Составление расписания в школе является одним
из важнейших и сложных видов деятельности
заместителя директора. Умело составленное
расписание определяет эффективность работы
школы, создаёт условия для оптимальной работы
учителей и учащихся.
Активность умственной работоспособности
школьников приходится на интервал 10—12 часов.
Поэтому основные предметы должны проводиться на
2, 3, 4 уроках. Уровень умственной
работоспособности учащихся нарастает к середине
недели и остаётся низким в понедельник и в
пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки
должен быть во вторник и среду. Можно включить в
расписание либо наиболее трудные предметы, либо
в большем количестве средние и лёгкие. Следует
чередовать трудные и лёгкие предметы, а также
предметы одного цикла. Изложение нового
материала, контрольные работы следует проводить
на 2-4 уроках в середине учебной недели.
При составлении расписания уроков можно
использовать таблицу, в которой трудность
каждого предмета ранжируется в баллах.
Таблица 1.
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык | 11 |
Иностранный язык | 10 |
Физики, химия, информатика | 9 |
История, обществознание | 8 |
Литература | 7 |
Биология, география, экономика, астрономия |
6 |
Физкультура, ОБЖ | 5 |
Технология | 4 |
Черчение | 3 |
ИЗО, МХК | 2 |
Музыка | 1 |
Предметы, требующие больших затрат времени на
домашнюю подготовку, не должны группироваться в
один день школьного расписания.
При правильно составленном расписании уроков
наибольшее количество баллов за день по сумме
всех предметов для учащихся старшего возраста
должно приходиться на вторник и среду. Для
учащихся среднего возраста наибольшая
интенсивность по сумме баллов за день должна
приходиться на вторник и четверг, среда должна
быть несколько облегчённым днём. Расписание не
будет отвечать санитарным нормам, когда
наибольшее количество баллов приходится на
крайние дни недели или когда оно одинаково во все
дни недели.
Для составления расписания необходимы
следующие документы:
– учебный план;
– учебная нагрузка учителей (таблица 2);
– расписание учителей (таблица 3);
– расписание по классам на неделю (таблица 4);
– временное расписание по дням недели (таблица
5);
– перечень кабинетов (таблица 6).
Таблица 2. Учебная нагрузка учителей.
Ф.И.О.
учителя |
5-а
класс |
6-а
класс |
7-а
класс |
8-а
класс |
9 класс | 10 класс | 11 класс | |||
а | б | а | б | а | б | |||||
Математика | ||||||||||
Иванов И.С. | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | |||||
Петров Н.И. | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
Русский язык | ||||||||||
Сидорова А.А. | 8 | 5 | 5 | |||||||
Клименко В.К. | 7 | 7 | 5 | |||||||
Потапова Л.С. | 5 | 5 | 5 | 5 |
Аналогично заполняется учебная нагрузка
других учителей-предметников, количество
учебных часов по предметам и классам определяет
учебный план.
Таблица 3. Расписание учителей.
Ф.И.О. учителя | Кл. рук-во | Кабинет | Нагрузка | Понедельник | Вторник | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Математика | |||||||||||||||
Иванов И.С. | 8-а | 5 | 27 | 5-а | 8-а/г | 6-а | 11-б/а | 10-а/а | |||||||
Петров Н.И. | 7-а | 12 | 26 | ||||||||||||
Русский язык | |||||||||||||||
Сидорова А.А. | 5-а | 23 | 18 | 5-а/р | 5-а/л | ||||||||||
Клименко В.К. | 6-а | 41 | 19 | ||||||||||||
Потапова Л.С. | 9-б | 32 | 20 |
Аналогично составляется расписание на
остальные дни недели. Через косую черту
отмечается “алгебра” или “геометрия”,
“русский язык” или “литература”, “история”
или “обществознание”, “география” или
“экономика”, “ИЗО” или “черчение”, “химия”
или “биология” и т.д., если эти предметы ведёт
один учитель. Начать расстановку часов следует с
уроков технологии, иностранного языка,
информатики и других предметов, по которым есть
деление на подгруппы. Затем следует расставить
уроки физической культуры, ИЗО, музыки, т.к. они не
должны совпадать в один день в одном и том же
классе.
