Как правильно составить план выступления по проекту

 
                     
      
План выступления

Пункты

Варианты

Приветствие

«Добрый день!»

«Здравствуйте уважаемые члены жюри,
гости  и участники конференции»

Представление (фамилия, имя, класс, образовательное
учреждение)

«Меня зовут ……

Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы  ___ »

Название темы

«Представляю вашему вниманию свой проект: «
….»

Актуальность темы

«Эту тему я выбрал (а), потому что….»

Кратко                     
 о поставленной цели проекта и способах                
 ее достижения

«Цель моего проекта – …………………………

Основные задачи:

1………………………………………………………

2………………………………………………………

3………………………………………………………»

Кратко о ходе работы над проектом:

«В ходе работы над проектом я:

1. Получил (а)  новые знания …..

2. Создал (а)   новые творения в виде: …………………

4. Определил(а)  новые проблемы (задачи):…………

Кратко о дальнейших шагах по теме проекта

«Считаю, что данный проект может быть
использован:

1…………………..

2…………………..

3……………………

Благодарность за внимание к выступлению

«Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на
ваши вопросы»

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме моего
проекта. Всего доброго»

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

  • 6

  • 10

  • 11

  • 15

    • 15

    • 17

  • 22



Речь для защиты проектной работы – краткий доклад, составленный по тексту проектной работы, содержащий основные положения работы, а также сделанные в ходе выполнения проекта выводы.

Как подготовить речь к защите проектной работы

Речь к защите проектной работы

Когда подготавливать речь для защиты проектной работы

В связи с тем, что речь является кратким содержанием текста работы, соответственно, подготавливать ее стоит лишь после полного написания проектной работы.

Полная готовность проектной работы не говорит об окончании работы над ней, работа над проектом оканчивается лишь после проверки текста руководителем или куратором, во время проверки в текст проекта могут быть внесены правки, которые отразятся на подготовленной речи, поэтому подготавливать речь стоит только после проверки работы.

Объем речи для защиты проектной работы

Строгих рамок, в которые необходимо уложить текст речи нет, требования разнятся, зависят от указаний конкретного учебного заведения и руководителя (куратора), перед подготовкой речи следует уточнить требования в учебном заведении.

Если требований нет или в них точно не указано, какой объем речи должен быть, можно ориентироваться на следующие положения:

  • 2-4 страницы, оформленные 1,5 интервалом, 14 кеглем, шрифт Times New Roman, поля верхнее и нижнее: 2 см, левое: 1,5 см, правое: 3 см;
  • время чтения текста речи не должно превышать 15 минут (наиболее часто именно столько времени отводится на защиту работы), при этом текст должен читаться внятно, без запинок, чтобы слушающие понимали суть.

Советы по подготовке речи для защиты проектной работы

От правильно подготовленной речи может зависеть итоговая оценка за проектную работу, правильно подготовленная речь поможет защитить проект:

  1. Подготавливать речь только после полной проверки руководителем (куратором) проекта.
  2. Не превышает время, отведенное на выступление – для защиты каждому школьнику (студенту) выделяется определенное время, за которое он должен успеть донести до комиссии и слушателей основные положения проекта.
  3. Нумеруйте страницы речи или скрепляйте их (лучше использовать оба варианта) – во время защиты можно случайно смешать листы выступления, в таком случае на поиски требуемого листа может уйти время, отведенное на защиту.
  4. Следует прочитать речь перед защитой несколько раз – это поможет ориентироваться в тексте подготовленной речи, не читать ее с листа.
  5. Выделяйте основные положения, понятия и выводы – если будет уменьшено время защиты или после выступления будут задаваться вопросы, сделанные в тексте работы пометки, позволят сократить речь или ответить на заданные вопросы.
  6. Если текст защиты сопровождается демонстрацией слайдов, следует указать, в каком именно месте переключать слайды, это позволит не отвлекаться на саму презентацию и синхронизировать ее с текстом речи.
  7. Не повторяйте полностью текст в речи и на презентации – речь должна дополнять информацию на слайдах, а презентация отражать текст речи наглядно.
  8. Оформление текста речи должно быть удобным для чтения, мелкий шрифт тяжело читать.

Структура речи для защиты проектной работы

При подготовке речи к защите проектной работы необходимо придерживаться определенной структуры, при этом в учебном заведении может существовать обязательная структура для выступления, требования к речи указываются в положении по написанию проектной работы.

В том случае, если требований к речи нет, то можно подготовить речь к защите по следующей структуре:

  1. Необходимо поздороваться с присутствующими на защите, назвать тему проектной работы.
  2. Пример: Здравствуйте. Позвольте Вам представить мою «указать тип проекта» на тему: «указать тему».

  3. Рассказать, почему была выбрана эта тема (обосновать выбор темы, указать её актуальность).
  4. Пример: Актуальность темы исследования. «Указать актуальность работы» (берется из введения).

  5. Указать, какой была цель исследования, какие ставились задачи, какая гипотеза проверялась, какие использовались методы и средства исследования.
  6. Пример:

    Цель работы: «указать цель проектной работы» (берется из введения).

    Задачи работы: «указать задачи проектной работы» (берутся из введения).

    Гипотеза: «указать выдвинутую в проектной работе гипотезу» (берется из введения).

  7. Отразить основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения первой (теоретической) главы проектной работы.
  8. Пример: Первая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения теоретической главы.

  9. Описать основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения второй (практической) главы проектной работы.
  10. Пример: Вторая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения и выводы сделанные в ходе практического исследования.

  11. Представить общие выводы, которые были сделаны по результатам выполнения проектной работы, также следует указать достигнута ли цель работы, все ли задачи выполнены, а также доказана или опровергнута выдвинутая гипотеза.
  12. Пример: В ходе написания «указать тип проекта» были сделаны следующие выводы: кратко охарактеризовать все полученные выводы (основные положения заключения проектной работы).

  13. Поблагодарить слушателей.
  14. Пример: Спасибо за внимание!

