Библиографическое описание:
Твердохлебова, Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории / Е. А. Твердохлебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 249-255. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7399/ (дата обращения: 20.05.2023).
Стремительное и экономическое развитие регионов России, даже при поверхностном рассмотрении, приводит к размышлениям о древнейшем законе природы «выживает сильнейший» и заставляет согласиться с ним. С течением времени меняется лишь смысловое содержание понятия «сила» и возможности стать «сильным», идея остается прежней. Богатый исторический опыт развития стран мира подтверждает, что грамотная деятельность государственной власти может сделать территорию, казалось бы обделенную природой какими либо источниками для развития и обреченную на бедность, сильной и процветающей. Социально-экономической политике присуща особая значимая роль в реализации функций государственного управления. Для современного этапа системы управления социально-экономическим развитием характерно понимание и значение того что для эффективного управления социально-экономическим развитием, прежде всего, необходимо уделить пристальное внимание прогнозированию социально-экономических процессов. Наиболее ярко отражает значение прогнозирования в экономике известное выражение «предупрежден — значит вооружен». Необходимость прогнозов имеет глубокие исторические корни, еще в древности инстинкт самосохранения заставлял людей изучать и предсказывать погоду чтобы быть готовым к ненастьям, приобрести те или иные продукты и товары. Однако только сейчас прогнозирование становится значимой составляющей экономического управления.
В нашей стране социально-экономическое прогнозирование долгое время имело двойственное значение — хотя плановая экономика составляла сущность управления в СССР, технология прогнозирования социально-экономического развития страны с начала 30-х и до 50-х годов в СССР не развивалась. При формировании пятилетних планов (кроме первой пятилетки) их основу составлял не прогноз, а идеи лидеров партии, основанные на простом увеличении показателей предыдущего плана.
Сегодня, в соответствия с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации представляет из себя систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Одной из функций Правительства РФ является обеспечение разработки прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. [1, с. 2]
Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается 1 раз в 5 лет на 10-летний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, где конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей.
Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Также, после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Правительство Российской Федерации ежегодно, одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год. [1, с 1]
Значимость и необходимость качественного прогнозирования сложно переоценить. Главными функциями социально-экономического прогнозирования является:
– выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;
– оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;
– предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;
– выявление возможных альтернатив развития в перспективе;
– накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.
Таким образом, прогноз ложится в основу определения приоритетов и направлений дальнейших действий. В настоящий момент усиление роли прогнозирования социально-экономического развития в России и регионах связана с Указом Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». В соответствии с указом, «Правительство РФ должно планировать свою работу на основе стратегического планирования, не заниматься решением частных, хотя и важных задач, т. к. развитие страны — это системная задача, которая может быть решена только на основе системного подхода и системных решений» [3, с. 1]. Адля эффективных управленческих решений необходима информационная основа — качественный прогноз социально-экономического развития, т. е. к чему мы придем через заданный интервал времени при сложившихся условиях и тенденциях.
В настоящее время насчитывается порядка 150 методов прогнозирования, в тоже время на практике широко используются при социально-экономическом прогнозировании только 20–30 из них. Классификация наиболее распространенных методов прогнозирования приведена на рисунке (см. Рисунок 1) [4, с. 1].
Рис. 1. Классификационная схема методов прогнозирования
Каждый уровень детализации методов определяется своим классификационным признаком: степенью формализации, общим принципом действия, способом получения прогнозной информации.
По степени формализации все методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные.
Интуитивное прогнозирование применяется тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. В зависимости от общих принципов действия интуитивные методы делят на две группы: индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки. В группу индивидуальных экспертных оценок можно включить следующие методы (по принципу — способ получения прогнозной информации): метод интервью, аналитические докладные записки, написание сценария и пр. В группу коллективных экспертных оценок входят следующие методы: анкетирование, метод комиссий, метод мозговых атак и пр. Полученные экспертные оценки используют как конечные прогнозы или в качестве исходных данных в комплексных системах прогнозирования.
Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке полученных результатов. [3, с. 2].
Существуют и используются в работе современные компьютерные технологии прогнозирования, основанные на интерактивных статистических методах прогнозирования с использованием баз эконометрических данных, имитационных (в том числе на основе применения метода статистических испытаний) и экономико-математических динамических моделей, сочетающих экспертные, математико-статистические и моделирующие блоки.
На сегодняшний день существует большое количество программно-инструментальных решений, позволяющих строить прогнозы. Они могут быть подвергнуты классификации по следующим признакам: по сфере применения, реализуемым методам, квалификации пользователя, степени готовности к эксплуатации.
