Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь.
Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.
По этому поводу Артур Шопенгауэр писал: «… единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план и продумал все до мельчайших деталей, большинство же, наоборот…». Если вы хотите быть хорошим архитектором своего выступления, позаботьтесь о его качественной и продуманной структуре. Скорее всего, после того как вы принялись собирать материал и поставили главную цель вашей речи, вы наверняка начали строить у себя в голове примерный план выступления. Если это так, значит вы на правильном пути. Старайтесь постоянно стремиться к улучшению этой структуры в рамках выбранной цели.
Схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует, но можно выделить некоторые ключевые принципы и правила, которые можно использовать в любом случае, вне зависимости от темы выступления.
Во-первых, это логичность. В структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории.
Во-вторых, это обозримость плана речи и удержание внимания. План должен помочь сократить материал до необходимого минимума. Ведь настоящее красноречие состоит в том, чтобы сказать все самое важное, не перегружая внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями. Нужно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории.
И, в-третьих, введение и заключение. В структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления.
Содержание:
- Логика речи
- Обозримость плана речи и удержание внимания
- Введение, главная часть и заключение
- Проверочный тест
Теперь обо всем подробнее.
Логика речи
Логика речи – это основа убеждающей функции любого выступления.
Логике написания текстов посвящено множество теорий и правил в риторике и филологии, здесь будет сказано лишь о некоторых, наиболее действенных из них.
Например, чтобы добиться логичности структуры выступления можно использовать декомпозицию поставленной цели, а также учитывать актуальное членение предложений и абзацев.
Декомпозиция
Декомпозиция – это метод, позволяющий заменить достижение одной общей цели решением серии меньших взаимосвязанных задач.
Например, если ваша речь имеет целью показать пользу изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно эту общую цель разделить на несколько вспомогательных задач: показать важность знания навыков риторики для каждого отдельного человека, рассказать о преимуществе дистанционных технологий обучения и т.д. Так декомпозиция позволяет добиться логичности структуры ораторской речи, упрощения ее понимания слушателями.
Однако не стоит злоупотреблять декомпозицией и искать слишком много второстепенных задач.
Актуальное членение
В русском языке (в отличие, например, от английского) не фиксированный порядок слов в речи(то есть не субъект-предикат-объект), расположение слов в русской фразе зависит от смысла предложения, от контекста. Актуальное членение позволяет независимо от грамматического порядка слов проследить логику изложения: так сначала говорится о том, что уже известно или может быть легко понято – тема (старая, известная информация), а потом о чем-то новом – рема (новая, ранее неизвестная информация). Тема и рема помогают добиться последовательности и логики изложения, они вычленяются не только на уровне предложений, но и на уровне больших смысловых единиц – абзацев.
Например, если мы продолжаем говорить о пользе изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно обратить внимание, что риторику (тема) преподают далеко не в каждом городе (рема). Но зато в каждом городе (тема) есть интернет (рема). А доступ к интернету (тема) позволяет использовать для обучения такие сайты, как 4brain.ru (рема). И так далее.
Если вы не будете нарушать смысловую последовательность предложений и абзацев (тема-рема), а также будете использовать декомпозицию, то сможете построить логичный план вашего выступления. Полученная структура поможет слушателям лучше усвоить вашу речь, понять ваши мысли и убеждения.
Обозримость плана речи и удержание внимания
При наличии взаимосвязанных частей структуры выступления обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Однако для составления хорошего плана речи одного этого недостаточно. Разрабатывая структуру, важно подумать о возможности эффективного воздействия на слушателя, для чего необходимо сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него особые акценты.
Хайнц Леммерман в своей книге называет истинным красноречием умение сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо. Это важно, чтобы не перегрузить драгоценное внимание слушателей, растекаясь мысью по древу, злоупотребляя избыточной информацией. Более того, самые важные вещи нужно сказать в момент наибольшей концентрации внимания слушателей.
Смысловая насыщенность речи в разных частях выступления не должна быть одинаковой, для чего важно делать смысловые передышки. Нужно менять манеру речи, то насыщая ее информацией, то позволяя слушателям расслабить внимание на менее насыщенных отрезках выступления. Ни в коем случае нельзя нагружать каждое предложение.
Также в следующем уроке будут показаны некоторые приемы, помогающие добиться максимального внимания и интереса слушателей в наиболее важных частях публичной речи (кульминации). Обратите внимание на то, что уже в самом плане важно выбрать наиболее значимые места и подумать, как правильно сделать акцент на них. Разумным будет сначала поднять определенную проблему, и постепенно нагнетая напряжение и интерес слушателей, добавляя различные аспекты, в момент максимальной концентрации внимания аудитории предложить ваше оригинальное решение этой проблемы.
Таким образом, важно качественно планировать свое выступление, сознательно балансируя между лаконичностью мысли и достаточной информационной нагрузкой речи.
Введение, главная часть и заключение
В плане абсолютно любого выступления должны отчетливо вычленяться введение и заключение. Без них структура публичной речи теряет красоту и, отчасти, логику. Сложно себе представить хорошего преподавателя, который пришел на лекцию и с порога сразу стал писать на доске уравнения, комментируя записи объяснением методов решения, а закончив с уравнениями, просто замолчал и ушел. Введение и заключение призваны обрамлять речь оратора, во-первых, позволяя слушателям понять, о какой проблеме будет идти речь в выступлении, и во-вторых, осознать, к каким выводам в результате пришел автор сказанного.
