Как правильно составить план на день ребенку

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

Time management для школьника Фото – фотобанк Лори

Тайм-менеджмент полезен детям, начинающим самостоятельно распоряжаться свободным временем. А для приверженцев альтернативного образования эта система станет большим подспорьем. Домашнее обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее, бесстрессово и эффективнее пройдут его школьные годы и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка планировать свою неделю

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

2. Составляйте план на день

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому,
то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

ЛАЙФХАК: C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

3. Мотивируйте ребенка

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял 😉

5. «Ешьте лягушек» вместе

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв»*

Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента.

Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги.

А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает!

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

9. Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем
договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

* Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Альпина Паблишер, 2017.

Автор статьи – Лейла Сазонтова, мама хоумскулера из Перми, член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу. 

Знаете, чем страшен сентябрь родителям школьников? Нет, не очередными поборами «на шторы», оценками и наймом репетиторов. Самое сложное — это снова впихнуть в свое рабочее расписание напоминалки о кружках, уроках, экскурсиях. Расписать и свой день, и день ребенка так, чтобы всё успеть.

Пока мы планируем время за ребенка, всё будет по-прежнему: «Я забыл про кружок, я не успел доделать уроки, я опоздал на занятия». В этой статье разбираемся, как научить детей чувствовать время и планировать свои задачи самостоятельно.

Лиза Немзер, клинический психолог

Благодарим Лизу за помощь в написании материала

Основы тайм-менеджмента

Это понятие появилось не так давно – раньше ритм жизни был гораздо медленнее. Сейчас, чтобы стать успешным, необходимо постоянно развиваться, действовать быстро и решать массу задач каждый день.

Как можно все успевать и при этом не уставать? Основной лайфхак тайм-менеджмента – это сокращение времени, проведенного с так называемыми тайм-киллерами. Сюда относится бесконечный серфинг в интернете, просмотр развлекательных роликов, соцсети, игры на компьютере и смартфоне… Современные дети уделяют гаджетам массу времени и часто даже не замечают, что проводят за ними часы.

Почему нас так увлекают тайм-киллеры?

Это связано с дофамином. Новый лайк, новое достижение в игре — это быстрые награды. Предвкушение такой награды (или любой другой — вкусной еды, например) вызывается выбросом дофамина. По сути это мини-зависимость без негативного влияния. При этом мозгу, конечно, всё равно на успешность и эффективность. Он будет выдавать дофамин и на ожидание вкусной конфеты, и на ожидание премии / хорошей оценки, если получателю приятно от премии или оценки.

Лиза Немзер

Помимо того, что гаджеты отвлекают от других занятий, их чрезмерное использование не очень полезно для психики. Особенно мозг уязвим перед сном. Мерцающий экран телефона вызывает перевозбуждение нервной системы, и ребенку сложнее уснуть. Ребёнку, как и взрослому, гораздо проще учиться чему-то новому, когда он выспался. Поэтому однозначно – перед сном убираем гаджеты подальше.

С основными убийцами времени разобрались. Приступаем к основам самого тайм-менеджмента.

Как научить расставлять приоритеты

Конечно, каждый ребенок – да и взрослый – хочет выполнять задачи по настроению. Но детям сложнее объяснить, что у каждой задачи есть свои приоритеты. Важно не просто заставить ребенка делать все в определенной последовательности, а объяснить, почему нужно сначала выполнить одну задачу, а затем вторую.

Перед тем, как учить маленького ребенка планированию, нужно чтобы он вообще научился понимать время. Принцип всегда один: чем младше ребенок, тем нагляднее ситуации. Родители в большинстве своём и так это делают: рассказывают малышам про времена года и как их отличать, учат с детьми постарше месяцы и дни недели.

Лучше делать это с примерами: январь – это месяц, когда мы празднуем новый год, в июле мы едем к бабушке в деревню, по понедельникам мама заказывает продукты.

