Литературно-музыкальная композиция – это один из видов современного театрализованного представления , в котором органически литературно-художественные и музыкальные элементы для того, чтобы целенаправленно и наиболее глубоко воздействовать на ум и чувства зрителя.
Само название композиции определяет ее специфику. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая литература, иногда используется и документальный материал. Музыкальной называют композицию потому, что музыка здесь является не только художественно-выразительным средством, но и драматическим элементом каждого звена.
Литературно-музыкальная композиция, как правило, посвящается торжественным знаменательным датам. Это театрализованное представление, в котором используются все средства выразительности: стихи, музыка, пантомима, свет, цвет, танец, песня, кино, слайд и т.п.
Создание литературно-музыкальной композиции – это процесс творческий, хотя он обусловлен уже существующей литературой, музыкой и произведениями других видов искусства. «Литературный монтаж – это есть сложный процесс, который делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю эту композицию. Здесь очень большую роль играет вкус человека, и знание материала, умение компоновать и прочее». [Катышева Д. Литературный монтаж. – М.: 193, С.20].
Существуют определенные закономерности в построении композиции.
Экспозиция и завязка. Экспозиция вводит зрителя в курс событий, знакомит с действующими лицами. Это прямая экспозиция. Иногда экспозиция слагается из множества постепенно накапливающихся седений. Это – косвенная экспозиция. Экспозиция готовит завязку.
Завязка – это событие, с которого начинается основной конфликт; благодаря завязке получают возможность развития все дальнейшие события.
Развитие действия, кульминация – это основной этап в построении драмы. Одна схватка следует за другой, одно событие напряженней другого. Действие должно развиваться по восходящей, напряжение по мере развития действия должно усиливаться. В развитии действия есть рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменяется характер борьбы и надвигается развязка. Этот рубеж и есть кульминация
Построение действия по восходящей («нарастание действия») – общая закономерность для всех жанров литературы.
Развязка. Это событие, которое разрешает конлик или подводит к пониманию тех или иных противоречий. Выбор развязки диктуется не только объективной логикой характеров и обстоятельств, но и волей автора, его мировоззрением.
В некоторых драматических произведениях встречаются пролог и эпилог. Прологом произведение обычно открывается. В нем раскрываются первопричины показываемых событий.
Эпилог – это изображение окончательных следствий.
Основной метод композиционного построения сценария – монтаж. Понятие «монтаж» пришло в искусство из техники. Еще С.М. Эйзенштейн заметил, что монтаж можно обнаружить и в литературе, и в живописи , и в других видах искусства. При этом нельзя забывать, , что монтаж в искусстве подразумевает глубокую идейно-философскую связь. Именно в компоновке, в отборе, в монтаже отдельных документов, фактов, музыки и т.п. проявляется мастерство сценариста. Монтаж неотделим от мысли. Мысли анализирующей, мысли критической, мысли синтезирующей, объединяющей и обобщающей». [Пудовкин В. Избранные статьи. – М., 1965, С. 109)].
В качестве примера Литературно-музыкальной композиции далее приведена авторская работа: «Значит, – это кому-нибудь нужно?» (для показа на экзамене по предмету «словесное действие» на режиссерской специализации в колледже искусств), посвященная В. Маяковскому и Л. Брик.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт создания литературно-музыкальной композиции по дисциплине “Сценическая речь”
Плюснина Татьяна
Николаевна
учитель русского языка и
литературы
ГБОУ СОШ № 62
г. Санкт-Петербург
Литературно-музыкальная
композиция как одна из форм внеклассной работы по литературе, формирующей
духовно-нравственные ценности человека .
Литературно-музыкальная
композиция в школе — одна из традиционных форм организации учебной и
внеклассной деятельности учащихся. И кажется, этот вид учительской и
ученической деятельности устарел, но мой опыт показывает, что интерес к нему
не угасает. Многолетний опыт работы с учащимися на уроках литературы и во
внеурочной деятельности убеждает меня в необходимости проведения
литературно-музыкальных композиций, потому что каждый учащийся получает
возможность проявить свой творческий потенциал, реализовать себя в том виде
деятельности , в котором он может проявить свои способности. Кроме того, этот
вид внеклассной работы помогает познакомить учащихся с поэтами и писателя ,
произведения которых ребята фактически не читают, обратить их внимание на
многие исторические события , которыми гордится наша страна, что помогает
формировать высоко нравственную личность, любящую свою страну и свой народ.
Ведь одна из важнейших целей воспитания – формирование полноценной личности,
создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирования
самосознания и гражданской ответственности. В ФГОС сказано, что цель
изучения литературы — воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма , любви
и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре.
