Как правильно составить олимпиаду

Центр
научно-методического сопровождения федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования

Методические рекомендации

по разработке олимпиадных заданий

и проведению школьного и муниципального этапОВ
олимпиады школьников по общеобразовательным предметам среди обучающихся 2-4
классов

В
2020/21 УЧЕБНОМ ГОДУ

Разработала:
руководитель

Центра
научно-методического сопровождения

 Федеральных
образовательных стандартов

начального
общего образования

Минковская
Екатерина Анатольевна

Московская
область, г. Ивантеевка

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.     
Общие положения, цели проведения школьного и
муниципального этапов олимпиады по основным общеобразовательным предметам
………………………………………………………3

1.1 
Общие положения
………………………………………………………………………………………………..3

1.2 
Цели проведения школьного и муниципального этапов
олимпиады …………………….3

2.     
Методические рекомендации по разработке заданий
школьного и муниципального этапов, включая принципы составления олимпиадных
заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для школьного и
муниципального этапов …………..4

2.1 
Общие требования к разработке заданий без учёта
возрастных групп …………………….4

2.2 
Критерии, которым должны соответствовать задания
школьного и муниципального этапов ………………………………………………………………………………………..4

2.3 
Описание подходов к разработке заданий школьного и
муниципального этапов для различных возрастных групп
………………………………………………………………………………6

2.4 
Типы заданий по предметным областям ………………………………………………………………..7

2.4.1     
Русский язык ……………………………………………………….…………………….7

2.4.2     
Математика ………………………………………………………………………………7

2.4.3     
Окружающий мир ……………………………………………………………………….8

2.5 
Методика оценивания выполненных олимпиадных заданий
………………………………….10

2.6 
Список литературы, интернет-ресурсов и других
источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального
этапов …………………………………. 11

3. Требования к организации и проведению
школьного и муниципального этапов олимпиады в условиях новой коронавирусной
инфекции ……………………………..12

1.     
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ

ПО основным
общеобразовательным предметам

1.1  Общие положения

Настоящие Методические рекомендации  разработаны на
основе актуального Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников (далее
— олимпиада). В основу документа легли Методические рекомендации ШиМЭ ВсОШ
2020-2021 (
Банк документов Министерства просвещения
Российской Федерации https://docs.edu.gov.ru/document/06931b1e98aa0ba3830bedaaeb09e893/)
.

1.2  Цели проведения школьного и муниципального этапов
олимпиады по основным общеобразовательным предметам

Школьный этап всероссийской олимпиады по основным
общеобразовательным предметам организуется Центром научно-методического
сопровождения федеральных государственных образовательных  стандартов
начального общего образования (далее – ЦНМС НОО) и руководителями Школьных
методических объединений учителей начальных классов (далее – ШМО) образовательных
организаций среднего общего образования г. Ивантеевка. Олимпиада проводится
среди обучающихся 2–4 классов. Участие в школьном этапе является добровольным,
к выполнению заданий допускается любой школьник 2–4 класса, в том числе с ОВЗ,
независимо от оценки по предмету. Квоты на участие в школьном этапе олимпиады
не устанавливаются.

Школьный этап является массовым мероприятием и
преследует такие основные цели, как:

       
стимулировать интерес
учащихся к общеобразовательным предметам;

       
расширить кругозор и
предметные знания обучающихся;

       
активизировать творческие
способности обучающихся;

       
выявлять учеников, которые
могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады.

На муниципальный  этап олимпиады допускаются
обучающиеся 2–4 классов, в том числе с ОВЗ, набравшие на школьном этапе в
текущем году максимальное количество баллов, по сравнению с другими участниками
школьного этапа по данному предмету, но не более 4-х человек по каждому
предмету в параллели классов.

2.      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ, ВКЛЮЧАЯ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ
ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ

2.1             
Общие требования к разработке заданий без учёта
возрастных групп

Всероссийская олимпиада школьников состоит из четырёх
этапов, поэтому при составлении заданий школьные, муниципальные и региональные
предметно-методические комиссии должны ориентироваться на единый формат
проведения и типы заданий, чтобы за счёт поддержания преемственности повышать
эффективность олимпиады в целом. Не рекомендуется предлагать учащимся
младших принципиально новый формат,
например, комплексный анализ текста,
так как это неизбежно вызовет затруднения при их участии в других этапах
олимпиады в последующие годы. При разработке заданий олимпиады следует
ориентироваться на действующие ФГОС, учитывая сформированность у школьников
необходимых компетенций от класса к классу.

Заголовок каждого комплекта заданий должен содержать:

а) название олимпиады;

б) наименование этапа;

в) учебный год;

г) название образовательной организации

класс;

д) таблицу с баллами за каждое задание с указанием
максимальной итоговой суммы. Пример такой таблицы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

Сумма

Макс. балл

1

2

3

4

5

5

20

Балл

Подпись
проверяющего

2.2             
Критерии, которым должны соответствовать
задания школьного и муниципального этапов:

       
доступность: формулировка
задания должна быть понятна обучающемуся данного класса; если в
рамках задачи требуется введение новых научных терминов, не включённых
в школьную программу для данной возрастной группы, необходимо дать их
толкование;

       
однозначность: задание, как правило, должно иметь
единственно верный ответ, который может быть верифицирован посредством научной
и справочной литературы, словарей и др.
;

       
уникальность: задания
школьного этапа олимпиады должны быть новыми, уникальными, не повторяющими материалы
различных сборников задач или вопросы прошлых лет. Допускается использование
известных моделей построения заданий и типичных формулировок;

       
соответствие вопроса,
ответа и критериев оценивания друг другу: в критериях оценивания должны быть
предусмотрены баллы за все поставленные в задании вопросы. Не рекомендуются
общие формулировки вроде «Приведите примеры…» или «Составьте предложения…»,
поскольку за каждую содержательную единицу ответа необходимо предусматривать
баллы
. Следует точно указывать количество требуемых единиц, например,
следующим образом: «Приведите два примера…», «Укажите как можно больше (но не
более пяти) слов…» и др.

Следует отдельно отметить, что вопросы, поставленные
перед участником олимпиады, должны активизировать его творческую деятельность,
подводить его к установлению ранее неизвестных ему лингвистических
закономерностей; таким образом, задания должны иметь эвристический/проблемный
характер, моделируя в упрощённых, искусственно созданных условиях элементы
научной деятельности. Участникам могут быть предложены эвристические задачи,
тексты с проблемными вопросами, кейсы, включающие в себя некоторую
познавательную трудность. Для выполнения подобных заданий должно быть
недостаточно работы по знакомой схеме; ход решения предполагает умения
анализировать, логически мыслить, строить гипотезы, комбинировать ранее
известные способы решения новым, оригинальным способом. При этом такие задания
должны оставаться интересными и посильными.