Колонка “Классное руководство” нужна для
того, чтобы расписание классного руководителя и
класса совпадало по количеству на последнем
уроке. Это необходимо для того, чтобы классный
руководитель мог провести после последнего
урока “пятиминутку” с классом, или внеклассное
мероприятие, или организовать уборку.
Колонка “Нагрузка” позволяет проверить
количество часов учителя после составления
расписания.
Колонка “Кабинет” необходима при расстановке
кабинетов в готовом расписании.
Параллельно с заполнением таблицы 3 следует
заполнять таблицу 4.
Таблица 4. Расписание по классам на
неделю.
5-а класс.
Уроки | Понедельник | Уроки | Вторник | Уроки | Среда |
1 | математика | 1 | 1 | ||
2 | 2 | 2 | |||
3 | русский язык | 3 | 3 | ||
4 | литература | 4 | 4 | ||
5 | 5 | 5 | |||
6 | 6 | 6 | |||
Уроки | Четверг | Уроки | Пятница | Уроки | Суббота |
1 | 1 | 1 | |||
2 | 2 | 2 | |||
3 | 3 | 3 | |||
4 | 4 | 4 | |||
5 | 5 | 5 | |||
6 | 6 | 6 |
Аналогично составляются такие таблицы для всех
классов. Это позволяет видеть свободные уроки,
делать перестановку, контролировать количество
учебных часов на неделю.
После того, как расписание составлено, его
необходимо переписать в ином виде (таблица 5).
Таблица 5. Временное расписание уроков
по дням недели.
Расписание уроков на понедельник.
Уроки | 5-а | 6-а | 7-а | 8-а | 9-а | 9-б | 10-а | 10-б | 11-а | 11-б |
1 | Матем. 5 | |||||||||
2 | Геом. 5 | |||||||||
3 | Рус.яз. 23 | Матем. 5 | ||||||||
4 | Литер. 23 | Алгеб.5 | ||||||||
5 | Алгеб.5 | |||||||||
6 |
Аналогично выписывается временное расписание
на остальные дни недели. Расписание заполняется
из таблицы 3 по дням недели (сначала понедельник,
затем вторник и т.д.). Можно заполнять временное
расписание по урокам (первый, второй и т.д.), а
можно выписывать расписание учителей (Иванов
И.С., Петров Н.И. и т.д.). Такое заполнение
временного расписания позволяет обнаружить
ошибки: пропущенные уроки, совпадение предметов
на одном уроке, ошибка в нагрузке и т.д.
После заполнения временного расписания
необходимо сверить количество уроков по классам
по расписанию за неделю с количеством уроков по
учебному плану.
После проверки необходимо расставить номера
кабинетов, если в школе не каждый учитель имеет
закреплённый кабинет. Для этого используется
таблица 6.
Таблица 6. Перечень кабинетов.
Понедельник.
1 урок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Аналогично составляется перечень на
остальные уроки и на все дни недели.
При заполнении таблицы 5 номера кабинетов
учителей, имеющих кабинеты, проставляются сразу,
т.к. в таблице 3 имеется колонка “Кабинеты”.
Затем в таблице 6 вычёркиваются кабинеты, которые
уже проставлены. Оставшиеся свободные кабинеты
проставляются на уроки учителей, не имеющих
своих закреплённых кабинетов, при этом
учитывается предмет и свободный предметный
кабинет.
