Дата публикации: 11.06.2013 10:25 (архив)
Практика работы с налогоплательщиками даёт основания утверждать, что большинство налогоплательщиков готовы платить законно установленные налоги.
В то же время, очень часто они не знают, как применить ту или иную норму налогового законодательства, как правильно рассчитать суммы налогов, подлежащих уплате, когда и куда их платить.
При возникновении у налогоплательщиков тех или иных вопросов многие из них обращаются в налоговую службу, направляя запросы в письменном виде по почте или в электронной виде без электронной подписи через Интернет-сайт Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru). Право получать от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменном виде) установлено статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
С начала 2013 года сотрудники инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду подготовили 154 письменных ответа на запросы, поступившие от налогоплательщиков.
В тоже время, НК РФ и Административный регламент Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Минфина Российской Федерации от 02.07.2012 года №99н (далее – Регламент), определяют порядок обращения налогоплательщиков в налоговую службу для получения информации о налоговом законодательстве, и содержат ряд требований, несоблюдение которых, может стать причиной для отказа предоставить налогоплательщику запрашиваемую информацию.
Например, той же статьей 21 НК РФ определено, что для получения бесплатной информации налогоплательщику необходимо обращаться в налоговый орган по месту своего учета. Аналогичное условие предоставления государственной услуги по информированию содержится и в Регламенте.
Кроме того, при подготовке письменных обращений в налоговую службу, налогоплательщикам следует обратить внимание на то, что отсутствие в запросе некоторых данных заявителя, также в соответствии с Регламентом, может стать основанием для отказа по предоставлению услуги по информированию.
Например, в запросе, поступившем на бумажном носителе или через Интернет от физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) обратившегося, а также почтовый адрес или адрес электронной почты.
Если запрос направляет организация на бумажном носителе, то в запросе должно быть указано полное наименование организации, ИНН организации, подпись лица, подписавшего запрос, почтовый адрес организации, на который необходимо направить ответ. Кроме этого, если организация направила запрос не на бланке организации, изготовленном типографским способом, то на письме должна быть печать организации.
Запрос, полученный от индивидуального предпринимателя должен содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, подпись и ИНН индивидуального предпринимателя, а также почтовый адрес.
Если налогоплательщики желают получить ответ от налогового органа в электронном виде, то следует указать адрес электронной почты, на который следует направить подготовленный ответ.
Руководствуясь пунктом 30 Регламента, налоговый орган, в частности, имеет право отказать в предоставлении государственной услуги (информации), если в запросе будут: просьбы о предоставлении сведений, составляющих государственную, налоговую или иную охраняемую законом тайну или сведений конфиденциального характера; просьбы о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах; просьбы о проведении экспертиз договоров, учредительных или иных документов, если законодательством РФ не установлено иное; вопросы, по которым заявители два раза или более уже давались ответы на аналогичные вопросы.
Подготовка ответов на поступившие письменные запросы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в течение 30 календарных дней со дня их регистрации в инспекции (п.93 Регламента).
Если в письменном запросе содержатся вопросы, которые не входят в компетенцию налогового органа, то не позднее 6 рабочих дней со дня регистрации запроса налоговый орган обязан направить письмо налогоплательщику о том, что запрос направлен по принадлежности в другой государственный орган.
Хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на то, что соблюдение всех вышеуказанных требований к оформлению письменных запросов будет способствовать своевременному получению ответов на интересующие их вопросы, повышению налоговой грамотности.
Г.Н. Химич,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Журнал “Российский налоговый курьер”
Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России
Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?
Куда и с каким вопросом обращаться
В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.
Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:
— о действующих налогах и сборах;
— законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
— правах и обязанностях налогоплательщиков;
— полномочиях налоговых органов и должностных лиц.
Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения — в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.
Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.
Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.
ПРИМЕР 1
И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?
Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.
Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.
Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.
Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.
ПРИМЕР 2
ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.
1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?
2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?
3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?
Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».
Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.
Как правильно оформить запрос
Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам. А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.
ПРИМЕР 3
Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.
Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.
Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.
КСТАТИ |
Следите за подписью К ответам, полученным из Минфина России, надо относиться очень внимательно. Подтверждением тому, что изложенные в ответе разъяснения — это официальная позиция министерства, является подпись министра финансов Российской Федерации, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей. На это указано в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116. |
ПРИМЕР 4
Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.
Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.
УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.
КСТАТИ |
Обращения по электронным каналам связи Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru. Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.). Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности. Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию. |
И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.
Кто вправе подписать запрос
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации — это ее руководитель.
Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.
Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому — отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.
Обратите внимание: обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.
Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.
Если разъяснение ошибочно
Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?
Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.
ПРИМЕР 5
В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.
Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.
Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.
Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.
Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.
Письмо в налоговую о разъяснении — это документ, в котором налогоплательщик обращается в территориальную ИФНС или центральный аппарат службы и запрашивает информацию по правоприменению законодательных норм. Отправить просьбу могут как сами плательщики, так и их доверенные представители.
В каких случаях писать обращение в налоговую
Налогоплательщики — организации, ИП, физлица — вправе обращаться в Федеральную налоговую службу за разъяснениями, если возникают сложности в трактовке законов, норм и правил. Этот процесс строго регламентирован:
- 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
- 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления».
- НК РФ.
- ПП РФ № 506 от 30.09.2004 «Положение о ФНС».
- Приказ ФНС России № ММВ-7-19/343@ от 08.07.2019 «Об утверждении Административного регламента ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков».
Плательщики налогов, сборов, страховых взносов и налоговые агенты имеют возможность подавать запрос в ИФНС для объяснения порядка применения законодательных нормативов (пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ). Но есть нюанс: получить такие разъяснения от налоговиков плательщики вправе только по вопросам, которые связаны с выполнением обязанности по уплате налогов, сборов или взносов. В инспекцию обращаются сами налогоплательщики или их представители, действующие по доверенности (ст. 29 НК РФ).
Как оформить обращение в ИФНС
Унифицированной формы обращения нет. Налогоплательщики подают запрос в свободной форме, но с соблюдением некоторых правил:
- В первую очередь следует выбрать формат запроса — устный, письменный или электронный.
- Необходимо четко сформулировать запрос. Прежде чем отправлять письмо, изучите действующие нормативы и доступные источники информации и разъяснительные письма Минфина и ФНС по интересующему вопросу.
- В обращении надлежит идентифицировать налогоплательщика — прописать название, ИНН и КПП юридического лица. Для обращения физлица потребуется его ФИО и ИНН (письмо ФНС № БС-4-11/5783@ от 06.04.2020).
В регламенте ФНС приведен перечень обязательных сведений, которые необходимо указать в письме о разъяснении:
- название юридического лица или ФИО физического лица;
- ИНН организации или физлица;
- почтовый адрес или электронная почта отправителя для передачи ответа;
- суть обращения;
- подпись отправителя: руководителя организации или налогоплательщика — физического лица.
Письма, в которых нет данных обращающегося лица (фамилии, имени, отчества) и адреса отправителя, не принимают к рассмотрению.
Если в организации используют печать, то необходимо поставить оттиск в запросе о разъяснении. Обращение обычно составляют в двух экземплярах: один передается в инспекцию, другой, с пометкой о приеме в ИФНС, остается у отправителя.
Образцы писем в ИФНС
Шаблон письма в инспекцию:
Начальнику
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(указывается наименование налогового органа, ФИО начальника)
_______________________________________
_______________________________________
(полное наименование организации,
ИНН/КПП, место нахождения организации;
ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН;
ФИО физического лица, не являющегося индивидуальным
предпринимателем, ИНН (при наличии),
место жительства физического лица
______________________________
(указать тему запроса)
Прошу Вас дать письменный ответ по вопросу ______________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(кратко, по существу, разборчивым почерком изложить суть вопроса;
указать способ получения ответа лично, по почте или электронной почте)
Подпись руководителя организации
(физического лица) (представителя)
_____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя
контактный телефон
А вот образец, как написать письмо о разъяснении в ИФНС:
Как и куда отправлять запрос
Обычно налогоплательщики обращаются за разъяснением в налоговую инспекцию по месту учета (ст. 21 НК РФ). При необходимости запрос отправляют в центральный аппарат.
Есть три способа подачи письма о разъяснении в ФНС:
- Лично — передать документы в канцелярию территориальной ИФНС. Датой предоставления является день приема письма.
- По почте — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Дата предоставления в этом случае — день отправки.
- В электронном виде — по телекоммуникационным каналам связи. Обращение зарегистрируют в день его направления.
Если отправляете заявку в электронном виде, то дождитесь уведомления о регистрации письма. Это является подтверждением приема и начала работы с запросом о разъяснении.
Налогоплательщикам доступен еще один способ отправки заявок — специальный сервис «Обратиться в ФНС России». Пользователь создает обращение, определяет причину его подачи, уточняет детали, указывает контактную информацию и отправляет запрос.
Письменный запрос о разъяснении зарегистрируют в течение трех дней с даты его поступления в ИФНС. Обращения рассматривают в течение 30 дней. В особых случаях рассмотрение продлевают еще на 30 дней, о чем отдельно уведомляют налогоплательщика. Ответ придет тем способом, который заявитель указал при отправке.
