Как правильно составить натюрморт для живописи

Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.

Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.

натюрморт

Если вы учитесь самостоятельно, то вопрос грамотной постановки натюрморта будет для вас актуален.

В данной статье мы разберём теорию композиции натюрморта и поговорим о том, как правильно его составить.

Натюрморт (фр. “мертвая природа” или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life “застывшая жизнь”) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.

Прежде всего, запомните,

Хороший натюрморт рождается задолго до того,

как вы возьмете в руки краски и кисть.

Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте.

Идея натюрморта

Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.

Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.

Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.

голландский натюрморт

натюрморт с лимонами

Примеры тематики натюрморта:

– предметы искусства
– охотничий натюрморт
– цветы и фрукты
– о смысле жизни
– завтрак
– национальный
– дачный
– учебный

натюрморт

Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
– “вещи человека” (личные, характеризующие человека, например “суета сует”)
– “вещи для человека” (например “цветы и фрукты”, “битая дичь”)

Посмотрите на пример ниже.

Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.

Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни. 

натюрморт

Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.

Подбор предметов натюрморта:

Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.

Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
– Предметы подходят по смыслу
– Предметы имеют разные формы и пропорции
– Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
– Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
– Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

как составить натюрморт

Помните о самом важном правиле:

предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик, 

натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.

Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.

композициЯ натюрморта

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2.  Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?

Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.

Формат композиции натюрморта

Горизонтальный формат – наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.

Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.

Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.

цветочный натюрморт

цветочный натюрморт

Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.

Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.

Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.

Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.

В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.

Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.

Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.

Композиционные схемы постановки предметов:

1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют  более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

Расположение предметов:

Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.

Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом – создать равновесие композиции.

Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой.  Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.

Свободное расположение предметов – бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.

голландский натюрморт

Плотное расположение предметов – стабильность, благородство, наполненность – близкое расположение предметов друг к другу.

Композиционный центр

Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.

Композиционный центр – место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.

Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

Ритм

Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью – ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.

Например, посмотрите на натюрморт слева.

Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.

Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.

Именно такой повтор делает картину цельной.

Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта – 

движение глаза по картине.

Чего следует избегать при постановке предметов:

  • одинаковых по форме объектов
  • несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
  • выстраивания предметов на одной линии
  • отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
  • совмещения осей у симметричных предметов
  • соприкосновения силуэтов
  • “лесенки”
  • неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
  • дробности
  • слияния силуэтов

Примеры неудачного набора предметов:

Верхний ряд:

1) все линии силуэтов прямые – выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные – не хватает вертикалей

Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади 

ВАЖНОСТЬ ФОНА

Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.

ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Неглубокое пространство, например,  позволяет больше сосредоточиться на предметах:

Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками. 

ДРАПИРОВКИ

Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.

Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.

ФОН С ОКНОМ

Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.

ИНТЕРЬЕР

Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:

Колористическое единство

Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных. 

Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.

Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны – повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.

Свет

В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.

Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.

Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.  

Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.

Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).

Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой. 

Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:

Инструкция ПО постановкЕ натюрморта:

Придумайте тему натюрморта. 

Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.

Рассортируйте все составные части по форме. 

Желательно, чтобы она была разнообразна – найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.

Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.

Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.

Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта. 

Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.

Подберите подходящий фон.

Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.

Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.

Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.

Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.

Выставьте свет над натюрмортом.

Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции “засвеченными”.

Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.

Успехов вам в составлении натюрмортов!

Буду рада вашим комментариям и репостам!

ОБУЧАЮЩИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СЕРИИ “НАТЮРМОРТ”

Как собрать удачный натюрморт начинающему художнику? Поговорили об этом с акварелистом Татьяной Анисимовой и оформили советы художника вот в такую статью-памятку.

Татьяна Анисимова, акварель
Татьяна Анисимова, акварель

Правильный выбор натуры облегчает работу начинающему художнику.

Иногда у новичка «не получается» то, что сложно передать именно средствами живописи, поэтому важно понимать, что в натюрморте художник может сам выбирать натуру. Можно убирать предметы, которые не нравятся или не получаются в данный момент, выстраивать тот натюрморт, который вызывает у автора эмоции и кажется ему более простым по технике исполнения.

