примеры, способы, правила построения описания внешности и характера героя
Описание персонажа:
Независимо от того, что вы пишете: роман, повесть, небольшой рассказ — одним из важных вопросов будет: «Как описать персонажа?» Говорят, что этой задачи побаиваются даже опытные писатели. Мы собрали действенные правила, способы, приемы и примеры.
Вы узнаете, как описать героя, чтобы читатель сказал: «Верю!»
Как описать внешность персонажа
Каждому автору хотя бы раз в жизни хотелось стать телепатом и транслировать точное изображение своего героя прямиком в сознание читателя. Но нам это не нужно: у нас есть талант и теория ему в помощь. Разберем приемы, которые помогут составить описание внешности персонажа.
Статическое и динамическое описание
Для начала нужно решить, каким способом представить героя аудитории. Проще всего выбрать один из типов описания: статический или динамический.
Статический тип — описание внешности дается сразу, как только герой появляется в произведении.
-
Читатель получит представление о самых ярких чертах персонажа и быстрее его визуализирует.
-
Автор может увлечься и забыть, что элементы внешности должны не просто рисовать картинку, а служить замыслу.
Если бы Тургенев с появлением персонажа Кирсанова в «Отцах и детях» сразу отметил его изящные и утонченные руки, у него не получилось бы так ярко противопоставить их грубости Базарова в следующей главе. Именно эта деталь, преподнесенная не сразу, но в свое время, поставила акцент на социальном различии героев.
Если повествование идет от первого лица, статическое описание для главного героя лучше не применять. Иначе текст превратится в сочинение на тему «Рассказ о себе».
Второй способ — динамическое описание внешности персонажа. При таком способе читатель собирает портрет героя по частям, как мозаику, открывая новые элементы внешности по ходу событий. Например один из героев может прокомментировать внешний вид другого, тем самым сообщая нам новую подробность.
-
Такой подход пробуждает воображение аудитории. Каждый представит героя по-своему, наделит его разными особенностями внешности.
-
Недостаток динамического типа — возможная абстрактность. Некоторым читателям важно как можно скорее получить от автора описание персонажей, иначе им сложно воспринимать текст. А если внешность персонажей — важная часть авторского замысла, от динамического описания лучше отказаться.
Шекспир согрешил не слишком удачным динамическим описанием внешности Гамлета. Знали ли вы, что принц датский — обладатель тучной фигуры и одышки? А ведь это упоминается в тексте.
Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.
Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в «Процессе» Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.
Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.
Статический тип больше подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений
Длинные и краткие описания
-
Длинные
Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности. Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак.
По красной отметке на фуражке солдата в «Тихом Доне» сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.
-
Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.
Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.
Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.
В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.
Прием фотографии помогает ввести героя в историю до того, как тот станет непосредственным действующим лицом. Сперва мы увидим его изображение глазами другого персонажа.
Прием использовал Достоевский в романе «Идиот». Князь Мышкин, еще не знакомый с Настасьей Филипповной лично, видит ее портрет. Он сразу понимает, что прекрасной эту молодую женщину делает не внешний облик, а отраженное в черных глазах страдание.
Внешность исключительного героя
Внешность героя может рассказать, является он частью толпы или стоит в обществе особняком. Исключительных героев любили писатели-романтики, описывая их непременно высокими, с изящным телосложением и контрастными чертами лица. Так, если у персонажа темные кудри, то глаза должны были быть голубыми. А если глаза черные или карие, то герой обязательно светловолос, как лермонтовский Печорин. Это пример из литературы 19 века, который повторять не стоит, чтобы избежать клише. Либо использовать аккуратно.
Совсем иначе выделяет своего героя Томас Манн в новелле «Маленький господин Фридеман». Иоганн Фридеман — маленький горбун с «почти красивым» лицом, огромными глазами. Он настоящий эстет, что проявляется в умении одеваться со вкусом.
Прием противопоставления обликов
Сыграть на руку может прием противопоставления внешности героев. Это дополнительно подчеркнет конфликт их идей и взглядов на жизнь.
Например, образы братьев из «Тихого Дона» Шолохова. Григорий унаследовал турецкую кровь отца, и вместе с «коршунячим носом«, смуглой кожей и острыми скулами ему достался дикий, непокорный нрав. Петро же пошел в мать – высокий, светловолосый и курносый, простой донской казак. Они — словно разные стихии, и это проявятся в сюжете.
-
Внешность героя важна, но это далеко не главная характеристика. Начинающие авторы склонны увлекаться изображением наружности персонажа и забывать о его личности, мыслях и чувствах. Не превращайте героя в фоторобот.
-
Но есть и другая крайность — совсем не уделить внимание внешности персонажа. Даже если для сюжета важнее внутренний мир героя, постарайтесь найти способ хоть как-то упомянуть о внешности. Для этого отлично подойдут приемы отражения или фотографии, о которых мы писали.
Как описать характер персонажа
Люди любят читать о людях, причем разных. Поэтому так важны персонажи и главные и второстепенные. Их характеры — материал конфликта и сюжета в целом. Даже если вы задумали героя бесхарактерного. Это и будет его главным качеством, которое нужно правильно передать.
У талантливого писателя характеры настолько объемны и правдивы, что порой сами диктуют, как далее будут развиваться события.
Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой почувствовал эмпатию к собственному персонажу, и образ Анны изменился.
Если поступки героя подчиняются лишь одной черте его характера, он получится плоским, неинтересным и предсказуемым. Однако наличие доминирующей отличительной черты будет плюсом. И тем сильнее будет эффект, если герой раскроется с противоположной стороны. Он может оказаться совершенно неожиданным для читателя и для себя самого.
Вряд ли у Анатоля Курагина из «Войны и мира» найдутся поклонники: настолько отталкивающим создал его Толстой. Однако вспомним сцену в госпитале, когда князь Андрей узнает Курагина в одном из раненых. Он был настолько беспомощен и беззащитен в своем положении, что Болконский простил ему бесчестный поступок — соблазнение Наташи.
Конфликтообразующий недостаток
Оставим идеальных героев эпохе классицизма 18-ого века. Персонаж современной книги должен быть правдоподобным, чтобы читатель мог узнать в нем себя. Именно этой цели служит конфликтообразующий недостаток – качество, которое влияет на развитие отношений между персонажами.
Вновь обратимся к «Войне и миру» Толстого. Наташа Ростова — живая жизнь, как назвал ее автор. Она молода, наивна и легкомысленна. Это качество Наташи толкнуло ее на предательство князя Андрея — измену с Анатолем Курагиным. Однако у каждой отрицательной черты характера есть оборотная сторона. В случае с Наташей Ростовой это умение любить жизнь и радоваться каждому ее проявлению.
У каждого, даже самого заурядного персонажа, должна быть цель. Это движущая сила его поступков. Игра может стоить свечи пути, пройденного ради нее. Но персонаж может и разочароваться в своей цели, достигнув ее, а иногда и лишь приближаясь к ней.
Простой моряк Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона мечтал стать частью высшего общества. Он занялся самообразованием и обнаружил в себе талант писателя. Но свет не принимал его произведений ровно до тех пор, пока Мартин не приобрёл известность. Те же книги уже уважаемого писателя элита стала хвалить. Мартин разочаровался в своей цели и покончил с собой.
Основными мотивами могут выступать любовь, зависть, месть, стремление к славе, богатству, успехам в профессии и т. п.
Стоит сделать небольшую оговорку: если перед вами стоит задача раскрыть проблему бесцельного существования, смело реализуйте задумку! Это совершенно другой случай, осознанное авторское решение. Ситуации и конфликты в книге покажут, насколько пустой может быть жизнь, и читатель сделает для себя выводы.
В качестве примера возьмем помещика Манилова из «Мертвых душ». Этот человек погряз в болоте нерешенных задач и целые дни проводит в праздных разговорах ни о чем. Непонятно, чем и зачем Манилов живет. Гоголь создал это сонное царство для того, чтобы показать один из пороков русского дворянства.
Привычки добавляют герою человечности, а значит — правдоподобия.
Случайные привычки — те, которые вроде бы ничего не значат, но делают героя чуть более запоминающимся. Штрихи к портрету: кто-то поправляет челку, кто-то вертит кольцо на пальце, кто-то заказывает в «Макдональдсе» один и тот же ланч…
У не слишком уравновешенного героя (не важно, положительного или отрицательного) могут обнаружиться нервные привычки. Их причина чаще всего трагична, и либо известна читателю сразу, либо является интригой и объясняется со временем.