Как начать речь к защите проектной работы

Наглядное представление структуры речи к защите проектной работы

Ошибки при подготовке речи к защите проектной работе

Рассмотрим основные ошибки, которые можно допустить, подготавливая речь:

  1. Речь не соответствует тексту проектной работы – частично или полностью.
  2. В речи присутствуют таблицы, рисунки, графики – речь должна состоять только из текста, вся пояснительная информация помещается в презентацию.
  3. Речь не отражает основных положений проектной работы.
  4. Текст речи не соотносится с презентацией, подготовленной для защиты (презентация требуется не всегда).
  5. Текст речи слишком маленького или большого объёма.
  6. При наличии требований в положении или методическом пособии подготовленная речь не соответствует им.

Шаблоны (речевые клише) для подготовки речи к защите проектной работы

Для подготовки речи к защите можно воспользоваться следующими речевыми клише (для удобства выбора они сгруппированы по блокам):

  1. Обращение (представление).

    Добрый день, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Здравствуйте, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Добрый день. Уважаемые слушатели, члены комиссии! Я ученик(ца) указать класс класса, Ф. И. О.. Руководитель моей работы Ф. И. О., учитель указать предмет. Тема моего проекта указать тему.

  2. Актуальность, цель, задачи проектной работы и т.д. (разделы введения проектной работы).
    • Актуальность тему исследования
    • Выбранная тема является актуальной, потому что указывается актуальность.

      Я выбрал эту тему, потому что указывается актуальность.

      Актуальность темы заключается в том, что указывается актуальность.

      Актуальность темы исследования указывается актуальность.

      Актуальность темы объясняется тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы обусловлена тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы определяется следующими факторами: указывается актуальность.

      Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что указывается актуальность.

    • Цель исследования
    • Таким образом, целью проектной работы было указывается цель.

      Цель моей работы: указывается цель.

      Целью нашего исследование является: указывается цель.

      Целью «проектной работы» является: указывается цель.

    • Задачи работы
    • Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи: указываются задачи (лучше это делать перечислением (не в строчку)).

      Задачи проектной работы: указываются задачи.

      Поставленная цель определила следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в «проекте» цели были поставлены следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в проекте цели были определены следующие задачи: указываются задачи.

    • Объект исследования
    • Объектом исследования является: указывается объект исследования.

      Объектом исследования: указывается объект исследования.

    • Предмет исследования
    • Предмет исследования: указывается предмет исследования.

      Предмет исследования является: указывается предмет исследования.

    • Гипотеза исследования
    • Гипотеза исследования: указать гипотезу.

      В процессе подготовки к выполнению проектной работы была выдвинута гипотеза: указать гипотезу.

    • Новизна работы
    • Новизна проектной работы заключается указать новизну.

      Новизной проектной работы является указать новизну.

  3. Характеристика теоретической главы (основные положения и выводы).
  4. В ходе анализа литературных источников были получены следующие выводы указать основные положения теоретической главы.

    Анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы указать основные выводы, сделанные в теоретической главе.

    Изучение литературных источников по теме проектной работы позволило отметить, что основные положения теоретической главы.

    Теоретическая глава проектной работы посвящена указать что было рассмотрено.

  5. Характеристика практической главы (основные положения и выводы).
  6. В ходе выполнения практической главы было(и) проведено(ы) указать что именно (анкетирование, опыты, тестирование, интервью и т.д.), по результатам которого(рых) был(и) получен(ы) следующий(е) результат(ы) указать полученные выводы.

    Практическая глава проектной работы посвящена указать чему именно, в ходе выполнения были получены следующие результаты указать основные выводы.

    В ходе выполнения практической главы были получены следующие данные (результаты) указать основные положения.

    В процессе выполнения практической главы были сформулированы следующие выводы указать результаты.

  7. Общие выводы (заключение)
  8. В процессе написания проектной работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), получены следующие результаты: указать общие выводы.

    В ходе выполнения проектной работы цель доказана, все задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута) и получены следующие результаты: указать общие выводы.

    Цель работы в ходе выполнения проектной работы была доказана, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), в процессе выполнения работы были получены следующие результаты: указать общие выводы.

  9. Окончание выступления
  10. Спасибо за внимание.

    Спасибо за внимание, доклад окончен.

    Доклад окончен. Спасибо за внимание.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на Ваши вопросы.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на возникшие у Вас вопросы.

Рекомендации, которые помогут успешнее защитить работу

Вопросы, которые могут задавать на защите работы

После того как окончен доклад, комиссия (а в некоторых случаях и обучающиеся) задают вопросы по работе для того, чтобы понять, насколько качественно и полно была изучена тема работы (проекта).

В большинстве случаев вопросы исходящие от членов комиссии одинаковы, поэтому для успешной защиты следует заранее продумать ответы на следующие вопросы:

  1. Общие вопросы:
    • Почему вы выбрали именно эту тему?
    • В чём её актуальность?
    • Какие цель и задачи ставили?
    • Удалось ли их достичь?
    • Какие перспективы развития темы?
    • Какими источниками информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
    • Что получилось лучше, что хуже?
    • Как справлялись с возникающими трудностями?
    • Как Вы считаете, выбранная тема полностью Вами раскрыта?
    • Насколько достоверны полученные в ходе исследования результаты?
  2. Вопросы, связанные с глубиной понимания рассматриваемой темы (данные вопросы сложны для продумывания, но следует помнить, что и такие вопросы могут последовать):
    • Какой смысл вы вкладывали в то или понятие?
    • Как вы аргументируете сделанный выбор?
    • Почему вы выбрали именно эти методы и способы, приёмы (могут выбрать один конкретный)?

Рекомендации по ответу на вопросы в процессе защиты

На задаваемые следует отвечать как можно быстрее (то есть не думать над ответом несколько минут), кратко и аргументировано, таким образом, члены комиссии смогут оценить уровень знаний по теме исследования обучающегося, иначе говоря, чем дольше обучающийся думает, тем ниже его знание по теме работы при этом учитывается поправка на волнение защищающегося.

В том случае если ответ на заданный вопрос вызывает затруднение, можно:

  1. Попросить переформулировать вопрос (возможно, иная формулировка позволит вспомнить ответ).
  2. Задать уточняющий вопрос (то есть разбить основной вопрос на несколько).
  3. Ответить так, как понимаете ответ (при этом отвечать заведомо неверно не следует).
  4. Указать, что на данный вопрос Вы не можете ответить, но готовы ответить на другие вопросы по работе и теме исследования.

Не рекомендуется применять более 1 раза каждый из вариантов.

Обязательно необходимо отстаивать результаты своей работы, даже если члены комиссии утверждают, что, например, результаты работы недостоверны, следует в корректной форме, аргументировано отстаивать правильность полученных результатов.