Лиза Немзер

У детей постарше уже появляется чувство ответственности за свои действия, поэтому с ними можно составлять списки задач с приоритетами. При этом родителю важно выстраивать диалог с ребенком и быть готовым к тому, что у ребенка может быть другое мнение.

Вместо того, чтобы просто попросить ребенка убраться в комнате, объясните ему, чем это может быть полезно: «К тебе собираются прийти друзья в гости, наверное, вы захотите поиграть в приставку, а потом собирать лего, а потом ещё что-нибудь. Давай уберемся, чтобы это всё было под рукой?» Важно, чтобы ребенок понял причинно-следственную связь.

Позже ребенок сможет самостоятельно строить свой график, рассуждая, какая задача сейчас наиболее важна. Примерно с первого класса — когда у ребенка появятся какие-никакие дедлайны — он начнет понемногу строить планы на долгосрочную перспективу. До школы ему куда интереснее будет играть и бегать, а не планировать дела.

Как выработать привычки

Грамотно вписанные в график рутинные дела – основа успешного расписания. Но дети и режим – практически несовместимые вещи. Чтобы ребенок лучше уяснил важность привычки, пользуйтесь этими способами:

  • При планировании рутинных дел начните с наиболее приятных для ребенка. Например, если вы каждое воскресенье устраиваете семейный ужин, поручите ребенку разработку меню и подготовку столовых приборов. Затем постепенно переходите к менее приятным – например, планированию еженедельной уборки.
  • Следите, чтобы запланированные действия выполнялись по расписанию. Ставьте детям напоминания , пишите о задачах на стикерах и приклеивайте их на холодильник (приложение-планировщик в телефоне для этого тоже подходит). Особенно важно это делать в первые недели выработки привычки.
  • Поощряйте ребенка за одно или несколько выполненных рутинных дел подряд – например, сводите его на долгожданный фильм или выдайте больше денег на карманные расходы.
  • Не забывайте о своем примере. Дети четко следуют родительскому образу жизни. И если вы не будете исполнять рутинные дела, то и дети вряд ли станут это делать.

Как заставить ребенка делать нелюбимые дела

Порой детям очень сложно объяснить, что некоторые дела не приносят удовольствия, но являются чрезвычайно важными. Но есть несколько приемов:

  • Наглядно объясните, почему важно выполнять ту или иную задачу. Например, если ребенок разбрасывает одежду – не спешите сами ее убирать. Когда ребенок будет собираться на прогулку, засеките, сколько времени он ищет в горе одежды любимую футболку и джинсы. А затем расскажите, что он сэкономил бы целых 20 минут и смог уйти гулять пораньше, если бы сразу сложил одежду в шкаф.
  • Пусть ребенок сам решит, когда захочет выполнить нелюбимую задачу – но это должно произойти в рамках конкретного дня. Сначала ребенок будет откладывать задачу до последнего, но со временем он, скорее всего, поймет, что лучше сделать ее в списке первых, чтобы потом спокойно заниматься любимыми делами.

Делите крупную задачу на несколько мелких. Это позволит ребенку понять, что проблема не так-то и сложна. Действительно, когда представляешь гору посуды, которую нужно перемыть, – это одно. А когда думаешь: «Так, осталось помыть всего 2 чашки, пару тарелок и одну сковородку» – то это количество уже не кажется таким пугающим.

И все-таки опоздать в кино или в школу, не сделать домашнюю работу или забыть помыть посуду — иногда даже полезно. Родителю надо позволить ребенку учиться на своих ошибках, потому что естественные последствия – лучшие учителя.

Лиза Немзер

Как научить ребенка планировать время

Иногда ребенок не успевает делать свои задачи, потому что просто неправильно оценивает свое время. Возьмите с ребенком план его стандартного дня и позвольте ему самостоятельно прикинуть, сколько времени займет то или иное дело. Затем ненавязчиво понаблюдайте за ребенком в течение дня или спросите его вечером, насколько его прогнозы оказались верными. Скорее всего, они будут очень далекими от истины, например:

  • Сборы в школу занимают не 30, а 45 минут, потому что ребенок долго подбирает, что ему надеть.
  • Дорога из школы длится не 15, а 30 минут, потому что по дороге ребенок играет с друзьями.
  • Обед идет не 40 минут, а почти час, потому что за едой ребенок играет в телефоне.