Хайнц Леммерман предлагает в любой речи соблюдать правило трех частей: введение, главная часть и заключение. Рассмотрим каждую часть отдельно.
Введение
Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю?», «с какой целью сегодня ищу внимания аудитории, что хочу донести до слушателя?» .Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей.
Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов:
1. Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории.
Пример: Друзья, я когда-то, как и вы сейчас, задумался о важности изучения риторики.
2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.
Пример: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики.
3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.
Пример: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики, прибегая к запросам в поисковых системах?
4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.
Пример: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain.ru, который представляет собой один из самых эффективных способов научиться ораторскому искусству в интернете. Итак…
Главная часть
Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:
1 |
Каково существующее положение дел (status quo)? |
2 |
В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого? |
3 |
Как можно изменить существующее положение? |
Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления:
- Метамодель НЛП — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений
- Актуальное членение предложения и речи – сделает вашу речь логичной и последовательной
- Логичность и структура текста – урок в писательском мастерстве.
- Риторическое позиционирование: тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя.
- Презентация в лифте – как коротко изложить свои бизнес-идеи.
- Майевтика и некоторые другие идеи Сократа – расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно.
- Как написать текст на любую тему – если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье.
И, наконец, последний элемент.
Заключение
Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:
Как же можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?
Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.
Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.
Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке.
Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее самое время познакомиться с ораторскими приемами.
← 1 Подготовка3 Ораторские приемы →
Умение держаться перед публикой с античных времен считается важнейшим социальным навыком. Ораторское искусство востребовано в самых разных сферах, начиная от банального ответа у школьной доски, заканчивая презентацией проекта. В то же время публичное выступление — это стресс. Оказаться один на один перед аудиторией, донести до нее свои идеи, убедить слушателей в своей компетенции сложно даже опытному оратору. Уровень стресса снижается, когда все хорошо подготовлено: есть глубокое понимание темы, составлен план публичного выступления, речь подготовлена и отрепетирована.
В этой статье мы поговорим о том, как правильно подготовить публичное выступление.
Содержание
- Цель оратора
- Чек-лист подготовки к публичному выступлению
- Анализ целевой аудитории
- Цель выступления
- Выбор темы
- Подготовка конспекта
- Презентация для публичного выступления
- Подготовка к реакции зала
- Постановка устной речи
- Контакт с аудиторией
- Лирические отступления
- Эмоциональность
- Работа над волнением
- Тайминг
- Репетиции
- Перед выходом на сцену
- Опыт — сын ошибок трудных
- Принципы составления плана публичного выступления
- Вступление
- Основная часть
- Финал
- Заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель оратора
Выступление перед публикой — это самопрезентация. Спикер не просто доносит до аудитории информацию, он транслирует свои идеи, его цель — убедить и вдохновить. Если оратор мямлит что-то невнятное, читает по бумажке, а его речь не имеет четкой структуры и ясной цели, то выступление будет провалено.
Перед тем, как подготовить публичное выступление, нужно оценить уровень своей компетентности, объем подготовительных работ, и только после этого заниматься композицией речи, отрабатывать ораторские навыки, искать интересные приемы подачи материала.
Чек-лист подготовки к публичному выступлению
Мы составили чек-лист, где по пунктам разобрали, как готовиться к публичному выступлению и ничего не забыть.
Анализ целевой аудитории
Для успешного выступления важно выяснить состав, социальный статус, средний возраст и уровень подготовленности аудитории.
От статуса слушателей зависят цель, выбор тезисов, форма подачи материала. «Чайникам» нужны простые образы, минимум профессионального жаргона, разжевывание сложных моментов. Перед продвинутой аудиторией стиль, тон и подбор лексики будут совершенно иными.
Факторы, влияющие на концентрацию внимания слушателей:
- Чем меньше численность аудитории, тем выше внимание.
- Чем ниже комфорт слушателей, тем лучше воспринимается устная речь. Наиболее внимательна стоящая публика, а сидящая в удобных мягких креслах — самая рассеянная.
- Концентрация внимания не стабильна и снижается волнами, каждые 10–15 минут. На спаде желательно как-то взбодрить публику. На 45 минуте концентрация рассеивается максимально, нужно сделать перерыв или паузу.
Итак, идеальные условия — это выступление на 10–15 минут перед небольшой группой в помещении без сидячих мест. Но в жизни все далеко от идеала, поэтому используйте приемы для подчинения внимания аудитории:
- речь в форме диалога с самим собой;
- вопросы к залу, подразумевающие ответы типа «да/нет»;
- провокационный вопрос или дискуссия;
- адресные вопросы конкретным слушателям типа «вам не дует?»;
- интонационные акценты в ключевых местах речи;
- лирические отступления;
- уместные шутки;
- вторая половина речи должна быть интереснее и легче для восприятия, чем первая.
Если состав аудитории заранее узнать невозможно, подготовьте краткие справки по самым сложным понятиям и по ходу пьесы спрашивайте зал, нужно ли объяснить что-то подробнее.
Цель выступления
Перед тем, как подготовиться к публичному выступлению, определите, с какой целью вы вообще собираетесь что-то вещать людям. Обычно о целях как-то забывают, а ведь именно они должны стать путеводной звездой для оратора.
Как правильно определить цель? Предельно честно ответьте себе на 3 вопроса:
- Зачем мне это выступление?