Временное расписании вывешивается на доску
объявлений, чтобы учителя и учащиеся могли
познакомиться с ним. Как правило, возникает
необходимость корректировки расписания
(поменять русский язык и литературу местами,
спарить уроки в старших классах, убрать первый
урок учителю из-за отдалённости местожительства,
перенести последний урок с одного дня на другой,
т.к. учащиеся не успевают на подготовительные
курсы и т.д.). После этого следует внести
коррективы, учитывая пожелания учителей и
учащихся. А затем перенести временное расписание
на стенд с постоянным расписанием.
Примерное расписание 5 класса
(недельная нагрузка 28 часов).
Уроки | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Ист.47 (8 б) | Рус.35(11б) | Ин.яз.25(10б) | Лит.35 (7 б) | Рус.35(11 б) |
2 | Рус.35(11б) | Лит.35 (7 б) | Мат. 8 (11 б) | Мат. 8 (11 б) | Муз.20(1 б) |
3 | Физ-ра (5б) | Мат. 8 (11б) | Физ-ра (5 б) | Ист.47 (8 б) | Мат.8 (11 б) |
4 | Мат. 8(11б) | Прир.28(6б) | Рус.35(11 б) | Рус.35(11б) | Ин.яз.25(10б) |
5 | Ин.яз.25(10б) | Рус.35(11б) | Техн.48 (4 б) | Прир.28(6 б) | Физ-ра (5 б) |
6 | ИЗО 36(2 б) | Техн.17 (4 б) | ОБЖ 10(5б) | ||
45 баллов | 48 баллов | 45 баллов | 48 баллов | 38 баллов |
В течение учебного года учителя могут болеть,
посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим
завучу приходится делать изменения в расписании.
Обычно предмет, который нужно заменить, проводит
другой учитель этого же предмета. Но это приводит
к тому, что необходимо делать изменения в
расписании на дополнительном стенде. Для этого
используется таблица 3 “Расписание учителей” и
таблица 6 “Перечень кабинетов”. В изменениях
указывается расписание только тех классов, в
которых такие изменения есть.
Завуч, отвечающий за расписание в
общеобразовательной школе, должен помнить о том,
что его цель создать оптимальные условия для
учителей и учащихся при проведении
образовательного процесса.
Расписание уроков является одним из основных элементов учебного режима. Правильно составленное расписание отодвигает умственное утомление на конец рабочего дня и учебной недели, предупреждает появление переутомления.
К расписанию уроков предъявляется ряд гигиенических требований. Одним из основных является строгое регламентирование количества уроков в течение учебного дня и учебной недели в зависимости от возраста учащихся. В течение учебного дня у младших школьников должно быть не больше 4 ч занятий.
Другим основным гигиеническим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели. В течение учебного дня умственная работоспособность школьников увеличивается от первого ко второму-третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников работоспособность начинает снижаться. Если вводится пятый урок у младших школьников, то на них работоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком.
Исследования показали, что наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов на первых — вторых уроках. Именно эти уроки следует отводить для проведения контрольных работ и занятий теми предметами, которые требуют от учащихся напряженного внимания. Выполнение контрольных работ на последних уроках приводит к значительному снижению их качества (большое количества описок, пропусков букв, недописанные слова, ошибки в вычислениях), ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеяно.
В связи с этим учебный день учащихся строго регламентируют исходя из действующей недельной учебной нагрузки. Предельная учебная нагрузка учащихся установлена: в 1-3-х классах 24 ч.
Исследованиями установлено, что возбуждение клеток коры головного мозга, обусловленное длительным действием определенного раздражителя или комплекса раздражителей, сменяется последующим торможением, что выражается в угасании условных рефлексов. Отсюда нерационально вести подряд два урока с одним и тем же содержанием занятий. Такое сдваивание уроков приводит к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки ручного труда и физической культуры. После этих уроков повышается работоспособность учащихся, увеличивается количество и улучшается качество выполняемой работы. Вот почему гигиенически правильнее этим предметам отводить третьи часы занятий в 1—4-х классах.
Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга.