Пример 1:

Комиссия: Я считаю, что полученные в ходе проведённого Вами анкетирования результаты недостоверны, как Вы можете это прокомментировать?

Обучающийся: Я не могу с Вами согласиться, так как анкетирование я проводил самостоятельно, в том числе и обрабатывал результаты, все участники анкетирования в ответах выражали своё мнение (или знания – в зависимости от вопросов), поэтому результаты анкетирования являются полностью достоверными.

Пример 2:

Комиссия: Почему в своей работе Вы не отразили «что-то»?

Обучающийся: В процессе анализа литературных источников мной было принято решение (или если план работы утверждал руководитель, то: нами было принято решение) раскрыть тему работы по структуре приведённой в работе, так как именно такое раскрытие темы позволяет наиболее полно её раскрыть, при этом указанный Вами аспект может быть исследован в продолжении работы над темой моей работы.

Пример 3:

Комиссия: Я считаю, что выбранная Вами тема раскрыта не полностью, Вы с этим согласны?

Обучающийся: Нет, в ходе выполнения работы поставленная цель была полностью достигнута, также были решены все намеченные для этого задачи, в ходе выполнения работы мной мыло изучено «кратко указать, что было изучено (например, перечислить названия теоретических параграфов)», а также было проведено исследование (изучено, создано и т.д.) с использованием «указать, что было сделано в практической части», но проведённой мной исследование можно расширить изучив «указать, что именно можно дополнительно исследовать».

Не во всех работах есть теоретическая и практическая главы, если работа теоретико-аналитическая, то следует просто кратко перечислить, что было изучено.

Отвечая на вопросы, следует делать это:

  • Корректно
  • Лаконично
  • Аргументировано
  • Спокойно
  • Честно

Так как в большинстве случае вопросы задают по представленной в работе информации, следует изучить работу, так чтобы можно было ориентироваться по тексту, знать какая информация в работе присутствует.

В том случае если после выступления вопросы по работе задают не только члены комиссии, но и присутствующие при этом обучающиеся, можно раздать своим друзьям вопросы, которые они могли бы задать Вам после выступления, зная эти вопросы ответить на них не составит труда (работает такое не всегда, так как в большинстве случаев члены комиссии сами выбирают, кто из обучающихся задаст интересующий его вопрос).

От администрации

В некоторых положениях рекомендуется самостоятельно называть недочёты своей работы.

Мы бы не рекомендовали самостоятельно указывать на недочёты и ошибки своей работы даже если Вы их обнаружили, указав на недочёты (ошибки), которые не обратили внимание члены комиссии, можно снизить итоговую оценку или (в зависимости от недочётов) отправится на пересдачу и переделку работы. Лучше запомнить, какие ошибки были допущены и не допустить их в следующий раз.

Не следует относиться к защите проекта халатно, но стоит помнить, что это всего лишь один из этапов обучения, у комиссии (педагогов, учителей) не стоит задача «завалить» или любым способом снизить оценку, поэтому, если в процессе защиты проекта было выявлено значительное количество ошибок и итоговая оценка не устраивает, можно обратиться к комиссии и попросить возможность исправить найденные ошибки и защититься повторно, при наличии возможности члены комиссии пойдут Вам навстречу, и кроме того таким образом Вы покажите, что выполненный проект Вам не безразличен.

Вредные привычки которых следует избегать во время выступления на защите работы

Во время выступления на защите проектной работы следует избегать следующих вредных привычек:

  • использовать в речи «э-э», «ну», м-м», «значит так», а также любых слов и выражений, относящихся к сленговым (чтобы этого избежать изучите текст речи к защите, это позволит не сбиваться во время выступления);
  • держать руки в карманах (руки должны находиться на кафедре, либо в руках лучше держать планшет с текстом речи выступления);
  • крутить в руках карандаш, ручку, указку или иной предмет, который будет отвлекать слушателей;
  • держаться за кафедру или опираться на неё;
  • постоянно перемещаться во время выступления;
  • приглаживать волосы или нервно кашлять;
  • размахивать указкой или жестикулировать во время выступления.

Урок 2. План выступления
Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь.

Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.

По этому поводу Артур Шопенгауэр писал: «… единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план и продумал все до мельчайших деталей, большинство же, наоборот…». Если вы хотите быть хорошим архитектором своего выступления, позаботьтесь о его качественной и продуманной структуре. Скорее всего, после того как вы принялись собирать материал и поставили главную цель вашей речи, вы наверняка начали строить у себя в голове примерный план выступления. Если это так, значит вы на правильном пути. Старайтесь постоянно стремиться к улучшению этой структуры в рамках выбранной цели.

Схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует, но можно выделить некоторые ключевые принципы и правила, которые можно использовать в любом случае, вне зависимости от темы выступления.

Во-первых, это логичность. В структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории.

Во-вторых, это обозримость плана речи и удержание внимания. План должен помочь сократить материал до необходимого минимума. Ведь настоящее красноречие состоит в том, чтобы сказать все самое важное, не перегружая внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями. Нужно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории.

И, в-третьих, введение и заключение. В структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления.

Содержание:

  • Логика речи
  • Обозримость плана речи и удержание внимания
  • Введение, главная часть и заключение
  • Проверочный тест

Теперь обо всем подробнее.

Логика речи

Логика речи – это основа убеждающей функции любого выступления.

Логике написания текстов посвящено множество теорий и правил в риторике и филологии, здесь будет сказано лишь о некоторых, наиболее действенных из них.

Например, чтобы добиться логичности структуры выступления можно использовать декомпозицию поставленной цели, а также учитывать актуальное членение предложений и абзацев.

Логика речи

Декомпозиция

Декомпозиция – это метод, позволяющий заменить достижение одной общей цели решением серии меньших взаимосвязанных задач.

Например, если ваша речь имеет целью показать пользу изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно эту общую цель разделить на несколько вспомогательных задач: показать важность знания навыков риторики для каждого отдельного человека, рассказать о преимуществе дистанционных технологий обучения и т.д. Так декомпозиция позволяет добиться логичности структуры ораторской речи, упрощения ее понимания слушателями.

Однако не стоит злоупотреблять декомпозицией и искать слишком много второстепенных задач.