Дети действительно иначе воспринимают время?

Да, и дело не только в отсутствии опыта и всяких общечеловеческих когнитивных искажениях (например, нам всем кажется, что время течёт очень медленно, когда скучно). Время — сложная абстрактная концепция. Скачок в развитии способности к абстракции — это подростковый возраст. У ребёнка не хватает лобных долей, чтоб осмыслить концепцию времени.

Лиза Немзер

Все эти действия можно оптимизировать – например, готовить одежду для школы с утра или не доставать гаджет за обедом. Но важно, чтобы ребенок сам понял, на что уходит драгоценное время.

Как подавать ребенку правильный пример

  1. Составьте режим дня для каждого члена семьи и придерживайтесь его. Когда вся семья встает и ложится примерно в одно и то же время, вместе собирается за обедом и ужином, выполняет определенные рутинные действия – например, уборку в своих комнатах по субботам, то и ребенку легче привыкнуть к распорядку.

  2. Обсуждайте, сколько времени у вас занимают домашние дела. Придумывайте способы, чтобы оптимизировать время. Например, один член семьи может мыть посуду, а второй – вытирать ее и ставить в шкаф.

  3. Планируйте даже развлекательные мероприятия. Например, отметьте в календаре, что в воскресенье вы поедете в парк. Запланируйте, во сколько вы выйдете из дома, чем будете заниматься, что сделаете в начале прогулки, а что – в конце. Дети с большим энтузиазмом планируют развлечения, и при этом осваивают полезные навыки тайм-менеджмента.
  4. Активно используйте календари, графики и приложения для тайм-менеджмента. Планируя событие, обязательно отмечайте его в календаре и расставляйте приоритеты. Составляйте расписание дня так, чтобы ребёнку было видно, что есть в плане и что за чем следует. Хорошая практика — чек-листы. Можно составлять их для одного большого дела (домашняя работа / уборка), можно по принципу расписания (просто внести туда все дела). Тогда у ребёнка будет возможность видеть свой прогресс. За весь закрытый чек-лист можно придумать поощрение.

Вместо заключения

Да, привить ребенку основы планирования тяжело. Но дайте ему самому осознать, насколько легче становится выполнять свои задачи, если они четко запланированы, и сколько времени для игр или общения с друзьями у него появляется, если не тратить его впустую. И не забывайте сами подавать пример успешного тайм-менеджмента.


Наступает время, когда ребенок из дошкольного учреждения переходит учиться в школу. День первоклассника становится более насыщенным: доклады, домашняя работа, спортивные секции и много всего другого. Ребёнок подвергается не только физическому, но и психическому напряжению. Это ситуация хороша тем, что ребёнку важно помочь, важно научить правильно распределять ресурсы в течение дня, важно правильно научить планировать свой день.
В этой статье мы поговорим о том, что такое планирование, почему важно планировать свой день и день ребёнка. Как это лучше сделать.

ПОЧЕМУ ВАЖНО УЧИТЬ РЕБЁНКА ПЛАНИРОВАТЬ СВОЙ ДЕНЬ

Что такое планирование?
Планирование — это постановка целей и задач, с оптимальным распределением ресурсов, которые потребуются для их достижения. Важно понимать, что чем сложнее предстоит работа, тем выше человеку будет необходима качественная подготовка к этой работе.
Любая цель, любая задача или процесс будет нуждаться в оптимальном задействовании человеческого потенциала, а так же времени. И чем правильнее эта работа будет с прогнозирована, тем меньше будет потерь, которые могут произойти при выполнении запланированной работы.