Как написать заявление в налоговую: общие правила и частные случаи
Чтобы получить ИНН, оформить налоговый вычет или льготу по имущественным налогам, нужно подать правильно составленное заявление.
Заявление в Федеральную налоговую службу (ФНС) является видом официального обращения граждан. В отличие от жалобы, в заявлении не говорится о нарушениях, а содержится запрос на реализацию прав.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других.
Статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Документация фискальных органов отличается формализмом, поэтому большинство заявлений в ФНС подаются на специальных бланках и заполняются по инструкции.
Общие требования к заявлениям в налоговую
- Информация должна быть точной и достоверной. Тщательно проверяйте вносимые данные, особенно числовые. Зачастую вписываются не наименования, а их коды. Например, для обозначения регионов или видов налоговых операций.
- В правом верхнем углу почти во всех заявлениях необходимо указывать реквизиты своей налоговой инспекции. Выяснить их можно с помощью соответствующего сервиса на сайте nalog.ru. Просто введите свой адрес регистрации и узнайте, где находится ваша налоговая, её режим работы, номера телефонов и так далее.
- В шапке заявления также всегда указываются сведения о заявителе: Ф. И. О., паспортные данные и обязательно ИНН. Если вы не знаете свой идентификационный номер налогоплательщика, воспользуйтесь сервисом «Узнать ИНН».
- Заполняя документы от руки, используйте чёрные чернила и печатные буквы.
- На некоторых заявлениях подпись должна быть заверена. Если вы заполнили заявление дома, не ставьте подпись. Это нужно будет сделать в присутствии налогового инспектора. При отправке почтой потребуется виза нотариуса.
Рассмотрим особенности написания наиболее популярных заявлений.
Заявление о получении ИНН
Любой гражданин, будущий или действующий налогоплательщик, должен состоять на учёте в Федеральной налоговой службе. Постановка на учёт осуществляется в течение пяти дней после подачи заявления.
На сайте ФНС существует удобный сервис, позволяющий встать на учёт в налоговом органе не выходя из дома.
Но если вам по каким-то причинам удобнее работать с бумажными документами, для получения ИНН (в том числе повторного) необходимо заполнить форму № 2-2-Учёт, утверждённую приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]
Скачать образец →
Заявление о налоговом вычете
Налоговый вычет — это сумма, уменьшающая расчётную базу при исчислении налога на доходы физических лиц. Существуют стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные вычеты.
О налоговых вычетах и процедуре возврата 13% на Лайфхакере есть отдельная статья. Также пошаговые инструкции по оформлению всех видов вычетов есть на сайте ФНС.
К стандартным налоговым вычетам относится так называемый вычет на ребёнка. Если вы официально трудоустроены и являетесь родителем или опекуном несовершеннолетнего, то можете уменьшить свою налоговую нагрузку. Заявление на «детский» налоговый вычет подаётся работодателю. Но если последний по каким-то причинам не уменьшил сумму налогообложения или доход получен не по трудовой линии, можно сделать это через ФНС.
К социальным вычетам относятся такие виды затрат, как плата за обучение (своё или детей) или лечение, а также благотворительность. Имущественный налоговый вычет предоставляется при покупке недвижимости или земли.
С 31 марта 2017 года возврат излишне уплаченного НДФЛ, а также возврат переплат по имущественным налогам осуществляется по заявлению, утверждённому приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (приложение № 8).
Скачать образец →
Заявление о выдаче справки об отсутствии задолженностей
Если вы хотите узнать об отсутствии (или наличии) долгов перед госбюджетом, запросите в территориальном налоговом органе соответствующую справку. Этот документ может понадобиться, например, при оформлении ипотеки.
Унифицированной формы для этого заявления нет. Но лучше придерживаться примерно следующей структуры и содержания.
Скачать образец →
Заявление о возврате или зачёте суммы излишне уплаченного налога
К переплате налогов могут привести различные обстоятельства. Чаще всего — банальные ошибки в документах. Но бывают и такие ситуации, когда, к примеру, дедушка из года в год платит транспортный налог в полном объёме и не знает, что ему как пенсионеру положена льгота.
Если вы столкнулись с путаницей и переплатили, напишите заявление на возврат или зачёт суммы излишне взысканного налога. При зачёте деньги перекинут на другой вид налога или на другой объект налогообложения.
Скачать образец →
Эти заявления могут быть поданы в течение трёх лет со дня переплаты налога. Деньги возвращаются в течение месяца после получения налоговым органом заявки.
Для оплаты налогов и их возврата необязательно посещать налоговую. Эти операции можно легко и быстро произвести через личный кабинет на сайте ФНС.
- Зарегистрируйтесь в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц». Логином служит ИНН, пароль можно получить в любой инспекции ФНС. Также можно авторизоваться через учётку «Госуслуг» и с помощью квалифицированной электронной подписи.
- Зайдите в «Профиль» и получите сертификат ключа проверки электронной подписи. Это бесплатно и быстро, если выбрать хранение ключа в защищённом хранилище налоговой службы.
- В разделе «Переплата / задолженность» сформируйте заявление о возврате или зачёте излишне уплаченного налога. Приложите к нему необходимые документы и отправьте в электронном виде в ФНС.
Заявление об отсрочке или рассрочке уплаты налогов
Каждую осень налогоплательщики получают письма с напоминанием о том, что пора оплатить земельный, имущественный и транспортный налоги. Однако, если человек стал жертвой стихии или по иным причинам оказался в бедственном материальном положении, ФНС может отсрочить или рассрочить уплату налогов.
Отсрочка или рассрочка предоставляется на сумму, не превышающую стоимости имущества должника. Кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание (например, единственное жильё).
Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой нужно написать заявление по форме, рекомендованной в приложении № 1 к порядку изменения срока уплаты налогов (приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected]).
Скачать образец →
В нём указывается форма изменения срока уплаты и продолжительность, название налога, сумма, основания для предоставления отсрочки или рассрочки.
За пользование отсрочкой начисляются проценты.
Заявление о предоставлении льготы
Согласно налоговому законодательству, некоторые налогоплательщики имеют право на снижение или полную отмену земельного, транспортного и имущественного налога. К льготникам относятся военнослужащие, инвалиды I и II группы, пенсионеры, герои России. В отношении местных налогов регионы могут вводить дополнительные льготные категории, предоставляя налоговые послабления, например, многодетным семьям.
Узнайте в своей налоговой инспекции, подпадаете ли вы под «фискальную амнистию». Если да, подайте заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам.
Скачать образец →
Попросить о налоговом послаблении можно тоже через «Личный кабинет»: «Объекты налогообложения» → «Заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам».
Также на сайте ФНС вы можете записаться на приём, на котором инспектор должен предоставить бланк любого нужного вам документа и проконсультировать по его заполнению.
Читайте также:
- Как написать заявление правильно →
- Как подать заявление в ЗАГС: инструкция для тех, кто решил пожениться →
- Заявление на увольнение: оформляем уход с работы грамотно →
Как правильно составить и направить в налоговую частный запрос
Добрый день!
Подскажите пожалуйста как правильно составить и направить в налоговую частный запрос от организации о разъяснении применения конкретной нормы Налогового кодекса.
Кристина
Наш ответ
Основанием для индивидуального информирования в соответствии является обращение заявителя с запросом в письменной форме в инспекцию ФНС России по месту его учета в целях получения информации. Рекомендованная форма письменного запроса, предусмотренного настоящим Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию и приведена в Приложении N 6 к настоящему Регламенту.
Граждане и организации вправе обратиться в налоговые органы:
а) в письменной форме (почтовой связью, факсимильной связью) по адресу налоговых органов;
б) в форме электронного документа (без электронной подписи) с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети Интернет (посредством online-сервиса «Обратиться в ФНС России»);
в) в форме электронного документа (без электронной подписи) с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети Интернет (посредством online-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — физического лица»;
г) в форме электронного документа (с усиленной квалифицированной электронной подписью) по ТКС;
д) в форме электронного документа через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети Интернет, www.gosuslugi.ru;
е) в устной форме непосредственно в налоговый орган или по телефонам справочной службы налоговых органов;
ж) в порядке, установленном для личного приема граждан.
Источник:
Статья 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункты 77, 89, 90, 111 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)», утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 02.07.2012 N 99н (действует с 9 декабря 2012 года). Статья 4 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Раздел 12 Регламента Федеральной налоговой службы утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@.
Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов российской федерации, а также государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц».
Организации, ИП и физлица вправе получать в налоговых органах бесплатные разъяснения по налоговым вопросам. Однако это право распространяется только на случаи, когда заданный вопрос непосредственно связан с деятельностью налогоплательщика. Разъяснение на смоделированном (нереальном) примере не входит в обязанности налоговиков.
Решение ФНС России от 27.12.2017 N АС-3-9/8743@
То есть гарантированно получить ответ на свой вопрос налогоплательщик может лишь в случае, когда он сам является участником ситуации, по которой запрашиваются разъяснения. В прочих ситуациях, например когда вопрос, возникший у налогоплательщика, касается правоотношений, действий и объектов, которые теоретически могут возникнуть в будущем, налоговики имеют право не давать ответ по существу.
Если вы не нашли ответа в разборе этой ситуации, можете задать свой вопрос на сайте и получить ответ в течении часа