Предисловие:
Уважаемые Авторы! Предлагаю Вашему вниманию два наипростейших варианта, как из самого короткого, ОДНОГО предложения можно развить события до крохотной миниатюры.
КАК ПИСАТЬ ПРОЗУ (для начинающих Авторов)
Вначале Вам необходимо сделать небольшой, короткий набросок всего произведения, которое будет состоять совсем из коротких предложений, например, как под №1.
Далее, Вы добавляете в это предложение краски и эмоции, например, как под № 2.
№ 3. В третьем варианте Вы добавляете подробностей из действий своего ЛГ (литературного героя).
Четвёртый вариант (№4) содержит не только действия, эмоции, но и интригу, которая возникает практически из ничего.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
№ 1. Он вышел из подъезда и закурил.
№ 2. Мужчина стремительно вышел из подъезда и нервно закурил.
№ 3. Мужчина стремительно вышел из подъезда, хлопнув дверью, и нервно прикурил сигарету.
№ 4. Из подъезда медленно вышел мужчина средних лет, одетый в светлый плащ, и тихо прикрыл за собой дверь. Видно было, что он чем-то расстроен. Ссутулившись, и отрешённо глядя прямо перед собой, молча, стоял некоторое время, как будто ожидая кого-то. Затем, оглянувшись на дверь подъезда, вытащил из кармана плаща портсигар и дрожащими руками прикурил сигарету…
…………………………………………………………………………………..
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
№ 1. Она шла к мосту.
№ 2. Она медленно шла к старому мосту за запрудой…
№ 3. Девушка медленно шла к старому мосту за озёрной запрудой
№ 4. Андрей обратил внимание на девушку, которая не спеша шла босиком, очевидно, в сторону старого моста у запруды. Невозможно было не залюбоваться её точёной фигуркой в пёстром летнем сарафане. В руках девушка держала корзинку с лесными ягодами, на голове у неё была соломенная шляпка с парой маковых цветов из красной ткани. Нежное личико разрумянилось от полуденного солнца, и вся она была какой-то воздушной и лёгкой, как лесная нимфа. В какую-то минуту Андрей даже пожалел, что не взял с собой бумагу и карандаш. Знал ли он тогда, что сей светлый образ надолго останется в его памяти…
Послесловие:
Буду рада, поделиться с Вами секретами технического разбора своих текстов, если это будет Вам интересно.
Оценка произведения: | |
Разное: |
На творческих встречах молодые люди и девушки часто спрашивают меня, как стать писателем: как научиться писать прозу, что должно войти в привычку? Этот вопрос мне задают независимо от точки на карте, где проходит встреча. Думаю, это говорит о том, что очень многие хотят стать писателями и ищут возможности для самовыражения. Однако дать хороший ответ на этот вопрос действительно трудно. По крайней мере, я пока что его так и не придумал.
Может быть, потому, что я и сам долгое время не понимал, как меня угораздило превратиться в писателя. Не то чтобы я с детства всеми силами стремился им стать и поэтому усердно занимался, ходил на специальные курсы, исписывал от корки до корки тетради, заполняя их своими опусами, – словом, прошел весь путь шаг за шагом и стал литератором. Нет, ничего такого не было. Как и многие другие события, писательство вошло в мою жизнь как-то незаметно, само по себе. Ну и, конечно, везение тоже сыграло не последнюю роль. В общем, не очень обнадеживающая получается картина, но с высоты прожитых лет все выглядит именно так.
Однако когда я вижу перед собой серьезные молодые лица, вопрошающие: «Как научиться писать прозу? Что для этого нужно сделать?» – я, разумеется, не могу отмахнуться: «Простите, не знаю. Оно как-то само собой получается. Главное в этом деле – везение. А так надеяться особо не на что». Уверен, это прозвучало бы обидно. Скорее всего дружеская атмосфера была бы безнадежно испорчена. Поэтому я все-таки пытаюсь со всей серьезностью и прямотой ответить, что же для этого нужно делать. Попытаюсь и сейчас.
Итак, я считаю, что человеку, который стремится стать писателем, нужно очень много читать. Простите меня за такую банальную мысль, но, чтобы научиться писать, нет ничего более важного и необходимого, чем чтение. Без него невозможно понять и физически прочувствовать, как устроен роман. В общем, моя идея не менее очевидна, чем пресловутое: «Не разбив яйца, яичницу не приготовишь».
Очень важно прочитать как можно больше романов, пока вы молоды. Любых романов, до которых вы смогли дотянуться, – великих, не очень и даже откровенно плохих. Их качество не так уж и важно, если вы продолжаете читать и дальше. Просто впитывайте в себя все, пока оно впитывается. Знакомьтесь с незаурядной литературой и с заурядной тоже. Чтение – ваша самая важная задача, только так вы сможете накачать писательские мускулы, без которых не обойтись ни одному прозаику. Важно заложить надежную основу, упрочить ее, пока у вас есть свободное время и хорошее зрение. Писать тоже важно, но, как мне кажется, это можно отложить на потом, спешка в писательстве ни к чему.
Прежде чем вы начнете создавать что-то свое, возьмите за правило рассматривать предметы и события как можно более подробно, вплоть до мельчайших деталей. Пристально наблюдайте за всем, что происходит вокруг вас, и за людьми, которые вам встречаются. Размышляйте над тем, что вы видите. При этом не забывайте, что размышлять – не означает делать поспешные выводы о плохих или хороших сторонах наблюдаемых вами предметов и явлений. Постарайтесь максимально осознанно избегать оценочных суждений. Важен не столько однозначный вывод, сколько качественное, сущностное проникновение в суть ситуации – то есть в глубину материала, с которым вам предстоит работать.
Некоторые люди выносят суждения о правильности и неправильности поступков или правоте и неправоте тех, кто их совершил, на основании быстрого анализа ситуации и поведения участников событий. Вообще-то из таких людей (я высказываю здесь сугубо личное мнение) получаются не очень хорошие прозаики. Зато они могут стать неплохими журналистами и критиками или даже научными специалистами. А вот прирожденные прозаики не торопятся с выводами. «Конечно, – думают они, – на первый взгляд все это выглядит именно так и не иначе. Но, секундочку, вполне вероятно, что я сужу предвзято. Надо бы присмотреться получше. Ведь обычно все не так просто, как кажется. Достаточно какой-нибудь одной малозаметной детали, и история предстанет совершенно в другом свете».
