителя.

Чтение кроссенса

Кроссенс нужно начинать читать слева направо и сверху вниз. Хотя можно начать с любой узнаваемой иллюстрации. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Подготовительным этапом является составление ассоциативных цепочек.

Для более полного понимания работы приёма «Кроссенс» проводятся подготовительные упражнения с учащимися, а именно: составление различного рода ассоциативных цепочек.

Например: найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: сера – сероводород (химический элемент сера входит в состав формулы сероводорода, из серы можно получить сероводород). Затем задания постепенно усложняются. Таким образом, ребята учатся разгадывать и составлять самостоятельно Кроссенсы.

При изучении разных тем, нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений. Например, при изучении темы «История возникновения химии», можно проследить логическую цепочку от зарождения науки до нашего времени.

1

2

3

8

9

4

7

6

5

Этот прием универсальный. Его можно применять на разных этапах урока. Применение Кроссенса в курсе химии имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько.

Достижения в работе. Результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности использования метода.

Применение данного приема на уроках позволило добиться следующих результатов:

– во – первых, позволило вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях;

– во – вторых, появилась дополнительная возможность оценить каждого;

– в – третьих, заметно повысился интерес к предмету, к самому процессу учебной деятельности.

С помощью данного приема легко организовать на уроке коммуникативное взаимодействие всех участников – обязательно присутствует на том или ином этапе различная групповая работа, есть возможность обсудить, высказать своё мнение, выступить перед товарищами, есть возможность получить консультацию учителя, обязательно услышать от него слова одобрения.

Уважаемые коллеги, у вас на столах находятся карточки с разными изображениями. Я предлагаю поработать в группах и составить Кроссенсы к разным этапам урока. Подумайте, на каком этапе урока можно применить данный приём.

  1. Проведение имитационной игры. Моделирование.

Задание №1. Составить кроссенс к разным этапам урока, пользуясь подсказками. (Работа в группах)

Проверка домашнего задания (с помощью Кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы) – тема «Вода. Свойства воды»

Формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать).

Тема: «Соли»

Цель: способствовать объединению разнородных элементов, мотивировать к поиску решений.

Эти картинки связаны между собой и с темой нашего урока. Попробуйте определить, о чём пойдёт сегодня речь? Можете ли вы сразу отгадать этот кроссенс?

Обучающиеся выдвигают предположения, возникают затруднения с определением темы и сразу кроссенс они решить не могут.

Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах).

Тема: «Галогены».

Задание. Объяснить материал урока по схеме и сделать выводы

Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод).

Тема: «Фосфор и его свойства».

Задание. По представленным картинкам обобщить изученный материал.

Организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп) – практика –

Тема: «Генетическая связь органических веществ».

Задание. Составить возможные схемы превращений органических веществ и записать уравнения реакций.

Галогеналканы

Фенолы

Генетическая связь органических веществ

Алкены

Галогенарены

Арены

Творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему);

– построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

– Уважаемые коллеги, предлагаю рассказать о составленных вами Кроссенсах. (Беседа)

  1. Рефлексия.

Как вы думаете, может ли ученик составить подобные Кроссенсы?

Как работает Кроссенс ученика?

Что должен знать и уметь ученик для того, чтобы составить кроссенс?

Такой Кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с Кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции.

– Как вы думаете, есть ли отрицательные стороны в составлении Кроссенсов?

Задание № 2. Работа в группах. (заполнить карточки, обсуждение)

– В чем плюсы и минусы составления Кроссенса?

«+»

«-»

Плюсы и минусы методики:

«+»

  • Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем;

  • Развитие метапредметных компетенций;

  • Соответствие ГОСам ООО и СОО;

  • Интерес обучающихся.

«-»

  • Долгая и объемная предварительная подготовка;

  • Подразумевает хорошее владение материалом обучающихся;

  • Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

Несмотря на отрицательные стороны, стоит отметить, что у этого приёма есть огромный воспитательный потенциал. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с Кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя.

– Скажите, пожалуйста, как можно использовать данный Мастер- класс в вашей педагогической деятельности?

Выводы: метод «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

  • Научность: имеет научное обоснование;

  • Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

  • Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

  • Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

  • Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, метод «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

– Уважаемые коллеги, я благодарю вас за плодотворную работу. Желаю всем творческих успехов в нашей работе!

Добавить комментарий