Показано, что к наименьшему снижению работоспособности младших школьников приводит чередование уроков по схеме: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. Письмо и чтение — основные виды работы учащихся. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, особенно зрительного и двигательного анализаторов. Длительное выполнение упражнений по письму, когда, например, следуют друг за другом уроки русского языка и математики, приводит к существенному утомлению детей на третьем и четвертом уроке. Ухудшение работоспособности становится еще более резким, если учитель не учитывает наиболее эффективную продолжительность непрерывного письма и чтения детей 7-9 лет.
В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки (математика, иностранный язык, русский язык) ставить вторым или третьим уроком. Уроки труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства надо ставить у младших школьников третьим уроком. В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. Как исключение разрешено проводить сдвоенные уроки труда. Однако и их полезнее проводить два раза в неделю по 1 ч. Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скопились уроки, требующие много времени для выполнения домашних заданий.
Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник (105%) и в среду (109%) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работоспособность начинает снижаться (96%), в пятницу она еще меньше (95%) и в субботу самая низкая (94%). Таким образом, суббота и понедельник являются днями сравнительно низкой работоспособности учащихся. В эти дни у них наблюдается замедление темпа работы и увеличение количества ошибок и описок. Снижение работоспособности в субботу объясняется значительным утомлением учащихся в конце учебной недели. Относительно же низкая работоспособность учащихся в понедельник находится в прямой связи с так называемой врабатываемостью — постепенным включением организма в работу после более или менее продолжительного перерыва в ней.
Из сказанного можно сделать вывод, что в режиме занятий на субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов и преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения.
При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
Распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.
Рационально составленное на всю учебную неделю расписание дает возможность избежать концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам.
Гигиеническую оценку расписания уроков проводят в следующем порядке:
1. Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов.
Шкала учебных предметов по степени трудности
(Сивков И.Г., 1975 г.) (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов (общеобразовательные школы) |
Количество баллов (ранг трудности) |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный язык) |
7 |
Природоведение, информатика |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг (два пика), в то время как среда была бы несколько облегченным днем, или на среду (1 пик). Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
2. Дают оценку каждому дню недели и всему недельному расписанию уроков в баллах на основании ранговой шкалы трудности предметов.
3. Строят графики дневной и недельной кривой расписания занятий.
4. На основе анализа составляют новое расписание с учетом исправления недостатков, которые были в исходном расписании.
Выполнение: анализируем расписание 2 класса.
Понедельник |
Среда |
Пятница |
Литературное чтение |
Окружающий мир |
Литературное чтение |
Русский язык |
Математика |
Русский язык |
Математика |
Русский язык |
Математика |
Физкультура |
Технология |
Английский язык |
Вторник |
Четверг |
Суббота |
Литературное чтение |
Музыка |
Физкультура |
Русский язык |
Математика |
Литературное чтение |
Окружающий мир |
Русский язык |
ИЗО |
Английский язык |
Физкультура |
Технология |
При этом подсчитываем сумму баллов по дням недели
День недели |
Баллы за уроки |
Сумма баллов за день |
понедельник |
||
1 Лит. чтение |
5 |
|
2 Русский язык |
7 |
|
3 Математика |
8 |
21 |
4 Физкультура |
1 |
|
вторник |
||
1 Лит. чтение |
5 |
|
2 Русский язык |
7 |
25 |
3 Окр. мир |
6 |
|
4 Английский язык |
7 |
|
среда |
||
1 Окр. мир |
6 |
|
2 Математика |
8 |
|
3 Русский язык |
7 |
23 |
4 Технология |
2 |
|
четверг |
||
1 Музыка |
3 |
|
2 Математика |
8 |
|
3 Русский язык |
7 |
19 |
4 Физкультура |
1 |
|
пятница |
||
1 Лит. чтение |
5 |
|
2 Русский язык |
7 |
|
3 Математика |
8 |
27 |
4 Английский язык |
7 |
|
суббота |
||
1 Физкультура |
1 |
|
2 Лит. чтение |
5 |
|
3 ИЗО |
3 |
11 |
4 Технология |
2 |
|
Рис. 1. Динамика недельной учебной нагрузки
На рисунке видно, что образуется кривая, в которой подъемы чередуются со спусками, т.е. нагрузка то увеличивается, то уменьшается.
