Как правильно составить локальный акт школы

Статьи

Психология и педагогика

Локальные акты школы: содержание и структура


Правовая база — это основа управленческой деятельности директора школы. Руководитель Областной методической службы в сфере образования Новосибирской области Марина Волчек, опираясь на опыт своего региона, осветила на вебинаре актуальную тему утверждения локально-нормативных актов. Представляем вашему вниманию обязательные и необязательные локальные акты, а также связанные с ними статьи закона «Об образовании».

06 марта 2019

Статьи Федерального закона № 273-ФЗ, которые необходимо приять во внимание при составлении локальных актов

  • № 25 «Устав образовательной организации». Требования к уставу в последнее время претерпели изменения, многие аспекты учебной деятельности были перенесены в образовательную программу. Согласно приказу Рособрнадзора № 785, на сайте школы теперь должны быть представлены, помимо устава, и другие локальные акты.

  • № 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». Согласно первой части статьи, школа имеет право на автономию при разработке локальных актов, не противоречащих законодательству (что особенно важно при решении спорных вопросов).

  • № 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения».

  • №№ 34, 43, 44, 47. Статьи затрагивают права обучающихся и родителей, помогают школе урегулировать взаимоотношения с законными представителями учеников в случае сложных ситуаций.

  • № 89-93. Данные статьи также касаются определенных прав, с которыми следует ознакомиться при составлении локальных актов.

Положения статьи № 30 о локальных нормативных актах

  1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

  2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

  3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

  4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Согласно статье № 26 закона «Об образовании», утверждение любых локальных актов образовательной организации осуществляется директором и педагогическим советом.

Федеральный закон

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этой книге вы найдете текст Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с самыми последними изменениями. Благодаря удобному формату вы сможете всегда иметь эту книгу при себе, а продуманная навигация по тексту сделает работу с книгой легкой и приятной.

Купить

Возможные локальные акты на основе статей Федерального закона № 273-ФЗ

  • Формы обучения. Отдельный локальный акт не требуется, но на сайте следует прописать соответствующую информацию. Статья: № 17 «Формы получения образования и формы обучения». Регламент: Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

  • Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Статья: № 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Регламент: Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  • Положение об организации сетевых форм реализации образовательных программ. Статья: № 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ». Регламент: Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).

  • Внеурочная деятельность. Статья: № 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования». Оформление зависит от ресурсов и видов реализации внеурочной деятельности.

  • Положение о структурном подразделении. Статьи: № 27 «Структура образовательной организации» (пункты 2 и 4) и № 25 «Устав образовательной организации» (подпункт 4 пункта 2).

  • Порядок оказания платных образовательных услуг. Статьи: № 29 «Информационная открытость образовательной организации» (подпункт 4 пункта 2) и № 54 «Договор об образовании» (пункты 5 и 9). Регламент: Письмо Минобрнауки России от 21.01.2016 № АП-78/18 «Об оказании платных образовательных услуг».

Помните, что важно не количество локальных актов, а их качество.

Обязательные локальные нормативные акты и их содержание

  • Режим занятий обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).

  • Правила приема обучающихся в образовательную организацию (на обучение по основным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам). Статьи: № 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» и № 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам». Регламент: Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся. Статьи: № 30 (пункт 2) и № 62 «Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (пункт 2). Регламент: Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

  • Правила внутреннего трудового распорядка. Статья: № 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» (подпункт 1 пункта 3).

  • Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Статья: № 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

  • Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).

  • Правила внутреннего распорядка обучающихся. Статья: № 28 (подпункт 1 пункта 3).

  • Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Статьи: № 28 (подпункт 10 пункта 3) и № 30 (пункт 2).

  • Календарный учебный график (как выписка из ООП). Статья: № 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» (пункт 9).

  • ООП для каждого уровня образования (на основании лицензии). Статья: № 28 (подпункт 6 пункта 3).

  • Учебный план (как выписка из ООП). Статья: № 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» (пункты 9, 22).

Кроме того, локальных актов требует статья № 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» — ее обязательно нужно рассмотреть на педагогическом совете, поскольку от родителей и других законных представителей сейчас поступает много жалоб по вопросам академических прав.

Если обязательные локальные акты называются несколько иначе — в этом нет ничего страшного, однако отразить в них нужно все, что требуется. Руководителям следует учитывать, что локальные акты, не входящие в обязательный перечень, но опубликованные на сайте, также подлежат проверке контролирующих органов.


#ADVERTISING_INSERT#

Локальные акты

  оЛокальные акты
общеобразовательного учреждения: понятие, виды, классификация по направлениям
деятельности школы

Понятие «локальный акт
общеобразовательного учреждения»

Локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления школой для регулирования внутришкольных отношений.

Локальный акт обладает следующими отличительными чертами.

1. Локальность акта означает, что акт действует только в пределах данной организации. Локальные акты школы не могут регулировать отношения, складывающиеся вне общеобразовательного учреждения.

2. Локальный акт всегда основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах.

Правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения носит многоуровневый характер. Различают следующие уровни правового обеспечения:

1) Федеральный уровень. Правовое обеспечение на данном уровне заключается в принятии федеральных законов, основанных на Конституции Российской Федерации, указов Президента России, постановлений Правительства России и нормативных правовых актов отраслевых органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования России.

2) Уровень субъекта Российской Федерации. На этом уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений.

3) Муниципальный уровень. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области образования имеют наибольшее значение для муниципальных образовательных учреждений.

4) Локальные нормативные акты образовательного учреждения. К ним относятся приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах своей компетенции органами управления образовательным учреждением и обязательные для исполнения участниками образовательного процесса или шире – работниками, учащимися и их законными представителями конкретного учреждения образования.

Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении. Это означает, что законы Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, указы Президента РФ – Конституции и федеральным законам, постановления Правительства РФ – Конституции и законам Российской Федерации, устав образовательного учреждения – Конституции, законам и постановлениям Правительства РФ и т.д. Поэтому изменения правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях. Правда, при одном немаловажном условии: если изменения правового регулирования были проведены федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции.