Перечень распространенных программных решений в соответствии с указанными признаками приводится в таблице:
Таблица 1
Название инструмента |
Сфера применения |
Реализуемые модели |
Требуемая подготовка пользователя |
Готовность к эксплуатации |
Microsoft Excel, OpenOffice.org |
широкого назначения |
алгоритмические, регрессионные |
базовые знания статистики |
требуется значительная доработка (реализация моделей) |
Statistica, SPSS, E-views, Gretl |
исследовательская |
регрессионные нейросетевые |
специальное математическое образование |
коробочный продукт |
Matlab |
исследовательская, разработка приложений |
алгоритмические, регрессионные, нейросетевые |
специальное математическое образование |
требуется программирование |
ForecastPro, ForecastX |
бизнес-прогнозирование |
алгоритмические |
не требуются глубокие знания |
коробочный продукт |
iLog, AnyLogic, iThink, Matlab Simulink, GPSS |
разработка приложений, моделирование |
имитационные |
требуется специальное математическое образование |
требуется программирование (под специфику области) |
Зарекомендовавшими себя представителями программных решений, реализующих современные методы статического анализа и прогнозирования данных, являются: SPSS, SAS, STATISTICA, STATGRAPHICS, STADIA. И др. При этом следует отметить, что, не смотря на наличие достаточно большого числа программных решений для осуществления прогнозирования, рынок данного продукта на настоящий момент достаточно монополизирован [4, с. 12]..
Для получения согласованных и непротиворечивых прогнозов показателей социально-экономического развития учитывается существование взаимосвязи и взаимодействие между прогнозными показателями. Например, существует устойчивая зависимость между динамикой населения, параметрами развития экономики и социальной сферы. Демографические показатели оказывают влияние на трудовые ресурсы, а последние оказывают влияние на развитие экономики, а также служат исходной базой для прогнозов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Взаимосвязи между основными показателями социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ниже (см. Рисунок 2) [4, с. 17].
Рис. 2. Взаимодействие между укрупненными блоками показателей социально-экономического развития
Таким образом, прогноз охватывает крупнейшие блоки социально-экономического развития, что позволяет использовать его в различных ситуациях различным категориями людей, будь то руководители органов власти, руководители крупных компаний или небольшие частные предприниматели, население региона или крупные иностранные инвесторы и т. д.
Прогноз социально-экономического развития страны формируется на основе соответствующих прогнозов регионов. Которые в свою очередь, формируют прогноз совместно с органами статистики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и т. д. При этом используя сценарные условия развития России и других стран, данные о ценовых колебаниях на товары монополий и др., которые рекомендуются к использованию Минэкономразвития РФ.
В Ульяновской области практика формирования прогноза и его использования при принятии управленческих решений в различных сферах применяется уже длительное время.
Министерством экономики и планирования Ульяновской области разработан долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года, ежегодно разрабатывается среднесрочный прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие 3 года.
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2013 год и на период до 2015 года
Показатели |
Единица измерения |
2013 |
2014 |
2015 |
1. Демографические показатели |
||||
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
1272,70 |
1268,50 |
1266,20 |
% к предыдущему году |
99,50 |
99,70 |
99,80 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
70,00 |
70,50 |
71,00 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-2,40 |
-1,50 |
0,00 |
2. Валовой региональный продукт |
||||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в постоянных основных ценах |
104,50 |
105,00 |
106,00 |
Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году |
106,00 |
106,00 |
106,00 |
2. Промышленное производство |
||||
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
105,00 |
106,00 |
108,00 |
3. Сельское хозяйство |
||||
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн.руб. |
35102 |
38955 |
42561 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
% к предыдущему году |
110 |
105,6 |
104,7 |
4. Рынок товаров и услуг |
||||
Индекс потребительских цен |
декабрь к декабрю предыдущего года, % |
106,30 |
105,70 |
105,30 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105 |
101,6 |
102,6 |
|
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
40676,25 |
46961,54 |
54418,09 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
108,30 |
108,00 |
108,50 |
|
Индекс-дефлятор объема платных услуг |
% к предыдущему году |
105,00 |
106,90 |
106,80 |
5. Инвестиции |
||||
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
80945,11 |
95361,43 |
111820,82 |
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
108,00 |
110,00 |
110,00 |
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
107,30 |
107,00 |
107,00 |
6. Денежные доходы и расходы населения, труд и занятость |
||||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению |
% ко всему населению |
16,00 |
15,00 |
14,00 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% |
6,00 |
5,90 |
5,80 |
Нормативно-правовую основу формирование прогноза социально-экономического развития составляют:
– Бюджетный кодекс РФ (ст.173);
– Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
– Постановление Правительства Ульяновской области от 4 июля 2011 г. № 302-П «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Ульяновской области» и др. При формировании прогнозных параметров используются Сценарные условия, основные параметры прогноза — социально-экономического развития РФ и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период.
При формировании прогнозных данных, в обязательном порядке используются данные, рекомендуемые и предоставляемые регионам Минэкономразвития РФ:
– Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на прогнозный период;
– Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период;
– Основные показатели прогноза макропараметров социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозный период;
– Индексы промышленного производства;
– Прогноз показателей инфляции и системы цен;
Также в Ульяновской области формируются ежемесячные прогнозы социально-экономического развития, которые включают основные показатели, характеризующие ситуацию в регионе. Это позволяет, оценив текущую ситуацию, предотвратить какие-то нежелательные моменты социально-экономического развития, своевременно принимать необходимые управленческие решения.