Примерно так я всегда и думаю. Мой мозг, как я уже говорил, изначально не очень-то поворотлив, и если я высказываю скороспелое суждение, то оно, как правило, оказывается впоследствии в корне неверным (или неуместным, что называется «не пришей кобыле хвост»). Досадные оплошности такого рода не раз и не два приводили к довольно болезненным последствиям. Я снова и снова попадал в неловкое, глупое, а то и опасное положение. В конце концов понемногу я выработал привычку не полагаться на свою первую, непосредственную реакцию. То есть в моем случае это не врожденная, а благоприобретенная особенность мышления, результат целой череды чудовищно неудачных решений.
Именно поэтому, когда что-то происходит, я не спешу делать выводы. Мой мозг работает по-другому. Он пытается зафиксировать образ (будь то событие, свидетелем которого я стал; человек, с которым мне довелось встретиться; какой-то новый опыт) во всей его полноте и единичности, в качестве своеобразного тестового случая (каковым он, собственно, и является). Позднее, когда эмоции поутихнут, я могу еще раз вернуться к этому образу, рассмотреть его с разных позиций и, наконец, вынести продуманное и непоспешное суждение.
В наше время как-то по умолчанию подразумевается, что реагировать нужно моментально и по возможности однозначно – в формате «черное – белое». Разумеется, некоторые вопросы не терпят промедления и требуют четких, безотлагательных ответов. Например: «Объявлять войну или нет?», «Запускать с завтрашнего дня АЭС или нет?» В таких крайних случаях реакция действительно должна быть однозначной и незамедлительной, иначе не избежать заварушки. Но, откровенно говоря, случаи, требующие от нас моментальных и единственно верных решений, в нашей жизни редкость. А чем быстрее проходит осмысление информации (то есть чем меньше времени проходит между ее получением и выдачей выводов) и с чем большей легкостью любой из нас делается ньюсмейкером, комментатором или экспертом, тем тревожнее и бездумнее становится мир. И опаснее скорее всего тоже. В разных анкетах и опросниках в качестве возможного ответа предусмотрен вариант «затрудняюсь выбрать», так вот мне всегда не хватает обстоятельства времени: «в данный момент затрудняюсь выбрать».
как научиться писать прозу
Возрастные ограничения 18+
как научиться писать прозу
Я перечитала всё или почти всё, что опубликовано в инете на эту тему.Молодые люди загораются желанием стать писателями.Нужны необходимые знания.
Прежде всего, на мой взгляд, у любого«начинающего» должен быть писатель, на которого он хочет быть похожим.Учиться у него, равняться на него.И я считаю, что таких идеалов должно быть несколько, одного, на мой взгляд, будет мало.
Лично я люблю рассказы Бунина и перечитываю их.
В литературе много жанров — публицистика, эссе, миниатюра и др.Я согласна с Алексом, что существует журналистская, художественная и философская проза.
Помимо этого, есть писатели, которые любят много размышлять, что требует от них соответствующего стиля, который предварительно можно назвать аналитическим.Писатели противоположного направления создают небольшие рассказы или повести; у них склад ума менее аналитический и стиль изложения соответствующий.
Исаак Бабель относится к разряду таких писателей.Он создавал небольшие произведения, писал лапидарно и сжато и искренне считал, что в его небольших произведениях есть много действия.
Бабелю не понравились произведения Марселя Пруста.Он не понимал такую прозу.Здесь нечему удивляться, эти писатели разного склада ума.
У Пруста аналитический склад ума, в его голове как будто находились огромные хранилища мыслей; этот аналитический ум нужно было реализовать и Пруст, кажется, смог это сделать, создав группу больших романов.
Бабель писал конспективно.Пруст повествовал разжато, свободно, растягивал предложения до предела; читатель, доходя до конца такого предложения, забывает, о чём говорилось в его начале.
Ирина Сальсидо советует не писать длинно, глаза боятся такое читать, надо писать кратко и талантливо; описывать природу не надо, пусть этим занимаются Пришвины и Паустовские, нудные писатели.
Ирине Сальсидо и ей подобным конечно же не по душе произведения Марселя Пруста.Ирина дала плохие советы.
Ведь если у тебя аналитический склад ума, почему же ты должна ломать себя и писать «кратко и талантливо»? Ты вполне можешь писать разжато, свободно и при этом талантливо.
Не описывать природу? Да ведь мы живём в природе.Не описывать природу — дурной вкус.
Образцом правильной прозы, по мнению самих писателей, является Марсель Пруст(любимый писатель Владимира Познера).
Прочитав несколько страниц какого-нибудь его романа, прямо физически ощущаешь ткань произведения; это очень дорогая материя; что-то похожее я читала у других французских писателей второй половины двадцатого века; тут всё нормально, они все выросли на Прусте.
Итак.Совет первый.Молодой человек, возьми в руки книгу с произведениями Пруста и выучи наизусть хотя бы пару страниц.
Совет второй.Пиши ежедневно; найди время, сядь за стол и напиши хотя бы несколько строк, нарабатывая свой стиль.
Совет третий.Обращай внимание на детали; например, можно написать, что девушка шла домой через парк; можно написать, что июльским днём девушка в синем комбезе и белых кроссовках, с соломенного цвета шапкой волос на голове шла через парк, который, казалось, всеми листьями приветственно шелестел ей.Как-то так; это уже на твоё усмотрение; ты же писатель; опиши детали.
Совет четвёртый.Пишем о том, что реально или о том, что не реально; включи фантазию; известный барон Мюнхгаузен, тонущий в болотной трясине, схватил себя за волосы и вытащил из болота.
Совет пятый.Если ты часто задаёшься вопросом, о чём писать, то ты плохой писатель; будь уверенней, ведь при желании и при наличии хорошего лексикона можно написать достойный рассказ про дерево, растущее за окном; про холодильник, который тарахтит в твоей квартире.