Актуальное членение

В русском языке (в отличие, например, от английского) не фиксированный порядок слов в речи(то есть не субъект-предикат-объект), расположение слов в русской фразе зависит от смысла предложения, от контекста. Актуальное членение позволяет независимо от грамматического порядка слов проследить логику изложения: так сначала говорится о том, что уже известно или может быть легко понято – тема (старая, известная информация), а потом о чем-то новом – рема (новая, ранее неизвестная информация). Тема и рема помогают добиться последовательности и логики изложения, они вычленяются не только на уровне предложений, но и на уровне больших смысловых единиц – абзацев.

Например, если мы продолжаем говорить о пользе изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно обратить внимание, что риторику (тема) преподают далеко не в каждом городе (рема). Но зато в каждом городе (тема) есть интернет (рема). А доступ к интернету (тема) позволяет использовать для обучения такие сайты, как 4brain.ru (рема). И так далее.

Если вы не будете нарушать смысловую последовательность предложений и абзацев (тема-рема), а также будете использовать декомпозицию, то сможете построить логичный план вашего выступления. Полученная структура поможет слушателям лучше усвоить вашу речь, понять ваши мысли и убеждения.

Обозримость плана речи и удержание внимания

При наличии взаимосвязанных частей структуры выступления обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Однако для составления хорошего плана речи одного этого недостаточно. Разрабатывая структуру, важно подумать о возможности эффективного воздействия на слушателя, для чего необходимо сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него особые акценты.

Хайнц Леммерман в своей книге называет истинным красноречием умение сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо. Это важно, чтобы не перегрузить драгоценное внимание слушателей, растекаясь мысью по древу, злоупотребляя избыточной информацией. Более того, самые важные вещи нужно сказать в момент наибольшей концентрации внимания слушателей.

Смысловая насыщенность речи в разных частях выступления не должна быть одинаковой, для чего важно делать смысловые передышки. Нужно менять манеру речи, то насыщая ее информацией, то позволяя слушателям расслабить внимание на менее насыщенных отрезках выступления. Ни в коем случае нельзя нагружать каждое предложение.

Также в следующем уроке будут показаны некоторые приемы, помогающие добиться максимального внимания и интереса слушателей в наиболее важных частях публичной речи (кульминации). Обратите внимание на то, что уже в самом плане важно выбрать наиболее значимые места и подумать, как правильно сделать акцент на них. Разумным будет сначала поднять определенную проблему, и постепенно нагнетая напряжение и интерес слушателей, добавляя различные аспекты, в момент максимальной концентрации внимания аудитории предложить ваше оригинальное решение этой проблемы.

Таким образом, важно качественно планировать свое выступление, сознательно балансируя между лаконичностью мысли и достаточной информационной нагрузкой речи.

Введение, главная часть и заключение

В плане абсолютно любого выступления должны отчетливо вычленяться введение и заключение. Без них структура публичной речи теряет красоту и, отчасти, логику. Сложно себе представить хорошего преподавателя, который пришел на лекцию и с порога сразу стал писать на доске уравнения, комментируя записи объяснением методов решения, а закончив с уравнениями, просто замолчал и ушел. Введение и заключение призваны обрамлять речь оратора, во-первых, позволяя слушателям понять, о какой проблеме будет идти речь в выступлении, и во-вторых, осознать, к каким выводам в результате пришел автор сказанного.

Хайнц Леммерман предлагает в любой речи соблюдать правило трех частей: введение, главная часть и заключение. Рассмотрим каждую часть отдельно.

Введение

Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю?», «с какой целью сегодня ищу внимания аудитории, что хочу донести до слушателя?» .Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей.

Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов:

1. Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории.

Пример: Друзья, я когда-то, как и вы сейчас, задумался о важности изучения риторики.

2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.

Пример: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики.

3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.

Пример: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики, прибегая к запросам в поисковых системах?

4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.

Пример: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain.ru, который представляет собой один из самых эффективных способов научиться ораторскому искусству в интернете. Итак

Главная часть

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:

1

Каково существующее положение дел (status quo)?

2

В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого?

3

Как можно изменить существующее положение?

Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления:

  1. Метамодель НЛП — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений
  2. Актуальное членение предложения и речи – сделает вашу речь логичной и последовательной
  3. Логичность и структура текста – урок в писательском мастерстве.
  4. Риторическое позиционирование: тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя.
  5. Презентация в лифте – как коротко изложить свои бизнес-идеи.
  6. Майевтика и некоторые другие идеи Сократа – расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно.
  7. Как написать текст на любую тему – если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье.

И, наконец, последний элемент.

Заключение

Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:

Как же можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?

Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.

Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.

Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке.

Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее самое время познакомиться с ораторскими приемами.

1 Подготовка3 Ораторские приемы →

Как подготовиться к публичному выступлению - фото

Умение держаться перед публикой с античных времен считается важнейшим социальным навыком. Ораторское искусство востребовано в самых разных сферах, начиная от банального ответа у школьной доски, заканчивая презентацией проекта. В то же время публичное выступление — это стресс. Оказаться один на один перед аудиторией, донести до нее свои идеи, убедить слушателей в своей компетенции сложно даже опытному оратору. Уровень стресса снижается, когда все хорошо подготовлено: есть глубокое понимание темы, составлен план публичного выступления, речь подготовлена и отрепетирована.

В этой статье мы поговорим о том, как правильно подготовить публичное выступление.

Содержание

  • Цель оратора
  • Чек-лист подготовки к публичному выступлению
    • Анализ целевой аудитории
    • Цель выступления
    • Выбор темы
    • Подготовка конспекта
    • Презентация для публичного выступления
    • Подготовка к реакции зала
    • Постановка устной речи
    • Контакт с аудиторией
    • Лирические отступления
    • Эмоциональность
    • Работа над волнением
    • Тайминг
    • Репетиции
    • Перед выходом на сцену
    • Опыт — сын ошибок трудных
  • Принципы составления плана публичного выступления
    • Вступление
    • Основная часть
    • Финал
  • Заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель оратора

Цель оратора на публичном выступлении - фото

Выступление перед публикой — это самопрезентация. Спикер не просто доносит до аудитории информацию, он транслирует свои идеи, его цель — убедить и вдохновить. Если оратор мямлит что-то невнятное, читает по бумажке, а его речь не имеет четкой структуры и ясной цели, то выступление будет провалено.