А чтобы картина получилась, стоит узнать несколько важных правил изображения натюрморта.

Всё неодинаково! Предметы должны быть разными по размеру и тону. Одинаковый размер сделает картину скучной, а одинаковый тон — плоской, предметы одного тона будут теряться рядом друг с другом. И еще расстояние между предметами тоже должно быть разным: не должен возникать “забор”, однородный рад предметов. Располагайте предметы разного размера и фактуры на разном расстоянии друг от друга и от зрителя ( то есть на разных планах в картине).

Татьяна Анисимова, акварель
Татьяна Анисимова, акварель

Контраст с фоном. Особенно важно, чтобы не совпадал тон предметов и фона, иначе и вам, и зрителю придется искать на картине черную кошку в чёрной комнате.

Татьяна Анисимова, акварель
Татьяна Анисимова, акварель

Цветовая гамма не должна напоминать светофор. В погоне за разнообразием всё же не ударяйтесь в крайности: вам будет сложно гармонизировать много предметов, слишком разных по тону и цвету. Для начала стоит взять классическое сочетание: предметы одной цветовой гаммы (но разного тона) на драпировке дополнительного (контрастного) цвета.

Татьяна Анисимова, акварель
Татьяна Анисимова, акварель

Или предметы и драпировка одной цветовой гаммы + контрастный предмет дополнительного цвета. Например, всегда поможет художнику натюрморт в зеленых тонах с гранатом. Или в сине-голубых, сине-фиолетовых тонах — с абрикосами или лимоном. Цветовой круг Иттена вам в помощь.

Татьяна Анисимова, акварель
Татьяна Анисимова, акварель

Не бойтесь глянцевых предметов! Передать объем металлического чайника или свежего блестящего яблока куда проще, чем объем матовой глиняной кружки без рефлексов. Рефлексы придают работе материальность и жизнь. Даже если вы в них поначалу путаетесь.

Татьяна Анисимова, акварель
Татьяна Анисимова, акварель

Да будет свет! Если нет внятного источника света, вам будет сложно передать объем. Если свет слишком яркий, или падает точно по центру, точно сверху — это тоже может мешать. Самый понятный вариант — источник света немного сбоку, не слишком высоко.

Татьяна Анисимова, акварель
Татьяна Анисимова, акварель

Удачных вам постановок! Помните: художник не обязан одинаково хорошо писать всё подряд. Он вправе выбрать эффектную «изобразимую» натуру, которая вызывает у него желание рисовать.

Курсы и уроки художника Татьяны Анисимовой смотрите на странице художника на сайте школы рисования ЭНТЕРКЛАСС.

_________

Если вам понравилось, ставьте лайк, пишите комментарии, жмите на стрелочку — делитесь с друзьями. Узнавайте новое об искусстве, наслаждайтесь работами художников и рисуйте вместе с нами!

#уроки рисования #натюрморт #рисование #художник #искусство #акварель #художники #живопись #культура #enterclass статьи

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

   Знаю по себе, что подобрать предметы для натюрморта, особенно если только начинаешь рисовать, серьёзная трудность. Какие именно предметы выбрать, как их расставить на предметной плоскости, какие связи между элементами натюрморта должны быть и как не перегрузить натюрморт предметами – лишь основные задачи.

Конечно, на первых порах, стоит просто довериться учителю рисования – он точно расставит предметы натюрморта хорошо, красиво и упорядоченно. Мне в этом помогал папа, а наблюдая за его действиями, задавая вопросы и внимательно слушая пояснения, через пару лет я могла уже это делать самостоятельно.

Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Натюрморт с арбузом.

   Домашние натюрморты можно выстраивать по аналогии с учебными классными, подбирая похожие предметы и их соотношения. В идеале же, проанализировать учебный план и задачи и двигаться в развитии (в составлении натюрмортов для учебных и творческих рисунков тоже) согласно ему. Есть основные принципы, на которые следует ориентироваться.

1). Постановки натюрмортов существуют не сами по себе: они создаются на основании учебной или творческой задачи.