3. Локальный акт школы – это официальный правой акт, т.е. письменный документ, содержащий необходимые реквизиты: наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание, дата издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.

4. Чтобы быть правомочным, локальный акт школы должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления общеобразовательным учреждением. Разграничение полномочий между директором школы и органами школьного самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения, который иногда образно называют конституцией школы*.

Виды локальных актов
общеобразовательного учреждения

Локальные правовые акты школы могут быть нормативными и индивидуальными.

Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников школы и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной школы, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении, иных условий существования школьного коллектива.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отпуске, об увольнении.

Локальные акты школы издаются в виде постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Постановление – локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления общеобразовательным учреждением. Например, постановление Совета школы об утверждении школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования, постановление Совета школы о сдаче в аренду закрепленного за школой имущества, постановление Совета школы об исключении обучающегося из Школы.

Приказ – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением**. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка школы.

Решение – локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам школы; решение родительского собрания (собрания обучающихся II и III ступеней) об избрании своих представителей в Совет школы. Локальные акты школы, принятые в виде решений, как правило, не носят нормативного характера***.

Постановлениями и приказами органов управления школой утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления школой, структурного подразделения школы или основные правила (порядок, процедуру) реализации общеобразовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке школы, положение об оплате труда и премировании работников, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Инструкция (от лат. instructio – наставление) – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг – «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила – локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка школы, правила приема в школу, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Кроме этих локальных нормативных актов существуют специфические локальные акты, регулирующие социально-трудовые отношения (например, коллективный трудовой договор).

Классификация локальных актов по
направлениям деятельности школы

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности школы. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность школы связана с обеспечением предусмотренной законодательством самостоятельности (автономии) образовательного учреждения.

Нормотворческая деятельность школы осуществляется в пределах ее компетенции, определенной ст. 32.2 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с компетенцией общеобразовательного учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:


правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (создание, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);


правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;


правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;


правовое обеспечение материально-технического снабжения;


правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в общеобразовательном учреждении;


правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения.

По укрупненным направлениям деятельности школы правовое обеспечение управления общеобразовательным учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:

1) Акты, определяющие правовой статус общеобразовательного учреждения, акты об органах самоуправления школы:


Устав общеобразовательного учреждения;


Положение о Совете общеобразовательного учреждения;


Положение о Попечительском совете;


Положение о Педагогическом совете.

2) Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса:


Положения о структурных подразделениях;


Правила внутреннего трудового распорядка;


Штатное расписание;


Должностные инструкции работников;


Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;


Положение о приеме в общеобразовательное учреждение;


Правила внутреннего распорядка для обучающихся;


Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;


Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам.

3) Акты, действие которых направлено на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы:


Инструкции о мерах пожарной безопасности;


Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов (лабораторий, мастерских).

4) Акты, связанные с организацией и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса:


Положение о компоненте общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;


Список учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;


Образовательные программы и учебные планы;


Рабочие программы учебных курсов и дисциплин;


Календарные учебные графики;


Расписания занятий.

5) Акты, связанные с оплатой труда и финансово-хозяйственной деятельностью общеобразовательного учреждения:


Положение об оплате труда и премировании работников;


Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;


Положение о предпринимательской деятельности.

6) Акты, обеспечивающие правильное делопроизводство общеобразовательного учреждения:


Номенклатура дел школы;


Инструкция по делопроизвдству.

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, устав школы разрабатывается и принимается общеобразовательным учреждением, но утверждается его учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка и ряд других локальных нормативных правовых актов принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления. Многие нормативные правовые локальные акты требуют регистрации в качестве дополнений к уставу школы.

Дата утверждения /Номер приказа

 Наименование локального нормативного акта

Основание

1. Образовательные отношения. Образовательный процесс

от 20.05.14 №2232-р  Устав ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга  Открыть
от 01.03.16 №566-р  Изменения в Устав ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга  Открыть
от 28.11.18 №90-о Правила внутреннего трудового распорядка. Ст.30,ст.55, Ст.189-190, Ст.333 ТК Открыть
от 25.04.2022 №30-о Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (Выписка из ОП НОО) ФЗ “Об образовании в РФ Ст.25 Открыть
от 25.04.2022 №30-о Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (Выписка из ОП ООО) ФЗ “Об образовании в РФ Ст.25 Открыть
от 25.04.2022 №30-о Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (Выписка из ОП СОО) ФЗ “Об образовании в РФ Ст.25 Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о режиме занятий обучающихся Ст.25 Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положения о языке образования Ст.14 Открыть
от 21.04.2023 №30/1-о Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (новая редакция) Ст.55,67 Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о ведении электронного журнала Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о заполнении, учете, хранении и выдаче аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов Ст.60 Открыть
от 11.06.2020 №31-о Дополнения к Положению о заполнении, учете, хранении и выдаче аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов Ст.60 Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение об элективных учебных предметах Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение об окончании учебного года и продолжении обучения лиц, не освоивших образовательные программы учебного года Ст.58 Открыть
от 27.04.2021 №37/3-о Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану Ст.34 Открыть
от 30.08.2019 №52/3-о Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся Ст.53-55,61,62 Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о  Положение о формах получения образования и формах обучения Ст.17 Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательным учреждением и обучающимся и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся Ст. 53-55,57 Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов Открыть
от 27.09.2017 №66/6-о Порядок зачёта ГБОУ школой № 580 Приморского района Санкт-Петербурга, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Порядок и условия осуществления перевода из ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленостей и в ГБОУ школу № 580 Приморского района Санкт-Петербурга из других образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленностей Открыть
от 21.04.2023 №30/2-о Положение о комиссии по приему детей в первые классы ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение о профильных классах Открыть
от 20.03.2023 №21/3-о Положение о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продленного дня Открыть
от 16.01.2023 №3/2-о Положение об организации изучения комплексного курса “Об организации изучения комплексного курса “Основы религиозных культур и светской этики” Открыть

