Учим учащихся начальных классов
составлять кроссворды.
Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов – это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка – необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:
1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение
и чувство радости – ” Я могу!”
2. Это неплохо развивает эрудицию;
3. Тренирует внимательность;
4. Совершенствует аккуратность;
5. Оттачивает навыки составления вопросов;
6. Формирует умение давать определения понятиям.
Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?
Из опыта работы.
На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:
Кроссворд «Школьный»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.
2. Вы в него заходите каждое утро.
3. Решив задачу, вы пишите….
4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…
5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.
Ответы:
1 |
ш |
к |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
||
2 |
к |
а |
б |
и |
н |
е |
т |
|||
3 |
о |
т |
в |
е |
т |
|||||
4 |
л |
и |
т |
е |
р |
а |
т |
у |
р |
а |
5 |
а |
л |
ф |
а |
в |
и |
т |
Главное слово: ШКОЛА.
Кроссворд «Зимний»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…
2. Прилетает к нас зимой..
3. В году их двенадцать, а один…
4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.
Ответы:
1 |
М |
О |
Р |
О |
З |
||||||
2 |
С |
Н |
Е |
Г |
И |
Р |
Ь |
||||
3 |
М |
Е |
С |
Я |
Ц |
||||||
4 |
К |
А |
Н |
И |
К |
У |
Л |
Ы |
Главное слово: ЗИМА.
Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.
Кроссворд «Весенний»
По горизонтали:
1. Растёт на земле, зелёная.
2. Они маленькие и их легко раздавить
3. Второй месяц весны
По вертикали:
1. Это вода, которая стекает с сосулек.
2. Время года, наступающее после зимы
3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.
4. Они растут на поляне.
5. Есть озеро и есть …
Ответы:
4 |
||||||||||||||
Ц |
||||||||||||||
3 |
В |
|||||||||||||
1 |
2 |
Я |
Е |
5 |
||||||||||
К |
В |
Г |
1 |
Т |
Р |
А |
В |
А |
||||||
2 |
Н |
А |
С |
Е |
К |
О |
М |
Ы |
Е |
|||||
П |
С |
Д |
К |
|||||||||||
Е |
Н |
Ы |
3 |
А |
П |
Р |
Е |
Л |
Ь |
|||||
Л |
А |
|||||||||||||
Ь |
На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:
1. Разделиться на команды.
2. Выбрать тему для кроссворда.
3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).
4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)
5. Выбрать самое длинное слово.
6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.
7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».
8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.
9. Красочно оформить кроссворд.
Памятка для детей по составлению кроссворда.
” Учимся составлять кроссворды!”
1. Подберите 5 – 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: ” Домашние животные”, ” Природа” и т.д.
2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:
Будка собаки – ответ КОНУРА (выбранное слово)
3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)
4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.
4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)
5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ
(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)
ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.
Важно! Слова – ответы должны быть существительными в единственном числе.
Работы ребят.
Кроссворд ” Профессии”
Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.
Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе – предложите им составить их на сайте:
“Фабрика кроссвордов”
http://puzzlecup.com/crossword–ru/
Как составлять детские кроссворды
Кроссворды для ребенка – это веселые уроки. С одной стороны, их разгадывание – просто веселое времяпрепровождение. С другой стороны, они развивают память и мышление, учат детей рассуждать, анализировать, сопоставлять. При этом кроссворды универсальны в применении – ими можно занять ребенка в дороге, сделать частью развивающих заданий, включить в игровую программу на празднике.
Инструкция
Перед тем, как составлять детские кроссворды, нужно определиться с темой. Например, если кроссворд задуман как элемент занятия, пусть в нем будет отражен пройденный материал.
Следующий этап составления кроссворда – подбор заданий. В одном кроссворде обязательно должны быть разные по уровню сложности задачи. Если вопросы будут чересчур простые и слишком сложные, ребенок быстро потеряет интерес к игре. Поэтому 1-2 задания должны быть сложными, 1-2 простые, над остальными ребенку нужно будет поразмышлять. Желательно вслух. Если ребенок будет затрудняться с ответом, не нужно говорить ему ответ. Лучше, если взрослые порассуждают вместе с детьми, зададут наводящие вопросы.