Если персонаж — типичный представитель какой-то профессии: врач, учитель, военный, полицейский — часто хочется наградить его профессиональной привычкой. Учителя за пределами класса продолжают говорить громким строгим голосом, врачи склонны оценивать здоровье любого собеседника, а полицейские — обстановку любого помещения… И снова остерегаемся клише. Попробуйте сыграть на контрасте: пусть герой ведет себя иначе, чем ожидают от «профессиональной деформации».
Вряд ли на свете найдется человек, который ничего не боится. А это значит, что для создания правдивого образа героя нужно определить его страхи.
Бояться можно чего угодно: от тараканов до апокалипсиса. Страхи — неотъемлемая часть личности. Поэтому реалистичный герой не может быть бесстрашным.
Рассмотрим несколько видов глубинных страхов:
-
Персонаж может бояться показаться недружелюбным, злым, нечестным. Такой герой хочет быть правильным и последовательным. Если его неправильно поймут — ударится в самоедство. Иногда такие люди искренне считают себя хуже остальных. Иногда — осуждают других, предъявляя к ним такие же высокие требования, что и к себе.
-
Кем угодно — романтическим партнером, семьей, объектом влюбленности, миром. Страх невзаимности заставляет либо работать над собой, либо смириться, либо стать мстительным манипулятором.
-
С какой силой герой любит свободу, с такой и боится ее потерять. Такие персонажи самостоятельны и уверены в себе, прирожденные лидеры. Их слабое место в том, что они не способны на близкие доверительные отношения, даже если очень в них нуждаются.
Наблюдайте за людьми вокруг, ищите вдохновение в своем окружении. Жизнь так многообразна, что вам, возможно, даже не придется ничего придумывать. Люди, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день, — готовые персонажи. Остается только подметить их характерные черты, описать и включить в свое произведение.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Эффективное описание персонажа при работе над художественным или документальным текстом позволяет автору привлечь внимание читателя и задать тон всей истории. Станьте ушами, глазами и сознанием читателя.[1]
Удачно описанный герой всегда воспринимается живым и реальным, а создаваемый сознанием читателя образ позволяет уловить важные личные черты и прошлое персонажа.[2]
-
1
Продумайте образ персонажа. Такой профиль станет незаменимым помощником при работе над текстом и поможет определить, какие аспекты внешности героя следует непременно сообщить читателю. [3]
- Нарисуйте портрет персонажа, если у вас есть соответствующие способности. Изобразите как можно больше деталей. Чем больше вам известно о персонаже, тем проще выбрать необычные черты, которыми важно поделиться с читателем.
- Старайтесь не наряжать персонажа в неприметную серую футболку, в которой он не выделяется из толпы. Возможно, на ней присутствуют потертости и старые пятна? Читатель сможет понять, что это любимая футболка героя. Логотип или конкретный бренд одежды создадут представление о чувстве стиля или увлечениях персонажа.
-
2
Сосредоточьте внимание на уникальных чертах и особенностях героя. Важно создать портрет интересного человека, чтобы читатель захотел узнать о нем как можно больше.
- Желательно обходиться без лишних деталей и не описывать каждый миллиметр внешности персонажа.[4]
Подумайте, на что бы вы обратили первоочередное внимание, если бы встретили такого человека на улице? - Возможно, у него есть шрамы, татуировки, необычные черты лица (например, огромные голубые глаза)? Лицо человека открыто или он носит шляпу и прячется за большими солнцезащитными очками?
- Желательно обходиться без лишних деталей и не описывать каждый миллиметр внешности персонажа.[4]
-
3
Используйте необычные словосочетания вместо простых эпитетов. Скупая “полицейская сводка” может точно описывать внешность, но оставить читателя равнодушным. Задействуйте метафоры, чтобы сопоставлять несвязанные между собой черты.[5]
В качестве примеров метафор можно привести такие выражения, как “снежное покрывало”, “золотое сердце” и “глухое сознание”.- Например, вместо скучного упоминания зеленых глаз персонажа укажите точный оттенок при помощи широко известного предмета. Попробуйте назвать такие глаза малахитовыми, болотными или цвета бутылочного стекла.[6]
- Откажитесь от избитых фраз, ищите незатертые сравнения. Штампы вроде “она напоминала розу” встречаются так часто, что читатели перестали задумываться над их смыслом и легко угадывают окончание фразы. Подобный шаблон не сообщает о женщине ничего важного, так как красота – это субъективная оценка. Используйте воображение, чтобы придумывать меткие описания.[7]
Реклама
- Например, вместо скучного упоминания зеленых глаз персонажа укажите точный оттенок при помощи широко известного предмета. Попробуйте назвать такие глаза малахитовыми, болотными или цвета бутылочного стекла.[6]
-
1
Дополните образ персонажа личными качествами. Перечислите его таланты, все достоинства и недостатки, моральные убеждения, симпатии и антипатии, а также другую важную информацию личного характера. Читателю все эти списки ни к чему, зато вам будет проще выбрать из них ключевые аспекты личности.
- Подумайте, как персонаж воспринимает себя и как выглядит в глазах окружающих. [8]
Эти образы совпадают или противоречат друг другу? Как мечты и цели героя соотносятся с его достоинствами и талантами? - Важно, чтобы читатель воспринимал персонажа как личность, а не случайное лицо с фотографии.[9]
- Подумайте, как персонаж воспринимает себя и как выглядит в глазах окружающих. [8]
-
2
Одежда и личные предметы должны быть тесно связаны с характером персонажа.
- Герой носит выглаженные вещи, которые отлично сидят, поскольку он следит за своим внешним видом, или же надевает те предметы гардероба, которые первыми выпадают из шкафа? [10]
- Акцентируйте внимание на отсутствующих предметах, которые ожидаешь увидеть в конкретных обстоятельствах. Персонаж идет по снегу босиком или закутан с ног до головы в знойный летний день?[11]
- Герой носит выглаженные вещи, которые отлично сидят, поскольку он следит за своим внешним видом, или же надевает те предметы гардероба, которые первыми выпадают из шкафа? [10]
-
3
Заставьте героя взаимодействовать с окружающими. Описывайте поведение персонажа, беседы с другими героями, чтобы читатель мог оценить его умственные способности и моральные качества по косвенным признакам. Читателю интересен живой рассказ, а не сухая биографическая справка.[12]
- Указывайте детали и подробности. Какие сайты посещает персонаж, когда использует интернет? Он идет по улице размашистым, уверенным шагом или едва волочит ноги?[13]
- Даже моменты безделья могут содержать информацию о характере и образе мыслей человека.[14]
- Указывайте детали и подробности. Какие сайты посещает персонаж, когда использует интернет? Он идет по улице размашистым, уверенным шагом или едва волочит ноги?[13]
-
4
Используйте диалоги и поток сознания. Если с персонажем не происходит активных действий, то попробуйте фиксировать его мысли и диалоги с окружающими, чтобы читатель не терял интерес к эпизоду.[15]
- В диалогах указывайте интонации собеседников, паузы и несознательные действия, необычный выбор слов.
- Возможно, в момент разговора герой активно жестикулирует и задействует выразительный язык тела? Он говорит то, о чем думает, или скрывает истинные мотивы?[16]
-
5
Активные глаголы могут описывать не только действия персонажа. Физические свойства могут стать активными участниками событий, когда длинные волосы непослушно развеваются на ветру или подол платья волочится по полу. Также можно обратить внимание читателя на то, как чашка кофе остывает на подносе, пока персонаж занят беседой по телефону.[17]
Реклама
-
1
Создайте представление об окружающей обстановке. Такие детали могут указывать на важные аспекты в характере или настроении героя, а также создавать обстановку, в которой развернутся последующие события.
- Описывая дом, укажите его местоположение, размеры, время постройки, отделку и ухоженность помещения, чтобы читатель получил представление о доходах или привычках персонажа.
- Описывая места общего пользования вроде кафетериев, расскажите читателю о заведении, его названии и количестве посетителей. Герой расположился в глубине зала или за столиком у окна?
-
2
Взывайте ко всем чувствам читателя. Что видит, ощущает, обоняет или слышит ваш персонаж? Позвольте читателю оказаться рядом с героем.[18]
- Недостаточно сказать, что персонаж пьет кофе. Используйте подробности: герой предпочитает эспрессо, латте или американо?
- Опишите запахи, которыми наполнено заведение, звук работающей кофемашины и болтовню за соседним столиком. Возможно, на улице лает пес? Солнечные лучи проходят сквозь стекло и вынуждают героя повернуться спиной к окну?