2. Образовательная программа. ФГОС. Внеурочная деятельность

от 26.04.2021 №37/3-о Положение об образовательной программе Ст.12 Открыть
от 30.08.2021 №54/1-о Положение о разработке адаптированной образовательной программы Открыть
от 23.01.2023 №5/1-о Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Открыть
от 16.03.2020 № 21/8-о Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и хранении этих результатов в архивах на бумажных и (или) электронных носителях Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о портфолио обучающихся Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС основного общего образования Открыть
от 30.08.2019 №52/3-о Дорожная карта по введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) Открыть
от 30.08.2022 №54/3-о Положение об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о порядке предоставления в пользование обучающимся по федеральным образовательным стандартам учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания Ст.25 Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о переводе обучающихся на семейное обучение (самообразование) и работе с экстернами в образовательном учреждении Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о проведении мероприятий по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам, учебным элективным предметам, внеурочной деятельности Открыть

3. Обучающиеся. Воспитательная работа

от 31.08.2017 №53/44-о Правила внутреннего распорядка обучающихся Ст. 43 Открыть
от 30.08.2019 №52/3-о Положение об осуществлении функций классного руководителя Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о внешкольных выездных мероприятиях Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о порядке посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом Открыть
от 09.10.2018 №65/1-о Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный контроль Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о  Положение о деловом стиле одежды обучающихся Ст.38 Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о смотре конкурсов-проектов Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о школьных конкурсах Открыть
от 23.01.2023 №5/5-о Положение о проведении школьного тура всероссийской олимпиады школьников Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ Открыть
от  21.10.2019 №70/4-о Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения Открыть
от  21.10.2019 №70/4-о Положение об использовании устройств мобильной связи Открыть
от  31.08.2017 №53/44-о Положение о поощрении обучающихся Открыть
от  31.08.2017 №53/44-о Положение о применении к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания Открыть

4. Контроль качества образования

от 26.04.2021 №37/3-о Положение о внутренней системе оценки качества образования. Открыть
от 23.01.2023 №5/4-о Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс Ст.58 Открыть
от 23.01.2023 №5/4-о Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Ст.58 Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся первых классов Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования Ст.59 Открыть
от 26.04.2021 №37/3-о Положение о государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования Ст.59 Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение о ведении ученических тетрадей и их проверке при обучении по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Открыть
от 21.11.2022 №79/2-о Положение о проведении итогового сочинения (изложения) Открыть
от 16.01.2023 №3/1-о Положение об организации и проведении итогового собеседования по русскому языку обучающихся по основной образовательной программе основного общего образования Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок Открыть
от 03.11.2022 №67/3-о Положение о проведение уроков и промежуточной аттестации обучающихся по предмету физическая культура Открыть
от 20.03.2023 №21/3-о Положение о порядке проведения Всероссийских проверочных работ Открыть

5. Инфраструктура. Государственно-общественное управление. Делопроизводство

от 31.08.2017 №53/44-о Положение об общем собрании работников Ст.47,48,52 Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о педагогическом совете. Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о совете родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Ст.44 Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о Совете обучающихся Ст.33-34 Открыть
от 10.01.2022 Приказ о создании комиссии по осуществлению закупок для нужд ГБОУ школы № 580 Открыть
от 10.01.2022 Положение о комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Открыть
Положение о специалисте по закупкам Открыть
от 06.02.2023 №10/2-о Положение об организации в ГБОУ школе № 580 Приморского района Санкт-Петербурга системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Открыть
от 26.12.2018 №80/1-ГЗ Положение о комиссии по осуществлению закупок для нужд образовательного учреждения Открыть
от 12.01.2021 №1/4-о Положение об организации питания обучающихся Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение о Совете по питанию Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о бракеражной комиссии. Открыть
от 12.01.2021 №1/4-о Положение о школьной библиотеке Открыть
от 21.10.2019 №70/4-о Положение о службе комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Ст.42 Открыть
от 21.10.2019 №70/4-о Положение о психолого-педагогическом консилиуме Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о службе здоровья. Ст.42 Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о школьном стадионе. Открыть
от 12.09.2022 №56/4-о Положение о школьном гардеробе Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение об учебном кабинете Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение об архиве. Открыть
от 30.08.2021 №54/1-о Положение об отряде юных инспекторов движения (ЮИД) Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о Клубе юных друзей правопорядка в ГБОУ школе № 580 Приморского района Санкт-Петербурга Открыть
от 18.04.2022 №29/3-о Положение о юнармейском отряде Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение об использовании печатей и штампов в ГБОУ школе № 580 Приморского района Санкт-Петербурга Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о работе с обращениями граждан Открыть
от 11.10.2021 №70/7-о Положение об организации самообследования Ст.28 Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о локальном нормативном акте ОУ Ст.30 Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Порядок учета мнения советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при принятии локальных актов Ст.30 Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об учебно-консультационном пункте.  Открыть

6. Охрана труда. Обеспечение безопасности. Доступная среда

от 31.08.2018 №50/24-о Положение о службе охраны труда Трудовой Кодекс Раздел X Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о комиссии по охране труда Трудовой Кодекс Раздел X Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о специалисте по охране труда Трудовой Кодекс Раздел X Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об уполномоченном лице по охране труда Трудовой Кодекс Раздел X Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Вводный инструктаж по охране труда Трудовой Кодекс Раздел X Открыть
от 30.08.2019 №52/3-о Положение о порядке расследования и учете несчастных случаев с обучающимися ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга Открыть
от 02.02.2022 №12/3 Положение о системе управления профессиональными рисками Открыть
от 02.02.2022 №12/3 Положение об учете и расследовании микротравм Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об административно-общественном контроле за состоянием охраны труда Трудовой Кодекс Раздел X Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности учебного процесса Трудовой Кодекс Раздел X Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о комиссии по социальному страхованию Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об обеспечении доступности общего образования и организации освоении образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Правила этикета при общении с инвалидами Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, связанной с обеспечением доступности объектов и услуг Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение об уполномоченном на решение задач в области гражданской  обороны Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение об организации и ведении Гражданской обороны ФЗ “О Гражданской обороне”от 12.02.98 №28-Фз Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об охране образовательного учреждения  и порядке допуска в здания обучающихся (воспитанников), работников школы, посетителей Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в здании ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Инструкция ответственного за организацию безопасности Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Инструкция для руководителей и персонал образовательного учреждения с массовым пребыванием граждан при возникновении угрозы совершения террористического акта или иных противоправных действий ФЗ “О противодействии терроризму”от 06.03.2006 №35Фз Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о порядке обеспечении я рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и  другими средствами индивидуальной защиты Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Инструкция должностным лицам и сотрудникам по противодействию терроризму Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение об антитеррористической группе  Открыть

 7. Информатизация. Защита персональных данных.