Совет шестой.Пожалуй, можно поинтересоваться, что же пользуется наибольшим спросом у читателей? Тут всё очевидно; популярное чтиво — газеты, в которых рассказывают о жизни звёзд, так называемая, жёлтая пресса; на втором месте, пожалуй, детективные романы, в которых мастер, типа Вульфа или Холмса, раскрывает преступления; старое выражение «хлеба и зрелищ» является родным для каждого.
Совет седьмой.С чего начать? Начало произведения ну прям очень важно.После того как придумаешь классное начало, придумай классную концовку; сев за стол, пиши; ты удивишься тому, что серединка сама проявится.
Что ещё сказать? Пожалуй, этого достаточно.
Если у тебя есть огромное желание описывать природу и огромное желание писать жёсткие детективы, ты можешь это совмещать.
Свидетельство о публикации (PSBN) 9312
Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 19 Апреля 2018 года
КАК ПИСАТЬ ПРОЗУ (для начинающих Авторов)
Вначале Вам необходимо сделать небольшой, короткий набросок всего произведения, которое будет состоять совсем из коротких предложений, например, как под №1.
Далее, Вы добавляете в это предложение краски и эмоции, например, как под № 2.
№ 3. В третьем варианте Вы добавляете подробностей из действий своего ЛГ (литературного героя).
Четвёртый вариант (№4) содержит не только действия, эмоции, но и интригу, которая возникает практически из ничего.
№ 1. Он вышел из подъезда и закурил.
№ 2. Мужчина стремительно вышел из подъезда и нервно закурил.
№ 3. Мужчина стремительно вышел из подъезда, хлопнув дверью, и нервно прикурил сигарету.
№ 4. Из подъезда медленно вышел мужчина средних лет, одетый в светлый плащ, и тихо прикрыл за собой дверь. Видно было, что он чем-то расстроен. Ссутулившись, и отрешённо глядя прямо перед собой, молча, стоял некоторое время, как будто ожидая кого-то. Затем, оглянувшись на дверь подъезда, вытащил из кармана плаща портсигар и дрожащими руками прикурил сигарету…
№ 2. Она медленно шла к старому мосту за запрудой…
№ 3. Девушка медленно шла к старому мосту за озёрной запрудой
№ 4. Андрей обратил внимание на девушку, которая не спеша шла босиком, очевидно, в сторону старого моста у запруды. Невозможно было не залюбоваться её точёной фигуркой в пёстром летнем сарафане. В руках девушка держала корзинку с лесными ягодами, на голове у неё была соломенная шляпка с парой маковых цветов из красной ткани. Нежное личико разрумянилось от полуденного солнца, и вся она была какой-то воздушной и лёгкой, как лесная нимфа. В какую-то минуту Андрей даже пожалел, что не взял с собой бумагу и карандаш. Знал ли он тогда, что сей светлый образ надолго останется в его памяти…
Источник
Как писать прозу. Полный курс для начинающих
Галина Врублевская – известный писатель, автор просветительских книг о психологии, мемуарной прозы, рассказов и одиннадцати романов. Книга представляет систематизированный курс рекомендаций, полезных начинающему прозаику. Овладевать навыками мастерства в руководстве предлагается через анализ своих и чужих ошибок. Тогда при работе над собственным произведением молодой писатель найдет художественное решение, опираясь на приобретенные знания, опыт и степень своего таланта. Талантливости прозаика – его умению уловить подсознательные импульсы в себе и дух времени в обществе – посвящены отдельные главы. В заключительной части руководства приводятся советы, как работать с рукописью после ее завершения, как создать бренд автора, как издать книгу и довести ее до читателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как писать прозу. Полный курс для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Часть 1. Как писать рассказы
Рассказ и роман, как муравей и слон, прежде всего отличаются размерами. Недаром во многих литературных конкурсах номинации так и называются: «Малая проза» и «Крупная проза».
Средний размер рассказа — десять-пятнадцать машинописных страниц. Но бывают миниатюрные рассказики в одну страницу, а бывают и длинные — страниц пятьдесят. Последние порой называют повестями. Но в страницах подсчитывают рассказы обычно читатели, а издатели и устроители конкурсов делают это в знаках и в авторских листах.
Число знаков в рассказе автоматически определяется компьютерным редактором текста — Word. И зная, что 1 авт. лист = 40 000 знаков, вы без труда определите размер своего произведения простым делением. Если статистика Word показала, что ваш рассказ содержит 20 000 знаков, то, разделив это число на 40 000, получим 0,5 — то есть размер текста равен половине авторского листа.
Для примерной оценки «на глазок» вы можете также продолжать использовать страницы экрана или выведенные на принтер бумажные листы. При стандартном размере шрифта, кегля 12 и межстрочного интервала в полторы строки один авторский лист наберется, если в тексте будет страниц 20–24.
Еще одно отличие рассказа от романа — это малое число действующих лиц: чаще всего от 1 до 3. А сюжетная линия обыкновенно всего одна.
До сего места, говоря слово «рассказ», я подразумевала любую «малую прозу». Но если нашего муравья и его собратьев рассмотреть под микроскопом, то мы сможем выделить их разные виды.
В чем же основные различия?
Миниатюра — маленький рассказик в одну страничку. С миниатюрами порой выступают исполнители на сцене, обычно их цель — просто смешить людей или обличать недостатки в обществе. Прежде их часто публиковали в газетах, но теперь бумажные газеты уходят из нашей повседневности. Однако миниатюры в наш компьютерный век возродились в новом качестве.
Сторителлинг (storytelling) — так теперь называются короткие рассказы утилитарного назначения. Раньше подобные истории называли притчей.
Этот вид короткого рассказа-миниатюры бывает тоже и устный, и письменный, но кроме того, нередко воплощается еще и в цифровом виде. Все три разновидности storytelling объединяют краткость и увлекательность истории, а также поучительность сюжета. Рассуждения, размышления, философствования здесь исключены.
Цифровые истории (digital storytelling) — сочиняются для сайтов, блогов, нарративов, поэтому параллельно с текстом они часто расцвечиваются клипами, музыкой, фотографиями. Их обыкновенно уже измеряют в минутах (не более десяти минут).
Очень часто короткие поучительные истории используют в корпорациях. Например, рассказывают сотрудникам на собрании вместо скучных нравоучений. А в рекламных роликах с их помощью затуманивают главную цель фирмы — стремление продать товар — и делают акцент на общей полезности покупки для человека, на его способности выбирать и оценивать лучшее. Обязательным условием при сочинении таких рассказов-легенд должны быть правдоподобие и однозначность выводов.