Не рекомендуется включать в комплекты школьного и муниципального этапа задания,
дословно дублирующие типовые упражнения из учебников (например: «Вставьте
пропущенные буквы и знаки препинания
»), без дополнительных вопросов
эвристического характера.

При разработке заданий необходимо заранее оценивать
уровень сложности всех задач, которые включаются в комплект. Этот критерий не
является объективным, потому что невозможно высчитать уровень сложности по
определённой формуле. Однако всё же следует формировать комплект таким образом,
чтобы в его составе обязательно были:

       
1–2 задания, с которыми,
скорее всего, справятся не менее 70 % участников,

       
2–3 задания — с расчётом
на 50%

       
ещё 2 задания для наиболее
способных учащихся.

Следовательно, каждый участник школьного этапа в
какой-то момент окажется в ситуации успеха, при этом дифференцирующий характер
остальных задач позволит выявить наиболее одарённых участников.

Продуктивным представляется не механическое увеличение
количества заданий, а углубление найденного факта/явления/закономерности
посредством добавления дополнительных вопросов.

2.3             
Описание подходов к разработке заданий
школьного и муниципального этапов для различных возрастных групп

При
разработке заданий олимпиады и её проведении рекомендуется разбить учащихся на
следующие возрастные группы.

Школьный
этап:

1)
2 класс;

2)
3 класс;

3)
4 класс;

Муниципальный
этап:

1)
2 класс;

2)
3 класс;

3) 4 класс;

Комплект заданий для каждой возрастной категории
должен быть составлен таким образом, чтобы задачи были посильными, интересными
и развивающими. Не рекомендуется предлагать комплексные вопросы, требующие
применения знаний сразу нескольких разделов предметной области. Время выполнения
— 1 (один) астрономический час.

Подведение итогов следует проводить в каждой параллели
отдельно – 2, 3, 4 классы. Особое внимание следует уделить разбору заданий и
награждению победителей и призёров как внутри одного класса, так и на уровне
параллели.

Если на школьном этапе в формулировках заданий должна
быть использована терминология в объёме школьной программы, то на муниципальном
уровне допускается расширение объёма: участникам может предлагаться научная
справка (введение в содержание задания), где кратко поясняются новые термины
или явления, которые не находятся в поле зрения учащихся в процессе обычного
школьного обучения, но знакомство с которыми необходимо для выполнения задания.

На муниципальном уровне может быть увеличено число
заданий, выполнение которых предусматривает определённую последовательность
взаимосвязанных действий (логических операций), привлечение языковой догадки и
знаний из разных разделов лингвистики. Комплексных заданий на школьном этапе в
комплекте может быть 3–5.

Количество заданий на муниципальном этапе — 8–10.

2.4             
Типы заданий по предметным областям

2.4.1       
Русский язык

Задания, которые целесообразно использовать на
школьном и муниципальном этапах олимпиады, можно условно объединить в два
больших блока: лингвистические тесты и лингвистические задачи.

Лингвистические тесты – это задания, предполагающие воспроизведение знаний
определённого раздела и демонстрацию навыков языкового анализа в рамках
школьного курса русского языка.  Например, задания, предполагающие развёрнутый
ответ, который демонстрировал бы культуру письменной речи. Следует использовать
следующие типы тестовых заданий: «развёрнутый (открытый) ответ»,
«соответствие», «несколько пропущенных слов» и тесты с выбором ответов. Опыт
работы по составлению заданий для разных этапов олимпиады показывает
продуктивность такой комбинированной (обычно сочетающей типы «соответствие» и
«несколько пропущенных слов») формы теста, как таблица с пропусками в ячейках.

Лингвистические задачи – это
задания эвристического, исследовательского характера.
К заданиям данного типа можно отнести комментирование
или исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Например: Исправьте орфографические ошибки в тех
словах, в которых они допущены. Для  4 класса можно усложнить задачу:
Объясните, какими причинами обусловлены неверные написания.

2.4.2       
Математика

При разработке
олимпиадных заданий по математике могу быть использованы следующие тематические
раздела предмета:

       
Натуральные числа и нуль.

       
Деление с остатком.

       
Текстовые задачи.

       
Геометрические фигуры на плоскости, измерение
геометрических величин.

       
Числовые ребусы.

       
Логические задачи. Истинные и ложные утверждения.

       
Построение примеров и контрпримеров.

       
Разрезания.

Ниже
приведены примеры типовых задач школьного этапа олимпиады.

1.     
Восстановите пример на сложение, где цифры
слагаемых заменены звёздочками:

** + ** + **= 296.

Ответ. 99+99+98=296.

2.     
Найдите решение числового ребуса AAA AA
A = B.

Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным – разные.

Ответ. 111 – 11 – 1 = 99.

3.     
Разрежьте угол на уголки
из трёх клеток:

Ответ.

2.4.3       
Окружающий мир

Предмет «Окружающий мир» в НОО – это
интегрированный курс. В начальной школе дети получают достаточно большой объём
знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, истории,
обществоведения, анатомии и др. и поэтому олимпиадные задания должны включать в
себя  вопросы всех изученных областей.

Примерами
заданий для 2-х классов могут стать задания по темам: «я и мир», «живая и
неживая природа», «взаимодействие человека и природы» и т.д.

1.     
В какой группе все слова обозначают живую
природу?

1.Береза, гроза, стол, вода.

2.Дождь, камень, заяц, книга.

3.Стрекоза, осина, лисица, стриж.

4.Иней, школа, ромашка, почва.

2.      Какие плоды, на каком дереве растут? (Установи соответствие)

Желуди растут
на                           
яблоня

Яблоки растут
на                           
дуб

Шишки растут
на                            
рябина

Грозди растут
на                             
ель

Для учащихся 3-х
классов можно использовать задания из области географии, биологии, экологии,
анатомии.

Примерами заданий
могут послужить:

1.     
Что такое
почва? Впиши ответ в бланк.

А) всё, что у нас под ногами;

Б) земля;

В) верхний плодородный слой земли;

Г) глина.

2.     
Отметь
строку, где указаны вещества. Впиши ответ в бланк.

А) Соль, дерево, сахар.

Б) Вода, блюдце, сода.

В) Крахмал, ложка, варенье.

Г) Сахар, соль, крахмал.

Программа
учебного предмета «Окружающий мир» 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения
экологической культуры, а также вводит младшего школьника в мир истории,
где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе,
отражает одну из сторон «Окружающего мира» – «Обществоведение».

Примерные
задания для участников олимпиады по окружающему  миру среди учеников 4-х
классов:

1.     
Кто в
нашей стране принимает законы?  Впиши ответ в бланк.

А)  Президент.

Б)  Государственная Дума.

В)  Совет Федерации.

Г)  Народ.

2.     
 Установи соответствие.