   Постановка натюрморта для художника – это не просто набор красивых предметов. Предметы могут быть самые заурядные: обычная посуда, сложенная бумага, коробки, сосуды, книги и т.д. И несут они в первую очередь не смысловую нагрузку, то есть это не предметы сами по себе, а своеобразные тренажёры для постижения изобразительной грамоты.

   Если задача: выстроить гармонию родственно-контрастных цветов в этюде натюрморта, то подбираем цвета предметов и драпировок в соответствии с ней (смотрим на цветовой круг, анализируем, какие цвета являются контрастными, а какие родственными и сочетаем их в постановке). Если задачей рисунка обозначено выявление материальности предметов, то лучше подобрать элементы натюрморта разные по фактуре и текстуре, сделанные из разных материалов – стекло, керамика, бумага, камень, пластик и т.д. При задаче конструктивного построения лучше подобрать предметы или объекты простые по форме, сочетающие в себе объёмы, сходные с геометрическими: шар, куб или параллелепипед, конус, цилиндр, 6- или 8-гранник. В этом случае лучше отказаться от вазочек с лепниной или предметов случайной, экзотической формы – найти конструкцию предмета там, где её нет, невозможно, а не выполнить учебную задачу – раз плюнуть.

Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Натюрморт с арбузом. фрагмент.

   Поэтому, прежде чем хвататься за весь арсенал предметов и объектов доступных для рисования, подумайте, для чего вы это собираетесь делать, с какой целью и что хотите получить в итоге – чему научиться, какой вопрос решить, какие навыки в рисовании закрепить. Просто красиво нарисовать красивые предметы – не считается.

И уж конечно, не стоит выбирать предметы для натюрморта по принципу: нравится/не нравится, прекрасная (с вашей точки зрения) кисловодская ваза может сама по себе хороша и функциональна, но она не имеет никакого отношения к задаче, например, конструктивно-пространственного решения натюрморта.

Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Натюрморт с Луной.

2). Разделяем учебные и творческие задачи.

   Изучение основ изобразительной грамоты и рисование, чтобы научиться и совершенствоваться в корне отличается от рисования для самовыражения и рисования для удовольствия. В первом случае, художник учится у природы, постигает основы ремесла, изображает мир таким, каким его видит человеческий глаз – реалистично, трёхмерно, достоверно, точно. Во втором – выражает свои чувства и мысли по поводу увиденного, демонстрирует зрителю свою авторскую идею посредством предметов и объектов натюрморта, в этом случае изображение может быть не реалистичным, возможно применение стилизации, искажения, уплощения форм и предметов натюрморта, изменение цвета и тона.

   Таким образом, в учебном рисунке художник изучает форму, цвет, перспективу, конструкцию, материальность и прочие характеристики, принципы и особенности. Для этого художник использует приёмы компоновки, метод визирования, принцип сравнения и сопоставления частей натюрморта и другие средства.

Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Натюрморт с Луной. Фрагмент.

   При решении творческой задачи художник осмысляет реальность, пропускает увиденное через собственную философию, опыт, имеет личную точку зрения на явления и события, трактуемые через предметы натюрморта. Для этого художники используют композицию (с её законами, правилами, личностными авторскими особенностями, структурой и прочим), декоративизм, разного рода стилизацию. Тут каждый штрих и мазок имеет значение и подчинён общей художественной идее в искусстве натюрморта.

   Поэтому, перед тем, как рисовать натюрморт, определитесь, какая именно задача вас волнует, какая цель лично у вас при рисовании натюрморта. И, конечно, стоит её выбрать посильную – не нужно пытаться выразить общественную драму через расколотые щипцами орехи, если вы рисуете всего пару месяцев. Всему своё время. И мышление и творческое кредо художника тоже требуют времени и душевных сил на своё формирование и становление.

Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Натюрморт с рыбками.

3). Промежуточные задачи в рисовании натюрмортов.
   Бывает, особенно во время обучения композиции художников и дизайнеров, учебные работы сочетают в себе задачи, как творческие, так и академические. В этом случае, стоит учитывать эту комбинаторику при подборе предметов и элементов натюрморта. При сочетании, например, задачи передать ритм и материальность в натюрморте, стоит выбирать прозрачные и матовые предметы нейтральной и интенсивной окраски и чередовать их. При сочетании цвето-символических задач в постановке можно проследить ассоциацию с эпохой или периодом истории при подборе предметов.