Перед учителем стоит ещё
одна задача — увидеть талант ребёнка, заставить поверить его в свою
одарённость. Ведь не секрет, что на уроках литературы многие не проявляют себя
в полную силу, и , кажется, что им не интересен мир книг. И я стараюсь создать
такие условия, чтобы многие учащиеся вовлекались в работу. Это помогает им
раскрыться : кто-то читает стихи, кто-то выступает в роли актёров, танцоров,
оформителей, создателей презентаций, музыкантов, оформителей сцены ,
фотокорреспондентов, чтобы потом составить фотолетопись мероприятия. Мне
удалось заинтересовать детей , и я чувствую их огромное желание работать
совместно.
Совместная работа учителя и
учеников при составлении сценария, прослушивание и отбор музыкальных
произведений, чтение стихов, разыгрывание сцен-эпизодов, оформление сцены и
продумывание костюмов способствует формированию потребности самим творить,
видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя
обязательства, сближает учителя и ученика, создаёт прекрасные условия для
самовыражения, самореализации каждого участника, способствует сплочению
коллектива, объединяет детей и родителей, которые являются нашими помощниками:
помогают создавать декорации, при необходимости шьют костюмы. И меня радует
вопрос моих учеников: «А когда мы начнём работать над гостиной?»
Обращаясь к данной форме
внеклассной работы по литературе, я ставлю перед собой следующие задачи:
ñ развивать
интерес учащихся к изучению литературы;
ñ развивать
любознательность, инициативность;
ñ воспитывать
трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать
сообща, в содружестве;
ñ формировать
эстетический вкус , эстетические взгляды;
ñ осваивать
нравственные понятия, как: честь, совесть, любовь, самоотверженность,
благородство;
ñ пробуждать
в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
ñ развивать
творческие способности учащихся.
Работая над созданием
литературного праздника, я выделяю несколько этапов:
ñ отбор,
обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
ñ составление
сценария и распределение ролей;
ñ подбор
и подготовка музыкального оформления;
ñ обсуждение
оформления сцены;
ñ детальное
выстраивание композиции ;
ñ обсуждение
костюмов;
ñ составление
презентации, подбор видеороликов;
ñ репетиции.
Внеклассная деятельность,
по моим наблюдениям, вызывает огромный интерес у учащихся : всё больше желающих
быть участником литературной гостиной. Состав творческой группы из года в год
меняется, варьируется в зависимости от темы гостиной, от поставленной
творческой задачи. Организуя внеклассную работу, я учитываю принцип
доступности материала: ни в коем случае он не должен превышать возрастные
особенности детей. Так, творческая задача литературной гостиной,
посвящённой юбилею Н.В. Гоголя, « По страницам « Вечеров на хуторе близ
Диканьки», состояла в том, чтобы показать, что «Вечера на хуторе
близ Диканьки” Гоголя – чудо русского языка, светлые захватывающие истории.,
это « описание племени поющего и пляшущего…, эта веселость, простодушная и
вместе лукавая» ( Пушкин) .
Так как данное произведение
по программе изучается в 5-6 классах , то участниками были пятиклассники и
шестиклассники. Вместе с ними мы выбрали из повестей понравившиеся эпизоды
для разыгрывания сценок, затем составили сценарий, продумали связывающие нити
мини-сценок, разучили украинский танец, сочинили танец утопленниц, оформили
сцену, выпустили стенгазету, в нашу творческую работу активно вовлеклись
родители: сшили костюмы, помогли сделать декорации.
Литературно-музыкальная
композиция формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову.
Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке,
которые помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе, к
окружающему миру. Поэзия даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира
и слова. Работая над композицией « В краю берёзового ситца», посвящённой
творчеству С.Есенина , участники ( это были учащиеся 7 класса) выбирали
стихи о родной природе, о родном крае, о животных. Ребята творчески подошли
к оформлению цены: украсили жёлтыми листьями, разноцветными русскими шалями,
нарисовали картину , навеянную строками из стихотворений поэта. Творческая
атмосфера, красочность помогли и участникам , и зрителям прикоснуться к
тайнам поэзии, воспевающей красоту родного края, любовь ко всему живому, к
родине.
Литературная композиция — это
мощное средство и патриотического воспитания подрастающего поколения во
внеурочной деятельности школы, задачей которого является привитие священного
чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому,
сохранение исторических корней . В рамках осуществления этих целей
проведены литературно-музыкальные композиции ко Дню снятия блокады Ленинграда
: с учащимися 7 класса 2011 г. – « Дети блокадного Ленинграда», 2013 г. – «
Голос блокадного Ленинграда» (о великой блокадной поэтессе О. Берггольц), «Пионеры-герои»
( не секрет, что в последние годы о юных героях-защитниках Отчества стали
несправедливо забывать), « Эх, дороги…» ко Дню Победы.
