Делаем путеводитель для поездки самостоятельно
Итак, маршрут поездки определен, просчитан предварительно и окончательно, одобрен и утвержден (вами же). Настало время подготовить некую вспомогательную документацию для поездки по нему.
В общем случае, в комплект вспомогательной (или справочной) документации для выполнения самостоятельной поездки входит достаточно большое число документов, но данная заметка посвящена составлению персональных путеводителей для путешествия.
В число вспомогательной документации входят (кроме путеводителей) и разговорники, и план-график движения (если нужен), и выписки из ПДД стран, по которым планируется перемещение в поездке, и телефоны консульств РФ в этих странах, и много чего другого.
Путеводители для поездки, оптимально составлять самостоятельно и под свои цели. Потому что в этом случае, вы будете иметь документ не с информацией «для широкого круга лиц» (фу-фу-фу), а с информацией интересной именно вам, и соответствующей цели и теме вашей поездки (что ценно).
Уверяю вас, что никакие покупные путеводители, никогда не сравнятся по качеству с путеводителями подготовленными самостоятельно, для себя и под себя, несмотря на их неказистый внешний вид.
Коротко расскажу, как можно довольно быстро изготовить путеводитель вроде вот этого: «Путеводитель Реймс«, и если вас такой формат устраивает (путеводители такого вида я составляю для своих поездок), то можете продолжать чтение.
Сборник моих путеводителей по различным городам Европы, доступных для скачивания (без СМС и регистрации ; ), можно найти в заметке по ссылке.
В рамках этой заметки, в качестве примера будет описан процесс создания аналогичного путеводителя по городу Загреб.
Да, купить путеводитель быстрее, чем составить, но пользы от самостоятельного составления путеводителя для своей поездки масса: начиная от банальной экономии средств и времени на поиск нужного путеводителя, и заканчивая тем, что в процессе его изготовления, вы заранее познакомитесь с городом, который планируется посетить.
Заблаговременное знакомство позволит вам по прибытию на место не терять время на раздумья: куда пойти сначала, куда потом, а сразу действовать по заранее (еще дома) продуманному и составленному плану прогулки.
Что нужно для самостоятельного изготовления путеводителя
Для самостоятельного составления путеводителя для поездки, нужно немного: желание, время, терпение, а также умение работать с поиском в интернете, Word-ом и с картами Гугл.
Желание, время и терпение — это все в ваших руках (и интересах), с поиском тоже проблем нет (коль вы нашли эту заметку), умение работать с Word-ом — это не проблема (надеюсь) сейчас, а как работать с картами, будет рассказано ниже, в объеме этой же заметки.
Также, разумеется, потребуется принтер, чтобы распечатать итоговый результат трудов, и взять его с собой в поездку. Впрочем, можно сохранить документ и в смартфоне (или планшете) и просматривать его в процессе поездки, в электронном виде.
Создание текстовой части путеводителя
Создание текстовой части путеводителя не представляет большого труда: копируй да вставляй информацию, а когда соберешь все — оформи в едином стиле, добавь нумерацию страниц, оглавление и карту. Впрочем, начну с начала.
Какую информацию включать в путеводитель
Мои путеводители, например, содержат в основном информацию о различных исторических архитектурных объектах (старых зданиях, церквях, замках и памятниках).
Ваш же путеводитель, может содержать любую информацию, которую вы посчитаете полезной для себя в поездке и достойной запоминания, и, разумеется, соответствующую теме вашей поездки.
Можно включить в путеводитель отдельной главой информацию о стране, о конкретном городе, о ценах на билеты и часах работы для отдельных объектов, и так далее, в общем, вы — редактор, вам и решать.
Объем информации также определяется вашими запросами. Если объект вам чем-то особо интересен, то можно включить в путеводитель подробнейшую информацию о нем, если нет, то можно оставить только общую информацию.
Где брать информацию для путеводителя
Описания достопримечательностей можно легко найти на тематических сайтах туристической направленности, коим несть числа, но очень рекомендую присмотреться к ресурсам votpusk.ru и tonkosti.ru — информация на них достаточно хорошо изложена и систематизирована (по странам и городам).
Также хорошим источником информации о том или ином объекте зачастую может выступать обычная Википедия. Информация там, как правило, формализована и избыточна, так что придется немного ее подкорректировать и очеловечить, удалить все излишние ссылки и т.п., но… зато никто вас не упрекнет в плагиате (источник открытый).
Впрочем, подобных сайтов — море, выбирайте тот, описания объектов на котором вас устраивают больше всего (по объему, по стилю изложения и т.п.).
Можно также и компилировать данные из нескольких источников, если в том есть необходимость (не хватает информации в основном источнике). В общем, здесь полный простор для вашей фантазии.
Составление описательной части путеводителя
Определившись с источником информации, находите на нем список достопримечательностей в интересующем вас городе, и анализируете его на предмет соответствия своим интересам.
Определившись с перечнем объектов, которые планируется увидеть/посетить в том или ином городе, копируете их описания и вставляете (пока бессистемно, в том порядке, в котором они идут на сайте-источнике) в созданный для этой цели документ Word.
Можете сразу назвать его внятно, вроде «Путеводитель по (название города)». На форматирование и прочее оформление копируемого текста, пока не размениваетесь, просто собираете информацию в одно место.
Не нужно копировать описания всех объектов (достопримечательностей) подряд, выбирайте только те, которые вам лично интересны, и которые вы намереваетесь посетить.
Если сайт-источник предоставляет информацию о положении объекта на карте (а нормальные источники предоставляют такую информацию), то сразу отмечаете объект на своей карте Гугл (которую также необходимо сразу создать — процесс описан ниже).
Отмечать объекты на карте необходимо сразу, для упрощения процесса создания карты для путеводителя. Как работать с картами (как их составлять) описано чуть ниже.
То есть, порядок работы такой: просматриваете общий список достопримечательностей — находите интересующий вас объект — копируете информацию о нем в документ Word — наносите положение объекта на свою карту Гугл.
Далее, переходите к поиску следующего объекта, и так далее, пока не проанализируете весь список достопримечательностей в интересующем вас городе.
Количество достопримечательностей колеблется от 15-20 до 40-50 в маленьких и средних городах Европы, и может доходить до пары сотен в таких городах как Париж или Рим. Какие из них вы включите в свой список — решать вам.
Обязательно, копируете и вставляете в описание объекта хотя бы одну картинку этого объекта (чтобы представлять себе его внешний вид, и легче найти по прибытию на место, и ни с чем не перепутать).
Картинки сразу уменьшаете до разумных размеров, примерно 5×5 см или около того, этого достаточно, чтобы их можно было разглядеть в путеводителе. Но размер картинок определять вам, это по-вкусу.