   Часто учебные задачи в рисунке и живописи перетекают в творческие и наоборот, например, белые предметы на белом фоне и чёрные на чёрном. Такие постановки учат видеть и передавать мельчайшие оттенки цвета и тона, формируют возможность передавать форму и пространство минимальными средствами максимально выразительно, развивают художественное видение. И здесь можно заложить в предметы натюрморта любой творческий смысл – от одевания невесты до ночного неприбранного стола.

Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Натюрморт с рыбками. Фрагмент.

   Хорошее упражнение для перехода с учебных на творческие задачи и наоборот: написание натюрморта из предметов ахроматической окраски (серых), хроматическими цветами (цветом). Поиск разнообразных оттенков серого, их цветовая характеринстика, качество замутнения чистых цветов в каждом конкретном случае – не только великолепный опыт для практикующего художника, но и непростая и увлекательная задача для составления постановки. Какие предметы лучше взять, какие серые будут выглядеть похожими, а какие разными по цвету и тону, как расположить предметы и объекты в пространстве друг за другом, какие их части будут видны, а какие закроются другими предметами, как будут расположены тени от предметов: интеллектуальная игра сделает банальную постановку оригинальным перфомансом.

4). Все элементы натюрморта разные по размеру и массе.

   Наверное, это основное правило при составлении натюрмортов для живописи, рисунка, фотографии. Лучше выбрать один основной, крупный предмет и к нему подбирать все остальные. Для начинающих художников 2-3 предметов в натюрморте достаточно, большое количество деталей и элементов отвлекают от основной задачи и рассеивают внимание художника. По мере становления мастерства художника и освоения изобразительной грамоты, можно увеличивать количество элементов натюрморта, выбирать более сложные по форме и фактуре предметы. Но все элементы натюрморта должны делиться по размеру на 3 основные группы: крупные, средние и маленькие.

Художник: Крюкова Екатерина Александровна

   Человеческий глаз устроен так, что воспринимает количество до 3, как отдельные, характерные части, а более – как условное множество. Именно поэтому цветы в букете прописывают не все: внимание художника (и зрителя) распределяется между тремя основными соцветиями по счёту – главный, вторичный, третичный. Остальные стираются, списываются, рисуются менее контрастно и детализованно.

   Счёт до трёх в степени прорисовки и важности предметов натюрморта аналогичен. Стоит выделить самый крупный, средний и маленький предметы, а всё остальное – мелкие детали и дополнения в виде складок драпировки и разряжающих основную часть мелочей. Важно сравнить основные предметы друг с другом не только по высоте и ширине, но и по массе (визуально читаемый массив предмета, его габариты в целом).

Художник: Крюкова Екатерина Александровна

5). Главный предмет располагаем не по центру.
   Начинайте расстановку предметов натюрморта с основного предмета – он может быть самым крупным, самым ярким или самым светлым/тёмным, а также самым сложным по форме или самым глянцевым. Этот тот предмет или объект, который вы планируете изобразить наиболее подробно и тщательно. Расположите его чуть в стороне от предполагаемого геометрического центра будущего рисунка, лучше сразу уравновесить его вторичным предметом или драпировкой, чтобы не было соблазна расположить остальные части натюрморта рядом с ним зеркально симметрично.

   Во время сбора натюрморта периодически отходите от него на несколько шагов и рассматривайте со стороны. Обойдите его вокруг, чтобы убедиться, что основной предмет не совпадает с вертикальной осью формата ни с одного из возможных положений.

   Слишком близко к краям формата основной предмет располагать также не желательно. Это усилит его массивность и тяжесть, а значит закомпоновать все детали натюрморта гармонично не получится. Вокруг главного предмета натюрморта обязательно стоит сохранить свободное пространство – в нём расположатся другие предметы и детали. Это создаст целостность всей постановки, а внимание художника и зрителя будет концентрироваться на главном.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂



  • Назад


  • Вперед

Вы хотите научиться рисовать? С чего следует начать? С набросков? Правильно, а что дальше? Дальше следует освоить искусство постановки натюрморта. Благодаря натюрмортам начинающий художник быстрее освоит предметный рисунок, а опытный рисовальщик сможет усовершенствовать свое мастерство. Как нужно правильно собирать натюрморты?