Почему важно планировать свой день.
Нужно ли планировать свой день? Конечно да! Планировать свой день важно каждому человеку. Каждый человек хочет больше успеть, он хочет быть более продуктивным и при этом хочет сохранить больше энергичным. Планировать можно не только день, а так же неделю, месяц или год. Важно правильно расставлять приоритеты, цели и планировать их достижение.
Без плана на день, вы как обезьяна с автоматом в тире. Любая цель становится вашей, только патроны очень быстро заканчиваются (А. Герасименко).
Современный человек до предела нагружен повседневными делами в течение дня. Планирования каждого дня нужно для того, чтобы человек мог более эффективно распорядится своим временем, смог бы выполнить много важных дел в течение дня. Планирования дня поможет человеку быть более сконцентрированным и собранным в течении всего времени.

Почему важно учить ребёнка планировать свой день.
Планирование дня важное качество, которое будет необходимо каждому ребенку не только в школе, но и во взрослой жизни. Многие родители стараются развивать в ребенке успешность и целеустремлённость. Другая часть родителей верят, что «дети обязаны быть детьми», поэтому не предают особое значение планированию своего дня. Важно, что чем старше будут становиться дети, тем больше этот навык становится ценным качеством.
День современного ребенка нагружен не меньше, чем у взрослого. Постоянные задания в школе, доклады, проекты, спортивные секции, соревнования, поездки. В интересах каждого родителя сделать чадо более независимым. Поэтому с первого похода в школу, важно правильно научить ребёнка расставлять приоритеты, а по мере взросления, дети должно самостоятельно их расставлять.

Как можно помочь ребенку
Маленькие дети еще не способны сами ориентироваться во времени и планирование дня может составить для них массу проблем. Поэтому на первый план выходят родители, которые активно в этом помогаю: они напоминают, когда завтрак, во сколько собираться в школу или спортивную секцию, когда садится ужинать, сколько времени смотреть мультики и когда ложиться спать.

Важно!!!

1. Поддерживать распорядок дня и не перегибать палку. Дети будут завтракать по графику, ужинать, вставать и ложиться. Так у них будет вырабатываться чувство времени, так лучше формируется переход от одного действия к другому.
2. Старайтесь обсуждать с детьми время, которое им потребуется для выполнения дел. Уборка, уроки, мультики, прогулка.
3. Сделайте насыщенным один из выходных дней. Распланируете день вместе с ребёнком. Старайтесь обсудить, что бы он хотел сделать в этот день. Ребёнок будет понимать сколько у него будет времени и что в этот день можно сделать кучи интересных вещей.
4. А самое главное, будите сами примером для своего ребенка. Планируйте свой день, расскажите малышу, как вы планируете свой день, что хотите успеть сделать. Дети нас не слышат, они нас видят!

Планирование — способность оценить наличие времени, распоряжаться им и укладываться в сроки, ощущение важности времени. Вероятно, вы знаете взрослых, которые превосходно справляются с планированием времени, и тех, для кого это крайне сложно.

Как научить ребенка планировать время: 5 правил и 2 истории

Первым всегда удается вовремя выполнить обязательства; они могут оценить, сколько времени у них займет та или иная работа. Взрослые, не обладающие этим навыком, с трудом придерживаются графика, постоянно опаздывают и совершают ошибки при расчете времени, которое им понадобится на выполнение задачи.

Как развить у ребенка навык планирования времени

Мы знаем, что маленькие дети не способны планировать время. Поэтому мы делаем это за них. Мы напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, по собственному разумению рассчитывая время, которого им должно хватить на выполнение задания. Или напоминаем, когда пора готовиться ко сну, чтобы они успели почитать, после того как наденут пижамы, почистят зубы и умоются.

Постепенно мы передаем ответственность за это самим детям. Когда они начинают определять время по часам (обычно ко второму классу), мы напоминаем, что пора посмотреть на часы. Если есть запланированные мероприятия, например спортивные секции, мы помогаем детям планировать свое время с учетом этих событий.