-
3
Поместите персонажа в неуютную обстановку. Такой ход позволяет грамотно описать характер человека.
- Объясните, как персонаж сюда попал: он решил посетить новое заведение, пошел по пятам за человеком, который привлек его внимание, или заблудился в незнакомом городе?
- Четко опишите, какие аспекты создают ощущение неловкости.[19]
Реклама
Советы
- Помните, что по мере развития событий персонаж должен меняться под воздействием принятых решений и последствий. Внутренние изменения могут отражаться на внешности героя.[20]
Реклама
Предупреждения
- Только главные герои заслуживают подробного описания. Не перегружайте читателя сведениями о второстепенных действующих лицах, иначе легко уменьшить важность центральных персонажей и отвлечь от сюжетных перипетий.
- Не усложняйте описания персонажей. Используйте простые и точные фразы, чтобы рассказать историю, а не задействовать весь словарь синонимов.[21]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 50 259 раз.
Была ли эта статья полезной?
Здравствуйте. Наверняка вы задумывались, когда у читателя возникает интерес к героям, персонажам? Если писатель не вызвал этот интерес при вводе, то вряд ли он уже возникнет.
Первое важное правило: если самому писателю персонаж неинтересен, он никогда не станет интересным для читателя.
Второе важное правило: персонажа надо бы знать от и до. А каким образом? В сети много всяких примеров описания персонажей, но ведь главное – понимать, что действительно важно для сюжета, когда и как говорить о персонаже. Вот об этом я и расскажу в статьях на тему «Ввод персонажей».
Те, кто пишет на основе плана, могут составить общее своеобразное «Досье персонажа». Либо заполнять форму в тот момент, когда персонаж возникает в произведении. Учитывая различия ввода, держать все в памяти трудно. Далеко не все сведения войдут в произведение, а для некоторых – вообще чуток, но запись помогает самому представлять персонажа, чувствовать и понимать его, а значит, написать о нем достоверно.
Итак, нужно продумать происхождение персонажа, его внешность, характер, культуру, деятельность и окружение.
Поясню некоторые элементы, вернее, есть правила, которые одинаковы для всех персонажей.
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ
► ФИО, модификация имени. Прозвища, клички
Модификация имени – это и любое искажение имени от уменьшительно-ласкательного до сокращенного, и образование форм. Считается, что применять разнообразие имен лучше только в диалогах, а в тексте от автора должна быть только одна форма ФИ.
► Родители, важные родственники. Статус
Нет персонажа, у которого нет родителей. Пусть даже это фантастическая лаборатория. Странно, когда он о них вообще ни разу не подумал. Это всегда важно для персонажа. Кроме того, кто-то из родных людей может помогать герою, а может и мешать.
Статус: седьмой сын, принцесса, младший брат, наследник, сирота, приемный ребенок, паршивая овца и т.д.
► Место рождения. Национальность. Возраст
Удивительно, когда выясняется, что персонаж вырос в деревне Кузьминки, но совершенно не умеет делать ничего «деревенского». Удивительно, когда нет даже намека на национальность персонажа, как бы априори все русские (почему-то в фэнтези, в фантастике никто не стесняется называть расы). А с возрастом вообще все сложно. Я уже писал на ту тему, почитайте. (1. Какого возраста должен быть герой. 2. На что нужно ориентироваться, выбирая возраст героя).
II. ВНЕШНОСТЬ
► Портрет (похожий образ). Мимика
Портрет – это не только цвет волос и глаз. И не только улыбка. Важны черты лица, разнообразие мимики, особенности.
► Фигура, походка
Почему-то редко в произведениях упоминается рост персонажа, особенности фигуры, походки. А это важные детали. Например, высокий персонаж может сделать то, чего не могут другие. Сутулость подчеркнет занятость изобретателя, а походка вразвалочку выдаст моряка.
► Голос, речь
О голосе персонажа говорится тоже редко. Иногда лишь упоминается красота или, наоборот, некрасивость какой-то деталью: приятный голос, скрипучий и т.д. Между тем это тембр, ритм, темп, высота. Как говорит персонаж? Медленно, тихо – и к нему все прислушиваются. Или быстро, сбивчиво, перебивая собеседника. Или он картавит, заикается – все это всегда интересно.
Речь персонажа передается, конечно, в диалогах. И тут стоит помнить, что у всех есть особенности речи. Не могут все выражаться, излагать свои мысли одинаково.
III. ХАРАКТЕР
Черты характера персонажа можно назвать, что называется, «в лоб», например, в диалоге двоих о третьем. Он проявляется в поведении, манерах, принципах, привычках.
► Привычки
Практически все писатели, создавая героя, наделяют его какими-то привычками, но напрочь забывают об этом, когда дело касается персонажей. А это деталь, которая позволяет их раскрыть.
► Мотивы, цели
Мотивы, цели персонаж может заявлять открыто, но может скрывать, как же тогда они передаются в произведении? Во-первых, при осуществлении того, что задумал персонаж, в событии. Все тайное рано или поздно становится явным. Во-вторых, персонаж озвучивает их для себя (ну и для читателя). В третьих, он может ими поделиться с кем-то из окружения героя, с эпизодическим персонажем.
► Интрига
Казалось бы, какая интрига в характере? Но в том-то и дело, что всегда интересны сложные характеры, которые до поры до времени кажутся простыми. И вдруг персонаж совершает то, чего никто от него не ожидал. Трус проявляет смелость, злюка – доброту, а типичный олух оказывается умнее всех. Интрига характера помогает персонажу развиваться, меняться. Такой поворот не должен быть стопроцентно непредсказуемым. Должны быть намеки в характере, чтобы читатель мог сказать: «Так и думал, что Этот поможет!» или «Ну надо же, он смог себя преодолеть, и я в это верил».
VI. КУЛЬТУРА
► Образование. Особые знания
Кроме специального образования, персонаж может обладать интересными знаниями, быть мастером в том, в чем ничего не соображает герой.
► Философия. Мировоззрение
Конечно, это проявляется в речи персонажа, в его раздумьях. Воззрения, ставшие принципами, заставляют его поступать так или иначе. Мнение может быть пересмотрено, а вот кредо – вряд ли.
► Творчество. Здоровье
Две благодатные темы для создания персонажа.
Иногда складывается впечатление, что все персонажи вообще не имеют никаких творческих способностей в отличие от героя. Медведи наступили им на уши, а слоны – на ноги. Да, еще они криворукие дальтоники. Творческий человек всегда заметен, потому не надо его лишать творчества – если не самому творить, то хотя бы понимать других.
Бывает, что у персонажа болит голова или он простудился. Чаще, по воле писателя, конечно, персонажи здоровы как быки, и даже расстройство желудка им не мешает победить противника. Как вы понимаете, это – не расстройство, а здоровье! – может быть интересной историей.
V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
► Профессия. Должность. Наклонности. Главная деятельность
Профессию персонаж может получить одну, а в реальности зарабатывать чем-то другим. Наклонности: типичный технарь, гуманитарий и т.д.
► Хобби. Увлечения
Увлечения есть не только у героя. Я вот люблю, когда хобби персонажа-друга помогает герою решить проблемы. Ну и стоит помнить, что кроме вышивания крестиком и игры на скрипке есть куча современных хобби, о которых почему-то редко говорится в книгах.
► Особые умения, навыки
Умение выжить в незнакомой местности, контактировать с незнакомцами, обнаружить яд в еде, оказывать первую помощь, помочь познакомиться с девушкой… Таких умений, навыков может быть сколько угодно. Бесполезный персонаж – бесполезен.
VI. ОКРУЖЕНИЕ
► Социальное положение
Богатый и бедный, палач и жертва, авторитет и лохушник, имеющий власть и угнетаемый властью, верующий и атеист, спортсмен и ботаник – социальное положение может быть самым разным. Оно передается через характер, поступки.
► Среда обитания
Улица, дом, квартира, комната, кабинет, машина и прочее отражают и предпочтения героя, и показывают его положение, обстоятельства, образ жизни.
► Связь с персонажами. Связь с героем. Участие в конфликте
Не все персонажи могут быть связаны друг с другом, но связь с героем – необходимое условие появления персонажа в произведении. А степень участи в основном конфликте – это уже зависит от той роли, которую даст ему писатель.
► Сюжетная линия
Я скажу так, что почти все персонажи имеют сюжетную линию, пусть даже она мини-мини. Важно, что эти сюжетные линии являются самостоятельными относительно. Без переплетения с основной сюжетной линией не существуют. Еще важно не бросить персонажа, закончить его сюжетную линию.