После того, как тема и задания будут выбраны, можно определяться с формой, в которой будут звучать вопросы. Это могут быть зарифмованные двустишья (их можно составить с помощью обратного словаря), к примеру: «Пасутся возле речки/Кудрявые…» или «Когда шустро убегает/Хвост на память оставляет» и т.п.
Одним из вариантов формы заданий могут быть сравнения. Кроссворд может быть составлен из вопросов: «Говорят, упрямый как…», «Говорят, работает, как…» и т.д.
Каждое задание детского кроссворда может быть в форме загадки.
Задания могут звучать и просто в форме простых вопросов и предложений.
Сочинив текст заданий, можно переходить к заключительному этапу работы над составлением кроссворда. Чтобы облегчить работу, все получившиеся слова можно выписать на отдельный листочек.
Расположить слова в детском кроссворде можно в виде любого «узора», однако детям очень нравятся сюрпризы. Чтобы составить детский кроссворд с сюрпризом, нужно расположить слова в столбик так, чтобы в одной из вертикальных строчек получилось еще одно слово.
На заключительном этапе работы нужно перерисовать пустые клеточки на чистый лист и пронумеровать задания.
Видео по теме
Источники:
- как самому составить кроссворд
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Да потому, что далеко не все дети понимают, что такое кроссворд вообще. Это не шутка!
Пятиклассники запросто могут принести только сетку, табличку, в которую вписывают слова, если им на дом задали составить кроссворд, например, по литературе или по истории. Это мой педагогический опыт, не выдумка. Детям может просто не прийти в голову, что ещё и вопросы составить нужно!
Рина Могутова, куратор проекта
“Школа развития читательских компетенций”
Из чего состоит кроссворд
Кроссворд — это игра, которая заключается в том, что игрок вписывает ответы на вопросы в специально созданную сетку. Если все ответы правильные, при пересечении слов-ответов не будет ошибок.
Классический кроссворд состоит из двух обязательных компонентов: вопросы (сколько их задумал автор) и сетка кроссворда (расчерчена так, чтобы в нее можно было вписывать ответы на вопросы). Если нет сетки, некуда вписывать слова и непонятно, сколько букв в каждом. Если нет вопросов, непонятно, какие слова вообще вписывать в сетку. Именно на это и нужно обращать внимание педагогу, когда он задаёт на дом составить кроссворд!
Как составить кроссворд
- Если ваш ребёнок не понимает, как составить кроссворд, предложите ему для начала выписать все слова, которые он хочет загадать, на отдельный лист (составление списка).
- Далее на листе в клетку предложите ребенку выписать самое длинное слово из выбранных им — это должно дать достаточно вариантов, чтобы найти совпадающие буквы в других словах.
- Совпадающие буквы — это точки пересечения слов-ответов по горизонтали (в строчку) и по вертикали (в столбик). Вписывая новое слово при пересечении с другими удобно вычеркивать их из составленного заранее списка.
- Теперь, когда все слова внесены в сетку, их необходимо пронумеровать. Это можно делать отдельно по горизонтали и по вертикали (тогда цифры — номера вопросов будут повторяться), либо сделать сквозную нумерацию (сначала все вопросы по горизонтали, а потом все по вертикали, либо наоборот).
ПОДСКАЗКА!
Очень удобно нумеровать слова так, как они расположены в сетке кроссворда сверху вниз и слева направо. Это облегчает поиск слов при отгадывании кроссворда. - Когда слова пронумерованы, необходимо придумать соответствующие вопросы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если ребёнок составляет кроссворд по литературному произведению (книге), вопросы должны относиться непосредственно к этому тексту. Например, в кроссворде по сказке “Три поросёнка” слово “волк” должно быть загадано примерно так: “Этот хищный зверь разозлился, услышав песню поросят, и задумал их съесть”. Вариант “вид хищных млекопитающих из семейства псовых” не подходит. - Последний штрих — перечертить сетку кроссворда без вписанных в нее слов-ответов, чтобы кроссворд можно было разгадывать.
ВУАЛЯ! ВЫ КРУТЫ!
Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн?
С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот 5+1 причина:
- это неплохо развивает эрудицию;
- тренирует внимательность;
- совершенствует аккуратность;
- оттачивает навыки составления вопросов;
- формирует умение давать определения понятиям;
- + БОНУС: в случае чего вы сможете стать шпионом и передать данные “своим”.