Уроками любви, доброты,
сострадания является творчество В.Распутина. Писатель-современник размышляет о
человеческой красоте , её внешнем и внутреннем , духовном проявлении, о
нравственном выборе человека, о жизни и смерти, о сохранении своих корней. К
75-летию писателя с учащимися 9-11 классов провели литературно-музыкальную
композицию «За каждой строкой доброта…» . Времени было очень мало: две
недели. Учащимся был предложен материал : отрывки из разных произведений
автора. Они читали, выбирали, что им понравилось, сами для себя определяли
роль, потом все вместе составляли сценарий, подбирали музыкальное оформление (
оно оказывает эмоциональное воздействие на зрителей и участников) , составили
презентацию, продумали оформление сцены. Конечно, за такой короткий промежуток
времени некоторым трудно было выучить прозаические отрывки, поэтому добивались
выразительного чтения. И результат не заставил себя ждать: уже в процессе
подготовки учащиеся увлеклись чтением рассказов и повестей В.Распутина.
Работая
над литературной композицией, я привлекаю учителя музыки или учеников, умеющих
играть на музыкальных инструментах ( пианино или гитара) : «живой звук»
благоприятно воздействует на мысли и чувства слушателей, рождает в их сознании
самые различные ассоциации, помогает закрепить образы и чувства, навеянные
композицией. Недаром Д. Б. Кабалевский говорил, что «музыка становится тем
ближе и понятнее, чем больше связывается с другими сторонами жизни, чем больше
возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей». Неоценимую помощь оказывает
мне и библиотекарь школы, которая организует выставку книг, даёт краткие
аннотации к некоторым произведениям автора. Такое сотрудничество не проходит
даром: количество читателей увеличивается, и радует то, что они идут в
библиотеку целенаправленно: берут произведения автора, творчеству которого и
была посвящена композиция.
Я глубоко убеждена, что литературно-музыкальная
композиция – это такая форма внеклассной работы по литературе, которая
формируют духовно-нравственные ценности человека .
Список
литературы:
ñ
Смелкова
З.С. Литература как вид искусства. М., 1997
ñ
Логинова,
Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа
формирования культуры и ценностных ориентаций школьников .- 2011.
ñ Добросолец И.И.
Литературная композиция: проблемы и пути воплощения. Сайт : http://smrgaki.ru/8/4/1_9/3.htm.
ñ Викторова О.В.
Литературная композиция на школьной сцене. Сайт:
ñ
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200702111 — 2007 г «Литература»
ñ
фото- личный архив
Октябрь 2020, №47 (стр.14)
Режиссура литературно-музыкальных композиций. Методические рекомендации {Тушина Анна Михайловна, педагог дополнительного образования}
Композиция как полнокровный жанр искусства родилась в 20-е годы прошлого столетья. Её создателем считается замечательный актер, великолепный мастер звучащего слова – Владимир Николаевич Яхонтов. Яхонтов был и исполнителем, и автором. Композиция состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историкореволюционных документов, писем, мемуаров, объединённых логикой единого замысла. Композиции, составленные и исполненные Яхонтовым, в корне отличались от тех литературных композиций, которые до него уже жили в искусстве чтеца: яхонтовские композиции – это целый спектакль, настоящий театр. В них, по его словам, в борьбу вступали два искусства: театр и художественное чтение. Яхонтовские композиции были построены по принципу ассоциативного монтажа: различные факты Яхонтов сталкивал друг с другом при помощи ассоциаций. Компози́ция — составление целого из частей. КОМПОЗИЦИЯ (от латинского «compositio» – сочинение, составление, связывание, примирение). Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературнохудожественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя. Литературно-музыкальная композиция – драматургическое произведение эстрадного искусства, создаваемое на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки, танца, пластики. Главнейшие отличительные особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный. Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественновыразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего. Музыку в композиции надо использовать очень осторожно. Она концентрирует внимание зрителя на основной теме. В музыкальном подборе лучше придерживаться единого стиля и решения – она может быть иллюстративной, может вскрывать внутренние или грядущие события, может быть использована, наоборот, октябрь 2020 15 Научно-методический журнал “Современное образование” №42 на контрасте с происходящими событиями и поддерживать внутренний ритм постановки. Типы литературно-музыкальных композиций: 1) Монокомпозиция – создается по произведениям одного автора. 2) Тематическая композиция – единая тема раскрывается путем использования музыки и литературных произведений нескольких авторов. Виды литературномузыкальных композиций: • Поэтическая; • Литературно-документальная; • Монтаж драматических сцен; • Смешанная литературномузыкальная композиция; Материал для создания литературно-музыкальных композиций: 1)Местный документальный материал. 