Натюрморт должен быть интересен художнику

постановка натюрморта

Что должен испытывать творец, ставя перед собой какое-нибудь задание? Вдохновение. Человеку должно нравиться то, что он делает. Поэтому так важна качественная постановка натюрморта. Художник должен быть в восторге от композиции, которую ему нужно перенести из трехмерного пространства в двухмерное.

Но что делать, если у человека пока не хватает навыков для изображения сложных предметов? Нужно рисовать что-то простенькое. Но к кубам и шарам душа лежит не у всех. Поэтому найдите дома предметы простых форм, которые вам будут нравиться. Например, вместо шара можно взять арбуз, а вместо прямоугольника принести с улицы кирпич. Художник с особым вниманием должен подходить к выбору каждого предмета.

Почему-то многие думают, что чем причудливее вещи используются в композиции, тем натюрморт будет выглядеть симпатичнее. Поверьте, это – миф. Если вы возьмете изящную статуэтку, которая вызывает у вас отвращение, вы никогда не сможете красиво ее нарисовать. Поэтому всегда составляйте композицию из тех вещей, к которым лежит душа.

Объекты должны быть свежими

Второе правило, которому художник должен следовать, – это брать для постановки натюрморта только свежие продукты. Если вы планируете рисовать что-то скоропортящееся, то вам нужно садиться за мольберт сразу же после того, как вы соберете композицию. Если вы не планируете рисовать в ближайшие дни, то не используйте в постановке ничего быстропортящегося. Лучше взять продукты, срок хранения которых не ограничен двумя-тремя днями или же заменить настоящую еду муляжами. Если нет возможности использовать муляжи, то выбирайте те съестные припасы, которые, по вашему мнению, самые свежие.

После того как вы каждому предмету в постановке найдете место и нарисуете первые наброски, следует обвести месторасположение предметов на драпировке, а сами объекты убрать в холодильник. Благодаря контуру, который останется на ткани, будет легко восстановить не только месторасположение предметов, но и расстояние между ними.

Вещи должен объединять смысл

постановка натюрморт завтрак гурмана

Как собрать качественный натюрморт? Для этого следует объединять все вещи общим смыслом. Например, если вы собираете композицию, посвященную лесной прогулке, то следует использовать корзинку, грибы, ветки и листья, а также ягоды и чучела птиц. Если вы надумали собрать натюрморт с тематикой «женские штучки», следует использовать причудливые пудреницы, духи, зеркала и кисти для макияжа. В постановке натюрморта “завтрак гурмана” могут быть использованы различные фрукты, хлеб и банка с вареньем.

Тематика каждой композиции должна хорошо прослеживаться любым смотрящим. Не нужно высасывать связь предметов из пальца. Если вы очень хотите использовать серп в композиции с завтраком, то лучше положите его под стол, но не на стол. Всю картину будут портить неуместно расставленные вещи. Они будут выбиваться из композиции. А ведь натюрморт – это не склад продуктов, хаотично накиданных на столе. Натюрморт – это грамотно выстроенная композиция, которую нарушить может любая мелочь.

Гармония между схожими и различными формами

Постановка натюрморта для живописи – это целое искусство. Человек должен найти такие предметы, которые будут хорошо гармонировать друг с другом по цветовой гамме, по размеру и по форме. Особое внимание следует уделить последнему критерию. В одну композицию не нужно нагромождать множество одинаковых предметов. Если вы используете бутылки, то они должны быть разнокалиберные. Не нужно выстраивать на заднем фоне забор из баклажек одинаковой формы и размера. Следует использовать такие предметы, форма которых визуально похожа, но размер которых отличается. Например, вы можете найти прямоугольник со скругленными краями, цилиндр и шар. В подобную композицию сложно будет вписать куб или что-то граненное.

Контуры, очертания и плавность линий должны повторяться. Тогда композиция будет смотреться цельно и гармонично. Совмещать несовместимые предметы можно, ведь в искусстве не существует правил, которые нельзя нарушать. Но прежде чем переходить границы дозволенного, человек должен выучить классические каноны.