Также, обязательно, отдельной строчкой выносите в заголовок текстового описания и название объекта — это будет нужно для составления оглавления на заключительном этапе.
После окончания сбора информации, нужно предварительно отформатировать документ, то есть привести его в более-менее читабельный вид (иногда, при копировании текстов с сайтов, общий вид получается безобразным).
То есть, привести весь текст к единому размеру и типу шрифта, расставить картинки внутри блоков текста и так далее. Как работать с документами Word рассказывать не буду, ибо это не тема блога, но в конечном итоге, должно получиться что-то вроде такого:
Нумерация и порядок заголовков пока соответствует нумерации объектов на карте, и будет изменена при окончательном составлении маршрута прогулки, в соответствии с вашим планом прогулки (см. ниже).
Составление карты для путеводителя
Карта для путеводителя — практически неотъемлемая его часть, поскольку путеводитель без карты неудобен для использования. Что толку с описаний объектов, если вы не знаете, где они находятся?
Конечно, в нормальных отелях можно зачастую раздобыть туристическую карту города прямо на стойке регистрации (бесплатно), а если нет, то ее всегда можно купить, но тогда на ней придется искать и отмечать объекты для посещения, вечером накануне прогулки, а это не всегда удобно.
Гораздо удобней иметь карту в путеводителе, с определенным маршрутом прогулки, и чтобы на ней уже были отмечены все объекты. Причем, не нужен очень крупный масштаб, зачастую, достаточно общей картинки, чтобы просто было ясно, в какую сторону идти дальше.
Еще удобнее, иметь такую карту в смартфоне или на планшете, но изготовление автономной карты для смартфона — тема отдельной заметки.
Кроме того, перед изготовлением карты для смартфона, нам все равно нужно получить данные о расположении объектов, (нанести их на карту Гугл), так что эти действия взаимосвязаны.
Составление общей карты объектов
Общая карта достопримечательностей составляется в процессе сбора текстовой информации об интересующих вас объектах. Скопировали данные об объекте в свой документ, и сразу отметили его на карте.
Для того, чтобы получить возможность работы с собственной картой Гугл, нужно иметь аккаунт Гугл, т.е. быть зарегистрированным на одном из его сервисов: иметь почту Гугла (G-mail), или аккаунт на YouTube или быть зарегистрированным на картах Гугл и т.п.
Вопрос регистрации аккаунта в Гугле, в объеме этой заметки рассматриваться не будет (не тема блога), предполагается, что он у вас есть.
Для создания своей карты Гугл, открываете карты Гугл, заходите в меню (три горизонтальных полоски в верхнем левом углу экрана), и выбираете там пункт «Мои места»:
После чего вы попадете в меню раздела «Мои места». Там выбираете вкладку «Карты» (если вы ранее не работали с ними, то у вас там будет пусто), и нажимаете «Создать карту»:
Вуаля! В новом окне откроется вновь созданная ваша карта Гугл. Пока пустая, разумеется. Карту нужно как-то назвать, (чтобы она не путалась с другими), также, нужно как-то назвать новый слой на этой карте:
Кликаете мышью прямо по фразе «Карта без названия» и откроется окно, в котором ее можно переименовать по-вкусу. Таким же образом, переименовываете «Слой без названия».
Меню «Базовая карта» в самом низу, позволяет выбрать базовый (основной) слой карты, его можно не трогать (а можно изменить, если вас почему-то не устраивает стандартный вид гугловских карт).
Свою карту я назвал «Достопримечательности Балканы», а первый слой на этой карте, назвал «Загреб»:
На одной карте можно размещать до 9 слоев, и практически неограниченное количество точек. Когда будете делать карту объектов для другого города, не нужно создавать новую карту.
Достаточно в этой же карте создать новый слой (для чего нажать «Добавить слой»), назвать его как вам нужно (например «Сплит»), и занести в список точек для этого слоя объекты для города Сплит.
Когда будет достигнут лимит слоев на карте (9 штук), тогда создаете новую карту (допустим Достопримечательности Балканы-2), и размещаете в ней карты объектов еще в девяти городах и т.п.
На рисунке выше показаны также инструменты карты. Нас больше всего будут интересовать инструменты «Добавить метку» и «Измерить расстояние». Хотя, по своему вкусу, (и при необходимости) можете использовать и остальные.
Поскольку мы собираемся работать с достопримечательностями Загреба, то надо сделать так, чтобы данная карта по умолчанию открывалась на нужном нам месте (Загреб).
Для этого, находим этот город на карте (увеличив масштаб), или можно воспользоваться полем «Поиск» вверху экрана, регулируем карту так, чтобы максимально удобно был виден общий район, и фиксируем это положение, выбрав в меню с названием карты пункт «Задать область просмотра по умолчанию»:
Все, теперь эта карта будет по умолчанию всегда открываться на этом месте. Когда будете работать с другим городом, то, соответственно, задайте другую область для открытия по умолчанию. Этот пункт служит исключительно для удобства пользователя.
Теперь можно наносить на эту карту отметки наших объектов. Нашли первый объект для путеводителя, скопировали его данные в отдельный документ, перешли на свою карту, нашли этот объект на карте и поставили на нем метку.
Допустим, надо отметить кафедральный собор Загреба.
Для установки метки, надо найти объект на нашей карте, нажать кнопку «Добавить маркер» в верхней панели инструментов, а затем, ткнуть на карту в нужном месте. Точка добавится в список, и откроется окно с описанием точки:
В окно «Название точки», вместо «Точка 1», вводим название отмечаемого объекта (достопримечательности). Заполнять ли поле описания — это по вкусу. Хотите — пишите описание объекта, хотите нет, но лучше, не тратьте время, описание у вас есть в путеводителе.
Название объекта должно совпадать с названием объекта в путеводителе, и быть говорящим, чтобы легко было понять, что это за точка. Можно просто скопировать название объекта из своего документа, или прямо с сайта, и вставить в это поле (чтобы руками не вводить).
После чего нажимаем «Сохранить», и сохраненная точка появляется в списке точек:
Теперь, нужно изменить стиль точки на значение «нумерованный список», иначе, все маркеры на карте будут одинаковые, и не пронумерованные (хотя, некоторых устраивает и такой вид).
Для этого, нажимаем кнопку «Индивидуальный стиль» вверху списка точек, и выбираем значения: «Последовательность цифр» и «Нет ярлыков». Первое значение задает форматирование точек в виде нумерованного списка, второе, определяет как будет подписана (и будет ли подписана) точка на карте.
Если выбрать «Названия», то возле точки с номером будет отображаться название объекта (данное вами), если выбрать «Нет ярлыков», то на карте будет отображаться только точка с номером. Как лучше для вас — решайте сами:
Но, в принципе, подписи для точек на карте не нужны — лишнее загромождение карты, особенно, если несколько достопримечательностей находятся совсем рядом.