2)Художественный материал. 3)Художественный и документальный материал, связанный со сценарным ходом. Немаловажны технические возможности при постановке композиции: сколько человек может поместиться на вашей сцене без ущерба для восприятия, каковы возможности вашей звуковой, световой и видеоаппаратуры? Реквизит и костюмы не должны носить бытового характера и должны работать на образ и атмосферу композиции. Создание литературномузыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому, должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано. О чем нужно помнить, принимаясь за постановку литературно-музыкальной композиции. Первое и главное при составлении сценария литературномузыкальной композиции – это тема, идеи и сверхзадачи. Тема всегда конкретна – «о чем?» Тема – всегда конкретна, она кусок живой действительности. (Тема и выбранный материал должны соответствовать исполнителям по возрасту, по глубине понимания проблемы, по сложности литературного материала, по их интересам) Идея абстрактна – «что?». Сверхзадача – «Ради чего?» (Сверхзадача – это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, зрителей, то, к чему художник стремится – это самое заветное, самое дорогое его желание, это активность и целеустремлённость режиссёра) Конфликт – это борьба противоположных направлений, это ядро произведения. Конфликт предполагает борьбу, через него раскрывается тема произведения. Конфликт – это процесс трансформации личности, что происходит с героем в результате этой борьбы. Всегда в конфликте заложено падение. Развенчание личности. Её становление, возвышение и т.д. Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и 16 направления развивающихся процессов. Атмосфера – это воздух времени, места, в котором живут и действуют актёры. В жизни каждому месту, делу присуща своя атмосфера. Нахождение верной атмосферы непременное условие создания выразительности представления. Она должна подчёркивать основную мысль и действие на сцене. Атмосфера взаимосвязана с идеей спектакля, она выражает зерно, суть представления. Атмосфера возникает через выявление взаимодействия человека с окружающей средой, людьми, обстановкой. Композиция составляется методом художественного монтажа, включая в себя литературу, документальные материалы, музыку, танец, пластические этюды и др. Используя метод монтажа, мы выстраиваем не только события и факты, но и сталкиваем друг с другом конфликтные взгляды, мысли. Виды монтажа: * контрастный, в основе которого противопоставление; * параллельный, в основе его – сопоставление; * линейный, в основе – последовательность, логика Монтажный прием «стыка», служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста. В сценарии театрализованного представления номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой. Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Номер должен быть относительно коротким по напряженности. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы театрализованного представления: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой. Строится литературномузыкальная композиция на основе законов психологии и драматургии, то есть на основе законов психологии восприятия – контрастности впечатлений, которое достигается чередованием видов и жанров искусства, нарастания интереса, ассоциации, апперцепции и учета психологического барьера восприятия. Драма (от древнегреческого «браца» — действие, действо) — род литературного произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического воплощения» — так говорится в Театральной Энциклопедии. Литературовед О. Головенченко определяет драму как «особый род литературы, отражающий объективную реальность в форме разговора (диалога) и действия» Драматургическое построение литературно-музыкальной композиции: 1. экспозиция – начало начал, вскрытие внутренних мотивов обращения к данной теме; 2. завязка — это событие, с которого начинает развиваться интрига; 3. развитие действия — это развитие повествования, ряд событий и их октябрь 2020 17 Научно-методический журнал “Современное образование” №42 следствий, препятствия на пути развития сюжета, которые приводят к высшей точке накала в композиции, то есть к кульминации; 4. кульминация — это и есть та высшая точка накала конфликта, после которой жизнь не может идти по-прежнему и стремится к развязке конфликта; 5. заключение — это ваша позиция, ваша оценка произошедшего. В заключение можно сказать, что литературно-музыкальная композиция требует к себе особого внимания и подхода, так как она является средством эстетического воспитания, служит одновременно более интенсивному, по сравнению с традиционными методами обучения, развитию творческих способностей школьников и молодежи. Так же литературно-музыкальная композиция учит истории, поэзии, воспитывает чувство патриотизма к своей родине, любовь и уважение к своим родным.
