Для проведения государственных или муниципальных закупок требуется обоснование цены договора, контракта. Цену рассчитывают одним из методов, указанных в 44-ФЗ.
Методы обоснования НМЦК: как выбрать правильный
Заказчики проводят госзакупки по определенной цене — начально максимальной цене контракта (НМЦК). Цену определяют заранее: еще до проведения заказа, на этапе планирования торгов. Заказчики ежегодно составляют план-график и включают в него все планируемые закупки на очередной финансовый год (ст. 16 44-ФЗ).
По правилам, расчет начальной цены называют обоснованием НМЦК. Заказчик определяет, какую сумму он сможет потратить на торги. Основные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ перечислены в статье 22 Федеральной контрактной системы. Стоимость закупки рассчитывают методом анализа рынка, проектно-сметным, тарифным, нормативным или затратным методом.
Выбор способа расчета напрямую зависит от предмета заказа. Если заказчик выберет неправильный метод, ему грозят жалобы от потенциальных поставщиков и штрафы от контролеров.
Начальную (максимальную) цену указывают и в плане-графике, и в извещении и документах заказа, и в предложении принять участие в закрытой процедуре (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Если заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, он рассчитывает не НМЦК, а цену контракта с едпоставщиком. Но НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком определяются по одним и тем же правилам из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.
В таблице обоснования цены контракта по 44-ФЗ разобрали основные методы расчета.
Название метода |
Применение |
Норматив |
---|---|---|
Анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен) |
Применяют, когда необходимо сравнить цены на идентичные товары, работы и услуги и вывести актуальную НМЦК |
Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ |
Нормативный |
Применяют, если вышестоящая организация установила для заказчика предельные цены |
Ч. 7 ст. 22 44-ФЗ |
Тарифный |
Используют для регулируемых объектов — если для предмета заказа установлены определенные тарифы |
Ч. 8 ст. 22 44-ФЗ |
Проектно-сметный |
Рассчитывают цены для строительных контрактов: если объект закупки — строительство, реконструкция, ремонт, то для него составляется проект и сметная документация |
Ч. 9, 9.1, 9.2 ст. 22 44-ФЗ |
Затратный |
Используют, если не подходят другие способы расчета, но надо обосновать, почему другие методы не применяются |
Ч. 10-12 ст. 22 44-ФЗ |
Приоритетным способом расчета начальной цены является анализ рынка. Заказчики используют его для определения НМЦК для большинства закупок. Но выбор способа расчета всегда определяется спецификой закупки и обязательно подтверждается документами. Форма и порядок обоснования НМЦК закреплены в Приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, в специальных методических рекомендациях.
Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Этот вид обоснования начальной максимальной цены (44-ФЗ) используют, если нет оснований для расчета НМЦК другими способами (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Общий порядок обоснования методом анализа рынка:
- Определяем товары, работы и услуги, которые идентичны предмету заказа. Если идентичных товаров нет, находим однородные — те, которыми заменяют товар.
- Узнаем информацию о ценах из любых доступных источников. Заказчики используют для расчета ценовые предложения и прайсы от поставщиков, сведения с официальных сайтов и других открытых источников, данные из исполненных аналогичных контрактов, опубликованных в реестре контрактов Единой информационной системы. Кроме того, у покупателя есть возможность разместить запрос цен в ЕИС.
- Выявляем однородность полученных цен.
- Рассчитываем НМЦК по специальной формуле.
Информацию о стоимости товаров, работ и услуг необходимо привести в соответствие с условиями заказа — скорректировать с учетом срока исполнения контракта, количественных характеристик, места поставки, системы налогообложения. К расчетам применяются специальные коэффициенты и индексы для пересчета ценовых показателей. Если разместили в ЕИС запрос ценовых сведений, корректировать условия не требуется. Но только если ценовая информация получена в пределах полугода до даты обоснования НМЦ (п. 3.22 Методических рекомендаций № 567).
Однородность определяют, используя коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций № 567):
Для расчета НМЦ по формуле понадобятся минимум 3 ценовых предложения от потенциальных поставщиков (п. 3.21 Методических рекомендаций).
Актуальный пример обоснования НМЦ анализом рынка.
Обоснование НМЦК тарифным методом
Тарифный метод применяют, если стоимость предмета заказа регулируется государством или местными властями. Обычно такой способ используют при закупке коммунальных услуг:
- водоснабжение и водоотведение (ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ от 07.12.2011);
- электроснабжение (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003);
- теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
- общедоступная электросвязь, почтовая связь (перечень из ПП РФ № 637 от 24.10.2005).
НМЦ рассчитывают так: умножают тариф за единицу товара, работы, услуги на их количество (п. 5.2 Методических рекомендаций № 567). Сведения о региональных тарифах публикует Федеральная антимонопольная служба.
Обоснование НМЦК проектно-сметным методом
Проектно-сметным способом обязательно обосновывают НМЦК на закупки работ:
- по строительству, реконструкции, сносу, капитальному ремонту объекта капстроительства (их проводят по проектной документации);
- по сохранению памятников истории, культурного наследия (исключением являются научно-методическое руководство, технадзор за такими работами).
Минстрой настаивает, что проектно-сметный способ надо использовать и для обоснования НМЦК на заказ работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. А если в федеральном реестре сметных нормативов нет нужного показателя, для расчета НМЦ применяются иные способы.
Заказчик вправе, но не обязан обосновывать проектно-сметным методом начальную цену контракта на текущий ремонт (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).
Порядок обоснования НМЦ проектно-сметным способом:
- Определяем сметную стоимость строительных работ (ст. 8.3 ГрК РФ).