Перед тем, как подготовить публичное выступление, нужно оценить уровень своей компетентности, объем подготовительных работ, и только после этого заниматься композицией речи, отрабатывать ораторские навыки, искать интересные приемы подачи материала.

Чек-лист подготовки к публичному выступлению

Чек-лист подготовки к публичному выступлению - фото

Мы составили чек-лист, где по пунктам разобрали, как готовиться к публичному выступлению и ничего не забыть.

Анализ целевой аудитории

Для успешного выступления важно выяснить состав, социальный статус, средний возраст и уровень подготовленности аудитории.

От статуса слушателей зависят цель, выбор тезисов, форма подачи материала. «Чайникам» нужны простые образы, минимум профессионального жаргона, разжевывание сложных моментов. Перед продвинутой аудиторией стиль, тон и подбор лексики будут совершенно иными.

Факторы, влияющие на концентрацию внимания слушателей:

  1. Чем меньше численность аудитории, тем выше внимание.
  2. Чем ниже комфорт слушателей, тем лучше воспринимается устная речь. Наиболее внимательна стоящая публика, а сидящая в удобных мягких креслах — самая рассеянная.
  3. Концентрация внимания не стабильна и снижается волнами, каждые 10–15 минут. На спаде желательно как-то взбодрить публику. На 45 минуте концентрация рассеивается максимально, нужно сделать перерыв или паузу.

Итак, идеальные условия — это выступление на 10–15 минут перед небольшой группой в помещении без сидячих мест. Но в жизни все далеко от идеала, поэтому используйте приемы для подчинения внимания аудитории:

  • речь в форме диалога с самим собой;
  • вопросы к залу, подразумевающие ответы типа «да/нет»;
  • провокационный вопрос или дискуссия;
  • адресные вопросы конкретным слушателям типа «вам не дует?»;
  • интонационные акценты в ключевых местах речи;
  • лирические отступления;
  • уместные шутки;
  • вторая половина речи должна быть интереснее и легче для восприятия, чем первая.

Если состав аудитории заранее узнать невозможно, подготовьте краткие справки по самым сложным понятиям и по ходу пьесы спрашивайте зал, нужно ли объяснить что-то подробнее.

Цель выступления

Перед тем, как подготовиться к публичному выступлению, определите, с какой целью вы вообще собираетесь что-то вещать людям. Обычно о целях как-то забывают, а ведь именно они должны стать путеводной звездой для оратора.

Как правильно определить цель? Предельно честно ответьте себе на 3 вопроса:

  1. Зачем мне это выступление?
  2. Какой реакции я жду от аудитории?
  3. На какой результат я рассчитываю?

А теперь нужно придумать, как подружить интересы вашей аудитории со своими целями, и подготовить такую речь, которая удовлетворит обе стороны.

Выбор темы

Чем глубже знания, тем меньше страх публичного провала. Выбирайте темы, в которых вы хорошо ориентируетесь. Если есть пробелы, изучайте профильные публикации, сохраняя данные об источниках, беседуйте со специалистами, выписывайте цитаты на карточки, собирайте цифровые материалы в отдельную папку — они пригодятся для электронной презентации.

Тема должна быть актуальна и для вас, и для аудитории. Хотите продать продукт — говорите о его преимуществах, как он меняет жизнь к лучшему, хотите показать, какое крутое у вас производство — говорите о достоинствах оборудования и организации труда, хотите увлечь первокурсников старославянским языком — ищите то, что зацепит их за живое.

Подготовка конспекта

Портрет аудитории, цель выступления и актуальная тема — это три кита, на которых выстраивается текст речи. Есть несколько видов конспектов.

  • План — опытные ораторы используют краткий или развернутый план, в котором отмечают последовательность тезисов, чтобы не углубиться случайно в отвлеченные дебри.
    Примерный план публичного выступления нужен всем без исключения. С этого начинается работа над текстом. План задает вектор вашей речи.
  • Краткий конспект составляется на основе готового плана. Каждый пункт дополняется тезисами, цифрами, цитатами, опорными фразами, которые помогут вспомнить нужную информацию.
    Конспект — оптимальный формат «шпаргалки». По нему невозможно читать всю речь целиком, навевая скуку на публику, но при этом здесь записана вся базовая информация на случай провалов в памяти.
  • Полный текст — формат для новичков. Если вы боитесь аудитории, полностью подготовьте устное публичное выступление в письменном виде. Это поможет избежать ошибок, логических и стилистических ляпов, хорошо структурирует речь и придаст вам уверенности.

Совет: пишите текст речи от руки, выделяйте тезисы разноцветными ручками, подчеркивайте опорные фразы яркими маркерами. Так вы задействуете разные виды памяти, а записанный текст сможете использовать как тезисный конспект.

Некоторые спикеры заучивают свою речь наизусть. Если это снимет излишнюю тревожность, учите, но помните, что зазубренная речь сильно мешает спонтанности оратора.

Презентация для публичного выступления

Если есть техническая возможность, обязательно делайте презентацию. Это хорошее решение со всех сторон:

  • для оратора это опора, которая вывезет из любой внештатной ситуации;
  • для аудитории это центр притяжения внимания и наглядное пособие.

Хорошая презентация не копирует речь оратора, а дополняет и иллюстрирует его слова. На слайдах не должно быть простыни текста, используйте вместо слов инфографику, иллюстрации, таблицы — все то, что помогает визуальному восприятию информации.

Подготовка к реакции зала

Подготовка к реакции зала на публичном выступлении - фото

Аудитория не всегда настроена лояльно к выступающему или к теме его доклада. Психологи выделяют три сценария противостояния слушателей оратору:

  1. Избегание — публика находит любой повод, чтобы отвлечься и не вникать в суть. Здесь нужны приемы захвата внимания:
    • яркое начало и концовка;
    • наращивание драматизма повествования;
    • контролируемая эмоциональность;
    • диалогизация речи;
    • налаживание контакта с залом.
  2. Подрыв авторитета — аудитория сомневается в авторитетности самого оратора и его источников информации.
    • Если вы ошиблись, признайте и исправьте ошибку.
    • Будьте готовы рассказать о своих источниках, привести дополнительные аргументы.
    • Продумайте, какие коварные вопросы могут задать из зала, подготовьтесь к краткому аргументированному ответу. Не дайте себя сбить: любому вопросу уделяйте не более 1,5 минут.
  3. Непонимание — аудитория, не желая вникать в суть чуждых ей идей, классифицирует их как непонятные.
    • При работе над планом при подготовке публичного выступления придумайте несколько ясных формулировок главной мысли и раскидайте их по тексту.
    • Используйте легкий, разговорный стиль, говорите проще.
    • Применяйте средства художественной выразительности: сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы — это добавляет образность речи и облегчает восприятие сложных абстрактных понятий.