Иногда, перейдя в среднюю школу, дети сталкиваются с трудностями, потому что требования возрастают, а мы всё меньше времени уделяем контролю и надзору за ними. Количество обязанностей возрастает, как и число отвлекающих факторов. Как можно тратить время на выполнение домашней работы, если хочется играть в видеоигры, общаться в чате с друзьями, просматривать любимые сайты, слушать новую музыку и болтать по телефону? Для некоторых искушения слишком велики. В этом случае мы должны помочь им научиться более эффективно управлять своим временем.

К старшим классам многие дети становятся искуснее в жонглировании возможностями и обязанностями и планируют свое время более эффективно. Если ваши дети еще не освоили этот навык, отношения с ними могут ухудшиться, потому что в этом возрасте они сопротивляются любым указаниям родителей.

Приучение к планированию времени в повседневной жизни

  1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Если дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, принимают пищу по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому.
  2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел, например работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.
  3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. При работе над навыком планирования вы также усиливаете ощущение времени, потому что планирование подразумевает установление временных границ для выполнения задания. Когда вы обсуждаете с ребенком планы на день или время, которое потребовалось на выполнение задания, он понимает взаимоотношения между временем и заданиями. Это может даже приносить радость, если вы планируете развлечения, например день с другом. Попросите ребенка оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой и т.п. Уроки, которые сможет извлечь ваш ребенок, будут особенно полезными для него, если он поймет, что они с другом могут делать что хотят, потому что заранее предусмотрели для этого время.
  4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Некоторые родители вешают на видном месте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Благодаря этому подходу ребенок научится чувствовать время.
  5. Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.

Как научить ребенка планировать время: 5 правил и 2 истории

Выходим из дома вовремя: планирование утренних дел

Семилетний Гаррет — младший из четырех сыновей. Он всегда отчаянно хотел не отставать от старших братьев. Он желал быть независимым, однако часто складывалось впечатление, будто он теряет счет времени и плохо понимает, что такое срочность.

Особенно сложно ему давалось быть готовым в срок к выходу из дома. Ситуация ухудшалась, если Гаррет должен был пойти туда, куда не хотел (например, на прием к врачу). Однако он всегда медленно собирался, даже отправляясь в любимые места (например, в аквапарк). Чтобы поторопить его, родителям или кому-то из братьев приходилось постоянно напоминать и ворчать на него. И хотя этот подход в итоге срабатывал, он был источником неудовольствия остальных членов семьи.

Гаррет не испытывал трудностей в школе, у него не было особых проблем в учебе, но он часто сдавал работы последним. Учитель заметил, что мальчик может работать эффективнее, если ему надо закончить задание, чтобы заняться приятным делом, например пойти на перемену.

Родители Гаррета решили, что сын уже достаточно взрослый, чтобы учиться базовым навыкам планирования времени. Раз Гаррета надо научить заканчивать работу в срок, он сначала должен понять, чего от него ожидают. Родители решили сосредоточиться на задачах, которые ему нужно решить, чтобы выйти из дома: от полного утреннего «ритуала» (проснуться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д.) до совсем простых дел, например обувания. Поскольку как раз утром возникает больше всего проблем, родители решили начать именно с этих «ритуалов».

Воспользовавшись желанием Гаррета быть «большим мальчиком» и стать независимым, они обсудили с ним план утренних процедур. Они говорили, что, если он вовремя будет выполнять все действия, они перестанут ворчать на него. Но Гаррет не проявлял особого интереса, пока родители не сказали ему, что за выполнение плана он сможет получить приз.

Ему понравилось составлять расписание из слов и картинок. Родители разрешили ему почти полностью определить порядок выполнения заданий. Они сделали ленту на липучке, чтобы можно было менять порядок картинок и убирать их. По задумке после выполнения каждого задания Гаррет должен был снимать картинку и прятать ее в карман с надписью «сделано», прикрепленный под расписанием.