Центр композиции должен быть один

Любой, даже начинающий художник, должен соблюдать простое правило любой хорошей композиции, – центр должен быть один. Постановка натюрморта для живописи подчиняется этому правилу. Смотря на постановку, глаз должен сразу за что-то цепляться. Проще всего центр выделить размером. Поставьте большой предмет в любой угол натюрморта, и он будет бросаться в глаза.

Если не хочется выделять центральную вещь размером, можете поэкспериментировать с цветом. В этом случае оттенок предмета должен радикально отличаться от оттенков, которые используются в композиции.

И еще один способ выбелить центр – это образовать в композиции пустоту. Но подобным образом выделять центр должны только опытные художники. При неправильной расстановке предметов пустота перестанет быть центром и сделает композицию неуравновешенной. Если вы хотите добиться наилучшего эффекта, то вам следует использовать только один из вышеперечисленных способов. Все вместе их использовать нельзя, иначе натюрморт перестанет быть сбалансированным.

Игра на контрасте и нюансе

постановка натюрморта для живописи

Фото натюрморта, который собран по всем правилам, представлено выше. Если вы только начинаете постигать искусство составления композиции, то выбирайте составные части постановки, которые будут контрастировать друг с другом. Подобный натюрморт смотрится сочно и броско. Но помните, что больше трех цветов лучше не сочетать. Четвертый оттенок можно использовать в драпировке. Но в этом случае он должен быть нейтральным, черным, белым или светло-пастельным. Контрастные натюрморты просто не только собирать, но и рисовать. Разница цветов художнику будет очевидна. Все, что необходимо будет сделать, – правильно подобрать оттенки.

Если вы умеете собирать красивые композиции, то попробуйте составить постановку с акцентом на нюанс. Все составляющие натюрморта должны быть выдержаны в одной цветовой гамме. Разница будет в оттенках. Ее то и нужно будет найти художнику. Подобные постановки писать сложно, так как не у всех художников получается правильно расставить акценты и выделить центр композиции.

Соразмерность

Когда человек собирается делать постановку натюрморта для рисунка, то он должен учитывать соразмерность предметов. Рядом с большой вазой не следует класть спичечный коробок. Он будет смотреться неуместно. Большие предметы с маленькими должен соединять своеобразный мостик, образованный объектами среднего размера. Массивные предметы должны стоять на заднем фоне и не перегораживать небольшие вещицы переднего плана. Кто-то может рассмотреть градацию размеров как яркий пример контраста. Подобным образом у вас получится сделать дисгармонию композиции и внести в нее динамику. Но ваш натюрморт не будет устойчивым и в глазах зрителей. Постановка будет рассыпаться на части. Если небольшие предметы стоят рядом с большими, грамотно уравновесить их невозможно. Поэтому обратите внимание на гармонию пропорций в своей композиции.

Также следует помнить, что объемные складки следует считать частью постановки. И на большую складку класть россыпь бус будет неразумно. Если уж хочется что-то туда поставить, лучше выберите массивный кувшин.

Разноплановость

для живописи

Вы видели цветографические картины? Модель многопредметной постановки натюрморта в любой продуманной композиции такая: сзади – крупные предметы с минимальной детальной проработкой, а на переднем плане – что-то небольшое и рельефное. Объекты, которые лежат ближе к художнику, должны выделяться не только по размеру, но и по цвету, и по текстуре. Задний план художники вуалируют более темными красками, в то время как предметы с переднего плана всегда хорошо прописываются яркими цветами. Композиция должна быть грамотно уравновешена, и в то же время в ней должны отсутствовать грубые ошибки с детализацией.

Кого-то могут испугать предметы с ярко выраженным рисунком. Например, небольшие керамические плитки, которые являются отличным фоном, или же гипсовые головы, которые требуют детальной проработки. Ставить такие предметы на задний план можно, если все остальные вещи в натюрморте будут маловыразительными и мало детализированными.