Подготовьте адекватную реакцию на помехи со стороны зала:

  • правильные реакции на агрессию провокаторов и неуместный юмор: игнорирование, ирония, шутка, методы «бумеранга» и «отложенного ответа» («Я вас услышал, давайте вернемся к этому вопросу в конце»);
  • аплодисменты переждите и продолжите речь, когда они стихнут.

Постановка устной речи

Публика не прощает:

  • слишком тихого голоса;
  • монотонной речи;
  • слишком высокого темпа речи;
  • фатальных проблем с дикцией.

Готовясь к выступлению, отрабатывайте качество устной речи. Дыхательные упражнения, гимнастика для артикуляционного аппарата, скороговорки, тренировки на расширение голосового диапазона — все это улучшит ваше звучание.

Контакт с аудиторией

Ловите реакцию аудитории. Приготовьтесь наладить зрительный контакт с залом: мысленно разделите его на секторы и во время речи перемещайте взгляд. Если слушателей мало, поочередно смотрите на каждого.

Совет: если страх сцены слишком велик, смотрите слегка поверх голов зала, найдите несколько доброжелательных слушателей и обращайтесь к ним.

Отработайте позу и жесты — они влияют на впечатление о вас. Не прячьтесь за кафедру или стол, выберите естественную открытую позу. Большая ошибка — вперить взгляд в экран с презентацией и полностью игнорировать зал. Заранее продумайте, как вовлечь уставшую публику: провести опрос, затеять дискуссию.

Лирические отступления

Лирическое отступление — это как бы невзначай вспомнившаяся история, случай из практики или анекдот. Такой прием оживляет речь и взбадривает заскучавших слушателей.

Человек, который тщательно готовится к публичному выступлению обязательно делает несколько подобных «домашних заготовок». Зрителям кажется, что это экспромт, но на деле лирические отступления надо готовить заранее, чтобы они были уместными, краткими и не уводили оратора от темы.

Эмоциональность

Выступление без эмоций не вызовет отклика у аудитории, но и слишком эмоциональная речь больше напоминает истерику или юмористический номер. Ищите баланс. Яркие образы, доля юмора, вопросы к залу, продуманная драматургия повествования — все это работает на правильный эмоциональный окрас речи.

Работа над волнением

Волнение перед публичным выступлением - фото

Природа страха публичных выступлений социальная — мы боимся провала, неодобрения других людей. С точки зрения биохимии, страх — это выброс адреналина, поэтому справиться с волнением помогают упражнения, снижающие его уровень: легкая физическая разминка, махи руками, дыхательная гимнастика.

О других способах работы над волнением читайте в нашей статье: Страх публичных выступлений: как побороть фобию.

Тайминг

Хороший тон — начинать и заканчивать выступление вовремя. Это уважение ко всем участникам. Спикеров, которые умеют заканчивать доклад чуть раньше, публика готова носить на руках. Старайтесь следовать правилу: уходите прежде, чем аудитория от вас устанет.

Чем короче речь, тем труднее ее готовить. Придется резать по живому: отжимать воду, наполнять смыслом каждое слово, отбирать только то, что действительно отражает суть, биться над формулировками. В длинном выступлении больше свободы и места для экспромта.

Репетиции

Чтобы подготовиться к докладу и успешно выступить, нужны репетиции, как перед живыми людьми (друзьями, родственниками, коллегами), так и перед зеркалом или камерой своего телефона. Репетиции обнажают проблемные места: нелогичные связки, топорные формулировки, неуместные образы. Но главное, они  помогают отработать силу голоса, интонации, скорость речи, проверить, укладываетесь ли вы в регламент, подобрать естественную позу, почувствовать уверенность.

Если есть возможность, порепетируйте в месте проведения мероприятия. Так вы привыкните к помещению, освоитесь на сцене.

Перед выходом на сцену

Выход на сцену — это сильный стресс, и каждый оратор вырабатывает свои ритуалы, помогающие настроиться. Общие рекомендации:

  • перекусите за час до выступления;
  • прогуляйтесь пешком;
  • если есть возможность, придите заранее в зал, осмотритесь, проверьте аппаратуру;
  • не употребляйте кофе и алкоголь перед выходом на сцену;
  • за 15 минут сделайте легкую разминку;
  • глубоко дышите.

Опыт — сын ошибок трудных

Ораторское искусство требует постоянной практики. Чем больше реальных выступлений, тем уверенней вы будете себя чувствовать.

Смотрите видео речей признанных ораторов, читайте книги по риторике, запишитесь на курсы, где учат, как готовиться к публичным выступлениям и держать внимание зала. Все это добавит вам уверенности в себе и снимет страх перед аудиторией.

Принципы составления плана публичного выступления

План публичного выступлением - фото

Подготовка речи для публичного выступления всегда начинается с составления развернутого плана. Исходя из вашей цели и интересов аудитории, нужно сформулировать тезисы, подобрать к ним убедительные аргументы и наглядные примеры, а потом выстроить материал в логической последовательности. Не забудьте придумать яркое, интригующее название встречи, такое, чтобы люди не только поняли, о чем пойдет речь, но и захотели прийти вас послушать.

Устное выступление — особый жанр и у него есть строгие требования к структуре.

Вступление

Вступление должно быть ярким, эмоциональным, интригующим. Его цель — наладить контакт с аудиторией, разжечь интерес и обозначить проблематику доклада. Вступление состоит из приветствия и завязки.

  • Приветствие.
    У оратора есть всего полторы минуты, чтобы публика составила о нем первое впечатление. Продумайте ваше приветствие досконально: несколько слов о себе и о своей компетентности, почему, собственно, вам можно доверять.
  • Завязка.
    Завязка должна ясно обозначить тему и заинтересовать публику. Здесь уместны неожиданный, интригующий вопрос, короткая история, притча. Старайтесь придумать неформальную, яркую завязку, ведь от нее зависит, будут ли вас слушать дальше.