Кроме того, нумерация точек на карте должна совпадать с их нумерацией в путеводителе, (этим займемся чуть позже), поэтому подписывать их лишний раз не нужно, и по номеру будет понятно, что за точка.
Цвет точки (синий — стандартный, по умолчанию), можно изменить нажав на кнопку «Стиль точки». Можно выбрать любой из предлагаемых цветов, но он будет применен ко всему списку точек.
Чтобы выделить часть точек на карте другим цветом если есть необходимость (ее нет, но), то нужно добавить новый слой, и задать в нем точки другого цвета.
Например, разным цветом можно выделять различные группы объектов (если есть желание): архитектурные памятники — синим, моллы, торговые центры и магазины — зеленым, детские аттракционы — красным и т.п.
Тогда, для одновременного отображения всех слоев на карте, надо будет поставить галочки (включить) все необходимые слои меток для данного города. Но это всё, как правило не очень нужно, если путеводитель составляется для личных целей.
Но вернемся к перечню объектов на карте. Таким же образом, который был указан выше, последовательно наносите на карту все точки из составляемого (или уже составленного) путеводителя. Нумерация точек будет совпадать с той, которая в путеводителе.
Стиль точек больше трогать не придется (нет нужды настраивать отображение каждой точки в отдельности), они все будут отображаться «нумерованным списком», в той последовательности, в которой вы их добавите.
Добавлять объекты на карту можно в произвольном порядке, позже не составит труда изменить их нумерацию (и ее даже нужно будет изменить).
После нанесения всех точек (достопримечательностей) на карту, можно будет увидеть, как относительно друг друга расположены объекты, которые планируется посетить, и определить (спланировать) маршрут прогулки между ними (куда идти в первую очередь, куда потом, и т.п.).
В процессе нанесения объектов на карту, вы, во-первых, изучите город (его центральную часть, там где планируется основная часть прогулки), во-вторых, увидите, после нанесения на карту, где какие объекты расположены.
Какие близко (в одном месте), а какие далеко. Те объекты, к которым идти далеко, можно пересмотреть на предмет целесообразности их посещения, перечитать их описание, и принять решение, а действительно ли нужно идти смотреть на церковь, которая стоит в трех километрах от основных достопримечательностей, или, может, лучше сразу отказаться от такой прогулки?
В-третьих, в процессе нанесения объектов на карту, вы легко можете обнаружить на ней еще какие-то объекты, которые вам интересны, сразу погуглить их описания. Если они вам понравятся, то сразу и добавить их в путеводитель (и на карту, разумеется).
В общем, карта с нанесенными на ней достопримечательностями, дает массу пищи для размышлений. Когда карта с точками перед глазами, то и думается легче.
Если вас устраивает произвольный порядок нумерации объектов на карте и в путеводителе (главное, чтобы нумерация точек совпадала и там, и там), то нет проблем. В принципе, на этом составление путеводителя можно считать законченным.
Тогда можно просто до конца оформить стиль текстовой части путеводителя, (расставить переносы, заголовки, нумерацию страниц, оглавление), и сделать пару скриншотов экрана, с изображением карты, добавив их к общей части.
Затем, все это распечатать, или сохранить на смартфоне (планшете), чтобы использовать потом в электронном виде.
Но я бы рекомендовал вам не полениться, и составить сразу план маршрута прогулки, чтобы потом не задумываться в процессе поездки: куда идти сначала, куда потом… И сразу отметить точки на карте (и расположить их в путеводителе), согласно этому плану.
Это занимает немного времени, но пользы приносит достаточно. Об этом и будет рассказано в последней части заметки.
Составление маршрута прогулки
Путем просмотра и анализа полученной карты, с отмеченными на ней достопримечательностями и прочими объектами намеченными к посещению, можно заранее прикинуть, в какой последовательности их лучше (удобнее, практичнее) будет посетить.
Кроме того, можно заранее прикинуть общее время прогулки, и общий «пробег» по маршруту (который нужно будет пройти).
Например, в Загребе, просматривается такой маршрут: прибытие на площадь бана Йосипа Елачича общественным транспортом, (это — главная площадь города), далее от нее, через рынок Долац выйти к Кафедральному собору, подняться до часовни Дисмаса, потом спуститься на площадь св. Марка и т.п.
Примерный порядок посещения объектов (маршрут прогулки) отмечен красными цифрами на карте ниже:
Можно и другой маршрут запланировать — дело исключительно вкуса. Далее, для примера, буду рассматривать маршрут обозначенный выше (это мой маршрут, по которому я гулял в Загребе в 2015-м году).
Для прокладки маршрута, и, самое главное, для оценки его общей протяженности, удобно использовать инструмент «линейка». Результат его работы приведен на рисунке выше, в виде общего километража прогулки, и виден в виде синей тонкой пунктирной линии.
Для более точной оценки расстояния, которое планируется пройти, можно воспользоваться и инструментом «добавить маршрут», но это не нужно, как правило, обычной линейки вполне достаточно.
Нам же не нужна точность в длине маршрута до метра? Нет. Можно просто поаккуратнее и поточнее прокладывать маршрут с помощью линейки, придерживаясь улиц (на рисунке выше, это выполнено достаточно грубо, но это для примера).
Длина планируемого маршрута, позволяет оценить общую нагрузку за день, и дать ответы на вопросы связанные с общим планированием поездки.
Можно ли обойти (и осмотреть) все намеченные к посещению объекты за день? Сколько это займет времени? Или, может, для этого города нужно запланировать два дня?
Нормальная длина пешеходного маршрута по городу (для здорового человека, без детей) из расчета на полный день прогулки (8 часов), составляет примерно 12-16 км. Можно и больше запланировать, но это получится уже галопом.
Средняя скорость движения по маршруту во время прогулки (с учетом пауз для осмотра достопримечательностей) составляет, примерно, 2-2,5 км/ч. Хотя, здесь, конечно, нельзя сказать точно.
Время осмотра достопримечательностей бывает разным. Одно дело — осмотреть отдельно стоящий памятник кому-либо и сфотографироваться на его фоне (2 минуты), другое — осмотреть кафедральный собор, там можно и на час пропасть.
Но тем не менее, исходя из личного опыта, средняя скорость получается в пределах, указанных выше. Перемещение между объектами — 4-5 км/ч, но есть паузы на осмотр объектов.
Плюс паузы на «посидеть в кафе» или просто отдохнуть в тенистом парке. Кстати, на рисунке выше отмечена точка с чудесным местом (кафе-бар «Кирпич»), где подают прекрасное холодное «Ожуйское» (это лучшее местное пиво, рекомендую, если окажетесь в тех краях).