Используемая литература
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 2014
- Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2013
- Марков О.И. Методика создания сценария клубного театрализованного представления. – Барнаул, 2013
- Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественнопедагогической деятельности клуба. М., 1988
- Федорова Н.И. Понятие о монтаже, как о способе создания театрализованного представления или праздника // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/07/84068
- Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. – Орел: ОГИИК, 2005
- Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. – Мн.: Тетра Системс, 2004
- Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1992
- Горюнова И. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. Лекции и сценарии: — Санкт-Петербург, Композитор – СанктПетербург, 2009
- Савкова З. В. «Искусство литературной композиции и монтажа», М., 1985 г.
- Опарина Н. А. Театрализованные представления в школе. // Журнал «Практика административной работы в школе». – № 3. – 2005. Электронная версия журнала. http://www.direktor.ru/products/praktika/default.htm
Источник
Статья
Литературно-музыкальная композиция как основа формирования эстетического вкуса к поэтическому слову.
В XXI веке стало понятно, что реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основополагающей задачей процессов воспитания и обучения. В современном мире человек должен быть готов к максимально эффективному использованию своих способностей, применить свои знания и умения в нестандартных условиях, уметь быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в современном мире, в науке и технике. Следовательно, современное образование должно содействовать тому, чтобы научить детей активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время насущными становятся вопросы формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного образования.
Литературно-музыкальная композиция формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе, к окружающему миру. Поэзия даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова.
Работая над созданием литературно – музыкальной композицией, мы выделяем несколько этапов:
- отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
- составление сценария и распределение ролей;
- подбор и подготовка музыкального оформления;
- обсуждение оформления сцены;
- детальное выстраивание композиции;
- обсуждение костюмов;
- составление презентации, подбор видеороликов;
- репетиции.
Обращаясь к данной форме внеклассной работы по литературе, мы ставим перед собой следующие задачи:
- развивать интерес учащихся к изучению литературы;
- развивать любознательность, инициативность;
- воспитывать трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать сообща, в содружестве;
- формировать эстетический вкус, эстетические взгляды;
- осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть, любовь, самоотверженность, благородство;
- пробуждать в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
- развивать творческие способности учащихся.
Литературная композиция — это мощное средство и патриотического воспитания подрастающего поколения во внеурочной деятельности школы, задачей которого является привитие священного чувства любви к Родине, к своему народу. Уроками любви, доброты, сострадания является творчество И.С.Тургенева, к которому мы обратились в прошлом юбилейном году писателя. Работая над литературно-музыкальной композицией, мы привлекли учителя музыки или учеников, исполняющих вокальные произведения на стихи поэта, «живой звук» благоприятно воздействует на мысли и чувства слушателей, рождает в их сознании самые различные ассоциации, помогает закрепить образы и чувства, навеянные композицией. Недаром Д. Б. Кабалевский говорил, что «музыка становится тем ближе и понятнее, чем больше связывается с другими сторонами жизни, чем больше возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей».
1. Аннотация
Методическая разработка «Создание условий для развития интереса к чтению, творческой самостоятельности и духовно-нравственного воспитания обучающихся через использование формы литературно-музыкальной композиции и современных педагогических технологий» адресована как педагогам общеобразовательных учреждений, так и преподавателям средних профессиональных учебных заведений, поскольку материал, изучаемый в них по курсу «Литература», одинаков. Проведение предложенного мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции предназначено для обучающихся 10-11 классов после изучения творчества поэта во время внеклассной работы.
Цель разработки: описание видов деятельности педагога и обучающихся при подготовке и проведении мероприятия внеурочной деятельности по литературе с использованием современных педагогических технологий, описанием форм и методов, способствующих созданию условий для раскрытия познавательных способностей, творческой самостоятельности и духовно-нравственного развития обучающихся. Содержит сценарий литературно-музыкальной композиции «Я, конечно, вернусь …», посвященной жизни и творчеству В.С.Высоцкого.
2. Вступление
В современном мире развития компьютерных технологий чтение книг часто заменяется просмотром фильмов или компьютерными играми. Тот багаж знаний, который должна нести детям литература, исчезает. И вместе с этим исчезает у них целостность восприятия мира: связь между прошлым, настоящим и будущим. А ведь без этого невозможно формирование личности. Эстетическое, патриотическое и нравственное чувство поможет воспитать художественная литература.
Эти условия привели к мысли о выборе именно этой темы методической разработки, так как место ее в содержании образования является очень значимым. Для обучения детей, развития читательского интереса и их творческих способностей следует создавать определенные условия. В урочной деятельности обучающимся очень сложно бывает проявлять свои личностные качества: нестандартность мышления, мобильность, общительность. Мой педагогический опыт подсказывает, что обычный урок не может в полной мере все это раскрыть. Именно поэтому тема методической разработки занимает важное место в содержании образования, так как создание условий для развития интереса к чтению является необходимым для того, чтобы ребята познакомились не только с программным материалом, но и с произведениями, находящимися вне программы.