от 31.08.2017 №53/44-о Положение об использовании сети интернет в образовательном учреждении, регламентирующее работу педагогических работников и обучающихся в сети интернет ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение об ограничении доступа к отдельным видам информации ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о системе контентной фильтрации (СКФ) интернет-ресурсов ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2018 №50/16-о Регламент работы с электронной почтой ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Инструкция по антивирусной защите ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2018 №50/16-о Инструкция по работе на компьютерах обучающихся ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Инструкция по организации парольной защиты ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 №152-ФЗ Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение об официальном сайте Ст.29 Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Политика оператора в отношении обработки персональных данных  Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Инструкция по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационной системе персональных данных  Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение об обработке и защите персональных данных  Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Инструкция по обработке персональных данных, осуществляемых без использования средств автоматизации  Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности Открыть

8. Трудовые отношения. Профилактика коррупции

от 13.12.2018 Коллективный договор Открыть
от 29.12.2020 №65/3-о Положение о системе оплаты труда работников образовательного учреждения Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о формировании штатной численности и фонда оплаты труда образовательного учреждения Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о тарификационной комиссии Открыть
от 09.01.2017 №01/20 Положение о комиссии по организации применения в ОУ профессиональных стандартов Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о порядке пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга Ст.47 Открыть
от 11.10.2021 №70/6 Положение о программе наставничества Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о методическом объединении педагогических работников Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о предоставлении педагогическим работникам методического дня Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем Ст.47 Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре и об особенностях режима рабочего времени отдыха педагогических и иных работников Ст.47 Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Кодекс этики и служебного поведения работников ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о комиссии по противодействию коррупции Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о мониторинге исполнения должностных обязанностей работниками образовательного учреждения, деятельность которых связана с коррупционными рисками Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о порядке работы по предотвращению конфликта интересов и при возникновении конфликта интересов педагогического работника Открыть
от 31.08.2018 №50/24-о Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Открыть
от 30.12.2021 №95-о Положение о привлечении и расходовании средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о порядке привлечения и использования благотворительных средств (пожертвований) Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о профессиональной переподготовке и повышения квалификации работников образовательного учреждения Ст.47 Открыть
от 04.06.2019 №49 Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам Ст.47 Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Положение об оказании платных образовательных услуг Ст.101 Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Положение о порядке приема и отчисления обучающихся с платных образовательных услуг Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Положение о формах, периодичности и порядке текущего, промежуточного и итогового контроля за результатами освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по платным образовательным услугам Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Положение об ответственном лице за организацию работы по оказанию платных образовательных услуг Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Положение о материальном стимулировании работников, осуществляющих платные образовательные услуги Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по платным образовательным услугам Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Положение о рабочей программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе платных образовательных услуг Открыть
от 29.12.2020 №65/1-о Порядок комплектования групп платных образовательных услуг Открыть

 9. Отделение Дошкольного образования детей

от 02.02.2022 №12/2-о Положение о порядке приема и зачисления воспитанников Открыть
от 02.02.2022 №12/2-о Положение о порядке отчисления и перевода воспитанников Открыть
от 02.02.2022 №9/3-о Правила внутреннего распорядка воспитанников Открыть
от 29.12.2020 №65/2-о Положение о порядке отчисления и перевода детей Открыть
от 29.12.2021 №94-о Положение о режиме занятий Открыть
от 29.12.2020 №65/2-о Положение об организации питания воспитанников в отделении дошкольного образования детей Ст.37 Открыть
от 29.12.2020 №65/2-о Положение о бракеражной комиссии Ст.37 Открыть
от 29.12.2020 №65/2-о Положение о совете по питанию Ст.37 Открыть
от 29.12.2020 №65/2-о Положение о языке (языках) образования Ст.14 Открыть
от 29.12.2021 №94-о Положение о формах получения образования и формах обучения Ст.17 Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение об оценке индивидуального развития обучающихся в рамках педагогической диагностики Открыть
от 29.12.2020 №65/2-о Положение об организации отдыха и оздоровления обучающихся Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о правилах посещения обучающимися по выбору родителей (законных представителей) мероприятий, не предусмотренных учебным планом Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о методической работе Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о мониторинге качества образования (функционировании внутренней оценки качества образования) в отделении дошкольного образования детей Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о порядке реализации права педагогическими работниками на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами Ст.47 Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о родительском собрании Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о контрольной деятельности Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности Ст.47 Открыть
от 29.12.2021 №94-о Положение о рабочей программе педагога Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о наставничестве Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о порядке реализации права обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в отделении дошкольного образования детей Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о формировании, ведении, хранении и проверке Личных дел воспитанников Отделения дошкольного образования детей Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о Положение о порядке приема и передачи детей родителям (законным представителям) Открыть
от 16.05.2022 №35/5-о Календарный учебный график ОДОД на 2022-2023 учебный год Открыть
от 29.12.2021 №94-о Положение о структурном подразделении отделении дошкольного образования детей Открыть
от 29.12.2021 №94-о Положение о внутренней системе оценки качества дошкольного образования в отделении дошкольного образования детей Открыть