1.Самый маленький
материк.

А. Евразия

2.На каком материке
нет городов?

Б. Африка

3.На каком материке
расположена наша страна?

В.Северная Америка

4.Где протекает река
Нил?

Г. Австралия

5.Какие материки
составляют один континент?

Д. Антарктида

Е. Южная Америка

2.5             
Методика оценивания выполненных олимпиадных
заданий

Каждое
задание должно иметь чёткую систему оценивания по определённым параметрам.
Количество баллов устанавливается в зависимости от уровня сложности конкретного
вопроса. При формировании критериев оценивания следует соблюдать баланс
максимально возможных баллов: в комплектах не должно быть большой разницы между
суммой за каждое задание (не рекомендуется включать в комплекты задания,
максимальная сумма за которые составляет менее 3 баллов и более 10 баллов).

Ответ
на задание должен быть оформлен в соответствии со структурой задания. Задание
«расщепляется» на составляющие его элементы, каждый из которых оценивается
отдельно; в зависимости от сложности каждому элементу присваивается свой балл;
сумма баллов составляет оценку за ответ.

Помимо
этого, следует учесть, что:

а)
любое правильное решение оценивается в максимальное количество баллов.
Недопустимо снятие баллов за то, что решение слишком длинное, или за то, что
решение школьника отличается от приведённого в «ключах» или от других решений,
известных жюри; при проверке работы важно вникнуть в логику рассуждений
участника, оценивается степень её правильности и полноты;

б)
олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые
исправления в работе, в том числе зачёркивание ранее написанного текста, не
являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за
неаккуратность записи решений при её выполнении;

в)
баллы не выставляются «за старание участника», в том числе за запись в работе
большого по объёму текста, не содержащего продвижений в решении задачи (поиске
ответа);

г)
победителями олимпиады в одной параллели могут стать несколько участников,
набравшие наибольшее количество баллов, поэтому не следует в обязательном
порядке «разводить по местам» лучших участников олимпиады.

2.6             
Список литературы, интернет-ресурсов и
других источников для использования при составлении заданий школьного и
муниципального этапов

1.     
Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Муниципальные олимпиады Московской области по математике. – М.: МЦНМО,
2019.

2.     
Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Рубанов И.С. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 4. – М.: Просвещение, 2013.

3.      Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г.,
Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Алексеева. –
М.: АО МДС, 1996.

4.     
Введенская Л. А.,
Колесников Н. П
. Этимология. ―
М., 2004.

5.     
Виноградов В. В. История слов: около 1500 слов и выражений и
более 5000 слов, с ними связанных/ Отв. ред. Н. Ю. Шведова. ― М., 1994.

6.     
Кноп К.А. Взвешивания и
алгоритмы: от головоломок к задачам. ― 3-е изд., стереотип. – М.: МЦНМО, 2014.

7.      Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 т. /
Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: Прогресс-Пангея, 1993–1995.

8.     
Небел Б. Наука об
окружающей среде: Как устроен мир. В 2 т. – М.: Мир, 1993.

9.     
Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах. ― М.,
2013.

10. 
Раскина И. В, Шноль Д. Э. Логические задачи. – М.: МЦНМО, 2014.

11.  Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. –
М.: Мысль, 1990.

12. 
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. ―
М.: Просвещение, 2012.

13. 
Шанский Н. М., Боброва Т.
А
. Школьный этимологический
словарь русского языка. Происхождение слов. ― 3-е изд., испр. ― М., 2004.

14.  Экология человека: Словарь-справочник / Авт.-сост.
Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др.; под общ. ред. Н.А. Агаджаняна.
– М.: Экоцентр: КРУК, 1997.

Интернет-ресурсы

1.     
http://vserosolymp.rudn.ru
— портал всероссийской олимпиады школьников

Также могут быть использованы материалы с порталов
http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru,
http://ruscorpora.ru и др.

3.     
Требования
к организации и проведению школьного и муниципального этапов олимпиады в
условиях новой коронавирусной инфекции

Школьный
этап олимпиады проводится ежегодно не позднее 21 декабря для учащихся 2–4
классов. Конкретные сроки и места проведения школьного этапа олимпиады
устанавливаются администрацией образовательного учреждения. Состав жюри
формируется из учителей начальных классов данной образовательной организации.

При
очном проведении школьного этапа олимпиады необходимо руководствоваться
положениями действующего с 30.06.2020 г. Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)» (зарегистрировано 03.07.2020 г. за № 58824) в части минимизации
контактов участников олимпиады друг с другом, проведения термометрии,
соблюдения социальной дистанции не менее 1,5 м, в том числе при рассадке, и
гигиенических мер предосторожности (дезинфекция рук и применение средств
индивидуальной защиты органов дыхания).

В
случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с ростом
заболеваемости COVID-19 и перевода образовательного процесса в регионе на
дистанционную форму обучения по решению организатора школьного этапа олимпиады
школьный этап олимпиады может проводиться с использованием
информационно-коммуникационных технологий, обязательно включающих систему
онлайн-прокторинга
. Технические особенности проведения школьного этапа с
применением ИКТ определяет организатор этапа.

Школьный
этап олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного
этапа и по заданиям, разработанным школьным методическим объединением, с учётом
настоящих Методических рекомендаций.

Жюри
оценивает данные учащимися ответы, проводит анализ выполненных олимпиадных
заданий, осуществляет очно, по запросу участника, показ работ, рассматривает
очно апелляции участников, определяет победителей и призёров данного
этапа олимпиады.

Для проведения школьного этапа олимпиады целесообразно
определить неучебный день.

При проведении школьного этапа олимпиады рекомендуется
выделить несколько классных помещений для участников олимпиады от каждой
параллели для создания свободных условий работы участников — один человек за
партой. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий и
канцелярскими принадлежностями (бумагой, ручкой).

Рекомендуемое время начала олимпиады — 10:00 по
местному времени.

Рекомендуемое время выполнения заданий — 1
астрономический час.

До начала соответствующего этапа олимпиады
организаторы проводят инструктаж участников — информируют о продолжительности
выполнения заданий, порядке подачи апелляций в случае несогласия с
выставленными баллами, правилах поведения на олимпиаде, а также о времени и
месте ознакомления с результатами интеллектуального состязания.

Муниципальный этап олимпиады проводится ежегодно не
позднее 30 марта. Конкретные сроки и место проведения муниципального этапа
олимпиады устанавливаются ЦНМС НОО совместно с МБОУ ДПО МЦ г. Ивантеевки.

При очном проведении муниципального этапа олимпиады
необходимо руководствоваться положениями действующего с 30.06.2020 г.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (зарегистрировано 03.07.2020 г. за № 58824)
в части минимизации контактов участников олимпиады друг с другом, проведения
термометрии, соблюдения социальной дистанции не менее 1,5 м, в том числе при
рассадке, и гигиенических мер предосторожности (дезинфекция рук и применение
средств индивидуальной защиты органов дыхания).