Как показывает практика, активное использование прогнозных данных при формировании экономической политики, а также рост количества пользователей со стороны населения, требует роста качества и достоверности прогнозирования процессов. На практике выполнение данного требования сталкивается с рядом проблем.
1. Как правило, на сравнительно небольших территориях, будь то город, район, область, социально — экономическое положение формируют предприятия и организации, крупнейшие, крупные в своем виде деятельности, существуют также градообразующие предприятия. В соответствии с действующим законодательством, предприятия обязаны предоставлять информацию о своей деятельности только в органы статистики, которые в свою очередь гарантируют конфиденциальность информации. Перед Правительством и исполнительными органами власти никаких законодательно закрепленных обязательств нет. В результате, прогнозирование процессов сводится лишь к анализу фактических данных, «слепо, только на ощупь», не видя реальных планов деятельности предприятий, которые могут оказать значительное влияние на общую социально-экономическую ситуацию на территории. Будь то изменение объема производства, уровень заработной платы, кадровая политика, которая определяет занятость населения и т. д.
В связи с вышеизложенным эффективным бы стало законодательно закрепленное сотрудничество органов исполнительной власти, осуществляющих разработку прогнозов, с предприятиями и организациями, имеющими значительный вес в формировании прогнозируемых показателей. Сотрудничество должно реализовываться через конструктивную работу — с одной стороны предоставлением достоверных данных предприятиями, с другой гарантия их использования только для служебных целей, а именно для формирования достоверных данных о социально-экономической ситуации на настоящий момент и перспективу, а также для выявления «узких мест» в социально-экономическом развитии, их причин и выработки эффективных управленческих решений.
2. Отсутствует четкая грань и понимание между параметрами прогноза социально-экономического развития и целевыми параметрами, разрабатываемыми органами власти в качестве ориентира при выполнении определенных действий (реализации программ, осуществление господдержки и т. д.). Следует понимать, что эти два понятия несут различное содержание и могут значительно отличаться. Прогнозный параметр (значение) — это оценка, предполагаемая ситуация в будущем, которая вероятнее всего сложится при существующих условиях и тенденциях Здесь отсутствует возможность как то повлиять на результат, отсутствует ответственность. Целевой параметр — своеобразный эталон, к чему надо стремиться и нужно достичь. Здесь присутствует возможность влиять на результат, и существует ответственность за достижение обозначенного результата. Данное понимание важно для постановки оптимальных ориентиров и правильной оценке результатов реализуемых действий. Заблуждение в данных понятиях характерно для населения, это может повлечь ошибочное понимание работы органа власти и оценки эффективности работы.
3. В связи с стремительно выросшей ролью прогноза в системе управления, кадровая политика органов власти, система образования не успевает обеспечить этот сектор работы надлежащим количеством квалифицированных специалистов. Кадровый голод оказывает негативное влияние на качество выполнения поставленных задач. Данная проблема вполне решаема даже на региональном уровне в отдельно взятой структуре (институт наставничества, увеличение количества работников в соответствии с увеличением нагрузки), положительный эффект дадут семинары и тренинги.
Социально-экономическое прогнозирование в настоящий момент приобретает все большую актуальность и востребованность. И естественным следствием является активный процесс совершенствования техники прогнозирования, обеспечения точности прогнозов. Это подтверждается и использованием в процессе управлении стратегического, индикативного планирование, и возникновение и внедрение программных решений для разработки прогнозов. Поэтому для совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием территории, необходимо создать условия для формирования качественного прогноза социально-экономических параметров.
Литература:
1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
2. Указ Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочнойгосударственной экономической политике»
3. Карасёв А. Б. Прорывная инновационная программа Президента РФ Путина В. В. «О долгосрочной государственной экономической политике» (Стратегии). Указ Президента РФ № 596 от 07.05.12: статья //Госбук. — 2012. http://www.gosbook.ru/node/60008
4. Методические рекомендации Минэкономразвития РФ по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
5. Федоров Н. В., Кураков Л. П..Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации: научное издание. — Москва.: «Пресс-сервис» 1998. –С.34.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическое развитие, Российская Федерация, Ульяновская область, SPSS, прогноз, прогнозный период, социально-экономическое прогнозирование, социально-экономическое развитие страны, государственное прогнозирование, промышленное производство.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования разрабатывается на период не менее трех лет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Прогноз социально-экономического развития городского, сельского поселения (внутригородского района) может разрабатываться местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии с соглашением между местной администрацией городского, сельского поселения (внутригородского района) и местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением), за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования одобряется соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
5. Изменение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
6. Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, городского, сельского поселения, внутригородского района осуществляется уполномоченным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) местной администрации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 28.06.2021 N 228-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В целях формирования бюджетного прогноза Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период в соответствии со статьей 170.1 настоящего Кодекса разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на долгосрочный период в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Прогноз социально-экономического развития городского, сельского поселения (внутригородского района) на долгосрочный период может разрабатываться местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии с соглашением между местной администрацией городского, сельского поселения (внутригородского района) и местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением), за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7 введен Федеральным законом от 04.10.2014 N 283-ФЗ)
Анализ
и прогнозирование социально-экономического
развития
является отправной точкой работы по
управлению региональным
развитием. На основе обоснованного
прогноза определяются
цели социально-экономического развития
региона, уточняются программные
мероприятия и приоритеты в развитии
регионального
хозяйственного комплекса.