Плюс паузы на просто осмотр красивых мест и улиц. Плюс, в магазины заглянуть. Если с детьми, то паузы на аттракционы по пути… да вряд ли получится с детьми по восемь часов подряд гулять, скиснут они от скуки, если речь не идет о посещении «Диснейленда».
В общем, со временем и километражем прогулки все строго индивидуально. Исходя из схемы выше, на осмотр старой части Загреба, и основных достопримечательностей, расположенных там, достаточно будет пары-тройки часов, при очень неспешном перемещении, если гулять без захода в магазины и музеи.
Приведение карты и путеводителя в соответствие с планом прогулки
Итак, с маршрутом определились. Теперь нужно расположить точки на карте в той последовательности, в которой планируется их посещать. Делается это очень просто — перетаскиванием объекта в списке на карте.
Например, площадь бана Йосипа Елачича — первая точка для посещения (туда планируется прибытие). Но в нашем списке на карте она идет под номером десять. Нет проблем. Просто берете ее мышью, и перетаскиваете на первое место в списке.
Точка автоматически получает номер «1». Остальные точки в списке (и на карте) также будут перенумерованы автоматически. Следующий намеченный объект — рынок Долац, он идет номером «5». Перетаскиваем его на второе место в списке, и так далее.
В итоге, получается вот так (точки на карте пронумерованы в предполагаемом порядке их посещения в процессе прогулки):
/Карта может не отображаться на турбо-страницах Яндекса. Для просмотра — перейдите на обычную версию сайта./
Приведя нумерацию точек на карте в соответствие с порядком их посещения, осталось привести блоки с описаниями объектов в текстовой части путеводителя, в тот порядок, в котором они отмечены на карте (и будут посещаться).
Отлично. Смотрим на список точек на карте, и располагаем текстовые блоки с описаниями в том же порядке, как и на карте (Ctrl+X — Ctrl+V = «вырезал» — «вставил» куда нужно).
После чего нумеруем текстовые блоки (а вернее, их заголовки) по порядку (номера должны быть как на карте), добавляем нумерацию страниц, оглавление (в Word-е это все делается в несколько кликов), выполняем окончательное оформление текста, убираем лишние пробелы и переносы строк, расставляем переносы в документе и т.п.
Вуаля! Путеводитель (текстовая часть) готов. Осталось добавить на последнюю страницу в нем скриншот нашей карты с отметками точек, и распечатать.
Добавление карты в путеводитель
Изменения на создаваемой вами личной карте сохраняются автоматически, после каждого внесения изменений на нее. То есть, не нужно дополнительно нажимать никаких «Сохранить» и т.п. кнопок.
Найти созданную карту можно открыв карты Гугл (общие), и зайдя в меню, выбрать там «Мои места». Далее, перейти на вкладку «Карты», и открыть нужную.
Распечатать карту для вставки в путеводитель можно двумя способами. Либо выбрав встроенное средство распечатки (не самый лучший вариант), либо, просто сделав скриншот с экрана и обработав его (обрезав ненужное), вставить в пустую страницу путеводителя.
Штатное средство распечатки карт можно вызвать из меню карты в режиме редактирования:
Но результат будет не очень хорош.
Во-первых, масштаб будет автоматически уменьшен, чтобы уместить на карту все точки, отмеченные на ней. Во-вторых, штатное средство автоматически добавляет легенду карты (которая не нужна, но отказаться от которой нельзя), что еще больше уменьшает масштаб.
В результате получится такое:
Поэтому, лучше использовать какую-нибудь программу для захвата изображения с экрана, или, на худой конец, воспользоваться штатным средством (через клавишу Print Screen). Учить делать снимки здесь не буду, не тема блога.
Для снятия скриншота, нужно открыть созданную карту в режиме просмотра, укрупнить максимально масштаб, но чтобы все точки, (или их большинство) умещались на карте, и сделать снимок экрана.
После чего, обрезать у него все лишнее, отрегулировать цвета, контрастность и яркость, и вставить полученный рисунок карты в пустую страницу путеводителя, можно на первую, можно на последнюю. Вот в таком формате ведь лучше смотрится карта:
Если достопримечательностей много, или они сильно разбросаны, и нельзя обойтись одной картой из-за того, что получается слишком мелкий масштаб, то можно вставить в путеводитель две или три карты (поочередно выделив нужные районы города), в общем — это дело вкуса.
В итоге, получаем такой путеводитель по городу Загреб (карта вставлена в конец документа). Пример путеводителя, в котором карта разбита на несколько частей, например, путеводитель по Реймсу (карты в конце).
Поверьте, такого масштаба карты вполне достаточны для общей ориентировки в городе который вы уже предварительно изучили, пока составляли путеводитель.
А для детальной ориентировки (которая бывает тоже нужна), нужно всегда иметь в смартфоне подробную карту города (также с отмеченными на ней достопримечательностями).
Карту города можно закачать готовую, но как на нее добавлять достопримечательности, автору неизвестно (сколько карт — столько и способов). Поэтому, в частности, автор всегда делает карты для смартфона самостоятельно.
Готовый же путеводитель остается только распечатать и сшить степлером. Или закачать в смартфон (тогда его с легкостью можно будет просматривать прямо в процессе прогулки).
Можно дополнительно «пережать» его в формат *.pdf (как это делаю я), можно сшить путеводители по нескольким городам одной страны в общую тетрадь, в общем, итоговое оформление результата работы — это дело вкуса.
* * * * *
На этом, заметку посвященную самостоятельному составлению путеводителя для поездки, я закончу. Составление своего путеводителя — дело полезное и нужное, но необязательное, поэтому, будете ли вы им заниматься, в конечном итоге — решать вам.
Как написать авторский путеводитель
Хороший путеводитель – это не просто справочник. У современного туриста нет недостатка в информации: загрузить в смартфон карту местности со всеми объектами – дело пары минут, да и интернет всегда под рукой. Бумажная книга – путеводитель может привлечь путешественника только в том случае, если будет отличаться от множества других. Как сделать ее полезной и увлекательной, подскажет материал knigastudio.ru
Составление путеводителя: с чего начать
Главные задачи автора – соблюдать точность при описании объектов и фактов, выдерживать оригинальный авторский стиль, показать личный взгляд на предмет и добавить интригу.
- Точность информации. Опирайтесь только на проверенные факты – мир вокруг постоянно меняется. Если вы делитесь информацией, к примеру, о частном парижском музее, который лично посещали в прошлом году, уточните, не закрылся ли он, не подвергался ли реконструкции. Это относится ко всем включаемым в книгу объектам – досконально проверьте всю информацию при подготовке материала и перед сдачей рукописи в печать.
- Структура. Проанализируйте другие справочники, но не снимайте с них структуру под копирку, подключите фантазию и задействуйте креатив. Ваша книга должна быть уникальной, иначе не выдержит конкуренции.