- Какой реакции я жду от аудитории?
- На какой результат я рассчитываю?
А теперь нужно придумать, как подружить интересы вашей аудитории со своими целями, и подготовить такую речь, которая удовлетворит обе стороны.
Выбор темы
Чем глубже знания, тем меньше страх публичного провала. Выбирайте темы, в которых вы хорошо ориентируетесь. Если есть пробелы, изучайте профильные публикации, сохраняя данные об источниках, беседуйте со специалистами, выписывайте цитаты на карточки, собирайте цифровые материалы в отдельную папку — они пригодятся для электронной презентации.
Тема должна быть актуальна и для вас, и для аудитории. Хотите продать продукт — говорите о его преимуществах, как он меняет жизнь к лучшему, хотите показать, какое крутое у вас производство — говорите о достоинствах оборудования и организации труда, хотите увлечь первокурсников старославянским языком — ищите то, что зацепит их за живое.
Подготовка конспекта
Портрет аудитории, цель выступления и актуальная тема — это три кита, на которых выстраивается текст речи. Есть несколько видов конспектов.
- План — опытные ораторы используют краткий или развернутый план, в котором отмечают последовательность тезисов, чтобы не углубиться случайно в отвлеченные дебри.
Примерный план публичного выступления нужен всем без исключения. С этого начинается работа над текстом. План задает вектор вашей речи. - Краткий конспект составляется на основе готового плана. Каждый пункт дополняется тезисами, цифрами, цитатами, опорными фразами, которые помогут вспомнить нужную информацию.
Конспект — оптимальный формат «шпаргалки». По нему невозможно читать всю речь целиком, навевая скуку на публику, но при этом здесь записана вся базовая информация на случай провалов в памяти. - Полный текст — формат для новичков. Если вы боитесь аудитории, полностью подготовьте устное публичное выступление в письменном виде. Это поможет избежать ошибок, логических и стилистических ляпов, хорошо структурирует речь и придаст вам уверенности.
Совет: пишите текст речи от руки, выделяйте тезисы разноцветными ручками, подчеркивайте опорные фразы яркими маркерами. Так вы задействуете разные виды памяти, а записанный текст сможете использовать как тезисный конспект.
Некоторые спикеры заучивают свою речь наизусть. Если это снимет излишнюю тревожность, учите, но помните, что зазубренная речь сильно мешает спонтанности оратора.
Презентация для публичного выступления
Если есть техническая возможность, обязательно делайте презентацию. Это хорошее решение со всех сторон:
- для оратора это опора, которая вывезет из любой внештатной ситуации;
- для аудитории это центр притяжения внимания и наглядное пособие.
Хорошая презентация не копирует речь оратора, а дополняет и иллюстрирует его слова. На слайдах не должно быть простыни текста, используйте вместо слов инфографику, иллюстрации, таблицы — все то, что помогает визуальному восприятию информации.
Подготовка к реакции зала
Аудитория не всегда настроена лояльно к выступающему или к теме его доклада. Психологи выделяют три сценария противостояния слушателей оратору:
- Избегание — публика находит любой повод, чтобы отвлечься и не вникать в суть. Здесь нужны приемы захвата внимания:
- яркое начало и концовка;
- наращивание драматизма повествования;
- контролируемая эмоциональность;
- диалогизация речи;
- налаживание контакта с залом.
- Подрыв авторитета — аудитория сомневается в авторитетности самого оратора и его источников информации.
- Если вы ошиблись, признайте и исправьте ошибку.
- Будьте готовы рассказать о своих источниках, привести дополнительные аргументы.
- Продумайте, какие коварные вопросы могут задать из зала, подготовьтесь к краткому аргументированному ответу. Не дайте себя сбить: любому вопросу уделяйте не более 1,5 минут.
- Непонимание — аудитория, не желая вникать в суть чуждых ей идей, классифицирует их как непонятные.
- При работе над планом при подготовке публичного выступления придумайте несколько ясных формулировок главной мысли и раскидайте их по тексту.
- Используйте легкий, разговорный стиль, говорите проще.
- Применяйте средства художественной выразительности: сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы — это добавляет образность речи и облегчает восприятие сложных абстрактных понятий.
Подготовьте адекватную реакцию на помехи со стороны зала:
- правильные реакции на агрессию провокаторов и неуместный юмор: игнорирование, ирония, шутка, методы «бумеранга» и «отложенного ответа» («Я вас услышал, давайте вернемся к этому вопросу в конце»);
- аплодисменты переждите и продолжите речь, когда они стихнут.
Постановка устной речи
Публика не прощает:
- слишком тихого голоса;
- монотонной речи;
- слишком высокого темпа речи;
- фатальных проблем с дикцией.
Готовясь к выступлению, отрабатывайте качество устной речи. Дыхательные упражнения, гимнастика для артикуляционного аппарата, скороговорки, тренировки на расширение голосового диапазона — все это улучшит ваше звучание.
Контакт с аудиторией
Ловите реакцию аудитории. Приготовьтесь наладить зрительный контакт с залом: мысленно разделите его на секторы и во время речи перемещайте взгляд. Если слушателей мало, поочередно смотрите на каждого.
Совет: если страх сцены слишком велик, смотрите слегка поверх голов зала, найдите несколько доброжелательных слушателей и обращайтесь к ним.