Прогнозирование
социально-экономического развития
региона —
предвидение
будущего состояния экономики и социальной
сферы,
составная часть государственного
регулирования экономики, призванная
определять направления развития
регионального комплекса и его
структурных составляющих. Результаты
прогнозных расчетов
используются государственными органами
для обоснования
целей и задач социально-экономического
развития, выработки
и обоснования социально-экономической
политики правительства,
способов рационализации использования
ограниченных производственных ресурсов.
В
состав прогноза социально-экономического
развития региона
входят набор
частных прогнозов, отражающих
будущее отдель-
ных
сторон жизни общества, и комплексный
экономический прогноз,
отражающий
в обобщенной форме развитие экономики
и социальной
сферы региона.
В
частных прогнозах оцениваются:
-
демографическая
ситуация в регионе; -
состояние
природной среды, включая такие сферы,
как разведанные
запасы природных ископаемых, земельные,
водные
и лесные ресурсы; -
будущее
состояние научно-технических достижений
и возможность
их внедрения в производство; -
основные
факторы производства (капитал, труд,
инвестиции); -
величина
и динамика спроса населения на товары
и услуги -
платежеспособный
спрос населения на отдельные товары и
,услуги; -
темпы
развития отдельных отраслей народного
хозяйства,территорий
и других общественно значимых сфер
деятельности.
В
комплексном экономическом прогнозе
отражается
будущее развитие
экономики региона как целостного
образования. Разработка
комплексного прогноза базируется на
научных основаниях, которые
адекватно объясняют функционирование
и развитие регионального
хозяйственного комплекса.
По
временному горизонту комплексные
прогнозы экономического
развития регионов можно подразделить
на три вида: долго-, средне-
и краткосрочный.
Долгосрочный
прогноз разрабатывается
один раз в пять лет на десятилетний
период. Он служит основой для разработки
концепции
социально-экономического развития
страны на долгосрочную перспективу.
В целях обеспечения преемственности
проводимой экономической
политики данные долгосрочного прогноза
используются
при разработке среднесрочных прогнозов,
концепции и программ
социально-экономического развития
страны.
Среднесрочный
прогноз социально-экономического
развития страны
разрабатывается на период от трех до
пяти лет с ежегодной корректировкой
данных. Он служит основой для разработки
концепции
развития экономики в рамках среднесрочной
перспективы.
В целях всеобщего ознакомления данные
долго- и среднесрочных
прогнозных расчетов, а также концепции
социально-экономического
развития публикуются в открытой печати.
Краткосрочный
прогноз социально-экономического
развития разрабатывается
ежегодно и служит основой составления
проекта государственного
бюджета.
Вышеназванные
документы являются составной частью
пакета,
представляемого Правительством России
Федеральному собранию.
В состав этого пакета входят:
-
данные
о социально-экономическом развитии
страны запрошедший
период текущего года; -
прогноз
социально-экономического развития на
предстоящий
год; -
проект
сводного финансового баланса на
территории России; -
перечень
основных социально-экономических
проблем (задач)
развития, на решение которых будет
направлена политика
Правительства РФ; -
перечень
федеральных целевых программ, намеченных
кфинансированию
в предстоящем году за счет средств
федерального
бюджета; -
перечень
и объем поставок продукции для
государственныхнужд
по укрупненной номенклатуре; -
проектировки
развития государственного сектора
экономики.
Наряду
с этим Правительство России представляет
проекты законов, которые оно считает
необходимым принять для успешной
реализации намеченных задач.
В
качестве рабочих инструментов
комплексного прогноза используются:
экстраполяция
сложившихся
в прошлом тенденций в развитии
экономики и социальной сферы на будущее,
экономет-рические
расчеты на
базе данных системы национального
счетоводства,
система
макроструктурных моделей, включающая
модифицированную
модель межотраслевого баланса, модель
динамики капитала
и инвестиций в реальный сектор экономики.
Эта модель пока
не имеет завершенного вида и используется
лишь для экспериментальных
прогнозных расчетов.
Возможны
два принципиально различных подхода к
прогнозированию
экономических объектов: генетический
и телеологический.