- Эксклюзивность. Недостаточно просто описать географические и исторические объекты. Важно дать читателю посмотреть на них под иным углом, в этом суть авторской подачи. Постарайтесь собрать максимум информации, нигде не представленной ранее.
Что включить в путеводитель
Кроме исторических и культурных объектов, в содержание путеводителя могут входить и сведения о более приземленных вещах – лучших гостиницах, магазинах, кафе (с особенностями меню), ценах на билеты в музеи, в развлекательные заведения и так далее.
Актуальны будут описания сезонных и культовых событий, например, городских фестивалей, а также схемы пеших прогулок по интересным местам. Если вы снабдите их подробными картами, туристы будут вам благодарны.
Особое внимание уделите иллюстрациям – не поленитесь нанять профессионального фотографа. Качественное оформление путеводителя – один из важных аспектов его успеха у читательской аудитории.
Виды путеводителей
Характер контента печатного гида во многом зависит от его направленности.
Путеводитель по стране
Опишите самые известные старинные храмы, замки, древние памятники архитектуры и природные заповедники. Важно включить в книгу и популярные маршруты для туристов, и малоизвестные «тропы». Объясните читателю, как удобнее добираться до ключевых объектов и укажите примерное время в пути.
Путеводитель по городу
Не стремитесь подробно описывать каждую достопримечательность. Сконцентрируйтесь на самых необычных – экспозиции с редкими экспонатами, авторские кофейни, рестораны с особыми фирменными блюдами, культовые для города объекты, характеризующие его историю и современность.
Краеведческий путеводитель
Кроме горных, лесных, водных, конных, автомобильных и пеших маршрутов, в нем должны присутствовать интересные факты и легенды об истории края, флоре и фауне. Практические советы, включающие подробные планы маршрутов и особенности их прохождения, не менее важны.
Гастрономический путеводитель
В зависимости от региона, в него можно включить винодельческие маршруты и гастрономические туры, описание лучших таверн, ресторанов и пивоварен, советы при выборе характерных для местности блюд.
Путеводитель по легендам
Особенно актуален, если город традиционно туристический. Искренний интерес к выбранной теме поможет вам составить маршруты по самым загадочным местам, с которыми связаны городские легенды. Таинственная изнанка привычного города всегда вызывает повышенный интерес.
Литературный путеводитель
Составление такого справочника потребует от вас исключительного знания литературы и истории. Маршруты, включенные в литературный путеводитель, обычно связаны с жизнью и творчеством известных писателей и героев их книг. Помните, что разработка путеводителя – это научная и творческая работа в пропорциях 50 на 50.
Топ – 5 небанальных путеводителей
- «Адреса любви», Вячеслав Недошивин. Литературный путеводитель по Москве, Парижу и Петербургу, где жили и любили русские поэты – Хлебников, Мандельштам, Ахматова.
- «Прага. Короли, алхимики, привидения…и пиво!», Александр Розенберг. Исторические байки о пражских закоулках, домах и пивных.
- «Пьемонт. Вина Италии», Анатолий Корнеев. Гастрономический путеводитель по Италии.
- «Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты», Сергей Романюк. Рассказы о старых домах столицы, расположенных в районе Садового кольца.
- «Екатеринбург в оранжевом настроении», Владимир Шахрин. Авторский дневник-путеводитель по родному городу от лидера группы «ЧайФ».
Для чего нужны путеводители? Чтобы не просто сориентировать туриста в незнакомом городе или стране, а зарядить его эмоциями и «влюбить» в определенный город или страну. Ваша книга должна давать четкий и очень подробный ответ на вопрос: почему сюда непременно стоит приехать?
Как создать путеводитель
Путеводителем называется справочник о каком-либо месте (например, о городе, музее или туристическом маршруте), представленный в электронном, печатном либо аудиовизуальном виде. Такие издания позволяют туристам лучше ориентироваться в незнакомой местности.
Инструкция
Первое, на что следует обратить внимание – это знание местности. Составитель должен сам быть хорошо осведомленным о том месте, о котором собирается писать. Поэтому заранее продумайте, о чем пойдет ваше повествование. Если вы хороший знаток своего родного края, города или села, то почему бы не взяться за их описание? Кстати, на ваш выбор также будет влиять и то, насколько посещаемым и популярным является место (от этого напрямую зависят продажи справочника).
Чтобы структура вашего путеводителя была максимально простой и понятной для читателя, почитайте другие справочники, посмотрите, как они устроены. Подумайте, чем можно разнообразить содержание книги. Если вы собираетесь выпускать печатное издание, позаботьтесь об иллюстрациях. При наличии соответствующей техники и навыков вы можете создать их самостоятельно. В противном случае необходимо нанять фотографа.
Перед составлением путеводителя освежите свои знания: почитайте соответствующую литературу, еще раз посетите то место, о котором хотите рассказать другим. Это необходимо для того, чтобы выпущенный справочник содержал только актуальную информацию, а не ту, которую автор сам получил, возможно, несколько лет тому назад.
Если описываете город или область, составьте для туристов наиболее интересные туристические маршруты, расскажите об имеющихся достопримечательностях местности. Дополните их информацией о продолжительности пути о и том, как можно добраться до того или иного места в маршруте. Не забудьте указать в путеводителе и климатические условия в каждом из времен года.
Полезный совет
Постарайтесь донести до читателя уникальность посещаемого места. Интересный факт может быть связан с событием в истории, например, города или музея.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Писать нелегко. Можно возразить, что мы делаем это с легкостью, но это не так. Это требует определенного творчества, усилий и настойчивости. Конечно, еще сложнее писать в определенной нише. Если вас интересуют путешествия, у нас для вас отличные новости. Путеводители станут нашей сегодняшней темой. Это довольно широкая тема, но мы постараемся сузить ее для вас. Туризм – это то, что объединяет многих людей. Большинство из них связаны с прекрасным путеводителем.
Итак, вы задавались вопросом, как написать краткий путеводитель? Это сложно? Это легко? Это ни то, ни другое, но требует определенных навыков. Если навыка не хватает, вам как минимум нужно иметь проводника. Это то, чем мы постараемся быть для вас. Конечно, мы не собираемся делать это так, как будто мы единственные, кто может это сделать. Есть другие источники и множество способов, как этого добиться. Самое приятное, что это может сделать каждый.
Сегодня технологии шагнули далеко вперед. Интернет по-прежнему контролирует мир, и он может сделать то же самое с вашим путеводителем. Ты знаешь как? Это проще, чем вы думаете. Если вы не пишете сами по себе, а больше занимаетесь творчеством, у нас есть для вас хорошие новости. Если вы знаете, как пользоваться Интернетом, веб-сайтами и несколькими веб-инструментами, вы можете создать свой путеводитель, после WonderGuide. Для всех вас, кто разбирается во всем, что связано с Интернетом, это должно стать отправной точкой для личного путеводителя. Если вам нравится старомодный способ ведения дел, оставайтесь с нами и прочитайте несколько строк, которые мы приводим ниже.