Как известно, если думающему ученику предоставляется готовое знание или возможность его самостоятельного нахождения, то он выберет второе, тем самым проявив свою способность к деятельностному подходу в изучении материала. Использование игры также является очень важным моментом: именно игра способствует развитию интереса к предмету; каждый учащийся имеет возможность реализовать себя в разных видах деятельности, показать свой творческий потенциал. Это объясняет выбор формы литературно-музыкальной композиции.
В моей работе я использую форму литературно-музыкальной композиции не часто, но регулярно (2-3 раза в год). Это объясняется тем, что подготовка к проведению такого мероприятия очень сложная и объемная и требует от педагога постоянного присутствия на репетициях, контроля при отборе материала или составлении презентации. Сложным бывает распределение ролей, так как дети сами не всегда могут сделать это правильно. Однако все трудности и противоречия, возникающие в ходе подготовки, преодолимы и оправданы результатом, который дает проведенное мероприятие.
Актуальность данной методической разработки в том, что она может помочь педагогам организовать деятельность таким образом, чтобы пробудить у обучающихся интерес и мотивацию к чтению через восприятие творчества великих поэтов и писателей. В связи с недостатком учебного времени для «возвращения» литературы в жизнь наших детей, для осознания важности чтения уместно использовать во внеурочной деятельности именно форму литературно-музыкальной композиции. Это уникальное средство воспитания детей, так как синтез искусств может помочь им раскрепоститься, глубже проникнуть в мир поэта или писателя, понять его мысли, чувства, переживания, ярко представить эпоху написания произведений, а также события, которые происходили в это время. Это и связь времен – всматриваясь в прошлое, мы видим нас настоящих и будущих.
Проведение литературно-музыкальной композиции – это изучение литературы наряду с другими видами искусств, основой которых она и является, будь то театр, опера, балет. Каждое произведение искусства построено на литературной основе. Знание литературы, ее образов и законов помогает понять другие виды искусства. Тем самым литературно-музыкальная композиция является не только интеллектуальным познанием материала, но и эмоциональным, эстетическим воспитанием. А самое главное – мощнейшим инструментом развития творческих способностей обучающихся, так как этапы подготовки и проведения мероприятий требуют от школьников воображения, креативности в исполнении лирических произведений и драматических сцен, умения держаться перед зрителями.
Особыми условиями для активизации творческой деятельности детей может быть создание педагогом ситуации, которая направлена на выполнение определенных творческих задач: поиск материала, его осмысление, выбор форм для представления разнопланового творчества одного из известных поэтов, чье имя знают многие, чьи песни и стихи волнуют сердца людей до сих пор, например, В.С.Высоцкого.
Очень важно, что самостоятельная работа- это не только задача, которую должен выполнить ученик, но и форма развития его памяти, креативного мышления, расширения границ применения полученных ранее знаний.
Очень значимой является ситуация, когда ребенок не просто получает знания, а оказывается активным участником мероприятия. В этом случае проявляется познавательный интерес, что способствует развитию личности. Эмоциональность, которая создается самим материалом к мероприятию, понимание нужности и важности выполняемого дела, – это еще одна необходимая составляющая духовного роста обучающихся.
Для того, чтобы воспитывать в детях духовность, учитель должен направлять их в выборе текстов стихов и песен В.С.Высоцкого, отрывков из кинофильмов и драматических постановок. Уже на этапе репетиции литературно-музыкальной композиции возможно погружение в мир поэта и раскрытие тех духовных ценностей, которые присущи ему и которые нужно вернуть в жизнь современных детей.
Мероприятие внеурочной деятельности по литературе «Я, конечно, вернусь…» очень актуально, так как совместная работа учителя и обучающихся может дать возможность создания условий для формирования духовно-нравственных ценностей, начнет развивать интерес к творчеству вообще и к творчеству В.С.Высоцкого в частности. Вследствие проведения такого вечера обучающиеся смогут овладеть следующими общекультурными компетенциями:
- познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
- способностью и готовностью понимать роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном развитии.
Практическая значимость данной методической разработки высока, так как ее использование поможет педагогам в условиях внеклассной работы мотивировать детей к чтению, развивать их таланты. Эта разработка способна решить очень важную общественную проблему – проблему формирования духовно-нравственных ценностей у детей. Совместная работа над сценарием, выразительным чтением стихов, исполнением песен и сценок, отбор видео- и аудиоматериалов поможет педагогу развить и углубить у детей способность воспринимать чтение и музыку в их художественной ценности и духовно-эстетической связи.
