План проведения наблюдения:
1.Определение
цели и задачи исследования. ( для чего?
с какой целью?)
2.Определения
времени и длительности проведения
наблюдения.
3.Выделение
критериев наблюдаемого явления.( что
мы хотим наблюдать?)
4.Проведение
наблюдения, ведение дневника наблюдения.
5.Анализ
полученных результатов.
6.Выводы
и практические рекомендации. ( Каков
результат?)
Виды наблюдения:
-Открытое
(испытуемый
знает о том, что исследователь проводит
наблюдение)
-Скрытое
(испытуемый
не знает, что исследователь проводит
наблюдение, наблюдение проводиться
при помощи скрытой камеры и других
приборов).
-Включенное
(исследователь
участвует в процессе проведения метода
наблюдения)
-Стороннее
(Невключенное) (наблюдение
со стороны, исследователь не участвует
в процессе наблюдения).
-Самонаблюдение
(Внутреннее) исследователь
изучает явления в том виде, в котором
они представлены в его сознании.
-Свободное
(случайное) (единицы
наблюдения заранее не определяются,
а фиксируются интересные, по мнению
исследователя, факты) оно может менять
предмет и объект наблюдения и не имеет
заранее установленной программы.
-Стандартизированное
(сплошное) (ведется
по определенной программе в течении
определенного времени; наблюдение
ведется полностью охватывая все стороны
личности в течение длительного времени,
и как правило поводиться в отношении
одного или нескольких человек).
Достоинства метода наблюдения
-
Богатство
собираемой информации, сохранение
естественных условий. -
Допустимо
использование технических средств
(видеозапись). -
Подтверждение
информации на собственном опыте -
Позволяет
изучать психологические процессы
Недостатки метода наблюдения
-
Субъективность
(результат зависит от опыта, квалификации,
научных взглядов, работоспособности) -
Невозможность
контролировать ситуацию, вмешиваться
в ход событий (исследователь не имеет
права вмешиваться в происходящие
события) -
Невозможность
повторного проведения в аналогичных
условиях -
Наблюдение
требует значительных затрат времени
(длительность проведения).
Метод эксперимента
Эксперимент
– это
активное вмешательство исследователя
в деятельность испытуемого с целью
создания условий, в которых проявляется
психологическое явление.
В
эксперименте экспериментатор,
также осуществляет наблюдение за
психическими явлениями, процессами у
испытуемого. Но
если при наблюдении исследователь
пассивно ждет проявления интересующих
его психических процессов, то в
эксперименте он, не дожидаясь пока
наступят интересующие его процессы,
сам
создает необходимые условия, чтобы
вызвать эти процессы у испытуемого.
Проводя
исследования при одинаковых условиях
с разными испытуемыми, экспериментатор
может установить возрастные и
индивидуальные особенности протекания
психических процессов у каждого из
них. Например,
меняя условия заучивания того или
иного учебного материала, можно
установить, при каких условиях запоминание
будет наиболее быстрым, прочным и
точным.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
План статистического наблюдения содержит два раздела, первый включает программно-методологические вопросы, а второй организационные вопросы.
Программно-методологическая часть плана включает:
- Определение объекта наблюдения.
- Определение единицы объекта наблюдения.
- Составление программы статического наблюдения.
- Составление программы разработки материалов наблюдения
- Проектирование формуляра наблюдения.
- Определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента.
- Составление инструкции.
При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.
Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студенты, население и т.п.
Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.
Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:
а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;
б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ;
в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;
г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;
д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.
Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т.е. вариантами ответов. Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразумевает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.
При планировании обследования, как правило, составляют и программу разработки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.
Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюдения. Формуляр наблюдения разрабатывается специально для записи ответов на вопросы программы и представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.
Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения.
Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части.
В титульной части содержится наименование статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики.
В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.
Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно составляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто – брошюры) или, изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.
При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.
Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.
Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, устанавливается критический момент статистического наблюдения.
Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения. Например: 01.02.2019 г. 12 час. 30 мин.
В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане.
Организационный план предполагает решение следующих вопросов:
- объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);
- цели и задачи наблюдения;
- орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;
- место и сроки наблюдения;
- подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т.д.;
- порядок проведения наблюдения;
- порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;
- финансирование и материально-техническое обеспечение работ.