Будь рассказчиком
Источник: cxl.com
Это должно быть в центре внимания любого, кто работает над путеводителем. Каждое путешествие — это история, которую нужно рассказать. Не теряйте сон над своей историей. Это не должно быть забавным или авантюрным. Но об этом нужно рассказать подробно. Расскажите о местах, которые вы посетили, о своих достижениях, таких как восхождение на определенную горную вершину, а также об отелях вы посетили, и аэропорты, которые вы сели. Каждое путешествие требует событий, поэтому убедитесь, что вы считаете их все и связываете в одну связную историю.
Хотя ваше путешествие может показаться скучным, убедитесь, что вы хотя бы немного вовлекаете читателя. Большинство людей совершают ошибку, считая только места, которые они посетили, и то, как добраться туда и обратно, не добавляя личного прикосновения. Будьте личными, вдумчивыми, правдивыми и немного творческими. Преувеличивайте иногда, если вам нравится место. Это разрешено.
Будьте разными, уверенными и уникальными
Проще сказать, чем сделать. Во-первых, многие пишут путеводители. Одни делают это хорошо, другие нет. Будь первым. Легко быть таким же, как все. Если вы такой, никто не будет читать ваш путеводитель. Вы должны быть выше конкурентов. Для этого вам нужно быть уверенным в том, что вы делаете. Тщательно выберите места, которые вы хотите описать. Убедитесь, что вы охватываете все его черты. Это единственный способ, которым вы можете привлечь читателей.
Они влюбятся в ваше доверие и будут наслаждаться местами, которые вы им порекомендовали. Кроме того, несмотря на то, что важно быть другим, жизненно важно быть уникальным. У вас не может быть образцов для подражания в этом отделе. Если вы копируете кого-то, у них всегда будет преимущество. Чтобы стать лучшим создателем путеводителя, вам нужно быть уникальным. Не только в том, как вы пишете, но и в местах, о которых вы пишете.
Источник: thewritelife.com
Будьте честны
Честность имеет значение, когда дело доходит до письма. Особенно это важно, когда речь идет о путешествиях. Не все места являются хлебом с маслом для туристов. Нет, есть некоторые, которые не стоит посещать, другие, которые разочаровывают, некоторые переоценены, а некоторые являются скрытыми жемчужинами.
Вы должны говорить обо всех из них честно. Иногда нужно оставить плохой отзыв. Лучше сказать людям не посещать определенное место, чем позволить им разочароваться, оказавшись там и все по вашей рекомендации. Честность — это черта, которая не должна умереть при написании любой литературы.
Структурируйте все
Источник: smartertravel.com
Все путеводители посвящены структуре. Вы не должны слишком творчески подходить к структуре путеводителя. Пока вы пишете, быть креативным — это нормально. Но, как только вы начнете ориентируясь на структуру вам нужно следовать определенной схеме. Когда вы сосредотачиваетесь на определенном месте, некоторые вещи имеют большее значение, чем другие. В первую очередь важен транспорт. Нужно объяснить людям, как именно туда добраться, какой вид транспорта лучше, какой хуже и немного о цене.
После того, как вы освоили эту часть, все дело в том, чтобы рассказать людям, куда идти, когда они туда доберутся. Проживание имеет значение. Направляйте их к лучшим отелям, самым дешевым номерам или средним вариантам. В этом отделе лучше всего покрыть жилье, которое вы использовали сами, и поставить ему хорошую или плохую оценку. После того, как вы разместили и распаковали людей, пришло время заставить их двигаться. Эта часть вашего путеводителя должна охватывать достопримечательности, которые есть в желаемом месте, и туры, которые могут доставить туда людей.
Большинство туристов хотят акцентировать на этом внимание больше всего на свете. В конце концов, когда вы в Париже, вы знаете, что вам нужно увидеть и, возможно, как туда добраться. Но когда дело доходит до таких мест, как Таллинн или Рига, наличие точного гида в этом отделе имеет большее значение.
Конечно, еще несколько аспектов структуры путеводителя должны охватывать транспорт в городе, который вы освещаете, в дополнение к экскурсиям, а также расходы на передвижение, безопасность свободного передвижения, время года, когда вы должны посетить, и места, где люди могут найти лучшую еду и напитки.
Итоговый путеводитель по маршруту
является коллективным творчеством
группы. Он составляется после завершения
экскурсионного маршрута. Путеводитель
содержит информацию обо всех
достопримечательностях, включая видовые
точки, природные и исторические объекты,
памятные места, архитектурные памятники
и т. д.
Структура путеводителя
-
Титульный лист.На титульном листе помещается, название
маршрута, место и год издания путеводителя,
даются сведения об авторском коллективе,
составившем путеводитель. -
Содержание.Маршрут расписывается по дням,
перечисляются все объекты показа с
указанием номеров страниц, где помещены
сведения о них. Наиболее значимые
объекты выделяются шрифтом. -
Карта маршрута.
На нее наносятся все экскурсионные
объекты. Если карта слишком велика, то
она помещается в приложении в конце
путеводителя. -
Текст путеводителя.
-
Он состоит из текстов мини-экскурсий,
которые были проведены во время
практикума, и должен содержать сведения
обо всех экскурсионных объектах,
включая и природные достопримечательности. -
Характеристика каждого архитектурного
объекта обязательно дополняется
информацией об архитекторе и времени
постройки. Для основных объектов показа
приводится более подробная характеристика,
для остальных – общие сведения. -
При описании музея обязательно
указываются время его работы и стоимость
билетов, а также телефон, по которому
можно заказать экскурсию и получить
дополнительную информацию. -
При описании объекта, для знакомства
с которым необходим осмотр его
интерьеров (храмы, монастыри, дворцы,
не являющиеся музеями, и т. п.), необходимо
дать сведения о возможности посещения
объекта (время, когда объект открыт, и
условия его осмотра). -
Текст обязательно дополняется
изображением объекта, характеризующим
его современное состояние.
-
Таким образом, в результате отработки
экскурсионного практикума появляется
полноценный путеводитель, которым можно
воспользоваться при повторении маршрута.
Позиции, по которым выводится общая
оценка работы в период экскурсионного
практикума.
-
Грамотная работа с картой при выборе
объектов показа, обоснованное выделение
наиболее значимых достопримечательностей. -
Творческий отбор материала, составление
информативного художественного текста
мини-экскурсии. -
Правильная речь, свободное владение
текстом, умение перестроиться, изменить
или дополнить подготовленный заранее
текст экскурсии. -
Умение ориентироваться на трассе.