- Используем прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства при составлении сметы (письмо Минстроя № 8587-СМ/09 от 02.03.2018).
- Расчет проводим с учетом правил Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019. Учитываем разъяснения Минстроя и ФАУ «Главгосэкспертизы России».
В Приказе № 841/пр разъясняется, нужна или нет дата обоснования НМЦК в смете: точную дату ставить не обязательно, но надо указать период составления проектно-сметной документации. Это необходимо для перерасчета сметы по прогнозным индексам изменения сметной стоимости с учетом повышения цен на стройматериалы.
Обоснование НМЦК нормативным методом
Рассчитывайте цену нормативным способом, если вышестоящий орган установил предельные цены на товары, работы и услуги. Предельную стоимость указывают в требованиях к отдельным видам ТРУ: посмотрите их в Единой информационной системе, в разделе планирования и подразделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».
НМЦ определяют так: необходимое количество товара умножают на предельную стоимость (п. 4.2 Методических рекомендаций № 567). Вместе с нормативным применяют и метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитайте цену двумя способами, и если НМЦ по анализу рынка меньше нормативного показателя, используйте ее в закупках (п. 4.4 Методических рекомендаций, письма Минфина № 24-01-08/34018 от 27.04.2020, № 24-01-08/36522 от 06.05.2020).
Обоснование НМЦК затратным методом
Используйте затратный способ, если никакие другие методы обоснования НМЦ не подходят. Обычно такой расчет применяют для закупки товаров, работ, услуг с индивидуальными характеристиками или при отсутствии необходимого количества поставщиков.
Для расчета начальной цены надо сложить прямые и косвенные затраты на производство или покупку, реализацию товаров и прибыль, обычную для конкретной сферы деятельности. Вся эта информация есть в ЕИС — в исполненных госконтрактах из реестра контрактов. Кроме того, разрешается использовать сведения из общедоступных источников и результаты исследований рынка, которые инициировал заказчик.
К затратам в рамках затратного способа относят заработную плату работников, налоги, коммуналку, аренду, покупку материалов, ГСМ и другие расходы.
Закупки с особенностями обоснования НМЦК
Для некоторых заказов начальная цена определяется не только по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы, но и с учетом особого порядка и отраслевых правил. К таким закупкам относятся:
- заказы в градостроительной сфере. Стоимость работ рассчитывают в порядке, определенном Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019;
- государственный оборонный заказ. Товары, работы и услуги в рамках ГОЗ приобретают в соответствии с ПП РФ № 1465 от 02.12.2017;
- энергосервисные контракты. Особенности обоснования НМЦ прописаны в приложении № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010;
- медицинское оборудование. Стоимость формируют по нормам ПП РФ № 881 от 03.11.2011;
- лекарственные препараты для медицинского применения. Заказчики руководствуются Приказом Минздрава № 1064н от 19.12.2019;
- медицинские изделия. Эти закупки регламентирует Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020;
- стандартное жилье у единственного поставщика. Обязательно изучите Федеральный закон № 161-ФЗ от 24.07.2008;
- встречные инвестиционные обязательства в регионах. Учитывайте правила ПП РФ № 1166 от 12.11.2016 и региональные нормативные акты;
- регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами. Для таких заказов действует Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021;
- охранные услуги. НМЦ рассчитайте на основании Приказа Росгвардии № 45 от 15.02.2021.
В каких случаях НМЦК не обосновывают
В 44-ФЗ указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заключаете контракт с единственным поставщиком. Цену контракта с едпоставщиком рассчитывают так же, как и для конкурентных процедур, — одним из способов ст. 22 Федеральной контрактной системы. Если эти методы не подошли, используйте собственный способ расчета. Но обязательно подготовьте обоснование невозможности применения других способов расчета НМЦ (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-01-08/16645 от 05.03.2020).
При планировании закупок и заключении контракта с единственным поставщиком обоснование НМЦ не требуется. Если заказ соответствует правилам нормирования и формирования стоимости, его признают обоснованным (ч. 1 ст. 18 44-ФЗ).
Но есть случаи, когда обоснование НМЦК с единственным поставщиком все же потребуется. Если заключаете контракт по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93, подготовьте форму-обоснование. Укажите стоимость контракта, метод ее расчета и перечислите подтверждающие документы.
Если проводите закупку у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в электронной форме, сформируйте извещение, приложите к нему проект контракта и обоснование ЦК (п. 4 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).
Как накажут за нарушения
Если заказчик нарушил порядок расчета НМЦК, его должностному лицу грозит штраф:
- за включение в план-график НМЦ без обоснования или закупки с неправильным обоснованием — от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
- за несоблюдение порядка, формы обоснования НМЦ — 10 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
- за нарушение правил расчета начальной цены по государственному оборонному заказу — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1, 2 ст. 7.29.1 КоАП РФ).
Если нарушили правила 44-ФЗ из корыстных целей, личной заинтересованности, возможна уголовная ответственность (ст. 200.4 УК РФ). Но накажут, только если нарушение привело к крупному ущербу.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Другие материалы раздела Все о 44-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) — это предельная граница цены на закупаемый товар, работу или услугу в конкурентных закупках, которую готов потратить покупатель. Устанавливается и обосновывается НМЦК заказчиком на этапе подготовки к проведению закупки. Для открытой электронной закупки НМЦК оформляется в виде электронного документа «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», входящего в состав извещения. Заказчик не рассматривает заявку, в которой участник закупки предлагает цены выше указанной НМЦК. Правила расчёта НМЦК регулирует статья 22 № 44-ФЗ.