Детали на деталях

Хотите сделать натюрморт интересным? Тогда разнообразьте его детализированными вещами. Например, используйте не простой белый сервиз, а чашки и чайники со сложным рисунком. Узор может украшать старинный рушник или же в качестве акцентов могут выступать небольшие фигурки или статуэтки. Вещи должны быть красивыми, и художнику должно захотеться рассмотреть предметы повнимательней. Подобные детали цепляют взгляд, и зритель не остается равнодушным.

Но не перегружайте композицию. Если вы используете в натюрморте декоративную посуду, значит, драпировка должна быть однотонная. Если же вы используете принтованные ткани, выбирайте нейтральные предметы, которые на фоне броского материала не смогут потеряться. Не перегружайте натюрморт. Композиции, в которых много интересных деталей, приятно рисовать. Но с подобным заданием справится только опытный художник, а не новичок. Поэтому всегда здраво оценивайте свое мастерство.

У натюрморта должен быть характер

натюрморт фото

Даже простая постановка натюрморта требует от создателя сложной мозговой деятельности. У любой композиции должен быть свой характер. Натюрморты бывают пустые, загруженные, монохромные или контрастные. В вашей работе не должно быть случайности. Используйте только те предметы, которые подходят по смыслу и по концепции. Если вы собираете натюрморт и делаете его на нюансе, то будьте внимательны к предметам, которые используете. Они должны отличаться друг от друга не только цветом, но и фактурой.

Неинтересно рисовать исключительно глянцевую посуду. Художнику приятно искать новые способы передачи поверхности вещей. Если вы собираете натюрморт с темой завтрака, то возьмите хлеб, яйцо, огурец и пирожное. Эта еда кажется самой простой, но все предметы имеют отличия в фактуре поверхности.

Фон

Собираете натюрморт? Учебная постановка требует от педагога знаний относительно специфики фона. В качестве цветовой подложки следует использовать темную материю теплого оттенка. На такой ткани все светлые предметы будут смотреться выразительно. Ученику не придется долго думать о контрастах. Фон темный, задний план средней насыщенности, а вещи на переднем плане светлые и выразительные. Именно на простых заданиях ученики познают правила композиции и все тонкости расставления акцентов.

В качестве фона можно использовать не только ткань, но и предметы из окружения. Например, в качестве бэкграунда педагоги используют угол комнаты. Подобные натюрморты помогают студенту понять, что композиция является не чем-то отдельным, а частью окружающего пространства. Если занятия проходят в режиме пленэра, то фоном может стать трава или же деревья. Предметы быта интересно писать под прямым солнечным освещением, когда задником является красивый цветущий куст розы или жасмина.

Складки

модель многопредметной постановки

Фото постановки для натюрморта вы можете посмотреть выше. Одним из акцентов данного произведения являются складки. Их должен хорошо рисовать любой уважающий себя художник. Как выбрать материал? Для создания складок лучше использовать старую ткань, которая была в употреблении. Используется такой материал не из экономии, а по той причине, что выгоревшее полотно живописнее, чем новый отрез с принтом.

Для создания складок можно использовать как грубый материал вроде холста, так и что-то струящееся, вроде шелка. Различия будут в количестве складок и их качестве. На грубой ткани получаются массивные заломы, которые порой даже имеют острые углы. На шелке получаются мелкие складочки, которые сложно разложить по своему усмотрению.

Как правильно выбрать расцветку материала? Желательно использовать ткань тех оттенков, которые студентам придется смешивать, а не тех цветов, которые входят в стандартную палитру.

Освещение

постановка натюрморта для рисунка

Как рисовать натюрморт? Важную роль в любом рисунке играет освещение. Оно бывает естественное и искусственное. Начинающим художникам лучше рисовать при естественном свете. А студентам, которые уже получили начальные знания в области рисования, можно переходить на постановки, освещенные софитами. Благодаря освещению выявляется фактура и текстура предметов, а также лучше читается форма вещей.

Умение правильно рисовать натюрморт – необходимый навык любого художника, не зря этому вопросу уделяется много внимания в художественных школах и училищах. Рисуя неодушевленные предметы, вы тренируете глазомер, учитесь правильно располагать предметы и переносить их на полотно в нужном масштабе и с соблюдением пропорций.