Практическая значимость проведения такого мероприятия для детей также очень высока: дети подробно изучают творчество В.С.Высоцкого, приобретают опыт работы составления сценария и презентации, учатся анализировать и декламировать художественные произведения, работают в группах и самостоятельно, имеют возможность проявить свои творческие способности именно в той области, которая для них является наиболее близкой.
Мои идеи и практический опыт стали одним из исходных пунктов в подготовке литературно-музыкальной композиции. Это театрализованное представление опирается на детское творчество. Самое главное же в подобной работе – самому заинтересовавшись возникшей идеей, увлечь ею детей так, чтобы они почувствовали всю важность своего труда.
3. Основная часть
Цель методической разработки – распространение педагогического опыта по проведению внеурочного мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции.
Выбор формы литературно-музыкальной композиции не случаен. Проведение литературно-музыкальной композиции – это своего рода спектакль. В зале обязательное присутствие зрителей, что создаст атмосферу театра. Главное условие – четко организованная структура выступления актеров (ведущих, чтецов, исполнителей сценок и песен). Все роли должны быть определены, отрепетировано чтение стихов, исполнение песен и сценок. Следует продумать вставки с музыкальными композициями, сценами из кинофильмов и драматических постановок. При подготовке литературно-музыкальной композиции обучающиеся могут использовать разные виды творческой деятельности:
- осознанное, выразительное чтение стихотворений В.С.Высоцкого;
- работа в малых группах для создания презентации, исполнение песен и сценок;
- исследовательская работа для подбора материала (стихотворения, песни, отрывки из кинофильмов и спектаклей).
Именно форма литературно-музыкальной композиции может помочь учителю построить деятельность таким образом, чтобы создать условия для развития интереса к чтению и творческой самостоятельности обучающихся.
Этапы организации и проведения литературно-музыкальной композиции.
1. Определение темы.
На этом этапе обучающиеся совместно с педагогом определяют тему, цели и задачи литературно-музыкальной композиции, сроки ее проведения.
2. Разработка сценария мероприятия.
Сценарий должен быть продуктом творчества детей-организаторов в соавторстве с педагогом. Отбор материала: биографических сведений о поэте, стихотворений и песен В.С.Высоцкого.
3. Отбор участников.
Распределение ролей ведущих, чтецов, исполнителей песен и участников сценок, группы обучающихся для создания презентации, ответственных за техническое сопровождение.
4. Создание презентации.
Отбор материала: фотографий, документальных видеофрагментов о жизни поэта, видео театральных постановок и художественных фильмов с участием В.С.Высоцкого, исполнение песен автора.
5. Репетиция литературных и музыкальных произведений, сценок.
Следует проводить репетиции отдельных частей сценария с отдельными группами детей для того, чтобы у участников и зрителей оставалась новизна восприятия материала. Во время репетиций педагог должен уделять особое внимание обучению художественной декламации стихов. Также следует предоставить участникам возможность творческой самореализации в подготовке исполнения песен и сценок.
6. Оборудование.
Оформление сцены отражает тему и идею мероприятия, но не должно отвлекать зрителей от содержания стихотворений В.С.Высоцкого, исполняемых песен. На сцене все лаконично – портрет поэта, гитара, свечи. В мультимедийном сопровождении используются в полной мере видеоматериалы, фрагменты спектаклей, художественных фильмов с участием В.С.Высоцкого, концертное и авторское исполнение песен.
7. Презентация мероприятия.
Красочное объявление, книжная выставка произведений В.С.Высоцкого, фильмография, рисунки детей.
8. Проведение литературно-музыкальной композиции.
Создание творческой атмосферы через выразительное чтение стихотворений, их музыкальное исполнение, просмотр отрывков из кинофильмов и спектаклей.
9. Рефлексия.
Участники и зрители делятся своими впечатлениями о вечере.
10. Подведение итогов.
Обсуждение мероприятия с участниками его подготовки и проведения. Просмотр видеоматериалов и фотографий, сделанных во время вечера, размещение их на сайте школы.
11. Анализ мероприятия.
Результативность:
- обучающиеся узнали много нового о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, погрузились в его эпоху, прониклись патриотическими чувствами поэта;
- приобрели опыт анализа поэтических текстов и навыки их исполнения;
- изучили книжный фонд школьной и городской библиотек по теме;
- получили представление о возможностях интернет-ресурсов;
- приобрели навыки общения и работы в коллективе.