Вместо того чтобы установить для него время, когда он должен начинать, они договорились, что утром в течение двух дней будут фиксировать время, необходимое сыну для выполнения того или иного действия, и определят, сколько времени нужно на сборы.

Они сделали коробочку для приза, куда положили недорогую игрушку и сладость, и поместили фото коробки в конце расписания.

Чтобы увеличить шансы на успех, родители договорились, что в течение пары недель они дважды в день будут проверять выполнение плана.

Согласовав подход с учителем, родители настояли, что, если из-за медленного выполнения плана Гаррет опоздает в школу, он компенсирует это время за счет перемены или оставшись после уроков.

Применяя эту систему, Гаррет стал действовать более эффективно и независимо по утрам. Для других случаев, когда надо «подготовиться», родители используют мини-версию плана, включающую одну-две картинки, таймер и поощрение.

Как научить ребенка планировать время: 5 правил и 2 истории

Учимся оценивать время выполнения задания

Родители Натана всегда ценили выдержанность сына-восьмиклассника. Он особенно выделяется на фоне сестры, паникующей всякий раз накануне экзамена. Но с тех пор как мальчик перешел в среднюю школу, родителей все больше стала беспокоить его привычка откладывать домашнее задание почти до отхода ко сну. Он делал все небрежно или не делал вообще. Ситуация усугублялась, когда Натан должен был сделать долгосрочный проект, потому что зачастую он откладывал его до дня сдачи.

Со временем мама поняла, в чем проблема: Натан не может оценить, сколько времени займет выполнение задания. Работа, которая, по оценке Натана, продлится полчаса, на самом деле требует двух часов; проект, на который он планирует потратить пару часов, занимает пять или шесть.

Родители несколько раз пытались помочь мальчику понять, что он неверно оценивает время на подготовку. Но даже если он знает, что предыдущую работу написал за два часа, в этот раз он уверен, что все равно уложится максимум в час, потому что понимает, о чем хочет написать, и уже придумал примерный план.

После очередного спора, в котором родители привели уйму аргументов, подтверждающих, что сын не может оценивать время, а Натан прямо им заявил: «Не лезьте в мои дела!» — родители решили, что нужно искать другой путь решения проблемы.

В субботу вечером они сходили вместе в кафе и предложили, чтобы каждый день по возвращении из школы Натан составлял список домашних заданий, которые ему надо сделать, и оценивал, сколько времени понадобится. Затем он должен определить, когда приступить к выполнению заданий, основываясь на своей оценке времени, но с условием, что он должен закончить работу до 9 вечера. Если он отстанет от графика более чем на 20 минут, на следующий день он должен сесть за уроки в 16:30. Если же его оценки окажутся верными, на следующий день он снова сам определит время начала выполнения домашней работы. Они также договорились, что Натан будет выделять время для подготовки к контрольным и делать небольшую часть долгосрочного проекта два-три раза в неделю, если выполнение домашних заданий займет не более двух часов.

Натан согласился, будучи уверенным, что так он сможет доказать родителям их неправоту. Вернувшись домой, он даже потратил час за компьютером, составив таблицу для учета времени и заданий. Он сказал маме, что будет пересылать ей таблицу по электронной почте каждый день, как только заполнит. Они договорились, что мама будет изучать план, а затем проверит выполнение всех заданий ко времени, указанному сыном.

Первые пару недель маме приходилось напоминать Натану о том, что он должен составить план и прислать ей по почте. Натан быстро понял, что он не так хорошо может оценивать время, как ему казалось. Но поскольку ему не нравилось садиться за домашнюю работу сразу по возвращении из школы, он постепенно улучшил свою способность оценивать, сколько времени она займет. Пару раз, когда он показывал родителям выполненные задания, они замечали, что работа сделана небрежно, возможно из-за попытки уложиться в срок. Они обсудили введение наказаний и предупредили, что наказания будут применяться, если небрежность войдет в привычку.