Накануне 150-летия со дня рождения И. А. Бунина предлагаем разгадать другой тип кроссворда — филворд — по названиям рассказов из бунинского цикла “Тёмные аллеи”. Мы любим филворды по творчеству писателей потому, что они подходят для любого возраста и никак не связаны с тем, читали вы или не читали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол – аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по…
Программа коррекционных логопедических занятий в 1-4 классах общеобразовательной школы (составлена по материалам Ястребовой А.В,)
Программа направлена на предупреждение неуспевваемости по русскому языку учащихся начальной школы, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Будет интересна практикующим логопедам, специализи…
Настольная речевая игра для детей “Читаем и составляем слова”(ИП Бурдина С.В.)
Предлагаем вам занимательную игру для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой, детисмогут потренироваться в составлении и чтении различных слов.Кроме того, игра поможет детям ассоцииров…
Бер составлы җөмләләрне кабатлау
Дәреснең темасы – “Бер составлы җөмләләрне кабатлау”. Йомгаклау тибындагы дәрес. Тема 7 нче сыйныфта өйрәнелә. Алдагы дәресләрдә укучылар бер составлы исем (атау), фигыль (иясез), сүз җөмл…
Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов
Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование и список использумой литературы. Подготовлена она…
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня…
“В мире детских книг”. Кроссворд.
Книги для детей – это огромное счастье, потому что они развивают в них умение воспринимать боль, решать проблемы, любить Родину, учат жить честно, заботиться о ближнем….
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ
Составление кроссвордов – это
разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний
по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения
материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Составление кроссвордов рассматривается
как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и требует от
студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании
кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть
различны по форме и объёму слов.
Затраты времени на составление кроссвордов
зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов
– 1 ч.
Алгоритм самостоятельной работы по
составлению кроссворда:
1. внимательно прочитайте учебный
материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);
2. определите круг понятий по
изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;
3. составьте вопросы к выбранным
понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование);
4. продумайте дизайн кроссворда, его
эстетическое оформление;
5. начертите кроссворд и оформите
список вопросов к нему;
6. оформите ответы на кроссворд на
отдельном листе;
7. проверьте правильность выполненной
работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации,
количество соответствующих ячеек).
Общие правила составления кроссвордов:
·
загаданные
слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов,
которые не имеют единственного числа;
·
не
используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно – ласкательную
окраску;
·
не
используются аббревиатуры и сокращения;
·
в каждую белую
клетку кроссворда вписывается одна буква;
·
каждое слово
начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается
чёрной клеткой или краем фигуры;
·
имён
собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;
·
не следует
применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные
эмоции, жаргонные и нецензурные слова;
·
не желательно
при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и
вышедшие из обихода слова;
·
начинать
составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.
Правила оформления кроссвордов:
·
кроссворд
может быть оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с
использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на
принтере;
·
при
составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы
типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые
сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на
электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в
электронном виде;
·
рисунок
кроссворда должен быть чётким;
·
сетка
кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:
1-й экземпляр – с заполненными словами;
2-й экземпляр – пустая сетка только с
цифрами позиций.
·
толкования
слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную
информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;
·
каждому слову
в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются
последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней;
·
ответы на
кроссворд оформляются на отдельном листе.
·
готовая работа
предоставляется на контроль в установленный срок.
Примечание: интересные и оригинальные кроссворды могут
быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА
Оценка «5» (отлично) выставляется, если термины и определения написаны
грамотно, допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по
изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений;
определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта;
кроссворд содержит не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и
точно оформлен в соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен
иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при
оформлении кроссворда использовано специальное программное
обеспечение; содержание соответствует теме; грамотная формулировка
вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если содержание материала в
таблице соответствует заданной теме, но есть недочёты: ячейки таблицы
заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные
пояснения и многословный текст; кроссворд содержит не менее 10 слов
информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов; в
оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая
небрежность; эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент работу не
выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 – 9 слов информации;
содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные
ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не
точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на
контроль в срок.