Отличие НМЦК от НМЦД
Начальная максимальная цена договора (НМЦД) — это ключевое звено в документации коммерческих закупок. Регулируется п. 5 ч. 9 статьи 4 №223-ФЗ.
Применение и метод определения НМЦД по 223-ФЗ, как правило, аналогичен использованию и схемам расчёта НМЦК по 44-ФЗ.
Рекомендации о применении заказчиками, осуществляющими закупки по 223-ФЗ, методики обоснования НМЦД, аналогичной предусмотренной в 44-ФЗ, содержатся в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 16.06.2017.
Что зависит от НМЦК
Размер НМЦК влияет не только на стоимость товаров и услуг, но и на другие условия проведения торгов.
Способ закупки
- если НМЦК больше 3 млн рублей, то закупку нельзя осуществить запросом котировок;
- если НМЦК больше 600 тысяч рублей, то осуществить закупку у единственного поставщика по п.4—5 ч.1 статьи 93 будет невозможно (исключение — закупка товара в электронной форме).
Срок подачи заявки на участие в электронном аукционе
- если НМЦК не превышает 300 млн рублей, а при закупках подрядных работ 2 миллиардов рублей — срок размещения извещения в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- если НМЦК превышает 300 миллионов рублей, либо 2 млрд рублей для закупок подрядных работ, то извещение публикуется не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Установление обеспечения заявки
Если НМЦК конкурса, аукциона или запроса котировок 1 млн рублей и более, то участник закупки вносит сумму-гарант в виде обеспечения заявки, размер которой также зависит от НМЦК.
Методы определения НМЦК
Существует пять способов расчёта НМЦК, которые разрешено использовать. Порядок установлен в статье 22 44-ФЗ и предусматривает следующие методы:
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный;
- сопоставление рыночных цен.
Допустимо использование нескольких методов одновременно. В определённых случаях региональные органы власти устанавливают дополнительные способы расчёта НМЦК.
Сопоставление рыночных цен
Данный метод используется в первую очередь. Заказчик проводит следующие действия:
- Сравнивает цены необходимых товаров, работ и услуг у предполагаемых исполнителей контракта. Такая информация может быть получена из общедоступных открытых источников (сайты, каталоги, прайс-листы и т.д.).
- Запрашивает коммерческие предложения у производителей или подрядчиков. Сравнение цен производят только на однородные или идентичные товары, учитывая коэффициент отклонения.
- Публикует запрос цен на сайте Единой Информационной Системы и проводит анализ цен из реестра контрактов.
Заказчик не рассматривает предложенные цены, если:
- поставщик входит в Реестр недобросовестных поставщиков;
- цены предложены анонимно;
- описание товара не соответствует предложенной стоимости;
- поставщиком не представлен детальный расчёт.
Цену из реестра контрактов можно увеличить. В соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 №567 на рост влияет способ закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги:
- конкурс — до 10%;
- аукцион — 13%;
- запрос котировок и запрос предложений — 17%;
- если за основу взят контракт, заключённый с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – цена не увеличивается.
Расчёт коэффициента отклонения
Способ расчёта НМЦК заключается в проверке цены на однородность, и расчёте коэффициента отклонения. Используется стоимость товаров, полученных от разных поставщиков:
- минимум три цены, если стоимость получена путём запроса коммерческих предложений;
- пять цен, если рассматриваются завершённые контракты.
Сначала проводится вычисление среднеквадратического отклонения по следующей формуле:
- σ — среднеквадратическое отклонение;
- Цi — цена;
- «Ц» — среднее арифметическое всех цен;
- n — общее количество цен;
- i — номер источника цены.
Далее получают коэффициент отклонения следующим образом:
V = (σ / ) × 100
Если результат решения составляет меньше 33%, то данные цены пригодны для использования в расчёте НМЦК.
Расчёт НМЦК методом анализа рынка
После отбора цен и проверки их на однородность заказчик рассчитывает НМЦК по формуле:
- V — количество товара, которое заказчик будет закупать;
- n — количество цен, которые заказчик использует в расчёте;
- Цi — цена, которую заказчик использует в расчёте, под номером i.
Нормативный метод
Применяется только в том случае, если в отношении закупаемого товара (работы, услуги) установлен соответствующая норма потребления и предельная стоимость товара (работы, услуги). Правила нормирования в сфере закупок можно посмотреть на сайте ЕИС. Предел стоимости указан для того, чтобы госзаказчики не могли приобретать предметы роскоши или товары с ненужными характеристиками.
Для расчёта количество закупаемого товара умножается на его предельную цену
- V — это количество закупаемого товара или объём работ;
- Ц — предельная цена.
В данном случае использование метода рыночного анализа также допустимо, но в рамках ограничения установленного норматива.
Для регистрации в ЕИС понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП позволят работать на госпорталах, принимать участие в сделках, подписывать документы в сервисах ЭДО.
Тарифный метод
Так же, как и нормативный метод, применяется для определённых товаров и услуг при условии, что тарифы и цены на них подлежат государственному регулированию или устанавливаются муниципальными правовыми актами, например:
- обращение твёрдых коммунальных отходов;
- тепло- и газоснабжение;
- водоснабжение и водоотведение;
- общедоступная электросвязь и почтовая связь;
- подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
На стоимость тарифов ссылается заказчик при обосновании НМЦК в госзакупке. Ознакомиться с информацией по тарифному регулированию можно на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Определение НМЦК тарифным методом происходит по следующей формуле:
- V — количество закупаемого товара или объём работ;
- Т — регулируемый тариф.
Проектно-сметный метод
Расчёт применяют при госзакупках в строительной сфере:
- при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта кап. строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами;
- для работ по сохранению памятников культурного наследия.
Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном 44-ФЗ, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определённой в соответствии со статьёй 8.3 Градостроительного кодекса РФ. Заказчики для расчёта цен используют утверждённые Минстроем России методики и в случаях, установленных действующим законодательством в рамках государственной экспертизы проектной документации, проходят проверку достоверности сметной стоимости. Данный метод не подходит для закупок без объёмов.
Затратный метод
Данный метод расчёта НМЦК применяется в случае, если ни один из вышеописанных способов не применим. Также его можно использовать для уточнения цены, которая получена одним из них.
Заказчик суммирует норму прибыли в выбранной сфере и затраты, которые появятся у поставщика:
- производственные расходы;
- затраты на приобретение;
- расходы по реализации и логистике и прочее.
Полученная сумма будет являться НМЦК в выбранной сфере закупки.
Другие методы НМЦК
Если заявленные в закупках товары или услуги являются эксклюзивными, редкими, то заказчик может использовать иные методы расчёта НМЦК. Причины отказа от вышеуказанных способов должны быть обоснованы. Например, если закупается товар не серийного производства, отсутствующий в продаже, который необходимо изготовить по чертежам и эскизам заказчика.
Как ещё можно рассчитать НМЦК
Существуют бесплатные сервисы для расчётов НМЦК. Одним из них является калькулятор, разработанный «Национальной ассоциацией институтов закупок». Бесплатный онлайн-сервис реализован в рамках проекта «Контрактная система в действии». Программа рассчитывает НМЦК методом сопоставления рыночных цен. Также сервис предоставляет цены прошлых периодов и корректирует полученные, учитывая вид закупки. Полученная таблица расчётов и форма обоснования НМЦК соответствует форме, приведённой в Методических рекомендациях, утверждённых Приказом №567.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
В случаях закупок товаров и услуг, указанных в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 № 19, заказчик обязан не только обосновать НМЦК, но и указать в проекте контракта формулу цены.
К таким закупкам относятся в частности: услуги по страхованию, оценке имущества, услуги на предоставление кредита, поставка топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.
Что делать, если цена не соответствует рынку
Если НМЦ занижена
Поставщику целесообразно участвовать в такой сделке, если он заинтересован в количестве выполненных заказов, используя их в качестве портфолио для дальнейших закупок. Вероятность победы высокая, так как участников меньшинство.
Если НМЦ завышена
В таком случае большое количество участников сбивает установленную НМЦК до средней по рынку. На такую закупку могут обратить внимание органы финансового контроля, прокуратура или правоохранительные органы. В результате закупка отменится, если заказчик не представит аргументированные объяснения и подтверждение правильности расчёта своей цены.
Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше
Если участник конкурса или аукциона снизил НМЦК больше чем на 25%, к нему применяются антидемпинговые меры.
Если НМЦК 15 млн рублей и менее: увеличение обеспечения контракта в полтора раза либо представление участником закупки доказательств добросовестности и обеспечение в размере, указанном в документации о торгах.
Подтверждением добросовестности является исполнение за три года до даты подачи заявки трёх контрактов без неустоек. При этом цена одного из них должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении о закупке.
Для ИП и юр.лиц, имеющих статус субъекта малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организации (СОНО), установлены особые нормы.
Если закупка проводилась только для СМП/СОНО, то участник может быть освобождён от внесения обеспечения контракта, включая антидемпинговые меры, в случае предоставления информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение таким участником (без учёта правопреемства) в течение трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке трёх контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке.
Участие в госзакупках требует специальной подготовки и знаний. Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Перед публикацией извещения заказчик обязан рассчитать максимальную сумму, которую может потратить на закупку. Всего есть пять методов обоснования цены контракта по 44-ФЗ. Но для некоторых процедур общие методы не подходят: начальную цену рассчитывают с учетом отраслевых особенностей.
Что такое НМЦК
В Федеральной контрактной системе дается расшифровка НМЦК — начальная (максимальная) цена контракта. Это предел стоимости, который заказчик устанавливает для конкурентных процедур. НМЦК указывают в извещении, документации о закупке (если заказчик решил ее составить), приглашении на участие в закрытых торгах. А при заключении контракта с единственным поставщиком используют другой показатель — цену контракта с единственным поставщиком.
В ст. 22 44-ФЗ указано, что такое НМЦК в госзакупках, — это базовый показатель, по которому выбирают способ определения поставщика и срок публикации извещения о закупке в ЕИС (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Для конкурсов и аукционов нет ценовых ограничений, а вот электронный запрос котировок проводят для тендеров не дороже 3 000 000 рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).
Есть ограничения и для закупок у единственного поставщика — по п. 4, 5, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. А для торгов, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, предусмотрен лимит по НМЦК в 20 000 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ).
Сроки размещения извещения тоже зависят от начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ — вот они (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):
- электронный конкурс — минимум за 15 дней до окончания подачи заявок;
- электронный аукцион с НМЦК до 300 000 000 рублей (до 2 млрд рублей при закупке строительных работ) — минимум за 7 дней до даты окончания подачи заявок, в остальных случаях публикуем извещение минимум за 15 дней до даты окончания подачи заявок;
- электронный запрос котировок — минимум за 4 рабочих дня до окончания подачи заявок.
В извещении о закупке обязательно указывают начальную стоимость заказа (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Документы по определению НМЦК, к примеру, расчеты, скриншоты страниц сайтов с датой и временем из подготовки, необходимо хранить с документами о закупках. Таким способом заказчик подтвердит, что он исполнил требования ст. 22 по обоснованию начальной цены.
Для определения начальной цены нельзя использовать иностранную валюту. Исключение сделали только для заказчиков, которые работают на территории иностранного государства (ч. 18.1 ст. 22 Закона о контрактной системе).