Отработайте позу и жесты — они влияют на впечатление о вас. Не прячьтесь за кафедру или стол, выберите естественную открытую позу. Большая ошибка — вперить взгляд в экран с презентацией и полностью игнорировать зал. Заранее продумайте, как вовлечь уставшую публику: провести опрос, затеять дискуссию.
Лирические отступления
Лирическое отступление — это как бы невзначай вспомнившаяся история, случай из практики или анекдот. Такой прием оживляет речь и взбадривает заскучавших слушателей.
Человек, который тщательно готовится к публичному выступлению обязательно делает несколько подобных «домашних заготовок». Зрителям кажется, что это экспромт, но на деле лирические отступления надо готовить заранее, чтобы они были уместными, краткими и не уводили оратора от темы.
Эмоциональность
Выступление без эмоций не вызовет отклика у аудитории, но и слишком эмоциональная речь больше напоминает истерику или юмористический номер. Ищите баланс. Яркие образы, доля юмора, вопросы к залу, продуманная драматургия повествования — все это работает на правильный эмоциональный окрас речи.
Работа над волнением
Природа страха публичных выступлений социальная — мы боимся провала, неодобрения других людей. С точки зрения биохимии, страх — это выброс адреналина, поэтому справиться с волнением помогают упражнения, снижающие его уровень: легкая физическая разминка, махи руками, дыхательная гимнастика.
О других способах работы над волнением читайте в нашей статье: Страх публичных выступлений: как побороть фобию.
Тайминг
Хороший тон — начинать и заканчивать выступление вовремя. Это уважение ко всем участникам. Спикеров, которые умеют заканчивать доклад чуть раньше, публика готова носить на руках. Старайтесь следовать правилу: уходите прежде, чем аудитория от вас устанет.
Чем короче речь, тем труднее ее готовить. Придется резать по живому: отжимать воду, наполнять смыслом каждое слово, отбирать только то, что действительно отражает суть, биться над формулировками. В длинном выступлении больше свободы и места для экспромта.
Репетиции
Чтобы подготовиться к докладу и успешно выступить, нужны репетиции, как перед живыми людьми (друзьями, родственниками, коллегами), так и перед зеркалом или камерой своего телефона. Репетиции обнажают проблемные места: нелогичные связки, топорные формулировки, неуместные образы. Но главное, они помогают отработать силу голоса, интонации, скорость речи, проверить, укладываетесь ли вы в регламент, подобрать естественную позу, почувствовать уверенность.
Если есть возможность, порепетируйте в месте проведения мероприятия. Так вы привыкните к помещению, освоитесь на сцене.
Перед выходом на сцену
Выход на сцену — это сильный стресс, и каждый оратор вырабатывает свои ритуалы, помогающие настроиться. Общие рекомендации:
- перекусите за час до выступления;
- прогуляйтесь пешком;
- если есть возможность, придите заранее в зал, осмотритесь, проверьте аппаратуру;
- не употребляйте кофе и алкоголь перед выходом на сцену;
- за 15 минут сделайте легкую разминку;
- глубоко дышите.
Опыт — сын ошибок трудных
Ораторское искусство требует постоянной практики. Чем больше реальных выступлений, тем уверенней вы будете себя чувствовать.
Смотрите видео речей признанных ораторов, читайте книги по риторике, запишитесь на курсы, где учат, как готовиться к публичным выступлениям и держать внимание зала. Все это добавит вам уверенности в себе и снимет страх перед аудиторией.
Принципы составления плана публичного выступления
Подготовка речи для публичного выступления всегда начинается с составления развернутого плана. Исходя из вашей цели и интересов аудитории, нужно сформулировать тезисы, подобрать к ним убедительные аргументы и наглядные примеры, а потом выстроить материал в логической последовательности. Не забудьте придумать яркое, интригующее название встречи, такое, чтобы люди не только поняли, о чем пойдет речь, но и захотели прийти вас послушать.
Устное выступление — особый жанр и у него есть строгие требования к структуре.
Вступление
Вступление должно быть ярким, эмоциональным, интригующим. Его цель — наладить контакт с аудиторией, разжечь интерес и обозначить проблематику доклада. Вступление состоит из приветствия и завязки.
- Приветствие.
У оратора есть всего полторы минуты, чтобы публика составила о нем первое впечатление. Продумайте ваше приветствие досконально: несколько слов о себе и о своей компетентности, почему, собственно, вам можно доверять. - Завязка.
Завязка должна ясно обозначить тему и заинтересовать публику. Здесь уместны неожиданный, интригующий вопрос, короткая история, притча. Старайтесь придумать неформальную, яркую завязку, ведь от нее зависит, будут ли вас слушать дальше.
Совет: вступление — важнейшая часть, новичкам его лучше записать и выучить целиком.
Основная часть
В основной части раскрывается заявленная тема. Это не просто рассказ о своем опыте или изложение информации. Содержание выступления должно учитывать интересы слушателей и решать их проблему.
Повествование складывается из логической последовательности тезисов, каждый из которых дополняет и раскрывает предыдущие.
Все, что вы утверждаете, не должно быть голословным. Каждый тезис нуждается в убедительной аргументации. Доказательства должны быть правдивыми, подтвержденными авторитетными источниками и лаконичными. Для того, чтобы аудитория поверила в правомерность высказанного тезиса, достаточно 3-х аргументов.
Кроме классических тезисов и аргументов включайте в основную часть риторические приемы, оживляющие вашу речь и удерживающие внимание.