Досье на персонажа создано (покажу пример). Что дальше? Каким образом все это должно отображаться, передаваться в тексте? Об этом и пойдет разговор далее.
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература
Здравствуйте, я Клэр!
По роду занятий (я редактор) часто сталкиваюсь с проблемой авторов в части описаний своего персонажа. Причем проблема эта порой стоит остро не только у начинающих авторов, но и у вполне себе состоявшихся. Поэтому я решила написать некую статью, которая, возможно, поможет более красочно описать героя, избегая “Я Маша, мне 19 лет, у меня длинные русые волосы и голубые глаза. Мой рост 175 см, вес 55 кг. А еще я добрая и веселая”. Бр-р-р… Итак, начинаем.
Прежде всего, хотелось бы сказать, что проблема описания героя довольно серьезная. Действительно, как сделать так, чтобы описание персонажа не вызвало негатива со стороны читателя? Расскажу о некоторых приемах, которыми пользуюсь не только я, но и другие авторы.
ВНЕШНОСТЬ
Для того, чтобы читателю было легко воспринимать описание внешности, и, в то же время, у него сложилась картинка-представление, можно воспользоваться несколькими способами.
1) Отражение в зеркале (или в воде)
Способ самый банальный, но он все же существует, хоть и считается его использование моветоном. Однако оговорюсь: главное, не ЧТО использовать, а КАК использовать.
Это похоже на описание от первого лица. Герой/героиня видит свое отражение, а автор описывает то, что предстает перед глазами (либо от третьего лица, либо от первого).
Элизабет подошла к зеркалу. Оно, как всегда, отразило безжалостную правду: невысокая, довольно пухлая девушка; невыразительные серые глаза; непослушные волосы пепельного оттенка, небрежно лежащие на плечах; курносый носик задирался кверху, а тонкие губы сжаты в узкую полоску.
Вот читатель и получил первое представление о героине. Причем, заметьте, описание не перегружено ненужными деталями. Но все же они присутствуют и помогают судить о том, о чем умолчал автор. Возникает образ этакой пышечки с волосами по плечи и невыразительным лицом. Зато не Мэри Сью, что радует (не так ли?).
2) Описание от имени другого персонажа
Здесь следует учитывать, от имени кого описывается персонаж. Если это друг, то описание должно быть довольно сухим, но ёмким. Друг не будет описывать мелкие детали, ему это ни к чему.
– Ну посмотри на себя. Ты высокий, стройный, ходишь в спортзал, блондин с голубыми глазами… Мечта любой девчонки. Так почему ты один?
Если это партнер или тот, кто надеется им стать, то описанию можно придать более романтический характер, с эпитетами и сравнениями.
Катя украдкой посмотрела на Максима. Глаза его были настолько черны, что напоминали два уголька. Темно-каштановые локоны мягко обрамляли лицо и спускались на плечи. Пухлые губы будто приглашали к поцелую. Чуть вздернутый нос придавал его лицу лукавое выражение. Но больше всего Кате нравилась небольшая родинка на левой щеке. Ей казалось, что она напоминает маленькое сердечко.
Если это человек, относящийся к персонажу негативно, то описание получится немного грубым, выражающим отношение к герою.
Ее всегда небрежно уложенные волосы сегодня выглядели особенно отвратительно. Когда она последний раз их мыла? Глаза ее, и без того не особо красивые, были опухшими от слез, а нос напоминал нечто среднее между помидором и картошкой – этакая зардевшаяся картофелина. Лак на ногтях потрескался и наполовину сошел, а сами ногти были обгрызены до мяса. Не кормят ее, что ли?
3) Описание со слов.
Немного отличается от предыдущего описания. По большому счету, это еще одна разновидность, но я решила все-таки выделить это отдельным пунктом.
– Слышь, Пашка, говорят, Ленка сегодня выглядит просто отпадно. Прическу сделала, макияж наложила, ногти накладные приклеила и разукрасила…
– А надела что?
– Не знаю, сам не видел, но вроде какое-то совершенно обалденное платье.
Так в чем же отличие? А в том, что это описание “через третьи руки”. Тот, кто описывает, сам персонажа не видел, только слышал и теперь рассказывает другим, опуская ненужные (на его взгляд) детали и присочиняя что-то свое. Обычно после таких описаний у героев появляются не соответствующие действительности “формы и размеры” (грудь пятого размера, ноги от ушей, растрепанные патлы и т.д.) .
4) Фотография (картина).
Похоже на описание в зеркале, но если зеркало – это как бы описание самого себя, то фотография дает более широкие возможности. По фотографии героя может описать любой.
Дэвид взял в руки фото, стоящее в рамочке на столике. “Какая она здесь красивая”, – подумал он, проводя пальцами по глянцу. И правда, девушка на фото была хороша: длинные каштановые локоны слегка развевались от ветра, выразительные глаза цвета штормового моря блестели, как два алмаза, на губах блуждала счастливая улыбка. Подол белого сарафанчика задорно приподнялся, видимо, порывом ветерка, и обнажил стройные загорелые ножки.
5) Воспоминания.
Этот способ отличается от предыдущего тем, что описываемый образ уже запечатлелся в памяти. А уж каким он там запечатлелся – можно узнать из описания.
Дима в очередной раз закрыл глаза и попытался вспомнить, какой была Лиза год назад. Она ворвалась в его жизнь, как вихрь, и ее задорный смех изменил всё. Ее глубокие карие глаза лучились от счастья, затянутые – порой небрежно – в хвост недлинные волосы смешно топорщились на макушке, а губы постоянно улыбались. Она часто смеялась. Не потому что была глупа и беззаботна, нет. Просто она умела радоваться жизни, и от этого лицо ее было таким счастливым, что оставалось только завидовать.
Этот же прием используется, когда нужно провести некую параллель между тем, что было раньше и тем, что сейчас. Помните, как у Пушкина:
Вечор, ты помнишь…
А нынче – погляди в окно…
Тот же самый прием, но в описании природы (что, по сути, не имеет никакого значения).
6) Внутренний диалог.
Это как бы спор или просто разговор с самим собой или своим внутренним голосом. Достаточно интересный прием, который при правильной подаче вызывает улыбку читателя. Ведь большинство из нас любит “поговорить с умным человеком”, т.е. с собой.
“С этим что-то надо делать, – уже в который раз думала Диана, задумчиво перебирая пряди светлых волос. – Может, сделать короткую стрижку? Дэну должно понравиться. Он давно говорит, чтобы я поменяла образ. Но мне, в общем-то, нравятся длинные волосы. А, ладно, была не была, постригусь. Но этого мало. Что же делать?” Девушка оглядела себя. Пора перестать носить брюки, надо переходить на юбки и платья. Ведь они так соблазнительно колышутся вокруг лодыжек. Диана провела руками вдоль всего тела. Загорелая кожа была мягкой и бархатистой на ощупь. “Решено: делаю короткую стрижку, надеваю платье, каблуки… О, надо цвет помады сменить, – девушка коснулась пальцами губ, немного полноватых и красиво очерченных. – Говорят, в этом сезоне модно пользоваться оттенком “Майская роза”. Надо будет попробовать. Мне должно пойти. Да и к серым глазам больше подходят такие неяркие оттенки…
7) Воображение и фантазия.
Этот прием применяется тогда, когда один герой понятия не имеет, как выглядит другой. И он начинает фантазировать.
“Какая она? Совсем молоденькая, как многие из поклонниц, полюбивших его после «смерти» или совсем взрослая почтенная мать семейства, с детства лелеющая свою мечту о нем?” В голове проносились образы самых разных девушек, каждая из которых могла оказаться ею… “Губы… Интересно, какие у нее губы? А цвет глаз? А вдруг она страшна, как смертный грех?” Он представил, как приглашает ее на свидание “вслепую”, и когда она приходит, видит перед собой этакую “нимфу”: коренастую, с толстенькими ножками, полную, с редкими крашеными прядями и кривыми зубами… Он вздрогнул. “Нет, этого не может быть. Судьба не может так посмеяться надо мной…”
Это, на мой взгляд, основные приемы описания внешности. Теперь перейдем ко второй части.
Немаловажным в восприятии героя остается то, во что он одет. Это тоже часть образа. Лохмотья на нем или костюм “от кутюр”, джинсы, пижама, майка с трениками – все это важно. Но не стоит бросаться в описание, как в омут с головой. Всему свое время и место.
ОДЕЖДА
Приёмы остаются всё те же: отражение, воспоминания, фото, слова других. Но отличие в том, что описания внешности неразрывно связаны с характером и настроением описываемого. Тогда как одежда скорее говорит об общем представлении.