Предельная стоимость заказа — важный фактор для поставщика. Исходя из ценовой информации, потенциальные исполнители делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере. Также начальная стоимость влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.
Начальная цена на этапе планирования
Расчет и определение НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график (ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). Обоснованной считают закупку, которая соответствует правилам нормирования и формирования НМЦ (ч. 1 ст. 18 Закона о контрактной системе).
Составлять дополнительные документы для обоснования закупки не надо.
Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в извещении. Стоимость товаров, работ, услуг в реальном времени отличается от плановых значений, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.
Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.
Перед проведением закупки проверьте актуальность цен товаров, работ, услуг, по которым рассчитывали НМЦК для плана-графика. Для расчета используйте методы из ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Методы обоснования начальной стоимости заказа
Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в ст. 22 Федеральной контрактной системы и уточнены в методических рекомендациях Минэкономразвития.
Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Подробнее:
- обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен;
- нормативный метод обоснования НМЦК;
- тарифный метод обоснования НМЦК;
- проектно-сметный метод определения НМЦК;
- затратный метод обоснования НМЦК.
Вот обоснования НМЦК в виде таблицы — методом анализа рынка:
Региональные власти вправе вводить дополнительные методические рекомендации локальными нормативными актами. Как пример — распоряжение правительства Москвы № 242-РП, распоряжение правительства Сахалинской области № 117-р и др. Заказчики применяют и основные, и дополнительные рекомендации при проведении закупки для нужд субъекта РФ.
НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком определяются по одним правилам — по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы.
Особенности обоснования цены
Для некоторых закупок ценовые показатели рассчитывают по особым правилам. Особенности действуют для заказов:
- в градостроительной сфере (Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019);
- в рамках государственного оборонного заказа (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017);
- по энергосервисным контрактам (ч. 19 ст. 108 ФКС, приложение № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010);
- отдельных видов медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011);
- лекарственных препаратов для медицинского применения (Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019);
- медицинских изделий, но не для всех (Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020);
- стандартного жилья у единственного поставщика (161-ФЗ от 24.07.2008);
- работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта строительства, включенных в один лот по ч. 16.1 ст. 34 Федеральной контрактной системы, но сначала надо получить заключение — после специального аудита, при котором проверяется обоснование предполагаемой стоимости строительства объекта капстроительства (п. 5 ПП РФ № 563 от 12.05.2017);
- услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами (ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021);
- с последующим заключением контракта по ч. 56 ст. 112 Федеральной контрактной системы (ч. 59 ст. 112 ФКС, Приказ Минстроя № 175/пр от 30.03.2020);
- охранных услуг (Приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021).
Кроме того, есть особенности определения максимальной стоимости для закупок, которые проводятся для достижения минимальной обязательной доли заказов российских товаров. Такие особенности обоснования и расчета НМЦ, стоимости контракта с единственным поставщиком, начальной стоимости единицы товара определяет российское правительство.
Еще по теме:
- калькулятор НМЦК по 44-ФЗ;
- как применяются на практике новые правила расчета НМЦК для закупок работ по строительству;
- как формировать НМЦК в перевозках.
Нормативная база
Статья 22 Закона 44-ФЗ
Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)
Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».
Какая цена должна быть обоснована
НМЦК |
начальная максимальная цена контракта – предельное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ[1]), которая устанавливается при проведении конкурентной закупки. |
ЦКЕП |
цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – конкретное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ), согласованное с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и зафиксированное в контракте |
НЦЕ |
начальная сумма цен единиц ТРУ – предельное значение суммы единичных расценок ТРУ, которое устанавливается при проведении конкурентной закупки с «неопределённым» объемом в соответствии с ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ. |
В тексте настоящей памятки под НМЦК понимается НМЦК и ЦКЕП и НЦЕ |
Что такое обоснованиеНМЦК
Обоснование НМЦК – расчет цены + приложение справочной информации и документов (либо указание реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет)[2].
– Обоснование размещается в ЕИС «анонимно»:
- нельзя указывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
– Рекомендуется хранить «первоисточники» (не менее 3 лет, также как и обоснование НМЦК[3]):
- оригиналы использованных документов,
- снимки экрана (“скриншот”), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.
– В случае закупки со спецификацией (если в рамках одной закупки предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана одним из двух вариантов:
- на основании информации о цене всего объекта закупки ИЛИ
- как сумма цен всех включенных в объект закупки ТРУ.
Где отражается обоснованиеНМЦК
Способ определения поставщика |
Документ, содержащий обоснование НМЦК |
Конкурс |
Конкурсная документация |
Аукцион |
Аукционная документация |
Запрос котировок |
Извещение о проведении запроса котировок |
Запрос предложений |
Документация о проведении запроса предложений |
Закупка у ЕП (пункты 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч.1 ст.93) |
Контракт (ч.4 ст.93) |
Закупка у ЕП (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч.1 ст.93) |
Не требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93) |
Кто составляет обоснование НМЦК
Контрактный управляющий или контрактная служба[4].
Условия применения метода анализа рынка
Должны выполняться два условия в совокупности[5]:
- НМЦК устанавливается на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных ТРУ.
- Информация о ценах ТРУ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Коммерческие и (или) финансовые условия поставок ТРУ признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий[6]
Метод анализа рынка – приоритетный, остальные применяются – только в случаях, установленных Законом 44-ФЗ[7].
Идентичность/однородностьТРУ
Показатель |
Идентичные |
Однородные |
Товары |
|
|
Работы |
|
|
Услуги |
Как учесть страну происхождения при определении идентичности (однородности) товаров?
Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616). Т.о. если закупаемый заказчиком товар попадает под действие указанных постановлений, то при расчете НМЦК следует принимать в расчет только российские и евразийские товары.
При сопоставлении качества товара следует учесть требования ГОСТ, ТУ, технических регламентов. Так товар, производимый по ГОСТ, и товар, производимый по ТУ, не являются идентичными, но могут являться однородными.
Не являются идентичными товары, для которых установлены различные технические условия (постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003), жилье, находящееся на стадии строительства, и готовое жилье (постановление ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09), новый товар и товар бу (постановление ФАС ЗСО от 14.11.2005 N Ф04-7171/2005(15769-А27-15, постановление ФАС ЦО от 22.01.2009 N А64-7270/07-13), грузовой автомобиль и полуприцеп (постановление ФАС СЗО от 13.02.2006 N 44-3208/2005-9), квартиры, расположенные в разных районах города, на разных этажах, имеющие различную площадь, отделку и количество комнат (постановление ФАС ПО от 19.12.2000 N А55-5935/7074/00-34).
Как учесть характеристики, квалификацию подрядчика (исполнителя)?
Из совокупного анализа норм закона и сложившейся практики рекомендуется учесть следующее:
- обязательные требования к участникам закупки по ст. 31 Закона 44-ФЗ,
- наличие у подрядчиков (исполнителей) лицензий, специальных разрешений, членства в СРО, если этого требует характер закупаемых заказчиком работ, услуг,
- отсутствие сведений о подрядчиках (исполнителях) в РНП,
- дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП 99[8], если закупка будет проводиться заказчиком с применением ПП 99,
- коды основных видов деятельности подрядчиков (исполнителей) в соответствии с ОКВЭД2,
- отсутствие аффилированности между лицами, предоставившими ценовые предложения для расчета НМЦК (согласно ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”),
- если закупка будет объявляться среди СМП и СОНО, то коммерческие предложения брать от данных субъектов,
- если закупка будет объявляться с преференциями УИН и организациям инвалидов (ст. 28, 29 Закона 44-ФЗ), то рекомендуем запросить цены, помимо прочих лиц, и у данных организаций и учреждений,
- поставщик (исполнитель, подрядчик) имеет в течение последних 3 лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом[9].
Например, при определении идентичности (однородности) услуг аренды недвижимости сопоставимыми являются такие условия, как наличие отдельного входа в здание и подъезда, персонального пассажирского и грузового лифта, охраны, размер площадей, месторасположение (постановление ФАС ВВО от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС ПО от 31.07.2007 N А55-16334/2006). При определении идентичности услуг охраны, необходимо учесть наличие у лиц, чьи ценовые предложения анализируются, лицензии на частную охранную деятельность.
Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Общий алгоритм метода
1. Определить потребность в конкретном ТРУ.
2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.
3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.
4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ.
Если такие акты есть и в них установлена предельная цена, то необходимо рассчитать НМЦК нормативным методом и сравнить ее потом с НМЦК, рассчитанной анализом рынка.
6. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее 5 поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
7. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.
Это не обязательно! Но настоятельно рекомендуем для «подстраховки» заказчика.
8. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
9. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
10. Проверить выявленные (полученные) ценовые предложения на соответствие условиям заказчика, не соответствующие – отклонить.
11. Проверить полученные ценовые предложения на наличие идентичных ТРУ, если их нет – однородных ТРУ.
12. Применить к полученным ценам корректирующие коэффициенты (при необходимости).
13. Проверить однородность полученных цен, рассчитать коэффициент вариации.
Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах[10].
14. Осуществить расчет НМЦК по идентичным ТРУ (не менее 3 ценовых предложений), при их отсутствии – по однородным ТРУ, сравнить ее с НМЦК, полученной нормативным методом (если требуется).
- В качестве НМЦК рекомендуется взять минимальное из двух полученных значений (например, если анализом рынка НМЦК составила 1 300 000 руб., а нормативным методом – 1 200 000 руб., то НМЦК в закупке берем рассчитанную нормативным методом 1 200 000 руб.).
- Рекомендуется НМЦК рассчитать как среднеарифметическое полученных ценовых предложений по формуле[11]:
- Методические рекомендации НЕ СОДЕРЖАТ ЗАПРЕТ об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги). Заказчик ВПРАВЕ указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств[12].
15. Сформировать обоснование НМЦК.
Источники информации для расчета НМЦК анализом рынка[13]
Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ |
Информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС |
Использовать одно ценовое предложения для расчета НМЦК нельзя[14] |
||
Правительство РФ может ограничить перечень источников информации – см., например, распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р. При закупках технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, используется только 3 источника информации: |
||
реестр контрактов по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ |
каталог ТРУ в ЕИС (при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам) |
ценовые предложения поставщиков, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС |
Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ[15]
Заказчик может использовать информацию из любых нижеуказанных источников[16].
Вид информации |
Комментарий |
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в контрактах |
|
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях |
обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (ст. 437 ГК РФ). Публичная оферта – предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Можно использовать данные из интернете-магазинов, если информация (скриншоты) содержат четкие и определенные сведения о ценах на идентичные ТРУ, позволяют идентифицировать их продавцов, в информации наряду с основной ценой должны быть отражены особые ценовые условия: розничные и оптовые цены; цены при оплате наличным и безналичным расчетом; цена при приобретении товара в кредит; цена при покупке определенного количества объема)[18]. |
информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах |
|
информация о котировках на электронных площадках |
|
данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ |
http://www.gks.ru/, http://permstat.gks.ru/ |
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными НПА, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях |
Например, справочник цен в РИС Закупки ПК (для Пермского края). Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 12.12.2019 N СЭД-32-01-04-154 “Об утверждении предельных цен ТРУ”. |
информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств |
Например, можно обратиться в оценочные компании и региональные торгово-промышленные палаты. Для заказчиков Пермского края – Пермская ТПП (центр оценки, тел. (342) 235-78-48, доб. 134, 122, www.permtpp.ru) |
результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен |
|
информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка |
http://www.pinfo.ru, https://www.argusmedia.com/, https://www.fishprice.ru |
иные источники информации |
Административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК
Кто осуществляет контроль – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля[19].