Если в истории рассказывается, как некий сотрудник дни и ночи напролет сидел на работе, чтобы выполнить срочное задание, то желательно, чтобы пример был взят из жизни.
Стоит заметить, что, хотя в России термин «сторителлинг» (просто «стори») появился сравнительно недавно, сами короткие поучительные истории использовались для воспитания трудящихся еще в СССР. К ним можно отнести историю о рекордной добыче угля шахтером Алексеем Стахановым. Впоследствии было установлено, что рекорд был обеспечен другими рабочими и особыми условиями, созданными для передового шахтера. Однако сам факт рекорда Стаханова не подвергался сомнению, и следовательно, история могла воспитывать.
Если вы ведете блог или сайт, то помните, что такие истории всегда востребованы читателями, как и рассказы об исторических событиях, о жизни общества и о личной жизни. И, как в любом рассказе, в этих художественных заметках должно передаваться напряжение действия, говориться о преодолении трудностей или о созидании чего-то нового. Особенной чертой сторителлинга является сочетание психологических и мотивирующих моментов.
Новелла. Часто слова «новелла» и «рассказ» используются как синонимы, однако между ними предполагается и различие. Обычный рассказ позволяет вводить в повествование и мысли героев или автора, и отвлеченные пейзажные картинки, тогда как в новелле главным признаком является острый увлекательный сюжет. К безусловным новеллистам принято относить Эдгара По.
Повесть является промежуточным жанром по размеру между рассказом и романом. Иногда длинную повесть (больше 50 страниц) относят к романам, но тогда это чаще всего остросюжетный роман, примыкающий по замыслу к новелле, но растянутый за счет деталей и описаний. Однако такого же размера произведение можно отнести и к длинному рассказу, если оно обогащено философскими отступлениями.
Очерк и эссе. Оба этих жанра — приемные дети малой прозы, поскольку в них используется, как правило, одна из рассмотренных выше возможностей создания произведения.
Предполагается, что очерк сочетает в себе художественный стиль, но в нем превалируют элементы публицистики, то есть большой удельный вес конкретных фактов. За исключением портретных очерков, тематика которых, как правило, носит общественно значимый характер, изучает какие-то насущные проблемы. И напротив, эссе в очень малой степени затрагивает конкретику, а в основном наполнено мыслями и впечатлениями автора о каком-то явлении. В отличие от других форм малой прозы, в эссе не предъявляется строгих требований к композиции, и отражение конфликта может быть неявным.
Сведем в таблицу наши определения (цифры приблизительны):
Приведу в пример автобиографическое эссе-размышление. (Здесь и далее использованы произведения, исключительные авторские права на которые принадлежат автору. — Г.В.)
Мое первое окно выходило на тихую, неприметную улицу в центре старого Петербурга. Она затерялась среди рек, каналов и парадных проспектов — и Время забыло о ней. Улица пронесла через века и архаичное название свое, и скромный облик. Там и ныне бродят призраки «маленьких людей» Достоевского.
Мы жили в мансарде, на последнем этаже. Подавшись плечами за край окна и склонив голову набок, можно было разглядеть над крышами соседних кварталов купол Исаакия. Сверкающий золотом ориентир — самый ценный дар моего окна. Однако он стал моим достоянием не сразу. Мир открывался мне постепенно.
Однажды — мне было лет шесть — я осталась дома одна. Подставив стул, вскарабкалась на подоконник и впервые самостоятельно распахнула окно. Невский ветер ворвался в комнату, приглашая девочку к играм. Я слезла с подоконника, отыскала ножницы и настригла ворох мелких бумажек. Затем кинула в окно самодельное конфетти. Безумный ветер закружил белые лоскутики в чудном танце. Я подкидывала вверх новые порции и наслаждалась устроенным мною зрелищем.
Возмущенные голоса за спиной оборвали мой восторг. Я обернулась: на пороге комнаты стояли соседи по коммуналке и дворник тетя Катя. Она погнала меня на улицу и заставила собирать с булыжной мостовой раскиданные мною бумажки. Наказание не было суровым, но горькие слезы обиды терзали меня. Я отправляла белых птичек в небо, а они упали на землю.
Прошло несколько лет. Я снова оказалась наедине со своим окном. И где еще, как не у раскрытого окна, уместно раскурить первую папиросу? Я достала «беломорину» из дедовской пачки, пыхнула спичкой и вдохнула горьковатый дым. Голова слегка закружилась. Я крепче ухватилась за карниз, но бездна притягивала. На недавно асфальтированной мостовой так отчетливо рисовалось мое распростертое тело. Ростки писательского воображения уже играли во мне.
Скоро случайные фантазии начали складываться в осмысленный бред. Я выстроила воздушный мостик над улицей, перекинув его из своего окна в окно напротив. Там, за прозрачным тюлем, часто появлялся силуэт незнакомого мне юноши, играющего на скрипке. И, когда окно его тоже было открыто, божественные звуки волшебного инструмента вырывались на улицу. Тогда я бежала по шаткому мостику навстречу пьянящему сладкоголосью, и дворники уже не могли помешать мне.
Я выросла и уехала из комнаты, где осталось мое первое окно. Я больше не мусорю в общественных местах, и курить так и не научилась, и муж мой не знаком со скрипкой. Но фантазии мои продолжают жить. Они заполнили белые страницы, и, подхваченные неистовым Бореем, взлетели к небу. Хочется верить, что хотя бы одна из них взовьется над Исаакиевским собором.
Мы сравнили формальные признаки, которые помогают нам отнести то или иное произведение к определенной форме. Однако не следует исключать и субъективную роль, вносимую автором в определение. Если некий рассказ по формальным признакам можно отнести в разные пограничные группы, то последнее слово остается за автором. Он сам определяет форму своего сочинения!
Кто может стать писателем
Читая предыдущий раздел, вы, возможно, прикидывали, чтó у вас может пойти легче и эффективнее остального. Или раздумывали, на чем бы сосредоточить свои усилия.