10. Отделение Дополнительного образования детей

от 03.06.2022 №40/6-о Положение о структурном подразделении Отделения дополнительного образования детей Ст.75 Открыть
от 29.12.2020 №65/7-о Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Ст.75 Открыть
от 29.12.2020 №65/7-о Положение о порядке приема, перехода на следующий год обучения, отчисления и восстановления обучающихся Отделения дополнительного образования детей Открыть
от 29.12.2020 №65/7-о Положение о рабочей программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Открыть
от 29.12.2020 №65/7-о Положение о формах, периодичности и порядке текущего, промежуточного и итогового контроля за результатами освоения учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в отделении дополнительного образования детей Открыть
от 29.12.2020 №65/7-о Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Открыть

11. Регламенты

от 31.08.2017 №53/44-о РЕГЛАМЕНТ по предоставлению Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 580 Приморского района Санкт-Петербурга услуги по представлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего  общего образования, а также дополнительного образования  Открыть
от 10.01.2022  РЕГЛАМЕНТ работы ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения  Открыть
от 10.01.2022 № 1-0 Приказ об утверждении Регламента работы ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о  РЕГЛАМЕНТ ведения Электронного журнала Открыть
от 31.08.2017 №53/44-о РЕГЛАМЕНТ предоставления государственной услуги “Электронный дневник”  Открыть
от 20.03.2023 №21/5-о Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” в соответствии с ФГОС НОО (новая редакция) Открыть

I. Общие положения

1.1. Положение о нормативном локальном акте МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина   (далее – Положение»)  устанавливает единые требования к нормативным локальным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению,  вступлению в силу,  внесению изменений и отмене.

1.2. Настоящее Положение является нормативным локальным актом МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина   и обязательно  к исполнению всеми участниками образовательных отношений.

1.3. Положение подготовлено на основании закона «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), Устава МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина   (далее – Школа).

1.4. Локальный нормативный акт Школы (далее – локальный акт) – это нормативный правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения   в Школе  в пределах своей компетенции  в соответствии с законодательством Российской Федерации,  в порядке, установленном  Уставом Школы.

1.5. Локальные акты Школы действуют только в пределах данной общеобразовательной организации и не  могут регулировать отношения вне её.

1.6. Локальные  акты  издаются по основным вопросам организации и осуществления всесторонней деятельности Школы, в том числе по вопросам, регламентирующим правила приема учащихся, режим занятий учащихся, школьной  формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения, приостановления  и  прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся и т.п.

1.7. Локальные акты,  соответствующие всем требованиям законодательства РФ, являются обязательными  к  исполнению всеми участниками образовательных отношений.

1.8. Нормы локальных актов, ухудшающие положение учащихся или работников Школы по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене Школой.

1.9. Локальные акты Школы утрачивают силу (полностью или в отдельной части) в следующих случаях:

• вступление в силу акта, признающего данный локальный акт утратившим силу;

• вступление в силу локального акта большей юридической силы, нормы которого противоречат положениям данного  локального акта;

• признание судом или иным уполномоченным органом государственной власти локального  акта Школы противоречащим действующему законодательству.

1.10. Локальный акт Школы, утративший силу,  не подлежит исполнению. 

II. Цели и задачи

Целями и задачами настоящего Положения являются:

• создание единой и согласованной системы локальных актов Школы;

• обеспечение принципа законности в нормотворческой деятельности Школы;

• совершенствование процесса подготовки, оформления, принятия  и реализации локальных актов;

• предотвращение дублирования регулирования общественных и образовательных отношений в Школе.

II. Виды локальных актов

2.1. В соответствии с Уставом деятельность Школы регламентируется следующими видами локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим.

2.2. Локальные  акты  Школы  могут быть классифицированы на группы:

а) в соответствии с  компетенцией Школы:

• локальные акты организационно-распорядительного характера;

• локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса;

• локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и организацию учебно-методической работы;

• локальные акты регламентирующие деятельность органов самоуправления Школы;

• локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность;

• локальные акты, обеспечивающие ведение  делопроизводства.

б) по критериям:

• по степени значимости: обязательные и  необязательные;

• по сфере действия: общего характера и специального характера;

• по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников Школы и не распространяющиеся на всех работников организации;

• по способу принятия: принимаемые руководителем Школы единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений;

• по сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия;.

• по сроку хранения:  постоянного хранения , 75 лет  и  другие.

III. Порядок подготовки  локальных актов

В Школе устанавливается следующий порядок подготовки  локальных актов:

3.1. Инициатором подготовки локальных актов могут быть:

• учредитель;

• органы управления образованием;

• администрация  Школы в  её руководителя, заместителей руководителя;

• органы государственно-общественного управления Школы;

• структурное подразделение Школы;

• участники образовательных отношений.

Основанием для подготовки локального акта могут также являться изменения в законодательстве РФ (внесение изменений, издание новых нормативных правовых актов).

3.2. Проект локального акта готовится отдельным работником или группой работников по поручению руководителя Школы, а также органом самоуправления, который выступил с соответствующей инициативой.

3.3. Подготовка локального акта включает в себя изучение законодательных и иных нормативных актов, локальных актов Школы, регламентирующих те вопросы, которые предполагается отразить в проекте нового акта, и на этой основе  выбор его вида, содержания и представление его в письменной форме.

3.4. Подготовка наиболее важных локальных актов (проектов решений собраний, педсоветов, органов самоуправления, приказов, положений, правил) должна основываться на результатах анализа основных сторон деятельности Школы, тенденций её развития и сложившейся ситуации.

3.5. По вопросам приема на работу, переводов, увольнений, предоставления отпусков, поощрений или привлечения сотрудников к дисциплинарной или материальной ответственности издаются приказы, в соответствии с ТК РФ.

3.6. Проект локального  акта  подлежит обязательной правовой экспертизе и проверке на литературную грамотность, которые проводятся Школой самостоятельно либо с участием привлеченных специалистов.

3.7. Проект локального акта может быть представлен на  обсуждение. Формы представления для обсуждения  могут быть различными, например, размещение проекта локального акта на информационном стенде  в месте, доступном для всеобщего обозрения, на школьном сайте, направление проекта заинтересованным лицам, проведение соответствующего собрания с коллективным обсуждением проекта локального акта и т.д. 

