Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Алгоритм написания методических рекомендаций»
Подготовил:старший воспитатель МБДОУ
высшей квалификационной категории
Курсакова Е.А.
Медногорск,
Март, 2020
Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.
В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.
Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).
Памятки составляютсябез титульного листа по следующей схеме:
1. Памятка
2. «Название»
3. Основной текст, который начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием.
4. Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.
5. Дата создания.
Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.
Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации.
Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:
1. Титульный лист:
1.1. Полное название учреждения
1.2. «Название»
1.3. Вид методической продукции (методические рекомендации)
1.4. Автор (ы) ( ФИО полностью)
1.5. Должность
1.6. Место написания
1.7. Год написания
2. Второй лист:
2.1. Аннотация – краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории.
2.2. Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Третий лист:
3.1. Пояснительная записка – вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.
3.2. Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с воспитанниками могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя.
3.3. Заключение – выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием.
3.4. Список использованной литературы. При необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме. Список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформлениялитературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы.
3.5. Приложение. Оно включается, если содержатся материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
➢ титульный лист;
➢ аннотацию;
➢ сведения об авторе (авторах);
➢ пояснительную записку;
➢ содержание;
➢ список рекомендуемой литературы по данной теме;
➢ приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
➢ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
➢ фамилия, имя, отчество автора;
➢ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
➢ название города;
➢ год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
➢ сути рассматриваемых вопросов;
➢ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
➢ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
➢ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
➢ Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
➢ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
➢ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
➢ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
➢ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:
➢ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
➢ дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
➢ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
➢ предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
➢ планы проведения конкретных дел, мероприятий;
➢ тестовые задания;
➢ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
➢ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
➢ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
➢ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
➢ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДОД (дополнительное образование детей)
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
– введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
– теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
– практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
– дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования
Станция
туризма и экскурсий «Конжак»
Рассмотрена на методического от «___» ________ 2019г. Протокол №____ |
Утверждаю Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак» __________________ Н.В. Якимова «___» |
«Составление
методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления»
Методические рекомендации
Составил: методист
МАУ
ДО СТиЭ «Конжак»
Фефелова Л.В.
2019г.
Составление методических пособий, разработок,
рекомендаций. Правила оформления: Методические рекомендации / Л.В. Фефелова. ГО
Карпинск муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Станция туризма и экскурсий «Конжак»,
2019г.
Настоящие методические рекомендации определяют общие
требования, структуру и правила оформления методической продукции и имеют целью
оказание помощи педагогическим работникам МАУ ДО СТиЭ «Конжак» при составлении
методических пособий, рекомендаций, указаний и их оформлении в соответствии с
действующими стандартами.
При разработке методических рекомендаций были
проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных
стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для
текстовых документов. Методические указания действуют наряду со стандартами и
другой нормативной документацией, на которую в них даны ссылки.
Данный материал поможет читателю-педагогу составить и
оформить собственную методическую разработку.
Разработчик:
Фефелова Лариса Владимировна, методист МАУ ДО СТиЭ «Конжак».
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………4
2. Требования к составлению методических
рекомендаций……………5
3. Требования к составлению методической разработки…………….….7
4. Требования к составлению методического пособия…………………..8
5.Технические требования к оформлению
методической продукции…9
6. Список использованных
источников…………………………………..12
Пояснительная записка.
В свете современных требований образования, педагоги
дополнительного образования должны уметь разрабатывать методическую продукцию и
адаптировать ее к реальным условиям образовательного процесса. Обновление содержания
дополнительного образования, технологий обучения, форм организации учебной
деятельности диктуют необходимость обеспечения образовательного процесса
методической литературой.
Цель данных методических рекомендаций: методическое
сопровождение процесса создания и оформления различных видов методических
материалов, распространения сведений, подлежащих трансляции, анализа передового
педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных
педагогических технологий.
Одна из задач, которая поставлена в данных
методических рекомендациях, дать педагогам обобщенные и систематизированные
представления об организации деятельности создания методических материалов и их
оформления.
В рекомендациях дан алгоритм действий составления
методического пособия, следуя ему, педагог сможет создать собственную
методическую разработку, соответствующую требованиям нормативных документов
регламентирующих создание методической продукции.
Использование данного материала возможно при
разработке учебного занятия, при изучении и распространении педагогического
опыта, в ходе аттестации.