Рассмотрим для начала очерк. Не проще ли начать с него, соединив осмысление реальной жизни с художественностью изложения? Это вполне подходящий вариант для любого автора, независимо от его профессии. Вы можете взять любую тему — современную политику, выборы, положение в промышленности или в здравоохранении, но обязательно оттолкнитесь от конкретного факта. Будь то избирательная программа кандидата в какие-то выборные органы, или положение с выпуском конкретной продукции, или очереди в отдельно взятой поликлинике. Но, описывая эти конкретные факты, опирайтесь на знания по технике написания рассказа: вставьте короткую сюжетную основу, введите диалоги, покажите эмоции людей (об этих тонкостях мы поговорим в следующих главах). А потом уже пишите, делайте глобальные выводы, выражайте свою точку зрения.
А можно начать прямо со сторителлинга. Те, у кого есть дети школьного возраста, наверняка не раз говорили им: «Посмотри на Андрюшу — какой хороший мальчик! Только полгода занимается борьбой, а уже выиграл юношеские соревнования» или «Твоя подружка Маша успевает и уроки учить, и в кружок рисования, и сестренке помогает». А как бы вы изложили истории этих образцовых деток, если бы описывали их в своем блоге? Тут бы пригодились и картинки. Вот звенит будильник, а хорошая девочка Маша уже вскочила, открыла окошко, впустила свежий воздух в комнату. Еще несколько кадров с теми местами, куда успевает заглянуть Маша в течение дня. Однако надо не забыть вставить куда-то в серединку этой благостной истории затруднение: Маша опаздывает, не успевает, что-то или кто-то ей мешает — и девочке приходится делать сразу два-три дела.
Но предположим, что и написание очерка для вас не проблема, и короткие истории для блога надоели уже самому, а жизнь подталкивает к написанию полноценного рассказа. С чего начать?
Полезная наука психолингвистика установила, что каждое речевое действие — устное или письменное — начинается с намерения. Если оно у вас уже есть, остается реализация. Обязательно ли быть филологом или иметь другую гуманитарную профессию? Вовсе нет, а в некоторых случаях такая подготовка даже будет мешать.
Филологи обладают несравненно бóльшими знаниями в области языка и литературоведения, нежели любой, даже самый опытный писатель. Они увидят в тексте стороннего автора мельчайшие погрешности стиля, заметят языковые штампы, насторожатся, если вдруг провиснет сюжет. Однако писателями становится незначительная часть специалистов по языку. Филологи работают редакторами, преподавателями, становятся переводчиками, но не стремятся сами создавать оригинальный художественный контент.
Литературоведы не могут писать свое или не хотят?
Разумеется, они могут, но часто им мешают обширные знания предмета. Здесь можно провести аналогию с шахматным поединком гроссмейстера с компьютером. Кто обладает лучшей памятью, у кого в запасе больше вариантов ходов, у кого быстродействие выше? Ответ очевиден: у компьютера. И тем не менее гроссмейстеру нередко удается выигрывать партии, потому что у него в голове вспыхивает решение, не запрограммированное в компьютере. То же и с писательством. Филолог волей-неволей перебирает весь свой багаж знаний, прекрасно понимая, что и этот вариант плохой, и тот неправильный, и третий банален. Он просто не может позволить себе пренебречь знаниями. А человек другой профессии, обладающий только необходимым минимумом знаний, вдруг по наитию пишет нечто превосходное. То, что еще не включено в учебники, грамматики и упражнения. Разумеется, что-то необычное сможет сочинить и дипломированный литературный работник, если сумеет хоть на краткий момент забыть все, чему его учили в институте. Поэтому среди писателей так много биологов, врачей, инженеров, преподавателей естественных дисциплин.
Не означает ли сделанный вывод, что начинающий автор, не знакомый ни с какими законами литературного мастерства, с наибольшей вероятностью создаст шедевр?! Ведь очень многие из них так и заявляют: «Я пишу по наитию» или даже: «Мне будто высшие силы диктуют, что писать». Но наитие — добрый помощник на самом начальном этапе создания произведения. Оно помогает нащупать идею, увидеть примерно образы героев и худо-бедно придать событиям какую-то связность. Но литературным произведением назвать эту талантливую графомань будет трудно.
Если такой писатель-интуит отложит свой текст на месяц или хотя бы неделю, а позже вернется к нему, просмотрит свежим взглядом, то и сам заметит много недостатков, недосказанностей, неточных слов в своем произведении. А если не увидит, то, возможно, он просто лишен писательского дара. Остается еще вариант показать свое творение специалисту: редактору, другому писателю. Если и в этом случае он не захочет прислушаться к замечаниям, то дело совсем плохо.
Но думающий талантливый автор поймет, что ему пока не хватает знаний в непростом писательском ремесле, и, чтобы заполнить пробелы, обратится к справочным пособиям или начнет искать нужную информацию в Интернете.
Как и во всем прочем, в писательстве представляет ценность золотая середина — равновесие между знанием и спонтанностью.
Для кого мы пишем: для читателя или для себя
Изначально авторы, а начинающие авторы особенно, пишут для себя. Причины рождения писательского импульса могут быть различными: личные переживания, неудовлетворенность жизнью или восторженность, желание поделиться с читателями своим видением мира. И даже промелькнувшая мысль о читателе не исключает того, что мы пишем для себя.
Автор сочиняет для себя, но почти всегда выходит к читателю со своим творением. Он знает, чтó хотел показать в произведении, чему научить, чем удивить. Думает, что так понятно и прозрачно осуществил свой замысел, что только тупой не поймет его или — того хуже, — прочитав, перевернет все с ног на голову. Обидно бывает и тогда, когда читатель, заскучав, бросает читать книгу на середине и еще напишет отзыв где-нибудь в Сети, разнеся в пух и прах твое произведение.
Однако читатель имеет право выставить любую оценку автору и его творению, что бы тот ни думал о своей непогрешимости! Но каждому пишущему стоит задуматься: а все ли я сделал для того, чтобы донести свой замысел до читателя? О читателях приходится думать с создания первых строк своего рассказа, учитывать их психологические особенности восприятия.