Составляя речь по законам драматургии, увеличивайте градус интереса и подводите публику к кульминации. Кульминация — ваш козырь, самый сильный аргумент, который должен убедить даже непробиваемых скептиков. После высшей точки выступления следует развязка.
Финал
Смазанная концовка убивает впечатление обо всем публичном выступлении в целом, поэтому обязательно включайте краткий итоговый анализ сказанного и выводы в свой план. Хорошая концовка:
- лаконично обобщает идеи выступления;
- четко формулирует основную мысль;
- снимает напряжение и формирует положительный эмоциональный отклик аудитории.
Никогда не заканчивайте на минорной ноте. Даже если ваш доклад не располагает к безудержной радости, оставьте людям надежду.
Перед уходом со сцены поблагодарите всех за внимание. В финале уместна самореклама, призыв обращаться к вам с вопросами, слайд с контактными данными.
План необходим оратору для самоконтроля. Хорошая, логичная структура выступления последовательно раскрывает проблему от общего к частному, держит аудиторию в тонусе, не дает спикеру уходить от основной нити повествования. Если в такой композиции поменять местами элементы, то логика развалится, поэтому даже опытные спикеры пишут план.
Заключение
Сначала подготовка к публичным выступлениям будет отнимать очень много времени, даже если вы великолепно владеете темой. С опытом приходит собственный алгоритм действий, время на сбор и компоновку материала сокращается, а выступления становятся качественней и по смысловому наполнению, и по воплощению.
Подготовка дает ощущение уверенности, чем она тщательнее, тем больше шансов на успех. Максимально подготовленного спикера невозможно выбить из седла коварным вопросом или язвительной шуточкой. Развернутый план, репетиции, электронная презентация, «домашние заготовки» с лирическими отступлениями, дружелюбный настрой помогут донести до аудитории суть проблемы и пути ее решения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на Телеграм-канал и прокачайте свою речь за 10 минут в день!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каждому успешному публичному выступлению предшествует создание продуманного плана. Спикер разбивает информацию на смысловые блоки (задачи), прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы. Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр.
Подготовительный этап
- Цель выступления.
Определение цели – ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр.
- Определение целевой аудитории.
Максимальный успех имеют выступления, во время которых спикер «пребывает на одной волне с публикой», говорит на «языке публики», испытывает те же эмоции, что и публика. Поэтому каждая презентация готовится для конкретной целевой аудитории.
Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель – выгоды от его приобретения и использования.
- Специфика аудитории.
Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать.
Примеры.
Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр.
Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар.
Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео.
Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон – понятный для аудитории. Оптимальное количество задач – 3.
- Заинтересованность слушателей в данном выступлении.
Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА.
- Время выступления.
Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи.
При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты.
Структура плана
План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей.
- Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Занимает не более 20% от всего выступления. Причем первые 1,5 минуты выступления – единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь.
У спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию. Из них:
- 7 секунд – первое впечатление (позитивное либо негативное), которое производит оратор во время выхода на сцену, еще до того, как начнет говорить;
- 50-60 секунд – подтверждение первого впечатления либо разочарование в первом позитивном впечатлении (первое негативное впечатление практически не изменяется);
- остальное время – укрепление мнения, которое сложилось о спикере в первые 60 секунд.
- Основная часть. Собственно презентация с кульминацией. Длится не менее 60% времени выступления. Во время презентации полезно несколько раз делать смысловые паузы. Паузы заполняют подходящими краткими историями, видеороликами, уместными шутками, вопросами, включающими творческое мышление присутствующих. Прием снимает напряжение, «перезагружает» мозг, позволяет лучше усваивать информацию.
- Выводы. Заключительная часть, в которой ведущий напоминает ключевые моменты, подводит итоги. Заключение должно перекликаться со вступительным словом и оставлять яркое, позитивное впечатление о речи в целом. Требует до 20% отведенного времени.
Вступительное слово
Речь всегда начинается с приветствия. Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать:
- дорогие друзья;
- уважаемые коллеги;
- дамы и господа и пр.
Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент.
Пример. «Для меня большая честь выступать сегодня перед интеллектуальной элитой нашего города». «Очень рад выступать перед студентами университета, в котором учится самое большое количество гениальных людей в нашей стране».
В третьем-четвертом предложении оратор представляется: называет свое имя, должность/ученую степень.
Пример. «Меня зовут Степан Иванов. Я креативный директор компании “Циклоида-23 век”».
После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов.
- Сторителлинг. Отлично работает короткий рассказ, тема и/или мораль которого перекликаются с темой выступления. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт. Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи.
- Личный контакт. Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться.
- Точки соприкосновения. Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т.д.
Пример. «Когда основал свое дело, я столкнулся с теми же проблемами, что и вы сейчас. Я не мог найти квалифицированные кадры. У меня были проблемы с арендой. Меня кидали поставщики. Я не знал, как привлечь и удержать клиентов. Я тратил огромные деньги на рекламу, которая увеличивала только мои долги. 2 года я балансировал на грани банкротства…»
- Юмор. Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию. Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором.
- Повод. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия (юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т.д).
Пример. «Сегодня мы отмечаем юбилей эксперта высочайшего уровня, прекрасной женщины, человека, без которого нашей компании пришлось бы очень туго, Анны Семеновны».
- Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу. Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами.
Пример. «Как вы считаете, какие законы квантовой механики можно использовать при создании аппарата для полетов в другие звездные системы?»
