Как правильно составить план рассказа по литературе

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана – работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста – это подготовка к его пересказу.

После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.

Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.

В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части). Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.

Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.

Попросите ребенка придумать название для этой части. Это второй пункт плана.

Определяем границы третьей части. Она начинается с последнего абзаца на странице 55, а заканчивается после первого абзаца на странице 58.

В третьей части идет речь о том, как ребята прибежали на кухню и приняли решение кидаться в шляпу картошкой. Название этой части – следующий пункт плана.

Оставшаяся часть текста – четвёртая. Обсудите с ребёнком, о чём идет речь в этой части и попросите его придумать название.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

Любой план состоит из трёх составляющих:1.вступ­ление 2.основная часть. 3.окончание(эпилог)! Все части можно разбить на подчас и но смысл один. 1(слова автора его жизнь, быт,условия написания,мотив…..­) 2.(основа произведения вкратце) 3.(свои мысли,высказывания, иногда эмигранты произведения …) Как то так!

система выбрала этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

4 года назад 

Составление плана к любому произведению, в том числе и к рассказу, в дальнейшем помогает его пересказать близко к тексту не упуская главное и не путая последовательность сюжетов.

Чтобы составить самому план к рассказу, нужно:

  • вначале внимательно его прочитать.
  • нужно определиться с главной мыслью произведения, т.е. с его идеей;
  • далее следует сформулировать в нескольких предложениях саму идею рассказа;
  • нужно выразить главную идею одним предложением;
  • в дальнейшем нужно мысленно разделить рассказ на отдельные смысловые части;
  • затем, каждую такую часть нужно озаглавить;
  • в конце, нужно прочитать созданные оглавления частей рассказа и самому определить, насколько точно ими передается сам текст рассказа и обратить внимание, чтобы ни один эпизод не был пропущен.

Собственно придуманные оглавления эпизодов рассказа и являются планом рассказа.

Для справки : План к произведению, может иметь вид Вопросного, Тезисного , Назывного или Комбинированного.

Для примера – рассказ:

Тогда можно составить такой вопросный план:

Вот такой можно составить план Тезисный:

План Назывной:

Комбинированный:

План в виде опорной схемы:

Любому школьнику рано или поздно придется столкнуться с тем, чтобы по заданию учителя написать собственный рассказ, например на ту же тему “Мое домашнее животное” и т.п. Для начала можно продумать план рассказа. Любой план по сути состоит из нескольких основных частей – это вступление, основная часть и заключение. Нужно в плане полностью раскрыть тему. В качестве примера могу привести план на произведение “Лев и собачка”.

  1. Вступление (описание зоопарков в Лондоне)
  2. Основная часть. Тут выделяем уже подпункты. Собака попала в клетку ко льву. Лев ее не съел. Животные подружились. Собака заболела.
  3. Эпилог – Собака умерла. Лев не принял другую собаку и тоже через время погоревав умер.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

4 года назад 

План к рассказу научиться составлять проще простого. Главное обратить внимание на определённые аспекты и правильно донести ребёнку информацию. Сейчас попробую объяснить. План к рассказу написать невозможно, если не знать его содержания. Поэтому рассказ прочитать всё равно придётся. если вы хотели избежать чтения. После прочтения рассказа, разбиваем текст на части. Можно спросить ребёнка, что лучше запомнилось, яркие моменты, возможно как раз и получиться составить план самостоятельно. Если ребёнок затрудняется с ответом, предложите разделение текста. Лучше идти по сюжету и делить. К примеру произошло одно действие, затем другое. Коротко описываем и даём название. Если и это трудно, то самое простое по абзацам, слишком большие абзацы делим. Прочитал, спросите о чём абзац, в рассказе и будет пункт плана, достаточно пару слов. Обязательно используйте опорное слово в тексте.

План к рассказу видимо требуется для дальнейшего пересказа рассказа, поэтому и составлять его следует так, чтобы самому было удобно потом его пересказать.

В принципе, ничего особо хитрого в плане к рассказу нет. Составим план составления плана рассказа:

  1. Прочитать рассказ, постараться вспомнить его основные события, главных героев.
  2. Разделить рассказ на несколько смысловых частей. Чем больше будет частей,тем более подробным и удобным получится план.
  3. Найти в каждой части опорное слово, например Выстрел, или Встреча с гусеницей.
  4. Использовать опорное слово в пункте плана: Андрей стреляет в медведя. Это уже готовый пункт плана.
  5. Повторить то же самое со всеми остальными частями рассказа.
  6. Попытаться пересказать рассказ по полученному плану. Если это удается легко, то план хорош. если что-то важное упускается, следует дополнить план.