Например, РФ – Федеральное казначейство, Пермский край – Минфин Пермского края.
Состав административного правонарушения |
Сумма адм. штрафа, руб. |
Статья КоАП РФ |
Несоблюдение порядка обоснования НМЦК |
10 000 |
Ч.2 ст.7.29.3 |
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (например, в документах нет обоснования НМЦК) |
3 000 |
Ч.4.2 ст.7.30 |
[1] Товары, работы, услуги
[2] п.1.9, п.2.1 Методических рекомендаций
[3] Статьи 219 – 222, 229 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 N236
[4] П.3 ч.4 ст.38 Закона 44-ФЗ
[5] Ч.2, 3 ст.22 Закона 44-ФЗ
[6] Ч.16 ст.22 Закона 44-ФЗ
[7] Ч.6 ст.22 Закона 44-ФЗ
[8] Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”
[9] П.3.9 Методических рекомендаций
[10] П.3.20.2 Методических рекомендаций
[11] П.3.21 Методических рекомендаций
[12] Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713
[13] Ч.5 ст.22 Закона 44-ФЗ
[14] Письмо ФАС России от 13.07.2011 N АЦ/27041
[15] Ч.18 ст.22 Закона 44-ФЗ
[16] Письмо Минэкономразвития от 03.10.2016 N Д28и-2581, письмо Минфина от 12.12.2017 N 24-01-09/82766
[17] П.3.7.3 Методических рекомендаций
[18] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 N Ф01-5888/2016 по делу N А38-2169/2016
[19] П.3 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ
Читать Часть 2
Читайте так же
Просмотры: 6 426
Методы расчета НМЦК
Рекомендации по расчету начальной минимальной цены контракта (НМЦК) описаны в приказе Министерства экономического развития № 567. Они обязательны для компаний, работающих по № 44-ФЗ. Другие участники конкурентных торгов, могут использовать различные методы на свое усмотрение.
Принцип обоснования НМЦК основан на расчете указанных цен с приобщением справочных материалов или со ссылкой на первичные данные, в соответствии с которыми осуществлялись вычисления. При этом указывать контактные данные контрагентов, представивших справочные сведения, запрещено. Все оригиналы документов, скриншоты профильных страниц сайтов, нужно сохранять.
Наряду с указанными в нормативном акте способами расчетов, есть ряд существенных исключений, отмеченных в № 44-ФЗ. В статье 22 установлены специфические формы закупок, касающиеся сделок с жильем и земельным участкам для малоэтажного строительства. Этот аспект регламентируется федеральным законом №161-ФЗ.
Исключения из общих правил связано с регулированием цен по Государственному оборонному заказу. В этом случае, составление договоров и контрактов, а также методы формирования НМЦК, регулируются № 275-ФЗ .
Обоснование НМЦК
Обоснование НМЦК — это процесс определения максимальной цены, по которой заказчик сможет заключить контракт с поставщиком. От этого показателя в непосредственной зависимости находятся существующие ограничения для процедуры заказа. К примеру, в случае если первоначальная стоимость превышает пятьсот тысяч рублей, организатор не вправе провести запрос котировок по №44-ФЗ.
Кроме того, стоимость контракта влияет на сроки проведения процедуры и определяет время для принятия решений о допуске к торгам. Также это влияет на обязанность государственных заказчиков требовать от претендентов финансового обеспечения предложения.
Суть данного процесса заключается в произведении расчета указанной цены со ссылкой на справочную документацию либо информацию, на основании которой выполнен расчет.
Всего выделяют пять основных методов определения стартовой цены:
1. Исследование рынка (сопоставление рыночных цен). Это наиболее распространенный метод, который используется при заключении контракта с единственным поставщиком и заключается в сравнении с рыночными ценами, установленными на идентичный товар, работы или услуги.
Основные характеристики данного метода:
- Законодатель выводит в приоритет обоснование путем сопоставления рыночной стоимости;
- Предполагается всестороннее изучение рынка на предмет средних цен на аналогичные объекты;
- Расценки исходного объекта, принятые за образец, должны быть сопоставимы с функциональными особенностями основного предмета закупки;
- Исходные данные о стоимости объектов должны быть достоверными и проверяемыми;
- Организатор торгов вправе применять расчетные коэффициенты для корректировки цен;
- Коммерческие предложения должны поступить как минимум от пяти поставщиков.
Есть несколько повседневных источников, доступных для заказчиков: сведения, находящиеся в открытом доступе, запрос цен непосредственно от поставщиков и анализ данных ЕИС. При этом заказчик вправе использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для произведения перерасчета цен на товары, услуги либо работы в соответствии с различными характеристиками продукции.
В этом случае организаторам закупок рекомендуется направлять запросы поставщикам о предоставлении коммерческих предложений с детальным описанием объекта закупки, условий исполнения контракта, объемов необходимых товаров и сроков поставки.
Комплексный анализ ценовой информации можно осуществить на сайте Единой информационной системы. Сведения находятся в реестре ранее заключенных контрактов. В случае необходимости, показатели можно откорректировать.