Генетический
подход основывается
на анализе предыстории развития
объекта, фиксирует его основополагающие
факторы, определяющие
особенности развития. На этой основе
делаются выводы
относительно состояния прогнозируемого
объекта в буду-
щем.
Этот подход в большей мере присущ
«сторонним наблюдателям»
происходящих процессов. Целевые установки
социально-экономического
развития при этом подходе не играют
особой роли.
Наиболее ярким представителем данного
подхода в нашей стране являлся Н.Д.
Кондратьев с его теорией «длинных волн».
Телеологический
подход (от
греч. telos
—
цель) больше присущ активным
участникам происходящих в экономике
процессов. Он базируется
на целевых установках развития данного
объекта и степени
его приближения к поставленным задачам.
Наиболее ярким представителем
и защитником этого подхода в прогнозировании
экономики
являлся С.Г. Струмилин.
Методологические
и методические проблемы прогнозирования
социально-экономического
развития являются прерогативой тех
организаций,
которым правительство поручает разработку
прогнозов.
В частности, сводный экономический
прогноз разрабатывается
Министерством экономического развития
и торговли РФ. Именно
оно и отвечает за методологию и методику
разработки прогноза.
Разработка
комплексного экономического
прогноза региона
преследует
две цели. Во-первых, он должен предоставить
правительству
региона информацию для принятия решений
в области экономической
и социальной политики. Во-вторых, его
показатели
служат основой для разработки показателей
проекта государственного
бюджета региона.
Проблемы
информационного обеспечения
прогнозирования. Государственное
прогнозирование базируется на информации,
предоставляемой соответствующими
органами исполнительной власти
Российской Федерации и ее субъектов.
Основным органом по предоставлению
информации является Государственный
комитет по
статистике, который через сеть своих
региональных органов собирает
первичную информацию, обобщает ее и
официально публикует.
Другие министерства и ведомства несут
ответственность
за предоставление информации по сферам
их ведения (по денежно-кредитной
сфере — Центральный банк, по исполнению
бюджета
— Министерство финансов, по таможенной
статистике — Государственный
таможенный комитет, и т.д.).
Система
национальных счетов является
сводным и обобщающим
инструментом проведения экономических
расчетов. Региональная
система национальных счетов обеспечивает
целостное видение
экономических процессов прежде всего
в форме потоков финансовых
ресурсов, что
в основном раскрывает сущность про-
исходящих
процессов в экономике рыночного типа.
Она позволяет
определить обобщающие показатели
развития отраслей, секторов
и институциональных единиц на различных
стадиях процесса воспроизводства и
взаимно увязать эти показатели между
собой.
Каждой
стадии воспроизводства соответствует
специальный счет
или их группа. Это позволяет проследить
движение массы произведенных
товаров и услуг, а также добавленной
стоимости через цикл воспроизводства,
от производства до использования.
Комплекс
сводных таблиц системы национальных
счетов может
применяться как при проведении
макроэкономических расчетов,
так и в процессе обобщения отдельных
разделов прогноза в
единое целое.
Теоретическая
база прогнозирования регионального
развития. Прогноз
социально-экономического развития
региона базируется
на определенных научных теориях,
объясняющих особенности функционирования
и развития регионального хозяйственного
комплекса.
Эти теоретические постулаты в основном
те же, что и для
национальной экономики.
Теория
стадий экономического роста У.Ростоу.
Согласно
этой теории
выход из состояния слаборазвитости
может быть описан серией
стадий (шагов), через которые должна
пройти любая страна.
У.Ростоу
выделял пять стадий движения традиционного
общества
к зрелости: 1) традиционное общество; 2)
созревание предпосылок
для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому
росту; 4) переход
к технологической зрелости; 5) эра
массового потребления. Каждая
из этих стадий имеет свою внутреннюю
структуру и логику
развития. По мнению автора теории, они
не только характеризуют
элементы теории экономического роста,
но вместе с тем являются, пусть весьма
неполной, теорией всемирной истории.
Неоклассическая
теория роста. Одним
из главных пунктов неоклассической
теории является тезис, согласно которому
либерализация
внутреннего рынка и внешней торговли
увеличивает сумму
внутренних и внешних иностранных
инвестиций в стране и ускоряет
накопление капитала. В свою очередь это
ведет к росту капиталовооруженности
и производительности труда и уровня
душевых
доходов.
Традиционно
неоклассические модели роста строятся
на моделях
Харрода—Домара и Солоу—Тинбергена,
которые среди всех прочих
факторов роста отдавали приоритет
сбережениям. Согласно
неоклассической теории экономический
рост обусловлен тремя главными
факторами:
-
ростом
количества и качества применяемого
труда (черезприрост
населения и развитие системы образования); -
накоплением
капитала (через сбережения и инвестиции); -
прогрессом
в технологиях.