Статистика курс лекций
Контрольное задание
Разработайте проект плана статистического наблюдения, ориентируясь на программно-методологические и организационные вопросы, которые представлены выше в тексте лекции.
«Составление разнообразных планов наблюдения занятий»
-
Проанализировать опыт планов наблюдений педагогического процесса.
-
Ответить на вопрос «что можно наблюдать?»
-
Составить план наблюдений.
Адрес опыта |
Цель наблюдения |
Объект наблюдения |
Примечания |
Титкова Алина Владимировна (Студентка) |
Выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения. |
Деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности |
|
Васильева Александра Валерьевна Россия, Черняховск) |
Выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения. |
Деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности. |
|
Климанова Татьяна Андреевна Россия, Калининградская обл., Черняховск |
Выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения. |
Деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности. |
|
-
Что можно наблюдать?
Наблюдать можно дисциплинированность – добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.)
Наблюдать можно самостоятельность – выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.). А также, умение организовать свою деятельность.
Наблюдать можно организованность – соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.). Планирование своих действий и разумное их чередование.
-
План наблюдения.
Цель: Определить причину низкой успеваемости ученика по данному предмету.
План (программа):
-
Посмотреть, не обусловлена ли низкая успеваемость ученика по предмету отношением ученика к учителю и учителя к ученику.
-
Изучение условий семейного воспитание (отношение к ребенку, выполнение домашнего задания)
-
Проведения анкетирования по проведению домашнего задания (время)
-
Изучить требования учителя к ученику.
-
Определить, как изучение других предметов может влиять на успеваемость по данному предмету.
-
Выяснить, как в ходе урока учитываются индивидуальные особенности ученика.
-
Рекомендации.
Необходима предварительная беседа с учеником по изучению его интересов и склонностей, а также после посещения урока по содержанию полученных аналитических материалов.
7. Практическая работа №
2. «План статистического наблюдения»
В данной работе мы
рассмотрим с Вами типовое решение задач по данной теме.
Статистическое наблюдение
следует проводить по строго определенному плану, включающему как программные,
так и организационные вопросы. В плане статистического наблюдения основной
вопрос – это программа наблюдения. При её составлении исходят из цели и задач
исследования.
Программа статистического
наблюдения включает:
·
определение объекта наблюдения и единиц
совокупности;
·
разработку программы описания единиц
совокупности,
·
установление перечня признаков, по которым
дается характеристика явления, или, иначе, перечня вопросов, по которым
собираются сведения;
·
формулировку вопросов программы и ряда возможных
ответов;
·
последовательность постановки вопросов в
программе.
Исходя из целей и задачи
статистического исследования необходимо проверить и закрепить знания по этим
вопросам путем проектирования программы наблюдения.
Исходная задача.
Поставлена задача, исследовать успеваемость студентов
первого курса СПБТОТФиП и факторы, на неё влияющие по результатам зимней
экзаменационной сессии.
Требуется определить
объект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.
Итак, определим объект
статистического наблюдения. Первое что приходит в голову, это студенты
первого курса СПБТОТФиП. Но это не совсем так. Необходимо уточнение. Во-первых,
подлежат обследованию не все студенты, а только принимающие участие в зимней
экзаменационной сессии. Например, студенты заочники условно подразделяются на
две категории:
1)
«городские», проживающие в городах или
пригородах
2)
«иногородние», живущие в других городах и
населенных пунтах.
Из этого контингента
некоторая часть студентов могла не принять участие в зимней экзаменационной
сессии из-за болезни, в связи с командировками и по другим уважительным
причинам. Эти студенты не подлежат обследованию. Значит, обследованию подлежат
только те студенты, которые приняли участие в зимней экзаменационной сессии.
Во-вторых, так как
поставлена задача не только дать оценку успеваемости по результатам зимней
экзаменационной сессии, но и характеризовать факторы успеваемости, то
необходимо объект обследования отделить от той части студентов, которые были
приняты в результате перевода из других учебных заведений или были приняты в техникум
не в данном учебном году (имели академические отпуска, оставлены на повторное
обучение), но приняли участие в зимней сессии. Эта часть студентов также
обследованию не подлежит. Следовательно, объект исследования – совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП приема текущего года, участвовавших в зимней
экзаменационной сессии.