В случае ухудшения санитарно-эпидемиологической
обстановки в связи с ростом заболеваемости COVID-19 и перевода образовательного
процесса в регионе на дистанционную форму обучения по решению организатора
муниципального этапа олимпиады муниципальный этап олимпиады может проводиться с
использованием информационно-коммуникационных технологий, обязательно
включающих систему онлайн-прокторинга
. Технические особенности проведения
муниципального этапа с применением ИКТ определяет организатор этапа.

Для проведения муниципального этапа олимпиады
организатором данного этапа олимпиады создаётся жюри. Жюри оценивает
выполненные олимпиадные задания, проводит анализ выполненных олимпиадных заданий,
определяет победителей и призёров данного этапа олимпиады на основании рейтинга
по предмету.

Для проведения муниципального этапа олимпиады по
русскому языку целесообразно определить неучебный день.

При проведении муниципального этапа олимпиады рекомендуется
выделить несколько классных помещений для участников олимпиады от каждой
параллели для создания свободных условий работы участников — один человек за
партой. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий и
канцелярскими принадлежностями (бумагой, ручкой).

Рекомендуемое время начала олимпиады — 10:00 по
местному времени.

Рекомендуемое время выполнения заданий муниципального
этапа: 1 астрономический час.

До начала соответствующего этапа олимпиады
организаторы проводят инструктаж участников — информируют о продолжительности
выполнения заданий, порядке подачи апелляций в случае несогласия с
выставленными баллами, правилах поведения на олимпиаде, а также о времени и
месте ознакомления с результатами интеллектуального состязания.

Участникам
во время проведения школьного и муниципального этапов олимпиады в аудитории
запрещено иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику,
фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и
иные средства хранения и передачи информации.

Кто и как готовит олимпиадные задания

Если вы принимали участие в предметной олимпиаде только один раз, и тот на школьном этапе, то все равно знаете, что задания там не из простых. Они отличаются от контрольных, ОГЭ и ЕГЭ необходимостью давать более полные ответы и выходом за рамки школьной программы. Чтобы ответить на них и набрать максимальное количество баллов, нужно не только знать свой предмет, но и тех, кто придумывает задания. Этот процесс ничуть не проще поиска правильного ответа, если не сложнее. 

Я расскажу вам, кто составляет задачи по математике, где не нужно считать, и откуда в задании по географии песня Мэри Поппинс. 

Составители задач — кто они?

Организацией Всероссийской олимпиады школьников занимается большая команда, в рамках которой действуют предметно-методические комиссии. Для каждого из 24 предметов она своя. В них входят как профессоры, так и студенты. Последние чаще всего сами недавно были участниками олимпиады и занимали призовые места. Все чаще их процентное соотношение 50:50. Они-то и выступают в роли составителей задач и членов жюри. Комиссии делятся на центральную и локальные. Последние составляют задания для школьного и муниципального этапов ВсОШ, а центральная комиссия формирует комплект задач для регионального и национального этапов. Ее состав больше, чем у местных комиссий — около 25 человек.

Кто и как готовит олимпиадные задания

Как составляют задачи и кто их проверяет?

Олимпиадные задания по каждому предмету очень разнообразны по набору тем, поэтому они составляются специалистами из разных областей. Задачи по биологии придумывают генетики, зоологи, ботаники, по русскому языку — лингвисты, филологи, по математике — геометры, комбинаторы. Кстати, составители задач по математике предпочитают именоваться композиторами, потому что науке присуща музыкальная стройность. Придумывать задания по конкретной теме проще тому, кто глубже погружен в нее, но составлена она так, чтобы решить ее было под силу каждому. Однако, это не значит, что нет универсальных составителей. Многие придумывают задачи по разным темам. 

Комиссии по заключительным этапам собираются два раза в год: осенью —  по региональному этапу, зимой — по заключительному. После комиссии еще примерно полтора месяца задания будут дорабатываться. 

Задачи для классов помладше составляются с опорой на школьную программу. Процесс подготовки задания может выглядеть так: составитель открывает учебник и просматривает темы для 6 класса. Видит, что там есть раздел про побеги и почки, и придумывает задачу, которая была бы сложнее материала из книги, но решаема благодаря знаниям из других предметов и общему уровню эрудиции. 

Например, в задаче по биологии могут спросить, почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? А вот задача из олимпиады по географии: 

«Знаменитая Мэри Поппинс в своей песенке исполнила: «Это было прошлым летом, в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля».

Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица — не является портом?» 

Как видите, вдохновение может прийти откуда угодно, поэтому составителю важно не только знать свою предметную область, но и обладать общей эрудицией. Нужно это и олимпиадникам, которым потом предстоит решать эти задачи. 

Кто и как готовит олимпиадные задания

“Задачи для школьников среднего звена обычно составляются быстрее, потому что их уровень сложности ниже. Над задачей для старшеклассника можно думать и полдня. Она должна быть многослойной и напичкана ловушками, чтобы на каждом уровне решения можно было ошибиться. Но еще мы оставляем подсказки, которые направят школьника на правильный путь решения.”
Никита Алкин, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по биологии, составитель задач Всесибирской открытой олимпиады школьников и олимпиады Национальной технологической инициативы,член жюри Турнира юных биологов, Студенческого биотурнира.

Кто и как готовит олимпиадные задания

Многие олимпиадные задания не требуют от школьника знания какого-то научного факта: даты исторического события или формулы вещества. Например, в олимпиаде по русскому языку вам могут предложить перевести текст с древнерусского. Оно построено таким образом, что знание языка вам не потребуется, а понимание закономерностей грамматики — да. Задачи по математике часто не требуют вычислений как таковых. Баллы тоже начисляются не за одно верно вставленное слово или число, а  за ход мысли, аргументацию своего ответа.  

Задания стараются делать не только сложными, но и интересными. Например, задания по биологии могут быть связаны с кулинарией, пищевыми продуктами. 

После того, как задачи придуманы, члены комиссии собираются вместе на их вычитку и отбор. Они проверяют и решают их, чтобы определить уровень сложности, сверяют терминологию, которая в некоторых областях одной науки может использоваться по-разному. Еще один обязательный пункт — проверить логику решения. Тем, кто глубоко не погружен в тему,  она может казаться очевидной, а других запутает. После вычитки в финальный комплект войдут не все задания: что-то перенесут на следующий год или на другой этап олимпиады. 