Обычно проблема возникает, когда требуется описать какие-то мелочи, которые важны для повествования. Но как акцентировать на них внимание, чтобы у читателя не создалось впечатления, что он читает “протокол осмотра”? Тут опять же приходят на помощь эпитеты, сравнения и прочие литературные приемы.
Допустим, вам нужно описать бал конца XIX века. Пышные платья, вуали, руки, затянутые в перчатки, веера, фраки, галстуки-бабочки и прочее. Uлавное, что нужно помнить – одежда всегда должна соответствовать “миру”, который вы описываете. Если это не альтернативная вселенная и не другая планета, а обычная Земля с обычными людьми, то нужно придерживаться канона. Да, не удивляйтесь, в обычной жизни тоже есть канон. Это правила и гласные/негласные законы, по которым живет общество в тот или иной промежуток времени. Так вернемся к нашим баранам… простите, нарядам.
Представим, что нам нужно упомянуть две важные для дальнейшего повествования мелочи: оборку на платье и платок с монограммой. Как сделать это, не описывая весь наряд (если это не играет особой роли)? Легко.
Питер задумчиво обводил взглядом толпу разряженных дам и кавалеров, не задерживаясь ни на ком. Голова была занята совсем другими мыслями. Но внезапно его внимание привлекла совсем еще юная девушка. “Она, наверное, первый раз вышла в свет. И довольно мила. Пойду-ка я познакомлюсь с этим смущенным созданием”. Молодой человек неспешно приблизился к девушке. Рядом с ней стояла немолодая женщина, видимо, мать. Она показалась Питеру смутно знакомой. Ну конечно, теперь он ее вспомнил. Мередит Темпл, жена Майлза Темпла. Они много лет не появлялись в свете, предпочитая уединенную жизнь своего поместья шумным балам Лондона. Но, видимо, возраст дочери заставил их вернуться хоть ненадолго.
– Миссис Темпл, рад видеть вас на этом приеме, – молодой человек галантно поцеловал руку дамы, затянутой по локоть в митенку. – Как ваш муж? Как его бизнес?
– О, спасибо, мистер Стрейд, все отлично, – дама зарделась. Ну разумеется, сам граф обратил внимание на ее скромную персону.
– А что это за прелестное создание рядом с вами? – взгляд Питера переместился на девушку, и та покраснела еще сильнее своей матери.
– Это моя дочь, Луиза. Луиза, это Питер Стрейд, граф Чарльстон.
Молодой человек второй раз склонился над женской рукой, робко поданной ему для поцелуя.
– Могу я пригласить вас на танец, мисс Луиза? – девушка неуверенно посмотрела на мать, и та кивнула. Протянув чуть дрожащую руку Питеру, девушка сделала шаг вперед.
Заиграла музыка, молодой граф вывел девушку в центр залы и повел в танце. “Хм, танцует неплохо, но неуверенно, будто боится чего-то. Интересно, чего?” Вдруг Луиза запнулась и наступила на подол своего белого платья. Раздался тихий треск и оборка, до этого красиво обрамлявшая край, небрежно повисла. Питер тут же увел девушку к диванчику и усадил. И только тогда увидел на ее глазах слезы.
– Луиза, что с вами?
– Ни… ничего. Просто жаль, платье было красивое, – девушка всхлипнула. Питер достал из кармана свой батистовый платок с вышитой вручную монограммой и протянул ей.
– Вот, возьмите…
Можно было не приводить в пример настолько большое описание, но это возможность показать, каким образом должны развиваться события, чтобы акцентировать внимание на двух нужных деталях. Как видите, в этом примере не описывается ни наряд девушки (сказано только, что платье – белое), ни наряд молодого человека (что-то с карманами), ни внешность обоих (оба молодые, а девушка, на взгляд Питера, довольно мила). Этого достаточно, чтобы создать нужный образ. Описание внешности можно вставить где-то в другом месте, где нужно будет привлечь внимание именно к внешнему виду.
Отдельной темой для разговора является описание колоритных национальных нарядов. Не буду долго рассуждать на эту тему, скажу лишь – прежде чем описывать что-то подобное, не поленитесь залезть в интернет и посмотреть/почитать, как это выглядит, как называется и как надевается. Часто встречала в текстах выражение “шотландская юбка”. Это не юбка. Это килт, мужская национальная одежда. То же самое касается столь часто используемого в работах восточного наряда под названием “абая”. Вызывает удивление и смех, когда данную вещь “надевают” на мужчин, т.к. это женская верхняя одежда. Мужчина может надеть абаю? только если хочет притвориться женщиной и обмануть окружающих.
При описании национальной (и не только, но в основном) одежды, незнакомой большинству читателей, нужно помнить два простых правила:
1) не надо копировать определение и описание из Википедии или из любого другого источника и вставлять его в текст (если у вас, конечно, не статья). Это не создаст абсолютно никакой “картинки” в уме и только вызовет скуку (и уж тем более не надо давать ссылок на картинки);
2) описания должны быть четкими, яркими, с дополнительными средствами выразительности, чтобы у читателя, который ни разу в жизни не видел такую одежду, создалось хотя бы примерное о ней представление.
Возьмем, к примеру, ту же абаю. Сколько человек из читающих эту статью, знает, что это такое? Конечно, можно написать так:
Она надела абаю, ставшую уже привычной для нее за эти несколько месяцев, накинула хиджаб и вышла во двор. В длинном черном платье до пят было жарко, но выхода не было.
Как думаете, читатель поймет по описанию, что представляют из себя абая и хиджаб? Не все ведь из интереса полезут в Википедию. Большинство только поймет, что это что-то черное и длинное. Но ведь нам надо создать представление об одежде. И что делать? Добавлять образности…
Вздохнув, она достала абаю и расстелила ее на кровати. За несколько месяцев, проведенных в стране, девушка уже привыкла к странной одежде. Длинное, достающее до пят одеяние напоминало платье, хотя ей скорее приходила на ум ночная рубашка. В черном было жарко, но это был повседневный цвет наряда. Хотя возлюбленный и постарался сделать все, чтобы ей было приятнее. Она провела пальцами по вышивке золотыми нитями, которая окаймляла рукава, ворот и подол этого “платья”. Вышивка была искусная, сразу видно – ручная. Длинные рукава прикрывали большую часть тыльной стороны руки. Одеяние было довольно широким, но пояс к нему не предусматривался. Таковы уж традиции – сделать все, чтобы максимально скрыть фигуру. И только праздничный вариант абаи, использующийся по большей части для танцев, был более откровенным, из полупрозрачных, легких тканей всех цветов радуги. Вот такой вариант ей нравился: расшитый бисером, украшенный богатой тонкой вышивкой и из легкого яркого материала. Она снова вздохнула. Делать нечего, придется надевать то, что есть. Быстро справившись с абаей – уже привыкла за длительный срок, – она взяла с пуфа хиджаб. Как ни прискорбно, его тоже придется надеть. Но хоть не паранджа, закрывающая все лицо. Хиджаб – это всего лишь платок на голову. “Ну и ладно, зато голову не напечет”, – подумала девушка, накидывая хиджаб и выходя во двор.
Закончим с национальной одеждой и пышными балами XVI-XIX веков и перейдем к одежде современной, XX-XXI веков. С ней все гораздо проще. Но опять же, не стоит забывать – время, друзья мои, время. Если это 50-е годы XX века, не стоит наряжать всех героев в столь привычные нам джинсы и короткие юбки. Женщины в то время ходили в платьях, а не в брюках, а мужчины не носили в большинстве своем шорт.
Описания современной одежды проще тем, что она знакома каждому (за редким исключением) и пояснений не требует. Действительно, если вы напишете, что главный герой был в синих джинсах, то не нужно пояснять, что джинсы – это такие брюки из довольно плотной ткани, называемой денимом и т.д. и т.п. Не нужно давать расшифровку многим вещам, и это упрощает дело. Но это с одной стороны. А с другой – современная одежда в большинстве своем безлика (если речь идет о повседневной) и стандартна. В ней нет изюминки пышных нарядов эпохи Возрождения, национального колорита и необычности. Так как вплести описание такой одежды в повествование, чтобы читатель не заскучал?
Кэрри посмотрела туда, куда указывала пальцем (хоть это и неприлично) подруга, и увидела его. Узкие черные кожаные брюки сидели на нем как влитые, облегая ноги и бедра. Широкий пояс с большой, вычурной металлической пряжкой привлекал внимание к талии. Ярко-желтая, расстегнутая до середины груди рубашка в сочетании с белой футболкой под ней подчеркивали смуглость кожи. Девушка невольно потеряла дар речи и сглотнула.