Go Green
[537K]

4 года назад 

Начинать написание любого плана к рассказу нужно, прежде всего, с того, чтобы внимательно ознакомиться с содержанием самого произведения.

Далее стараемся мысленно рассказ разделить на части.

Обязательные части у рассказа – это вступление, основное содержание, заключение.

Вступление и завершение всегда лаконичны, основная часть может состоять из нескольких смысловых частей, их надо обозначить как подпункты, выделив самый важный момент несколькими словами.

Не стоит писать план подробными длинными выражениями, постарайтесь кратко изложить суть.

Если план к рассказу составлен правильно, вы без труда, пользуясь им, сможете пересказать данное произведение своими словами.

Ирина­22848
[20.8K]

5 лет назад 

Чтобы составить план рассказа надо прочитать текст и задуматься о чём он? Какая главная мысль проходит красной нитью через всё содержание? Надо подумать – как и какие события в рассказе влияют на раскрытие темы? Наиболее важные из них будут в плане – основополагающими пунктами с выстраиванием их в нужной последовательности. Содержание пунктов плана может состоять из цитат самого текста или рецензий известных критиков. План может быть кратким и подробным с наличием подпунктов. Он должен быть опорой для пересказа, изложения или сочинения и давать понимание вкратце в чём – суть самого произведения и каков замысел автора?

Profi­lakti­ka
[95.6K]

5 лет назад 

В этом нет ничего сложного. Для начала следует прочесть сам текст, причем не пробежать глазами, а прочесть его осмысленно, понимая что происходит в сюжете. Затем разбить текст на ключевые части, выделяя в каждом какой-то основополагающий момент, тезис. И согласно этим тезисам представить краткий план-пересказ текста рассказа.

После этого пересмотрите получившийся план еще раз, проверьте, не упущено ли что-то?

Попробуйте пересказать произведение, опираясь на него. Если все хорошо получилось, то работа сделана.


Важно – не стоит торопиться и делать абы как. Без понимания текста план выйдет кривым и неполным.

Kriti­kSPb
[93.7K]

4 года назад 

Прочитав рассказ, нужно подумать, какие вопросы можно к нему задать. Вот эти вопросы и могут стать основой будущего плана. Например, где происходит действие, кто главные действующие герои, что произошло с ними, чем всё закончилось, какие выводы можно сделать.

Можно рассматривать рассказ по абзацам и в каждом из них искать самое главное.

Можно брать подлежащее и сказуемое из каждого предложения (или нескольких), добавлять к ним необходимое прилагательные. Это будет основой плана рассказа.

Можно мысленно разбить повествование на эпизоды. Краткое описание каждого составит остов работы.

Не забываем подумать, какая основная идея произведения, о чём хотел поведать автор.

MMM DANON­E
[27.1K]

4 года назад 

Поделюсь своими секретами, которые использую при составлении плана. Для начала его следует тщательно прочитать, и выделить основные моменты, которые запомнились. Их может быть несколько, в зависимости от объема рассказа нужно выделить основные мысли прочитанного. Затем нужно каждой части дать название, ключевое слово или фразу, прочитав которое можно сразу рассказать именно об этом абзаце или части. Если в итоге получится по плану пересказать и передать суть всего рассказа, значит задание выполнено на ура.

Обязательно включите в план вступление, основную часть и заключение.

Знаете ответ?

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Ребенок читает книгу

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Удивительная дружба животных

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Лев и собачка - иллюстрация

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Работа детей с текстом

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Чтение рассказа с мамой

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению “Составление плана по рассказу Н.Носова “Живая шляпа””. 2 класс

Данный урок – второй по рассказу Н. Носова “Живая шляпа”. Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

план- конспект урока по теме “ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Уроки  обучения грамоте и письму  в 1 классе по ОС “Школа 2100”.Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина…

План-конспект урока на тему:”Составление математических рассказов”.

конспект урока…

Конспект урока во 2-В классе. Н.Н. Носов «На горке» Составление плана рассказа.

Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; раз­вивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение переска­зывать; …

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части…

Добавить комментарий