Сейчас в кинотеатрах вводятся дополнительные вспомогательные устройства и для слабовидящих, и для слабослышащих. Здоровый человек видит на экране картинки, слышит все звуки — шум мотора, вой ветра, пение птиц, а не только речь героев. Автор, когда пишет свою историю, видит и слышит все, что происходит в его воображении: и звуки, и картины. Но если он не описал эти картины, эти звуки своим читателям, взаимное расположение героев, их взгляды, касания, объятия, то читатель не сможет воспринять и основную сюжетную или философскую информацию. В последующих главах мы подробно остановимся на выразительном показе и изображении чувств и переживаний, места действия, особенности речи героев. А про особенности восприятия большой формы, романа, мы поговорим в третьей части книги. Во всех случаях настоящий писатель сможет развернуть картину мира в своем произведении так, чтобы читатель увидел ее в том виде, в каком автор предполагал поведать.
Начало рассказа, очерка, эссе
Как только укрепилось желание писать рассказ, появились тема, смутные очертания героев — надо задуматься о первой фразе, которая важнее плана или композиции. Она, как сжатая пружина, несет в себе энергию всего произведения, его интонацию, краски и звуки. Однажды я написала короткое эссе, посвященное именно созданию рассказа. И первой его фразой, возникшей как-то вдруг, были слова: «Рассказ почти готов».
Рассказ почти готов: круто замешан на личном опыте, приправлен щепоткой фантазии для воздушности. Рассказ почти готов, но… еще сокрыт в глубинах сердца, как выпечка в духовке. Надо только распахнуть перегретую дверцу и вытащить пылающий жаром пирог на сверкающее белизной фарфоровое блюдо.
Пока искала варежки-прихватки, наслаждаясь божественным ароматом сдобы, пока раздумывала, как сподручнее вынуть из глубин духового шкафа раскаленный противень, — в кухне потянуло горелым. Уникальные переживания и ростки фантазии спеклись в корявую угольную лепешку.
Нет, мудрить не следует: выключаю жар и жду, пока духовка остынет.
Усмирила дыхание, пригасила чувства. На листе — готовый текст, пропущенный через фильтр разума.
Выложила остывший пирог на стол. Изделие из тех же составляющих, и начинка прежняя, и даже россыпь сахарной пудры поверху… Но шедевра не сложилось: зубы вязнут в сыроватом тесте, пирог осел, бледноватая его корка в некрасивых оспинах, а вместо дразнящего вкусного запаха — едва заметный дух перекисших дрожжей.
Отрицательный результат тоже результат: делаем выводы! Начнешь строчить текст сразу на пылающем энтузиазме, дым гари застит глаза — не заметишь, как пирог превратится в горелую лепешку. Обратишься к формулам — холодок расчетливости заморозит творение. Как найти золотой баланс: сохранить при письме жар сердца и не перегореть в чаду вдохновения?
Задумалась, глядя на чудо-печь… Несомненно одно: противень надо смазать начальной фразой! Настраиваю внутренний камертон и осторожно выливаю на лист первые слова: «Рассказ почти готов»! Остальные потянутся следом — ведь космическая мысль уже существует в коллективном бессознательном, и остается только аккуратно вытянуть ее.
Вы уже поняли, что прежде, чем дать рецепт «как это делается», следует оградить себя от ошибок. Итак, главная ошибка зачинов в рассказах — это избыточность первых фраз. Что означает в данном случае избыточность? Это и преждевременное увлечение тропами (метафорами, сравнениями) или сообщение читателю всем известных банальных фактов. Мне довелось читать много рассказов начинающих авторов, и очень часто я натыкалась на длинноты первого абзаца:
«Есть люди, встречи с которыми радостны и удивительны, будто золотые стежки искусного шитья на сером полотне жизни. Благодарное тепло хранится в памяти после единственного свидания, преображая ее волшебными узорами счастья…». Далее в этом рассказе описывается довольно острое авантюрное событие, выделяется человек, оказавший помощь героине-рассказчице, но начало мешает настроиться на динамику последующего приключения.
Часто встречается и начало, где идет перечисление банальных истин:
«Любовь — чувство необъятное. Существует любовь матери к ребенку, бабушки к внуку, любовь к Родине, к Богу. Я коснусь только любви между мужчиной и женщиной, являющейся одной из самых великих и созидательных сил нашей жизни».
А каких правил нужно придерживаться, начиная рассказ? Для зачинов правил нет! Но есть варианты начала, удобные для отсчета времени или указания места действия. Например: «Стояла поздняя осень, упавшие на землю листья уже побурели»; или: «Жаркий солнечный день располагал к неге и бездействию». Если вы начинаете рассказ с картинки природы, то этим не только указываете время года, но и задаете тон повествования. Очевидно, что первый пример предполагает депрессивное повествование, а второй предсказывает, что, вероятно, случится благоприятное событие.
Иногда время указывается конкретно: «Наступил декабрь 1999 года». Такой зачин нередко используется, если ваша история имеет совпадения с общеизвестными событиями, происходящими в стране или в мире, и вы собираетесь в дальнейшем упомянуть их.
Место действия в первых строках рассказа очень важно показать в тех случаях, когда оно заметно влияет на происходящее. Например: «Ребята вбежали в пустой класс и закрылись ножкой стула» или «Влюбленные шли по широкому проспекту города и не замечали обтекающую их толпу».
Если рассказ ведется от лица героя, от имени «я», то уместно сказать несколько слов «о себе». Мы рассмотрим эти варианты в отдельной главе. Если же, что бывает чаще, историю излагает «всезнающий рассказчик» и говорит о ком-то в третьем лице, то рассказ можно начать с портрета героя: «В комнату вошел малорослый, но широкоплечий парень».
Динамичным зачином может стать и диалог героев, но тогда с помощью авторской речи следует одновременно вводить и характеристики героев.
Однако перечисленные выше обстоятельные зачины подходят полноформатным рассказам, новеллам или повестям, но не сверхкраткой прозе.
Если вы пишете миниатюру, тем более с сатирическим уклоном или в жанре предполагаемого абсурда, то уже первую строку надо максимально нагружать вашей идеей, чтобы быстрее развернуть ее. Предлагаю вашему вниманию несколько таких зачинов у автора абсурдов Даниила Хармса (из цикла «Случаи»): «Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей»; «Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер»; «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась».
Однако снова подчеркну, что все эти рекомендации приблизительны, и вы вправе удивить мир собственным неповторимым и оригинальным началом!