- Прямой переход. Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла (публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь). Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр.
Далее обозначают тему и начинают основную часть.
Основная часть
В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной.
Чтобы поддерживать интерес и внимание публики, а также обеспечить качественное усвоение информации, основную тему, дробят ее на несколько задач. Каждую задачу «упаковывают» в смысловой блок. Оптимальное количество блоков 3-5.
Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении (1- для детской публики; 3 – для подростков и молодежи; 3-5 – для взрослой аудитории).
Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме.
Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта. Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению.
В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них:
- 40-70 секунд – актуальное вступление;
- около 8-10минут – основная часть с пошаговым изложением информации и необходимыми объяснениями;
- 60-80 секунд заключение с выводами и полезными советами.
За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию.
Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним.
Во многих случаях можно использовать прием «Качели». При этом публика поочередно испытывает негативные и позитивные эмоции. Прием актуален для презентаций товара с целью его продажи. «Раскачивая качели» оратор в нужный момент добивается максимально позитивных эмоций у зрителей и делает предложение. Подогретая публика его охотно принимает.
Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи.
Заключение
В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту. Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги.
Анализ и редактирование плана
Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы. На его основе пишут речь. Текст вычитывают и проговаривают перед зеркалом либо помощником.
Если речь кажется тяжелой, скучной, нелогичной, неубедительной, долгой, и/или между смысловыми блоками нет плавных переходов, план перерабатывают. Убирают лишнее, добавляют факты со ссылками на авторитетные источники, цифры, статистику, показатели эффективности и пр.
В соответствии с планом готовят презентацию: слайды, картинки, видеоролики, располагая их в строгом порядке. Сам план выступления на сладах не пишут, со слайдов не читают.
Вся важная информация, которую сложно запомнить, также должна быть вынесена в план (формулы, фамилии, названия ресурсов с адресами, если спикер на них ссылается и пр.). Это нужно для того, чтобы быстро ответить на возможные вопросы присутствующих и успешно провести выступление, даже при проблемах с показом слайдов.
План рекомендуется держать план под рукой в распечатанном виде либо на портативном электронном устройстве. Наличие плана придает уверенность на сцене, исключает заминки и неловкие паузы, помогает выдержать атаку тех, кто приходит с целью сорвать речь и выставить спикера в негативном свете.
Для показа слайдов и плана лучше использовать разные устройства. Так технические проблемы с одним устройством не смогут полностью испортить выступление.
Author: editorEmail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Четкий план речи позволит повысить вашу уверенность в себе и поможет держать ситуацию под контролем. При работе над планом помните о необходимости представиться и сообщить о теме выступления, озвучить рассматриваемые вопросы и учесть интересы присутствующих.
-
1
Начните с приветствия. В первую очередь слушатели хотят узнать личность оратора. Если вас уже представили, то поблагодарите ведущего и организаторов мероприятия за предоставленную возможность.[1]
- Учитывайте возможное волнение в начале выступления и отразите этот момент в плане.
- Если вас что-либо связывает с присутствующими или организаторами, то сообщите об этом в приветствии, особенно в ситуации, когда нужно представиться самостоятельно.
- Например, можно сообщить: «Добрый день. Меня зовут Мария Солнцева. Последние пять лет я работаю волонтером в Обществе защиты животных Томска. Для меня честь быть приглашенной сегодня и выступить перед вами с речью о важности стерилизации питомцев».
-
2
Привлеките внимание слушателей. Важно привлечь и удерживать внимание присутствующих на протяжении всей речи. Можно использовать шутку, историю из жизни или необычное наблюдение по теме выступления, которое не будет более уместным в дальнейшей речи.[2]
- Выбирайте подходящий прием с учетом присутствующих. Что может увлечь слушателей? Это необязательно должно казаться интересным или веселым лично вам.
- Если вы сомневаетесь в эффективности выбранного решения, попробуйте репетировать начало в присутствии друзей или родственников, возраст и интересы которых примерно совпадают с теми, кто будет присутствовать на мероприятии.
- Например, если вам предстоит произнести речь о стерилизации питомцев для семей из пригорода, то можно начать с юмористической отсылки к мультфильму «101 далматинец».
-
3
Покажите, почему присутствующим следует прислушаться к вам. В этой части введения следует перейти от вступительной истории или шутки непосредственно к теме речи. Вполне достаточно 1–2 предложений.[3]
- Кратко объясните важность темы или вопроса, который будет рассмотрен.
- В информационной речи сообщите, в чем заключается важность или актуальность вопроса для слушателей.
- В побудительной речи объясните последствия в том случае, если рассмотренные действия не будут предприняты.
- Например, можно сказать: «Каждый год местный приют становится пристанищем для пяти сотен котов и собак, от которых отказались хозяева. В случае поголовной стерилизации животных количество могло бы сократиться в пять раз».
-
4
Изложите свой тезис. Тезис сообщает слушателям о примерных масштабах вашей речи. Обычно структура и смысловое наполнение тезиса зависит от типа речи.[4]
- В побудительной речи тезис должен представлять собой изложение конечной идеи, в которой вы хотите убедить слушателей с помощью информации и доказательств.
- Например, в речи о необходимости стерилизации питомцев можно использовать такой тезис: «Стерилизация питомцев принесет пользу для всего нашего сообщества».
- В качестве тезиса для информационной речи можно просто подытожить информацию, которую вы собираетесь изложить в своей речи.