Если задание составляется для онлайн-олимпиады, то этапов проверки будет даже больше. Вот как это проходит у нас. Сначала составители придумывают задания, а потом их проверяют методисты платформы. Задачи в онлайне всегда даются в формате теста, поэтому, в первую очередь методисты смотрят, можно ли переложить составленную задачу в этот формат без потери смысла и необходимости доработок. Потом они проверяют формат ответов, которые подразумевает задача, чтобы убедиться, что он подойдет для использования на платформе. Например, в задании может быть сказано соотнести текст и картинку. То есть платформа должна поддерживать такой формат. 

С тестами есть еще одна сложность: задания и ответы на них должны быть составлены так, чтобы исключить или свести к минимуму возможность угадать верный ответ. Как видите, задания для олимпиад в формате онлайн тоже проходят тщательную проверку, так что формат теста совсем не делает их легче. Зато при подсчете результатов нет места субъективности проверяющего — платформа сама распознает правильные ответы и подсчитывает финальный балл. 

Подготовка задач и для классического, и для офлайн-формата — это процесс не только интеллектуальный  и технический, но и творческий. На него олимпиадники даже делают пародии. Например, после олимпиады по биологии проходят капустники, где школьники делают зарисовки на ченов жюри. Достается и процессу подготовки задач. Но жюри обычно наносит ответный удар и делает пародию на пародию. Так что если вы думаете, что участие в олимпиадах сделает вас зубрилой без чувства юмора, то ответственно заявляю, что вы не правы.

Анна Воронова

        Как готовить олимпиадные задания на школьный этап ВсОШ? Из опыта работы.

             Первые школьные олимпиады стали проводиться еще в 60-х годах прошлого века. Тогда еще не было четко прописанных процедур проведения, так что каждая школа и каждое муниципальное образование имели право формировать задания по своему усмотрению. Сегодня ситуация поменялась кардинальным образом.

Организацией Всероссийской олимпиады школьников занимается большая команда, в рамках которой действуют предметно-методические комиссии. Для каждого из 24 предметов она своя. В них входят профессоры, студенты, педагоги. Они-то и выступают в роли составителей задач и членов жюри. Комиссии делятся на центральную и локальные. Последние составляют задания для школьного и муниципального этапов ВсОШ, а центральная комиссия формирует комплект задач для регионального и национального этапов. Комиссии по заключительным этапам собираются два раза в год: осенью —  по региональному этапу, зимой — по заключительному. После комиссии еще примерно полтора месяца задания будут дорабатываться. На протяжении нескольких лет, как опытный педагог, вхожу в число составителей ВсОШ на школьном уровне по биологии и ОБЖ, закрепленных приказом Министерства образования Новосибирской области.

Школьный этап является массовым мероприятием и преследует такие основные цели: стимулировать интерес учащихся к общеобразовательным предметам; расширить кругозор и предметные знания обучающихся; активизировать творческие способности обучающихся; выявлять учеников, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады.

Как известно, задания в предметной олимпиаде даже на школьном уровне не из простых. Они отличаются от контрольных, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ выходом за рамки школьной программы. Чтобы ответить на них и набрать максимальное количество баллов, нужно не только знать свой предмет, но и иметь расширенный кругозор.

Олимпиадные задания по каждому предмету очень разнообразны по набору тем, поэтому придумывать задания по конкретной теме проще тому, кто глубже погружен в нее, но составлена она так, чтобы решить ее было под силу каждому.

При составлении заданий требуется придерживаться учебных программ по той или иной дисциплине. Каждое задание должно по сложности соответствовать тому уровню, для которого оно предназначается. Готовые задания опечатываются и не разглашаются вплоть до самого последнего момента – то есть становятся доступными для участников непосредственно во время начала проведения олимпиады.

Задачи для классов помладше составляются с опорой на школьную программу. Процесс подготовки задания может выглядеть так: составитель открывает учебник и просматривает темы для 6 класса. Видит, что там есть раздел про побеги и почки, и придумывает задачу, которая была бы сложнее материала из книги, но решаема благодаря знаниям из других предметов и общему уровню эрудиции. Например, в задаче по биологии могут спросить, почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? Задания стараются делать не только сложными, но и интересными. Например, задания по биологии могут быть связаны с кулинарией, пищевыми продуктами.

Составителю важно не только знать свою предметную область, но и обладать общей эрудицией. Нужно это и олимпиадникам, которым потом предстоит решать эти задачи. Над задачей для старшеклассника можно думать и полдня. Она должна быть многослойной с ловушками, чтобы на каждом уровне решения можно было ошибиться. Но обязательно есть подсказки, которые направят школьника на правильный путь решения.

Многие олимпиадные задания не требуют от школьника знания какого-то научного факта: даты исторического события или формулы вещества; оценивается понимание закономерностей, верный ход мысли, аргументация ответа.  

После того, как задачи придуманы, члены комиссии собираются вместе на их вычитку и отбор. Они проверяют и решают их, чтобы определить уровень сложности, сверяют терминологию, которая в некоторых областях одной науки может использоваться по-разному. Еще один обязательный пункт — проверить логику решения. Тем, кто глубоко не погружен в тему, она может казаться очевидной, а других запутает. После вычитки в финальный комплект войдут не все задания: что-то перенесут на следующий год или на другой этап олимпиады.

В регламентах олимпиады четко прописаны все основные положения проведения мероприятия. Это касается, в частности, и составления самих заданий. При составлении заданий на школьном этапе предусматривается наличие трех уровней сложности и углубленности:

Основной общий уровень;

Средний общий;

С углубленным проникновением в материал.

Составитель олимпиадных заданий должен ориентироваться на Методические рекомендации, разработанные на основе актуального Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников. Критерии, которым должны соответствовать задания школьного и муниципального этапов:

доступность: формулировка задания должна быть понятна обучающемуся данного класса; если в рамках задачи требуется введение новых научных терминов, не включённых в школьную программу для данной возрастной группы, необходимо дать их толкование;

однозначность: задание, как правило, должно иметь единственно верный ответ, который может быть верифицирован посредством научной и справочной литературы, словарей и др.;

уникальность: задания школьного этапа олимпиады должны быть новыми, уникальными, не повторяющими материалы различных сборников задач или вопросы прошлых лет. Допускается использование известных моделей построения заданий и типичных формулировок;

соответствие вопроса, ответа и критериев оценивания друг другу: в критериях оценивания должны быть предусмотрены баллы за все поставленные в задании вопросы. Не рекомендуются общие формулировки вроде «Приведите примеры…» или «Составьте предложения…», поскольку за каждую содержательную единицу ответа необходимо предусматривать баллы. Следует точно указывать количество требуемых единиц, например, следующим образом: «Приведите два примера…», «Укажите как можно больше (но не более пяти) слов…» и др.