Далее определим единицу
совокупности. Мы установили, что объект исследования – это совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП. Значит, единицей этой совокупности является
отдельный студент.
Далее переходим к разработке
программы статистического наблюдения, к перечню признаков, которыми
необходимо характеризовать каждого студента. Правильно составленная программа
статистического наблюдения обеспечивает успех исследования. В неё включают
наиболее существенные признаки, отвечающие поставленной цели. Важно установить
не только признаки, но четко, ясно дать ей формулировки, подсказать ожидаемые
ответы. Вопросы программы записывают в статистический формуляр (бланк, анкету,
форму отчетности и т.д.).
Центральный признак в
нашем примере – результаты сессии. Чтобы получить сведения о них, каждому
студенту зададим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому предмету
на зимней сессии? Ответ на поставленный вопрос получим в словесной форме: Отлично.
Хорошо. Удовлетворительно или в форме подчеркивания соответствующего подсказа.
Далее выявим
признаки-факторы успеваемости. Прежде всего установим признаки, характеризующие
студента первого курса до его поступления в вуз: тип учебного заведения,
которое закончил (средняя школа, техникум и т.д.), окончена ли школа с золотой
медалью, техникум – с отличием (да, нет), средний балл аттестата, длительность
перерыва в учебе после окончания учебного заведения (сколько лет не учился),
стаж практической работы до поступления в СПБТОТФиП (число
лет, если менее одного года, то месяцев), работает ли студент по специальности
или нет. Перечисленные признаки дают характеристику теоретической подготовки и
возможностей учебы в техникуме. Важными признаками – факторами успеваемости
являются признаки, характеризующие учебу студентов в 1 семестре. В условиях
заочного обучения нас интересует явка студентов на установочную сессию и
посещаемость очных занятий городскими студентами, а также своевременность
выполнения практических письменных заданий (курсовых, контрольных и аудиторных
работ). При ответе на вопрос о своевременности выполнения практических
письменных работ по каждому предмету следует указать: выполнено в срок,
выполнено с опозданием на одну неделю, на две недели, свыше двух недель. При
социологических обследованиях нужно включать общие и демографические признаки:
фамилию, инициалы студента (в контрольных целях), пол (мужской, женский), возраст
(число исполнившихся лет), состояние в браке (состоит в браке, не состоит),
национальность, наличие детей (нет, есть, если есть, то сколько).
Есть много других
факторов, которые влияют на успеваемость студентов. Но нельзя без предела
расширять программу наблюдения. Есть факторы, которые трудно статистически
измерить (например, способность студента к усвоению учебного материала,
работоспособность, бюджет его времени). Следует помнить, что в программе
статистического наблюдения нужно ставить только такие вопросы, которые не
допускают различного толкования и на которые можно получить достоверные ответы.
Заключительной частью
работы по составлению программы наблюдения является определение порядка
расположения вопросов в статистическом
формуляре и разработка его формы.
Обязательным элементом
статистического формуляра является наличие титульной и адресной части. В
титульной части указываются наименование статистического наблюдения, дата и
орган, утвердивший форму, дата получения сведений, а в адресной – наименование
или фамилия, имя, отчество обследуемой единицы совокупности и её адрес.
В нашем примере в адресной
части следует указать наименование техникума. За образец при разработке
формуляра рекомендуем взять переписной лист переписи населения.
Порядок расположения вопросов
в формуляре должен быть таким, чтобы ответы на предыдущие вопросы логично
контролировали правильность ответов на последующие вопросы. Поэтому лучше
начать с общих и демографических данных: фамилия, имя, отчество. Пол, возраст,
семейное состояние, наличие детей, национальность. Такая последовательность
вопроса позволяет контролировать ответы на них. Далее следует перейти к
вопросам, характеризующим студента первого курса до поступления в техникум,
вопросу о типе учебного заведения, которое закончил, о времени его окончания
(год окончания), о стаже практической работы (число лет, месяцев), о работе по
специальности или нет. Вопросы о времени окончания учебного заведения, о стаже
работы (если работа и учеба не были совмещены) проверяются по данным о
возрасте. Затем необходимо поставить вопросы о результатах приемных испытаний
(число баллов по аттестату, диплому, число баллов на вступительных экзаменах),
учеба в 1 семестре, результатах зимней экзаменационной сессии.