Совет: вступление — важнейшая часть, новичкам его лучше записать и выучить целиком.

Основная часть

В основной части раскрывается заявленная тема. Это не просто рассказ о своем опыте или изложение информации. Содержание выступления должно учитывать интересы слушателей и решать их проблему.

Повествование складывается из логической последовательности тезисов, каждый из которых дополняет и раскрывает предыдущие.

Все, что вы утверждаете, не должно быть голословным. Каждый тезис нуждается в убедительной аргументации. Доказательства должны быть правдивыми, подтвержденными авторитетными источниками и лаконичными. Для того, чтобы аудитория поверила в правомерность высказанного тезиса, достаточно 3-х аргументов.

Кроме классических тезисов и аргументов включайте в основную часть риторические приемы, оживляющие вашу речь и удерживающие внимание.

Составляя речь по законам драматургии, увеличивайте градус интереса и подводите публику к кульминации. Кульминация — ваш козырь, самый сильный аргумент, который должен убедить даже непробиваемых скептиков. После высшей точки выступления следует развязка.

Финал

Смазанная концовка убивает впечатление обо всем публичном выступлении в целом, поэтому обязательно включайте краткий итоговый анализ сказанного и выводы в свой план. Хорошая концовка:

  • лаконично обобщает идеи выступления;
  • четко формулирует основную мысль;
  • снимает напряжение и формирует положительный эмоциональный отклик аудитории.

Никогда не заканчивайте на минорной ноте. Даже если ваш доклад не располагает к безудержной радости, оставьте людям надежду.

Перед уходом со сцены поблагодарите всех за внимание. В финале уместна самореклама, призыв обращаться к вам с вопросами, слайд с контактными данными.

План необходим оратору для самоконтроля. Хорошая, логичная структура выступления последовательно раскрывает проблему от общего к частному, держит аудиторию в тонусе, не дает спикеру уходить от основной нити повествования. Если в такой композиции поменять местами элементы, то логика развалится, поэтому даже опытные спикеры пишут план.

Заключение

Сначала подготовка к публичным выступлениям будет отнимать очень много времени, даже если вы великолепно владеете темой. С опытом приходит собственный алгоритм действий, время на сбор и компоновку материала сокращается, а выступления становятся качественней и по смысловому наполнению, и по воплощению.

Подготовка дает ощущение уверенности, чем она тщательнее, тем больше шансов на успех. Максимально подготовленного спикера невозможно выбить из седла коварным вопросом или язвительной шуточкой. Развернутый план, репетиции, электронная презентация, «домашние заготовки» с лирическими отступлениями, дружелюбный настрой помогут донести до аудитории суть проблемы и пути ее решения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на Телеграм-канал и прокачайте свою речь за 10 минут в день!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Е. Ковалева,
14 апреля 2021

При написании курсовой, дипломной, магистерской, кандидатской и других квалифицированных работ важно не только хорошо потрудиться над их содержанием, но и суметь грамотно и достойно представить свой труд перед членами комиссии во время защиты. Как составить защитную речь, какие при этом следует соблюдать правила, рассказывается ниже.

Содержание:

  1. Что такое защитная речь
  2. На что комиссия обращает внимание
  3. Оптимальный объем текста
  4. Структура и пример речи на защиту проекта
  5. Заготовки (клише)
    1. Теоретические исследования
    2. Аналитико-проектные работы
  6. Защита диссертационного проекта
  7. Общие рекомендации по составлению защитной речи

Что такое защитная речь

Защитная речь – это устный доклад, представленный в сжатой форме членам комиссии, который демонстрирует проделанную студентом работу. На защиту проекта, как правило, выделяется от 10 до 15 минут. За этот период необходимо кратко:

  • раскрыть тему проекта;
  • описать суть исследования;
  • продемонстрировать практическую значимость;
  • доказать актуальность выбранной темы. 

Грамотно подготовленная речь отображает главные этапы проведенной научно-исследовательской работы, знакомит слушателей с достигнутыми результатами.

На что комиссия обращает внимание

Оценивая защитную речь, члены комиссии ориентируются на следующие показатели:

  • согласованность содержания доклада с представленными в проекте исследовательскими задачами;
  • грамотность, логичность построения речи докладчика;
  • обоснованность и аргументированность приведенных результатов исследования.

Если изначально учесть эти факторы при составлении защитной речи, ее качество значительно повысится.
речь перед аудиторией

Оптимальный объем текста

В среднем, текстовый вариант доклада должен занимать не более четырех страниц, напечатанных через одинарный интервал 14 кеглем. Этого вполне достаточно, чтобы вместиться в отведенный для выступления промежуток времени. 

Следует отметить, что если защитная речь продлится дольше 15 минут, то, как показывает практика, слушатели начнут скучать и могут потерять нить повествования. Поэтому в процессе поиска оптимального объема текста к защите, следует учесть следующее:

  • Темп собственной речи. Некоторым под силу прочитать вслух 10 страниц печатного текста за 10 минут, причем с «чувством и выражением», другие за это же время с трудом осилят 4 страницы. Во время репетиций перед зеркалом оцените собственную скорость и выберите приемлемый темп речи.
  • Особенности восприятия слушателей. Если в составе комиссии присутствуют пожилые люди или иностранные представители, лучше всего произносить речь неторопливо, четко выговаривая слова, делая паузы и выделяя голосом важные сведения.
  • Естественные паузы. Стоит учесть форс-мажорные обстоятельства. Например, во время выступления может пересохнуть или запершить в горле, в результате чего вам понадобится сделать глоток воды. 

Структура и пример речи на защиту проекта

Независимо от учебного заведения и факультета, защитная речь имеет определенную структуру. Выступление, как правило, проходит по одинаковому сценарию:

1. Приветствует комиссию и всех остальных, собравшихся в аудитории.

Здравствуйте Уважаемый председатель и члены Государственной экзаменационной комиссии!

2. Представляется сам. В некоторых случаях имя докладчика называет научный руководитель. 

Вашему вниманию представляется дипломная работа (Ф. И. О.) 

3. Громко произносит полное название темы проекта.

на тему «Газоснабжение поселка Песочное Вологодской области».

4. Доказывает актуальность исследовательской работы.