Методические рекомендации адресованы педагогам
дополнительного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Методические рекомендации –
это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой,
методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют
собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику
и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе
раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе
положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные,
рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду
деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно
содержится указание по организации и проведению одного или нескольких
конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь
точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям,
методистам, педагогам-организаторам, и т.д.). Соответственно этому
регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид
методической продукции включают:
Ø титульный
лист;
Ø аннотацию;
Ø сведения
об авторе (авторах);
Ø пояснительную
записку;
Ø содержание;
Ø список
рекомендуемой литературы по данной теме;
Ø приложения
(при необходимости).
Пояснения
к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
Ø название
учреждения;
Ø фамилия,
имя, отчество автора;
Ø название
(с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
Ø год
разработки.
2. На
втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные
сведения о:
Ø сути
рассматриваемых вопросов;
Ø предназначении данных
методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая
работа – например, педагогам дополнительного образования);
Ø источнике
практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать,
на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);
Ø возможных сферах приложения
предлагаемого вида методической продукции (в каких областях могут быть
использованы настоящие рекомендации).
Ø Внизу
второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место
работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная
записка должна содержать следующую информацию:
Ø обоснование
актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно
дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких
образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия,
методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки;
охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации
соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую
помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
Ø определение
цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую
помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по
вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия
и т.п.);
Ø краткое
описание ожидаемого результата от использования данных методических
рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение
опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения
подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать
повышению мотивации обучающихся и т.п.);
Ø обоснование
особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными
разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических
рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением
определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий,
организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы,
изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание
методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может
излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно
структурировать в следующей логике:
Ø описать
(на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать
по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
Ø дать
советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы
оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его
потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию
и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому
обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного
мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
Ø вычленить
наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида
деятельности (исходя из имеющегося опыта);
Ø предостеречь
от типичных ошибок.
5. Список
рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в
алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления
литературных источников.
6. Приложения включают
материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с
использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок
«Содержание». В числе приложений могут быть:
Ø планы
проведения конкретных дел, мероприятий;
Ø тестовые
задания;
Ø методики
создания практических заданий, адресованных обучающимся;
Ø примерные
вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
Ø методики
определения результатов по конкретным видам деятельности;
Ø схемы,
диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
Ø примерная
тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка –
издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия
(в том числе учебного занятия), сочетающее описание последовательности
действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его
организации.
Методическая разработка –
комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений,
описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической
разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий
или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для
индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО
ПОСОБИЯ
Методическое
пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий
значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и
содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий
являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные
систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по
профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик
теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования
детей.
Задачей методического пособия
является оказание практической помощи педагогам дополнительного образования в
приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и
практического характера.
Типовая
структура методического пособия включает:
– введение, где формулируются цель и задачи данного пособия,
указывается, на какую конкретную группу оно рассчитано, какие конкретные
результаты может дать педагогам использование данного пособия;
– теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме
(при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое
обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая
позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как
сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
– практическую часть, где систематизируется и классифицируется
фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся
характерные примеры тех или иных форм и методик работы в дополнительном
образовании;
– дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические
материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический
материал.
Кроме того, в состав методического
пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы
учреждения, использование которых позволит педагогу организовать свою
работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического
пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением
на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в
данном пособии).
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Технические
требования к оформлению текста
Страницы
текста, иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60
«Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы (с Изменениями N 1, 2, 3,
4, 5).
Текст
должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через
полтора интервала. Цвет черный, высота букв, цифр и других знаков кегль 12-14
пт. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм,
верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм. Текст выравнивается по ширине
страницы, красная строка 1,5 см., исключить переносы в словах.
Работа выполняется шрифтом TimesNewRoman. Разрешается
использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных
терминах, применяя шрифты разного начертания.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм,
название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала.
Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия
организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании)
оригинального названия.
Сокращение русских слов и словосочетаний выполняются
по ГОСТ Р 7.0.12-2011«Библиографическая запись. Сокращение слов и
словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила».