После установления порядка,
тщательно сформулированные вопросы располагают так, чтобы было достаточно места
для ответа, а также и для
возможных исправлений. Рекомендуется на формуляре оставлять место для шифровки.
При применении метода наблюдения в границах конкретного исследования, необходима методика наблюдения. Она разрабатывается в соответствии со структурой исследования, имеющей специфические особенности, касающиеся наблюдения.
Проблемы, решаемые при помощи наблюдения
В начале исследования следует сформулировать тот вопрос, ответ на который хотел бы получить исследователь. При помощи методики наблюдения решается проблема ознакомления с новой областью, о которой нужно составить представление, выделить объекты, зафиксировать феномены устойчивого типа для более подробного анализа.
Вопросы, которые должен задать себе исследователь: что нового для психологии открывает область исследования? Что можно изучить, опираясь на материалы наблюдения, и какие гипотезы выдвинуть?
Еще один круг проблем, решаемый при помощи метода наблюдения, исследования специфического характера, которые не решаются при помощи других методов. Например, какие стратегии ведения спора выбирают женщины и мужчины? В чем они схожи и чем различаются? На эти вопросы исследователь ответит, прибегнув к методу наблюдения. Затраты усилий, количество искажений будут наименьшими при выборе данного метода в отличие от опроса или эксперимента.
Постановка целей и задач наблюдения
Цели и задачи наблюдения также нужно ставить, исходя из решаемой проблемы. Будет это поиск материала для дальнейших исследований или разработка конкретного вопроса. Любое научное наблюдение подразумевает постановку цели и разработку программы. Постановка цели – основной признак, который отличает научное наблюдение от обычного. Цели могут быть разными, от обобщенных до узких, специфических. С точки зрения сформулированной цели наблюдение можно разделить на поисковое и исследовательское. Если имеющихся данных об объекте мало и предполагается эти данные получить, то цель наблюдения будет общей: наблюдать в целом. Для исследователя важна вся информация, собранная об объекте. Наблюдения исследовательского типа основываются на предварительных знаниях об объекте. В процессе исследования ставится частная задача и проверяется конкретная гипотеза. То есть следует формулировать цель более узко.
От постановки цели зависит выбор единиц наблюдения. Также в соответствии с целями выстраивается программа наблюдения – подробное описание того, что будет наблюдаться, в каких условиях, как будет организовано наблюдение в рамках каждой сессии и как будут регистрироваться данные. Программа наблюдения должна ответить на следующие вопросы: что наблюдать, когда, у кого и каким образом? Ответы на эти вопросы и являются задачами наблюдения, которые четко должны быть поставлены в программе. Если хоть одна задача не будет решена в ходе наблюдения, значит цель не достигнута.
- Что наблюдать? – выбор единиц наблюдения и способов их фиксации.
- Когда наблюдать? – выбор ситуации наблюдения и ее временного промежутка.
- У кого наблюдать? – выбор способов формирования выборки испытуемых.
Выборка испытуемых является общей для всех научных методов. Более подробно рассмотрим вопрос о единицах и ситуациях наблюдения.
Выбор единиц наблюдения
Основным этапом разработки программы наблюдения является выбор ключевых показателей, который позволяет разбить возможные проявления наблюдаемого момента на части и выбрать те из них, которые должны быть зарегистрированы. От того, на каких теоретических позициях стоят исследователи и какие цели преследуют, зависит выбор единиц наблюдения. Количество проявлений поведения огромно, они варьируются от легко наблюдаемых до сложно поддающихся наблюдению. Легко наблюдать за жестами, мимикой, высказываниями. Сложно наблюдаемыми проявлениями являются краткосрочные мимические проявления, саккады, определенные движения глаз.
Если объектом психологического наблюдения становится группа, то набор поведенческих проявлений в разы увеличивается. Такое количество результатов наблюдения зафиксировать трудно. Для этого и нужен четко поставленный исследовательский вопрос и сформулированная цель, чтобы определить проявления, подлежащие наблюдению. Например, цель наблюдения – изучение особенностей взаимодействия молодого рабочего с членами бригады. Исследователю не нужно наблюдать за тем, как ведет себя молодой рабочий в семье, с друзьями, не работающими с ним вместе, даже как он проявляет себя во взаимодействии с начальством. При наличии конкретной цели это становится ненужным, намного упрощается работа исследователя.