- В научной речи тезис должен отражать гипотезу, на которой основано ваше исследование.
-
5
Докажите свой авторитет. Вы изложили свою точку зрения, но слушателям важно знать, почему они должны доверять вам. Необязательно использовать официальные подтверждения вроде вашей ученой степени или продолжительности исследования. Иногда вполне уместна история из жизни.[5]
- Если вы произносите речь перед классом в школе, то можно сообщить, что вы изучали предмет и проводили исследования.
- Если у вас есть более личный интерес к теме, то вполне уместно сказать об этом.
- В побудительной речи личная связь с темой речи может помочь повысить доверие к вам. Например, вы произносите речь о жилищной политике в вашем районе, и вы заинтересовались этой темой, когда вашей семье грозило выселение. Часто личная связь оказывается для слушателей важнее обширного профессионального опыта в данной сфере.
-
6
Предварительно представьте основные пункты речи. Слушатели должны знать, о чем вы будете говорить, с какой целью и почему они должны слушать вас. Кратко изложите основные пункты в начале выступления.[6]
- Единого правила не существует, но обычно речь состоит из трех частей. Перечислите все части во введении в том порядке, в котором они будут представлены в речи. Порядок обычно зависит от типа речи.
- Например, в речи о пользе стерилизации питомцев начните с преимуществ для питомцев, затем для владельцев и всего сообщества. Начинайте с малого и наращивайте масштаб.
- В побудительной речи нужно начинать с самого убедительного аргумента и постепенно снижать эффект.
- В информационной речи на основе исторического события можно следовать хронологическому порядку. В других случаях лучше начинать с широких вопросов и постепенно переходить к более конкретным.
- Порядок пунктов должен быть естественным и обеспечивать плавные переходы между частями вашей речи.
Реклама
-
1
Изложите первый пункт. План основной части речи будет начинаться с первого пункта, который вы намерены изложить. Создайте плавный переход от введения к основной части речи.[7]
- Используйте пункт плана верхнего уровня с обозначением римской цифрой.
- Ниже можно расположить подпункты с комментариями, статистикой и другими доказательствами изложенной идеи. В зависимости от формата используйте буквенный или маркированный список.
-
2
Изложите подтверждающие данные или доводы. Под первым пунктом перечислите конкретные доказательства или факты, которые вы хотите использовать в речи. Это могут быть даты, цитаты или статистика.[8]
- Как и в случае с пунктами плана, доказательства должны следовать от самых весомых и важных к менее существенным. Если у вас закончится время, то оставшимися пунктами можно пренебречь без потери эффективности.
- Тип подтверждающих данных или подпунктов зависит от типа речи.
- Не перегружайте слушателей большим количеством цифр или статистики, поскольку обычно они не запоминают такие сведения. При наличии большого количества цифровых данных и статистики используйте инфографику, которую можно проецировать на большой экран.
- Помните, что дополнительные личные истории и случаи из жизни позволяют более эффективно доносить свои идеи до слушателей.
- Например, если в первом пункте речи о стерилизации питомцев вы говорите о пользе для самих животных, то можно сообщить, что стерилизованные питомцы живут дольше, реже болеют раком и в целом чувствуют себя лучше.
-
3
Перейдите к следующему пункту. Сообщите все сведения, которые вы хотели изложить в первом пункте, после чего возвратитесь к верхнему уровню плана и придумайте плавный переход к новой идее (одно-два предложения).[9]
- Не усложняйте переходы. Лишние изощрения ни к чему. Если не удается придумать конкретный переход, то можно обойтись общей фразой.
- Например, можно сказать: «Итак, мы рассмотрели пользу стерилизации для здоровья питомцев, а теперь перейдем к последствиям для хозяев питомца».
- В наиболее эффективных переходах используется конкретное слово или фраза вроде «эффект» или «последствия» как в примере выше.
-
4
Повторите действия для всех оставшихся пунктов. В двух последующих пунктах ваш план будет иметь примерно такой же вид. Начинайте с пункта плана верхнего уровня и тематического предложения, а затем используйте три или четыре подпункта с буквенным или маркированным списком.[10]
- При выборе подпунктов или фактов, которые вы хотите подчеркнуть в речи, не забывайте также учитывать общую идею и своих слушателей. Что для них важно или какие моменты могут удивить присутствующих более всего?
Реклама
-
1
Придумайте плавный переход. После завершения основной части речи необходим эффективный переход, который позволит сообщить слушателям о наступлении заключительной части.[11]
- Необязательно использовать яркий переход или даже целое предложение. Можно лишь сказать: «В заключение», — и перейти к завершающей части.
-
2
Резюмируйте рассмотренные пункты. Специалисты по подготовке презентаций часто описывают организацию речи так: «Сообщите, что вы собираетесь рассказать, произнесите речь и скажите, о чем вы говорили». Начните завершающую часть с пересказа предшествующих пунктов.[12]
- Не нужно вдаваться в подробности, просто подведите краткий итог сказанному ранее.
- Не сообщайте новые сведения в завершающей части речи.
- Например, можно сказать: «Как видите, стерилизация питомцев полезна не только для питомцев и хозяев, но также для общества в целом».
-
3
Заново сформулируйте тезис. Эта версия тезиса должна звучать как заключение и конечный итог, а не предположение из введения.[13]
- Если все прошло хорошо, то вы полностью подтвердили тезис и доказали его важность. Следует вернуться к итогу рассмотренных пунктов и сформулировать убедительное утверждение.
- В краткой речи можно даже объединить итоговый вывод по пунктам плана с конечным тезисом в одном предложении, которое резюмирует всю вашу речь.
- Например, можно сказать: «Учитывая пользу для здоровья питомцев, для благополучия хозяев и всего общества, можно смело утверждать, что стерилизация животных — задача первостепенной важности для всех владельцев».
-
4
Используйте запоминающуюся деталь. В конце речи используйте такой же прием, как и в самом начале. Расскажите случай из жизни или забавную историю, которые позволят подчеркнуть важность основной идеи.[14]
- Например, можно сообщить слушателям неожиданное продолжение истории, которой вы начали свою речь.
- В побудительной и аналогичной речи завершающие строки обычно содержат призыв к действию. Приведите пример, который позволит подчеркнуть важность рассмотренной темы, и призовите слушателей к конкретному действию с учетом изложенной информации.
- Призыв к действию должен быть конкретным (куда и когда идти, что делать, с кем связаться).
- Например, скажите: «На следующей неделе в нашем приюте будет проводиться бесплатная стерилизация животных по адресу улица Гагарина, 123. Запишите своего любимца уже сегодня по телефону 555-55-55!»
-
5
Поблагодарите слушателей и организаторов. Поблагодарите слушателей за внимание. Покажите, что вы уважаете присутствующих и цените их время. Если вас пригласили выступить конкретные люди или организация, повторно сообщите об этом.
- Если ваша речь затянулась и вышла за отведенные рамки, выразите свою благодарность всем присутствующим за проявленное терпение.
- Как и в случае с начальным приветствием, укажите этот момент в плане, чтобы не забыть о нем. При этом слова благодарности необязательно записывать дословно. Обычно они должны звучать экспромтом и от всего сердца.
-
6
Предусмотрите время для вопросов. Заранее обсудите с организаторами возможность вопросов и ответов. Если вы намереваетесь отвечать на вопросы, сделайте отметку в своем плане в конце речи.[15]
- Если вы хотите очертить параметры вопросов, то перечислите детали в плане, чтобы озвучить их слушателям перед сеансом вопросов и ответов.
- Предусмотрите вопросы, которые вам могут задать исходя из содержания речи. Запишите такие ответы в конце плана.
- Также укажите отведенное время или допустимое количество вопросов.
Реклама
Советы
- План может быть произвольным или строго следовать формальным правилам. Пишите названия пунктов полностью или сокращенно. В первую очередь план должен быть удобным для вас.
- Используйте крупный шрифт, который легко различим при беглом взгляде. Напечатайте план и положите на стол, затем станьте рядом и взгляните на текст. Если шрифт неразборчивый или вы наклоняетесь, чтобы прочитать текст, то необходимо увеличить размер шрифта.
- Необязательно составлять план сразу в окончательном порядке. Можно начать с основной части, а затем перейти к введению и заключению. Иногда сложно сформулировать введение, когда еще нет готового плана остальной речи.
- Если вы готовите речь для урока, то обычно ваш план должен соответствовать требованиям по содержанию или оформлению. Внимательно прочитайте задание и составьте план с учетом всех требований учителя, даже если вы будете немного отступать от плана во время выступления.
- Создайте план в текстовом редакторе на компьютере. Можно использовать подходящий шаблон, который автоматически предложит правильное оформление.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 14 472 раза.
Была ли эта статья полезной?
Время на прочтение
5 мин
Количество просмотров 35K
Дисклеймер
Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.
1. Структура доклада
Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».
Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.
2. Тайминг
Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.
Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление
В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))
3. С кем он говорит?
Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.
Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.
Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.
Да, да, из этого вытекает следующий пункт…
4. Не читать с экрана
Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.
Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».
Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…
5. Подсказки
Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.
Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:
- Доклад, распечатанный на А4 – слишком большие листы, мелкий шрифт (или куча листов), сбивает на чтение (а цель всё же научиться говорить вживую, со своими настоящими интонациями, то есть стать оратором, а не актёром озвучки)
- Зубрить – для одного доклада выход, но долгосрочно тупик. Сам процесс неприятен, а главное – не приближает к цели, вы не качаете скилл публичных выступлений. Но выглядит и звучит это лучше, чем частое обращение к большой смятой бумажке
- Короткие подсказки в телефоне – доступ к информации не в одно действие (телефон блокируется, приложение сворачивается), нельзя тактильно управлять подсказками, глядя в зал
- Карточки размером с треть А4, по одной на слайд – близко к идеалу. На карточке можно разместить миниатюру слайда (чтоб понимать, к чему подсказка) и несколько ключевых слов – хлебных крошек, которые позволят вам вспомнить мысль
- Дублирующий монитор для докладчика — идеально. Но не всегда он есть
Для докладчиков, использующих подсказки (кроме дублирующего монитора), микрофон должен быть hands free. Если его по какой-то причине нет, возможно, стоит за оставшееся до выступления время подучить доклад, чтобы не суетиться и не портить его.
6. Качество картинок на слайдах
Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.
7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»
Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.
Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.
8. Качество речи
Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.
Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.
Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.
9. Кто моя аудитория?
Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.
Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.
Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.
10. Контакт с аудиторией
Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.
11. Авторский стиль
Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.
Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.
И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).
Давайте не заканчивать
Го в комменты рассказывать, почему моя подборка не очень, а я с удовольствием буду оппонировать.