Основной текст отделяется от заголовка дополнительным
интервалом. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
Оформление заголовков
Наименования структурных элементов:
“СОДЕРЖАНИЕ”, “ОПРЕДЕЛЕНИЯ”, “ВВЕДЕНИЕ”,
“ЗАКЛЮЧЕНИЕ”, “СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ”,
“ПРИЛОЖЕНИЕ”, следует располагать в середине строки без точки в конце
и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Каждый структурный элемент
работы следует начинать с нового листа (страницы). Если основной текст
подразделяют на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений,
порядковыми номерами в пределах всего документа.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки
должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Страницы
Правила оформления Страницы следует нумеровать
арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы
проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист работы
включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе работы не
проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают
в общую нумерацию страниц.
Оформление иллюстраций
Иллюстрации (схемы, компьютерные распечатки,
диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в
котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут
быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. В работе должны быть
сделаны ссылки на все иллюстрации. Иллюстрации, за исключением иллюстрации
приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово
“рисунок” и его наименование располагают посередине строки. При
ссылках на иллюстрации следует писать “… в соответствии с
рисунком…”.
Оформление таблиц
Наименование таблицы, при его наличии, должно
отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует
помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером
через тире. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором
она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть
ссылки. При ссылке следует писать слово “таблица” с указанием ее номера.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы
текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается
заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его
заменяют словами “То же”, а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо
повторяющихся цифр, марок, знаков, не допускается. Если цифровые или иные
данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами
сквозной нумерацией.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной
нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Оформление приложений
Приложение оформляют как продолжение данного документа
на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. На
все приложения в тексте должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует
начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова
“Приложение”, его обозначения. Приложение должно иметь заголовок,
который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной
строкой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы (с
Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5).
2.
ГОСТ Р 7.0.12-2011«Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний
на русском языке. Общие требования и правила».
3.
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила
оформления»
4.
ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»
5.
ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
составления»
6.
Сайты сети Internet.
Пятый курс – самое время приступить к выполнению самой объемной и самой важной работы в течение всей учебы: дипломному проекту.
Диплом покажет и выпускнику и аттестационной комиссии, насколько учащийся готов к ведению проектно-конструкторской, научно-исследовательской деятельности. Работа станет свидетельством следующих моментов:
- в достаточной ли степени студент овладел методикой и технологией исследований,
- способен ли он к аналитической работе,
- получил ли верные выводы в результате проделанных исследований,
- использовал ли в работе современные достижения,
- сориентировался ли в расчетных методиках.
Дипломное проектирование – это финальный этап обучения студента в высшем учебном заведении. Кроме того, это его первая самостоятельная инженерная работа, которая направлена на совершенствование творческого потенциала, расширение теоретических знаний и их практическое применение.
Зачем нужны методические указания по выполнению дипломных проектов
Казалось бы, есть знания и помощь научного руководителя. Зачем же использовать методические пособия?
Но больше всего выпускнику в нелегком деле написания последней квалификационной работы поможет именно методичка. Она выполняет сразу несколько важных функций:
- Знакомит студентов с организацией дипломного проектирования и содержанием дипломных работ.
- Перечисляет возможные темы.
- Подробно описывает содержание дипломных проектов.
- Перечисляет требования к содержанию и оформлению графического материала и пояснительных записок.
Методические указания к дипломной работе составлены с учетом профиля студента, давая ему рекомендации и указания по распределению работы над дипломным проектом и защите перед экзаменационной комиссией.
А теперь давайте посмотрим, какие разделы будут встречаться в методических указаниях с кратким описанием.
Общие положения
В разделе «Общие положения» вы найдете информацию о том, что же именно собой представляет дипломный проект.
Тут также перечислены права студентов. Например, выбор тематики и порядок закрепления выбранной темы за конкретным студентом.
В этом разделе подробно описано, как и кем вырабатывается тематика, каким образом за студентом закрепляются научный руководитель, а также его (руководителя) должностные обязанности.
Методические указания дипломного проектирования также содержат инструкцию, если студент выполнял дипломную работу на предприятии.
Здесь же вы узнаете, кто такой рецензент, кто и когда его назначает, чем он занимается.
Содержание и состав дипломных проектов
В методических указаниях (методичках) по написанию дипломной работы четко сказано, что должно входить в состав этого труда:
- расчетно-пояснительная записка. Ее объем не должен превышать 120 страниц формата А4;
- графический материал. Сюда входят не меньше 6 чертежей/рисунков/таблиц формата А1 (если студент обучается на инженерных специальностях).