Следует отдельно отметить, что вопросы, поставленные перед участником олимпиады, должны активизировать его творческую деятельность, подводить его к установлению ранее неизвестных ему лингвистических закономерностей; таким образом, задания должны иметь эвристический/проблемный характер, моделируя в упрощённых, искусственно созданных условиях элементы научной деятельности. Участникам могут быть предложены эвристические задачи, тексты с проблемными вопросами, кейсы, включающие в себя некоторую познавательную трудность. Для выполнения подобных заданий должно быть недостаточно работы по знакомой схеме; ход решения предполагает умения анализировать, логически мыслить, строить гипотезы, комбинировать ранее известные способы решения новым, оригинальным способом. При этом такие задания должны оставаться интересными и посильными.

При разработке заданий необходимо заранее оценивать уровень сложности всех задач, которые включаются в комплект. Этот критерий не является объективным, потому что невозможно высчитать уровень сложности по определённой формуле. Однако всё же следует формировать комплект таким образом, чтобы в его составе обязательно были:

1–2 задания, с которыми, скорее всего, справятся не менее 70 % участников,

2–3 задания — с расчётом на 50%

ещё 2 задания для наиболее способных учащихся.

Продуктивным представляется не механическое увеличение количества заданий, а углубление найденного факта/явления/закономерности посредством добавления дополнительных вопросов.

Если на школьном этапе в формулировках заданий должна быть использована терминология в объёме школьной программы, участникам также может предлагаться научная справка (введение в содержание задания), где кратко поясняются новые термины или явления, которые не находятся в поле зрения учащихся в процессе обычного школьного обучения, но знакомство с которыми необходимо для выполнения задания.

Таким образом, комплект заданий для каждой возрастной категории составлен так, что задачи являются посильными, интересными и развивающими. Следовательно, каждый участник школьного этапа в какой-то момент окажется в ситуации успеха, при этом дифференцирующий характер остальных задач позволит выявить наиболее одарённых участников.

Список используемой  литературы, интернет-ресурсов

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология. ― М., 2004.

Виноградов В. В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных/ Отв. ред. Н. Ю. Шведова. ― М., 1994.

Кноп К.А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. ― 3-е изд., стереотип. – М.: МЦНМО, 2014.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 т. / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: Прогресс-Пангея, 1993–1995.

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2 т. – М.: Мир, 1993.

Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах. ― М., 2013.

Раскина И. В, Шноль Д. Э. Логические задачи. – М.: МЦНМО, 2014.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. ― М.: Просвещение, 2012.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. ― 3-е изд., испр. ― М., 2004.

Экология человека: Словарь-справочник / Авт.-сост. Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др.; под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Экоцентр: КРУК, 1997.

http://vserosolymp.rudn.ru — портал всероссийской олимпиады школьников

Также могут быть использованы материалы с порталов http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru, http://ruscorpora.ru и др.

Руководство олимпиадника

20 февраля 2010 года

Олимпиады школьников — достойная тренировка мозга в стрессовых условиях. Трудно найти где-либо еще подобные условия, когда в сжатые сроки нужен результат интеллектуальной деятельности. Однако на самом деле в олимпиадах ничего страшного нет. Я участвовал во многих олимпиадах и сейчас расскажу, что же вас может там ждать.


Если вы будете знать, в каких условиях проходят олимпиады, вы сможете спокойно готовиться и соревноваться.

Мои советы относятся к олимпиадам по техническим предметам: математике, физике, химии. Если вас ждет олимпиада по русскому языку или географии, эта статья вам не поможет.

До олимпиады несколько месяцев

У меня часто спрашивают, как правильно готовиться к олимпиадам. Начните с дополнительных занятий для подготовки к олимпиадам, если таковые имеются в вашей школе. Переложите часть работы по подготовке на учителей.

Однако вы не должны ограничиваться посещением спецкурсов, самостоятельная подготовка тоже необходима. Попробуйте прочитать литературу для продвинутых школьников (вы же продвинутый школьник, не так ли?). Конкретные рекомендации по выбору книг может дать учитель.

Полезно будет запастись сборником олимпиадных задач и пытаться решать их. Хотя я обычно так не делал.

Попробуйте совместить приятное (сидение за компьютером) с полезным (подготовка к олимпиаде), найдите какие-нибудь сайты с олимпиадными задачами.

Многие готовятся к олимпиадам с репетиторами. Я так никогда не делал, потому что не считал это осмысленным и не собирался тратить на это деньги. Впрочем, нужно объективно смотреть на вещи. Если большинство соревнующихся серьезно занимается индивидуально, скорее всего, у вас нет других вариантов.

До олимпиады несколько недель

Обычно темы задач на школьных олимпиадах привязаны к программе. Попросите у учителя школьную программу для вашего класса. В крайнем случае посмотрите оглавление учебника. Желательно, чтобы вы знали весь материал, запланированный для изучения. Если в ваших знаниях есть пробелы, сейчас самое подходящее время их заполнить.

Лирическое отступление

С темами задач есть несколько подводных камней. Например, нам в одиннадцатом классе на республиканской олимпиаде по математике дали задачу с матрицами и определителями, хотя определители мы прошли после, в конце года.

В десятом классе на республиканской олимпиаде по физике произошел немыслимый случай. Одна из задач решалась через производную, хотя производная по программе изучается только в одиннадцатом классе.

Однако сильно забегать вперед нет смысла. Поверьте, в девятом классе на математической олимпиаде интегралы и производные вам точно не помогут.

Помимо тем, желательно иметь представление об уровне сложности задач. Попросите у учителя или у старших коллег по учебе задания прошлых лет и попробуйте их решить.

Лирическое отступление

Я привык к сложным олимпиадным задачам, когда нужно перепробовать несколько методов решения и когда для этого есть время. А на Международной олимпиаде по физике задания не были такими сложными, скорее нужно было без ошибок выполнить большой объем вычислений. Я не был заранее готов к этому, неправильно распределил время и не успел справиться со всеми заданиями.

До олимпиады несколько дней

Ясно, что за несколько дней невозможно усвоить материал, предназначенный для изучения в течение нескольких лет. Но вы всё еще можете заполнить некоторые пробелы.

Приготовьте достаточное количество бумаги для черновиков, ручки, карандаши. На олимпиаду по математике возьмите чертежные принадлежности. Калькуляторы, скорее всего, запретят. Да и задачи на математических олимпиадах такие, что калькулятор вам не поможет.

На олимпиаду по физике возьмите калькулятор. Он сэкономит вам немного времени, когда вы будете подставлять числа в окончательную формулу, и позволит избежать арифметических ошибок.

На олимпиаду по химии, кроме калькулятора, возьмите таблицу Менделеева и таблицу растворимости.

Накануне можно съездить к месту проведения олимпиады, особенно если оно находится в незнакомом районе. Во-первых, вы сократите время поиска в день проведения олимпиады. Во-вторых, вы сможете оценить, сколько времени уйдет на дорогу.