Становление натюрморта в качестве самостоятельного жанра начинается в 16 веке, когда художники включают его в различные христианские сюжеты. Долгое время предметная живопись была либо второстепенной, либо использовалась для отработки определенных навыков. Все изменилось с приходом эпохи Импрессионизма в 19 веке, когда художники много экспериментировали с цветом, формой и техниками нанесения красок, когда визуальная эстетика стала преобладать над передачей реалистичности. Огромный вклад формирование натюрморта как независимого жанра внес великий французский художник Поль Сезанн. В своем творчестве он пытался примирить классические и современные подходы к живописи. Своими картинами Сезанн как бы напоминал всем экспериментаторам, что искусство красок и форм обязано служить природной гармонии, а не произволу живописцев, которые во главу угла ставят оригинальность.

Поль Сезанн Натюрморт с яблоками

Поль Сезанн “Натюрморт с яблоками”

Чтобы создавать реалистичные натюрморты и «живые» произведения в других жанрах, важна правильная техника. Потому как, уповая исключительно на силу красок, можно легко нарушить цветовой баланс, а передать естественную фактуру и вовсе невозможно. В этом видео вы можете увидеть, как с помощью технологии оптических просветов прорисовать мельчайшие детали, передать объем и гармонию цвета, а также какие ошибки могут возникать при создании натюрморта и как их исправлять.

Выбор идеи

Перед тем, как приступить к работе, важно продумать идею натюрморта. Подбирать нужно однотипные предметы, которые будут сочетаться и тем самым создавать целостное произведение. Все объекты должны быть подчинены единой концепции, иметь различные формы и габариты, гармонировать по цвету. Очень красиво смотрится многообразие текстур и фактур. И самое главное – выбранные предметы должны вызывать эмоциональный отклик в вашей душе и вдохновлять вас на рисование натюрморта.

Расположение объектов

Следующий шаг – размещение предметов – оно не должно быть скучным. Что это означает? Если вы расположите похожие по габаритам и форме объекты на одинаковом расстоянии друг от друга или поставите их в один ряд, как под линейку, – натюрморт будет неинтересным. Используйте принципы многоплановости и частичного перекрытия объектов – и за счет иллюзии глубины пространства композиция станет намного привлекательной.

Скучная композиция

Осмысленные композиции

Осмысленные композиции

В зависимости от того какие выбраны объекты, и как они будут размещены, принимается решение относительно формата. Самый распространенный формат – горизонтальный, так как на нем можно разместить большое количество предметов. Вертикальный в основном используется для изображения высоких элементов натюрморта, например вазы с цветами. Квадратный формат в основном применяется для акцентирования внимания зрителя на центр полотна.

Для передачи спокойствия, стабильности и устойчивости, предметы следует размещать симметрично и как можно ближе друг к другу. Асимметрия, наоборот, создает ощущение динамики (например, высыпанные из корзины фрукты или опрокинутая чашка).

Статичный натюрморт

Статичный натюрморт

Динамика в натюрморте

Динамика в натюрморте

Передача пропорций и объема

Точность пропорций является обязательным требованием при создании эскиза. При этом играет роль не только соотношения больших предметов и их частей, но и других компонентов к целому. Чтобы добиться требуемой точности и правильности натурной постановки, необходимо выполнять замеры путем визирования и неоднократно сопоставлять пропорции различными методами. Определяем линию горизонта и композиционный центр и делаем эскиз, нанося карандашом легкие контуры предметов с соблюдением форм вычисленных пропорций. Для уточнения пропорций можно использовать вспомогательные линии.

Передача пропорций и объема

Передача пропорций и объема

Объем передается правильным расположением светов, теней и полутонов. Если писать натюрморт по классической методике, объем достигается штриховкой в рисунке и градиентными переходами красок в живописи. Но если вы хотите получить «живое», реалистичное изображение, работу следует вести «от пятна», поскольку штриховка выглядит неестественно для нашего глаза, а красками передать объем крайне сложно. В технологи оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, для создания объемных произведений используется графитовый порошок в рисунке и работа наждачной бумагой в сочетании с многослойными лессировками оптическими смесями в живописи. Как это делается, рассказывается в тематических видео соответственно по рисунку и живописи.

Добавить комментарий