Содержание диплома радиотехнического характера
Студент радиотехнических специальностей должен обратить внимание, что в его дипломном проекте обязательно должны присутствовать следующие разделы:
- Актуальность темы с обоснованием.
- Описание структурной схемы разрабатываемого устройства с обоснованием.
- Основная теория, имеющая отношение к разработке устройства.
- Разработка и расчет электрической схемы.
- Экспериментальное исследование устройства и результаты машинного моделирования.
- Конструкторская разработка устройства.
- Выводы и заключение проекта.
Расчетно-пояснительная записка тоже имеет свою структуру. И при дипломном проектировании необходимо следовать методическим указаниям по созданию этого раздела диплома. Следите, чтобы в расчетно-пояснительной записке были следующие части:
- аннотация;
- введение;
- обзор и анализ аналогичных устройств;
- разработка и обоснование техтребований к устройству;
- разработка и обоснование структурной, функциональной, принципиальной схемы устройства;
- конструктивная разработка блока;
- исследования;
- экономическое обоснование;
- меры по охране труда и технике безопасности;
- меры по гражданской обороне;
- вывод и заключение;
- библиографический список.
Содержание диплома исследовательского характера
В методических указаниях для дипломного проекта исследовательского типа будут примерно следующие параграфы:
- выбор и обоснование темы, формулировка задач и актуальности исследования;
- анализ проблемы по литературной и патентной информации, возможные способы решения задачи исследования;
- теория исследования, выводы главных соотношений и закономерностей;
- методика и обобщение экспериментальных и теоретических исследований;
- экономическое обоснование;
- обеспечение мер по охране труда и технике безопасности;
- выводы.
Специальные вопросы дипломного проектирования
Вы уже обратили внимание, что независимо от направленности и профиля специальности в дипломной работе есть общие для всех пункты (экономические обоснования, меры по охране труда и гражданская оборона).
Но иногда выпускнику могут поручить решить особые задачи, которые изначально не входят в перечень необходимых. Например:
- расчет основных показателей качества устройства;
- проведение патентного поиска;
- проведение расчетов посредством ЭВМ.
О том, как производить поиск ответов на эти вопросы, можно спросить научного руководителя или поискать эту информацию в общих положениях вуза или на кафедре.
Организация дипломного проектирования
Здесь же будут перечислена ругая информация. Например, все, что касается методических указаний и рекомендаций по оформлению дипломной работы и о порядке ее сдачи.
В документе четко прописано, что студенту настоятельно рекомендуется начать работу над проектом уже в период прохождения преддипломной практики.
Но не стоит отчаиваться! Несмотря на то, что диплом – это самостоятельная работа, всегда помните: вы не одни работаете над этим заданием. Весь процесс будет контролировать руководитель, а также куратор кафедры, которые будут направлять, следить за правильностью принимаемых решений, помогать в затруднительных ситуациях.
Также в обязанности куратора будет входить проверка соответствия материала задачам проектирования, отслеживание соблюдения календарного плана и графика работ, предоставление научных консультаций, систематическая проверка работы студента и общение с завкафедры по поводу того, как идет работа.
Как только проект будет закончен, его должны будут подписать непосредственный автор, консультанты, нормоконтроль. Теперь диплом можно сдать для предоставления отзыва руководителем. В документе будет полностью описан алгоритм действий руководителя, а также параметры, по которым он будет оценивать работу.
Защита диплома
Если дипломная работа прошла все вышеперечисленные инстанции и была допущена к защите, за неделю до этого события ее необходимо сдать секретарю комиссии вместе с сопутствующими документами:
- справкой с оценками по успеваемости;
- характеристикой студента;
- отзывом руководителя;
- рецензией.
Обычно защита проходит в виде открытого заседания при наличии не менее половины членов комиссии. А так как все они – люди серьезные и деловые, рекомендуем хорошенько подготовиться к защите дипломного проекта. Методические указания дают, конечно, дельные советы, но в них содержится не вся народная мудрость, способная помочь в ответственный момент.
Специалисты рекомендуют подготовить доклад для защиты продолжительностью не более 20 минут.
А вот так выглядит шаблон расчетно-пояснительной записки к диплому:
Мы прекрасно понимаем, насколько тяжелый труд вас ожидает. И поверьте: никто не будет отказываться от помощи, если ее предлагают добровольно. А профессионалы из сервиса помощи студентам готовы сделать все, чтобы вы достигли своей цели с минимальными потерями.