IV. Порядок принятия и утверждения локального акта

4.1. Локальный акт, прошедший правовую и литературную экспертизу, а также  процедуру согласования, подлежит принятию и утверждению руководителем Школы в  соответствии с  Уставом Школы.

4.2. Локальные акты  Школы могут приниматься руководителем, общим собранием трудового коллектива, советом трудового коллектива, педагогическим советом, Методическим советом, органом государственно-общественного управления либо иным органом самоуправления, наделенным полномочиями по принятию локальных актов в соответствии с Уставом Школы – по предметам их ведения и компетенции.

4.3. При принятии локальных актов, затрагивающих  права учащихся, учитывается мнение советов учащихся, советов родителей, представительных органов учащихся.

4.4. Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а также локальные акты, принятые с нарушением порядка  учета мнения представительного органа работников.

4.5. Прошедший процедуру принятия локальный акт утверждается руководителем Школы. Процедура утверждения оформляется подписью и приказом руководителя Школы.

4.6. Локальный акт  вступает в  силу с момента, указанного в нем, либо, в случае отсутствия такого указания, по истечении 7 календарных дней с даты принятия данного локального акта.

Датой принятия локального акта, требующего  утверждения руководителем Школы, является дата такого утверждения.

4.7. После утверждения локального акта проводится процедура ознакомления с ним участников образовательных отношений, на которых распространяются положения  данного локального акта. Ознакомление  с локальным актом  оформляется в виде росписи   ознакомляемых лиц с указанием даты ознакомления либо на самом локальном акте, либо на отдельном листе ознакомления, прилагаемым к нему, либо в отдельном журнале. 

 V. Оформление локального акта

Оформление локального акта выполняется в соответствии  с требованиями «Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения», а также нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003″ (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»). При этом:

5.1. Структура локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия локального акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

5.2. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

5.3. Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

5.4. Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

5.5. Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

5.6. Локальный акт излагается на государственном языке  РФ и должен соответствовать литературным нормам.

5.7. Структура локального акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей логическое развитие и правильное понимание данного локального акта.

5.8. В локальных актах даются  определения вводимых юридических, технических и других специальных терминов, если они не являются общеизвестными и неупотребляемыми в законодательстве Российской Федерации и региональном законодательстве.

5.9. Не допускается переписывание с законов. При необходимости это делается в отсылочной форме.

VI. Основные  требования к локальным актам          

Локальные акты Школы должны соответствовать следующим требованиям:

6.1. Положение должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его   наименование, грифы: принято, утверждено; регистрационный номер, текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения.

6.2. Правила должны содержать следующие обязательные реквизиты :обозначение вида локального акта; его наименование, грифы принятия и утверждения; текст,  соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения, регистрационный номер.

6.3.Инструкции должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его наименование;  грифы  принятия и утверждения; текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения; регистрационный номер.

6.4.Постановление должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта, его наименование, место и дату принятия, текст, соответствующий его наименованию; должность, фамилию, инициалы и подпись лица, вынесшего постановление; оттиск печати.

6.5. Решения должны содержать следующие обязательные реквизиты:  обозначение вида локального акта; место и дату принятия,  текст, должность, фамилию, инициалы и подпись лица, принявшего решение, оттиск печати.

6.6. Приказы и распоряжения руководителя Школы должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта и его наименование; место и дату принятия, регистрационный номер,    текст, должность, фамилию, инициалы и подпись руководителя Школы. Приказы и распоряжения выполняются на бланке Школы.

6.7. Протоколы и акты должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта;  место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст, содержащий повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых определенных (юридически значимых) действий либо отсутствие определенных фактов; должность, фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или принимавших участие в составлении протокола или акта.

6.8. Методические рекомендации должны содержать следующие обязательные реквизиты:  обозначение вида локального акта, место и дату принятия,  его наименование,  текст, соответствующий его наименованию и содержащий указание на вид, наименование и дату принятия правил или инструкций, нормы которых разъясняются, конкретизируются или детализируются методическими рекомендациями;  должность, фамилия, инициалы лица (лиц), составивших методические рекомендации.

6.9. Программы и планы должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; место и дату принятия, наименование и текст локального акта, соответствующие его наименованию.

6.10. Должностная инструкция. Должностная инструкция работника должна содержать следующие разделы: общие положения;  основные задачи,  права,  предоставляемые работнику и его обязанности; взаимодействия; ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение  (неисполнение) обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;  требования к работнику.

При разработке должностных инструкций работников рекомендуется руководствоваться  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

6.11.При подготовке локальных актов, регулирующих социально-трудовые отношения (например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.) следует руководствоваться рекомендациями о них.

6.12.Среди локальных  актов Школы высшую юридическую силу имеет Устав Школы. Поэтому  принимаемые в  Школы локальные акты не должны противоречить  его Уставу.

VII. Документация

7.1. Локальные акты проходят процедуру регистрации в специальном журнале.

7.2.Обязательной регистрации подлежат положения, правила, инструкции, приказы и распоряжения руководителя Школы.

7.3. Регистрацию локальных актов осуществляет ответственный за ведение делопроизводства согласно инструкции по делопроизводству в Школы.

7.4. Регистрация положений, правил и инструкций осуществляется не позднее дня их утверждения руководителем Школы, приказов и   распоряжений руководителя Школы — не позднее дня их издания.

VIII. Порядок внесения изменения и дополнений в локальные акты

8.1. В действующие в Школы локальные акты могут быть внесены изменения и дополнения.

8.2. Порядок внесения изменений и дополнений в локальные акты  Школы определяется в самих локальных актах. В остальных случаях изменения и дополнения осуществляются в следующем порядке:

8.2.1. внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном в локальном нормативном акте, на основании которого вносятся изменения;

8.2.2. изменения и дополнения в локальные акты: положения принятые без согласования с органом управления (самоуправления), правила, инструкции, программы, планы, постановления, решения, приказы и распоряжения руководителя Школы, вносятся путем издания приказа руководителя Школы о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт;

8.2.3. изменения и дополнения в положения, принятые после согласования с органом государственно-общественного управления (самоуправления),  вносятся путем  издания приказа руководителя Школы о внесении изменений или дополнений в локальный акт с предварительным получением от него согласия.