Может ли автор написать рассказ, не задумываясь о его внутреннем строении, о «скелете» рассказа? Мы ведь не составляем точного плана, не выстраиваем сюжет, не подыскиваем особенные слова, если рассказываем знакомым просто житейскую историю. Допускаю, что кто-то из литераторов может изложить такую историю и письменно. Однако между устным и письменным рассказом лежит пропасть. Рассказывая друзьям о происшествии, мы попутно отвечаем на их вопросы, уточняем обстоятельства, помогаем словам жестами. Все эти возможности у пишущего человека отсутствуют. Автор должен и предусмотреть возникающие вопросы, и уточнить обстоятельства в процессе работы еще над черновым вариантом.
Прежде всего необходимо определиться с композицией. Не обязательно следовать классической схеме литературного произведения, но знать ее полезно:
— завязка (обозначение конфликта);
— перипетии (развитие действия);
— кульминация (место, где конфликтная ситуация максимальна, где случается физическая или психологическая катастрофа);
— развязка (действия, следующие за кульминацией).
По краям этой схемы еще могут иметь место экспозиция (описание положения дел до завязки) и эпилог в конце как конспективное изложение будущей жизни героев. Мы подробнее рассмотрим каждую из составляющих в третьей части, посвященной роману, поскольку он опирается почти на все узловые точки этой схемы.
Но вернемся к рассказу. Перед начинающим автором стоит более простая задача: изобразить цель, поставленную героем, и показать его борьбу за ее достижение. Эти два момента очень важны, потому что пренебрежение ими приводит автора к творческой неудаче — к скучному, невнятному перечислению событий.
Итак, главные ошибки композиции в рассказе:
1. Очень плохо, если не удалось создать напряжения, если история описывается нудно, без всплесков неожиданности, когда читателю с первых строк ясно, к чему ведет автор. Или того хуже: читателю безразлично, чем дело закончится.
2. Отсутствие в рассказе четкого конфликта.
Автор обязан обозначить конфликт так, чтобы была понятна его суть. Ведь бывают простые конфликты между двумя персонажами за «место под солнцем», а бывают более глубокие. Герой может вступать в конфликт с обществом, с природой, с самим собой. Последний вариант — конфликт с самим собой — вызовет противоречивость поступков героя, но читатель должен видеть внутреннюю борьбу персонажа, «болеть» за добро и сокрушаться злу. Герой может выбирать между чувством и долгом, между желанием и выгодой, между честностью и ложью. Вспомним Онегина.
Вернемся к первой ошибке: отсутствию в рассказе напряжения. Как же создать его, как заставить читателя следить за сюжетом затаив дыхание? Один из простейших способов — обман ожиданий читателя. Полстраницы вы ведете героя к какой-то цели, и вдруг — раз и появляется какая-то помеха. Преодолели ее и ведем героя к новой цели. Поскольку мы сейчас говорим о малой прозе, то таких обманных обещаний вставляем не больше, чем два-три. Этот прием усиления внимания читателя в теории литературы принято называть выдвижением. Другим способом выдвижения могут быть необычная завязка (из ряда вон выходящее событие) и какой-то необычный финал (неожиданная развязка). Но здесь хочу обратить внимание начинающих авторов на то, что, хотя и предполагается неожиданная для читателя развязка, автор должен подготовить ее, «вывесив ружье» по ходу действия. Если же неожиданный финал никак и ничем не связан с остальным текстом, если даже при втором чтении не удастся обнаружить это «ружье», то концовка рассказа не создаст нужного впечатления. Тогда у читателя возникнет досада (если финал плохой) или недоверие (при счастливом разрешении ситуации).
Но легче всего заинтересовать читателя настоящим, реалистичным конфликтом — из тех, которые часто встречаются в жизни: проблемы время от времени встают перед каждым человеком. Конфликт можно взять самый простой: отсутствие денег, ссора влюбленных, встреча интеллигента или слабой женщины с хулиганом. Главное — внести какую-то новую изюминку в рассказываемую вами историю. Интересным может быть конфликт человека с природой (как в рассказе Хемингуэя «Старик и море»); или конфликт политической жизни; или вечный конфликт поколений.
Источник
Предисловие
Друзья, всем привет! Тема эта родилась давно, но руки не доходили взяться. Что ж, этот день настал!
Если вы пишете только для себя, и тексты ваши никто никогда не увидит, то они, само собой, могут быть любого качества. Но вот если хочется радовать какой-никакой круг читателей, то, очевидно, нужно стараться производить качественный продукт.
Да, я считаю тексты продуктом. Некоторые из них становятся произведениями искусства. Не все. Но абсолютно все — продукт деятельности человека.
Когда я понял, что хочу писать и настроен серьёзно, то решил в первую очередь этому делу обучиться. Основные направления я определил следующие:
- Книги по литературному мастерству
- Литературные курсы и кружки
- Работа с литературными наставниками
Сегодня я расскажу конкретно про первый пункт, остальные будут освещены в следующих постах. Посты анонсируются в соцсетях.
Прошу учесть: все изложенное — исключительно мой опыт (весьма ограниченный) и мое субъективное мнение. Если вы с ним не согласны — добро пожаловать в комментарии! Если согласны — тоже.
Книги по литературному мастерству
Здесь я приведу свой личный список. Это будет не «топ», а просто то, что я читал, использовал и могу так или иначе оценить. Да, некоторые книги из перечисленных я считаю плохими. Начнете читать список — все станет понятно. Поехали!
Как написать гениальный роман. Джеймс Н. Фрэй
Моя оценка: 5 из 5
Автор. Джеймс Фрэй — американский писатель-романист, лауреат многих литературных премий.
Несмотря на весьма претенциозное и кричащее название, эта книга совершенно точно является моей любимой из данного списка. Ее электронный вариант давно сохранен у меня на компьютере, и я часто заглядываю в него по мере работы над текстами. Просто взгляните на список разделов (привожу их кратко):
- Персонаж
- Конфликт
- Идея
- Принципы построения сюжета
- Путь к кульминации или доказательство идеи
- Приемы писателя
- Диалоги и яркие тексты
- Редакторская правка
- О творчестве в целом
Это же все самое основное, что нужно знать писателю-прозаику! Для тех, кто освоил приемы из первой части, Фрэй написал вторую. Она развивает и дополняет темы первой. Рекомендую ее тоже, но первая — прямо маст хэв.