– Эт… это кто?
– Ха, это тот самый клиент, которому ты фотосет будешь делать.
Кэрри во второй раз лишилась дара речи.
Чтобы читателю было интересно описание внешнего вида, постарайтесь вложить в него сравнения, свое отношение к одежде или герою в ней. Подходит она ему или нет, подчеркивает достоинства или выпячивает недостатки. То же описание можно изложить по-другому, выражая негативное отношение к герою (тогда как описание выше выражало восхищение и восторг).
Кэрри посмотрела туда, куда указывала пальцем (хоть это и неприлично) подруга и увидела…
– Боже, что это? Вернее, кто? – давясь смехом, спросила она у подруги. У входа стояло нечто в черных кожаных брючках, обтягивающих худые ноги и немного топорщившихся в том месте, где следовало находиться… эм… пятой точке, которая у этого субъекта отсутствовала напрочь. Широкий вычурный ремень с большой металлической пряжкой лежал – вернее сказать, висел – на бедрах так, что казалось, это пояс, к которому каторжникам ядро прикрепляли. Ярко-желтая рубашка, расстегнутая до пупа, придавала его далеко не белоснежной коже оттенок болезненности, будто у него гепатит. Не помогала даже белая футболка, надетая под рубашку. Она лишь усугубляла эффект. Парень, видимо, почувствовавший, что его разглядывают, обернулся и, увидев Кэрри с подругой, помахал им рукой, улыбнувшись. “А вот улыбка у него красивая”, – подумала Кэрри и отвела взгляд от странного парня.
– Так кто это? – уже успокоившись и перестав смеяться, переспросила девушка подругу.
– А, это как раз тот, из которого ты должна сделать конфетку на фотосессии.
Кэрри обреченно вздохнула.
Как видите, стоило поменять отношение автора к герою, и тут же изменилось описание. Теперь уже автор вместе с героиней насмехается над несуразным внешним видом героя, выражая этим свое отношение к нему, к его одежде и к ситуации в целом.
В описаниях, будь то внешность или одежда, нельзя забывать и еще об одном факторе. Характер героя. Ведь часто именно по описаниям внешнего вида, мимики, жестов и слов мы можем судить о том, каков герой. Об описании характера речь пойдет в третьей части.
Вот мы и подошли, пожалуй, к двум наиболее значимым частям описания. Внутренний мир героя. То, что не заметно с первого взгляда и надо по крупицам выуживать из текста, чтобы из этих кусочков сложить целостную картину. Да, это сложно. Да, это долго. Но это необходимо. Ибо не существует героя без характера и эмоций.
ХАРАКТЕР
С чего начать разговор об описании характера? Скорее всего с того, что, как уже сказала немного выше, не бывает героев без характера. И прошу не путать с бесхарактерными героями. Это абсолютно разные вещи. Но к таким героям мы еще вернемся.
Так с чего начать описание и чем его закончить? Для описания характера идеальным вариантом является вплетение в повествование. Часто встречаются такого рода описания:
В комнату вошел мой отец. Это был высокий, статный мужчина в самом расцвете сил с властным характером, граничащим с жестокостью.
Казалось бы, что тут такого, описание как описание… Но не спешите. С ростом, статью и возрастом все понятно. Это внешность, о которой речь шла в первой части. Но остальное – властный характер, жестокость…
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представьте себе ситуацию: вы пришли в гости к другу первый раз. Он знакомит вас со своими родителями. Вы видите перед собой двух людей – мужчину и женщину. Они ничего не говорят и не двигаются с места. Вы рассмотрели их внешность, одежду. Но что вы можете сказать об их характерах? Добрые они или нет? Умные или глупые? Властные или мягкие? Получилось определить? Вряд ли. А знаете, почему? Потому что вам не хватило слов и действий.
Окружающие судят о характере человека по его поведению. По тому, что он сделал/сказал и как сделал/сказал. И только так читатель может узнать о характере героя. Просто сказать, что “у него был властный характер” – значит не сказать ничего. Откуда читателю видно, что у героя властность в характере присутствует? Где “обоснуй”? К сожалению, без “обоснуя” никуда. Необходимо раскрыть эту властность. И не только ее. Любую черту характера. Нельзя сказать, что она просто есть. Нужно подтверждение. Здесь помогает использование тех самых авторских ремарок. Все, что говорит о характере действий, ибо это есть отражение характера героя.
Итак, герой властен, а нам надо это показать.
В комнату вошел мой отец – высокий, статный мужчина в самом расцвете сил. Он неодобрительно посмотрел на меня и поджал губы. Такое выражение лица я видел часто, и оно означало, что отец мною недоволен. А недоволен он бывал постоянно. Такой уж у него характер – всё должно быть так, как сказал он, и никак иначе. Я пытался бороться с этим, отстаивать свое мнение – все бесполезно. Ему необходимо чувствовать свою власть. Только так он может держать все под контролем. И это стремление властвовать над всем и всеми порой граничит с жестокостью.
Вот таким образом, используя выражения “неодобрительно посмотрел”, “поджал губы”, “стремление властвовать” автор немного приоткрыл завесу, скрывающую характер героя. Ну а рассказчик добавил от себя воспоминания о поведении в прошлом и провел параллель с настоящим – “часто бывал недоволен”, “пытался бороться”, “все бесполезно”. Кроме того, явно прослеживается отношение рассказчика к своему отцу – он его боится, возможно, ненавидит, а еще больше он от отца просто устал.
Описывать характер достаточно трудоемко. Порой целостная картина о характере героя складывается лишь к середине, а то и к концу произведения.
Но как вплести в текст те или иные признаки, по которым читатель будет определять черты героя? Очень просто: описать какие-либо ситуации или действия/слова, которые намекают на характер.
Увлечение Кирилла “благотворительностью” порой граничило с абсурдностью: он делал кормушки для птиц, прикармливал бездомных кошек и собак, и даже когда одна из этих шавок укусила его за ногу, и ему пришлось проваляться неделю дома, пока не сняли швы, он не прекратил свою “благотворительную деятельность”. Он вел себя так по отношению ко всем: жалел беспризорных животных, брошенных детей, даже бомжей… Всегда был на стороне слабого, защищал и нередко получал за это.
О главе этой преступной группировки ходили легенды. Поговаривали, что на его счету сотни, а то и тысячи жизней. В молодости он самолично осуществлял “казни”, участвовал во всех перестрелках и потасовках, и редко кто уходил живым, попав в его руки. Ему ничего не стоило убить человека: утопить, зарезать, застрелить. Но больше всего ему нравилось мучить жертв, пытать их. Он получал от криков, стонов и вида крови какое-то необъяснимое удовольствие. Даже приближенные боялись его, как огня.
– Ну что тут непонятного? – в который раз спрашивал Мишка у Иры. – Это же проще простого.
– Ну объясни еще раз, пожалуйста, – сделав обиженное лицо и выпятив губки, попросила Ира.
– Ох, и за что мне это? Смотри, балда. Нам надо найти пятнадцать процентов от тридцати, так?
Ира нахмурилась, глядя на задачу.
– Вроде да, – неуверенно произнесла она.
– И как найти эти пятнадцать процентов? – Мишка пытливо посмотрел на девчонку: она явно не понимала, хотя он объяснил уже раз десять. – Ир, ну почему ты такая…
– Тупая? Я знаю. Но не дается мне математика.
– Я вижу…
Стоило ему открыть дверь, как на него тут же обрушился водопад. “Как эта неугомонная девчонка умудрилась затащить ведро с водой на верхотуру?” – удивлялся он, убирая мокрые пряди со лба. Вода текла с волос на его белую рубашку, оставляя разводы. “Ну погоди, я тебе это еще припомню”, – зло подумал парень и, резко развернувшись на каблуках, быстро пошел по коридору.
Какие черты характера здесь описаны? Доброта, жестокость, глупость, злопамятность (соответственно). И ни в одном примере не обходится без “обоснуя”, везде есть расшифровка, почему именно так, а не иначе. Добрый, потому что… Жестокий, потому что… Причем сами черты характера прямо не указываются. Читатель должен сам сделать вывод.
И наконец, вернемся к упомянутым мною бесхарактерным героям. Как может показаться, это герои, у которых нет характера. Да, действительно, это так. Вот только слово “характер” здесь употребляется в другом значении. Имеется в виду отсутствие сильной воли, “стального стержня”. Про таких говорят “тряпка”.