8.3. Изменения и дополнения в локальный акт вступают в силу с даты, указанной в приказе о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт, а в случае отсутствия указания в нем даты —  по истечению 7 календарных дней с даты вступления приказа о внесении изменений или дополнений в локальный акт в силу.

8.4. Изменения и дополнения в предписания и требования, протоколы и акты, методические рекомендации, акты о признании локальных актов утратившими силу, не вносятся.

IX.  Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение подлежит обязательному принятию органом педагогическим Советом Школы.

9.2. Положение вступает в силу с даты его утверждения руководителем Школы.

9.3. Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения о локальных актах.

9.4. Вопросы, не урегулированные  настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Школы и иными локальными нормативными актами Школы.

Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются среди прочего локальными нормативными актами (ст. 5 ТК РФ). Точного определения этих документов в Трудовом кодексе не содержится. Можно выделить только признаки, по которым локальный нормативный акт (ЛНА) отличается от других документов работодателя:

  • принимается работодателем, а не по соглашению сторон (ст. 8 ТК РФ);
  • содержит нормы трудового права в отношении работников данного работодателя (ст. 8, 13 ТК РФ);
  • не имеет персонализированного характера, как трудовой договор или кадровый приказ, и распространяется на неограниченное число сотрудников (ст. 13 ТК РФ);
  • рассчитан на неоднократное применение (ст. 12 ТК РФ).

Хороший пример локального нормативного акта — должностная инструкция. Ее разработка не обязательна по ТК РФ — работодатель утверждает ее по собственной инициативе. Она определяет конкретную трудовую функцию работника, то есть содержит нормы трудового права. Она разрабатывается на должность, а не на Ф.И.О. конкретного специалиста. Инструкция применяется до замены ее новой или до исключения должности из штатного расписания, то есть рассчитана на неоднократное применение.

Есть мнение, что регламентирующие документы (положения, порядки) относятся к ЛНА, а приказы и распоряжения — нет, так как это организационно-распорядительные документы. Это не так. Регламент пользования переговорной не содержит норм трудового права и к ЛНА не относится. А приказ об установлении процента премирования на 2022 год для работников будет локальным нормативным актом, так как имеет все его признаки.

По общему правилу ЛНА принимают с учетом мотивированного мнения профсоюза. И оно не обязательно должно быть положительным. 

Суды считают, что ЛНА выражает волю работодателя, а не относится к соглашению сторон. Смотрите, например, Постановление Тамбовского районного суда Тамбовской области от 18.01.2016 по делу № 5-22/2016. 

То есть работодатель должен запросить мотивированное мнение профсоюза до утверждения ЛНА, а вот соглашаться с ним он не обязан (ст. 372 ТК РФ).

Защита интересов работников обеспечивается другой нормой — ЛНА не могут ухудшать их положение по сравнению с трудовым законодательством или коллективным договором (ст. 8 ТК РФ).

extern

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

 

Трудовой кодекс освобождает от разработки ЛНА только три категории работодателей:

  • физические лица без статуса ИП (ст. 8 ТК РФ);
  • микропредприятия (ст. 309.2 ТК РФ);
  • некоммерческие организации (ст. 309.2 ТК РФ).

Работодатели-физические лица не разрабатывают локальные акты. Все трудовые отношения с работником регулируются трудовым договором.

Микропредприятия и некоммерческие организации имеют право отказаться от разработки локальных актов полностью или частично. Единственный обязательный для них документ — порядок перевода сотрудников на дистанционную работу по своей инициативе (ст. 312.9 ТК РФ). 

Микропредприятия и некоммерческие организации при отказе от ЛНА включают все неурегулированные вопросы в трудовые договоры. При этом за основу они берут Типовой трудовой договор (Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 858).

Все локальные нормативные акты у работодателя можно разделить на три группы — смотрите таблицу с примерами.

ЛНА по обязательности разработки

Необязательные

Руководитель организации разрабатывает и принимает их по собственной инициативе, чтобы урегулировать на постоянной основе какие-то моменты в трудовых отношениях

  • Должностные инструкции
  • Положение о наставничестве
  • Положение о командировках (ст. 168 ТК РФ)
  • Положение о медосмотрах (ст. 220 ТК РФ)

Условно обязательные

Разрабатываются в случаях, если работодатель решит внедрить какой-то процесс, который должен быть урегулирован ЛНА, и требование об этом есть в законодательстве; либо когда разработка ЛНА рекомендована, а не является обязательной

  • Положение об электронном кадровом документообороте (ст. 22.2 ТК РФ)
  • Порядок временного перевода на дистанционную работу по инициативе работодателя (ст. 312.9 ТК РФ)
  • Порядок учета микротравм (Приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н)
  • Порядок применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ)

Обязательные

Документы, требование о разработке которых прямо предусмотрено в законодательстве, и которые должны быть у каждого работодателя

  • Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ)
  • Порядок обработки персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ)
  • Правила и инструкции по охране труда (ст. 214 ТК РФ)

Работодатель в обязательном порядке принимает те локальные нормативные акты, по которым есть отдельное требование об их разработке. Например, инструкции по охране труда или порядок применения вахтового метода, если он использует вахту.

Работодатель также имеет право урегулировать или не урегулировать ЛНА любой аспект трудовых отношений с соблюдением требований законодательства (ст. 8 ТК РФ). В его нормотворческую деятельность никто вмешиваться не может, включая судебные инстанции (Апелляционное определение Московского городского суда от 14 сентября 2016 г. N 33-31926/16).

На практике бывали случаи, когда работники пытались через суд обязать работодателя принять порядок индексации зарплаты. Судьи отметили, что принятие локального нормативного акта — воля работодателя.