В запросе поставщику на предоставление ценовой информации необходимо указывать следующие данные:
- описание объекта закупки, единицы измерения, объемы продукции, услуг или работ;
- перечень характеристик, по которым можно определить идентичные либо однородные товары;
- условия исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- сроки, на протяжении которых необходимо предоставить информацию;
- отметка о том, что сбор информации не влечет за собой появления у заказчика каких-либо обязательств;
- указание, что в ответе на запрос в обязательном порядке должна прописываться стоимость единицы товара, работ или услуг, общая цена договора, а также срок действия предлагаемой цены.
Собрать предложения от продавцов поможет сервис «Корпос: Мониторинг цен поставщиков», который используя машинное обучение, агрегирует сопоставимую информацию для любых закупок.
- Нормативный метод. Постановления правительства РФ (№ 476 и № 927) и региональные подзаконные акты определяют требования к количеству и качеству закупок, а также их максимальную стоимость. Правительство определило общие правила нормирования, а государственные, муниципальные и местные органы власти устанавливают локальный порядок расчета нормативов.
Выбранным способом рассчитывают НМЦК на основании государственного реестра предельных отпускных цен. Применять его можно применять наряду с методом сопоставления, поэтому нецелесообразно использовать только предельную стоимость. Рекомендуется производить дополнительные исследования, а если показатели выше, то имеет смысл применять приоритетный подход.
Нормирование подразумевает определение качественных, количественных и ценовых показателей приобретаемого продукта. Данный механизм рассматривают в двух направлениях:
- Прописывание отдельных требований для конкретно взятой продукции, в том числе и относительно предельной цены. Такими требованиями перед заказчиком ставят определенные ограничения, а также дают ему ориентир, с какими именно характеристиками нужно покупать продукт и сколько он может стоить.
- Установление нормативных затрат, посредством которых обеспечиваются нужды заказчика. Здесь обозначают расходы по каждому отдельно взятому направлению (связь, техника и т.д.).
- Тарифный метод. Применяется когда стоимость товаров или услуг зафиксирована на уровне государства или муниципального образования. В частности, для закупок в водоснабжении или других сферах, где есть возможность четко подсчитать уровень реальных затрат в абсолютных цифрах. В качестве НМЦК здесь указывается единый установленный тариф. Источником информации являются сведения о тарифах, размещаемые на официальных сайтах государственных организаций либо в печатных изданиях.
Стартовая стоимость закупки тарифным методом рассчитывается достаточно просто. Для этого необходимо умножить количество на его стоимость или тариф, без регулировочных коэффициентов.
Такой метод не рекомендуют использовать в отношении цен, если они не ниже чем те, по которым в соответствии с законодательством осуществляются закупки.
- Проектно-сметный метод. Широко используется в строительстве. Например, при возведении, реконструкции или сносе капитального строительства, текущем ремонте для зданий и сооружений.
В основе определения стоимости в смете используются нормативы, федеральные и территориальные единичные расценки (ФЕР, ТЕР) с учетом положений методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя РФ № 507/пр.
Кроме того, исполнительным ведомством субъекта РФ или муниципальным органом может быть назначен контроль над строительными работ за счет региональных бюджетов.
Достижение поставленных целей и возможность реализации проекта принимается на основании проектно-сметной документации. В ее состав включаются материалы в текстовом формате с приложением схем и чертежей, раскрывающих архитектурные, функционально-технические, конструктивные и инженерно-технологические решения, с целью подготовки к процессам строительства, модернизации, ремонта и реконструкции объектов капитального строительства. Также здесь используют данные о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по конкретному виду экономической деятельности, а также информацию об объемах капитальных вложений, направленных на реализацию проектов.
Помимо строительства, такой метод используют на работы по сохранению объектов культурного наследия, а также на текущий ремонт зданий, сооружений и помещений.
Отталкиваясь от сметного расчета суммы затрат определяется исходная стоимость договора.
- Затратный метод. Применяется тогда, когда невозможно использовать другие варианты либо они нуждаются в дополнении. Суть данного метода состоит в том, что для определения НМЦК используют сумму произведенных затрат, а также прибыли, которая считается обычной для того или иного вида деятельности. Для расчета берут как прямые, так и косвенные затраты.Ведомости об обычной прибыли заказчик может получить для каждого вида деятельности путем анализа контрактов, общедоступных результатов изучения рынка и других источников информации, которые находятся в свободном доступе.Благодаря использованию затратного метода может быть обоснована арендная помесячная плата, заработная плата штатных сотрудников, налоговые отчисления, расходы на закупку постоянно необходимого сырья или ГСМ. НМЦК в данном случае формируется из суммы затрат и обычной для той или иной сферы прибыли.
Организации, работающие по № 223-ФЗ, вправе применять любой набор методов обоснования НМЦК.
Другие варианты расчета
Если ни один из вышеперечисленных методов использовать нельзя, проводится закупка с обоснованием, почему невозможно применить ни один из расчетных методов.
Например, когда продукцию закупают у единственного поставщика, стоимость контракта отражает единственное предложение, которое есть в наличии и максимально соответствует потребностям. Такой способ обоснования не отражает суть ни одного из разобранных ранее методов.
Главное, обосновать причины отказа от общепринятых способов. Например, обоснованием может послужить тот факт, что товар не относится к продукции серийного производства и попросту отсутствует в нужном виде в продаже. В результате этого его нужно изготавливать под заказ по предоставленным эскизам и чертежам.
Так, существуют специальные сервисы, разработанные для расчета максимальной цены. Предлагаем воспользоваться калькулятором в программе Корпос.