Олимпиада началась

Сначала нужно прочитать и осознать все задачи. Если вы не поняли условие задачи, не стесняйтесь и уточните его. Во-первых, организаторы скорее всего предоставили возможность задавать вопросы по условию. Во-вторых, ваши соперники не будут сидеть на месте и будут задавать вопросы.

Иногда условие бывает неоднозначным, его можно истолковать по-разному. В этом случае тоже задавайте вопросы. Например, если в условии написано, что брусок тянут под углом 30 градусов к горизонту, и в условии нет чертежа, не поленитесь уточнить, куда его тянут: вперед и вверх или вперед и вниз. Нарисуйте чертеж и напишите: «По указанию организаторов считаю, что сила, действующая на брусок, направлена вперед и вверх».

Если вы видите, что незнакомый с предметом наблюдатель неуверенно отвечает на ваш вопрос, попросите, чтобы подошел кто-нибудь из проверочной комиссии.

Лучше начинать с самой простой задачи. Например, у математиков часто все задачи оцениваются одинаковым количеством баллов. Если вы сразу возьметесь за сложную задачу, вы только потеряете время, а ваши соперники решат несколько более легких задач. Впрочем, сложность — понятие относительное. Решайте ту задачу, которая кажется простой именно вам.

Если не получается решить какую-то задачу, лучше не тратить на нее время и подумать над другой задачей, а потом вернуться. Возможно, когда вы переключитесь на другую задачу, ваш мозг на подсознательном уровне найдет подход к «нерешаемой» задаче 🙂

Не стоит затягивать с оформлением решения на чистовик. Можно приступить к оформлению, например, когда пройдет половина времени. Иначе вы рискуете не успеть, особенно если поймете, что где-то ошиблись.

Оформлять задачи нужно так же, как вы это делаете на уроках. Напишите кратко условие, сделайте чертежи, нарисуйте графики. Сформулируйте в нескольких предложениях идею решения.

Лучше не переписывать решения с черновика, а проделать вычисления заново, особенно если черновик неаккуратен. Так можно будет найти, например, арифметические ошибки.

Решение должно быть достаточно строгим и полным с математической точки зрения (но слишком подробно его расписывать тоже не надо). Проверяющим будет сложнее придраться к вашему решению.

Лирическое отступление

Один раз на республиканской олимпиаде по математике ко мне придрались и сняли один балл (из семи за задачу) за то, что я ввел некоторую величину p и не написал, что же это такое. Я подразумевал, что это обычное число. На апелляции мне ответили, а вдруг это комплексное число, или матрица, или еще что-то. Три символа (p ∈ R) спасли бы меня от этой придирки.

Даже если вы не решили задачу, но как-то продвинулись в решении, всё равно приведите ваши мысли, вычисления, чертежи, формулы. Я объясню, почему это может сработать.

Проверка работ

Я расскажу вам о том, как проходит (или, по крайней мере, как должна проходить) проверка олимпиадных работ. Возможно, это знание поможет вам набрать чуть больше баллов.

Есть два метода оценки решений. В первом, совсем неудачном, вам с самого начала дают полный балл за задачу, и за каждую ошибку в решении снимают какое-то количество баллов. Этот метод не объективен потому, что ошибиться можно в разных местах, и трудно сказать, какая из ошибок должна «съедать» больше баллов.

Во втором, более удачном методе, решение задачи разбивается на несколько этапов, и за каждый этап начисляется определенное количество баллов. Деление на этапы относительно произвольное, как и баллы, назначаемые за каждый этап. Обычно кто-нибудь в комиссии говорит: «Давайте сделаем так», и остальные с ним соглашаются.

Такая система оценивания имеет несколько следствий. Иногда могут давать несколько баллов за написанное условие, чертежи, основные формулы. Так что не поленитесь и напишите хотя бы это. Еще одно следствие: не пишите больше, чем нужно, за это вам баллы никто не добавит.

Лирическое отступление

Однажды мы проверяли работы на окружном этапе олимпиады по физике. В практическом туре кто-то из школьников решил блеснуть знаниями и вычислил погрешность с помощью коэффициентов Стьюдента. Как-либо оценить это мы не могли. Вообще, я думаю, что в подобном решении разберется не всякий проверяющий, а некоторых, особо вредных, такие умники могут настроить против себя.

К сожалению, назначение баллов за этапы решения создает трудности, если задачу вы решали не так, как комиссия. Обычно правильное решение (даже другим способом) оценивается полным баллом. Трудности начнутся, если в вашем решении есть ошибки. Хорошие проверяющие стараются провести аналогии между вашим решением и решением комиссии и выставить справедливую оценку. Не столь старательные проверяющие могут поставить случайную оценку.

На многих олимпиадах листы с результатами проверки вывешиваются в тот же или на следующий день. Вы сможете посмотреть, сколько баллов поставили за каждую задачу вам и вашим соперникам. Если вы считаете, что оценка несправедлива, идите на апелляцию.

Апелляция

На апелляции можно опротестовать результат проверки вашей работы. Проверяющие, как и все люди, тоже делают ошибки. Например, они могут не до конца понять ваш метод решения, если он отличается от официального. Однако, в любом случае разговор будет идти вокруг текста вашей работы. Если вы не написали что-нибудь важное (даже если думали об этом), это уже ваша вина.

В апелляции ничего страшного нет. Если вы уверены, что решили задачу правильно (а у вас после соревнований будет достаточно времени, чтобы понять это), вы, скорее всего, убедите в этом комиссию. Не переживайте, не повышайте голос, говорите спокойно и вежливо, но будьте настойчивыми и готовыми объяснить свое решение простыми словами.

Проверяющий может не пойти на встречу. В таких ситуациях есть крайняя мера. Вы можете сказать: «Я хочу обратиться к председателю комиссии». Если проверяющий отказывается, проявите вежливость и настойчивость еще раз. Будьте готовы объяснить председателю ситуацию и, если надо, прокомментировать свое решение.

Однако оценивайте реально свои знания и решение. Случайно может оказаться так, что проверяющие поставили за решение больше баллов, чем оно заслуживает (по критериям, описанным выше). При обнаружении ошибки, скорее всего, оценку вам снизят.

Олимпиада уже прошла

Если вы — гений, а проверяющая комиссия это не заметила, и если результаты олимпиады вам что-то дают, еще рано расстраиваться. Можно попробовать пожаловаться в разные инстанции. Но в этом вам уже должны помочь учителя или администрация школы.

Лирическое отступление

Конечно, такое случается очень редко. Но всё же случается. В одиннадцатом классе на теоретическом туре республиканской олимпиады по физике дали четыре задачи «стоимостью» 30, 30, 30 и 10 баллов. Одну из задач на 30 баллов правильно решил только я. В ней была одна хитрость, и мне было очевидно, что именно эта хитрость превращала простую школьную задачу в относительно сложную олимпиадную. Все остальные, включая комиссию, не заметили этой хитрости. Мне поставили из 30 баллов только 5, в других задачах тоже за что-то сняли баллы, и мой результат (68 баллов) был четвертым. При этом первый результат был 100 баллов из 100.