-
Владение коммуникативной культурой
при общении с группой. -
Ведение полевого дневника как
подготовительный этап к составлению
путеводителя. -
Качественная работа над текстом
путеводителя с учетом дополнений и
изменений, внесенных по ходу прохождения
маршрута.
-
Приложения
Экскурсионный практикум предполагает
знакомство с храмовой архитектурой,
поскольку в любом регионе Европейской
территории России именно храмовое
зодчество является существенной
составляющей исторического ландшафта.
Изучение древнерусского зодчества не
предусмотрено в теоретических курсах,
однако, при прохождении экскурсионного
практикума закладываются основы для
дальнейшего самостоятельного
его изучения.
Приложение 1. Архитектура
православного храма
Храм является воплощением христианской
системы идей, уменьшенным повторением
вселенной. В плане он может представлять
собой базилику (корабль), ротонду (круг)
или крест. Основу древнерусского храма
составляет крестово-купольная
композиция, пришедшая из Византии.
Прямоугольное в плане здание делится
четырьмя столбами, образующими крест
и поддерживающими своды нанефы:
главный – более широкий и высокий
– и боковые (Рис. 1). На столбы
опираетсябарабансо световыми
окнами, завершением которого служиткупол (Рис. 2). Русские луковичные
купола воплощают идею молитвенного
горения, через которое земной мир
оказывается причастным царству горнему.
Многоглавие, возникшее на Руси, несло
определенную смысловую нагрузку. В
христианском понимании пятиглавие
символизирует Господа и четырех
евангелистов, семиглавие – семь даров
Святого Духа, девятиглавие указывает
на девять чинов «сил небесных».
Стены здания делятся лопатками на
три (иногда более) части –прясла,
каждое из которых завершаетсязакомарой.
Восточная стена, где располагается
алтарь, выдается вперед полукруглыми
выступами –апсидами.
Главный вход, портал которого
декорирован резьбой или колоннами,
располагается в западной части храма.
Часто первоначальный объем храма
обрастает более позднимиприделами– пристройками, имеющими дополнительные
алтари.
На протяжении времени архитектура и
декоративное убранство храма, сохраняя
в целом основную композицию, изменялись
в зависимости от стилей и традиций.
Интересной особенностью древнерусских
православных храмов был контраст между
их внешним обликом и интерьером. Внешний
вид поражал суровой гладкостью стен,
лишенных, особенно в ранний период,
элементов декора, в то время как внутреннее
пространство очаровывало богатством
отделки. Среди приемов декоративного
оформления фасадов древнерусского
храма наиболее часто встречаются бегунец
ипоребрик.
Внутреннее пространство православного
храма делится на три части: алтарь,
основная часть и притвор (Рис. 1).
Главное место в храме занимает алтарь
(латинское “altaara”
– возвышенное место), который в
православном храме устраивается в
восточной части здания. По христианским
представлениям, там, на востоке, был
центр земли – Иерусалим с горой Голгофой.
В центре алтаря находится освященныйпрестол (Рис. 2,1), где лежит
Евангелие, напрестольный крест, ковчег
с миром, семисвечник. Престол предназначен
для совершения во время литургии
некоторых религиозных обрядов (таинств).
Престольный праздник – храмовый праздник
в честь христианского святого, которому
посвящен данный храм. За престолом в
углублении расположено горнееместо
(2), куда ставится трон для епископа
или митрополита. В левой части алтарного
пространства находитсяжертвенник
(3), в правой –ризница (4).
Алтарь от основной части храма отделяется
алтарной преградой илииконостасом,
в центре которого располагаютсяЦарские
врата (5), открывающиеся во время
богослужения; вход в алтарь женщинам
категорически запрещен.
|
Рис. 1.Внутреннее пространство 1 –престол 2 –горнее место 3 –жертвенник 4 – ризница 5 – иконостас с Царскими вратами 6 – солея 7 –амвон 8 – клиросы |
Основная часть храма – место для
молящихся подразделяется на главный и
боковые нефы. Она отделяется от алтаря
иконостасом, вдоль которого расположено
возвышение пола в несколько ступеней
–солея (6). Средняя часть солеи
–амвон (7) предназначена для
произнесения проповедей, боковые –клиросы (8) используются во время
богослужения чтецами и певчими.
С запада к основной части храма примыкает
притвор, где во время литургии стоят
некрещеные.
Рис.2.Архитектура православного
храма
Росписи (мозаики, фрески)
православного храмаявляются важной
составляющей Внутреннего убранства.
Они представляют собой продуманную,
сложившуюся на протяжении столетий
стройную систему.
В верхней части храма, на своде купола,
обычно помещается изображение Христа
– Пантократора (Вседержителя) в окружении
славящих его ангелов, серафимов и
херувимов. Под сводом купола в простенкахмежду окнами барабанарасполагаются
фигуры пророков или апостолов.На
четырехпарусах помещаются образы
евангелистов – Матфея и Иоанна – на
востоке, Марка и Луки – на западе.На
сводах храма иверхних ярусах стенычаще всего изображаются сцены земной
жизни Христа и Богородицы, ниже –
евангельские притчи и сцены из жития
святых, еще ниже – вселенские соборы,
как отражение земной жизни церкви.
Нижний ярус нередко выстроен из одиночных
фигур – святые отцы или святые князья,
иноки, воины. Внизу, по периметру храма,
проходит орнаментальный пояс.
Росписи восточной частиявляются
самыми значимыми, здесь изображается
начало мира, его священное прошлое.
Основную темузападной части храма
составляет композиция Страшного суда.
Иконостас – наиболее важная часть
православного храма, это преграда,
отделяющая основное пространство храма
от алтаря. Невысокие алтарные преграды
с небольшим числом икон пришли на Русь
из Византии. К концуXVIв.
возникает высокий иконостас, который
практически полностью закрывает алтарь
от молящихся.
Слово «икона» происходит от греческого
«eikon» – образ, изображение.
Первоначально так называлось всякое
священное изображение, независимо от
того, выполнено оно на доске или на
стене, красками или с помощью мозаичных
кубиков. На Руси иконы появляются вXв. с принятием христианства (988 г. –
крещение Руси).
Первоначально в иконостасе было три
ряда (чина) – местный, деисусный и
праздничный, но уже в XVIв. прочно входит четвертый – пророческий,
а вXVIIв. пятый – праотеческий.
В концеXVIIв. в некоторых
храмах иконостасы разрастаются до
шести, семи и более рядов, появляются
иконы, изображающие страсти Христовы.
Завершает иконостас изображение креста
(Рис. 3).
|
I. 1. Спаситель 2. Богоматерь 3. Храмовая икона
5. Тайная вечеря 6. Царские врата а) Благовещение б) Евангелисты
7. Дьяконские
II. 1. Спас в силах 2. Богоматерь
далее: апостолы,
святители и т.
III.