В
условиях открытой экономической системы
(при наличии внешней
торговли и притока иностранных инвестиций)
увеличение
доходов происходит по достижении более
высокого уровня развития, когда начинается
перелив капиталов из богатых стран в
бедные, где коэффициент «капитал —
доходы на инвестиции» выше.
Теория
развития АЛьюиса является
одной из известнейших теоретических
конструкций развития, в центре внимания
которой находится структурная
трансформация натуральной потребительской
экономики — модель АЛьюиса. Созданная
им двухсекторная модель является
господствующей теорией развития для
трудоизбыточной
экономики стран «третьего мира».
В
модели А.Льюиса экономика состоит из
двух секторов. Во-первых,
это традиционный
сектор с
натуральным сельским хозяйством,
скрытым перенаселением и нулевой
предельной производительностью
труда. Такая ситуация позволила Льюису
ввести понятие избыточной рабочей силы
в этом секторе, которую можно
изъять оттуда, не уменьшая объем
производства. Во-вторых, существует
высокопроизводительный
современный сектор, к
которому
относится городская промышленность и
в который постепенно
перемещается рабочая сила из сельского
хозяйства.
Основное
внимание в модели А.Льюиса уделено
миграции рабочей
силы из деревни в город и росту производства
и занятости
в современном секторе. Как миграция,
так и занятость в современном
секторе зависят от экономического роста
внутри него, что,
в свою очередь, определяется накоплением
капитала и уровнем
инвестиций в промышленность. Такие
инвестиции производятся за счет
реинвестирования прибыли капиталистами
современного сектора. Заработная
плата предполагается фиксированной
на уровне, несколько превышающем средние
доходы работника
традиционного сектора. При фиксированной
заработной
плате в городе предложение рабочей силы
из деревни рассматривалось
АЛьюисом как абсолютно эластичное.
Данная
модель может быть приспособлена для
описания взаимосвязей
экономических переменных в отдельных
регионах России.
Модель
структурных преобразований Х.Ченери
акцентирует
внимание
на механизме превращения преимущественно
аграрной
экономики
стран «третьего мира» в хозяйство с
более развитой отраслевой
структурой и более высоким уровнем
урбанизации.
При
проведении анализа используются такие
неоклассические понятия,
как цены и распределение ресурсов.
Ведущая гипотеза теории
структурных сдвигов состоит в том, что
развитие есть одновременный
процесс роста и различных сопутствующих
изменений,
более или менее одинаковых для всех
стран. Однако при этом допускаются
различия между странами в темпах и
формах развития
в связи с целым рядом специфических
факторов. К ним относятся
природные ресурсы и размер страны, цели
и средства государственной
политики, доступ к иностранным инвестициям
и технологиям,
внешнеторговое положение страны.
Инструментарием
моделирования выступают современные
эконометрические
методы. При моделировании структурных
преобразований
наряду с моделью трудоизбыточной
экономики А.Ль-юиса
широко используется эмпирический анализ
форм развития, проводимый
Х.Ченери. Последний является специалистом
в области
межотраслевого баланса.
Эмпирические
исследования структурных сдвигов
показывают,
что темпы и формы развития могут
различаться в зависимости
как от внутренних, так и от внешних
факторов, многие из которых
неподконтрольны отдельной стране.
Несмотря на эти различия,
сторонники модели структурных сдвигов
утверждают, что можно выделить ряд
направлений и форм развития, общих почти
для
всех стран. На них можно воздействовать
через государственную
политику, рациональную организацию
внешней торговли и программы
внешней помощи развитию. Из этого
сторонники структуралистской
школы делают достаточно оптимистичный
вывод,
что «правильный» выбор экономической
политики способен
привести к самоподдерживаемому росту.
Теории
внешней зависимости. Сторонники
этой теории пытаются
доказать, что «третий мир» отстает в
своем развитии из-за хищнической
деятельности ведущих капиталистических
стран и созданных
ими международных организаций, а не
из-за чрезмерного
вмешательства государства в экономические
процессы. По мнению сторонников этой
теории, обнаруженные структуралистами
общие черты в развитии многих стран
(как богатых, так и бедных) имеют лишь
ограниченное практическое значение,
поскольку
не раскрывают ключевых факторов,
определяющих динамику развития
отдельных стран, и, самое главное,
отвлекают вни-
мание
от тех реальных проблем и сил в мировой
экономике, которые
воспроизводят бедность стран «третьего
мира».
В
настоящее время последователи
неоклассической школы одержали
верх в двух ведущих международных
институтах — МВФ и
Всемирном банке, а такие организации,
как Международная организация труда
(МОТ), Программа развития ООН (ПРООН),
Конференция
ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где
всегда
были сильны позиции представителей
«третьего мира», утратили
былое влияние. Главным аргументом в
пользу необходимости ухода государства
из экономики для неоклассиков является
нерациональное распределение ресурсов
в «третьем мире» из-за искажений цен,
вызванных вмешательством государства.