Динамика учебной нагрузи в течение учебного дня также нерациональная. Это можно увидеть на графиках по дням:
В понедельник динамика соблюдается – третьим уроком стоит самый трудный, физкультура – во второй половине учебного дня (доказано, что к наименьшему снижению работоспособности младших школьников приводит чередование уроков по схеме: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык).
Вторник – рациональный день, т. к. распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. Первым уроком – чтение, вторым – письмо. Далее, окружающий мир и английский язык. По графику видно – подъем, спад и снова подъем.
В среду первым уроком окружающий мир, затем (в соответствии с динамикой умственной работоспособности трудные уроки) математика и русский язык. Урок труда четвертым уроком.
Четверг несколько облегченный день (расположен между основными пиками в расписании). Основные предметы – вторым, третьим уроками. Во второй половине – физкультура.
Пятница – самый загруженный день (согласно баллам) приходится на конец недели. Расписание схоже со вторником, но здесь уроки располагаются по трудности от 1 к 3 и на 4 – спуск.
На субботу приходится наименьшее количество баллов. Из трудных предметов в этот день только чтение, которое рационально стоит вторым уроком.
Вывод: данное расписание является нерациональным. Чтобы сделать расписание рациональным, нужно внести в него изменения.
День недели |
Баллы за уроки |
Сумма баллов за день |
понедельник |
||
1 Чтение |
5 |
|
2 Русский язык |
7 |
21 |
3 Математика |
8 |
|
4 Физкультура |
1 |
|
вторник |
||
1 Чтение |
5 |
|
2 Русский язык |
7 |
27 |
3 Математика |
8 |
|
4 Английский язык |
7 |
|
среда |
||
1 Русский язык |
7 |
|
2 Музыка |
3 |
19 |
3 Математика |
8 |
|
4 Физкультура |
1 |
|
четверг |
||
1 Чтение |
5 |
|
2 Русский |
7 |
25 |
3 Окружающий мир |
6 |
|
4 Английский |
7 |
|
пятница |
||
1Окружающий мир |
6 |
|
2 Математика |
8 |
23 |
3 Русский язык |
7 |
|
4 Технология |
2 |
|
суббота |
||
1 Физкультура |
1 |
|
2 Чтение |
5 |
11 |
3 ИЗО |
3 |
|
4 Технология |
2 |
|
Рис. 2. Динамика учебной нагрузки в составленном расписании
При составлении расписания учтены требования: нагрузка в конце недели меньше, чем в середине; кривая учебной нагрузки имеет два пика, приходящийся на вторник и четверг; первые и последние уроки в течение дня – более легкие, чем 2-3-и.
Анализ недельного расписания класса.
Расписание
уроков класса
Понедельник |
Четверг |
||
1. |
Литературное чтение |
1. |
Математика |
2. |
Русский |
2. |
Русский родной язык |
3. |
Физкультура |
3. |
Окружающий мир |
4. |
Математика |
4. |
Технология |
5. |
Окружающий мир |
5. |
|
6. |
6. |
||
7. |
7. |
||
8. |
8. |
||
Вторник |
Пятница |
||
1. |
Литературное чтение |
1. |
Литературное чтение |
2. |
Русский |
2. |
Русский |
3. |
Музыка |
3. |
Физкультура |
4. |
Математика |
4. |
Математика |
5. |
5. |
||
6. |
6. |
||
7. |
7. |
||
8. |
8. |
||
Среда |
Суббота |
||
1. |
Литературное чтение |
1. |
|
2. |
Русский |
2. |
|
3. |
Математика и контруирование |
3. |
|
4. |
ИЗО |
4. |
|
5. |
5. |
Гигиенические
рекомендации к расписанию уроков.