Выбор единиц наблюдения – один из важных этапов планирования, где определяются как явление, так и поведенческие проявления, связанные с ним. Задаются рамки наблюдения, происходит определение языка описаний и способы фиксирования результатов.
Выбор единиц наблюдения – это формулирование операциональных определений изучаемого явления, теоретических конструктов в терминах наблюдаемых явлений и операционного набора при помощи которого эти явления могут быть измерены.
Идея операциональных определений пришла в психологию из физики, ее применение делало действия по изучению явлений более согласованными. В психологии операциональные определения тоже очень важны, поскольку выбор измерительных инструментов для внутренних переменных сложен. Одному и тому же явлению в различных исследованиях могут быть даны разные операциональные определения, причем, в зависимости от конкретной операционализации изучаемого психологического феномена, полученные результаты могут оказаться разными. Например, умственное развитие операционально может быть определено как количество правильно решенных заданий в тесте Амтхауэра или как число верных ответов в любом другом тесте. Кроме того, можно спросить человека о том, высокое ли у него умственное развитие. Психологическая характеристика во всех случаях будет одинаковой – умственное развитие. Операционализации будут разными, соответственно результаты тоже будут различаться.
Операционализации могут быть качественными и количественными. Качественный показатель дает ответ на вопрос, есть ли исследуемая характеристика в психике и картине поведения человека. Например, рассержен человек или нет, чувствителен к холоду или нет и т.д. Количественный показатель дает ответ на вопрос, в какой степени выражена исследуемая характеристика у человека. Например, насколько хорошо человек ориентируется в незнакомой местности.
Таблица 1. Примеры качественной и количественной операционализации заботы об окружении.
Качественная операционализация |
Количественная операционализация |
Анализируя ответы на вопросы, можно прийти к выводу, заботится ли человек о том, как будут чувствовать себя люди в результате его действий или это его не волнует. |
Частота происходящих событий, говорит о том, насколько человек заботится об окружающих. |
Существует несколько подходов к выбору единиц наблюдения. В простых случаях выбираются 1-2 единицы, которые лучше всего отражают исследуемую реальность. Например, изучая плохое настроение младенца, можно фиксировать только его плач. Такой подход упростит работу наблюдателя, но другие моменты, имеющие отношение к этому явлению будут упущены. Обычно внутренняя переменная к одному-двум признакам не сводится, чаще всего наблюдению подлежат несколько признаков. При этом в одних признаках интересующее явление будет отражено полно, в других – частично.
Категории наблюдения
Т.В.Корнилова акцентирует внимание на двух способах выделения ключевых показателей: при помощи единиц и категорий наблюдения.
Единицы наблюдения – это проявления поведения, описанные обычным языком ( человек занервничал, повернулся в сторону шума, улыбнулся).
Категории – теоретически нагруженные единицы (человек демонстрирует синдром эмоционального выгорания).
Категории содержат в себе как описание поведения, так и его теоретическую интерпретацию. Строго разработанная теория может быть воплощена в системе категорий наблюдения. Примером может служить методика Р.Бейлза, она описывает 12 категорий поведения, которые могут обнаруживаться при групповом решении задач. Наблюдатель должен относить к одной из этих категорий каждое высказывание участников группы, принимая во внимание не только содержательную сторону, но и эмоциональную составляющую, а также на какой стадии решения задачи находится группа. Категории дополняют друг друга и полностью дают описание всего процесса решения задачи группой.
После того, как выбраны ключевые показатели происходит распределение ситуаций наблюдения. Ситуации должны быть выбраны так, чтобы они имели репрезентативность по отношению к изучаемому явлению. Должно быть обеспечено максимальное проявление характеристики и возможность наблюдения. При этом частота проявления характеристики в ситуации должна соответствовать частоте проявления в реальной жизни.
Выбор ситуации зависит от сформулированной цели. Если это изучение особенностей поведения в специфических условиях, то ситуации должны включать в себя эти специфические условия. Например, если изучается состояние волнения, то ситуации должны включать в себя наличие этого состояния: выступление перед аудиторией, чтение доклада, защита диссертации, сдача экзамена. А вот ситуация домашнего обеда сюда явно не подойдет, поскольку рассматриваемый признак не будет проявляться. Такой подход называется выборкой событий.