В работе над подготовкой литературно-музыкальной композиции следует использовать современные педагогические технологии, которые являются сегодня необходимым условием развития творческого, интеллектуального, а главное, духовно-нравственного состояния обучающихся. Достичь этих целей помогает такое построение учебной деятельности, которая ориентирована на личность того, кого учим. Именно это лежит в основе мероприятий по литературе на уроках и во внеурочной деятельности в старших классах. Они являются не только обучающими и развивающими, но и интересными и воспитывающими.
Элементы информационно-коммуникативной технологии необходимо использовать на протяжении всей подготовки к мероприятию, так как дети должны самостоятельно работать с разными источниками информации, подбирать тексты для чтения, отбирать песни для исполнения участниками и записи в исполнении самого Высоцкого, отбирать отрывки из кинофильмов и драматических постановок, демонстрирующих его актерский талант. При использовании компьютерных технологий происходит сочетание индивидуальной и групповой работы с одновременной коррекцией процесса подготовки преподавателем.
Личностно-ориентированное обучение – это система, в которой обучающийся становится не менее активным участником процесса образования, чем сам учитель. Главное в этой технологии-развитие личностных способностей к образованию, а не просто усвоение данных знаний. Как работает данная технология в этом конкретном случае? Обучающимся предоставляется самостоятельность в выборе материала для исполнения, планировании мероприятия, что, как правило, приводит к особенной активности детей, в то время, как учитель выступает в роли координатора процесса.
В ходе подготовки мероприятия необходимо использовать элементы проектно-исследовательской технологии. Организация такой деятельности актуальна, так как требуется активное, инициативное отношение обучающихся к знанию о личности и творчестве В.С.Высоцкого и способа его получения. Материал, представленный в сценарии мероприятия и описывающий жизнь и творчество поэта, отрывки из фильмов, спектаклей должны отбираться детьми. Презентацию желательно составить им же. Построение подчинено общей идее: через обращение к творчеству В.С.Высоцкого дать обучающимся нравственный, духовный ориентир. Это очень важно для современного молодого поколения.
4. Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству В.С.Высоцкого, «Я, конечно, вернусь…»
5. Заключение
Целесообразность подачи материалов в форме литературно-музыкальной композиции состоит в том, что обучающиеся смогут в полной мере использовать свои способности, показать свои таланты, сыграть определенные роли и почувствовать себя актерами. Такая форма поможет детям раскрепоститься, наладить коммуникационные связи, прийти к позитивному мышлению, поднять самооценку. В целом, использование педагогических технологий способствует созданию творческой работы не только раскрывающей индивидуальность детей, но и имеющей большое воспитательное значение.
Познавательные задачи, поставленные перед обучающимися, позволят пробудить любовь к чтению, углубить восприятие литературных и музыкальных произведений, сделать их более понятными и близкими.
6. Список литературы
- Светлой памяти Владимира Высоцкого: посвящения / [ред.-сост. З.Лихачева; оформление С.Зайцев]. – М.: Кн. магазин «Москва», 1998–2000. – 2 кн. – (Владимир Высоцкий и все о нем). (Библиотека журнала «Вагант–Москва»)
- Раззаков Ф. И. Владимир Высоцкий: по лезвию бритвы: самая полн. биогр. «шансонье всея Руси» / Ф.И.Раззаков. — М.: Яуза, Пресском, 2004. — 478, [2] с., [8] л. фотоил. — На обл.: Самая полная биография великого барда
- Раззаков Ф.И. Владимир Высоцкий и Марина Влади // Раззаков Ф.И. Звездные пары: супруги, любовники, любовницы / Ф.И.Раззаков. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 237–276.
- Раззаков Ф.И. Владимир Высоцкий: «Я, конечно, вернусь…» / Ф.И.Раззаков. — М.: Эксмо, 2005. — 670, [2] с., [8] л. фотоил.
- Высоцкий В.С. Сочинения. В 2 томах. Том I / Подготовка текста и комментарии А.Крылова. — М.: Художественная литература.
- Абрамова Л.В. Факты его биографии: Людмила Абрамова о Владимире Высоцком / Л.В.Абрамова; [интервью и сост. В.К.Перевозчиков]. — М.: Россия молодая, 1991. — 110, [2] с., [4] л. фотоил.
7. Интернет-ресурсы
1.https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-vysockiy.html
2. https://24smi.org/celebrity/249-vladimir-vysockij.html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий,_Владимир_Семёнович
4. https://vmiremusiki.ru/vladimir-vysockij.html