От Рождества
IV. 1. Богоматерь-Знамение 2. Пророки
V.
1. Ветхозаветная 2. Праотцы А. Голгофа |
Рис. 3. Схема классического иконостаса
Местный(первый от пола)ряд, или
чин посвящен иконам особо чтимых
святых и праздников в том городе и
епархии, где расположен храм. Справа от
Царских врат находится икона Спасителя,
слева – икона Богоматери, вторая справа
– храмовая икона – образ местного
праздника или святого, которому посвящен
храм.
Над местным располагается главный ряд
иконостаса – деисусный (с греческого
– «моление»), центральная композиция
которого изображает Спасителя в день
Страшного суда (Спас в силах или Спас
на престоле), слева и справа – образы
Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов
Михаила и Гавриила, апостолов Петра и
Павла, обращенных в молитвенной позе к
Христу, они молят судью небесного за
грешный род людской.
Праздничный рядсостоит из икон
двенадцатидвунадесятых,важнейших
после Пасхи, праздников православной
церкви – Рождество Пресвятой Богородицы,
Введение во храм Пресвятой Богородицы,
Благовещение, Рождество Христово,
Сретение, Крещение – Богоявление,
Преображение, Вход Господен в Иерусалим
– Вербное воскресенье, Вознесение, День
святой Троицы, Воздвижение креста
Господня, Успение. Праздничный и дуисусный
ряд могут меняться местами.
Пророческий ряд представляют образы
ветхозаветных пророков, окружающих
икону «Богоматерь-Знамение».
«Богоматерь-Знамение» – поясное
изображение богоматери с молитвенно
поднятыми руками.
Самый верхний ряд иконостаса называется
праотеческим, потому что по сторонам
от стоящей в середине его иконы (Саваофа
– бога-отца или Ветхозаветной Троицы)
находятся изображения ветхозаветных
праотцов – Адама, Авеля, Авраама, Исаака,
Иакова, Моисея, Ноя и др.
В центре иконостаса располагаются
Царские врата, ведущие в алтарь и
открывающиеся в определенные моменты
богослужения. Врата из двух створок, на
которых, как правило, изображены
Благовещение (на обеих створках) и четыре
Евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн
в четырех клеймах.
Помимо центральных врат в иконостасе
есть северные и южные двери, ведущие в
боковые части алтаря – жертвенник и
ризницу, на которых изображены архангелы.
Для более подробного знакомства с
искусством православного храма
рекомендуется обратиться к следующим
литературным источникам:
Корнилович К.В. Окно в минувшее. Л., 1968.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.
Книга для чтения, М., 1974.
Осетров Е.И. Живая Древняя Русь. Книга
для учащихся. М., 1984.
Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура.
М., 1970.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси.
Л., 1986.
Учанева Л.С. Рукотворное чудо древнерусского
храма. СПб., 1992.
Приложение 2.Краткий словарь
архитектурных терминов
Алтарь – восточная часть храма,
отделенная от основного пространства
алтарной преградой или иконостасом.
Амвон – возвышение в православной
церкви против Царских врат, место для
произнесения проповеди.
Апсида– полукруглый или многогранный
в плане выступ здания, обычно устраивается
для размещения алтаря.
Барабан– венчающая часть здания,
цилиндр или многогранник, опирающаяся
на своды и служащая основой для купола.
Световой барабан имеет оконные проемы.
Бегунец – орнаментальная кирпичная
кладка, образующая горизонтальный узор
на поверхности стены в виде треугольников,
попеременно обращенных вершинами вверх
и вниз.
Закомара– полукруглое или килевидное
завершение верхней стены храма; повторяет
очертание свода.
Клиросы – в православной церкви
место на возвышении перед иконостасом,
где во время богослужения находятся
певчие.
Неф– продольная часть храма, часть
интерьера, отделенная от соседнего
объема рядом колонн или столбов (два и
более).
Парус – элемент купольной конструкции
в форме сферического треугольника
(напоминает собой надутый парус); при
помощи парусов возводится купол над
четырехугольным в плане помещением.
Поребрик – орнаментальная кирпичная
кладка, где ряд кирпичей уложен под
углом к наружной поверхности стены.
Престол – столик в алтаре храма,
предназначенный для совершения во
время литургии некоторых религиозных
обрядов (таинств).
Придел – небольшая бесстолпная
пристройка со стороны северного или
южного фасада, имеющая дополнительный
алтарь.
Притвор – помещение с западной
стороны храма (часто под колокольней),
предназначенное для лиц, не имеющих
права входить в храм.
Прясло– участок стены каменного
сооружения, ограниченный двумя лопатками,
пилонами или башнями; часть крепостной
стены между двумя башнями.
Ризница – помещение для хранения
риз (облачение священника) и церковной
утвари; может располагаться в алтаре
или в отдельном строении.
Своды – криволинейные строительные
конструкции, служащие для перекрытия
помещений.
Солея – повышенная часть пола в
православном храме, располагающаяся
перед алтарем во всю ширину иконостаса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если вы дочитали настоящее методическое
пособие до последней страницы, вами
пройден большой путь – от создания
фотообраза дворцово-паркового ансамбля
до разработки путеводителя, через
который раскрывается обширный регион.
Фоторяд, мини-экскурсия, представляющая
единичный архитектурный объект,
презентация городского ансамбля,
экскурсионная программа, ставящая целью
показать город, маршрутная экскурсия,
путеводитель – все это образы, используемые
в экскурсионном деле для передачи своего
видения объекта и территории в целом
экскурсантам. Для того, чтобы успешно
работать в сфере туризма, необходимо
научиться создавать такие образы, в
чем, как мы надеемся, и поможет вам
предлагаемое методическое пособие.
Кроме того, представленный в пособии
материал может быть полезен при разработке
и проведении экскурсий как по отдельным
городам (в частности по Санкт-Петребургу),
так и по регионам России (например, по
Северо-Западу Европейской территории).
Краеведческие и региональные исследования
предполагают умение воспринимать
территорию в совокупности всех ее
составляющих: природных условий,
культурно-исторических и этнических
особенностей. Предлагаемый в рамках
экскурсионного практикума алгоритм
знакомства с неизвестной территорией
может помочь вам при изучении как
отдельных городов, так и регионов в
целом.
Надеемся, что данное пособие окажется
полезным для осуществления вашей будущей
деятельности как научной, так и
практической.
1Гревс И.М. Монументальный город и
историческая экскурсия // Экскурсионное
дело. 1921, №1. С. 21–34 (32)
2Гревс И.М. История в краеведении //
Краеведение. 1926. № 2. с. 487-508 (488)
3Гревс И. М. «Монументальный город и
историческая экскурсия» // Экскурсионное
дело. 1921, №1. С. 21–34 (22)
Соседние файлы в папке КРАЕВЕДЕНИЕ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #