Школьники (особенно те, кому вскоре предстоит сдача таких важных экзаменов, как ОГЭ и ЕГЭ) не понаслышке знают, что такое изложение. По некоторым причинам эта письменная работа часто вселяет в детей неподдельный страх: им тяжело запоминать и излагать мысли другого человека. Поэтому очень важно учить ребенка писать изложения с самой начальной школы и давать ему достаточно практики в этом не самом простом виде письменной работы.
Что такое изложение
В целом, изложение представляет собой особый вид письменной (реже устной) работы, при которой ученику предстоит воспроизвести по памяти услышанный текст, часто в подробностях и с сохранением авторского стиля.
Главное в данной работе – верно запомнить и передать содержание услышанного произведения.
Какие задачи стоят перед учеником
В процессе написания подобных работ человек формирует множество важных навыков не только с точки зрения уроков по русскому языку или литературе, но и в целом для своего успешного развития как личности.
В частности, ребенок учится:
-
воспринимать информацию и концентрироваться на ней;
-
писать логически стройные и последовательные тексты;
-
анализировать информацию;
-
выделять основные мысли рассказов;
-
воспринимать и соблюдать те или иные особенности стиля речи;
-
запоминать большие объемы информации.
Поэтому во время работы над изложением важно, чтобы ребенок был сконцентрирован на внимательном прослушивании произведения и мог беспрепятственно воспринимать ключевые мысли.
Виды изложения
Изложения бывают нескольких видов. Но прежде, чем перейти к этому вопросу, важно обозначить, какие существуют типы текстов вообще.
Повествование
Этот вид текста представляет собой последовательный пересказ каких-либо событий. Грубо говоря, повествование является рассказом, в котором присутствует сюжет и события логически следуют одно за другим.
С точки зрения построения, этот тип текста является самым простым, и именно их учителя берут в качестве первого опыта написания как изложений, так и сочинений.
Описание
В этих текстах упор автора идет на то, чтобы дать словесный портрет какого-либо человека, описать пейзаж, явление и тому подобное. В развитии детей изложения-описания являются следующим после повествования шагом.
Если в случае с повествованием не составляет особого труда по памяти воспроизвести ход событий, то у описаний структура несколько свободнее. Кроме того, тексты-описания насыщены различными эпитетами, что затрудняет запоминание.
Рассуждение
Самый непростой вид текстов, в том числе для изложений. Здесь важно обратить внимание, как автор выдвигает суждение и, подкрепляя свое мнение примерами, доказывает его и делает вывод. Этим рассуждение сильно отличается от других типов текста.
Сложность составляет определение учащимся главной мысли автора. Кроме того, в текстах-рассуждениях очень много риторических размышлений, различных умозаключений, сравнений. Такие тексты пишут ученики старших классов.
Итак, по форме текста изложения можно поделить на изложения-повествования, изложения-описания и изложения-рассуждения. При этом редко текст представляет собой чистую форму того или иного типа. Обычно это синтез двух, а то и сразу трех форм, например, повествование с элементами описания и рассуждения.
По размеру конечного результата изложения также делят на следующие виды:
-
подробное – то есть максимально приближенное к исходному тексту с сохранением характерного стиля автора;
-
краткое – здесь задачей учащегося является передача только главного смысла рассказа;
-
выборочное – изложение только заданного учителем фрагмента.
Основные правила написания изложений
При написании изложений следует опираться на следующий алгоритм действий:
-
Определить тип текста – повествование, описание, рассуждение.
-
Определить стиль текста – деловой, научный, публицистический, художественный.
-
Выявить особенности авторского стиля, будь то сложные предложения, инверсивный порядок слов в предложениях или обилие риторических конструкций.
-
Выявить главную мысль текста.
-
Определить второстепенные мысли и фрагменты текста.
-
Грамотно составить план изложения.
Как составить план изложения
Для того, чтобы написать план изложения, при первом прослушивании текста необходимо мысленно разбить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.
Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов.
Пример плана изложения
Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.
Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.
Как писать сжатое изложение
При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть. В данной работе ценится умение ребенка вычленить из рассказа главную мысль и донести ее, не меняя местами фрагменты и сохраняя авторский стиль.
Следующая памятка поможет ребенку овладеть техникой написания кратких изложений:
-
Определить главную мысль в тексте, отбросить второстепенное.
-
Вычленить микротемы (абзацы или смысловые фрагменты) и составить план.
-
Избавиться от малозначительных деталей: лирических отступлений, риторических конструкций.
-
Обобщить материал: некоторые эпизоды текста можно передать одним предложением.
-
Упростить языковые конструкции: заменить сложные предложения простыми, убрать однородные члены и синонимичные конструкции, повторы, прямую речь.
Ни в коем случае нельзя менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными и менять авторский стиль. Это может существенно отразиться на итоговой оценке за изложение.
Как научиться быстро писать изложение по аудиозаписи
Этот вопрос особенно актуален для учащихся девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдача государственных экзаменов. Основная сложность написания изложений по аудио заключается в том, что запись невозможно «попросить» повторить фрагмент или читать медленнее, и ученику приходится подстраиваться под обычно неторопливый, но все-таки достаточно бодрый темп диктора.
Для того, чтобы научить ребенка писать изложение по аудиозаписи, необходимо предоставить ему очень много практики. Здесь придется проявить настойчивость – из-за большого количества требований дети не любят этот вид работы.
Писать изложения можно не только с помощью специально озвученных квалифицированными педагогами текстов для тренировки перед экзаменами, но и прослушивая, например, подкасты, новости или аудиокниги.
Во время прослушивания аудиозаписи очень важно писать конспект. При этом ученику нужно не бояться делать большие отступы между тезисами: при втором прослушивании в них будет удобно вписывать дополнительную, пропущенную при первом прослушивании, информацию.
Как написать изложение на 5: советы и рекомендации специалистов
Итак, наступил момент проверочной работы, и ребенок уже сидит за столом и готовится слушать текст. Важным этапом работы является подготовка к ней – ученику нужно сделать глубокий вдох (или дыхательную гимнастику, если ситуация и время позволяют), взять удобную и хорошо пишущую ручку, приготовить несколько листов чистой бумаги. Все это поможет сосредоточиться на тексте.
Во время прослушивания ученик должен с использованием сокращений записывать тезисы, делая большие отступы между записями. При первом прослушивании важно понять главные мысли и значимые слова в тексте, а также определить тип и стиль излагаемого текста.
Между первым и вторым прослушиванием учащийся должен составить план изложения.
При втором прослушивании ученик дополняет тезисы и план добавочной и второстепенной информацией, уточняет, правильно ли он понял главную мысль и не упустил ли он какие-либо важные для понимания и передачи авторского стиля слова и фразы.
Как только ученик напишет черновой вариант работы, нужно проверить текст на логичность и последовательность, убедиться, что главная мысль текста полностью раскрыта, и текст написан согласно составленному ранее плану, сохранен стиль автора и отсутствуют орфографические ошибки.
После исправления возможных ошибок изложение нужно переписать в тетрадь.
Соблюдение этих простых правил поможет ребенку написать изложение максимально близко к исходному тексту и сохранить все важные детали и нюансы. Важно обеспечить себя исправными письменными принадлежностями, не отвлекаться на посторонние мысли и внешние раздражители в классе.
В случае, если у ребенка есть сложности с написанием изложений, ему нужно уделить внимание развитию концентрации через различные письменные упражнения и тренажеры памяти.
Целенаправленная подготовка в данном случае поможет и придаст уверенности. Например, дать ему написать свободное сочинение для развития логики повествования или попросить его выучить какой-нибудь текст для развития запоминания.
>
Приветствую, дорогие читатели!
Сегодня обращаюсь к очень ограниченному кругу моей потенциальной аудитории – к коллегам, учителям русского языка.
Думаю, у каждого из вас, коллеги, есть свои любимые виды работ на уроках. У кого-то это, возможно, изучение новой темы, кто-то любит делать разборы или закреплять изученное.
Лично я предпочитаю уроки развития речи, особенно в 5-7 классах, и тому есть несколько причин.
- это по-настоящему полезно для жизни, ведь мы учимся выражать мысли связно и красиво;
- это пригодится в сдаче экзаменов выпускных классов;
- это интересно, ведь в творческих работах приоткрывается личность ребенка;
- это даёт возможность учителю посидеть и перевести дух (если вы сначала хорошо поработали и все доступно объяснили);
- и, наконец, это не требует очень серьезной подготовки (по крайней мере в моей практике).
Минус один – потом это надо проверить 🤷
Сегодня я расскажу о том, как работаю над изложением в 5-7 классах, когда ещё не надо готовиться к ГИА. Итак…
Если вам неожиданно поставили замену, или вы по каким-то причинам не успели хорошо проработать тему урока, смело объявляйте изложение. Эта форма не требует предварительной подготовки, а значит, вы не обязаны были предупреждать детей заранее.
Сначала оформите тетрадь: напишите дату и форму работы. С названием повремените.
Сообщите детям, что сейчас прочитаете текст первый раз. Никогда не читайте впустую! Предварительно сообщите, что после чтения они должны ответить на несколько вопросов:
- о чем текст (какова тема)
- что хотел сказать им автор? (какова основная мысль?)
- как можно озаглавить текст, что будет отражать название: тему или основную мысль?
После этого медленно, но не слишком прочитайте текст и обсудите заданные вопросы. Обычно дети справляются с этим заданием без проблем.
После этого предложите ребятам выбрать название. Запишите его на доске, а дети – в тетради. Если изначально у текста было название, предложите детям его угадать или озвучьте сами. Спросите, какое название удачнее: автора или учеников.
Если ответы на все вопросы прозвучали, можно считать, что ученики разобрались в содержании. Следующая цель – поработать с формой.
Объявите, что сейчас прочитаете текст второй раз, поставьте перед учениками новые вопросы:
- сколько микротем услышали (сколько будет абзацев)
- какие пункты для плана можете предложить.
Составление плана – важнейшая часть работы над изложением! Не пренебрегайте ею! Предложите составить простой или сложный план в зависимости от уровня класса.
Напомните, что при составлении сложного плана надо следить, чтобы не повторялись название всего текста и один из пунктов плана или названия более крупных и мелких разделов. Обсуждайте с ребятами каждый момент. Обычно они это очень любят. Хорошо бы вам заранее придумать свои пункты и по мере заполнения проводить сравнения их и вашего варианта и выбирать более удачный вариант.
Когда план составлен, предложите пересказать текст. Первому помогайте, последующим не нужно. Спросите и сильного ученика, и слабого. Отстающим проще запомнить не сам текст, а его пересказ более успешным одноклассником. Двух-трех раз вполне достаточно.
На следующем этапе поработайте с грамматикой. Заранее наметьте трудные слова с точки зрения орфографии или значения. Запишите их на доске, пусть дети найдут в них орфограммы и объяснят их. Так у них появится список опорных слов, а вы проведёте профилактику ошибок.
В этом месте обычно звенит звонок с первого урока.
После перемены напомните, что сейчас прочитаете текст третий раз, задача учеников – вспомнить детали, о которых они забыли.
Я всегда проводила изложения с творческим заданием: сменить лицо говорящего, закончить мысль, ответить на вопрос. На этом этапе самое время объявить третью часть задания. Спросите у ребят идеи по поводу творческого задания. Возможно, это поможет сориентироваться слабым ученикам.
После третьего чтения начинается их активная работа, а ваш отдых! Дети пишут, а вы выдыхаете, периодически отвечая на возникающие вопросы.
У пятиклассников их может быть очень много, поэтому рекомендую ввести “правило первых 10-15 минут”. Оно заключается в том, что в указанный период задавать вопросы нельзя, нужно их записать и задать по очереди после окончания времени. Поверьте, это гениальное изобретение!!! Потому что через 10-15 минут вопросов останется намного меньше: или найдут ответы сами, или просто забудут.
В конце урока соберите тетради и приготовьтесь к кропотливой работе по расшифровыванию иероглифов. Поддерживайте себя мыслью, что вы сделали хорошее и полезное дело!
Подыскивать для таких уроков разный интересный материал считаю излишним, так как это только распылит внимание детей.
Вот и все! Была ли статья полезной? А просто интересной? Коллеги, делитесь вашими наработками и неожиданными находками, я с удовольствием поучусь.
Изложение – краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного произведения в письменном, реже устном виде. При этом необходимо определить и раскрыть основную тему, идею и проблематику изученного текста.
Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию.
Содержание
- Зачем писать изложение?
- Как определить тему и идею?
- Основные виды изложения
- Самостоятельная подготовка
- Как составить план изложения
- Как написать изложение кратко и правильно
- Алгоритм работы над изложением
- Правила сокращения изложения
- Основные принципы написания изложения
- Разбор задания
- Критерии оценивания работы
- Частые ошибки при написании изложения
- Как избежать типичных ошибок
- Советы, которые помогут получить за изложение «5»
Зачем писать изложение?
Главная задача образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы.
Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов. Очень важно, чтобы учащийся осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно.
Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:
- запоминать большой объем информации;
- анализировать;
- выделять важное и второстепенное;
- грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
- определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
- выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
- соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);
и т.д.
Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.
Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.
Как определить тему и идею?
Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение:
- понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
- как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
- точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
- точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
- излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.
Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста.
Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.
Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.
Общая тема делится на ряд микротем.
Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.
Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.
Основные виды изложения
В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:
- Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
- Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
- Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
- Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.
Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3‑го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.
По способу передачи содержания текста изложение бывает:
- Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
- Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
- Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.
На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.
Самостоятельная подготовка
Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:
- аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение),
- синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами),
- конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала),
- творческий (написание изложения с элементами сочинения).
Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:
- Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
- Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
- Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
- Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
- Составление заголовка и плана.
- Повторное чтение через 2–3 минуты.
Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.
Как составить план изложения
Составление плана — важный этап работы над изложением. Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.
Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события.
Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.
Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.
При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть.
Как написать изложение кратко и правильно
В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.
Экзамен проходит по следующей схеме:
- Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
- После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
- Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.
Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий.
Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения: Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную.
Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.
Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста.
Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.
Алгоритм работы над изложением
- Первое прослушивание:
- определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
- определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
- составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
- перескажите про себя то, что запомнили.
- Второе прослушивание:
- теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
- допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
- выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
- проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
- посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
- проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
- перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.
Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.
Правила сокращения изложения
Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.
- Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
- Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
- Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).
Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.
Основные принципы написания изложения
Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.
Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.
Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.
Разбор задания
Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.
Исходный текст:
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.
Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
Изложение:
В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.
Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.
Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.
Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.
Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.
Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.
Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.
Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.
Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки.
Текст изложения:
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.
Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.
Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.
Критерии оценивания работы
Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.
Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.
Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.
Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:
- адекватное отражение микротем;
- сжатие исходного текста;
- смысловая цельность;
- речевая связность трех частей;
- последовательность событий;
- грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.
В оценку содержания входят умения:
- передать основную мысль текста;
- сохранить все микротемы;
- делить текст на абзацы.
А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
Частые ошибки при написании изложения
Школьники часто допускают следующие ошибки:
- Грамматические — ошибки в структуре слова:
- неправильное образование формы слова;
- неверное построение словосочетания или предложения;
- нарушение связи между главными членами предложения;
- смешение косвенной и прямой речи;
и т.д.
Пример:
«без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».
- Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
- неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
- нарушение порядка слов в предложении;
- неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
- неправильное определение границ предложения;
- искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.
Пример:
Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».
- Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
- отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
- неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
- неумение делить текст на части;
- нарушение последовательности высказывания;
- неправильное абзацное членение;
- пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
- неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).
Пример:
Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.
- Фактические — искажение содержания текста:
- пропуск важной информации;
- несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
- повторное возвращение к одному и тому же факту;
- неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.
Пример:
Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.
- Орфографические — неправильное написание слов:
- в корнях, приставках, окончаниях;
- нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
- неверное слитное или раздельное написание.
Пример:
«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».
- Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
- отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
- неверное оформление прямой речи;
- невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Пример:
Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.
Как избежать типичных ошибок
Чтобы избежать ошибок в изложении:
- следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
- избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
- проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
- избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
- пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
- не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
- не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
- необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
- обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
- тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.
Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.
Советы, которые помогут получить за изложение «5»
Не нужно волноваться или бояться, что вы не справитесь с задачей. Если вы будете спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, то обязательно получите желанную «5» и похвалу от учителя.
- Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
- Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
- Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
- Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10–15 минут в день.
Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости.
Изложение, как работа, охватывает ряд как устных, так и письменных упражнений, по сложности представляющих собой и дословные пересказы небольших текстов, и краткую передачу сущности целого произведения.
Источники:
- Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005, 2008, 2009—464 с.
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- Станиславский А. Р. Стратегии успешного письменного изложения. // Мир русского слова. — 2004. — № 4(21). — С. 109—110.
В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.
На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.
Что такое изложение?
Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.
Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.
Чему изложение учит школьников
Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:
- понимать, о чем хотел сообщить автор;
- определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
- выделять тему и главные мысли;
- выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
- создавать цельный текст со вступлением и заключением;
- формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.
Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.
Виды изложений
Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.
Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.
Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.
Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.
Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.
Кроме того все изложения могут отличаться по объему.
Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.
Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.
Как учитель проводит урок
Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.
В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.
Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.
Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.
Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.
Этапы написания изложения для школьника
Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.
Подготовка
Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.
Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.
Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.
Написание текста
На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.
Проверка
Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.
Особенности написания сжатого изложения
Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.
Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:
- Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
- Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
- Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.
Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.
Как написать изложение на «отлично»
Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.
- Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
- Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
- Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
- Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.
И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.
Как подготовиться к изложению в домашних условиях?
Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.
Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.
Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.
Русский язык для учеников 1-4 классов
Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
узнать подробнее
Что такое изложение и как его писать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Волнительный момент для каждого девятиклассника — итоговое изложение в рамках ОГЭ по русскому языку.
На самом деле, если разобраться, особенных причин для страха быть не должно. Что что, а изложение школьники пишут с начальной школы!
Главное, закрепить полученные навыки и сосредоточиться на своей цели. Давайте вместе вспомним, что такое изложение, и составим пошаговый план его успешного написания.
Что такое изложение
Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.
Во время изложения учитель читает фрагмент литературного или публицистического произведения (рассказа, романа, очерка, статьи), а затем просит учащихся изложить услышанное на бумаге своими словами максимально близко к оригиналу.
Существует несколько разновидностей изложения:
-
Описательное.
Обычно для его написания используются фрагменты художественных произведений, содержащие описание природы, жилища или внешности человека.
Главная цель описательного изложения – научить видеть цепь признаков лица или предмета, повысить наблюдательность, закрепить навыки запоминания мельчайших подробностей.
Обратите внимание на прилагательные и причастия, с помощью которых автор описывает персонажа и окружающие его предметы. Не забудьте правила оформления однородных членов предложения.
-
Повествовательное изложение.
Особое внимание в повествовательном тексте следует уделить сюжетной линии. Пункты плана будут представлять собой последовательность неких действий, образующих событийный костяк услышанной истории.
В повествовательном изложении важно правильно воспроизвести глаголы: выпишите их из текста, когда учитель будет читать его второй раз. Уделите внимание причастным и деепричастным оборотам.
Повторите правила выделения обособленных определений и обстоятельств на письме.
-
Подробное.
Чаще всего этот вид работы встречается в начальной школе, когда особенно важна тренировка слуховой и зрительной памяти.
Чем больший объём информации запомнит и воспроизведёт ученик, тем лучше.
-
Сжатое изложение.
При его написании подробности отступают на второй план.
Необходимо выделить в тексте главное, уловить его смысловой посыл и записать основные аргументы.
Сжатое изложение готовит старшеклассников к составлению конспектов, которое пригодится им в студенческой жизни.
-
Рассуждение.
Такое изложение – это настоящая творческая работа. Оно, как и предыдущий подвид, фиксирует главное, не концентрируясь на мелочах.
Проверяющий оценивает не столько качество передачи информации, сколько ход собственных мыслей учащихся, его способность делать выводы на основе услышанного материала.
Работая над изложением с элементом рассуждения, важно сохранить логику повествования, привести ёмкие доказательства своей точки зрения по заявленной проблеме.
Как писать изложение
Советы тем, кто хочет получить максимально высокий балл, можно сформулировать следующим образом:
- Внимательно прослушайте весь текст во время первого прочтения. Не пытайтесь сразу начать его стенографировать. Пусть он закрепится в вашем сознании, как нечто целое.
- Помните, что текст – это предложения, связанные одной мыслью. Первое прочтение необходимо для того, чтобы вы услышали, о чём вам сообщают, уловили авторский посыл, почувствовали стилистику.
- Перед вторым прочтением приготовьте лист бумаги и приступайте к составлению плана. Где главная мысль? Где второстепенные? Насколько они связаны между собой? Сколько абзацев намечается в вашем изложении?
- Оставьте место между пунктами плана, чтобы заполнить его опорными словами.
- Как только учитель начнёт читать текст повторно, начните наращивать «мускулатуру» на «скелете» будущей работы. Вокруг каждого пункта плана запишите опорные слова, словосочетания, конспективные предложения, которые помогут восстановить в памяти содержание абзаца.
- После завершения второго прочтения приступайте к черновику. Не торопясь запишите услышанное по пунктам составленного плана, перечитайте, убедитесь, что не упустили ничего важного.
- Если обнаружились фразы, повторяющие друг друга или уводящие от основного содержания работы, смело вычеркните их.
- На этапе редактирования отследите слишком длинные либо чересчур короткие, «рваные» синтаксические конструкции.
- Максимально упростите синтаксис, чтобы справиться с пунктуацией и облегчить задачу проверяющему. При этом старайтесь не отступать от авторской стилистики.
- Если писатель использовал эпитеты, не обедняйте пересказ сухими безэмоциональными фразами. И наоборот: не переходите на метафоры, если автор излагал свои мысли в сдержанном официальном стиле.
- Перепишите изложение на чистовик. Закройте тетрадь и через несколько минут перечитайте заново – так, как если бы это была тетрадь соседа.
Последний общий совет оставим непронумерованным. Он касается каждого, кто не привык загонять полёт фантазии в узкие границы заданного шаблона.
Не забывайте, что изложение – это не сочинение: вы пишете не собственный текст, а лишь воспроизводите чужой оригинал.
Если для вас это скучно, смиренно примите крест ученичества: в старинных монастырских школах Древней Руси человек получал разрешение самостоятельно взяться за перо только после того, как переписывал до сотни текстов предшественников. Была в этом своя мудрость: научись слышать то, что тебе говорят, а уж потом говори (или пиши) сам.
Как проводится изложение
При выполнении данного вида работ педагог обязан соблюдать ряд правил:
- в 1-4 классах исходный текст прочитывается вслух трижды, в средней и старшей школе – дважды;
- при первом прочтении необходимо делать интонационные акценты на основных мыслях автора, выделять голосом предложения, содержащие в себе суть заявленной проблемы, тезис, аргументы;
- при повторном прочтении разрешается слегка ускорить ритм речи, при этом каждое слово должно слышаться отчётливо; новые для учащихся термины, географические названия, другие имена собственные, в написании которых могут возникнуть сомнения, необходимо вывести на слайд или записать на доске.
Учителя не обязаны ограничиваться собственным голосом, доской и мелом. Для прослушивания подойдут фрагменты аудиокниг, записи актёрского или авторского чтения, подкасты (что это?). Главное, чтобы материалы были высокого качества, легко распознавались на слух.