Нет нормативных требований к порядку разработки, а также оформлению локальных актов в частных компаниях. Примерная инструкция по делопроизводству, где есть отдельный раздел о ЛНА, обязательна только для государственных предприятий (Приказ Росархива от 11.04.2018 №44). Но работодатели могут взять ее за образец и на ее основе разработать собственные правила.

Что рекомендует Росархив

По каждому ЛНА нужно сразу определить разработчика. Он оформляет документ, согласовывает с заинтересованными лицами и обеспечивает утверждение.

ЛНА по сроку действия могут быть постоянными (действуют до замены новыми) или краткосрочными (приняты на определенный период времени). Например, Порядок обработки персональных данных — документ постоянного действия. А приказ об установлении показателей премирования — временный.

ЛНА принимаются по законодательным требованиям, распоряжению вышестоящей организации или решению руководителя компании. Руководители структурных подразделений могут давать предложения директору по разработке локального акта, если необходимо нормативно отрегулировать какой-то вопрос. Они направляют служебную записку, в которой указывают цель принятия ЛНА, примерную структуру и сроки подготовки документа.

Обязательные реквизиты ЛНА: название организации, вид и название документа, место издания, гриф утверждения с датой. Если в документе несколько страниц, то оформляется титульный лист. На него выносят все обязательные реквизиты.

Пример оформления титульного листа ЛНА

Пример оформления титульного листа ЛНА

Структуру ЛНА определяет разработчик, если в организации нет требований к содержанию. Для регламентов, положений, инструкций обычно используют следующие элементы:

  • титульный лист;
  • оглавление, если в документе больше 10 страниц;
  • общие положения;
  • нормативные ссылки;
  • термины и определения, сокращения;
  • ответственность — здесь указывают тех, кто должен выполнять требования ЛНА и несет за это ответственность;
  • основные разделы — собственно сам текст ЛНА;
  • приложения — графики, формы документов, чек-листы;
  • лист согласования;
  • лист ознакомления.

Это рекомендуемая структура. Работодатель может придумать свои правила.

extern

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Попробовать

Работодатель самостоятельно определяет порядок принятия локальных актов. Единственное требование, которое он должен выполнить — получить мотивированное мнение профсоюза в случаях, когда это обязательно (ст. 372 ТК РФ).

Перед принятием проект ЛНА проходит согласование внутри организации. Список определяет разработчик с учетом действующих в компании требований.

С внешними организациями ЛНА согласовывают только в том случае, если это содержится в поступившем требовании об его разработке или внутренних стандартах организации. Например, в холдинговых компаниях многие положения «дочек» и филиалов сначала проходят процедуру одобрения в головном офисе.

Локальные нормативные акты не имеют обратной силы. Они применяются только с момента утверждения (ст. 12 ТК РФ). Например, в майском приказе о вводе в действие ЛНА нельзя указать, что он действует с 1 апреля. Поэтому не стоит затягивать с процедурой подписания документа, который был нужен «вчера».

Согласованный проект ЛНА направляется на утверждение уполномоченному лицу. Рекомендуем сразу приложить к документу проект приказа о вводе в действие локального акта.

На практике ЛНА утверждаются одним из трех способов:

  • решением директора;
  • протоколом общего собрания участников, если это предусмотрено Уставом;
  • решением любого должностного лица, которому это делегировано по доверенности или приказом о распределении прав и обязанностей.

Выбранный способ утверждения ЛНА нужно закрепить документально, чтобы подтвердить полномочия лица, подписавшего документ.

Приказ о вводе в действие ЛНА подписывает директор или уполномоченное им лицо. В документе указывают дату, с которой начинает действовать нормативный акт, а также организационные мероприятия в связи с его принятием. Например, ознакомить весь персонал с ЛНА и представить в отдел кадров подписанные листы ознакомления.

Утверждение ЛНА и ввод в действие ЛНА — две разных процедуры. Вторая не относится к обязательным. Например, должностные инструкции часто вводят в действие без приказа, с момента утверждения. Распорядительный документ нужен, чтобы дать какие-то поручения в связи с принятием документа.

С утвержденным ЛНА нужно обязательно ознакомить работников под личную подпись, если он касается их трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Это не пустая формальность. Подпись работника об ознакомлении с локальным актом — «броня» работодателя при возможных трудовых спорах.

Локальные акты актуализируют по мере необходимости — нормативных сроков нет. На практике их пересматривают раз в 3-5 лет, но точную периодичность устанавливает работодатель. 

Корректировки вносятся при появлении новых законодательных требований, изменении производственных или организационных условий в компании. Например, при утверждении нового штатного расписания или оргструктуры.

Изменения в ЛНА согласовываются и утверждаются в том же порядке, в каком принимался основной документ. Цепочка та же: «заинтересованные лица — профсоюз — руководитель». Если ЛНА вводился в действие приказом, то и изменения вводятся в действие приказом того же должностного лица.

extern

Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам

Узнать больше

 

Статья 12 ТК РФ предусматривает три случая, когда локальный нормативный акт утрачивает силу:

  • истек срок действия;
  • заменили новым ЛНА;
  • вступили в силу нормативные правовые акты или положения колдоговора, которые устанавливают более высокий уровень гарантий работникам.

Отмена ЛНА, как правило, оформляется приказом руководителя.

Утративший силу документ не выбрасывают в ведро, а отправляют в архив на хранение по установленным правилам (Приказ Росархива от 20.12.2019 №236).

Случай из практики

Вышедший на пенсию работник попытался оспорить Положение об оплате труда десятилетней давности на том основании, что он о нем не знал и не ведал, что действовали такие правила оплаты. В суде работодатель предъявил архивный оригинал Положения с личной подписью работника. Суд отказал работнику в исковых требованиях.

Если работодатель не примет локальный нормативный акт, который предусмотрен трудовым законодательством, он может заплатить штраф до 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Отсутствие инструкций по охране труда обойдется дороже — до 80 тыс. рублей (ст. 5.27.1 КоАП РФ). 

Размер штрафа — не главное. Неприятность в том, что работодатель получит «пятно» на репутации как лицо, привлеченное к административной ответственности.

Добавить комментарий