На апелляцию я пришел с книжкой, объяснил, откуда берется дополнительная сила. Комиссия согласилась, что в этой задаче не всё так просто, и решила не тратить время, а перейти к практическому туру, в течение которого она собиралась пересмотреть результаты теоретического тура. Но, видимо, тупость комиссии победила, и результаты пересмотрены не были (я позволяю себе использовать слово «тупость», так как председатель комиссии (правда, не в тот раз, а через год) позволил себе заявить следующее: «Вы что! Нельзя поднимать баллы, а то подумают, что комиссия тупая!»).

После практического тура я поднялся на второе место, но со 100 баллами из 100 соревноваться невозможно.

Получивший первое место поехал на Международную олимпиаду.

Тогда мне было всё равно, но сейчас я очень жалею, что не обратился с жалобами в министерство образования.

Литература

Посоветуйтесь с учителем, он вам порекомендует литературу для подготовки к олимпиаде. Я же могу упомянуть о нескольких книгах с моей полки. По математике это книги Шарыгина. По физике продвинутым школьникам советую читать Фейнмановские лекции по физике. Не для подготовки к олимпиадам, правда, а просто для повышения уровня владения предметом.

Дополнение для физиков

На олимпиадах по физике есть некоторые тонкости, которые я хочу отметить особо. Например, ответы на задачи теоретического тура необходимо округлять, оставлять столько же значащих цифр, сколько их было в начальных данных.

Практический тур оформляйте так же, как и лабораторные работы. Напишите цель, теоретическое обоснование, результаты измерений, вычисления, оценку погрешности, вывод. Можно зарисовать установку.

Результаты измерений лучше записать в таблицу, особенно, если этих измерений несколько. Записывайте всегда только то, что показывает прибор. Например, если измеряете ток миллиамперметром, записывайте показания в миллиамперах. Потом переведете в другие единицы. Если измеряете массу электронными весами, переписывайте все цифры, которые отображены на табло. Потом округлите, если нужно.

Обязательно оцените погрешность ответа. Обычно абсолютная погрешность измеренных величин равна цене деления приборов. Для вычисления погрешности ответа есть несколько простых правил. Абсолютная погрешность суммы — это сумма абсолютных погрешностей слагаемых. Относительная погрешность произведения — сумма относительных погрешностей сомножителей. При извлечении корня относительная погрешность уменьшается в два раза.

Заключение

Теперь вы знаете всё, что нужно для успешного выступления на олимпиадах. Удачи!

Как провести свою олимпиаду в классе и не выдохнуться

«Сентябрь уж наступил». И вместе с первыми жёлтыми листочками на столах учителей появились тетрадки для проверки. Бури из ВПР-ов и ДКР-ов вот-вот увеличат в разы время, проведённое за рабочим столом. А на горизонте между тем радугой маячат и всевозможные олимпиады.

Олимпиады — это по-настоящему важно и для ученика, и для преподавателя. По сути это одно из проявлений совместного творчества.

Есть дети, которые ликуют, когда я сообщаю им про какой-то конкурс, и они всегда — тот фундамент, на который можно опереться. Другие, хотя и способные, умные, но всего боящиеся: «А если я плохо напишу, моё имя увидят все и будут смеяться?» Терпеливо объясняю, что не будут, и обязательно всем участвующих поставлю по лишней «пятёрке».

Предложила в новом учебном году для начала походить всем категориям в «Олимпийскую сборную» — команду тех, кто индивидуально приходит решать заковыристые лингвистические задачки. Согласились. И набралось порядочно человек.

Мне бы радоваться, но мой энтузиазм разбился о реальность — в сегодняшних условиях собираться очно просто невозможно: уроки в разное время, свободных кабинетов нет. А после уроков у большинства секции, музыкалки и художки. Договорились встретиться в субботу в Zoom, назначили встречу. Накануне некоторые отписались, что не могут в это время. Совсем перед уроком пришли ученические сообщения о неполадках с домашним интернетом…

Занятие всё-таки провели: помогли и сессионные залы в Zoom, и демонстрация экрана. Но всё получилось не в тех масштабах, как планировалось. На вопрос: «что делать?» появилось несколько вариантов ответов. 

Вариант 1 (годами проверенный): распечатать олимпиаду, дать ученикам, ждать, когда они её решат, потом проверять. Честно? У меня просто нет времени проверять ещё что-то! 

Но даже если я его найду, то неизбежны следующие картины: мои «одарённые товарищи» часто теряют листочки с заданиями, потом приходят с виноватыми глазами, просят ещё раз распечатать. Но в нынешней ситуации для меня это проблематично — я, как и все мои коллеги, перемещаюсь по классам, держа под мышкой учебники, в левой руке тетрадки, а в правой — ключи от кабинета. Как мне распечатывать ещё что-то дополнительное? И согласна, я, не менее одарённая, тоже могу где-то оставить заветный листочек с решённой олимпиадой. Таким образом, этот способ совсем не подходит.

Вариант 2 (продвинутый): отсканировать олимпиаду, отправить по почте, в вотсап, в classroom и ждать, когда дети прорешают, скинут мне, и я сяду проверять. Только теперь через экран. При мысли об этом мои глаза заранее налились кровью. Вариант не для меня.

Вариант 3 (подсказанный): составить свою олимпиаду в Якласс с автоматической проверкой! По совету коллеги зашла на уже знакомую платформу, думая, что появилось обновление. Первым делом исследовала вкладки на предмет появления столь желаемой — «Олимпиады», но ничего не нашла. И тут до меня дошло: создать её мне нужно самой через раздел «Проверочные работы».

Зашла в «Мои классы», выбрала «Проверочные работы» — «Новая работа» — в правом нижнем углу «Создать своё задание». Выбираю «Тестовое/Текстовое/Творческое задание».

Кажется, это для меня: один раз забью вопросы с одним вариантом ответа, установлю сложность, количество баллов, срок сдачи, а потом буду отслеживать, кто приступил, кто не приступил.

Предупрежу, чтобы развернутые ответы печатали, чтобы было легче проверять. Так я увижу, у кого где какие пробелы в знаниях и умениях. Творческие задания, конечно, придется проверять самой, но все работы будут в одном месте, можно оставлять комментарии, и они не потеряются.

А ребенок сможет отслеживать свой прогресс. 

Что ж, после этого можно и собраться группами в Zoom, чтобы все обсудить. 

Итак, выходов много, осталось всё реализовать. Удачи, коллеги, и пусть победят сильнейшие!

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Партнерский материал

Добавить комментарий