Если изучается общее поведение человека, то выбираются разнообразные ситуации, в которых проявляются разные стороны поведения. Такой подход называется выборкой ситуаций.
В наблюдении важна не только ситуативная специфика , но и количество ситуаций. Оно должно быть объемным, так как это гарантирует получение полных, не искаженных сведений
Важно правильно распределить ситуации наблюдения по времени и определить частоту сессий наблюдения. Более надежными считаются данные, полученные при длительных наблюдениях с большим количеством ситуаций. Сессий наблюдения должно быть несколько через определенные временные промежутки. Достаточность сессий наблюдения и ситуаций определяется целями и задачами исследования. Например, при доказательстве того, что улыбка возникает чаще в социальных ситуациях, нежели в ситуациях достижения цели, Р. Краут и Р. Джонстон изучали видеозапись игры в боулинг в течение нескольких часов. Существование выученной беспомощности М.Зелигман доказал при помощи наблюдения за шестью собаками. А способность животных решать интеллектуальные задачи доказывалась при помощи круглосуточной видеозаписи на протяжении долгого времени.
Следующим вопросом является, как в течение сессии будет происходить регистрация результатов. При наблюдении непрерывного вида фиксирование происходит безостановочно в ходе всей сессии наблюдения. Исследуя динамику работоспособности сотрудников, наблюдение ведется весь рабочий день, и выбранные единицы наблюдения постоянно фиксируются. Такой подход имеет свои преимущества, которые заключаются во всеобъемлющем охвате изучаемого явления. Данный подход предъявляет очень высокие требования к наблюдателю.
Можно использовать сокращенное непрерывное наблюдение. Суть его в том, что фиксация происходит непрерывно в определенное время. Наблюдение за сотрудником производится не весь день, а по одному часу утром, днем и вечером. При таком подходе важно выбрать время, когда наблюдаемое явление проявляется наиболее ярко. Исследуя работоспособность, необходимо наблюдение в разные части рабочего дня, иначе результаты не будут объективными.
Временной сэмплинг – выбор временных моментов для фиксирования показателей.
Можно использовать выборку временных интервалов, выборку временных точек, случайную выборку временных точек.
Выборка временных интервалов – вся сессия разбита на непродолжительные интервалы времени.
Длина интервала зависит от особенностей наблюдаемых явлений и подробности протокола. В течение интервала данные фиксируются по принципу «было – не было». Если ключевая характеристика проявилась во время интервала, отметка об этом заносится в протокол. Отметка будет только одна, независимо от того сколько раз в интервале повторялось это явление.
Так было организовано наблюдение, изучающее имитацию детьми элементов агрессии. 20 минут – время сессии наблюдения, оно разделено на 5-секундные интервалы, их оказалось 240. В каждом интервале отмечалось присутствие или отсутствие единиц наблюдения. Таким образом, выводилась частота проявления конкретного вида поведения.
Выборка временных точек (срезов) дает моментальные срезы поведения во время непосредственной фиксации. Сессия при этом также делится на интервалы, регистрация осуществляется в конце интервала и фиксируется только момент временной точки. Если единицы наблюдения проявляются в интервале, но не наблюдаются в момент временной точки, они не фиксируются. Например сессия разграничена на 5-минутные интервалы, фиксируется то поведение, которое наблюдается в конце пятой минуты. Продолжительность временных интервалов должна быть подобрана так, чтобы выборка срезов была репрезентативной. Этот метод чувствителен к длительности интервалов, и качество данных зависит от верности выбора времени для осуществления срезов.
В целях избежания ошибок, связанных с цикличностью записи данных, используют модифицированную версию этого метода – случайную выборку временных точек. Общая идея прежняя: фиксация данных в конце каждого интервала. Однако длительность интервалов разная, устанавливается не произвольно, а на основании таблиц случайных чисел. Каждое число указывает на то, сколько времени должно пройти между срезами. Этот вариант лучшим образом показывает реальную частоту проявления целевого поведения.
Когда определены все содержательные моменты программы наблюдения, необходимо определить способы фиксации данных и вид протокола наблюдения. Должны быть предусмотрены технические средства, которые могут понадобится при протоколировании.