Теоретики
неоклассической школы утверждают, что
именно вмешательство
государства тормозит экономический
рост в странах «третьего мира».
Неоклассики считают, что можно ускорить
рост, поощряя свободные
рынки, приватизацию государственных
предприятий, устраняя преграды для
экспорта и привлекая иностранные
инвестиции. Смысл всех этих мер
состоит в уменьшении вмешательства
государства в экономику, сокращении
искажений цен на рынках
товаров, факторов производства и
финансовых услуг.
По
мнению неоклассиков, для успеха развития
нужны не рост иностранной
помощи, не попытки контролировать рост
населения
или вводить более эффективное центральное
планирование, а
поощрение свободных рынков, развитие
предпринимательской инициативы, с тем
чтобы «невидимая рука» рынка привела
к рациональному распределению
ресурсов и тем самым — к ускорению
роста. Против этого подхода выступают
сторонники теории внешней
зависимости.
Соседние файлы в папке Фетисов
- #
- #
- #
- #
- #
О разработке прогнозов социально-экономического развития
“Бюджет”, 2011, N 10
Председатель Правительства РФ В.В. Путин 12 сентября провел заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановой период. По словам премьер-министра, задачи комиссии – расставить акценты бюджетной политики, окончательно согласовать позиции ведомств по ключевым параметрам, а также рассмотреть прогноз социально-экономического развития России на 2012 – 2014 гг. В.В. Путин отметил, что “несомненным приоритетом государственных финансов остается баланс доходов и расходов” и уже в текущем году бюджет будет сверстан без дефицита.
Показатели и характеристики прогноза
Разработка ежегодных прогнозов социально-экономического развития регламентируется Федеральным законом от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”. Правительством РФ приняты Правила разработки прогноза социально-экономического развития (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 596 “О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации”), предусматривающие корректировку показателей три раза в год: на этапе разработки сценарных условий, самого прогноза социально-экономического развития и уточненного прогноза. В Правилах сформирован перечень показателей и характеристик, включаемых в состав прогноза:
- оценка достигнутого уровня социально-экономического развития;
- характеристика условий социально-экономического развития в очередном финансовом году и плановом периоде, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;
- основные показатели развития мировой экономики на очередной финансовый год и плановый период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
- оценка факторов и ограничений социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период;
- перечень задач и целевых показателей, обеспечивающих реализацию целевого варианта прогноза, соответствующих целевым значениям показателей, определенных в ОНДП;
- основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры на очередной финансовый год и плановый период;
- основные направления территориального развития на очередной финансовый год и плановый период;
- баланс институциональных секторов экономики на очередной финансовый год и плановый период, отражающий условия финансовой сбалансированности параметров развития экономики и секторов экономики, а также показатели развития институциональных секторов экономики с учетом влияния мер государственной политики в области экономического развития и другие показатели по согласованному между Минэкономразвития и Минфином России перечню.
Конкретизация показателей прогноза
Для конкретизации показателей Министерством экономического развития РФ приняты Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период. Данный документ описывает входящие в него конкретные показатели:
- темпы роста мировой экономики;
- курсы основных валют;
- мировые цены на энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты);
- экспорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России (см. справку “Бюджета”). Также выделяется экспорт сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов;
- импорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России. Также выделяется импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ, предусмотрено выделение потребительского, инвестиционного и промежуточного импорта;
- прогноз ценовых показателей, в том числе индекса потребительских цен (инфляции), предельных параметров роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, индексов цен производителей (ИЦП) и индексов-дефляторов цен по важнейшим видам экономической деятельности;
- прогноз ВВП и его элементов;
- прогноз производства по видам экономической деятельности;
- прогноз оборота розничной торговли и платных услуг населению;
- прогноз инвестиций в основной капитал с выделением бюджетных инвестиций;
- прогноз демографических показателей, в том числе численности и структуры населения;
- прогноз рынка труда, в том числе фонда заработной платы, среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников, уровня безработицы;
- прогноз величины прожиточного минимума и уровня абсолютной бедности;
- прогноз развития социально-культурной сферы;
- прогноз финансовых результатов экономики, включая прибыль, амортизацию и прогнозный баланс основных фондов по полной учетной стоимости;
- прогноз развития малого и среднего предпринимательства.
Справка “Бюджета”. Если еще в начале прошлого века практика международной торговли сталкивалась с многочисленными проблемами, обусловленными существованием большого количества разнообразных таможенных номенклатур, то уже к середине XX в. возобладала тенденция международной унификации товарных номенклатур. Предполагалось установить единый стандарт товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД именно с помощью норм международного права, а не издания справочников с таблицами переходов от одной национальной номенклатуры к другой.
Общероссийский классификатор кодов ТН ВЭД используется для таможенного оформления товаров, определения таможенных тарифов и таможенных пошлин, сертификации импорта и составления отказных писем. Классификатор ТН ВЭД имеет древовидную структуру 10-значных кодов ТН ВЭД. Классификатор кодов ТН ВЭД России применяется для каталогизации ввозимых товаров, сертификации на таможне однородных групп продукции, построенных на основе дерева кодов ТН ВЭД России.