В настоящее время доля природного газа в топливном балансе России значительная, так как газ является высокоэффективным энергоносителем. Кроме того, в условиях экономического кризиса газификация может составить основу социально-экономического развития большинства регионов России, обеспечить улучшение труда и быта населения, а также снижение загрязнения окружающей среды.
По моему мнению актуальность работы заключается в том, что газ, на сегодняшний день, самое удобное и практичное топливо, которым пользуется весь мир. Так же природный газ — наиболее экономически оправданное и доступное решение для потребителей и производителей электроэнергии, умеющих считать свои деньги.

5. Перечисляет основную цель и задачи, с помощью которых она была достигнута.

Основными задачами при использовании природного газа являются внедрение эффективного газопотребляющего оборудования, использование энергосберегающих технологий, обеспечение на основе природного газа производства теплоты и электроэнергии для тепло- и энергосбережения небольших городов и сельских населенных пунктов.   Применение газового топлива позволяет избежать потерь теплоты, связанных с механическим и химическим недожогом топлива, а также способствует улучшению санитарного состояния воздуха населённых мест. В связи с этим очень важным фактором является грамотное газоснабжение потребителей.
Объектом разработки проекта газоснабжения является посёлок 
Цель проекта – разработка системы газоснабжения для нужд населения, коммунально-бытовых потребителей и промышленных предприятий.

6. Кратко излагает процесс работы. 

7. Заявляет о научной новизне. Бакалавру достаточно сказать пару слов, а претендентам на ученые степени предстоит развернуто рассказать о своих успехах. 

В выпускной квалификационной работе запроектирована уникальная система наружных газопровода  низкого давления п. Песочное, которая выполнена по тупиковой схеме из стальных и пластиковых труб. Схема может использоваться для других поселков как эффективный и низкозатратный прототип.

8. Излагает выводы, к которым пришел в ходе проведения исследовательской работы, и подводит итоги.

В проекте выполнены расчёты систем внутреннего газоснабжения и теплоснабжения усадебного дома в районе перспективной застройки до 2030 г с. Новленское. Для эффективного функционирования запроектированных инженерных систем отопления, горячего водоснабжения и газоснабжения подобрано необходимое оборудование: биметаллические отопительные приборы  БРЭМ БР для помещений дома, настенный газовый котёл “ECO3 Compact 240 Fi” мощностью 24 кВт фирмы ”BAXI”, определены диаметры водогазопроводных, пластиковых труб и запорной арматура. 

9. Повторно указывает на то, что ключевая цель была достигнута.

Таким образом, Цель работы достигнута.

10. Благодарит присутствующих за внимание.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

Уже лишь при соблюдении вышеописанной структуры, вы автоматически произведете благоприятное впечатление на членов комиссии.

Заготовки (клише)

Принцип составления речи для защиты проекта напрямую зависит от характера исследовательской работы. Предлагаем ознакомиться с заготовками докладов самых востребованных проектов.

Теоретические исследования

Речь для работы, которая носит сугубо теоретический характер, можно построить на основе выводов к каждой имеющейся главе. Таким образом, стандартный доклад будет выглядеть следующим образом:

Начинаем со слов: «В первой главе были рассмотрены … говорим 2-3 предложения, не более. Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам». После этого по пунктам перечисляем сделанные выводы.

Аналогично пересказываем содержание следующих глав.

Завершаем доклад общими выводами. Плавно подвести к ним можно воспользовавшись следующими клише:

«Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».

«Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».

«Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».

Другим и словами, в речи докладчика сначала излагаются промежуточные выводы, а затем – общие.

Аналитико-проектные работы

Структура речи для проектов, включающих аналитический и практический разделы, выглядит следующим образом:

Для освещения теоретической части вполне достаточно одного предложения: «Первая глава посвящена изучению теоретических основ… <темы>»

После этой фразы можно сразу переходить ко второй главе. Плавный переход можно совершить при помощи такого клише или его аналогов:

«Во второй главе был исследован <объект> на примере деятельности <организация>. Для этого нами были рассчитаны / выявлены / определены / выведены ….

Результаты проведенного нами анализа позволили нам сделать следующие выводы…».

Затем целесообразно поговорить о практической части. Как правило, следует озвучить проблемы, которые были выявлены в процессе исследований, а затем предложить собственные пути их решения.

В конце необходимо подвести итоги аналогично тому, как это происходит при изложении любого теоретического проекта.

Защита диссертационного проекта

В большинстве случаев, в научно-практических исследованиях, направленных на получение звания или научной степени, очень тщательно прорабатывается раздел «Введение». На его основе можно подготовить великолепную защитную речь.

В работах такого типа, как правило, присутствует пункт «Положения, выносимые на защиту». При наличии 4-6 таких положений, о содержании проекта в докладе можно даже не упоминать. Иными словами, речь диссертанта на защите строится таким образом:

  • озвучиваются положения;
  • указывается научная новизна результатов исследования (это вместо привычных выводов);
  • излагаются теоретическая и практическая значимости;
  • сообщается степень важности дальнейшего исследования рассматриваемой проблематики для общества или науки.

В заключительной части выступления докладчик перечисляет, где уже обсуждались и публиковались заявленные результаты исследования.

Общие рекомендации по составлению защитной речи

Предлагаем изучить полезные советы от выпускников, которые успешно защитили свои проекты.

  • Лучше всего воспринимается эмоциональное и короткое, длящееся не более 10 минут, изложение материала с использованием важных фактов и предоставлением интересных примеров.
  • Не используйте в защитной речи специфическую терминологию и «заумные» слова или фразы. Члены комиссии могут прервать ваш доклад и попросить расшифровать их понятия. Это не только может сбить вас с мысли, но и повлияет на общее время выступления. 
  • Следует помнить, что лучше всего воспринимается рассказ, а не чтение текста. При чтении доклада с листа члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своего проекта. Это чревато тем, что вам зададут много дополнительных вопросов, ответы на которые вы можете не знать или подзабыть.
  • Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
  • Во время доклада максимально используйте наглядный материал, от этого ваше выступление только выиграет. 
  • Не читайте доклад с листа. Лучше выучите защитную речь наизусть и тщательно отрепетируйте ее перед зеркалом или сокурсниками. Это очень неплохой способ придать себе уверенности.

Придерживайтесь вышеописанных рекомендаций, тогда процесс защиты пройдет значительно проще и легче.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Добавить комментарий