Две девочки-школьницы улыбаются, стоя у классной доски
Распорядок дня школьника: рекомендации по организации режима дня: Pexels

С началом учебного года умственная и физическая нагрузка на школьников значительно возрастает. В этот период успеваемость, когнитивные навыки, здоровье и даже настроение учащихся во многом зависят от режима дня. Как организовать распорядок дня для школьника и как избежать перегрузок, рассказал Сергей Грибакин и эксперты ВОЗ.

Распорядок дня ученика младших классов

Начало учебного процесса становится серьезным стрессом для младших школьников. Наиболее серьезно это отражается на первоклашках, которые оказываются в новой среде и сталкиваются с новыми обязанностями.

В этот период особенно актуальным становится грамотно построенный распорядок дня. Он помогает детям быстрее адаптироваться и втянуться в учебный процесс, отслеживать общую занятость ребенка и заботиться о его здоровье.

Как составить режим дня для первоклассника? При составлении расписания учитывайте не только отведенное на учебу время, но и часы, потраченные на секции, кружки, прогулки, отдых, сон. Не стоит забывать и о свободном времени, которое школьник может использовать по своему усмотрению.

Рыжая девочка рисует в тетради, сидя за столом

Распорядок дня ученика младших классов: Pexels

План на день должен быть гибким, но важно правильно расставить приоритеты и не дать ребенку переутомиться. Учитывайте:

  • Время на сон. По мнению профессора Сергея Грибакина, от качества сна школьника напрямую зависит его здоровое развитие. Во сне вырабатываются необходимые для роста гормоны, организм физически и эмоционально отдыхает.
  • Питание. Ребенок не должен чувствовать голода. Для младшего школьника необходимо предусмотреть 4–5 приемов пищи. Перерывы между ними не должны превышать 3,5–4 часа.
  • Учеба. Учитывайте школьные уроки, время на домашние задания, кружки, чтение и дополнительные занятия. Предусмотрите в режиме время на дорогу в школу и обратно.
  • Общение с друзьями и семьей. Это важная часть жизни ребенка. Не жертвуйте ею в пользу учебы и лишнего часа дополнительных занятий.
  • Физическая активность. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дети в возрасте 5–17 лет должны хотя бы три раза в неделю получать аэробные физические нагрузки высокой эффективности. В основном это происходит на уроках физкультуры. Однако прогулки на свежем воздухе, активные игры и любая двигательная деятельность не теряют актуальности для младших школьников. На них следует отвести около 2–3 часов.
  • Свободное время. Предусмотрите в расписании школьника время, которое ничем не занято. Оно необходимо ребенку для творчества, спонтанных игр, реализации собственных идей.

Напишите все ежедневные дела школьника, начиная с подъема и заканчивая отходом ко сну. Определите сколько времени малыш тратит на каждое из них. Составьте расписание на день, неделю, месяц. Распорядок дня младшего школьника может выглядеть таким образом:

7:00 — подъем, утренняя гигиена, зарядка.

7:20 — завтрак.

7:50 — дорога в школу.

8:30 ― 13:00 — время в школе.

13:30 — дорога из школы.

14:00 — обед.

14:30 ― 15:00 — послеобеденный сон.

15:00 ― 16:30 — встречи с друзьями, прогулки.

16:30 ― 17:30 — подготовка к школе.

17:30 — свободное время, прогулка.

19:00 — ужин.

19:30 — время семьи.

20:30 — подготовка ко сну.

21:00 — сон.

Помните, что выполнить все запланированное невозможно. Сделайте график гибким, оставляйте время в резерве. По необходимости вносите в расписание изменения.

Школьники сидя за партами в ожидании урока

Сделайте график гибким: Pexels

Режим дня для учеников средних и старших классов

Чем старше школьник, тем больше собственных увлечений у него появляется и тем больше ответственности за соблюдение режима ложится на его плечи. В особенности это касается старшеклассников.