Плюсы:
+ Масса полезной информации.
+ Четкая структура.
+ Большой плюс по сравнению с другими хорошими книгами: Фрэй пишет с юмором. Из-за этого читать на порядок веселее.
Минусы:
— Не знаю, можно ли назвать это минусом. Я читал обе книги внимательно и заметил, что вторая часть кое-где противоречит первой. Например, в том, может ли в романе быть несколько ключевых идей. Отсюда вытекает совет.
Совет! Ни одну книгу по писательскому мастерству не воспринимайте как догматический талмуд. Книги пишут люди, и им свойственно ошибаться. Но чтобы критиковать мастеров, надо и самому хоть в какой-то степени разбираться в вопросе.
Технология рассказа. Михаил Веллер
Моя оценка: 4.5 из 5
Цитата. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни: во-первых, он попросту быстрее пишется, во-вторых, в нем труднее халтурить, выдавать желаемое за действительное, подменяя пристальный взгляд на вещи длиннотами описаний и перечнем событий. Слабость романа может маскироваться обилием материала и многословным жизнеподобием; слабость короткого рассказа нага и очевидна.
Автор. Михаил Веллер — популярный российский писатель, автор романов и рассказов.
После книг Фрэя, пожалуй, больше всего дал мне Веллер. Тут надо сделать отступление.
Отступление. Как видно даже из самих названий книг, некоторые ориентированы больше на романы, другие больше на рассказы. НО! Большая часть технического арсенала — общая. Есть лишь определенные правила, действующие исключительно для романов и исключительно для рассказов, да и то — они весьма условны. И те книги, которые я рекомендую, я рекомендую и для романистов, и для рассказистов (шутка, новеллистов).
Веллер предлагает другой взгляд на структуру произведения, нежели Фрэй, и вводит свои понятия: замысел, конструирование, синтез… Но предложенная им система не противоречит первой, а дает другой подход, а во многом — дополняет. Например, в том, что касается генерации идей для произведений.
Главное, что Веллер в принципе дает информацию структурированно (в отличие от некоторых других авторов, о которых речь пойдет ниже).
Запомнилась шикарная классификация композиций рассказа. Например:
Цитата. Шарнирная композиция. Классический образец – новеллистика О. Генри. В узловом пункте развития действия самое принципиально важное событие изымается автором, и сообщается под самый конец. Совершенно неожиданная концовка придает всему рассказу смысл иной, нежели читатель видел до этого.
Эту композицию я использовал в рассказе «Исключительно рабочие отношения».
Плюсы:
+ Оригинальный взгляд на структуру произведения.
+ Масса полезной информации, касающейся конкретно малой прозы.
+ Моя личная любовь — виды композиции рассказа!
Минусы:
— Большой раздел, касающийся грамматики и общения с редакторами. Для меня эта часть была практически бесполезна. Вроде бы, даже до конца не дочитал.
Кино между адом и раем. Александр Митта
Моя оценка: 3.5 из 5
Автор. Александр Митта — советский и российский режиссер, сценарист и актер.
Книгу эту я считаю хорошей. В то же время, должен сказать, что в сравнении с первой она дает прозаику очень мало нового. Однозначно очень полезным оказалось раскрытие понятия «саспенс». После прочтения этой главы я так вдохновился, что переписал последнюю треть своего рассказа «Остров дождей» (на момент написания этой статьи он еще не вышел, но скоро выйдет).
При этом, должен заметить, меня немало раздражала сумбурность многих описаний. На мой взгляд, автору исключительно не хватает строгости и структуры. А может быть, эта структура есть у него в голове, но он не может толком перенести ее в текст.
Главное, ради чего, на мой взгляд, стоит читать «Кино» — разбор трехактной структуры произведения. Почему-то в остальных перечисленных книгах я этого понятия не встречал, а ведь оно, на мой взгляд, весьма важно.
Помимо прочего, «Кино» содержит определенную информацию про работу с актерами. И хоть ее не так много, для прозаиков она бесполезна.
Плюсы:
+ Шикарная глава про саспенс.
+ Интересный взгляд на драму как на колебания между адом и раем — с увеличивающейся амплитудой.
+ Разбор трехактной структуры.
Минусы:
— Много примеров из разных произведений, из которых автор, однако, не может сделать толкового и сухого вывода.
— Многое заявляется чересчур безапеляционно. При этом утверждения, как минимум, вызывают большие сомнения.
— Сумбур. Некоторые места по пять раз перечитывал — все равно непонятно.
Как писать книги. Мемуары о ремесле. Стивен Кинг
Моя оценка: 2 из 5
Автор. Стивен Кинг — популярный американский писатель.
Для меня счастливые отношения с творчеством Кинга, к сожалению, не сложились. Почему так — тема для отдельного рассказа. Тем не менее, его гайд по писательскому мастерству я решил попробовать. Как-никак, имя известное, да и интересно было, как Кинг себя покажет в нон-фикшне.
Как вы уже поняли, я остался недоволен. Постараюсь обосновать. Кинг не пытается действительно написать полезное руководство, проработать настоящую систему, как это делают Фрэй и Веллер. Нет, он попросту ударяется в воспоминания: как он, будучи мальчиком, придумывал монстров и записывал идеи в блокнот. Серьезно, записывать идеи — замечательный совет,
Совет! Записывайте идеи. Ваш Кэп
но он довольно-таки очевидный, и от книги с названием «Как писать книги» ждешь большего. Какой-то по-настоящему полезной информации я для себя не извлек. Признаюсь честно: долго ждал, когда же она начнется, но так и не дождался. Книгу закрыл где-то на 30%. Не исключаю, что на 31% там начинаются взрывоопасные инсайды на 10 из 10. Но почему-то не верится.
Плюсы и минусы приводить отдельно не буду, тут и так все понятно.
Заключение
А какие книги по литературному мастерству помогли вам? Согласны с моими оценками или поспорите? Делитесь мнением!
Друзья, написать эту статью оказалось сложнее и дольше, чем я ожидал. Но буду очень рад, если кому-то она окажется полезной. Пишите мнение о статье в комментариях внизу или в соцсетях!