Продолжительность учебного года для обучающихся первых
классов – 33 учебных недели. Количество часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки:
4 урока в день и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической
культуры, т.е. 21 час в неделю.
Сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более
одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 – 4
уроках.
Продолжительность урока (академический час) в 1 классе
не должна превышать 40 минут.
Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек.
Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов,
проведение нулевых уроков не допускается.
Современными научными исследованиями установлено, что
биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного
возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая
эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах
организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального
общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в
разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким
в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение
недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник
и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные
дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на
2 – 4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю
подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных,
классов необходимо пользоваться таблицей 1, в которой трудность каждого
учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется
предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не
проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков
наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться
на вторник и (или) среду.
Согласно СанПиН в недельном расписании в 1 классе,
должно быть не менее 3 занятий физической культуры. В 1 классе учащиеся школы
учатся пять дней в неделю, не допускается составление расписания с проведением
уроков по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую
смену.
По СанПиН рекомендуется чередовать сложные предметы с
более простыми. Например, занятия музыкой или изобразительным искусством с
математикой и литературным чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны
ставиться в расписании на второй урок.
Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1
классе школы во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно
переутомлены.
Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН
2.4.2.2821-10) рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре –
по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре- декабре – по 4 урока в день по 34
минут каждый, с января по май – по 4 урока по 40 минут.
Примерный
образец расписания звонков 1 класс по СанПиН
I четверть |
II четверть |
III-IV четверти |
1 урок 8.30 – 9.05 |
1 урок 8.30 – 9.10 |
1 урок 8.30 – 9.15 |
Обучение учащихся в 1 классе должно проводиться без оценивания
занятий и домашних заданий.
Примерный
образец расписания уроков 1 класс по ФГОС
День недели |
I четверть |
II четверть |
III-IV четверти |
|
1,3,5,7 недели |
2,4,6,8 недели |
|||
Понедельник |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Вторник |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Среда |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Четверг |
Литературное чтение |
ИЗО |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
Пятница |
Окружающий мир |
Окружающий мир |
Окружающий мир |
Окружающий мир |
Таблица 1
Шкала
трудности предметов для 1 – 4 классов
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный язык) |
7 |
Природоведение, информатика |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
В данном расписании, составленном для первого класса,
имеется ряд нарушений. В частности, наибольшая учебная нагрузка приходится на
понедельник: в этот день у детей наблюдается низкая работоспособность.
Самый трудный предмет математика 8 баллов по шкале
проводится 3 и 4 уроком, а по рекомендациям должна быть вторым, особенно в
пятницу, когда дети уже переутомлены к концу рабочей недели.
Идеальное
(на мой взгляд и в соответствии с СанПиНом, учебным планом и пожеланиями
учеников) расписание класса.
Понедельник |
Четверг |
||
1. |
Литературное чтение |
1. |
Литературное чтение |
2. |
Математика |
2. |
Математика и конструирование |
3. |
Русский язык |
3. |
Русский язык |
4. |
ИЗО |
4. |
Окружающий мир |
5. |
5. |
||
6. |
6. |
||
7. |
7. |
||
8. |
8. |
||
Вторник |
Пятница |
||
1. |
Окружающий мир |
1. |
Литературное чтение |
2. |
Математика |
2. |
Русский родной язык |
3. |
Русский язык |
3. |
Математика |
4. |
Технология |
4. |
Физкультура |
5. |
5. |
||
6. |
6. |
||
7. |
7. |
||
8. |
8. |
||
Среда |
Суббота |
||
1. |
Литературное чтение |
1. |
|
2. |
Математика |
2. |
|
3. |
Музыка |
3. |
|
4. |
Русский язык |
4. |
|
5. |
Физкультура |
5. |
Скачано с www.znanio.ru