Расскажите им о приемах тайм-менеджмента, которые помогут управлять временем и больше успевать. Постарайтесь не навязывать свои требования соблюдения режима. Обсудите расписание и объясните, почему его необходимо соблюдать. Обязательно подготовьте «штрафные санкции» на случай серьезного нарушения режима сна.

Как составить распорядок дня школьника? При организации режима дня ученика старшей и средней школы учитывайте его физиологические особенности и существующие нагрузки. Чередуйте периоды труда и отдыха. Обеспечьте ребенку достаточные физические нагрузки, качественное питание и сон. Сделайте график гибким и постарайтесь оставить время для различных форс-мажоров.

Учеба и отдых

К выполнению домашнего задания школьникам рекомендуется приступать после 4 часов дня. В это время мозг ребенка начинает устанавливать новые связи и лучше усваивает информацию. На домашнее задание ученикам 4–5 класса отводите 2 часа, а учащимся 6–8 классов ― 2,5 часа. Старшеклассникам на выполнение домашнего задания и подготовку к школе потребуется порядка 3,5 часа.

Длительность прогулок, подвижных игр и физических нагрузок должна составлять не менее 2,5 часов в день. Несмотря на это, только 26% казахских школьников, как утверждает Риза Боранбаева и ее коллеги, делают зарядку регулярно. Не упускайте этот момент из виду и внесите в утреннее расписание упражнения.

Предусмотрите 1–2 часа свободного времени, когда школьник может заниматься своими делами или, к примеру, просто бездельничать.

Мальчик учит уроки рядом с сидящей на диване девочкой

Режим дня для учеников средних и старших классов: Pexels

Сон

Недостаток сна приводит к ухудшению памяти и внимательности, проблемам с учебой, плохому настроению. Недосыпание может спровоцировать различные проблемы со здоровьем, включая появление лишнего веса.

Норма сна для детей 1–7 классов ― 10–10,5 часов. Длительность сна учеников в 6–9 классе ― порядка 9,5 часа. Старшеклассники должны спать 8–9 часов. Чтобы соблюсти эти нормы и обеспечить хорошее качество сна, необходимо ложиться в одно и то же время. За 2 часа до отбоя важно снизить эмоциональные нагрузки.

Питание

Неправильный режим питания плохо сказывается на состоянии школьника. Он быстро устает, становится невнимательным и раздражительным, теряет интерес к учебе. Для восполнения энергии и сил ученику средней и старшей школы требуется 4–5 приемов пищи в день. Промежутки между ними не должны превышать 4 часа.

Школьники едят пиццу, глядя в телефон

Неправильный режим питания плохо сказывается на состоянии школьника: Pexels

Примерное расписание для учащихся средней и старшей школы:

07:00 — пробуждение.

07:00 ― 07:30 — зарядка и умывание.

07:30 — завтрак.

07:50 — дорога в школу.

08:30 ― 14:30 — школьные занятия, дорога домой.

14:30 — обед.

15:30 ― 17:00 — прогулки, игры на свежем воздухе, встречи с друзьями.

17:00 — полдник.

17:15 — подготовка домашнего задания.

20:00 — ужин.

20:30 ― 22:00 — помощь родителям в работе по дому, творчество.

22:00 — вечерний туалет и подготовка ко сну.

22:30 — сон.

Стремясь вырастить из ребенка гения, некоторые родители составляют для него слишком плотный график. Этого делать нельзя. Времени на отдых у ребенка не остается. В результате он теряет интерес к учебе и любимым занятиям.

Распорядок дня помогает грамотно распределить время школьника, избежать проблем с обучением и уменьшить стресс, вызванный растущими учебными нагрузками. При его составлении важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его интересы. Не делайте график излишне насыщенным нагрузками. Помните, он должен помогать школьнику в учебе, а не угнетать его.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1787215-rezim-dna-skolnika-rekomendacii/

Добавить комментарий