– Какой же ты, Ванька, подкаблучник. Моя Клава то, моя Клава это. Ужель у тебя своего мнения нет? Мужик ты али не мужик? – Михалыч все больше распалялся, отчитывая тщедушного мужичонку, сидящего рядом с ним. – Стукни кулаком по столу и спроси – а ну, кто в доме хозяин?
– Так ведь Клава… – неуверенно начал мужичок, опустив глаза.
– Тьфу ты, пропасть. Ну что мне с тобой делать, убогим?
Чаще всего характер проявляется при проявлении сильных эмоций. О них пойдет речь в четвертой, заключительной части.
ЭМОЦИИ
Как уже было сказано, эмоции, как и характер, являются неотъемлемой частью внутреннего мира героя. Их описание дает представление о том, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. И через это поведение читатель тоже судит о характере.
Основными эмоциями для описания служат радость, печаль, гнев, ревность, сомнение, удивление, стыд, страх. Как описать их “в двух словах”, чтобы не перегружать текст там, где это не нужно? Да точно так же, как и характер.
– Это все мне? Ух ты, спасибо, – глаза его заблестели, а на губах появилась неуверенная улыбка.
– Тебе, тебе. Кому ж еще? – она рассмеялась. – Пользуйся на здоровье.
– Спасибо, – еще раз поблагодарил он и внезапно бросился к ней, чтобы обнять.
– Я скучаю по ней, очень, – Питер поднял глаза на Линду. – Мне ее не хватает. Ее шуток, пусть и жестоких порой, ее советов, заботы. Она была мне как мать, понимаешь? Помогала всю жизнь, защищала… – на его глазах появились слезы, и он опустил взгляд.
Майкл не помнил себя от боли и гнева. Как они могли с ним так поступить? За все, что он для них сделал… Гнев бушевал в нем, боль застилала глаза… Когда эти чувства утихли, и он смог взглянуть вокруг себя, он был в ужасе: все, что можно было разбить (кроме оконных стекол), лежало на полу грудой осколков, постельное белье разорвано в клочки, везде перья из подушек, на руке порез, и из него капала кровь. Он тяжело опустился на пол среди этого бедлама и заплакал.
– Нравится? – он глазами показал на фото.
– И что это? – спокойно спросила она.
– Это я тебя спрашиваю, что это, мать твою, такое? – он шипел, глаза горели злостью. – Моя жена позволяет себе шашни с каким-то ловеласом прямо на глазах у всех.
Она все еще спокойно смотрела на него, но в глазах уже плясало пламя.
– Мы сидели в кафе, у всех на виду, это правда. Что в этом такого?
– А как быть вот с этим? – он сгреб фото в кулак и сунул ей в лицо. – Он тебя обнимает, ты его целуешь… А эта – вы заходите в номер отеля… – голос сорвался на визг, и в нем прорезались слезы.
Он, прищурившись, смотрел на нее.
– А ты уверена, что это сработает?
– Уверена.
– Хм… – он поджал губы и скорчил гримаску. – Ну давай попробуем.
Она подошла к нему и положила руку на плечо.
– Это поможет. Верь мне.
Отец снял ткань, и глазам потрясенного Майкла предстала картина, которая ему так понравилась. Отец протянул ее гостю, и тот взял ее с благоговейным восторгом. Он водил пальцем по раме, по мазкам краски на холсте. В глазах стояли непролитые слезы. Он посмотрел на всех этих людей, которые его даже не знали, но сделали ему такой подарок, о котором он не смел даже мечтать.
– Вы хотите мне ее подарить?
– Да.
Его изумлению не было предела.
– Спасибо, – только и смог прошептать он, потому что в горле стоял ком.
Джеймс не смел поднять на нее глаза.
– И когда ты собирался мне об этом сказать? – Миранда не возмущалась, не кричала, ее голос был тихим и печальным, и от этого было еще хуже. Он чувствовал себя последней сволочью. Лучше бы она закатила истерику с битьем посуды, набросилась на него, но ее поведение окончательно выбило его из колеи. Так стыдно ему еще никогда в жизни не было. И наверное, не будет.
Он в ужасе смотрел на ее закрытые глаза, на свою окровавленную ладонь, прижатую к ее спине. Сквозь пальцы на пол падали багровые капли.
– Только не умирай, слышишь? Не смей умирать, – шептал он, не в силах поверить в произошедшее. Страх за ее жизнь пронизывал все его существо, мешая дышать, сковывая движения. Он мог лишь держать ее на руках и шептать что-то невнятное.
Использование таких слов и сочетаний, как “заблестели глаза”, “появились слезы”, “опустил взгляд”, “не помнил себя”, “шипел”, “прищурившись”, “поджал губы”, “благоговейный восторг”, “в горле стоял ком”, “не смел поднять глаза”, “страх пронизывал” и т.п. помогают четче увидеть картину происходящего. То, что происходит в душе героя, автор выставляет напоказ, чтобы читатель увидел и прочувствовал то, что происходит с героем. Без этих своего рода “разъясняющих” выражений повествование будет неинтересным.
Также помогает использование фразеологизмов и идиом. Но не стоит забывать – если герой по имени Вася, живущий в России, может “орать на всю Ивановскую”, то в устах какого-нибудь Питера из Флориды это будет звучать смешно и неуместно. То же самое касается выражений “сиять, как самовар”, “ловить мышей” и т.п. У многих подобных выражений в других языках есть свои аналоги. Но опять же, не стоит использовать их бездумно. Если вы пишете на русском языке, просто постарайтесь не вкладывать в речь “заграничного” персонажа слова, которые не свойственны его родному языку.
– И что ты блестишь, как медный пятак? – спросил Дэн Джессику.
Не может Дэн сказать такое Джессике, по одной простой причине – он знать не знает, что такое медный пятак, и как тот блестит. Возможно, в английском языке есть идиома, которая по смыслу соответствует данному выражению, но и ее не стоит использовать. Лучше подобрать какое-то универсальное, нейтральное сравнение, которое может использоваться в любом языке.
– И что ты сияешь, как звезда? – спросил Дэн Джессику.
Вот такое описание воспринимается нормально, потому что не вызывает никаких странных ассоциаций.
Не стоит использовать в описании чего бы то ни было “заграничных” идиом, переведенных на русский язык, даже если у вас персонажи – не русские. Это выглядит глупо.
Дождь, который с самого утра лил кошками и собаками, полностью промочил Лайзу насквозь. Но она была даже рада – из-за дождя не было видно слез, которые безостановочно текли по ее лицу.
Согласитесь, что фраза “лил кошками и собаками” звучит по меньшей мере смешно, даже глупо. Да, идиома “лить, как из ведра”, в английском варианте звучит именно так. Но ведь написано это по-русски. Не хотите, чтобы вам кто-то незнающий ткнул в то, что, мол, не наши герои не могут сказать “лил, как из ведра”, напишите так, чтобы придраться было не к чему.
Проливной дождь, который шел с самого утра, промочил Лайзу насквозь. Но она была даже рада – из-за дождя не было видно слез, которые безостановочно текли по ее лицу.
Вот и все. И смысл не потерялся, и идиом нет.
А теперь вернемся к самому началу, к нашей девятнадцатилетней Маше с русыми волосами и голубыми глазами. Подобное описание в некоторых случаях уместно. Такое описание подходит для упоминания о социальных сетях или чем-то подобном. Именно такое описание мы встречаем, заходя на страницу ВК, “Одноклассников”, “Фейсбука” и т.п. Возможно это цитата из объявления о знакомстве. Если ситуация именно такова, то описание вполне имеет место быть.
Еще хотелось бы обратить внимание, что разные люди одно и то же воспринимают по-разному. Мужчина и женщина, а также ребенок по-разному воспринимают мир в силу чисто психологических отличий. Но никогда не стоит забывать о том, что вы описываете определенного человека. Мужчина вряд ли обратит внимание на материал платья, сумочку или духи. А если этот мужчина – модельер? Или, к примеру, парфюмер? Обратит, и еще как. Кроме того, не следует забывать о психологическом портрете самого героя. Он может быть особенным, вести себя не так, как другие – в силу болезни, профессии или личностных особенностей. Учитывать нужно все. Случайно оброненная автором фраза может направить представление читателя совсем в другую сторону. Потому нужно очень осторожно подбирать слова.
Описания типа “Я Инга, выгляжу вот так (ссылка на картинку в интернете)” использовать НЕЛЬЗЯ. Не стоит оправдываться тем, что “в книжках ведь есть картинки”. Да, картинки там есть, но это иллюстрация к описанию, а не его замена.