Следует отметить, что прогноз социально-экономического развития по нормативным документам не включает территориальные аспекты, хотя в тексте доклада по прогнозу социально-экономического развития традиционно присутствует соответствующий раздел. В части долгосрочного прогноза социально-экономического развития законодательство пока предусматривает разработку документа единовременно (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
В настоящее время идет разработка законопроекта “О государственном стратегическом планировании”, который должен расширить перечень положений, регламентирующих процессы прогнозирования, в том числе предусмотреть необходимость периодического составления (актуализации) долгосрочных прогнозов.
Прогнозы на региональном уровне
Система государственных прогнозов и порядок государственного прогнозирования в субъектах РФ установлены теми же законодательными актами, что на федеральном уровне. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ является документом социально-экономического планирования, который формируется с учетом положений ст. 173 БК РФ, Закона N 115-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 596. В зависимости от региона может приниматься нормативный акт, регламентирующий процедуры разработки прогноза социально-экономического развития субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований.
При разработке прогноза применяются также Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Минэкономразвития России. Такие Методические рекомендации ежегодно уточняются и направляются в субъекты РФ для применения в процессе прогнозирования и организации взаимодействия с муниципальными образованиями. Рекомендации готовятся в том числе для получения от регионов унифицированной информации о региональных показателях с целью их последующей обработки. Для этого субъектам РФ рассылается типовая форма, которая содержит около 650 показателей и предусматривает составление не менее двух вариантов прогноза. Данная форма содержит также блок показателей в сфере прогноза закупок продукции для региональных и муниципальных нужд.
Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, как правило, разрабатывается:
- для определения тенденций и количественных значений показателей регионального социально-экономического развития;
- определения значений показателей целей социально-экономической политики правительства субъекта РФ;
- формирования основы для разработки проекта регионального бюджета, разработки и корректировки среднесрочного финансового плана субъекта РФ (в случае, если бюджет формируется на один год);
- обоснования внесения корректив в стратегию и программу социально-экономического развития субъекта РФ;
- оценки степени воздействия отдельных решений федеральных и региональных органов государственной власти на социально-экономическое развитие субъекта РФ.
Как и на федеральном уровне, региональные прогнозы социально-экономического развития являются основой для составления региональных бюджетов. В основе региональных прогнозов лежат показатели, разрабатываемые на федеральном уровне, а также планы развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории, действующие программы и иные документы. Таким образом, в регионах прогноз экономических показателей может носить частично целевой характер. На федеральном уровне данный подход практически не применяется.
Прогнозы на муниципальном уровне
На муниципальном уровне процедуры, как правило, гораздо проще, чем на федеральном или региональном. При разработке прогноза развития муниципальных образований также применяются Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Минэкономразвития России. Кроме того, субъект РФ на своей территории может принимать собственные руководства по составлению прогнозов для муниципальных образований.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования (района, городского округа, поселения) разрабатывается, как правило, на один или три года. Однако в отдельных субъектах РФ прогноз должен разрабатываться на срок не менее трех лет с ежегодным уточнением. Несмотря на видимое сходство, технология составления прогноза на муниципальном уровне существенно отличается от работы на вышестоящих уровнях. Для составления прогноза используются данные муниципальной статистики. Правительством РФ принят Порядок предоставления органами муниципального статистического учета органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (МО) (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 670). Однако кроме данных регулярной статистической и ведомственной отчетности существенное влияние на прогнозы развития МО оказывают:
- информация об инвестиционных проектах на территории МО;
- планы организаций, осуществляющих деятельность на территории МО (в том числе оценки перспектив развития системообразующих предприятий, присутствующих почти в каждом МО).
Прогноз социально-экономического развития муниципальных образований разрабатывается, как правило, самостоятельно, однако возможны варианты, когда несколько муниципалитетов могут объединять усилия в соответствии с соглашениями (в частности, руководствуясь ст. 173 БК РФ). После разработки прогноза развития муниципального образования проводится его согласование с прогнозом субъекта РФ, в состав которого входит муниципалитет.
Как и на других уровнях, прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобряется местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в представительный орган местного самоуправления. Прогноз и аналитическая записка к прогнозу являются неотъемлемой частью проекта бюджета и вносятся в представительный орган власти МО на утверждение в его составе.
Прогноз экономического развития на федеральном уровне оказывает ключевое влияние на результаты прогнозирования развития территорий. При этом в большинстве регионов непосредственно руководствуются ценовыми индексами, заимствованными из сценарных условий или прогноза социально-экономического развития страны.
Н.В.Еремина
Директор
Института социально-экономического
анализа,
член Экспертного совета
по законодательству
о государственно-частном партнерстве
Комитета Госдумы по экономической
политике и предпринимательству