При описании не нашей эпохи или другой страны всегда нужно тщательно изучать не только одежду живших или живущих там людей, но и их поведенческие особенности. В Японии, например, женщина всегда идет на шаг позади мужчины. В Азии женщина слова не скажет до тех пор, пока ей не разрешит мужчина, под чьей “опекой” она находится – муж, отец, брат или сын. Это то, что прививается с детства, и если это не учитывать – попадете впросак с описанием. От такого поведения в большинстве своем зависит и характер. Западные женщины независимы, могут спокойно наорать на мужчину, отстаивать свое мнение. Восточная женщина не поступит так никогда. Это тоже черта характера. И забывать об этом не стоит. То же самое касается прошлых эпох, когда и на Западе женщины были зависимы, а мужчины могли позволить себе все. Это норма жизни.
Части описания, вплетенные в текст, не должны противоречить друг другу. Автор должен четко представлять себе характер героя. Если сначала он дает его описание, как доброго и мягкого человека, то не стоит впоследствии описывать то, как он разделывает тушки убитых им животных или насилует кого-то. Если для этого есть основания – пожалуйста. Но “обоснуй” должен быть четким и ясным. Допустим, случилось с ним что-то, что изменило его капитально. Или над ним самим совершили акт насилия, и он таким образом мстит. Надеюсь, это вопросов не вызывает.
На этом, пожалуй, закончу. Думаю, что этого вполне достаточно, чтобы понять общий смысл. И помните – все приходит с опытом. Талант надо развивать и оттачивать, пробовать новые приемы и способы изложения и не останавливаться на достигнутом.
Удачи всем начинающим и не очень авторам, которые не испугались большого количества букв и дочитали до конца. Если это поможет хоть кому-то, значит, все было не зря.
Анкета персонажа: как собрать на своего героя настоящее досье
Анкета персонажа поможет автору избежать смысловых дыр и нестыковок в романе. Благодаря разработанному досье вы сможете выстроить логичный сюжет, создадите живого объемного героя. В статье предлагаем шаблон анкеты персонажа.
Редактор,
куратор блога Band
В материале мы расскажем:
Досье на героя
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Хороший писатель знает о своем герое самые интимные подробности: кто, откуда, зачем и почему он такой. Даже если полная предыстория вымышленного персонажа не попадает в финальную версию книги, она все равно имеет значение.
Чтобы держать все детали в фокусе и не пририсовывать герою внезапных новых «талантов» в середине книги, писатели используют анкету персонажа. Анкета помогает автору избежать смысловых дыр и нестыковок, формирует полноценную, живую личность героя. Чем детальнее досье, тем более реалистичен персонаж. Более того, хорошо прописанное досье на персонажа может двигать сюжет, помогать автору придумывать новые линии и повороты.
Что такое анкета персонажа
- Анкета персонажа
- это документ, подробно описывающий героя книги, новеллы, сценария, игры. Автор разрабатывает его до начала работы с произведением. На каждого значимого героя пишется отдельное досье. Документ должен включать такие блоки как происхождение героя и его бэкграунд, внешность, особенности характера, взаимосвязи и другое.
–
Под этим документом могут также иметь виду «досье героя», «матрица героя» и даже «зарисовка героя» (хотя последнее скорее о чем-то более коротком).
Шаблон анкеты персонажа
Даже если вы сейчас не планируете использовать эти данные в книге, все равно заполните каждый пункт. Можете добавить что-то свое. Тогда герой получится настоящим. У него будет личная история и читатель это почувствует.
Когда вы, как автор, будете обдумывать эти детали, в голове начнут прорисовываться сцены с их использованием.
Традиционно анкета для создания персонажа содержит следующие блоки и пункты.
- Имя: ФИО + прозвище + как называла мама (бабушка, папа) в детстве.
- Возраст: дата рождения + знак зодиака + возраст на момент событий в книге + соответствует ли персонаж своему возрасту внешне и внутренне + как его воспринимают окружающие (старик? юноша? мужчина в самом расцвете лет?).
- Гендер: пол персонажа + сексуальная ориентация + кем себя считает.
- Биологический вид: кто это? человек? существо с другой планеты? эльф? какая раса, национальность? Если это вымышленное существо, хоббит, например, то продумать историю народа традиции, особенности.
- Биометрические данные: цвет глаз, волос, рост, вес и т.д.
- Физические особенности: есть ли какие-то отклонения от норм – хромота? лишний палец? жабры?
- Внешний вид: любимая одежда, повседневная одежда, опрятность, какие-то необычные элементы или пристрастия в одежде, прическа.
Не переусердствуйте в погоне за индивидуальностью образа. Зачастую настоящие герои – обычные во внешности люди, но добавить запоминающуюся изюминку можно. - Речь: грамотная или нет, есть ли дефекты речи, использует ли сленг, может быть, особенные словечки?
- Тип личности: интроверт или экстраверт? флегматичен, меланхоличен?
- Уровень самоуверенности: уверен в себе или нет, как это проявляется.
- Привычки, принципы: жестикуляция (щелкать пальцами, например, когда разговаривает), ежедневная рутина (начинать утро с бокала шампанского), принципиальная позиция (не врет или не женится).
- Фобии и мании: чего боится, на чем зациклен.
- Все, что считаете важным и интересным: злопамятный или нет, простодушный или продуманный, отзывчивый и добрый или замкнутый и озлобленный.
- Семья: кто родители, какие были взаимоотношения в семье, есть ли братья и сестры, бабушки и дедушки.
- Браки и любовь: были ли браки, есть ли сейчас, какие отношения с партнером.
На значимых партнеров (любовников) необходимо завести свой профиль героя и так же расписать его историю, чтобы глубже понять взаимоотношения. - Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: что интересного и судьбоносного происходило? Может, гибель друга? Буллинг в школе? Выиграл в лотерею?
Анкету можно расширять до бесконечности, но для начала достаточно этих 19 пунктов. Важно, чтобы они коррелировали между собой. Ведь если ваш главный герой – бедный подросток из неблагополучной семьи, то вряд ли он будет обладать кристальной речью, а в одежде предпочитать итальянские бренды.
Что еще почитать по этой теме:
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Как вести и использовать досье героя
Самый простой способ – выписать профиль персонажа на лист бумаги (word, google docs) и держать под рукой во время работы, периодически заглядывая в него. На каждого героя свое распечатанное досье.
Если значимых персонажей несколько, можно использовать таблицы excel.
Например так:
Еще можно взять в работу сервисы по созданию mind map (интеллект карты). В картах можно прорисовывать причинно-следственные связи. Выглядит примерно так:
В сети много бесплатных сервисов по созданию mind map, интерфейс интуитивно понятен.
Пример анкеты персонажа
Приведем упрощенный пример анкеты на одного из известных литературных героев.
-
- Имя: Коровьев, он же Фагот, он же Длинный и Клетчатый.
- Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
- Гендер: мужчина, традиционной ориентации.
- Биологический вид: нечистая сила, рыцарь тьмы в человеческом обличье.
-
- Биометрические данные: голова маленькая, маленькие глазки, усы перышки.
- Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
- Внешний вид: носит клетчатый пиджак, картуз и пенсне, одно стеклышко которого треснуто. Вид неопрятный. «На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…»
- Речь: «треснувший», «дребезжащий», «трескучий», «разбитый», «громкий козлиный» тенор. В речи может использовать блатной жаргон, может паясничать. Разговаривает развязно и весело.
-
- Сфера деятельности: помощник Воланда, официально – его переводчик на время визита в Москву. Также маг, чародей, регент. Также рыцарь тьмы.
- Друзья: кот Бегемот и демон Азазелло.
- Увлечения: фокусы, шутки, розыгрыши.
-
- Тип личности: экстраверт в виде Коровьева, но замкнутый интроверт в истинном обличье.
- Уровень самоуверенности: самоуверен.
- Все, что считаете важным и интересным: хитрый, глумливый, может быть жесток.
-
- Семья: неизвестна.
- Браки и любовь: нет.
- Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: когда-то давно темный рыцарь неудачно пошутил, за что и был наказан образом шута.
Анкета из примера составлялась по готовому литературному образу, но в действительности все наоборот – сначала анкета, а потом введение героя в литературное произведение.
Если в голове уже возник персонаж, оживите его в деталях, зафиксируйте их на листе, используя шаблон персонажа.
И приходите на наши курсы литературного мастерства за новыми знаниями, вдохновением и практическими заданиями. Наши редакторы подскажут и дадут обратную связь.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.